Как создать третейский суд пошаговая инструкция

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Как создать третейский суд пошаговая инструкция". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Для регистрации постоянно действующего арбитражного учреждения потребуется разрешение Минюста России

В частности, законопроектом предлагается установить, что разрешение на осуществление функций арбитражного учреждения выдается Минюстом России на основании решения Межведомственного экспертного совета, формируемого министерством из представителей федеральных органов государственной власти, ТПП РФ, Федеральной палаты адвокатов РФ и Верховного Суда РФ, представителей юридического и предпринимательского сообщества.

Указанное разрешение будет выдаваться при выполнении следующих требований:

соответствия представленных документов требованиям законодательства РФ;

деятельность арбитражного учреждения будет способствовать развитию в Российской Федерации третейского разбирательства, укреплению законности, становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию этики делового оборота.

В качестве учредителей арбитражных учреждений могут выступать только некоммерческие организации. Создание арбитражных учреждений исключительно адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов РФ и Федеральной палатой адвокатов, а также нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается.

Предусматривается, что арбитражные учреждения будут выполнять функции по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, делопроизводству, администрированию вопросов сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций по разрешению спора.

При этом на арбитражные учреждения возлагается гражданско-правовая ответственность перед сторонами только в виде возмещения убытков, причиненных им вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения учреждением своих функций по администрированию арбитража или связанных с его проведением обязанностей, предусмотренных правилами учреждения, при наличии умысла или грубой неосторожности.

Помимо этого, проектом определяются требования к:

составу третейского суда и его компетенции;

ведению арбитражного разбирательства;

порядку вынесения арбитражного решения, прекращения разбирательства, оспаривания арбитражного решения и приведению его в исполнение;

применению процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в арбитраже.

Почему не следует обращаться в третейский суд, созданный при коммерческой организации

Есть такая народная поговорка: «Свой суд короче». И она, как нельзя кстати, подходит в качестве пролога к данной статье.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Сегодня СМИ просто «кишат» информацией о популярности третейских судов, их востребованности и упрощенности процедуры проведения заседаний. Однако, у каждой медали есть обратная сторона. Поэтому в этой статье речь пойдет о том, почему не следует обращаться в третейские суды.

В первую очередь, третейский суд не является государственным органом и вообще не входит в судебную систему РФ.
Отсюда следует, что фактически третейский судья, по смыслу закона о статусе судей в РФ, судьей и не является. Что может свидетельствовать об отсутствии безоговорочной беспристрастности третейского судебного состава, как это имеет место быть в федеральной системе судов.

В законе, регламентирующем деятельность третейских судов, говорится лишь о том, что таким судьей может быть лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора. Правда, звучит как-то не серьезно? Способное, но не обязанное.
К тому же, третейский судья не может быть подвергнут уголовной ответственности за вынесение заведомо неправосудного решения по ст.305 УК РФ, т. е. «что захотел — то и вынес, и ничего мне за это не будет. ».

При этом же, законом о третейских судах в РФ единственным серьезным критерием квалификации судьи, как третейского, является наличие высшего юридического образования и то только в том случае, если спор рассматривается судьей единолично. Кроме того, третейский суд не является самостоятельным органом, а создается для рассмотрения экономических споров (либо конкретного экономического спора) коммерческой организацией, непосредственно осуществляющей контроль за таким судом, а также его финансирование. Очевидно, что это огромный недостаток, т.к. крупные коммерческие организации настаивают на разрешении своих споров именно в таких судах (так сказать, «своих»), и здесь, опять теряется смысл понятия «беспристрастно».

Третейский суд еще также называют «коммерческим арбитражем».
То есть по сути, это коммерческая организация, которая как и другие, имеет цель – извлечение прибыли из своей деятельности, а уже потом — осуществление правосудия. Хотя «правосудием» это назвать сложно.

Таким образом, создание третейского суда при коммерческом предприятии, прежде всего, выгодно самому этому предприятию, поскольку наличие такого суда может обезопасить эту компанию от вероятных длительных судебных тяжб в государственных судах, где исход дела предопределить сложно, в отличие от третейского разбирательства, где в любом случае будут пытаться «навязать» для другой стороны выгодное для себя решение.

На наш взгляд, к минусам третейского судопроизводства можно отнести следующее:

  • отсутствие гласности судебного разбирательства, поскольку присутствует полная конфиденциальность процесса;
  • возможность прописать в соглашении (договоре) пункт, что решение суда не оспаривается и является окончательным (за исключением некоторых случаев, предусмотренных ст.42 закона);
  • достаточно высокие расходы (и не всегда оправданные) сторон третейского разбирательства;
  • отсутствие процедуры исполнительного производства.

Подводя итог, советуем Вам не один раз обдумать, во-первых, следует ли обращаться в третейский суд, созданный при коммерческой организации, а, во-вторых, подписывать соглашение, предусматривающее разрешение споров в третейском суде.
В любом случае, Вы должны понимать, что никто без Вашего письменного волеизъявления не может навязать Вам процедуру третейского судопроизводства.

Понятие третейского суда, порядок его организации и деятельности

Защита нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности по спорам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, может осуществляться не только государственным судом — арбитражным судом, но и третейским судом.

Третейские суды — это негосударственные органы, создаваемые сообществом предпринимателей для разрешения споров в сфере частных экономических отношений, как правило, до обращения спорящих сторон в государственный суд. Данные суды являются формой примирения конфликтующих сторон, одним из альтернативных способов разрешения экономического спора в сфере гражданско-правовых отношений *(69).

В Российской Федерации функционируют третейские суды, рассматривающие споры российских предпринимателей, деятельность которых регулируется Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации», и международные коммерческие арбитражи, рассматривающие споры с участием иностранных предпринимателей, деятельность которых регулируется Федеральным законом «О международном коммерческом арбитраже» *(70), в котором учтены положения Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже».

Читайте так же:  Оформление садовых построек в суде

Согласно ст. 2, 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд может быть постоянно действующим или быть образованным сторонами для решения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон (п. 2-3 ст. 3 Закона).

Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон (п. 4, 5 ст. 3 Закона).

К постоянно действующим третейским судам, в частности, относятся Третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК), образованные при Торгово-промышленной палате Российской Федерации *(71).

Согласно ст. 5 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Это соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Третейский суд разрешает споры на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов (ст. 6 Закона).

Третейским судьей является физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде (ст. 2 Закона).

Согласно ст. 8, 9 Закона третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование, в случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством, а также имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности. Третейским судьей также не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи). В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами (п. 1-3 ст. 10 Закона).

Стороны третейского разбирательства несут расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, которые включают:

гонорар третейских судей;

расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;

суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;

расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;

расходы, понесенные свидетелями;

расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда;

расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;

иные расходы, определяемые третейским судом.

Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.

В постоянно действующем третейском суде размер гонорара третейских судей определяется составом третейского суда в соответствии со шкалой гонораров третейских судей, предусмотренной правилами постоянно действующего третейского суда, а при отсутствии таковой — с учетом требований п. 3 настоящей статьи. В третейском суде для разрешения конкретного спора размер гонорара третейских судей определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такового — третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом вышеуказанных требований (ст. 15 Закона).

Читайте так же:  Как выиграть суд по капитальному ремонту

Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, между сторонами производится третейским судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового — пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям, о чем указывается в решении или определении третейского суда (ст. 16 Закона).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8857 —

| 7186 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Организация деятельности третейских судов

В РФ могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для рассмотрения конкретного спора.

Эти разновидности отличаются друг от друга не только компетенцией, где выделяется общая для определённых категорий споров и частная – исключительно для одного конкретного спора, но и временем существования (продолжительностью). Главное — они отличаются процедурой разбирательства споров, которые они могут рассматривать в соответствии с предметной компетенцией и порядком создания.

Выделим и разберём порядок создания постоянно действующих третейских судов.

Закон предусматривает создание постоянно действующих третейских судов при организациях — юридических лицах. Сам третейский суд юридическим лицом не является, следовательно, от своего имени не может заключать договоры, связанные с материальным обеспечением его деятельности, не имеет банковского счёта, бухгалтерии и не обладает правом нанимать и увольнять работников. Его основная функция – разбирательство споров, а также оформление и ведение документации. Все хозяйственные, финансовые функции, включая выплату гонорара, выполняет учредитель.

Постоянно действующие третейские суды образуются при юридических лицах, часто при союзах юристов. В некоторых случаях постоянно действующие третейские суды создаются в соответствии с прямым указанием закона (Закон «О биржевых сделках»). Вместе с тем они не создаются при органах публичной власти, в том числе и наделёнными признаками юридического лица, поскольку в таком случае неизбежно было бы использование публично-властных полномочий, а это противоречило бы природе третейского суда.

К условиям создания постоянно действующего третейского суда относятся:

1) принятие решения о его создании соответствующим органом юридического лица (собранием, правлением, советом директоров и др.). На практике такое решение принимается коллегиальным исполнительным органом (правлением торговой палаты и др.), действующим в соответствии с уставом и иными документами (хотя закон об этом непосредственно ничего не говорит);

2) организация – учредитель утверждает положение о постоянно действующем третейском суде. В нём определяется: статус и компетенция, а также процедура разбирательства; размер третейского сбора; определяются расходы и другое;

3) юридическое лицо – учредитель должно утвердить список третейских судей. Он может иметь обязательный характер (тогда выбор должен быть произведён только из этого списка) или носить рекомендательный характер.

Видео (кликните для воспроизведения).

С момента принятия учредителем решения о создании постоянно действующего третейского суда, утверждения Положения о нём и списка судей, суд считается созданным. Какой-то дополнительной регистрации положения о третейском суде или решения о его создании закон не требует.

Главное, что нужно сделать – направить в компетентный суд по территории нахождения третейского суда копии документов, свидетельствующих об образовании. Однако такая передача очень важна, например, для принятия заявления на принудительное исполнение принятых решений, поскольку указанные действия совершаются компетентным судом.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора Федеральный закон «О третейских судах в РФ» отдаёт на усмотрение самих спорящих сторон. Однако в соглашении, определяющем этот порядок, не могут содержаться пункты, противоречащие некоторым правилам ФЗ, императивно установленным для формирования третейского суда, поскольку в ином случае нарушались бы определённые принципиальные основы третейского разбирательства споров. В данном случае речь идёт о правилах, определяющих требования, предъявляемые к:

— гражданам, избираемым третейским судьёй (см. п. 1,2 ст. 8 ФЗ);

— количественному составу третейского суда, который должен быть нечётным (п. 1 ст. 9 ФЗ);

— случаям прекращения полномочий третейского суда (п. 1,2 ст. 13 ФЗ);

— случаям замены третейского судьи (ст. 14 ФЗ).

Если же стороны договорились о рассмотрении спора судом ad hoс, но не определили соглашением порядок формирования, то этот порядок определяется ФЗ «О третейских судах» (ст. 8-14).

Нормы процессуального права, применяемые в государственных судах, не подлежат применению в третейском разбирательстве, в том числе и по аналогии.

Передача спора на разрешение третейского суда.

Предпосылкой третейского разбирательства является заключенное соглашение, которому должна быть придана письменная форма. Это правило привносит стабильность во взаимоотношения сторон на стадии разрешения между ними споров. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено посредством обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда может быть включено в правила организованных торгов, правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое соглашение является третейским соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.

При несоблюдении правил заключения, третейское соглашение является несостоятельным.

[3]

В российском законодательстве о третейском разбирательстве существует правило, что предусматривается недействительность третейских оговорок, включенных в договоры присоединения. Определение таких договоров заимствовано из п. 1 ст. 428 ГК РФ. Целью данной нормы признаётся невозможность доминирующей стороны навязать другой стороне третейское разбирательство. Этот подход обоснован, когда истцом является доминирующая сторона, а другая сторона отказывается от третейского разбирательства со ссылкой на недействительность третейской оговорки. Вместе с этим ссылка составителя договора на недействительность содержащейся в нем оговорки и его отказ от заключения третейского соглашения после возникновения спора в случае, когда на третейском разбирательстве настаивает другая сторона, должна быть логичной. Третейское соглашение касающееся спора, находящегося на разрешении компетентного суда может быть заключено до принятия решения.

Читайте так же:  Правила подсчета голосов на общем собрании собственников

Обращаем внимание, что при передаче спора в постоянно действующий третейский суд Правила суда должны рассматриваться как неотъемлемая часть третейского соглашения, при условии, что стороны не договорились об ином.

Соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда может включать следующие условия:

— наименование сторон их адреса;

— указание на кандидатуры избранных судей;

— срок разрешения спора;

— место и время составления соглашения.

После заключения соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда односторонний отказ от его исполнения не допускается. Исключением является случай, когда эта сторона докажет, что кто-либо и третейских судей заинтересован в исходе дела и что об этом обязательстве ей не было известно при заключении договора.

Правила постоянно действующих третейских судов при Торговой промышленной палате Оренбургской области говорят о том, что соглашение о передаче спора третейскому суду может касаться конкретного спора, определённых или всех без исключения споров (которые возникли или могут возникнуть между сторонами), вытекающих из организационно-правовых отношений, независимо от того, носило ли оно договорной характер. Граждане, заключившие соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда, не вправе отказаться от него до истечения срока, предусмотренного соглашением.

Расходы, связанные с разрешением спора можно разделить на 3 группы:

1 Деятельность третейского суда государством не финансируется, однако по экономической сути и составу расходы, связанные с разрешением спора, совпадают с расходами, связанными с деятельностью государственных судов. По составу эти расходы можно разделить на:

— общие, связанные с рассмотрением спора и деятельностью третейского суда;

— дополнительные расходы (издержки) сторон в связи с третейским разбирательством, которые возникают по их инициативе в зависимости от обстоятельств дела.

К общим расходам следует отнести гонорары третейских судей, К ним относятся также вознаграждение секретариата суда, расходы на аренду помещения, организацию делопроизводства, техническое обеспечение, типографские и почтовые расходы.

Как правило, общие расходы включаются в третейский сбор, который оплачивается при подаче искового заявления.

Размер сбора определяется с учётом экономических расходов. При этом часто размер сбора устанавливается ниже размера государственной пошлины.

Ставки третейского сбора зависят от цены иска. Если постоянно действующий третейский суд образован и действует при юридических лицах, то ставки сбора (и, соответственно, гонораров судей) устанавливаются этой организацией. Главное при определении суммы сбора то, чтобы третейский суд компенсировал все общие расходы, связанные с деятельностью третейского суда.

К дополнительным расходам следует отнести: расходы, понесённые третейскими судьями, связанные с участием в деле, включая оплату проезда к месту рассмотрения; суммы, подлежащие выплате экспертам, переводчикам; расходы, понесённые судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения; расходы, понесённые свидетелями.

Дополнительные расходы не включаются в третейский сбор и оплачиваются отдельно. Третейский суд может потребовать от стороны внесение аванса на покрытие расходов третейского суда.

Особое место в составе расходов занимают расходы на оплату услуг представителя стороны, в пользу которой состоялось решение.

Закрепилась практика по взысканию расходов за юридические услуги по подготовке и ведению дела, которая соответствует международной практике. Такие расходы подлежат возмещению той стороне, в пользу которой состоялось решение.

Представляется, что независимо от того, в каком порядке будет определено, как стороны несут расходы, размер третейского сбора целесообразно указывать в регламенте третейского суда или положении о третейских сборах.

Такой подход оправдан тем, что сторонам заранее видно, какие расходы они понесут при рассмотрении, и в каком порядке оплачивается сбор.

Следует отметить, что третейскому разбирательству не характерно освобождение от расходов, исходя из принципа равенства сторон. Это важно, поскольку до уплаты сбора дело остается без движения.

2 Судейский гонорар определяется с учётом цены иска, сложности спора, времени, затраченного на разбирательство и др. В зависимости от этих обстоятельств, размер гонорара может быть повышен путём увеличения сбора, в зависимости от Правил суда. Если повышение невозможно, вознаграждение может быть повышено организацией, при которой образован суд, по представлению председателя суда за счёт общих расходов. Безусловно, правила об этом должны быть определены в документах, регулирующих деятельность судов.

В третейских судах по рассмотрению конкретного спора как количество судей, так и размер гонорара определяется по договорённости сторон. Как правило, гонорар перечисляется либо на счета судей, либо на счёт председателя авансом, который после принятия решения по делу передаёт гонорар судьям.

При отсутствии договорённости размер определяется составом суда, однако обозначенные в норме критерии должны быть учтены.

3 Правила распределения расходов определяются в Регламенте или Положении о третейских сборах и расходах. Особенность заключается в том, что стороны могут договориться об этом между собой. Если соглашение отсутствует, то по общему правилу они распределяются в зависимости от судьбы иска. Если иск удовлетворён частично, то сбор возлагается на ответчика пропорционально части требований, в которой ему отказано.

В регламенте может быть установлено иное правило, в соответствии с которым суд может взыскать в пользу одной из сторон с другой стороны понесённые излишние расходы, вызванные нецелесообразными или недобросовестными действиями другой, приведшими к затягиванию сроков рассмотрения дела.

Любой вопрос по распределению разрешается третейским судом и излагается в мотивах решения или определения со ссылкой на Регламент или Положение. Возможно, уменьшение размера и частичный возврат сбора в случаях рассмотрения спора единолично судьёй, отзыва иска до первого слушания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9441 —

| 7324 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Третейские суды: от карманных к государственным

Государственная Дума 1 июля 2015 года приняла в первом чтении законопроект № 788111-6 «Об арбитраже (третейском разбирательстве)». Автором документа является Правительство РФ.

[1]

Однако, документ, направленный, по идее, на увеличение роли третейских судов в арбитражном праве РФ и призванный разгрузить государственные суды, на деле может значительно сократить количество самих третейских судов. А кроме того загнать их в достаточно узкие и очень жесткие рамки. Попробуем разобраться, какое будущее может ожидать институт третейского судейства в России.

Читайте так же:  Иск в мировой суд о взыскании задолженности

История третейского судопроизводства.

Институт третейского суда в России достаточно молод. Он был создан в целях упрощения разрешения экономических споров среди граждан и юридических лиц. Регулирует деятельность третейских судов Федеральный закон от 24.07.2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», а также Гражданский Кодекс РФ. Кроме того, очень значимым документом является внутренний нормативный акт, который есть у каждого суда — Регламент Третейского суда.

Третейский суд может рассматривать исключительно частные споры, вытекающие из гражданских правоотношений. Любая организация или гражданин, заключившие со своими контрагентами третейское соглашение, могут обратиться в третейский суд. Соглашение может быть оформлено как отдельным документом, так и в виде третейской оговорки в тексте заключенного договора. Примечательно, что подключить к спору третейский суд можно на любой стадии его рассмотрения. Даже если дело уже находится в государственном суде и есть решение первой инстанции.

Важным ограничением является то обстоятельство, что в третейском соглашении должен быть указан определенный третейский суд. Именно этот ТС и будет рассматривать все спорные ситуации по данной сделке. Зачастую в третейской оговорке указывают также, что решение третейского суда является окончательным. Но на практике его исполнение зависит чаще всего от доброй воли обеих сторон в споре. Хотя само решение третейского суда обжалованию не подлежит, если третейская оговорка определяет его окончательность, исполнить его достаточно сложно. Если указание на окончательность решения отсутствует, то его можно оспорить по основаниям, предусмотренным статьей 233 АПК РФ и статьей 421 ГПК РФ.

Решение третейского суда, априори, подлежит добровольному исполнению. Ведь если проигравшая сторона откажется его исполнять, победителю придется обращаться в государственный суд. Сделать это надо с соблюдением правил подсудности. То есть по месту нахождения ответчика или спорного имущества. Только государственный суд имеет право выдачи исполнительного листа. При этом судьи обязаны проверить формальные признаки третейского разбирательства:

  • компетенцию третейского суда в рамках Федерального законодательства;
  • соблюдение главных основополагающих принципов гражданского права в РФ;
  • дополнительные формальные признаки в рамках статьи 426 ГПК РФ и статьи 239 АПК РФ, по заявлению одной из сторон.
  • Определение государственного суда может быть обжаловано только в порядке кассации, поэтому на открытие исполнительного производства такое обжалование не влияет. Исполнительный лист направляется судебным приставам в установленном порядке и исполняется по общим правилам.

    В чем суть реформирования третейских судов

    О необходимости реформировать институт третейских судов в России в 2012 году впервые заявил президент РФ Владимир Путин. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 глава государства сообщил, что в России отсутствуют эффективные гарантии выполнения условий договоров и защиты собственности. Тогда президент назвал существующие третейские суды «карманными».

    Запланированная реформа третейского законодательства должна была повысить независимость и эффективность третейского судопроизводства и разгрузить, тем самым, государственные суды. Разработать необходимые проекты законодательных актов Правительство поручило Министерству юстиции России. Летом 2014 года документ был практически готов и его представили на рассмотрение комиссии по законопроектной деятельности при Правительстве РФ. Но государственно-правовое управление администрации президента в последний момент забраковало документ и его рассмотрение на комиссии отменили.

    Камень преткновения оказался в том, что Кремль счел проект Минюста слишком зарегулированным. Процедура для разрешения деятельности каждого третейского суда требовала согласования и получения разрешения в Минюсте РФ. Законопроект пришлось переделывать. В его нынешнем варианте каждый третейский суд также должен получить разрешение на работу. Но уже не в Минюсте, а непосредственно в Правительстве РФ. Минюсту оставили право прекращать деятельность третейских судов, при выявлении значительных нарушений в их работе.

    [2]

    Такой вариант проекта комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила 20 апреля 2015 года. 8 мая 2015 года законопроект «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» поступил в Государственную Думу РФ. Одновременно бы внесен законопроект-спутник «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона «Об арбитраже».

    Кроме порядка создания третейский судов документ определяет, что теперь они должны создаваться не при коммерческих компаниях, а исключительно при некоммерческих организациях

    Кроме того, в блоке правительственных законопроектов о создании в РФ института третейского разбирательства после первого чтения установлены четкие требования к третейским судьям.

    Регулирование со стороны государства, и правда, может помочь в сокращении числа «карманных» третейских судов, часто зависящих от позиции руководства организаций, при которых функционируют. Это позволит уменьшить, а может и совсем остановить, случаи злоупотребления во время третейских разбирательств, связанные, в том числе, и с рейдерскими захватами. Качество арбитража в России должно повысится.

    Надежды и реалии

    В пояснительной записке к законопроекту сказано, что принятие нового закона о третейских судах позволит «снизить нагрузку на государственные суды и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности РФ и деофшоризации национальной экономики». Чтобы повысить привлекательность самих ТС, правительство решило пойти проверенным путем — изменить название органа, имеющего не самую радужную репутацию. Постоянно действующие третейские суды предложено называть «арбитражными учреждениями». Создание ТС для рассмотрения конкретного спора законодатели отменять не собираются. Правда, из подсудности таких судов уберут корпоративные споры. Кроме того, ТС-однодневки не смогут обращаться в государственные суды за содействием в получении доказательств. Тогда как для постоянно действующих «арбитражных учреждений» такая возможность будет предусмотрена.

    Эксперты по юриспруденции считают, что такое реформирование ТС создаст принципиально новую почву для их работы. Правовой институт постоянно действующих арбитражных учреждений станет своеобразным администратором частного арбитражного права в России, на базе государственного регулятора. Ведь, по сути, проект превращает «частные» третейские суды в полугосударственные органы. Такие ответвления от государственных судов, функционирующие на особых условиях. Этому будет способствовать ужесточение порядка исполнения решений, принимаемых ТС.

    Жесткими становятся условия существования и для самих третейских судов. Для получения разрешения на создание третейского суда НКО будет обязана предоставить в Правительство РФ список потенциальных арбитров, не менее 30 человек, с указанием данных об их квалификации. Кроме того, должны быть предоставлены данные о самой НКО, на базе которой создается суд: сведения о ее участниках и учредителях, репутации и деятельности. Такие требования определяют право государства отказать в создании третейского суда, если какие-либо из этих сведений покажутся уполномоченному органу недостоверными или недостаточными.

    Читайте так же:  Верховный суд определение о децибелах

    Помимо этого, ограничивается круг рассматриваемых ТС, споров. Арбитражные учреждения не будут рассматривать споры с участием стратегических предприятий и дела об оспаривании ненормативных актов госорганов. Споры о выкупе и приобретении акций АО и публично-правовые споры, такие как наследственные, трудовые, приватизационные, также будут выведены из-под юрисдикции ТС. При малейших сомнения в компетенции арбитров третейского суда в судебный процесс сможет вмешаться государственный суд.

    Такое положение вещей, по мнению экспертов, приведет к тому, что в стране останутся всего 10-15 постоянно действующих в третейском качестве «арбитражных учреждений». Остальные ТС либо будут распущены совсем, либо вольются в состав более приспособленных к новым условиям судов. Карманными, по сути, останутся только суды ad hoc, создаваемые для рассмотрения одного спора. Именно такие суды, по мнению экспертов, смогут получить довольно широкое распространение в новом формате российского института третейского судопроизводства.

    Если Государственная Дума поддержит предложенный законопроект во втором и третьем чтении на осенней сессии, то он может вступить в силу уже с 1 января 2016 года. Правительство РФ собирается до конца декабря 2015 года утвердить порядок получения разрешений некоммерческих организаций на создание третейских судов. С момента утверждения этого порядка у существующих на сегодня третейских судов будет всего год для переоформления документов. Исключение сделали только для Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ. Этим ТС разрешения не понадобятся и они сразу будут переведены в ранг постоянно действующих кредитных учреждений.

    Кроме того, должен быть урегулированы вопросы об ответственности некоммерческих организаций, при которых постоянно действуют арбитражные учреждения, за причинение убытков сторонам третейского разбирательства из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения постоянно действующим арбитражным учреждением своих функций, если допущены умысел или грубая неосторожность. А также ответственность арбитров за неправомерные решения.

    Тем временем, в действующих третейских судах

    По сообщениям в прессе, третейские суды уже становятся достаточно привлекательным инструментом для разрешения споров. С начала 2015 года удвоилось количество попыток исполнения решений ТС в рамках государственной исполнительной системы. Некоторые субъекты РФ зафиксировали рост обращений к судебным приставам с исполнительными документами по решениям третейских судов в пять—десять раз, по сравнению с 2014 годом.

    Из базы решений арбитражных судов, по критерию дел «о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда» следует, что число решений, вынесенных третейскими судами в первом квартале 2015 года увеличилось почти в два раза, по сравнению с четвертым кварталом 2014 года. В целом по всей России на 1 апреля 2015 года выдано до 2199 исполнительных документов по решениям ТС.

    Отказов в выдаче исполнительных документов по решениям ТС зафиксировано менее 3%. Большинство из них имеет технический характер. Это значит, что госсуды в большинстве случаев не усматривали в деятельности третейских судей формальных ошибок. Примечательно, что много случаев, когда исполнительные документы не были получены по причине того, что должник добровольно исполнил решение суда до их получения.

    Что касается оценки такого роста исполнения решений третейских судов экспертами, то они считают его проявлением правовой культуры российских граждан. Кроме того, есть и более тривиальные причины. Экономический кризис в стране провоцирует рост неисполнений обязательств должниками и, как следствие, судебные разбирательства по этому поводу. В этом случае должники не исполняют решения судов добровольно, просто потому, что не имеют такой возможности. Им нечем платить и кредиторы вынуждены получать исполнительные документы для принудительного исполнения.

    Но кроме всех этих экономических факторов есть еще один, очень важный фактор, приведший, по мнению экспертов, к росту обращений именно в третейские суды и к увеличению числа третейских оговорок во вновь заключаемых контрактах. Это — Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2014 N 30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», пункта 2 части 3 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Проверка конституционности закона была проведена по жалобе Сбербанка.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Выводы, к которым пришли судьи Конституционного суда РФ, по сути, перевернули всю российскую арбитражную практику. Высший орган конституционного контроля запретил третейским судам рассматривать арбитражные споры с участием своих учредителей и аффилированных с ними лиц, поскольку такая практика ставила под сомнение сами принципы правосудия. Ведь одна из сторон спора изначально находилась в неравном положении по отношению к другой.

    Такое решение судей, как считают многие эксперты, дало толчок к формированию положительного имиджа ТС. Однако полностью снять опасения по поводу запущенной реформы сможет лишь полное выведение третейских судов из-под контроля крупных компаний. Тем самым пропадет соблазн использования правосудия в корыстных целях, а арбитражная культура в России в целом — заметно вырастет.

    Источники


    1. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.

    2. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.

    3. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
    4. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
    5. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.
    Как создать третейский суд пошаговая инструкция
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here