Межбюджетные трансферты понятие формы условия предоставления

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Межбюджетные трансферты понятие формы условия предоставления". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Межбюджетные трансферты понятие формы условия предоставления

Межбюджетные трансферты — это совокупность отношений, возникающих в процессе перечисления средств из одного бюджета бюджетной системы РФ в другой.

Отношения между разными уровнями государственной власти, равно как и характер межбюджетных отношений, обычно закрепля­ются в Конституции страны.

Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:

возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги обще­национального назначения, если эти расходы превышают другие по­ступления в эти бюджеты;

способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социаль­ных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;

служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.

Реализация этих функций на практике сталкивается с рядом объ­ективных и субъективных трудностей. Прежде всего следует отме­тить, что процесс «возмещения расходов на услуги общенациональ­ного назначения» по-разному воспринимается федеральным центром и субъектами Федерации, что зачастую приводит к различного рода торгам между правительствами различных уровней. Поэтому важно установить стабильные формализованные процедуры выделения и получения подобных трансфертов.

В России много вопросов возникает на стадии использования трансфертов. В частности, федеральный центр стремится к установ­лению жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств. Такой контроль нередко воспринимается на местах как пре­пятствие на пути эффективного использования этих средств ввиду непонимания либо незнания центром местных приоритетов.

Для федерального центра трансферты — это статьи расходов фе­дерального бюджета. В условиях недостаточности средств в феде­ральном бюджете, в том числе временной, федеральное правительст­во сокращает объемы трансфертов и тем самым переводит проблемы дефицита бюджета с национального уровня на уровень субъектов Федерации.

Система межбюджетных трансфертов в федеративных государствах, как правило, включает обусловленные и безусловные ассигнования.

Обусловленные трансферты предполагают, во-первых, наличие определенных условий их предоставления, а во-вторых, финансовую ответственность и отчетность получателей трансфертов. Эти транс­ферты направлены, как правило, на финансирование проектов дея­тельности, которые соответствуют национальным интересам государ­ства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств собственных бюджетов. Примерами обусловленных трансфертов являются средства, выделяемые на дорожное строитель­ство, охрану окружающей среды и т. п. Обусловленные субсидии мо­гут принимать самые разные формы и применяться к различным ви­дам нижестоящих бюджетов.

Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигно­вания бюджетов-получателей и используются последними по собст­венному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровней жизни населения, на выполнение государст­вом обязательств перед своими гражданами, закрепленными в Кон­ституции РФ. В Российской Федерации ввиду большого неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребно­стью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандар­тов объективно существует необходимость в наличии выравниваю­щих трансфертов.

Трансферты в настоящее время являются важнейшей составляю­щей поддержки регионов Российской Федерации из федерального бюджета.

Потребность в трансфертах в условиях России связана с необхо­димостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая сущест­венную дифференциацию в уровнях социально-экономического раз­вития регионов и соответственно значительными различиями в уров­нях бюджетного потенциала регионов.

Существующий механизм бюджетного выравнивания в Российской Федерации сложен, нестабилен и непрозрачен. Он не обеспечивает своей главной цели — выравнивания бюджетных фондов регионов. Многие проблемы в системе межбюджетных отношений остались нерешенными. Прежде всего сле­дует указать на то, что разделение доходов и межбюджетные транс­ферты используются как расчетные инструменты для сведения балан­са субнациональных бюджетов.

В процессе перехода к новой системе межбюджетных отношений для того, чтобы разделение ответственности за осуществление расхо­дов было эффективным, необходимо учитывать ряд принципов.

Во-первых, государственные услуги, положительный эффект которых проявляется в местном масштабе, должны обеспечиваться местными властями.

Во-вторых, услуги, оказываемые на благо нескольких тер­риториальных образований, должны предоставляться на уровне об­ласти (субъекта Федерации).

В-третьих, услуги, положительный эф­фект которых проявляется в масштабах всей страны, должны пре­доставляться федеральными властями.

Именно эти принципы необходимо иметь в виду при рассмотре­нии вопросов оказания централизованной помощи отдельным регио­нам (субъектам Федерации). Соответствующий анализ позволяет также определять наиболее целесообразную форму помощи (дотации, субсидии, субвенции).

Важным компонентом межбюджетных трансфертов является ФФПР. Финансовая помощь из ФФПР должна осуществляться на основе норматива финансовых затрат на предоставление государст­венных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения.

В соответствии с Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации общий объем средств ФФПР определяется по утвержденному федеральным законодатель­ством нормативу от налоговых поступлении в федеральный бюджет (за исключением таможенных пошлин) на срок не менее трех лет.

Важно, чтобы принцип стабильности выдерживался и при рас­пределении средств ФФПР между регионами. Речь не идет о том, чтобы на несколько лет устанавливались стабильные размеры транс­фертов. Необходимо, чтобы регионы на ряд лет (как минимум, три года) имели единые и стабильные «правила игры», по которым рас­пределяются средства ФФПР.

Право на получение трансфертов из ФФПР предоставлено тем субъектам РФ, среднедушевые налоговые доходы которых не достига­ют установленного минимального уровня. Соответственно расчетные трансферты должны обеспечивать для всех дотационных регионов одинаковое значение скорректированных душевых налоговых доходов.

Такой подход вряд ли можно признать безупречным, так как кор­ректировка душевых налоговых доходов во многом субъективна. Представляется, что функция трансфертов ФФПР должна заключать­ся в уменьшении дифференциации регионов по уровню бюджетных доходов на душу населения, а не в ее устранении, тем более что уст­ранить ее реально не представляется возможным. Создание стимулов для ускоренного развития низкодоходных регионов в настоящее вре­мя для российских условий является более приоритетной целью сис­темы трансфертов, чем механическое уравнивание бюджетных доходов регионов.

В настоящее время федеральное правительство частично возмещает субъектам Феде­рации расходы, понесенные в связи с выполнением обязательств по федеральным расходам, через взаимные расчеты. К этим платежам от­носятся специальные субсидии городам с преимущественно военной промышленностью, а также финансирование расходов по содержанию переданного в муниципальную собственность Жилого фонда и объектов социально-культурного назначения субъектов РФ.

Читайте так же:  С чего начинается приватизация дачного участка

Рассматривая проблемы распределения межбюджетных

трансфер­тов , следует не забывать о том, что объективно не существует иде­альной модели распределения централизованных бюджетных средств. «Правильного» (справедливого) дележа не бывает в принципе. Все­гда имеет место ущемление интересов тех или иных субъектов рас­пределительных отношений.

Поэтому представляется, что одной из главных целей межбюджетных трансфертов является сокращение за­висимости субъектов Федерации от финансовой помощи федераль­ного центра, обеспечение сбалансированности бюджетов и наращива­ние бюджетного потенциала регионов. Для этого необходимо:

  • формирование унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективизма и индивидуальных со­гласований;
  • четкое законодательное закрепление бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней в решении проблем соци­ально-экономической жизни регионов;
  • отказ от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источ­ников их финансирования;
  • расширение налоговых полномочий субъектов Российской Фе­дерации в рамках единого налогового пространства;
  • обеспечение поступления налоговых платежей дочерних компа­ний, филиалов и подразделений предприятий в соответствующие территориальные бюджеты по месту их нахождения;
  • внедрение принципа обусловленности предоставления финансо­вой помощи субъектам Российской Федерации;
  • усиление контроля за целевым характером использования фи­нансовой помощи с учетом обоснованности бюджетных расходов до­тационных регионов;
  • формирование правовых гарантий для безусловного выполнения финансовых обязательств участниками межбюджетных отношений;
  • обеспечение единства экономического пространства, гарантий для свободного перемещения товаров, капиталов, населения между регионами.

Глава 16. Межбюджетные трансферты (ст.ст. 129-142.8)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ глава 16 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Глава 16. Межбюджетные трансферты

См. схему «Межбюджетные трансферты»

>
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета
Содержание
Бюджетный кодекс (БК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Схема. Бюджетный кодекс. Межбюджетные трансферты

Схема. Бюджетный кодекс. Межбюджетные трансферты

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

Статья 136. Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ в статью 136 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Статья 136. Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации

См. комментарии к статье 136 БК РФ

1. Утратил силу с 14 августа 2019 г. Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.) — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 14 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.)

2. Муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 14 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.)

3. Муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 14 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ

Читайте так же:  Наследники третьей очереди по закону и завещанию

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.)

4. В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, начиная с очередного финансового года осуществляются следующие дополнительные меры к установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи мерам:

1) утратил силу с 14 августа 2019 г. Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.) — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ

Информация об изменениях:

2) представление местной администрацией в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ в подпункт 3 пункта 4 статьи 136 настоящего Кодекса внесены изменения

3) проведение не реже одного раза в два года проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации или в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) утратил силу с 14 августа 2019 г. Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.) — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Статья 136 дополнена пунктом 4.1 с 14 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.)

4.1. В случае преобразования муниципальных образований путем объединения двух и более муниципальных образований для расчета доли дотаций и (или) налоговых доходов в доходах местных бюджетов в целях оценки необходимости применения ограничений для преобразованного муниципального образования в соответствии с пунктами 2 — 4 настоящей статьи учитывается общий объем поступивших в бюджеты объединяемых муниципальных образований в течение трех последних отчетных финансовых лет:

1) дотаций из других бюджетов и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;

2) доходов (за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями), поступивших в бюджеты объединяемых муниципальных образований в течение трех последних отчетных финансовых лет.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 14 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.)

5. Абзацы 1 — 4 утратили силу с 14 августа 2019 г. Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.) — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ

Информация об изменениях:

Перечень муниципальных образований, указанных в пунктах 2 — 4 настоящей статьи, а также муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, утверждается финансовым органом субъекта Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 375-ФЗ пункт 6 статьи 136 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

6. В случае, если в сроки, установленные законодательством субъекта Российской Федерации, представительным органом муниципального образования принято решение об отказе, полностью или частично, от получения в очередном финансовом году дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или от налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами ограничения и меры в очередном финансовом году применяются исходя из расчетного сокращения доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в собственных доходах местного бюджета, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних отчетных финансовых лет общей величины уменьшаемых дотаций (налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в очередном финансовом году.

Читайте так же:  Приватизация жилья плюсы и минусы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ статья 136 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов местным бюджетам исходя из результатов достижения органами местного самоуправления значений показателей, установленных в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не допускается (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей).

Информация об изменениях:

Статья 136 дополнена пунктом 7.1 с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ

7.1. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации территориальным органам Федерального казначейства могут быть переданы на основании решений главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации полномочия получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

8. Утратил силу с 14 августа 2019 г. Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.) — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ

Межбюджетные трансферты: понятие, классификации, функции и особенности применения.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:

финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса и иных дотаций и субсидий в соответствии со статьей 132 настоящего Кодекса;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса и иных субвенций;

финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;

иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 134 настоящего Кодекса.

1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом.

[1]

Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.

3. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых в двух из трех последних отчетных лет доля указанных дотаций в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов, в течение трех финансовых лет начиная с очередного финансового года предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Порядок заключения указанных соглашений и контроля за их исполнением устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам.

5. При несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством, Министерство финансов Российской Федерации вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) соответствующим субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям).

6. Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административных территориальных образований предоставляются с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 «О закрытом административном территориальном образовании».

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в форме:

финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений в соответствии со статьей 137 настоящего Кодекса, дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в соответствии со статьей 138 настоящего Кодекса и иных дотаций и субсидий в соответствии со статьей 139 настоящего Кодекса;

субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса и иных субвенций, в том числе бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с федеральным законодательством;

средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;

иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

бюджетных кредитов местным бюджетам в соответствии со статьей 141 настоящего Кодекса.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Самозащита права и самоуправство это тождественные понятия

60. Фонды финансовой помощи на федеральном и территориальном уровне и их функциональное назначение.

Для оказания финансовой помощи местным бюджетам в составе бюджетов субъектов Федерации образовываются специальные фонды финансовой поддержки муниципальных образований.

Средства этих фондов распределяются в соответствии с «Временными методическими рекомендациями субъектам РФ по регулированию межбюджетных отношений», разработанными Минфином РФ (далее – Рекомендации).

[3]

Финансовая помощь из бюджета субъекта Федерации местному бюджету может оказываться в следующих формах:

1) выделение из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Федерации средств на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов;

2) предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

3) порядок предоставления финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития определяется законом субъекта Федерации.

Законом о федеральном бюджете может предусматриваться финансовая помощь не только субъектам Федерации, но и бюджетам муниципальных образований.

Федеральные органы власти имеют право осуществлять проверки расходования средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований из федерального бюджета.

Финансовая помощь из федерального бюджета предоставляется субъектам Российской Федерации через пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ – регионов (ФФПР), Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.

Крупнейшим из них является Фонд финансовой поддержки субъектов РФ – регионов (ФФПР). Он формируется в размере 14% налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов Государственного таможенного комитета РФ.

С 2002 г. в федеральный бюджет поступает 80% налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью. Эти средства используются для финансовой помощи субъектам Федерации в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности. Значительная часть этих средств направляется в ФФПР.

В 2002 г. ФФПР составлял 147,5 млрд. руб., в 2003 г. — 173,2 млрд. руб. Из него выплачиваются:

— дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Федерации (в 2003 г. – 161,8 млрд. руб.);

— субсидии на государственную финансовую поддержку закупок нефти, топлива и продовольствия для районов Крайнего Севера (в 2003 г. – 8,8 млрд. руб.);

— субвенции на компенсации тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока, а также Архангельской области (в 2003 г. – 2,6 млрд. руб.).

Фонд компенсаций составил в 2002 г. 40,8 млрд. руб., в 2003 г. — 47,0 млрд. руб. Средства этого Фонда предоставляются в виде целевой финансовой помощи (субвенций и субсидий) субъектам Федерации для финансирования социальных обязательств (социальных пособий и льгот), возложенных на их бюджеты федеральными законами (так называемые федеральные мандаты). Так, на реализацию социальных обязательств государства, предусмотренных федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», в 2003 г. выделено 22,2 млрд. руб. и законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — 6,6 млрд. руб.

Кроме того, предусмотрено направить средства Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов «О статусе военнослужащих», «О милиции», «О федеральных органах налоговой полиции», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) впервые создан в 2002 г. в соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.

В 2003 г. ФССР сформирован в объеме 5,0 млрд. руб. Его средства предназначаются для частичного возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации на предоставление жилищных субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг. Создание ФССР должно повысить социальную защищенность населения при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Фонд реформирования региональных финансов (ФРРФ) создан в 2002 г. вместо ранее существовавшего Фонда развития региональных финансов. В 2003 г. Фонд реформирования региональных финансов составил 1,3 млрд. руб. за счет займа Международного банка реконструкции и развития.

Средства этого Фонда будут предоставлены 10 субъектам РФ, отобранным на конкурсной основе для реализации программ развития региональной социальной инфраструктуры.

Фонд регионального развития (ФРР) формируется в составе федерального бюджета для финансирования программ помощи регионам.

В 2001 г. из этого фонда выделялись средства для 41 федеральной программы; в 2002 г. – 6 программ, в 2003 г. — 7 программ. К ним относятся федеральные программы по развитию Особой экономической зоны в Калининградской области, по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Забайкалья, по социально-экономическому развитию Курильских островов Сахалинской области, по развитию Юга России, а также программа, направленная на сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов. Кроме того, в состав ФРР включена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 г.». В 2003 г. ФРР сформирован в объеме 25,1 млрд. руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

Вопрос 30: Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления

Межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ). Это определение межбюджетных отношений более полное по сравнению с прежним, ранее содержавшимся в ст. 129 БК РФ, где межбюджетные отношения определялись как отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, но в то же время не лишено недостатков. Так, законодатель опять не учел неоднократно высказывавшееся мнение в научной литературе о том, что в межбюджетные отношения вступают не органы государственной или местной власти как самостоятельные субъекты финансового права, а непосредственно общественно-территориальные образования в целом, т.е. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Общественно-территориальные образования вступают в финансовые правоотношения посредством специально уполномоченных органов власти.

Другим недостатком определения межбюджетных отношений является использование словосочетания «по вопросам регулирования бюджетных правоотношений», грамотнее с точки зрения юридической техники было бы написать «по вопросам регулирования бюджетных отношений». Дело в том, что когда в нормативном правовом акте речь идет о регулировании, то понимается правовое регулирование, а нормы права регулируют, в свою очередь, общественные отношения, а не правоотношения; общественные отношения становятся правоотношениями в том случае, если они будут урегулированы нормами права.

Поэтому точнее было бы дать определение межбюджетных отношений как взаимоотношений между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Исходя из анализа определений межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты осуществляются в рамках межбюджетных отношений. Поэтому, несмотря на новое наименование гл. 16 БК РФ «Межбюджетные трансферты», нормы, содержащиеся в ней, регулируют не что иное, как межбюджетные отношения.

Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в различных формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, — в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, — в ст. 142 БК РФ.

Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:

1) дотации бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

2) субсидии бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда регионального развития;

3) субсидии бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;

4) субвенции бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций;

5) финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований;

6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;

7) бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации.

Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные и безвозвратные перечисления, бюджетные кредиты.

Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ. Дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета — получателя дотации. Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В рамках заявленной темы нас будут интересовать дотации и только те субвенции, субсидии и бюджетные кредиты, которые предоставляются бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ.

Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Еще одной формой межбюджетных трансфертов абз. 5 ст. 129 БК РФ называет «иные безвозмездные и безвозвратные перечисления». Поскольку данная форма названа после таких форм, как финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции, то соответственно дотации, субсидии и субвенции являются разновидностями безвозмездных и безвозвратных перечислений, причем ту особенность, что дотации, субвенции и субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах, мы подчеркивали выше, анализируя определения данных понятий в ст. 6 БК РФ. В то же время безвозмездные и безвозвратные перечисления могут осуществляться и в других формах.

Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений как доходов бюджетов шире того, которое следует из анализа положений ст. 129 БК РФ. Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений содержится в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. Но в целях раскрытия заявленной проблематики нас будут интересовать только те безвозвратные и безвозмездные перечисления, которые поступают от бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня бюджетной системы РФ.

[2]

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 41 | Нарушение авторских прав

Читайте также:
  1. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  2. I. Работы с тяжелыми и вредными условиями труда
  3. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  4. I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  5. II. Работы с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда
  6. III. УСЛОВИЯ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
  7. III. Условия реализации учебной практики
  8. IV.5.1. Условия проведения контрольного эксперимента
  9. V. Порядок организации и условия проведения Конкурса
  10. V2: 1.1. Денежная система: понятие, структура и типы
Читайте так же:  Гражданин таджикистана с рвп прием на работу

Источники


  1. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.

  3. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
  4. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
  5. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
Межбюджетные трансферты понятие формы условия предоставления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here