Кто является собственником федерального имущества

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Кто является собственником федерального имущества". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Что такое федеральная собственность?

Субъектами имущества наряду с обычными гражданами или юридическими лицами могут быть муниципальные образование или Российская Федерация.

Для выполнения важнейших стратегических и управленческих задач страна в лице Росимущества обладает на праве собственности многими ресурсами и объектами.

Государственная собственность в стране выступает в двух формах: федеральная и муниципальная собственность. Федеральная собственность – это то, чем владеет непосредственно страна в лице уполномоченных органов, экономические ресурсы, без которых немыслимо существование страны как объекта макроэкономики.

Федеральными ресурсами нужно эффективно управлять, они также, как и другие виды ресурсов, могут быть изъяты при наличии веских законных оснований.

Понятие и особенности федеральной собственности

В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.

Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.

Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.

Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.

Федеральная собственность принадлежит государственным органам власти, региональная – органам субъектов, муниципальная – местным властям.

Принадлежность в данном случае означает лишь процесс управления. Фактически же государственная собственность, будь то федеральная или муниципальная, принадлежит народу, проживающему в тех или иных областях или населенном пункте.

Остаётся понять, кто осуществляет управление федеральной собственностью в стране? Ведь без эффективного управлению ею страна может терпеть убытки, терять место на мировой арене. Управлением собственностью на федеральном уровне в стране занимается Росимущество.

Объекты федеральной собственности

Государство не отбирает все имущество у населения, оно владеет только тем, чем требуется эффективно управлять для развития страны, и что необходимо для защиты собственного суверенитета и обеспечения работы органов власти.

Фактически к федеральной собственности относятся:

  • База национальных богатств страны.
  • Имущество, необходимое для работы государственных органов и выполнения задач мирового значения.
  • Имущество оборонного производства.
  • Собственность, обеспечивающая жизнедеятельность и развитие народного хозяйства.
  • Иные объекты.
  • К богатствам страны можно отнести важные ресурсы и природные объекты: заповедники, особо охраняемые зоны, а также историко-культурные объекты и строения.

    К объектам для функционирования государственных структур и выполнения государственных задач относятся:

    • казна страны;
    • имущество ОВД и Вооруженных сил, которые финансируются из федерального бюджета;
    • НИИ, предприятия и ВУЗы;
    • ветеринарные, санитарно-эпидемиологические и иные службы;
    • исправительные учреждения;
    • лечебно-профилактические предприятия.

    К объектам по развитию народного хозяйства относятся дороги, объекты энергетики, транспорт, радио и телесети, совхозы и особые хозяйства, предприятия добывающей промышленности.

    Некоторые из объектов федеральной собственности могут быть переданы во владение регионам или муниципалитетам.

    Земля федеральной собственности

    Одним из основных ресурсов федерального значения является земля. Какие земли относятся к федеральной собственности? По ст. 3.1 ФЗ № 137 к федеральной собственности относятся следующие наделы:

    [2]

  • земли, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, которые принадлежат РФ;
  • наделы органов власти и их представительств;
  • земли казенных и унитарных предприятий;
  • земли, которыми владеет Академия наук и сопряжённые с ней учреждения;
  • дороги, относящиеся к Росавтодорогам;
  • лесной и водный фонд;
  • заповедники;
  • земли обороны;
  • резервные земли;
  • закрытые города.
  • Те земли, которые находятся в ведении муниципалитетов или субъектов федерации, не являются федеральной собственностью.

    Земли федеральной собственности можно узнать на сайте Росреестра по кадастровому номеру. Там указано, кто является владельцем той или иной территории.

    Если земельный участок еще не имеет номера на государственной кадастровой карте, то он еще не разграничен с государственных земель.

    Процедура разграничения земли

    Понятие о разграничении земли возникло в 2001 году, в 2019 году оно осуществляется в соответствии с нормами Земельного Кодекса страны. Ст. 17 Земельного Кодекса определяет основания, по которым земля может быть в федеральной собственности. Земля может либо приобретаться государственными органами, либо становиться федеральной собственностью по результатам разграничения.

    Порядок разграничения выглядит следующим образом:

  • Разрабатывается проект закона о разграничении государственной земли в федеральную.
  • Инициируется проведение кадастровых работ Постановлением.
  • Определяются границы участка и присваивается кадастровый номер.
  • Принимается закон, который определяет принадлежность участка к федеральной собственности.
  • В законе должна быть прописана категория земли вновь созданного участка, целевое назначение и нормы его эксплуатации.

    Если Правительство принимает решение получить какой-то участок в свою собственность, оно поручает министерству земельных ресурсов составить схему будущего участка. Когда схема утверждена, она направляется в кадастровую службу для проведения геодезических работ на местности. Межевой план будущего участка направляется обратно в министерство, где его должны утвердить.

    Передача земли в муниципальную собственность

    Федеральные земли также могут передаваться в собственность местным властям или муниципалитетам. Такая передача возможна в ряде случаев:

    • при наличии на участке строений муниципальной собственности;
    • в рамках реализации местных или региональных программ;
    • при реализации плана застройки или развития территории.

    Для получения участка в собственность муниципальные органы передают заявление в федеральные органы и ждут их решения. Направленное в федеральные органы заявление о передачи земли в муниципальную собственность рассматривается в течение 30 дней.

    Если принимается положительное решение, сначала проводятся кадастровые работы по определению границ участка. Муниципальное право собственности на землю регистрируется в органах Росимущества.

    Возникнуть федеральная собственность может через национализацию или изъятие земельных участков, принадлежащих частникам.

    Изъятие земли

    Выкуп федеральной земли в собственность регламентирован нормами Земельного Кодекса. Выкуп земли с целью обеспечения государственных или муниципальных нужд возможен только в исключительных случаях. Изымается земля на основании специального распоряжения исполнительного органа власти, чем защищаются права граждан.

    Решение о выкупе может быть принято в отношении федеральной собственности, региональной собственности соответствующими органами. Местные власти не имеют подобных полномочий. Им для этого приходится обращаться в вышестоящие инстанции.

    Читайте так же:  Алименты в гражданском в браке

    Согласно статьям 279-281 ГК РФ, выкуп земли осуществляется в соответствии со следующими этапами:

    1. После того, как решение об изъятии земли для муниципальных или государственных нужд принято, государственные органы отправляют письменное уведомление владельцу земли в период 1 года до выкупа.
    2. Проводятся торги, при которых выкупается интересующая территория.

    Если владелец земли посчитает данное изъятие незаконным, он вправе будет обратиться для защиты своих интересов в суд.

    Основания для изъятия земли указаны в ст. 49 ЗК РФ:

    1. Земля нужна государству для решения проблем по исполнению своих обязательств.
    2. Для размещения государственных объектов при полном отсутствии другой такой альтернативной территории.

    Не могут в федеральную собственность переводиться земли, которые расположены в особо охраняемых зонах. Так защищаются интересы охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.

    Изыматься в федеральную собственность также могут сельскохозяйственные земли, которые эксплуатировались не по целевому назначению, земли, при использовании которых были выявлены нарушения собственником условий договора владения, при обеспечении нужд гражданской обороны.

    Процесс изъятия земли государством при чрезвычайных ситуациях называется реквизицией. Такое изъятие носит временный характер и имеет своей целью защиту жизней граждан. На постоянной основе земли могут быть конфискованы у граждан при совершении последними уголовных преступлений и административных проступков.

    Федеральная собственность представляет собой имущество, ресурсы и объекты, принадлежащие непосредственно Российской Федерации. Наличие такой собственности необходимо для нормального функционирования и развития страны.

    Земли федеральной собственности могут быть переданы во владение муниципалитетам или регионам, получены государством от частных лиц посредством выкупа.

    Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности

    Новая редакция Ст. 214 ГК РФ

    1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

    2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

    3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

    4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

    Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

    5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

    Комментарий к Статье 214 ГК РФ

    Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

    Другой комментарий к Ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации

    1. Содержание комментируемой статьи имеет большое практическое значение.

    Государство продолжает играть очень существенную роль в современной российской экономике, является собственником значительного имущества, включающего объекты промышленности и социально-культурной сферы.

    В законодательстве сохраняются многие юридические механизмы, созданные в условиях преобладания государственной собственности, что оказывает заметное влияние как на экономику, так и на систему права.

    2. В ст. 214 выделяется федеральная государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, собственность субъекта РФ, принадлежащая республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Таким образом, государственная собственность, указанная в ст. 212 ГК в качестве одной из форм собственности, выступает и как федеральная, и как собственность субъектов Федерации. Следовательно, поскольку не указано иное, законы, относящиеся к государственной собственности, равно относятся и к федеральной собственности, и к собственности субъектов Федерации.

    [3]

    Взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов регулируются преимущественно нормами публичного права. Само по себе это не исключает начал возмездности, которые все в большей мере внедряются в отношения, связанные с передачей имущества от одного субъекта государственной собственности другому.

    В то же время органы и лица, указанные в ст. 125 ГК и реализующие права собственника, вступают в имущественные отношения и с третьими лицами, и друг с другом как равные субъекты права, и эти отношения регулируются гражданским правом.

    3. Статья 214 ввела правило, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной собственности или собственности муниципальных образований, являются государственной собственностью.

    Эти положения развиваются Земельным кодексом, Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами, Законом о соглашениях о разделе продукции и другими законами, регулирующими права на землю и природные ресурсы.

    4. Нередко высказывается мнение о том, что норма п. 2 ст. 214 исключает приобретение права собственности на землю по приобретательной давности (подробнее см. комментарий к ст. 234). На самом деле значение этой нормы в том, что земельный участок не может считаться не имеющим собственника (бесхозяйным). Но по приобретательной давности имущество приобретается не только и не столько потому, что оно утратило собственника, сколько потому, что вследствие ряда недействительных сделок попало к незаконному добросовестному владельцу, от которого собственник уже не может истребовать свою вещь в порядке ст. 301 ГК. Очевидно, что постольку, поскольку земельные участки являются предметом оборота, они могут оказаться в незаконном, но добросовестном владении. В этом случае возникает и возможность приобретения земельного участка в собственность по приобретательной давности.

    5. Все государственное имущество делится на две группы. В первую группу входит имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Это имущество принадлежит Российской Федерации или ее субъектам на праве собственности, но непосредственно управляют им на определенном вещном праве юридические лица — государственные предприятия и учреждения.

    Во вторую группу входит имущество, не переданное на вещном праве юридическим лицам и тем самым непосредственно принадлежащее Российской Федерации или ее субъектам. Это имущество, в том числе средства соответствующего бюджета, составляет государственную казну РФ, казну субъекта Федерации. Казна выступает и как основание ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации. Процедура обращения взыскания на бюджетные средства регулируется нормами бюджетного законодательства, при недостаточности бюджетных средств взыскание может быть обращено на иное имущество казны (п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

    6. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должно осуществляться в порядке, установленном законом. В настоящее время специальный закон, регулирующий основания возникновения, прекращения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, передачу имущества от Российской Федерации ее субъектам и наоборот, не принят. Юридическим основанием для отнесения имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Федерации является внесение имущества в реестр федеральной собственности или реестр собственности субъекта Федерации. Порядок учета федерального имущества определяется Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 (СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3354). Сведения об учтенном имуществе являются доступными и предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном законодательством, в частности Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167).

    [1]

    Статья 214. Право государственной собственности

    Статья 214. Право государственной собственности

    Читайте так же:  Как вернуть алименты

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 214 ГК РФ

    1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

    2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

    3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

    4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

    Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

    5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

    О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность см. постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1

    Статья 215 ГК РФ. Право муниципальной собственности

    Новая редакция Ст. 215 ГК РФ

    1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

    2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

    3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

    Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Комментарий к Ст. 215 ГК РФ

    1. Право государственной и муниципальной собственности в юридической науке иногда называют правом публичной собственности.

    2. Следует обратить внимание на то, что возможности по обращению взыскания на имущество, находящееся в публичной собственности, по долгам государства и муниципалитетов ограничены. Большая часть этого имущества закреплена на вещном праве за государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которые не несут ответственности по обязательствам собственника их имущества (ст. 113 ГК РФ). Поэтому обращение взыскания на имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий по долгам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований невозможно. Что касается обращения взыскания на средства соответствующего бюджета, то оно ограничено бюджетным законодательством в публичных интересах.

    3. Разграничение объектов государственной и муниципальной собственности урегулировано специальным нормативным актом.

    Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

    Другой комментарий к Ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации

    1. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, т.е. имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, не относится к государственной собственности.

    Хотя управление муниципальной собственностью имеет ряд общих черт с управлением государственной собственностью, что вполне естественно, поскольку в этой сфере имущество также обеспечивает защиту публичных интересов, муниципальная собственность юридически и фактически отделена от государственной. Соответственно, нет оснований для передачи объектов муниципальной собственности ни Российской Федерации, ни субъекту Федерации иначе как по договору или иному основанию, обеспечивающему равенство сторон и возмездность отношений. Это означает, что имущество не может быть передано из муниципальной собственности в государственную против воли муниципального образования.

    2. В то же время предусмотрена передача государственного имущества, как федерального, так и принадлежащего субъектам Федерации, в муниципальную собственность. Основанием такой передачи могут быть акты Российской Федерации, например распоряжения Правительства РФ, а также аналогичные акты субъектов Федерации.

    3. Комитет по управлению муниципальным имуществом учитывает принадлежащее муниципальному образованию имущество в реестре муниципального имущества либо перечне объектов муниципальной собственности (Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5071).

    Статья 213 ГК РФ. Право собственности граждан и юридических лиц

    Новая редакция Ст. 213 ГК РФ

    1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

    3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

    4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

    Читайте так же:  Раздел наследуемого имущества через суд

    Комментарий к Ст. 213 ГК РФ

    1. В комментируемой статье в качестве основополагающего закреплен принцип, в соответствии с которым в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов.

    Право собственности граждан и юридических лиц в юридической науке иногда называют правом частной собственности.

    2. В п. 3 комментируемой статьи установлен общий принцип, по которому юридические лица являются собственниками своего имущества.

    С момента внесения имущества в уставный (складочный) капитал и государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) названных юридических лиц утрачивают право собственности на это имущество (Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8).

    Там же названы исключения: государственным, муниципальным предприятиям и учреждениям имущество принадлежит не на праве собственности, а на ином вещном праве (см. также ст. ст. 48, 113, 114, 120, 294, 296 ГК РФ).

    3. В п. 4 комментируемой статьи названы некоммерческие организации, правомочия которых по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом ограничены. Кроме того, детализируется правило п. 3 ст. 48 ГК о том, что учредители (участники) этих организаций не имеют в их отношении никаких имущественных прав, в данном случае — и после их ликвидации.

    Другой комментарий к Ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации

    1. Содержание комментируемой статьи уточняет и конкретизирует предыдущую статью, а также ст. 209 ГК. Сама по себе необходимость ст. 213 в ГК объясняется, по-видимому, тем, что существование частной собственности — а именно о ней идет речь в ст. 213 ГК — по ряду причин нуждается в дополнительном подтверждении законодателем.

    В то же время содержащиеся в данной статье положения так или иначе воспроизводят уже имеющиеся в других статьях ГК.

    2. В комментируемой статье сформулирован принцип, согласно которому в частной собственности может находиться любое имущество, за исключениями, установленными законом.

    Закон может также ограничить количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, но исключительно по основаниям, указанным в п. 2 ст. 1 ГК, т.е. исходя из целей защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    К ограничениям частной собственности относятся и положения закона, сужающие возможность обращения взыскания на имущество должника, хотя такие ограничения сами по себе преследуют цели создания социальных гарантий гражданам. Например, установленный статьей 446 ГПК России запрет на обращение взыскания на жилое помещение, принадлежащее должнику, если это помещение является единственным, не только ограничивает право собственности должника, но и создает препятствия для развития ипотеки как наиболее эффективного механизма развития жилищного строительства.

    Указанная норма исключает и обращение взыскания на принадлежащие гражданину-должнику земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности. Очевидно, что тем самым существенно ограничиваются права кредитора.

    3. Право частной собственности защищается ст. 35 Конституции России. Конституционный Суд РФ неоднократно проверял различные законы на соответствие их содержания ст. 35 Конституции. При этом наряду с другими обсуждались и законы, устанавливающие те или иные ограничения частной собственности.

    Ряд законов, так или иначе ограничивающих право частной собственности, Конституционный Суд РФ признал неконституционными.

    4. В ст. 213 развиваются положения ГК (ст. 48 и др.), регулирующие имущественные отношения между учредителями и созданными ими коммерческими и некоммерческими организациями. В ней разграничиваются вещные и обязательственные права на имущество, закрепленное за коммерческими и некоммерческими организациями.

    Общим является правило, согласно которому имущество, переданное такой организации, становится ее собственностью. А учредитель, передавший это имущество в качестве своего вклада, утрачивает право собственности на него и приобретает иное право — обязательственное. Однако существует группа организаций, право собственности которых на переданное им имущество по ряду причин не возникает. К таким организациям относятся государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником.

    Необходимо отметить, что иные коммерческие организации, созданные путем внесения в уставный капитал государственного (муниципального) имущества, — акционерные или иные хозяйственные общества — являются частными собственниками переданного им имущества.

    5. В ряде случаев имущество, внесенное в уставный капитал хозяйственного общества (товарищества), передается «без права отчуждения», «не в натуре» и с иными аналогичными формулировками, означающими, что собственник не выражает воли на отчуждение имущества.

    Возникает вопрос о квалификации таких отношений.

    В соответствии с п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 в этом случае участник передает не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования им.

    Необходимо отметить, что само по себе это разъяснение кажется недостаточным, так как неясна природа возникающих прав. Конечно, никаких отдельно взятых прав «владения» и «пользования» не существует. Они не указаны среди вещных прав (ст. 216 ГК РФ), а также не являются вещными и потому, что всякое вещное право имеет установленное законом содержание, а применительно к «владению» или «пользованию» в каждом конкретном случае приходится говорить о конкретном объеме права, отличающем этот случай от иного (подробнее см. комментарий к ст. 209).

    Следовательно, речь идет о правах обязательственных. Объем обязательственного права всецело определяется договором собственника с кредитором, у которого возникает право на эксплуатацию имущества. Поскольку в данном случае объем права на имущество определяется учредительным договором и иными соглашениями, заключенными в процессе создания общества, анализ именно этих соглашений и позволяет установить объем переданного права. В любом случае это право имеет определенную стоимость и оценку, которая соответствует полученным акциям.

    В то же время любое обязательственное право на имущество является срочным. Срок действия права на имущество, переданное в уставный капитал, если иное не вытекает из учредительных документов, должен считаться равным сроку существования общества. Досрочное изъятие этого имущества либо совершение собственником иных действий, затрудняющих пользование имуществом, является незаконным.

    Следует отметить, что неопределенность срока существования права не характерна для обязательственных прав, как и в целом передача имущества в уставный капитал, но не в собственность организации, не может считаться нормальной хозяйственной практикой. Дело в том, что третьи лица рассматривают все имущество, находящееся в ведении хозяйственного общества, как принадлежащее ему и являющееся базой его ответственности. Если существует возможность того, что какое-то имущество передано с условиями, то это значительно снижает хозяйственные возможности общества и увеличивает общие риски участников оборота. Поэтому правилом является именно внесение имущества в собственность общества, а иное может допускаться лишь как исключение, если об этом прямо сказано в учредительных документах.

    Читайте так же:  Как избежать алиментов

    Можно также заметить, что формулировка «внесение имущества в натуре» не имеет строгого юридического содержания. Возникающая при первом впечатлении идея противопоставления «собственно имущества», «имущества в натуре» и прав на имущество не вытекает из закона. Гражданский кодекс и другие законы всегда имеют в виду только передачу прав, но никак не вещей. Механическое движение вещей не охватывается правом, а является чисто физическим феноменом.

    Точно так же «натура» вещи не имеет юридического содержания: для права вещь существует в совокупности ее качеств, среди которых «натуральность» не обнаруживается.

    Учитывая это, следует признать условность применения самого термина «имущество в натуре».

    6. Учредители (участники, члены) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов также не являются собственниками имущества, переданного обществу как самими учредителями, так и иными лицами. Однако в отличие от коммерческих организаций учредители (участники, члены) организаций, указанных в п. 4 ст. 213, не приобретают и обязательственных прав в отношении этих организаций. Имущество, оставшееся после ликвидации упомянутых организаций, не возвращается учредителям, а направляется на те цели, для которых организации были созданы.

    Статья 215. Право муниципальной собственности

    1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

    2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

    3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

    Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Комментарий к Ст. 215 ГК РФ

    1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности, были определены приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. Положения Конституции СССР 1977 г., определяя устройство местных органов государственной власти, не только не предусматривали возможность иметь имущество на праве собственности для местного самоуправления, но и относили имущество всех административно-территориальных единиц к единой (государственной) собственности. В 1991 г. при разграничении государственной собственности к числу объектов муниципальной собственности были отнесены:

    — жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, возведенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

    — жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия;

    — объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

    — предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

    — учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта;

    — другие подобные объекты.

    2. Как и ст. 214 ГК РФ, комментируемая статья разграничивает казну и «распределенное» имущество муниципального образования (см. комментарий к ст. 214 ГК). Муниципальное образование не отвечает по своим обязательствам «распределенным» имуществом (п. 1 ст. 126 ГК). Юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

    3. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют своими действиями органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Кроме того, по специальному поручению от имени муниципальных образований могут осуществлять правомочия собственника государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

    Росимущество

    Росимущество – это государственная структура, которая занимается управлением федерального имущества, в том числе участвует в земельных отношениях, предоставляет государственные услуги. Чтобы более досконально изучить функции и предназначение, сделать это можно посетив официальный сайт.

    Сегодня все желающие этого граждане для участия в процессе управления и распоряжения государственным имуществом могут посетить Межведомственный портал Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом. Это уникальный электронный сервис, который является целостным информационным пространством, основанным на действующем законодательстве РФ.

    Благодаря наличию личного кабинета на сервисе можно оперативно осуществлять изменения касательно объектов госимущества, посещать торги Росимущества. Как использовать функционал сайта расскажем далее.

    Чем занимается Росимущество

    Росимущество непосредственно подчиняется Министерству экономического развития и торговли. Главные задачи, поставленные перед структурой, заключаются в проведении государственной политики, направленной на регулирование отношений в земельных и имущественных отношений.

    Федеральное законодательство определило не только полномочия, но и порядок их выполнения касаемо имущественных отношений на федеральных, государственных, а также унитарных предприятиях, в том числе и государственных учреждениях.

    Но есть и свои исключения. Росимущество не осуществляет свою деятельность в пределах полномочий собственника. В соответствии с действующим законодательством, структура не имеет полномочий управлять тем имуществом, которое находится в собственности у других учреждений или предприятий.

    Задачи Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом

    Росимущество представляет собой собственника имущества, числящегося на балансе компаний, зарегистрированных в Российской Федерации. Перечислим функции, которые возложены на этот орган государственной власти:

    • осуществление процесса управления всем движимым и недвижимым имуществом РФ в рамках единой государственной политики в сфере имущественных и земельных взаимоотношений;
    • упорядочивание и разграничение собственности на государственную и муниципальную, федеральную и региональную;
    • организация продажи имущества на федеральном уровне, которое выставлено на торги в связи с приватизационным процессом;
    • продажа тех объектов государственного имущества, на которое наложен арест по вынесенному решению суда, реализации актов органов власти, которые имеют право выдавать решения об обращении взыскания на имущество;
    • продажа имущества, которое конфисковано, изъято, не имеет хозяина, обращено в собственность государства согласно требованиям законодательства Российской Федерации;
    • ведение учетной политики касательно федерального имущества, создание реестра госимущества.
    Читайте так же:  Как получить гражданство рф иностранным студентам

    Таким образом, в компетенции Федерального агентства находятся все вопросы, которые прямо или косвенно касаются имущества, принадлежащего государству.

    Структура и руководство

    Действующим руководителем ФАУГИ является Пристансков Дмитрий Владимирович.

    Для того чтобы ознакомиться, как выглядит структура этого важного учреждения, можно посетить официальный сайт. В состав его входят управления, которые осуществляют управление, учет всей недвижимости, которая находится в собственности Российской Федерации. Эти управления осуществляют общее управление всего, что имеет государство. Специалисты занимаются не только управлением, но и проводят анализ и контролируют правильность и рациональность использования.

    Организационная структура Федерального агентства представляет собой следующую структуру.

    • центральный аппарат;
    • территориальные органы управления госимуществом;
    • подведомственные организации;
    • коллегиальные органы;
    • смежные органы государственной власти.

    Территориальное управление Росимущества функционируют во всех регионах РФ.

    Управления Росимущества

    Для того чтобы заниматься делами управления, а также учета коммерческого имущества, создано и успешно функционирует соответствующее управление. Также эффективно работает управление, занимающееся делами недвижимости, принадлежащей государству и используемой для научных и социальных нужд. Делами имущества, используемого для внешнеэкономических, а также финансовых и кредитных операций также заведует отдельное управление.

    В собственности РФ есть недвижимость за рубежом, которой распоряжается также отдельно управление, входящее в состав Росимущества.

    Юридические и методические вопросы решаются сотрудниками соответствующего управления.

    Официальный сайт

    Возможности пользователя

    Федеральное Агентство по Управлению Государственным Имуществом предлагает каждому желающему гражданину РФ посетить Межведомственный портал, на официальном сайте которого можно найти важные нормативно-правовые документы, системы предоставляемых услуг, а также присутствует актуальная инфо касательно проведения приватизационных процедур, способах продажи и распоряжения разного рода имуществом, аренде объектов капстроительства и земельных участков федерального типа.

    Чтобы ознакомиться с описанной информацией о государственном имуществе, потребуется иметь персональный компьютер, подключенный к интернету. С его помощью каждый пользователь может перейти на официальный сайт Агентства — www.rosim.ru

    Официальный сайт Росимущества отличается продуманным функционалом.

    Он позволяет пользователю получить доступ к представленной на нем информации разными способами:

    1. Можно пройти полноценную регистрацию, после чего пользователь может открывать любую страницу сайта для ознакомления с представленной на ней информацией, статистическими данными о государственном имуществе. При регистрации нужно выбрать один из вариантов: регистрация для проф.директора/независимого эксперта, регистрация для государственного служащего, регистрация юридических лиц и органов исполнительной власти.

    2. Можно пропустить этап регистрации и, нажав на кнопку «Вход без регистрации» получить доступ к указанным на картинке разделам портала.

    Для этого потребуется ввести в соответствующую графу адрес собственной электронной почты, которая использовалась при регистрации на Федеральном портале Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом, как показано на картинке. Также нужно точно скопировать символы на появившейся под графой с электронной почтой картинке, и внести их в графу соответствующую графу, а после нажать на кнопку «Отправить».

    Как Росимущество управляет имуществом

    В управлении государственного учреждения также находятся акции и доли акционерных обществ, а также другое имущество, которое является составляющей казны Российской Федерации. Также Росимущество имеет полномочия изымать у государственных предприятий и учреждений то недвижимое имущество, которое не используется, является излишним или же используется не по своему прямому назначению. Осуществляет передачу имущества, которое находится в федеральной собственности как юридическим, так и физическим лицам. Имеет полномочия запускать механизм отчуждения или приватизации того, что находится в собственности у государства.

    Росимущество в разграничении государственной собственности

    Государство возложило на Росимущество функции по разграничению государственной собственности. Это касается и земли, а также федеральной собственности и собственности всех субъектов РФ, муниципальных образований. В полномочия организации входит роль собственника имущества, а также должника – государственного и федерального предприятия унитарной формы в процессе проведения процедур объявления предприятий банкротами.

    Росимущество и защита прав на недвижимость

    Обладает рычагами по защите имущественных, а также других прав на недвижимость, которая находится в государственной собственности. Осуществляет управление ним, а также процедурами приватизации как на территории государства, так и за рубежом.

    Одна из главных функций, которую выполняет Росимущество – ведение учета всего имущества, которое находится в собственности государства, а также ведет его государственный реестр.

    Росимущество и приватизация недвижимости

    Для того чтобы осуществить приватизацию недвижимости, которая находится в собственности государства, нужно обратиться в управление по приватизации. Имуществом, используемым силовыми структурами, а также судовыми администрациями распоряжается отдельное управление Росимущества. Также есть управление, созданное для руководства и учета движимого и недвижимого имущества, руководство которым не осуществляется вышеперечисленными. Также организовано руководство территориальных органов.

    Кем контролируется Росимущество

    Вся государственная собственность находится под контролем и управлением данной структуры. Сама организация регламентируется действующим законодательством, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Кабинета Министров. С целью улучшения эффективности деятельности в последние годы было внесено некоторые изменения в деятельность и структуру, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте. Центральный офис расположен в Москве, куда может обратиться любой гражданин.

    Подведем итог

    Росимущество – это государственная структура, осуществляющая разнообразные процессы управления муниципальной и государственной собственностью Российской Федерации. Деятельность регулируется правительством страны, руководство имеет иерархичную структуру и подчиняется органам исполнительной власти.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Официальный сайт содержит ряд законодательных актов и нормативно-правовых документов, актуальную информацию по поводу процедуры приватизации, аренды и продажи объектов государственной собственности.

    Источники


    1. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.

    2. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.

    3. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
    4. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
    5. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
    Кто является собственником федерального имущества
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here