Идентификация понятия государственная услуга

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Идентификация понятия государственная услуга". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 6.1)

Глава 1. Общие положения

>
Сфера действия настоящего Федерального закона
Содержание
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Удаленная идентификация

Удаленная идентификация — это механизм, позволяющий физическим лицам получать финансовые услуги дистанционно в разных банках, подтвердив свою личность с помощью биометрических персональных данных (изображение лица и голос).

Механизм удаленной идентификации разработан Банком России в рамках реализации Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018 — 2020 годов.

Создание и развитие платформы для удаленной идентификации позволяет перевести финансовые услуги в цифровую среду, повысить доступность финансовых услуг для потребителей, в том числе людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения, а также увеличить конкуренцию на финансовом рынке.

Для реализации механизма удаленной идентификации разработаны нормативные (правовые) акты, а также сформирована технологическая инфраструктура, в том числе Единая биометрическая система, которая совместно с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) обеспечит достоверную идентификацию пользователей.

[3]

Процедура для пользователя является бесплатной и добровольной и будет осуществляться только с согласия клиента.

Преимущества

Получение финансовых услуг:

Как начать использовать удаленную идентификацию

1 Пройти первичную регистрацию биометрических данных.

Гражданину нужно прийти в один из уполномоченных банков, обладающих правом проводить регистрацию физических лиц в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе. Такой Банк проведет идентификацию физического лица при личном присутствии, зарегистрирует его в ЕСИА, а также снимет биометрические параметры (сфотографирует и запишет образец голоса) и направит их в Единую биометрическую систему.

2 Получить банковские услуги с помощью удаленной идентификации.

Для получения услуги в новом банке гражданину нужно зайти на сайт или мобильное приложение этого банка и выбрать получение услуги с использованием удаленной идентификации.

Далее необходимо пройти авторизацию в ЕСИА и подтвердить свои биометрические данные с помощью смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с камерой и микрофоном.

Для подтверждения своих биометрических данных с мобильного устройства необходимо скачать мобильное приложение Единой биометрической системы. Приложение доступно для скачивания в Google Play и App Store.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

После сравнения лица и голоса гражданина с ранее внесенными в Единую биометрическую систему данными, он сможет открыть счет (вклад), получить кредит, сделать перевод, не приходя в банк.

QR-код для скачивания мобильного приложения Единой биометрической системы

Этапы реализации проекта

2017 год — обеспечено законодательное закрепления возможности проведения удаленной идентификации. 31 декабря 2017 года подписан Федеральный закон № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

I кв. 2018 года — создана Единая биометрическая система, с использованием которой осуществляется проведение биометрической идентификации физических лиц.

II кв. 2018 года — приняты подзаконные акты и проведена тестовая эксплуатация Единой биометрической системы банками.

30 июня 2018 года — запущен механизм удаленной идентификации. С этого момента банки постепенно обеспечивают в своих структурных подразделениях сбор биометрических данных по мере готовности их технологической инфраструктуры. До конца 2019 года такой сервис будет предоставляться во всех структурных подразделениях банка в каждом регионе присутствия.

Вопросы и ответы

Процедура удаленной идентификации гражданина с помощью Единой биометрической системы надежно защищена от взлома и мошенничества с помощью самых высоких стандартов защиты информации. Биометрические данные гражданина в Единую биометрическую систему передаются по защищенному отечественными криптоалгоритмами каналу связи.

Мобильное приложение Единой биометрической системы имеет встроенные криптографические средства защиты информации, которое соответствует всем требованиям законодательства РФ в сфере защиты информации.

Биометрические данные граждан в Единой биометрической системе хранятся в зашифрованном виде в обезличенной форме отдельно от других персональных данных, таких как Ф.И.О., паспорт, СНИЛС и др. Указанные персональные данные храниться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Связка между системами осуществляется по технологическому идентификатору ЕСИА.

К вопросу об идентификации пользователей портала государственных услуг

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Страницы в журнале: 78-81

С.В. ЛУКАШЕВИЧ,

ассистент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета

Обоснована необходимость создания единого идентификатора граждан при оказании им государственных услуг в электронном виде. Проведен анализ средств такой идентификации, используемых в настоящее время, а также предложенных теоретиками права. В качестве оптимального идентификатора выделен электронный почтовый адрес.

Ключевые слова: идентификация личности, идентификация, государственные услуги, электронное правительство.

The article grounds necessity of creating of united method of identification of citizens, when they use public services in electronic form. Also the article gives the analysis of methods of identification, currently in use, as well as the proposed law theorists. Email has been selected as the best method of identification.

Keywords: identification of the person, identification, the state services, the electronic government.

В январе 2002 года Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002—2010 годы)». Однако еще до ее утверждения имелся опыт успешного обмена данными в электронном виде между государственными органами, населением и организациями. В 2008 году был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий.

Читайте так же:  Как подать на увеличение размера алиментов на ребенка

В 2009 году был принят план по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р. Вместе с тем остались проблемы, без решения которых формирование электронного правительства в Российской Федерации не представляется возможным. Одной из них является отсутствие необходимого нормативного правового обеспечения для оказания государственных услуг в электронном виде, а именно закона о едином идентификаторе граждан.

Попытки закрепить на законодательном уровне создание такого идентификатора предпринимались неоднократно. Так, первая версия законопроекта № 217352-4 «О персональных данных», принятая в первом чтении в ноябре 2005 года, предполагала создание государственного регистра населения, который должен был содержать идентификаторы персональных данных (далее — ИПД) всех физических лиц, постоянно или временно проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации. Такой идентификатор должен был быть уникальным и постоянным для каждого лица[1]. При обсуждении законопроекта Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций одним из недостатков введения ИПД указал отсутствие в законопроекте «системы альтернативного учета для граждан, которые по своим убеждениям желают отказаться от существующей системы учета»[2].

Кроме этого, Комитет отметил, что ИПД должен присваиваться учетной записи, а не личности; что не должны применяться универсальные идентификаторы для всех операторов; что ИПД должны быть предназначены для внутреннего использования в информационных системах персональных данных и не применяться в иных системах. Кроме того, Комитет посчитал целесообразным учесть опыт ряда зарубежных государств (в частности, Австрии, Венгрии, Германии, Португалии), в которых действуют ограничения на присвоение и использование ИПД, а также на объединение информационных массивов, содержащих разнородные персональные данные[3].

Против введения идентификатора выступил и Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи. Противники введения подобного идентификатора ссылались на то, что к числу важнейших принципов защиты прав граждан при автоматизированной обработке их персональных данных относятся отраженный в законопроекте запрет на объединение персональных данных, собранных в принципиально различных целях. Отступление от указанных принципов создает условия для необоснованного ограничения и прямого нарушения прав граждан. В частности, введение универсального ИПД, соотносимого с любыми персональными данными конкретного лица вне зависимости от того, каким оператором и в каких целях такие данные обрабатываются, позволяет получить доступ к его персональным данным в полном объеме любому лицу, имеющему доступ к ИПД, что противоречит Конституции РФ. В связи с этим ИПД не могут носить универсального характера: их использование возможно лишь в отдельных сферах.

Кроме того, перспектива стать «пронумерованными» напугала многих жителей России. Опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения, показал, что противниками этой идеи являются 42% граждан страны[4]. Поступившие в Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству многочисленные обращения также свидетельствуют о массовом негативном отношении к присвоению гражданам каких-либо цифровых и иных идентификаторов. Данный Комитет пришел к выводу, что снижению социальной напряженности могло бы способствовать введение порядка, при котором ИПД закрепляется не за гражданином, а за совокупностью относящихся к нему персональных данных, обрабатываемых и используемых в конкретной сфере деятельности. В своем заключении данный Комитет указал, что на граждан не должны возлагаться обязанности по совершению каких-либо действий в целях получения ИПД, а также по использованию такого идентификатора при обращении в государственные органы и органы местного самоуправления. Объем прав и свобод человека и гражданина, а также объем получаемых им административных услуг не должен ставиться в зависимость от использования идентификатора персональных данных[5].

В итоге в законопроект были внесены поправки, исключающие нормы о создании единого идентификатора[6].

Вместе с тем уже после принятия Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) в теории права продолжают звучать предложения по созданию единого идентификатора. Так, Е.Г. Барковская считает, что нужно создать индивидуальный номер или код. В качестве такого кода она предлагает использовать фрагмент последовательности букв и цифр, получающейся в результате расшифровки гипервариабельных участков ДНК (код ДНК)[7].

А.В. Кротов полагает, что введение единого идентификационного номера или единой системы идентификационных номеров нецелесообразно, так как это будет основой развития коррупции и тоталитарного общества. По его мнению, достаточно идентификационных номеров, существующих в различных государственных органах, организациях[8].

Ряд ученых предлагают рассматривать в качестве такого идентификатора идентификационный номер налогоплательщика и страховой номер индивидуального лицевого счета в системе пенсионного страхования[9]. Однако Конституционный суд РФ установил, что присвоение идентификационных номеров должно обеспечивать соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина и сочетаться с адекватными мерами защиты частной жизни граждан, включая достоинство верующих. Присвоение идентификационных номеров (при налоговом учете) не заменяет имя человека и подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета[10]. Таким образом, указывать ИНН налогоплательщики обязаны только в документах, подаваемых в налоговые органы. В равной мере это относится и к СНИЛС. Тем не менее сегодня для получения государственных услуг в электронном виде (например, при оформлении заграничного паспорта) наряду с другими данными необходимо также указывать ИНН и СНИЛС. Предполагаем, что данное нарушение законодательства связано в первую очередь с отсутствием иной возможности идентифицировать заявителя.

Введение практики оказания государственных услуг в электронном виде сталкивается с недостаточностью существующих на сегодняшний день средств индивидуализации граждан (имени и места жительства). Ввиду того что указанная программа реализуется и государственные услуги оказываются с нарушением действующего законодательства, необходимо в срочном порядке разработать нормативно-правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде.

Читайте так же:  Как делятся кредиты при разводе супругов, если есть ребенок

В законодательстве до сих пор отсутствует понятие «единый идентификатор». Дать определение этому термину пытались только теоретики права. Е.А. Миндрова рассматривает персональный идентификатор как один из элементов защиты неприкосновенности частной жизни и предлагает понимать его как «неизменяемый во времени и пространстве код, который обеспечивает возможность однозначного установления соответствия между персональными данными о конкретном физическом лице, размещаемыми в различных автоматизированных системах учета населения»[11].

Как следует из программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)», таким идентификатором будет являться электронная цифровая подпись (ЭЦП). На наш взгляд, использование ЭЦП в качестве единого идентификатора весьма затруднительно.

Во-первых, нельзя возложить на граждан обязанность получения сертификата ключа подписи ввиду отсутствия достаточных правовых оснований. Кроме того, получение данного ключа связано с дополнительными расходами, которые будут нести граждане, что вызовет обоснованное их недовольство и будет рассмотрено как потакание власти коммерческим структурам, специализирующимся в этом направлении.

Во-вторых, индивидуализирующие признаки должны отвечать определенным требованиям. Так, А.В. Мирошник одним из обязательных признаков средств индивидуализации физических лиц называл их устойчивый характер, т. е. неизменность в течение продолжительного времени[12]. Сертификат ключа подписи имеет свой срок действия; также само его действие может быть приостановлено. Минимальные сроки действия сертификата не установлены, и говорить о его «устойчивом характере» не приходится.

В-третьих, отсутствуют нормы, уникально связывающие ЭЦП с физическим лицом. Если третьему лицу станет известен закрытый ключ, то отличить подлог подписи будет невозможно.

Полагаем, что использование ЭЦП для идентификации лица при оказании ему государственных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет допустимо лишь в качестве альтернативы единому идентификатору.

Оптимальным идентификатором, на наш взгляд, является электронный почтовый адрес. Подобные электронные почтовые ящики должны создаваться на специальном почтовом сервисе. В целях их защищенности регистрация должна производиться при предоставлении данных основного документа, удостоверяющего личность. Такие почтовые ящики должны использоваться только для получения государственных услуг и не могут служить заменой иным, личным электронным почтовым ящикам. Для применения электронного почтового ящика в качестве идентификатора следует внести изменения в Закон о персональных данных. Кроме того, необходимо разработать и постоянно обновлять программу защиты почтового сервера, а также провести широкую информационную кампанию среди населения.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что проблема идентификации граждан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сегодняшний день является одной из самых острых. Практика оказания электронных государственных услуг населению без должного правового регулирования приводит к повсеместному нарушению законодательства, что нельзя признать допустимым. В связи с этим необходимо срочно разработать и утвердить на законодательном уровне понятие «единый идентификатор», определить, что будет являться таким идентификатором, и проработать механизмы его использования.

1 Текст законопроекта // http: //asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz.nsf/ByID/70375CA97E34CA10432571BB005CE240? OpenDocument (дата обращения: 12.08.2010).

2 Заключение комитета-соисполнителя // http: //asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz.nsf/ByID/ CE4559EEF3BF08CB432571BB005CE288?OpenDocument (дата обращения: 12.08.2010).

4 См.: Нумеровать россиян не будут // http://www.uinc.ru/news/sn6108.html (дата обращения: 12.08.2010).

5 Заключение ответственного комитета // http: //www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointra.jsp?c=217352-4 (дата обращения: 12.08.2010).

6 ЭРК на законопроект № 217352-4 // http: //www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointra.jsp?c=217352-4 (дата обращения: 12.08.2010).

7 См.: Барковская Е.Г. Концепция создания криминалистических учетов на основе баз данных биометрии человека // Общество и право. 2009. № 1.

8 См.: Кротов А.В. Перспективы развития информационной свободы в Российской Федерации // Правовые вопросы связи. 2006. № 2.

9 См.: Дятленко В.В., Волчинская Е.К. Законодательство о защите персональных данных: проблемы и решения // Информационное право. 2006. № 1.

10 См. определение КС РФ от 10.07.2003 № 287-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Можнева Ивана Федоровича и коллективной жалобы граждан Гирдюк Татьяны Сергеевны, Маркеловой Людмилы Николаевны, Ращинской Галины Владимировны и других на нарушение их конституционных прав абзацем первым пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестн. КС РФ. 2003. № 6.

11 Миндрова Е.А. Тайна в праве на неприкосновенность частной жизни // Юридический мир. 2007. № 3.

12 См.: Мирошник А.В. Традиционные правовые средства индивидуализации физических лиц: недостатки и перспективы совершенствования // Нотариус. 2007. № 3.

Идентификация понятия государственная услуга

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении требований к проведению идентификации гражданина российской федерации государственными органами и иными организациями, осуществляющими размещение в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации гражданина российской федерации в указанной системе, и иных сведений, предусмотренных федеральными законами, а также размещающими сведения в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным. » (подготовлен Минкомсвязью России 22.03.2018)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Требования к проведению идентификации гражданина Российской Федерации государственными органами и иными организациями, осуществляющими размещение в электронной форме единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации гражданина Российской Федерации в указанной системе, и иных сведений, предусмотренных федеральными законами, а также размещающими сведения в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации.

Читайте так же:  Иск собственника на перерасчет по отоплению

2. Настоящее постановление вступает в силу с 30 июня 2018 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2018 г. N

Требования
к проведению идентификации гражданина Российской Федерации государственными органами и иными организациями, осуществляющими размещение в электронной форме единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации гражданина Российской Федерации в указанной системе, и иных сведений, предусмотренных федеральными законами, а также размещающими сведения в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации

1. Настоящие Требования применяются при проведении идентификации гражданина Российской Федерации при его личном присутствии государственными органами и иными организациями в случаях, определенных федеральными законами, осуществляющими размещение в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации гражданина Российской Федерации в указанной системе, и иных сведений, предусмотренных федеральными законами, а также размещающими сведения в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации (далее — единая биометрическая система), проводимой в целях регистрации гражданина Российской Федерации в единой системе идентификации и аутентификации, а также размещении данных сведений в указанных системах (далее — Требования, органы и организации).

Требования не распространяются на организации, проводящие такую идентификацию в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2. Идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных настоящими Требованиями сведений о гражданах Российской Федерации (далее — заявитель) и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) их нотариально заверенных копий и информационных систем государственных органов.

3. Идентификация заявителя должна проводиться органами и организациями самостоятельно.

4. При идентификации заявителя органами и организациями, заявитель при личном присутствии сотрудника органа и организации предоставляет в том числе следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии последнего);

б) дата рождения;

Видео (кликните для воспроизведения).

в) место рождения;

г) реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия (при наличии) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (при наличии);

д) адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

е) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

ж) информация о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования;

з) контактная информация — номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи и адрес электронной почты (при его наличии).

5. В соответствии с законодательством Российской Федерации для идентификации заявителя предоставляются следующие документы, являющиеся документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации:

а) паспорт гражданина Российской Федерации;

б) паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

6. Документы и сведения, на основании которых осуществляется идентификация заявителя, должны быть действительными на дату их представления.

[1]

Для целей идентификации представляются оригиналы документов и (или) их нотариально заверенные копии. Если к идентификации заявителя имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

7. Органы и организации при проведении идентификации гражданина Российской Федерации при его личном присутствии в соответствии с Требованиями обязаны:

подтверждать достоверность сведений, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «е» и «ж» пункта 4 Требований, с использованием информационных систем государственных органов, в том числе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

осуществлять проверку, что гражданин Российской Федерации не является лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

8. В случае, если на основании проверки, проведенной в соответствии с абзацем третьим пункта 7 Требований, получены сведения о причастности гражданина Российской Федерации к экстремистской деятельности или терроризму, размещение в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведений, необходимых для регистрации гражданина Российской Федерации в указанной системе, и иных сведений, предусмотренных федеральными законами, а также размещение сведений в единой биометрической системе не осуществляется.

Обзор документа

Перед размещением сведений в ЕСИА и единой биометрической системе уполномоченные госорганы и организации проводят идентификацию граждан России. Разработаны требования к ее проведению.

Устанавливается, что требования применяются при идентификации, проводимой при личном присутствии гражданина. Они не будут распространяться на организации, проводящие идентификацию в порядке, установленном Законом о противодействии отмыванию доходов.

Под идентификацией понимается установление и подтверждение достоверности сведений о гражданах. Будет также проверяться, что гражданин не включен в перечень физлиц, причастных к экстремизму или терроризму.

Указываются сведения и документы, которые предоставляют граждане.

Напоминаем, что поправки к Закону об информации, регулирующие применение информтехнологий в целях идентификации российских граждан, вступят в силу с 30 июня 2018 г.

Что такое госуслуги: определение, кому они необходимы

Что такое госуслуга? Разобраться в этом вопросе нам предстоит далее. В современной России оказание государственных услуг требуется все чаще и чаще. Без них невозможно вообразить обыденные будни населения. Поэтому далее мы рассмотрим все особенности получения и использования государственных услуг в стране. О чем необходимо помнить каждому гражданину? И куда обращаться за госуслугами?

Читайте так же:  Как осуществляется воинский учет граждан в рф

Неоднозначность мнений

Что такое госуслуги и кому они необходимы? На сегодняшний день в России существует несколько вариантов развития событий. В зависимости от обстоятельств меняется определение изучаемого понятия.

Во-первых, госуслугами могут называться те или иные услуги, оказываемые населению. Этот вариант имеет место, но он упоминается все реже.

Во-вторых, госуслугами называют специализированный интернет-сервис. С его помощью граждане получают обслуживание не выходя из дома.

Ниже будет представлена информация обо всех этих понятиях. Разобраться в том, что такое госуслуга, не так уж и трудно. Особенно если не путаться в определениях.

Обслуживание населения

Что такое государственная услуга? Начнем с наиболее простого расклада.

Государственной услугой называется ряд операций, оказываемых гражданам. Они предлагаются государством во всех регионах страны. Служат для обеспечения нормальной жизни.

Без государственных и муниципальных услуг человек попросту будет незащищен. Он будет жить, но никакого обслуживания ему не положено. Хотя бы потому, что у такого жителя отсутствует минимальный пакет документов.

Что входит в услуги

Что такое госуслуга? Мы уже разобрались с этим вопросом. А какие конкретно операции можно назвать государственными?

На самом деле перечислять их очень долго. Основными государственными услугами считают:

  • оформление паспортов разного типа;
  • представление пособий и государственной поддержки;
  • регистрация по месту жительства;
  • регистрация предпринимателей и юридических лиц;
  • постановка на учет авто в ГИБДД;
  • смена места жительства;
  • изготовление гражданских документов (полис, СНИЛС и так далее);
  • представление ИНН;
  • регистрация прав собственности;
  • выдача документов о правах на то или иное имущество.

Все это является услугами, которые тесно связаны с государством и жизнью современного человека. Даже обычная выписка людей из квартиры или получение справок с места жительства можно назвать гособслуживанием.

Где получать

Но это все только начало. Что такое госуслуга, мы выяснили. А где можно получить соответствующее обслуживание?

Как не трудно догадаться, изучаемые операции предлагаются разнообразными государственными органами:

  • ФНС.
  • ПФР.
  • ГИБДД РФ.
  • ФССП.
  • Образовательные и медицинские учреждения.
  • МВД.
  • УФМС.

На всем этом места государственного обслуживания не заканчиваются. Например, некоторые услуги могут оказываться в управляющих компаниях. Но чаще всего госуслуги предоставляются через:

  • службы одного окна;
  • единый портал «Госуслуги».

В действительности все намного проще, чем кажется. Мы выяснили основные органы, предоставляющие государственные услуги. Но кто может обратиться в них за помощью?

Ответ предельно прост. Дело все в том, что государственные услуги оказываются всем жителям Российской Федерации.

Если точнее, то в перечисленные органы могут обратиться:

  • граждане РФ;
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • иностранные граждане, проживающие на территории страны.

Обычно с изучаемым обслуживанием сталкиваются преимущественно взрослые. Но и детям оказываются некоторые госуслуги. К примеру, регистрация в ЗАГСе или выдача СНИЛС/паспорта. До 14 лет основную массу государственных услуг за несовершеннолетних получают их законные представители (в идеале — мама и папа). После 14 граждане считаются частично дееспособными. И поэтому некоторые услуги от государства уже проводятся без участия родителей.

Плата за обслуживание

Что такое государственная услуга? С этим понятием мы уже познакомились. Некоторым интересно, нужно ли платить за получение тех или иных услуг от государства.

Однозначный ответ дать никак не получится. Ведь все зависит от конкретной ситуации. Некоторые услуги бесплатны, а за какие-то придется платить так называемую пошлину.

К примеру, изготовление медицинского и страхового полисов, а также постановка ребенка в очередь в детский садик бесплатны. А оформление паспорта или водительских удостоверений уже требует затрат. Более точную информацию рекомендуется уточнять относительно конкретной услуги. Скажем, через МФЦ или специальный информационный портал.

Интернет-сервис в помощь

Что такое госуслуги и для чего они нужны? Теперь мы выяснили ответ на данный вопрос. И можно приступить к рассмотрению интернет-портала с одноименным названием. А именно «Госуслуги».

Данный сервис в России появился относительно недавно, но он уже активно используется населением. Регистрация на портале бесплатна. Каждый житель страны имеет право получения профиля на соответствующем сайте.

Но что такое ЕСИА «Госуслуги»? Это Всероссийский портал, предлагающий гражданам дистанционное получение государственных и муниципальных услуг. Почти как МФЦ, только с некоторыми особыми функциями. О них мы поговорим позже.

То есть «Госуслуги» — это название интернет-портала, который помогает дистанционно получать государственное и муниципальное обслуживание. Главное — иметь здесь зарегистрированный профиль.

Основной функционал «Госуслуг»

Что такое государственные услуги? Перечень соответствующего обслуживания мы уже изучили в общих чертах. Теперь стоит обратить внимание на портал «Госуслуги». Чем он отличается от обслуживания в МФЦ?

Во-первых, как мы уже говорили, при помощи упомянутого сервиса граждане способны получать обслуживание не выходя из дома. Это очень удобно. Даже оплата пошлин происходит в режиме «онлайн».

Во-вторых, на сайте требуется регистрация. Аккаунт будет использоваться конкретным человеком. В МФЦ же гражданину приходится каждый раз брать с собой удостоверение личности.

Несколько слов о предназначении изучаемого портала. К основному его функционалу относят:

[2]

предоставление государственных и муниципальных услуг;

  • запись к врачу на прием;
  • информирование граждан о налогах;
  • представление данных о задолженностях (по штрафам, налогам и так далее);
  • подробное описание тех или иных государственных услуг;
  • возможность оплаты ЖКХ;
  • предоставление информации о различных государственных органах.

Важно: с 2017 года при наличии у человека профиля на «Госуслугах», информация о налогах будет приходить исключительно на соответствующий аккаунт. Бумажные уведомления высылать таким собственникам не станут.

О видах регистрации

Как мы уже говорили, для использования портала «Госуслуги», необходимо пройти процедуру регистрации. На «Госуслугах» она бесплатная и разная. Существует 2 типа заведения анкеты — обычный и расширенный.

Читайте так же:  Выписка из приватизированной квартиры не собственника

В первом случае от гражданина требуется указать минимум данных о себе. Такой профиль позволяет оплачивать ЖКХ, но основная масса государственных и муниципальных услуг останется недоступной.

Расширенная регистрация подразумевает заполнение длинной анкеты и прохождение идентификации пользователя. В данном случае придется потратить немало времени и сил, зато граждане смогут без проблем получать все государственные услуги на портале.

Обычная регистрация

Регистрация на «Госуслугах» обычно не доставляет никаких хлопот. Ниже мы рассмотрим процедуру создания профиля на сервисе.

Пошагово операция представляется так:

  1. Открыть сайт gosuslugi.ru.
  2. Нажать на кнопку «Зарегистрироваться».
  3. Указать фамилию и имя, номер мобильного телефона и e-mail.
  4. Ввести в появившееся окно код подтверждения. Он будет выслан в виде SMS на телефон.
  5. Придумать пароль для входа и повторить его.
  6. Кликнуть по кнопке «Продолжить».

Вот и все. Теперь можно считать, что анкета создана. Это наиболее простой способ регистрации, но он не пользуется особым спросом. Ведь только после расширенной анкеты юзер сможет без труда работать с «Госуслугами».

Расширенная анкета

Что такое госуслуги и кому они необходимы? Отныне ответ на этот вопрос больше не вызовет никаких затруднений.

Несколько слов о том, как пройти расширенную регистрацию на «Госуслугах». Сначала придется следовать ранее предложенным указаниям. Что дальше?

После завершения обычной регистрации пользователю будет предложено войти в свой аккаунт. Первая авторизация выведет на экран расширенную анкету для заполнения. Указав в ней те или иные сведения, юзер справится с поставленной задачей.

Что именно запрашивает портал? Нужно указать:

  • паспортные данные;
  • информацию из СНИЛС;
  • ИНН (желательно).

То есть, вписывать требуется только достоверные данные из гражданских документов. Иначе профиль будет заблокирован. Он не пройдет стадию проверки.

Подтверждение личности

Определение госуслуги нами уже в полной мере раскрыто. Кроме того, удалось выяснить, как зарегистрироваться на одноименном портале. А как подтвердить на нем личность?

Некоторые ждут около двух недель. За это время сведения, указанные в расширенной анкете, будут проверены госорганами. И если вся информация совпадает с реальностью, профиль подтвердят.

Чаще всего рекомендуется просто обратиться в специализированные центры идентификации личности на «Госуслугах». Перечень подобных точек указан на упомянутом портале. При себе нужно иметь паспорт и ИНН. Достаточно написать заявление установленной формы — и дело сделано. Идентификация личности будет пройдена.

Основы работы с порталом

Как работает «Госуслуга»? Этот портал, как мы уже выяснили, помогает получать обслуживание населению без непосредственного визита в тот или иной орган.

Кратко процесс обслуживания можно представить себе следующим образом:

  1. Осуществление входа на сайт.
  2. Поиск государственной услуги. Сделать это можно при помощи раздела меню или строки поиска, расположенных на сайте.
  3. Выбор нужного обслуживания.
  4. Ознакомление с деталями операции.
  5. Заполнение электронной формы заявления.
  6. Выбор места получения документов (не всегда).
  7. Загрузка сканов приложенных к запросу документов. Этот шаг имеет место далеко не всегда.
  8. Отправка заявки на обработку.
  9. Уплата госпошлины за услугу.

Последний шаг тоже встречается далеко не всегда. Это нормальное явление, которое не должно отпугивать.

Сформированный запрос будет направлен в нужную инстанцию, где он пройдет обработку. Как только заказанный документ или услуга будут готовы, пользователь получит оповещение в «Личный кабинет» на портале. Останется только взять с собой удостоверение личности и явиться в выбранное заранее место получения обслуживания. Дело сделано!

Плюсы портала

Преимущество «Госуслуг» заключается в том, что сервис позволяет оформлять государственные и муниципальные услуги не выходя из дома. Это очень удобно!

Также плюсами системы являются следующие пункты:

  • скорость обслуживания;
  • возможность оплаты услуг по безналу;
  • предоставление информации о получаемом обслуживании;
  • обширный перечень государственных услуг;
  • информирование граждан об обработке запросов.

Но, как и у любого сервиса, у «Госуслуг» есть свои недостатки. Какие конкретно?

О минусах системы

Что такое госуслуга? Мы в полной мере разобрались с этим вопросом. И даже познакомились с одноименным порталом. Но у него есть недостатки.

К таковым обычно относят:

  • отсутствие некоторых услуг в списке доступных на сайте;
  • необходимость регистрации на портале;
  • долгое подтверждение личности;
  • бумажная волокита при заведении профиля.

Кроме того, некоторые к недостаткам «Госуслуг» относят информирование о налоговых задолженностях исключительно в электронном виде. Мы уже говорили о том, что бумажные платежки не придут собственнику того или иного имущества. Это не очень удобно.

Вот и все. Что такое государственная услуга? Ответ на данный вопрос больше не должен вызывать никаких сомнений. Более того, отныне нам известно, как работать с порталом «Госуслуги».

Видео (кликните для воспроизведения).

Иметь на упомянутом сайте профиль не обязательно. Кому-то его наличие облегчает жизнь, а кому-то, наоборот, усложняет. Но за государственными услугами всегда можно обратиться в специализированные организации и госорганы, как это было раньше. Каждый сам выбирает, как ему действовать.

Источники


  1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.

  2. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
  4. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.
  5. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
Идентификация понятия государственная услуга
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here