Как признать гражданина малоимущим

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Как признать гражданина малоимущим". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

Напомню, в первой публикации мною были рассмотрены общие основания для того, чтобы граждане могли получить жильё из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату. Следующий необходимый этап для тех, кто на общих основаниях претендует на предоставление бесплатного жилья, – признание граждан малоимущими. Об этом в настоящей публикации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Правовое регулирование признания граждан малоимущими, изложенное в указанной статье, детализируется следующим образом: пороговые максимальные значения по величине доходов и стоимости имущества гражданина и порядок принятия граждан на учет определяются законами субъектов Российской Федерации, право определения конкретного размера доходов и стоимости имущества для целей принятия на жилищный учет, как и сам учет граждан, как правило, передается органам местного самоуправления.

Для этих целей Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Данным Приказом даны рекомендации об определении категорий граждан, доходы и имущество которых подлежат оценке при оценке граждан к категории малоимущих, примерный перечень доходов, видов имущества, учитываемых при принятии на учет. Приведен также примерный перечень документов необходимый для принятия граждан на учет, даны рекомендации по порядку расчетов доходов и стоимости имущества, разъяснены процедуры признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Учитывая сложность процедуры расчета доходов и стоимости имущества граждан для принятия их на жилищный учет, а также большой объем истребуемой для этих целей информации, приказом рекомендовано до начала расчетов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, т.е. определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека (п. 2.1 Приказа).

Например, порядок признания малоимущими жителей в Москве установлен Законом г. Москвы от 25 января 2006 года № 7 (далее – Закон). Так в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона малоимущими гражданами признаются жители столицы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчете имущественной обеспеченности включается расчетная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчетный период. Такой расчетный период не может превышать 20 лет. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (см. об этом п. 7 «Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

В следующей части будут рассмотрены правовые аспекты учета граждан для целей обеспечения жильем.

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Читайте так же:  Сколько времени в суде рассматривают исковое заявление

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Читайте так же:  Понятие признаки система объектов гражданского права

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Оформление статуса малоимущей семьи


Доля семей, живущих за чертой прожиточного минимума, неуклонно растет. Московские власти ввели меры социальной поддержки малоимущим. Но для того, чтобы получить помощь со стороны региональных органов, необходимо подтвердить свой статус малообеспеченности.

Требования для статуса малоимущей семьи

Статус малоимущей семьи

[3]

Основным актом, регулирующим принадлежность семьи к категории малообеспеченной, является Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года.

Документ содержит Порядок, в котором указано два критерия нуждаемости:

  • сумма ежемесячного дохода, поделенного на каждого члена семьи, меньше величины прожиточного минимума;
  • уровень имущественной обеспеченности.

Размер прожиточного минимума можно узнать на сайте Департамента соцзащиты. На начало 2019 года он составляет 16 260 рублей. Для понимания приведем пример расчета: семья состоит из 3-х человек. Ежемесячный доход составляет 40 000 рублей. На одного человека приходится 13 333 рубля, что меньше прожиточного минимума. Критерий соблюден.

Уровень имущественной обеспеченности зависит от наличия следующих активов:

  • транспорт;
  • недвижимость;
  • банковские счета.

Согласно утвержденному Порядку, семья не признается малоимущей, если она имеет:

  • несколько или несколько жилых помещений общей площадью выше 18 квадратных метров на одного члена семьи;
  • нежилые помещения, а также здания и сооружения;
  • несколько земельных участков общей площадью более 0,2 гектара;
  • два и более автомобиля либо одно транспортное средство, не относящееся к автомобилям (судно, самолет);
  • банковский вклад, сумма которого превышает 1 миллион рублей.

Наличие хотя бы одного из перечисленных активов еще не свидетельствует о благополучии семьи. Конечную оценку проводит департамент соцзащиты по совокупности критериев.

Важно: если в течение 12 месяцев до момента обращения за помощью семья осуществляла сделки со своими активами или приобретала недвижимость, то она автоматически утрачивает право признаваться малоимущей, даже если были соблюдены критерии.

Виды поддержки для малообеспеченных семей в Москве

Льготы и выплаты малообеспеченным семьям

Правительством предусмотрены следующие меры поддержки:

  • материальные льготы;
  • продовольственная;
  • бесплатная юридическая;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • стипендия для студентов;
  • коммунальная субсидия;
  • помощь в жилищном вопросе.

Для пользования услугами бесплатной юридической помощи потребуется справка о среднедушевом доходе, которую можно получить в городских центрах госуслуг. С собой, помимо паспорта, необходимо взять копию трудовой книжки. Сам запрос оформляется в центре.

Справка – бесплатная. Может быть получена в день обращения. После получения появляется возможность обратиться в юридическую клинику или к адвокату, которые оказывают бесплатную правовую помощь. Ряду граждан (ветеранам, инвалидам и детям-сиротам) возможно оказание юридической помощи без предоставления справки.

Одно из средств социальной помощи – единовременная материальная выплата. Для ее оформления, кроме паспорта, понадобятся следующие документы:

  • заявление. Составляется в центре;
  • справка о доходах за последние 3 месяца;
  • трудовая книжка.

Все документы нужно подать в центр государственных услуг. Сумма выплачивается отделом соцзащиты.

Продовольственная помощь осуществляется в виде продовольственного сертификата. Для его получения потребуются:

  • заявление;
  • паспорт;
  • справка, подтверждающая бедственное социальное положение;
  • сведения о доходах за 12 месяцев.

Документы подаются в центр социального обслуживания или социальной помощи. Продовольственный сертификат – это 2000 рублей, которые можно потратить на продукты питания. Аналогичным образом можно получить и вещевой сертификат на такую же сумму.

Существует также специальная программа «Передышка». В рамках программы родители могут оставить детей в центрах социальной помощи на несколько часов. Имеется возможность вызвать специалистов на дом. Услуга разовая и бесплатная.

[2]

Документы для признания семьи малоимущей

Документы для признания семьи малоимущей

Чтобы встать на учет, необходимо доказать факты потребности в социальной поддержке. Для включения семьи в категорию малообеспеченной потребуется следующий пакет документов:

  • паспорт. Для детей – свидетельство о рождении;
  • сведения о браке и разводе;
  • данные о собственности;
  • справка 2-НДФЛ за три месяца;
  • справка о составе семьи;
  • данные о трудовой деятельности;
  • сведения с банковского счета.

Перечисленные документы – основные. Помимо них, сотрудники государственного органа могут потребовать и иные бумаги, подтверждающие бедственное положение.

На заметку: необходимо доказать, что семья является малоимущей. Закрытого перечня документов нет. Фактически потребуются все сведения, указанные в московском Постановлении, от справки о ежемесячном доходе до данных об автомобилях.

Как получить статус через mos.ru

Московский сайт содержит подробную инструкцию, как получить конкретные меры социальной поддержки. Достаточно ввести в строку поиска (поле вверху на главной странице) фразу «Получить помощь для малообеспеченных семей».

Читайте так же:  Обязанности родителей перед детьми

Mos.ru содержит перечень услуг, которые можно заказать напрямую с сайта. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. зайти на сайт;
  2. зарегистрироваться;

Вход на сайт mos.ru

Выбор услуги в mos.ru

В перечень входят компенсации, субсидии, путевки и помощь в покупке жилья. Ниже на странице расположены инструкции. Сам статус малообеспеченной семьи с помощью сайта получить не представляется возможным.

Получение статуса через МФЦ

Получение статуса малоимущей семьи через МФЦ

Многофункциональные центры выдают справку, подтверждающую факт необходимости социальной помощи. Перед посещением должен быть заранее подготовлен пакет документов.
Пошаговая инструкция:

  • посетить ближайшее отделение МФЦ;
  • встать в очередь по электронным талонам;
  • подать специалисту пакет документов;
  • взять номер, по которому можно отследить ход дела.

Срок составления справки составляет 10 рабочих дней. Само решение можно узнать через 3 рабочих дня. Справка действительна в течение 30 дней с момента вручения.

Статья 7. Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Статья 7. Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Информация об изменениях:

Законом Псковской области от 29 декабря 2014 г. N 1489-ОЗ в пункт 1 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения

1. Признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления (далее — органом, осуществляющим признание граждан малоимущими), определяемым представительным органом местного самоуправления, на основании заявлений данных граждан (далее — заявление о признании граждан малоимущими), поданных ими в указанный орган по месту жительства, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром.

Заявление о признании граждан малоимущими подписывается заявителем и всеми полностью дееспособными членами его семьи. Заявления о признании граждан малоимущими от имени недееспособных граждан подписываются их законными представителями.

2. Одновременно с заявлением о признании граждан малоимущими должны быть представлены:

1) паспорт гражданина Российской Федерации и паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех членов семьи (удостоверение личности, свидетельство о рождении, другие установленные законодательством документы, устанавливающие личность);

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 1 января 2018 г. — Закон Псковской области от 11 декабря 2017 г. N 1821-ОЗ

2) судебные решения и иные документы, подтверждающие отнесение лиц к членам семьи заявителя;

Информация об изменениях:

Законом Псковской области от 6 июля 2015 г. N 1552-ОЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения

3) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина за расчетный период;

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Подпункт 4 изменен с 1 января 2018 г. — Закон Псковской области от 11 декабря 2017 г. N 1821-ОЗ

4) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя и членов его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Законом Псковской области от 6 июля 2015 г. N 1552-ОЗ подпункт 6 пункта 2 статьи 7 настоящего Закона изложен в новой редакции

6) расчет стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина имущества, указанного в подпункте «в» пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, копии правоустанавливающих документов на данное имущество.

Информация об изменениях:

Законом Псковской области от 6 июля 2015 г. N 1552-ОЗ статья 7 настоящего Закона дополнена пунктом 2.1

2.1. Указанный в подпункте 6 пункта 2 настоящей статьи расчет стоимости имущества производится заявителем самостоятельно.

В случае приобретения имущества, указанного в подпункте «в» пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, на основании договора купли-продажи расчет стоимости указанного имущества осуществляется исходя из цены, определенной в договоре купли-продажи такого имущества, с учетом следующего:

в течение первого года со дня заключения договора купли-продажи имущества — стоимость имущества признается равной цене, указанной в договоре купли-продажи;

начиная со второго года со дня заключения договора купли-продажи имущества и каждый последующий год — стоимость имущества ежегодно уменьшается на 10 процентов от цены, указанной в договоре купли-продажи.

В случае несогласия с представленным расчетом стоимости имущества орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, вправе провести оценку имущества в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В таком случае стоимость находящегося в собственности заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина имущества, указанного в подпункте «в» пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, определяется на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Информация об изменениях:

Законом Псковской области от 6 июля 2015 г. N 1552-ОЗ в пункт 3 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения

3. Документы, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи, представляются в подлинниках, а документы, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 2 настоящей статьи (за исключением копий судебных решений), — в подлинниках с одновременным представлением копий, которые заверяются лицом, принимающим документы.

Информация об изменениях:

Законом Псковской области от 29 декабря 2014 г. N 1489-ОЗ статья 7 настоящего Закона дополнена пунктом 3.1

3.1. Гражданину, подавшему заявление о признании его малоимущим, выдается расписка в получении документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим признание граждан малоимущими, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам, регистрационного номера заявления о принятии на учет в книге регистрации.

В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

4. Орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, вправе проверить сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах.

Информация об изменениях:

Пункт 4.1 изменен с 1 января 2018 г. — Закон Псковской области от 11 декабря 2017 г. N 1821-ОЗ

4.1. Орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает:

Читайте так же:  Где может работать иностранный гражданин с рвп

1) в органе, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере миграции, — информацию о месте проживания заявителя и членов его семьи, указанных в заявлении, или одиноко проживающего гражданина (запрашивается в случае отсутствия в паспорте заявителя и в паспортах членов его семьи или одиноко проживающего гражданина отметки о регистрации по месту жительства на территории области либо при предъявлении заявителем и членами его семьи или одиноко проживающим гражданином иных документов, удостоверяющих личность);

2) в органе, осуществляющем государственную регистрацию актов гражданского состояния, — информацию о государственной регистрации брака заявителя (в случае наличия брачных отношений), информацию о государственной регистрации рождения детей заявителя;

3) в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество:

информацию, подтверждающую наличие или отсутствие у заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина жилых помещений на праве собственности за расчетный период;

информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина, а также в случае, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, — сведения о нормативной цене таких земельных участков;

4) в органе, осуществляющем государственную регистрацию транспортных средств, — информацию, подтверждающую наличие в собственности у заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина имущества, указанного в подпункте «в» пункта 1 статьи 6 настоящего Закона.

Документы, содержащие информацию, запрашиваемую органом, осуществляющим признание граждан малоимущими, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, граждане вправе представить по собственной инициативе.

5. Основанием для признания граждан малоимущими является наличие одновременно двух условий:

1) размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, определенный за расчетный период в соответствии со статьями 3 — 5 настоящего Закона, составляет менее установленной органом местного самоуправления величины размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими;

2) стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, определенная в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, составляет менее установленной органом местного самоуправления величины стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.

При этом величина стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, устанавливается органом местного самоуправления путем умножения величины стоимости имущества, находящегося в собственности одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, на количество членов семьи.

Информация об изменениях:

Законом Псковской области от 29 декабря 2014 г. N 1489-ОЗ пункт 6 статьи 7 настоящего Закона изложен в новой редакции

6. По результатам рассмотрения заявления о признании граждан малоимущими и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, принимает решение о признании гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее — решение о признании граждан малоимущими) либо решение об отказе в признании гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее — решение об отказе в признании граждан малоимущими).

Решение о признании граждан малоимущими либо решение об отказе в признании граждан малоимущими оформляется правовым актом органа, осуществляющего признание граждан малоимущими, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня подачи заявления о признании гражданина малоимущим и иных представленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи документов в орган, осуществляющий признание граждан малоимущими.

В случае представления гражданином заявления о признании гражданина малоимущим через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о признании граждан малоимущими либо решения об отказе в признании граждан малоимущими выдает или направляет гражданину, подавшему заявление о признании граждан малоимущими, копию указанного решения.

В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр, копия решения направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан гражданином.

7. Отказ в признании граждан малоимущими может быть обжалован заявителем в судебном порядке.

8. Признание граждан малоимущими осуществляется в следующих случаях:

а) при принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

б) при перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

в) при предоставлении малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

>
Вступление в силу настоящего Закона
Содержание
Закон Псковской области от 14 июня 2006 г. N 559-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

​Малоимущий в России: докажи и получи поддержку государства

Малоимущими могут назвать себя граждане России, которые получают доходы в размере меньшем, чем прожиточный минимум. В каждом регионе страны цифра своя, так же, как и законы, регламентирующие процедуру присвоения официального статуса.

Статус необходим, если человек хочет получить поддержку от государства, хотя сбор документов для проведения процедуры может быть нелегким и долгим. Но есть причины, по которым попытаться все же стоит.

Права и обязанности малоимущих граждан

Признанные малоимущими граждане имеют некоторые особенные права и обязанности, установленные нормативно-правовыми актами различного уровня, могут получать помощь муниципального, регионального и федерального уровней.

Среди прочих видов социальной поддержки им предоставляются:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  • субсидии, денежные пособия, налоговые льготы и стипендии, единовременные выплаты.
  • получение квартиры по договору социального найма.
  • лекарства, предметы гардероба, топливо, еда.
  • услуги, в том числе путевки в различные учреждения для лечения и отдыха, медицинское обслуживание, помощь юридического характера, льготы в процессе получения образования.
Читайте так же:  Как определить рыночную стоимость аренды нежилого помещения

Для них каждый субъект Российской Федерации может разработать свои учетные нормы. Стоит знать, что семья признается нуждающейся в жилье в общепринятом формате, а именно если на каждого из ее членов приходится меньший размер жилплощади, нежели минимум квадратных метров помещения жилья, рассчитанного на одного проживающего.

Требования к потенциальным владельцам социального жилья устанавливаются редакцией ЖК РФ от первого марта 2005 года.

Среди обязательств малоимущих граждан — необходимость в течение 14-ти дней с момента изменения положения дел семьи сообщать об этом ответственным органам, если данные изменения могут стать основанием для отказа или, наоборот, продления господдержки. В числе прочего к таким моментам относится изменения состава семьи, доходов и другое.

Как определить, является ли человек малоимущим?

На разных территориях страны могут работать местные законы, которые устанавливают свои правила определения человека либо семьи малоимущей. Например, могут различаться финансовые пороги, за пределами которых начинается бедность. Основные критерии, по которым человека относят к категории малоимущих, все-таки совпадают.

Среди них:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  • имущественная обеспеченность (С) семьи,
  • стоимость необходимой для проживания семьи жилплощади.

Имущественная обеспеченность состоит из совокупного дохода членов семьи (Дсем), а также полной стоимости имущества, подлежащего налогообложению (И). Полная стоимость исключает только стоимость жилья и сочетается из кадастровой стоимости земли и рыночной стоимости транспортных средств, гаражей, акций предприятий, накоплений и прочего.

Из списка учитываемых денежных поступлений в разных муниципалитетах могут быть исключены выплаты социального характера, в том числе льготы.

Денежный доход семьи вычисляется по формуле:

(Дсем.сов / Тдох – Числ.чл.сем x Пр.мин) х Т

Установлены такие коэффициенты трудовой участи: Петров П.О. — 0,25. Романов П.Л. — 1,5. Махорин С.П. — 0,75.

Здесь:

  • Дсем.сов — это совокупный доход каждого, кто является частью семьи. Учитываются за два календарных года, предваряющих год оформления заявления на признание малоимущим;
  • Тдох — период учета доходов претендентов на статус малоимущего в месяцах (24);
  • Числ.чл.сем — число членов семьи: супруги, несовершеннолетние, совместно проживающие люди;
  • Пр.мин — прожиточный минимум на душу населения, утвержденный на и действующий на территории в момент обращения заявителя;
  • Т — расчетный период в месяцах устанавливается в муниципалитетах исходя из темпов обеспечения жильем соцнайма жителей территории.

Основание для признания всегда одно — материальная несостоятельность человека или семьи, что еще необходимо доказать, собрав большой пакет документов.

Порядок присвоения статуса малоимущего регулируют местные органы самоуправления, что в каждом отдельном субъекте РФ регламентируется специальным законом.

По общим, усредненным правилам, статус малоимущего может получить одиноко проживающий гражданин или семья, когда доход каждого представителя ниже установленного прожиточного минимума.

Рассчитывается среднедушевой доход по формуле: сначала необходимо разделить на три сумму общих доходов всех работающих членов семьи, полученную в предыдущие три месяца, а затем получившееся число поделить на цифру — количество представителей семьи. Данные вычисления установлены ФЗ № 44 от пятого апреля 2003 года.

Все взрослые обязаны либо получать образование, либо официально трудоустроиться, либо отметиться в службе занятости в качестве соискателя.

В отдельных случаях государство выделяет жилье для переселенцев и беженцев.

Хотите снять квартиру через агентство, чтобы сэкономит время? Узнайте, как это сделать правильно, прочитав нашу статью.

[1]

Рассчитать кадастровую стоимость квартиры сможет даже обычный человек. Подробная инструкция есть здесь.

Порядок признания гражданина малоимущим

Чтобы началась процедура признания нового статуса, необходимо:

Собрать документы, подтверждающие право на статус

Среди них:

  • удостоверение личности, гражданства с подтверждением места жительства,
  • ИНН,
  • бумаги, свидетельствующие о составе семьи,
  • справки о получаемых каждом участником семьи доходах за два предшествующих года,
  • свидетельствующие о стоимости движимого и недвижимого имущества справки.

Сдать достоверный документный пакет в жилищный отдел местной администрации

Там же может выясниться необходимость добавить недостающие справки, бумаги — в разных муниципальных образованиях набор может отличаться.

Дождаться решения жилищной комиссии

Она даст свое заключение только через месяц, после чего на заявителя будет отправлено почтовое уведомление с результатом рассмотрения запроса.

О формах поддержки люди и семьи, признанные малообеспеченными, должны узнавать в органах местного самоуправления, так как помощь различается в зависимости от условий проживания, прожиточного минимума, законодательных актов, действующих на территории, состава семей и других обстоятельств.

Таким образом, несмотря на непростой процесс оформления статуса малоимущего, людям, которые считают себя таковыми попытаться оформить его официально следует.

Это и льготы, и социальные выплаты, и помощь юридического характера. О том, что именно необходимо делать для приобретения статуса, полноценную и актуальную информацию можно получить в администрации муниципалитета, являющегося местом проживания гражданина. Только там смогут ответить на частные вопросы, касающиеся местных норм права, регулирующих социальную сферу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники


  1. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  2. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.

  3. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
  4. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
  5. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
Как признать гражданина малоимущим
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here