Кому подчиняется верховный суд рф

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Кому подчиняется верховный суд рф". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ» в других словарях:

Верховный Суд — (supreme court) Последняя инстанция апелляционного суда. Наиболее известный пример – Верховный суд США; существуют также верховные суды штатов (иногда они носят другое название). Ст. III Конституции США предусматривает, что Верховный суд, являясь … Политология. Словарь.

Верховный суд — Верховный суд высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о… … Википедия

ВЕРХОВНЫЙ СУД — ВЕРХОВНЫЙ СУД, высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. В Российской империи высшим чрезвычайным… … Русская история

Верховный Суд — Верховный суд высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о преступлениях… … Википедия

ВЕРХОВНЫЙ СУД — высший орган судебной власти в государстве. В РФ ВЕР ХОВНЫЙ СУД является высшим органом, осуществляющим надзор за судебнойдеятельностью судов РФ, кроме конституционного суда РФ и арбитражных судов РФ. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ состоит из Председателя, его … Финансовый словарь

ВЕРХОВНЫЙ СУД — высшее судебное учреждение государства. В компетенцию B.C., как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.п.); рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц… … Юридический словарь

Верховный суд — (англ. Supreme Court) высший орган судебной власти в государстве. B.C. называют также суды в некоторых государствах и негосударственных образованиях, входящих в состав государства, обладающего гос ным суверенитетом, которые в пределах с … Энциклопедия права

ВЕРХОВНЫЙ СУД — высшее судебное учреждение государства. В компетенцию В.с. современных государств, как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.п.); рассмотрение дел о преступлениях… … Юридическая энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СУД — (ВС) РФ высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает… … Юридический словарь

ВЕРХОВНЫЙ СУД — ВЕРХОВНЫЙ СУД, высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. В некоторых странах (например, в США)… … Современная энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СУД — высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех др. судов государства … Большой Энциклопедический словарь

27. Верховный Суд рф, его состав и компетенция. Верховный Суд рф

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

[3]

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

При Верховном Суде РФ сформированы Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

Состав и структура Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ действует в составе Председателя, заместителей Председателя, судей и аппарата суда.

Председатель Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;

созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;

может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;

руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;

ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ:

председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в заседаниях судебных коллегий;

осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий;

вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;

осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Структуру Верховного Суда РФ образуют:

Пленум Верховного Суда РФ;

Президиум Верховного Суда РФ;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Судебная коллегия по уголовным делам;

[2]

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ.

В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Куда жаловаться на судью? Высшая квалификационная комиссия судей. Верховный суд РФ. Структура судебной системы

Нередко граждане остаются недовольны принятыми судебными мерами в отношении их личных вопросов. В связи с этим возникает вопрос о том, куда жаловаться на судью. О том, куда можно обратиться с подобной жалобой, а также о структуре судебной системы и о Высшей квалификационной комиссии расскажем в этой статье.

Куда следует обращаться с жалобой на судью?

С точки зрения закона любые действия судьи должны быть добросовестными и соответствовать принятым нормам. Таким образом, судебная компетентность наряду с добросовестностью служат необходимыми условиями исполнения обязанностей по осуществлению правосудия. Так что прежде чем пробовать писать жалобу Президенту на судью, следует воспользоваться другими инструментами.

Читайте так же:  Нужно ли платить алименты с продажи автомобиля

Согласно Кодексу этики, в своей деятельности судьи обязаны соблюдать общепринятые нормы нравственности и морали, неукоснительно следуя присяге. Судейский корпус объединяет в себе всех профессиональных судей. Сегодня главным органом, который обладает полномочиями для привлечения граждан, занимающих судебную должность, к дисциплинарной ответственности, выступает Высшая квалификационная комиссия. Она призвана контролировать следующие ступени судейства:

  • Судьи Верховного суда Российской Федерации (ВС РФ).
  • Федеральный арбитражный суд того или иного округа.
  • Арбитражная апелляционная инстанция.
  • Военные суды.
  • Члены совета судей.

Квалификационной комиссией рассматриваются дела по несоблюдению законов, которые носят названия «О статусе судей в России» и «Кодекс судейской этики».

Вот и вопрос о том, куда жаловаться на судью, немного проясняется. Пожаловаться можно как на действие, так и на бездействие во время выполнения служебных обязанностей. Причем проступком можно считать не только нарушение представленных законов, но и несоблюдение принятых норм и морали в рамках осуществления правосудия.

Прежде чем думать о том, куда жаловаться на судью, важно понимать существующие различия между незаконными процессуальными мерами и некорректным поведением этого лица. Действия должны обладать какой-либо процессуальной формой (к примеру, акт либо запись в протоколе для предоставления возможности обжалования их в вышестоящем органе власти).

Некорректное поведение относится в первую очередь к нарушению нравственных и этических требований. Примером в этом случае можно считать грубое и нетерпимое, а также нетактичное либо неуважительное отношение к действующим участникам судебного разбирательства, и тогда у лиц процесса невольно возникнет вопрос о том, куда жаловаться на судью.

В качестве ненадлежащего отношения также выступают предубеждения гендерного, расового и религиозного характера. Причиной обвинения может стать и разглашение информации, которая была получена в рамках исполнения обязанностей, и тому подобное.

Виды дисциплинарной ответственности

Итак, к судьям могут применять два варианта дисциплинарной ответственности:

  • Предупреждение либо замечание.
  • Преждевременное прекращение полномочий.

Непосредственно жалобу на судебные действия граждане могут подавать в Квалификационную комиссию самостоятельно либо через председателя для приостановления полномочий судьи. Комиссия судей, в свою очередь, рассматривает жалобу самостоятельно либо направляет ее для проверки председателю соответствующей вышестоящей инстанции. Чаще всего направляют в целях проверки жалобу председателю суда.

В том случае, если гражданин имеет претензии к судье касательно организационных вопросов работы, лучше всего будет обратиться к председателю данного органа власти, так как именно он организует всю деятельность инстанции, устанавливая правила внутреннего распорядка, а кроме того, контролируя их выполнение. Председатель суда также занимается распределением обязанностей между своими заместителями и судьями.

Любое решение комиссии можно оспорить в специализированном судебном органе. Важно отметить, что поступающие жалобы должны рассматриваться не позднее одного месяца с момента их получения.

Какую информацию следует указывать при составлении жалобы на судью?

Заявитель при подаче данного документа должен указать следующие сведения:

  • Свои личные данные, а именно Ф.И.О. и место жительства. Следует подчеркнуть, что если эта информация будет отсутствовать, то жалобу признают анонимной, и она не будет рассмотрена.
  • Требуется также указать Ф.И.О. судьи, действия которого подлежат обжалованию.
  • Название суда, в котором обвиняемое служебное лицо ведет свою деятельность.
  • Подробное и обоснованное описание сути претензий к данному судье.

В каких случаях жалоба может быть отклонена?

Жалобу могут отклонить в том случае, если не будут указаны все вышеприведенные сведения, а кроме того, в следующих ситуациях:

  • Обжалование судебного акта.
  • Наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных фраз наряду с угрозами.
  • В том случае, если прежде по жалобе уже давался ответ и претензия не содержит каких-либо новых фактов и доводов.
  • В ситуациях, когда жалоба имеет отношение к охраняемой федеральным законом тайне.
  • Отсутствие информации о совершении судьей дисциплинарного проступка.

Жалоба на решение судьи должна быть направлена через экспедицию, в которой работает судья, либо напрямую в Квалификационную комиссию по почте. Председатель суда, а также комиссия должны отреагировать на такие обращения и, как следствие, поставить вопрос о привлечении того или иного должностного лица к ответственности при наличии состава дисциплинарного нарушения.

Следует отметить, что сама процедура привлечения судей к ответственности зафиксирована в законодательстве и не требует со стороны граждан каких-либо материальных затрат в форме оплаты государственных пошлин, взносов и тому подобного.

Верховный суд России

Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) в нашей стране выступает органом, который занимается гражданскими делами, разрешает экономические, уголовные, административные и прочие споры. Таким образом, этот орган власти осуществляет в предусмотренных законом формах судебный надзор за выполнением деятельности нижестоящих инстанций, а кроме того, проводит процедуры в рамках своей компетенции в роли апелляционного и кассационного органа.

Высшая судейская комиссия

Высшая квалификационная комиссия судей состоит из двадцати девяти членов.
Начиная с 2002 года треть ее состава — это представители общественности. Данная инстанция призвана решать следующие вопросы:

  • Привлечение судей, которые находятся в отставке, к исполнению своих обязанностей.
  • Проведение аттестации судей наряду с присваиванием им квалификационных классов.
  • Предоставление согласия на назначение того или иного служебного лица на судейскую должность.
  • Приостановление либо возобновление полномочий судей.
  • Осуществление отбора кандидатов на судебную должность.
  • Наложение на судей дисциплинарных взысканий.
  • Осуществление иных полномочий.
  • Прекращение судебных полномочий.
  • Прекращение отставки судей.

Структура судебной системы

В нашей стране все судебные органы формируют суды федерального уровня и субъектов. Такое разделение объясняется необходимостью предоставления субъектам некоторых полномочий, касающихся создания органов правосудия.

Федеральными судами в России являются следующие инстанции:
  • Конституционный суд.
  • Верховный суд.
  • Суды субъектов России.
  • Районные суды.
  • Военные суды, которые составляют систему федеральных инстанций общей юрисдикции.
  • Высший арбитражный суд.
  • Федеральные арбитражные суды.
  • Кассационные инстанции.
  • Апелляционные инстанции.

К судам субъектов РФ относят:

  • Конституционные, или уставные суды субъектов страны.
  • Мировые судьи.

Конституционный суд считается высшим органом по уголовным, гражданским и прочим делам. Он осуществляет процессуальный надзор за их деятельностью, давая разъяснения по вопросам судебных практик. Высший арбитражный суд разрешает экономические споры и прочие дела, осуществляя в предусмотренных формах надзор за ходом их деятельности по вопросам судебной практики.

Необходимо отметить, что высшие судебные органы не имеют по отношению к другим судам властных полномочий. В рамках производства по гражданским и уголовным делам установлен свой порядок взаимодействия между инстанциями разных уровней. Конституционный суд и уставные органы субъектов России тоже не находятся в отношениях власти и подчинения между собой. Они выполняют свою деятельность в рамках имеющихся полномочий, при этом друг с другом они никак не связаны.

Суды, которые входят в единую систему, различаются по объему своих компетенций. Выделяют звенья судебной системы, то есть совокупность органов, которые наделены полномочиями, выделяющими их среди прочих, по которым они параллельно могут совпадать по отношению друг к другу.

Читайте так же:  Как проверить штрафы по водительскому удостоверению онлайн

Учитывая то, что Конституционный суд и уставные инстанции субъектов между собой функционально никак не связаны, различных звеньев они тоже не образуют.

Составляющие судебной структуры можно выделить в органах общей юрисдикции, например, на фоне рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также они прослеживаются в арбитражных инстанциях.

Судебная система: органы общей юрисдикции

В судах общей юрисдикции все органы можно подразделить на следующие звенья:

  • Районные, а кроме того, межрайонные суды, образующие основное звено.
  • Гарнизонные военные суды.
  • Мировые судьи.
  • Суды субъектов России, которые образуют среднее звено.
  • Военные суды.
  • Верховный суд как представитель высшего звена.

Арбитражные суды

В арбитражных судах также имеются свои подразделения:

  • Основным звеном считается арбитражный суд субъектов.
  • Средним звеном выступают апелляционные и кассационные инстанции.
  • Высшее звено представлено Высшим арбитражным судом.

Судебные инстанции

Суды, помимо всего прочего, подразделяют по инстанционному признаку, что зависит от того, какой вид деятельности они осуществляют. Итак, в рамках рассмотрения уголовных и гражданских процессов, а также дел об административных нарушениях выделяют судебную инстанцию. Такой суд выполняет определенную функцию, которая связана с рассмотрением и с разрешением дел. В рамках работы этого органа происходит рассмотрение дел по существу, а также проводится проверка законности наряду с обоснованностью принятых решений, которые выносятся другими судебными органами.

Процессуальное законодательство выделяет суды первой и второй инстанции:
  • Судом первой инстанции считается орган власти, принимающий решения по существу дел, которые находятся в его производстве. В роли судов этой инстанции в зависимости от групп гражданских либо уголовных процессов выступают, как правило, районные и военные. Дела по административным правонарушениям в рамках первой инстанции рассматривают мировые судьи.
  • Суды второй инстанции занимаются проверкой жалоб заинтересованных граждан либо, опираясь на представление прокурора, устанавливают обоснованность и законность решений, которые не успели вступить в силу. В органах общей юрисдикции, которые действуют в роли судов второй инстанции, выполняется апелляционное наряду с кассационным производством.

В апелляционном порядке рассматривают и гражданские, и уголовные дела в том случае, если решения, которые вынесены по ним судом первой инстанции, не успели еще вступить в законную силу. Смысл апелляционного производства заключается в том, что выполняется повторное исследование и анализ доказательств, а новое принятое решение по тому или иному делу может значительно отличаться от первоначального. Жалоба на мирового судью подается в вышестоящую инстанцию.

В отличие от апелляционных действий, кассационные меры подразумевают пересмотр решений по делам, вступившим в законную силу. В роли судов кассационных инстанций выступают органы, являющиеся вышестоящими по отношению к апелляционным. К примеру, в том случае, если уголовное дело было рассмотрено в первой инстанции, то в роли апелляционного органа станет выступать судебная коллегия, занимающаяся уголовными делами. В качестве кассационной инстанции будет выступать президиум суда субъекта России.

Касательно арбитражного процесса, апелляционные суды выступают органами по проверке законности и обоснованности судебных актов, которые принимаются в первой инстанции. Всего в России на сегодняшний день образовано двадцать апелляционных арбитражных судов. Каждый из них осуществляет проверку актов, которые были приняты арбитражными органами нескольких субъектов России. На вопрос о том, куда жаловаться на районного судью, ответ такой: в вышестоящую инстанцию в установленном законом порядке.

Надзорная инстанция образуется высшими судебными органами, которые представлены Верховным и Высшим арбитражным судами. Президиумы обоих приведенных инстанций занимаются осуществлением проверки в рамках надзора вступивших в законную силу актов и решений всех остальных органов.

Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

Статья 2 . Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. N 6-П положение пункта 1 части 4 статьи 2 настоящего Федерального конституционного закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение по смыслу, приданному ему судебным толкованием, в системе действующего правового регулирования не допускает разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов Федеральной налоговой службы, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 15 февраля 2016 г. N 2-ФКЗ часть 4 статьи 2 настоящего Федерального конституционного закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 ноября 2014 г. N 16-ФКЗ часть 4 статьи 2 дополнена пунктом 2.1

2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

Читайте так же:  По каким признакам можно определить отцовство без использования днк тестирования

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 ноября 2014 г. N 16-ФКЗ часть 4 статьи 2 дополнена пунктом 2.2, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

2.2) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

Видео (кликните для воспроизведения).

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

[1]

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ пункт 12 части 4 статьи 2 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.

7. Верховный Суд Российской Федерации:

1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

3) выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

6) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

См. Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ, утвержденный приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П

Информация об изменениях:

Часть 7 дополнена пунктом 6.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный конституционный закон от 30 октября 2018 г. N 2-ФКЗ

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

8. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Состав и полномочия Верховного суда РФ

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Другими словами, данный суд призван выполнять, по меньшей мере, три основные социальные функции, реализация которых опре­деляет его роль и место в судебной системе Российской Федерации и системе других органов государственной власти. К ним относятся:

  1. выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
  2. осуществление в предусмотренных федеральным законом про­цессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких су­дов;
  3. дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

  • Пленум;
  • Президиум;
  • Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г.);
  • Судебная коллегия по административным делам;
  • Судебная коллегия по гражданским делам;
  • Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г.);
  • Военная коллегия.
Читайте так же:  Что грозит за неуплату алиментов меры наказания и размер штрафа

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации:

  • в соответствии со ст. 9 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда : первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами;
  • в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения;
  • изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;
  • разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
  • публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

§ 4. Верховный Суд рф — высший судебный орган

в системе судов общей юрисдикции

На основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Кроме того, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ наделяет Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы по вопросам его ведения. Также Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ осуществляет правосудие путем рассмотрения дел в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

По первой инстанции Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федеральных судов по их ходатайствам, заявленным до начала судебного разбирательства (ч. 4 ст. 31 УПК РФ).

Статья 27 ГПК РФ гласит, что Верховный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции следующие гражданские дела:

1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ;

2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

5) об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции России.

В состав Верховного Суда РФ согласно ст. 54 Закона «О судоустройстве РСФСР» входят:

3) Кассационная коллегия;

4) Судебная коллегия по гражданским делам;

5) Судебная коллегия по уголовным делам;

6) Военная коллегия.

При Верховном Суде РФ действуют следующие органы:

1) Судебный департамент;

2) Научно-консультативный совет.

Статья 63 и ст. 64 Закона «О судоустройстве РСФСР» регулируют вопросы организации деятельности и компетенции судебных коллегий Верховного Суда РФ по гражданским и по уголовным делам, а также Военной коллегии Верховного Суда РФ. Так же как и в областном суде, эти подразделения призваны в первую очередь осуществлять правосудие и наделены с этой целью наиболее широкой компетенцией по рассмотрению гражданских и уголовных дел по первой и кассационной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако в отличие от судебных коллегий областных судов они выступают также и в качестве суда надзорной инстанции. В качестве суда первой инстанции они рассматривают все дела, отнесенные процессуальным законодательством к подсудности Верховного Суда РФ. Кроме того, Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Судебные коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда. Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

В составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ действует Кассационная палата, состав которой утверждается председателем коллегии (п. 2 ст. 67 Закона «О судоустройстве РСФСР»). Кассационная палата создана для рассмотрения в кассационном порядке приговоров, вынесенных на основании вердикта присяжных заседателей.

Статьи 62.1 и 62.2 Закона «О судоустройстве РСФСР» посвящены Кассационной коллегии Верховного Суда РФ. Это подразделение Верховного Суда создано в январе 1999 г. для рассмотрения в кассационном порядке дел, решения по которым вынесены самим Верховным Судом РФ по первой инстанции. Кроме того, она рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела, ранее бывшие предметом ее рассмотрения.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя коллегии и 12 членов из числа судей Верховного Суда и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Статья 61 и ст. 62 Закона «О судоустройстве РСФСР» регламентируют деятельность Президиума Верховного Суда РФ. Основная задача Президиума Верховного Суда РФ — это рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме этого, Президиум:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

2) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

3) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и судьи Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума Верховного Суда принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда РФ — это подразделение Верховного Суда РФ, которое правосудия непосредственно не осуществляет, тем не менее его деятельность имеет большое значение для обеспечения единства судебной практики и правильного применения судами законодательства РФ.

Читайте так же:  Последствия завершения процедуры реализации имущества гражданина

Статья 58 Закона «О судоустройстве РСФСР» определяет компетенцию Пленума Верховного Суда РФ. Пленум Верховного Суда РФ:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ;

2) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

3) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

4) рассматривает и решает вопросы о внесении законопроектов в Государственную Думу РФ в порядке осуществления законодательной инициативы;

5) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей коллегий Верховного Суда РФ об их деятельности;

6) рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству РФ.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора РФ в работе Пленума обязательно. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, научных учреждений и других организаций.

Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца и его заседание правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума Верховного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.

Статья 65 Закона «О судоустройстве РСФСР» определяет компетенцию Председателя Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ:

1) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

2) вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, а также организует работу по осуществлению контроля за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

3) созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях; вносит в Пленум Верховного Суда РФ представления о несоответствии руководящих разъяснений Пленума законодательству РФ;

4) созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;

5) распределяет обязанности между своими заместителями;

6) руководит организацией работы Кассационной коллегии, Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной коллегии по гражданским делам; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий при рассмотрении любого дела;

7) руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;

8) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

9) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

В частности, к иным полномочиям можно отнести установленное ст. 389 ГПК РФ право Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей внести в Президиум Верховного Суда мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Статья 66 Закона «О судоустройстве РСФСР» устанавливает полномочия заместителей Председателя Верховного Суда РФ.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ:

1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда;

2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда РФ;

3) ведут личный прием граждан;

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, а при отсутствии и первого заместителя — заместитель Председателя Верховного Суда РФ.

Аппарат Верховного Суда РФ состоит из следующих подразделений:

1) ведущие отделы — отдел обобщения судебной практики, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел работы с законодательством, отдел приема граждан, международно-правовой отдел;

2) управления — планово-финансовое управление, хозяйственное управление, управление делами;

3) прочие отделы — секретариат Президиума Верховного Суда РФ (на правах отдела), отдел кадров, отдел контроля и исполнения решений, первый отдел, общий отдел, отдел хранения судебных документов.

Помимо сотрудников этих подразделений организационную и техническую работу проводят и иные работники аппарата. К ним относятся: начальники канцелярий, секретари канцелярий, секретари судебных заседаний и др. Они проводят работу по традиционным для всех судов направлениям, связанным с рассмотрением конкретных дел, их оформлением, хранением документов, перепиской по конкретным делам и т.д. Право их приема на работу и увольнения принадлежит Председателю Верховного Суда РФ и его заместителям.

При Верховном Суде РФ образован Научно-консультативный совет — совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. В его состав входят заместители Председателя Верховного Суда РФ, председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, члены Верховного Суда РФ, а также практические работники правоохранительных органов и представители научных организаций. Опираясь на изучение и обобщение судебной практики, Научно-консультативный совет способствует разрешению спорных вопросов, которые возникают в практике судов по применению действующего закона, дает по проектам постановлений Пленума Верховного Суда РФ соответствующие рекомендации. Деятельность этого органа регулируется Положением о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ, утвержденным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 1968 г. N 45 с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом от 8 января 1998 г. был создан Судебный департамент при Верховном Суде РФ, который является федеральным государственным органом и призван осуществлять организационное обеспечение деятельности всех судов общей юрисдикции в РФ, т.е. мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Источники


  1. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.

  2. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.

  3. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  4. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
  5. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Кому подчиняется верховный суд рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here