Административная юрисдикция понятие и виды

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Административная юрисдикция понятие и виды". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Административно-юрисдикционные производства

Административная юрисдикция и ее принципы

Самостоятельным видом административного процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в свою очередь, на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке, и административную юрисдикцию, осуществляемую в судебном порядке. Принципы административной юрисдикции

1. Принцип подведомственности. Он выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях только те дела, которые они им подведомственны.

2. Принцип уполномоченности. Когда производство дела об административном правонарушении осуществляет только уполномоченный на эти действия конкретное должностное лицо. Так, уполномоченность составления протокола (возбуждение дела об административном правонарушении) определяется непосредственно федеральный орган исполнительной власти. Например приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» конкретизировано сотрудники ОВД

Административно-процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, требуют самостоятельного законодательного регулирования, которое закреплено в разделе IV КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях».

Цель административно-юрисдикционного процесса

Имеются следующие различия административно-юрисдикционного процесса и административно-процедурного процесса.

Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:

  • в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
  • в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.

Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права.

Особенности административно-правового спора

Особенности административно-правового спора. Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.

Споры разрешаются в судебном и внесудебном порядке. Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими последствиями в виде отмены нормативного правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д. Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.

Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, созданием специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Особенности административно-юрисдикционного процесса

Характерные черты административно-юрисдикционного процесса:

1) деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;

2) содержание деятельности в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу;

субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти, принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом является не только суд, но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти, иное уполномоченное лицо;

отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;

результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;

при осуществлении административной юрисдикции принуждение — возможный результат разрешения административно-правового спроса. Свое выражение оно находит в применении к виновной стороне соответствующих мер административной или иной юридической ответственности;

цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка, установленных административным законодательством.

Виды административно-юрисдикционных производств

1. Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

2. Дисциплинарное производство. Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права.

Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.

Читайте так же:  Утеряны документы на кассовый аппарат что делать

3. Производство по жалобам. Виды производств по жалобам:

  • производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц.

[1]

В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.1, ст. 6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.

Административный порядок производства урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Данный закон регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких как заявление и предложение.

Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб:

  • внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
  • принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
  • сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения — указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
  • систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных органов.
  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданин не получил на нее письменного ответа.

АДМИНИСТРАТИ́ВНАЯ ЮРИСДИ́КЦИЯ

  • В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 233

    Скопировать библиографическую ссылку:

    [2]

    АДМИНИСТРАТИ́ВНАЯ ЮРИСДИ́КЦИЯ, со­во­куп­ность про­цес­су­аль­ных пол­но­мочий гос. ор­га­нов (их долж­но­ст­ных лиц) и су­дей по рас­смот­ре­нию: 1) адм. спо­ров ме­ж­ду ор­га­ном пуб­лич­ной ад­мини­ст­ра­ции (ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и ор­га­на­ми ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния), их долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми, с од­ной сто­ро­ны, и гра­ж­да­на­ми (фи­зич. ли­ца­ми) или ор­га­ни­за­ция­ми (юри­дич. ли­ца­ми) – с дру­гой; 2) дел об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях.

    Понятие и основные черты административной юрисдикции

    ЛЕКЦИЯ 10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

    Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

    Виды индивидуальных административных дел:

    — дела об административных правонарушениях;

    — дела о дисциплинарных проступках;

    — дела об обращениях граждан;

    — дела о приеме в гражданство РФ;

    — дела о возмещении в административном порядке материаль­ного ущерба, причиненного государству, предприятию, учреж­дению, организации;

    — дела по исполнению постановлений о наложении админист­ративных взысканий;

    — дела, связанные с административным надзором;

    — арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

    Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

    производство по делам об административных правонаруше­ниях;

    производство по делам об обращениях граждан;

    производство по делам о приеме в гражданство РФ; производство о возмещении в административном материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

    производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

    производство, связанное с административным надзором;

    арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

    Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

    Административная юрисдикция — установленная админи­стративным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, а также правовое рассмот­рение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях вос­становление нарушенных прав и применение в административ­но-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

    Административная юрисдикция — это, по существу, подведом­ственность рассмотрения дел об административных правонару­шениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполно­моченными на то органами в порядке, определенном законода­тельством.

    Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий, имеющих государственно-властный характер, исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции; судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.

    Оба этих аспекта административного процесса дополняют друг друга. Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.

    Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности

    1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об админист­ративно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административ­ными процедурами.

    2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

    3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должно­стным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т.е. одна из сто­рон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифициру­ют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обяза­тельное для исполнения решение.

    Читайте так же:  Нецелевое использование алиментов как доказать, что делать

    4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения админис­тративно-правовых, процедурных споров и дел об администра­тивных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

    5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определен­ной стадии отношения равенства сторон, которые потом пере­ходят в стадию неравенства, например заключение админист­ративного договора о контрактной службе.

    6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависи­мую совокупность видов административных производств, обла­дающих некоторой целостностью порядка и последовательнос­ти осуществления стадий производства.

    7. Административная юрисдикция (подведомственность) име­ет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект, уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.

    Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных трудовых и др.).

    | следующая лекция ==>
    Производство по делам об административных правонарушениях | Способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления

    Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2375 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Административная юрисдикция

    Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект . Т. Н. Радько . 2011 .

    Смотреть что такое «Административная юрисдикция» в других словарях:

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц поразрешению индивидуальных административных дел и применению соответству ющих юридических санкций в административном порядке (без обращения… … Финансовый словарь

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда); 2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и… … Юридический словарь

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке … Большой Энциклопедический словарь

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — Деятельность органов государственного управления и органов местного самоуправления их должностных лиц, установленная законодательными актами, по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в… … Словарь бизнес-терминов

    административная юрисдикция — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN administrative jurisdiction The extent, power or territory in which an office with executive or managerial authority administers justice or declares judgments. (Source: RHW /… … Справочник технического переводчика

    Административная юрисдикция — (англ. administrative jurisdiction) 1) дела, относящиеся к подведомственности органов управления (административных органов); 2) предусмотренная законодательством деятельность органов государственного управления (органов исполнительной власти) и… … Энциклопедия права

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию суда или арбитражного суда; 2) установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по… … Юридическая энциклопедия

    Видео (кликните для воспроизведения).

    административная юрисдикция — деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке. * * * АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ … Энциклопедический словарь

    Административная юрисдикция — установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.… … Большая советская энциклопедия

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ — – 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию органов гос. власти, суда и прокуратуры. 2) Разрешение споров о праве в области гос. управления в буржуазных государствах (см.… … Советский юридический словарь

    Понятие и виды административно-юрисдикционного производства

    Понятие и виды административно-процедурноого производства.

    Основное отличие административно-процедурного производства от административно-юрисдикционного состоит в том, что административно-процедурное производство не имеет целью применение принудительных мер административного характера, здесь, как правило, отсутствует правовая оценка поведения сторон. Результатом этого производства является обеспечение эффективной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также осуществление прав физических и юридических лиц, т.е. осуществляется позитивная управленческая деятельность.

    Рассмотрим некоторые из видов административно-процедурных производств.

    1. Производство по принятию правовых актов управления. Этот вид производств используется в деятельности органов исполнительной власти при осуществлении ими управленческой деятельности.

    2. Регистрационное производство. Под регистрацией понимается акт официального признания прав или законности соответствующих действий физических и юридических лиц. Законодательством Российской Федерации предусматриваются различные виды регистрации: регистрация юридических лиц, общественных объединений, религиозных организаций, граждан по месту жительства и месту пребывания, транспортных средств, прав на недвижимое имущество, нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

    3. Лицензионно-разрешительное производство. К лицензируемым видам деятельности на территории Российской Федерации (видам деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии) относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Такими видами деятельности являются следующие: биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность и другие.

    Административная юрисдикция определяется как установленная нормами административного права совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности.

    Читайте так же:  Как перезаключить бессрочный договор аренды нежилого помещения

    Можно выделить следующие виды административно-юрисдикционного производства:

    — производство по жалобам;

    [3]

    — производство по делам об административных правонарушениях;

    Производство по жалобам направлено на защиту прав и законных интересов лиц, подавших жалобу, в сфере административного права. Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

    Производство по делам об административных правонарушениях определяется нормами КоАП и является административно-процессуальной, юрисдикционной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами.

    Дисциплинарное производство заключается в применении к государственным служащим, совершившим правонарушение в виде должностного проступка, дисциплинарных взысканий, предусмотренных правовыми нормами. При этом под должностным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

    | следующая лекция ==>
    Понятие административного процесса | Принципы административного процесса

    Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 344 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Понятие административной юрисдикции и ее особенности в органах внутренних дел

    Занимая специфическое место в системе государственного аппарата, органы внутренних дел осуществляют различные виды правоохранительной деятельности, в том числе — деятельность административно-юрисдикционную. Правильное использование органами внутренних дел возможностей административной юрисдикции оказывает большое влияние на состояние общественного порядка и общественной безопасности.

    Юрисдикция как государственно-властная деятельность полномочного органа состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятии по ним правовых индивидуальных актов[137].

    В научной и учебной литературе административная юрисдикция рассматривается нередко как деятельность по рассмотрению и разрешению юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонарушениях, осуществляемая органами государственного и местного самоуправления. По мнению авторов, она включает производство по жалобам, согласительное производство, производство по делам об административных правонарушениях[138].

    Существуют и «другие, более упрощенные определения. Например, А.С. Дугенец считает, что административная юрисдикция является самостоятельным видом правоохранительной деятельности органов государственного управления по рассмотрению только дел об административных правонарушениях[139].

    Именно в таком аспекте понятие административной юрисдикции рассматривается в настоящей главе.

    Административная юрисдикция является разновидностью правоприменения. Ее содержанием являются сбор, исследование, оценка информации и принятие решения. Компетентный орган устанавливает прежде всего факты, имеющие юридическое значение для разрешения дела. При этом требуется выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли Данное лицо в его совершении, имеются ли обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб и др.

    Исследованию и оценке подлежат не только обстоятельства дела, его решение невозможно без соответствующей нормативной основы. Юрисдикционный орган выбирает норму права, в соответствии с которой может быть разрешено конкретное дело, и принимает правовое решение.

    Эти процессуальные действия и являются формой реализации административной юрисдикции.

    Таким образом, административная юрисдикция обладает всеми признаками, которые присущи юрисдикции в целом.

    К их числу относятся:

    — наличие административного правонарушения, требующего восстановления правопорядка в соответствии с предписаниями закона;

    — состязательная процедура разрешения дела, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников данного дела;

    — обязательность принятия юрисдикционного акта.

    Каждый из названных признаков применительно к административной юрисдикции имеет свое специфическое содержание.

    Являясь одним из видов правоохранительной деятельности, административная юрисдикция осуществляется многими органами государства, в том числе и органами внутренних дел. В этой связи органы внутренних дел наделены широким кругом полномочий, в рамках которых они реализуют принадлежащее им право привлечения к административной ответственности. При этом юрисдикция органов внутренних дел имеет свои особенности по сравнению с другими административно-юрисдикционными органами.

    Основные юрисдикционные полномочия органы внутренних дел реализуют в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Такое положение обусловлено тем, что в соответствии с законодательством охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одной из важнейших задач, стоящих перед органами внутренних дел (милицией).

    Бесспорно, административно-правовая охрана в названных сферах предполагает использование и неюридических форм и методов, направленных на предупреждение и выявление нарушений установленных правил (предупредительные действия сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы, участковых уполномоченных милиции; различного рода разъяснения, консультации; устранение противоправных ситуаций и др.). Однако один лишь надзор не может оптимально обеспечить правомерность поведения граждан в рассматриваемых сферах. Поэтому органы внутренних дел и наделяются правом осуществлять не только надзорную, но и юрисдикционную деятельность, связанную с применением мер административно-принудительного воздействия.

    Таким образом, наряду с административным надзором юрисдикционная деятельность призвана обеспечить защиту от противоправных посягательств общественного порядка, общественной безопасности и других общественных отношений, охрана которых возложена на органы внутренних дел.

    Широта охраняемых органами внутренних дел общественных отношении обусловливает больший по сравнению с другими органами объем юрисдикционных полномочий. Если другие административно-юрисдикционные органы отраслевой компетенции рассматривают, как правило, небольшую группу однородных административных правонарушений, то органы внутренних дел уполномочены разрешать более 40 разновидностей дел об административных правонарушениях (ст. 23.3. КоАП РФ): о нарушении правил дорожного движения, правил хранения, использования огнестрельного оружия, правил в сфере охраны общественного порядка и др.

    В системе органов внутренних дел юрисдикционными полномочиями наделен значительный круг должностных лиц. При этом их компетенции присуща определенная степень специализации. Если для начальников органов внутренних дел характерен универсализм юрисдикционных полномочий, то большинство других сотрудников вправе разрешать только строго определенные категории дел. Так, сотрудники ГИБДД рассматривают лишь дела о нарушении правил дорожного движения.

    Читайте так же:  Несвоевременная уплата алиментов

    Особенностью административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел является и то, что кроме рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, на них возлагается обязанность по пресечению и процессуальному оформлению правонарушений, подведомственных другим органам административной юрисдикции. Так, органы внутренних дел осуществляют надзор за соблюдением правил в сфере предпринимательской деятельности, пограничного режима, правил привлечения и использования иностранной рабочей силы и др. В случае нарушения указанных правил, должностные лица органов внутренних дел принимают необходимые меры (доставление, административное задержание, личный досмотр, составление протокола), чтобы обеспечить возможность рассмотрения данного правонарушения компетентным органом (должностным лицом). Такими полномочиями обладают практически все сотрудники органов внутренних дел, что обусловлено необходимостью принятия оперативных решений в отношении нарушителей правопорядка.

    Административную юрисдикцию органов внутренних дел отличает также использование трех видов производства по административным правонарушениям:

    1) обычное, когда последовательно реализуются все стадии производства по делам об административных правонарушениях (возбуждение дела, оформление материалов, рассмотрение дела, исполнение постановления, пересмотр постановлений (решений)).

    Каждая стадия характеризуется своей спецификой, которая обусловлена:

    — фактическими процессуальными основаниями возникновения;

    — содержанием — совокупностью процессуальных действий, этапов;

    — кругом компетентных органов и иных участников;

    — наличием процессуальных сроков;

    — особенностями процессуального оформления промежуточных и итоговых процессуальных решений;

    2) упрощенное производство характеризуется минимумом процессуальных действий и наибольшей оперативностью. При этом протокол об административном правонарушении не составляется, а соответствующее решение принимается компетентным должностным лицом на месте правонарушения. Такая процедура является исключением из общих правил и предназначается для наиболее очевидных дел. Чаще всего она применяется при нарушении правил дорожного движения и пользовании средствами транспорта, когда к виновному применяется предупреждение или налагается штраф. Так, около 50 % водителей, нарушивших правила дорожного движения, привлечено сотрудниками ГИБДД к административной ответственности без составления протокола;

    3) особое производство — понятие собирательное, имеющее место в тех случаях, когда общий порядок производства видоизменяется отдельными федеральными законами. Например, особенности порядка производства по делам об административных правонарушениях в отношении отдельных категорий субъектов установлены: Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации», Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и т. д.

    Любое производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

    Следует отметить еще одну особенность. На органы внутренних дел возложено исполнение постановлений о назначении некоторых административных наказаний, применяемых судьями. Речь идет об исполнении таких наказаний, как возмездное изъятие или конфискация оружия и боевых припасов, лишение специального права (права управления транспортным средством), административный арест, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Дата добавления: 2014-12-17 ; Просмотров: 1449 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Административная юрисдикция понятие и виды

    Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура

    Отправляясь от общей характеристики административно-процессуальной деятельности, можно выделить прежде всего основные черты, свойственные ее юрисдикционному пониманию как наиболее предпочтительному в юридическом смысле и наиболее подверженному правовому регулированию. При этом необходимо учитывать, что административно-юрисдикционная деятельность имеет определенные границы, не позволяющие полностью отождествить ее с любым вариантом государственно-управленческой деятельности вообще. Это проявляется в следующем:

    Административный процесс в юрисдикционном смысле своим источником имеет возникающие в сфере государственного управления специфические споры между сторонами регулируемых административно-правовыми нормами управленческих общественных отношений. Это — споры о праве административном, или же административно-правовые споры.

    Юридическая природа такого рода правовых споров еще не исследована с достаточной полнотой. Однако есть все основания утверждать. что возникают они в связи со сложившимся у одной из сторон конкретного административно-правового отношения представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются, либо тем или иным образом ущемляются действиями второй стороны.

    С учетом особенностей административно-правовых отношений следует ориентироваться на то, что, как правило, административно-правовые споры возникают по инициативе управляемой стороны, испытывающей на себе управляющее воздействие того или иного субъекта исполнительной власти и считающей это воздействие (например, правовой акт управления) дефектным. Споры такого рода могут возникать и по инициативе управляющей стороны (например, при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности), а также между различными субъектами управления (например, между исполнительными органами одного или различного уровня).

    Наконец, административно-правовые споры могут иметь место в случаях, когда то или иное дело возникает по инициативе специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

    Следовательно, как правило, основаниями административно-правовых споров являются жалобы граждан и иных участников административно-правовых отношений, а также протесты прокуроров.

    Развитие федеративных отношений привело к появлению нового вида споров административно-правового характера, сторонами которых могут быть органы исполнительной власти различных субъектов Российской Федерации. Так, для разрешения разногласий между такими органами, а также между ними и федеральными органами исполнительной власти Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры, целью которых является достижение согласованного решения (ст. 85 Конституции Российской Федерации).

    Читайте так же:  Оценка имущества при разделе имущества супругов

    Правительство Российской Федерации разрешает споры и разногласия между федеральными органами исполнительной власти и правительствами республик, администрацией иных субъектов федерации, а также между министерствами, государственными комитетами Российской Федерации и т.п. Естественно, что бесспорная ситуация не влечет за собой юрисдикционное производство.

    В основе административно-правовых споров, в процессе разрешения которых осуществляется правовая оценка поведения (действий) спорящих сторон, лежат индивидуальные административные дела. Рассмотрение не любых, а только спорных конкретных дел составляет содержание юрисдикционного административного процесса (например, рассмотрение дел об административных правонарушениях, жалоб граждан).

    Разрешение административно-правовых споров предполагает установление определенного порядка, т.е. правил, которыми следует руководствоваться при рассмотрении индивидуальных дел. Это означает необходимость особого правового регулирования административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера.

    Само понятие административного процесса нельзя отождествлять с такого рода порядком, ибо «порядок» в данном случае создает правовую основу процесса как разновидности государственно-управленческой деятельности. Соответственно в механизме административно-правового регулирования выделяются устанавливающие и обеспечивающие такой порядок административно-процессуальные нормы. Например, они содержатся в республиканском Кодексе об административных правонарушениях.

    Назначение этих правовых норм заключается не только в определении юридических правил разрешения индивидуальных дел, но и самого характера таковых. Это означает, что административно-процессуальные нормы устанавливают границы юрисдикционной деятельности: не любое индивидуальное дело, возникающее в сфере государственного управления, составляет ее предмет, а лишь те, на которые распространяется действие установленного этими нормами порядка.

    Многие индивидуальные дела носят соответственно не юрисдикционный, а процедурный характер. Последние, как уже отмечалось, нередко вообще не урегулированы правом с достаточной полнотой. Кроме того, они не содержат в себе элементы спорного правового характера.

    Правовое регулирование юрисдикционной административно-процессуальной деятельности придает ей юридический характер и создает основу для возникновения в рамках административного процесса особого вида правовых отношений. Это — административно-процессуальные отношения горизонтального типа, т.е. в их рамках обеспечивается одинаковый правовой уровень их участников. Но, как это характерно вообще для административно-правовых отношений такого типа, равенство сторон имеет силу до определенного момента.

    Таковым является момент вынесения решения по данному спору или индивидуальному делу, что относится к прерогативе субъектов процессуальных отношений в руках которых сосредоточены юридически-властные полномочия, необходимые для такого решения.

    В юрисдикционных правоотношениях практически реализуются материальные нормы административно-процессуального права. При этом административная юрисдикция, находящая свое выражение в этих отношениях, прежде всего закрепляется в виде полномочий соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) по разрешению административно-правовых споров.

    Административная юрисдикция, как процессуальная категория, служит в конечном счете целям правоохраны, обеспечения стабильного правопорядка в сфере государственного управления. Своим основным назначением она, следовательно, имеет прежде всего правовую защиту административно-правовых отношений. Одновременно в рамках административно-юрисдикционной деятельности практически осуществляется защита и многих других правовых отношений (например, финансовых, трудовых, земельных, природоохранительных и т.п.).

    В то же время границы административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера определены таким образом, что в ее порядке происходит не только защита, но и реализация требований не только материальных административно-процессуальных норм, но и такого же рода правовых норм других отраслей российского права.

    Административно-процессуальная деятельность юрисдикционного характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не является исключительной прерогативой исполнительных органов (должностных лиц). Конечно, она достаточно показательна именно для функционирования названных субъектов. Однако во многих случаях она может осуществляться не только во внесудебном (административном) порядке, но и в судебном, причем сфера административной юрисдикции, осуществляемой различными органами судебной власти, постоянно расширяется.

    Так, в соответствии с Конституцией Российской федерации (ст. 125) и Федеральным законом Российской Федерации «О Конституционном суде Российской Федерации», последний разрешает споры о компетенции между различными звеньями системы государственной власти, включая и органы исполнительной власти.

    Необходимо учитывать также и то, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены всей полнотой полномочий административно-юрисдикционного характера. Как правило, это полномочия, связанные с реализацией дисциплинарной власти, с разрешением жалоб граждан. Полномочия же по разрешению индивидуальных дел об административных правонарушениях, по применению мер административной ответственности закрепляются не за всеми такими субъектами.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Административно-процессуальная деятельность базируется на определенных принципах, которые, во-первых, характерны для государственно-управленческой деятельности в целом, во-вторых, близки по своему характеру к принципам правосудия, и, в-третьих, отражают специфику административной юрисдикции. К числу таких принципов относятся: законность, компетентность, процессуальное равенство сторон, охрана интересов государства и личности, достижение материальной истины, доступность, гласность, экономичность, состязательность.

    Источники


    1. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.

    2. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.

    3. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.
    4. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
    5. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.
    Административная юрисдикция понятие и виды
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here