Минимальный размер оплаты труда подняли до прожиточного минимума

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Минимальный размер оплаты труда подняли до прожиточного минимума". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Размер минимальной заработной платы в г. Москве

Размер минимальной заработной платы в г. Москве

В настоящей справке приводится размер минимальной заработной платы, установленный региональным соглашением для всех работников, за исключением работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом (см. справку).

В случае отсутствия действующего регионального соглашения или когда сумма установленная региональным соглашением ниже МРОТ, действует федеральный МРОТ.

Размер минимальной заработной платы в г. Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы.

Сумма (руб. в месяц)

Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2019 г. N 1177-ПП

[3]

Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Постановление Правительства Москвы от 11 июня 2019 г. N 672-ПП

Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Постановление Правительства Москвы от 12 марта 2019 г. N 181-ПП

Постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2018 г. N 1465-ПП

Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2018 г. N 1114-ПП

Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2018 г. N 1114-ПП

Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Постановление Правительства Москвы от 5 июня 2018 г. N 526-ПП

Постановление Правительства Москвы от 13 марта 2018 г. N 176-ПП

Постановление Правительства Москвы от 5 декабря 2017 г. N 952-ПП

Постановление Правительства Москвы от 12 сентября 2017 г. N 663-ПП

Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Постановление Правительства Москвы от 13 июня 2017 г. N 355-ПП

Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2016 г. N 551-ПП

Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Московское трехстороннее соглашение на 2008 год от 11 декабря 2007 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (в редакции Дополнительного соглашения между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей о внесении изменения в Московское трехстороннее соглашение на 2008 г.)

Московское трехстороннее соглашение на 2007 год от 12 декабря 2006 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

Московское трехстороннее соглашение на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

2 полугодие 2003 г.

Московское трехстороннее Соглашение на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

Московское трехстороннее соглашение на 2002 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями предпринимателей (работодателей)

* В случае снижения величины прожиточного минимума в г. Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Эксперты: не все регионы справятся с повышением МРОТ до прожиточного минимума

Karpova / Shutterstock.com

В начале сентября Президент РФ поручил приравнять МРОТ к прожиточному минимуму. Напомним, что с 1 июля МРОТ составляет 7800 руб., а величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за II квартал текущего года – 11 163 руб.

Во исполнение поручения президента 29 сентября соответствующий законопроект 1 был внесен Правительством РФ в Госдуму. Повышение МРОТ предлагается проводить в два этапа: с 1 января 2018 года – до 9489 руб. в месяц, а с 1 января 2019 года и далее ежегодно – в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране за II квартал предыдущего года. При этом документом предусмотрена «защитная» мера, согласно которой, если величина прожиточного минимума за II квартал предыдущего года окажется ниже величины прожиточного минимума за II квартал года, предшествующего предыдущему, МРОТ не понизится, сохранив прежнее значение.

Данная инициатива более чем актуальна. Так, по оценке Минтруда России, численность работников с заработной платой ниже прожиточного минимума составляет 4 млн. человек, из их 1,6 млн. человек – в бюджетной сфере.

«Как может быть заработная плата ниже, чем прожиточный минимум? Если человек работает, то он не должен получать «минимум». Совершенно неправильно, что сейчас у нас зарплаты меньше минимума», – отметил член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров. «Происходит катастрофическое обнищание населения. Фактически страна находится в состоянии коллапса – люди, которые хотят работать и найти нормальное рабочее место, не могут это сделать. Отсутствие занятости приводит к тому, что население сползает на МРОТ, на уровень выживания. И это происходит с нацией в целом», – заявила эксперт розничной торговли, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Ирина Канунникова.

Читайте так же:  Как оформить земельный пай в собственность по наследству

Председатель Комиссии по пенсионному обеспечению и социальному страхованию Общественного совета Минтруда России Максим Довгялло обратил внимание еще на одну проблему. МРОТ, как правило, используется при установлении зарплаты ряду работников бюджетной сферы, включая младших научных сотрудников и научных сотрудников. Однако в связи с крайне низким значением этой суммы многие вынуждены искать работу в других сферах. «Если люди уйдут с указанных позиций, в значительной степени остановится наука, потому что нельзя вырастить академика, если он не пройдет путь с младшего научного сотрудника. То есть мы потеряем достаточно серьезное поколение ученых», – уверен эксперт.

В связи с этим представленная Правительством РФ инициатива, убежден Евгений Фёдоров, это в чистом виде социальное решение, которое касается 30% населения страны: «Законопроект направлен на справедливость – внутреннее распределение национального продукта в интересах беднейшей части работающего населения».

С одной стороны, появление указанного законопроекта специалисты встретили с одобрением, но с другой, не все склонны его идеализировать. «В краткосрочной перспективе людям действительно будет лучше, потому что они начнут получать больше, но в долгосрочной лучше не будет никому. И все потому, что сейчас мы из имеющихся средств формируем курс выживания населения, а нам нужно, чтобы курс был на его развитие», – подчеркнул заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов.

Тот факт, что одобрение данной инициативы позитивно отразится на россиянах, согласен и Максим Довгялло: «Жить будет непросто, но дышать станет легче». Однако в том, что положительный эффект сохранится в течение продолжительного времени, он так же не уверен: «Налицо проедание доходов, заработанных в других секторах экономики. Это может работать только до тех пор, пока совокупная нагрузка не станет для работающего сектора запредельной. Без развития, без решения вопросов, связанных с оптимизацией и стимулированием бизнеса, данная мера долго работать не будет». Вместе с тем эксперт считает, что законопроект может быть полезен Минфину России: «За счет такого решения ведомство решит проблему наполнения ПФР и государственных внебюджетных фондов». А вот в невыгодном, по его мнению, положении окажутся по уже указанным выше причинам субъекты РФ.

Стоит отметить, что согласно ст. 133 Трудового кодекса МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом предусмотрено поэтапное повышение МРОТ до указанного размера (ст. 421 ТК РФ). Тем не менее, на протяжении более чем 15 лет МРОТ так и не «догнал» показатели прожиточного минимума. Таким образом, разработанный Правительством РФ законопроект – серьезный и долгожданный шаг на пути совершенствования законодательства в этой части.

Минимальный размер оплаты труда досрочно поднимут до прожиточного минимума

Согласно законопроекту Министерства труда и социальной защиты РФ с 01.05.2018 г. планируется досрочный подъем МРОТ до уровня прожиточного минимума.

В конце прошлого года был принят закон ( Постановление Правительства № 1119 от 19.09.2017 ), в соответствии с которым, с 1 января 2019 г. минимальный размер оплаты труда будет установлен равным величине прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал 2017 г.

С 1 мая 2018 г. МРОТ будет равен 11163 руб. — это соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения за II квартал прошлого года.

Законодатели решили досрочно ввести новые правила установления МРОТ.

С 01.01.2018 г. федеральный МРОТ равен 9489 руб.

Для победы над нищетой только повышением МРОТ не обойтись!

Владимир Поздняков (КПРФ) прокомментировал повышение МРОТ с 1 января 2018 года до 85 процентов от величины прожиточного минимума.

Первой и главной проблемой, по его словам, является обнищание населения. «Повышение МРОТ не гарантирует защиту от бедности. Тем более что уловок у работодателя масса. Так, он может оформить работника на неполную ставку, может сократить рабочую неделю или вообще сократить штат! Хочу напомнить, что продекларированное в мае 2012 года повышение зарплат врачам и учителям не закончилось и по сей день. А сколько времени уже прошло! Счетная палата России выявила нехватку бюджетных средств на повышение зарплат врачам. Об этом говорилось в заключении ведомства на проект закона о бюджете Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2018-2020 годы. По подсчетам аудиторов, в бюджете не хватало 43,1 млрд рублей для повышения зарплат медицинским работникам в рамках выполнения «майских указов» Владимира Путина. Таким образом, ситуация с зарплатами бюджетников в России пока остается в числе проблем, окончательное решение которых продлено на следующий год. Министр финансов Антон Силуанов пообещал, что в 2018 году, наконец, в полном объеме будут выполнены указы мая 2012 г.», — рассказал парламентарий.

Поздняков не уверен, что во всех российских регионах МРОТ вырастет уже в январе этого года. «Я, конечно, понимаю, что сейчас у нас идет предвыборная кампания. Именно с ней и связано то, что все-таки закон о повышении МРОТ был принят. Но, повторю еще раз, проблему борьбы с бедностью он не решит!», — подчеркнул парламентарий. При этом депутат-коммунист рассказал, что МРОТ в России является одним из самых низких в мире. Это связано с тем, что в России МРОТ приравнивается к прожиточному минимуму, а не к проценту от средней зарплаты по стране как в большинстве стран мира. Если по официальной статистике средняя зарплата в России в июле этого года составляла 39,4 тыс. руб., соответственно, минималка в 60% должна была бы составить 23,64 тыс. руб., в 50% — 19,7 тыс. руб», — сказал депутат.

Поздняков также указал, что Европейская социальная хартия предусматривает право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный уровень жизни (это положение Россией не ратифицировано). Аналогичный подход закреплен в Конвенции Международной организации труда об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран (Россия ее также не ратифицировала).

Депутат привел и такие данные: по данным холдинга «Ромир», 20% российских семей оценивают свое материальное положение как «плохое», либо «очень плохое». Другое исследование — Высшей школы экономики, показало, что 8% респондентам денег не хватает даже на еду. При этом 29% опрошенных могут позволить себе покупку только продуктов, а купить одежду уже проблематично. По данным ВЦИОМ, среднестатистический россиянин хотел бы для достойной жизни иметь ежемесячный доход примерно в 40 тысяч рублей на одного члена семьи. «Пока такой доход на человека в месяц выглядит просто фантастическим. Но при этом статистика свидетельствует, что наряду с ростом бедности растет и число миллионеров. Например, за последнее десятилетие долларовых миллионеров в России стало больше на 31%. Увеличилось и число долларовых миллиардеров – на 11%. Ни в одном регионе мира нет такого! В других странах долларовых миллионеров стало больше всего на 3%, а в Европе, наоборот, число миллионеров снизилось на 4%. Россия – страна контрастов? Получается, что именно так. Не случайно, в первом полугодии 2017 года разрыв в доходах между богатыми и бедными снова вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 14,1 до 14,3 раза. В то время как в Европе доходы бедных и богатых различаются в 5-7 раз.

Читайте так же:  Уважительные причины неявки в суд постановление пленума

Привел он и такие данные: в Люксембурге МРОТ составляет свыше 3 тыс. долл или в рублях около 180 тысяч, в Бельгии и Финляндии — около 2,5 тыс. долл или 150 тысяч рублей, В Италии, Франции, Германии — около 2 тысяч долл или около 120 тысяч рублей. Даже в тех странах ЕС, у которых ВВП на душу населения ниже, чем в России, минимальный размер оплаты труда все равно больше. Так, в Румынии он составляет около 280 долларов или 16800 рублей, в Болгарии — примерно 240 долл или 14400 рублей. Минимальная зарплата, по нормам ООН, должна быть не менее 3 долл в час или 180 рублей в час или примерно 31700 рублей в месяц (в США 5,5 долл или 330 руб в час)

«Правительство все время ссылается на нехватку средств для решения проблем бедности из-за тяжелой макроэкономической ситуации в связи с санкциями. Но проблему вполне можно было бы решить, просто введя прогрессивную шкалу налогообложения. Необходим переход к привязке МРОТ к средней заработной плате по стране. Также необходимо положить конец росту тарифов и цен!» — подчеркнул Поздняков.

«Коммунисты не раз вносили такие предложения в правительство, но все время получали отказ. Но выборную кампанию мы используем для широкой пропаганды нашей программы «Десять шагов к достойной жизни!», нацеленной на борьбу с бедностью, нищетой и чудовищным расслоением общества», — заключил Владимир Поздняков.

05 января 2018 г.

пресс-служба депутата В.Г. Позднякова.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Влияет ли повышение МРОТ на зарплату бюджетников в 2019 году

Величина заработной платы российских бюджетников урегулирована на федеральном уровне. Оплата за полностью отработанный период не может быть ниже определенного государством значения. За основу в этом случае берется так называемый МРОТ — минимальная сумма платы за труд. Это тот индикатор выплат за выполнение профессиональных обязанностей, на который должны ориентироваться работодатели.

Повышение МРОТ и зарплата бюджетников: есть ли зависимость

От величины МРОТ напрямую зависит и трудовой доход бюджетников. Он не может быть ниже, чем установленный минимальный размер.

Внимание! Легально работодатель сможет платить меньше определенного минимума тогда, когда работник отрабатывает положенный период не полностью, либо трудится по совместительству, не на полную ставку.

При повышении минимальной суммы по Российской Федерации корректируются в большую сторону и оплата труда тех бюджетников, что в результате такого увеличения стала ниже определенного государством порога. У той категории, чьи трудовые доходы сравнялись либо превысили законодательно урегулированное значение, все остается на прежнем уровне.

Зависит ли зарплата бюджетников от величины МРОТ

Чтобы понять, как зависит доход от работы сотрудников бюджетной сферы от величины МРОТ , рассмотрим следующие примеры.

Пример № 1. Гражданка А. работает на предприятии и ее трудовой доход на 1 мая 2018 года составлял 10 000 рублей. Так как после увеличения порога оплаты с 1 мая 2018 года до 11 163 руб. размер стал ниже определенного государством значения, ее зарплату подняли на 2 000 руб. Пример № 2. Гражданин Б. трудится в учреждении и его зарплата до 1 мая 2018 года составляла 15 000 руб. После повышения МРОТ его доход не стал ниже определенного значения, поэтому руководство не посчитало нужным увеличить заработную плату Б. Важно! Регионы имеют право самостоятельно устанавливать величину минимальной оплаты на основании регионального или иного соглашения. Однако она не может быть ниже федеральной планки. Если это происходит, например, как в Белгородской и Владимирской области, то применяется общероссийский минимум.

Изменения в зарплатах бюджетников с 1 мая 2018 года

Величина минимального порога оплаты труда с 1 мая 2018 года была определена в 11 163 рубля, что составило сумму прожиточного минимума за второй квартал 2017 года для группы трудоспособного населения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Повышение трудового дохода с 1 мая 2018 года коснулось тех бюджетных работников, у кого он по месту работы (основному, на полной ставке) составил меньше 11 163 руб. Также увеличилась зарплата сотрудников, работающих на полставки, у которых выплата оказалась меньше 5 581 рубля 50 копеек.

Скачать для просмотра и печати:

Правомерно ли, если оклад меньше МРОТ в 2019 году

Главная цель установления определенной величины дохода для сотрудника — обеспечение прав работников на получение минимально гарантированной оплаты своих профессиональных усилий со стороны работодателей. Такой своеобразный контроль со стороны государства помогает избежать произвола на рынке труда.

По общему правилу заработная плата должна быть равна или выше МРОТ . Она может состоять из:

  • оклада;
  • премии;
  • доплат за особые условия труда (вредная, опасная, в ночное время, сверхурочная), стаж работы и прочее.

Поэтому вполне возможно, что оклад бюджетного работника может быть ниже определенного значения оплаты. Однако в результате получения дополнительных выплат общая сумма трудового дохода становится равна или выше определенного значения, что позволяет работодателю избежать нарушения закона в сфере оплаты труда.

При этом районные коэффициенты и иные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также за другие климатические условия при сопоставлении с заработной платой работника с МРОТ не учитываются, также не учитываются повышенная оплата сверхурочной работы, работа в ночное время, в выходные и праздничные дни (за исключением, если работа в ночное время и выходные и праздничные дни, не является работой не превышает установленную норму часов).

Читайте так же:  Порядок лишения водительских прав за долги по алиментам

Пересчет заработной платы при повышении МРОТ

Если работник в результате повышения государством величины трудового дохода стал получать плату за труд ниже определенного значения, обязанность работодателя — произвести ее повышение. Оно достигается путем пересчета зарплаты сотрудника. Работодатель может увеличить оклад либо ввести повышенные доплаты. Например, установить ежемесячную премию, выплачиваемую вне зависимости от результата работы. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах.

Пример 1

Руководством было принято решение увеличить сумму ежемесячной премии К. до 100% оклада, то есть до 6 000 руб. Таким образом, заработная плата сотрудника стала составлять 12 000 руб., что выше установленного минимума. При этом величина оклада осталась неизменной.

Пример 2

Сотрудник М. до 1 мая 2018 года получал зарплату в размере 9 500 руб. Она состояла из оклада в сумме 5 000 руб., ежемесячной премии в 3 000 руб. и доплаты за выслугу лет в 1 500 руб.

После увеличения государством суммы платы за труд работодатель решил повысить размер заработной платы М. путем увеличения его должностного оклада до 7 000 руб.

Таким образом, доход сотрудника составил 11 500 руб. в месяц, что выше установленной минимальной величины.

Рост зарплат с 1 января 2019 года в связи с повышением МРОТ

Так как федеральным законодательством установлено повышение минимального порога оплаты ежегодно до величины прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2 квартал предшествующего года, то с 1 января 2019 года увеличение зарплаты стоит ожидать тем бюджетным работникам, чей доход от трудовой деятельности при полной рабочей неделе в результате станет ниже минимального порога.

Работодатели будут поставлены перед выбором, какую обязательную часть платы за труд увеличить, чтобы подтянуть ее размер до необходимого минимума. Те из них, кто затянет с решением данного вопроса либо откажется производить подобные мероприятия, могут быть привлечены не только к административной, но и уголовной ответственности.

С 01.01.2019 г. установлен МРОТ в сумме 11 280,00 рублей в месяц (Федеральный закон № 481-ФЗ «О внесении изменении в статью 1 Федерального закона «Минимальном размере оплаты труда»).

На данный момент с 01.01.2020 года будет установлен МРОТ 12 130,00 рублей (Приказ Минтруда России от 09.08.2019 года № 561н, но Федеральным законом данный размер еще не установлен).

Связь зарплаты бюджетников и МРОТ

Государство гарантирует сотрудникам бюджетной сферы такую оплату труда, которая не может быть ниже установленного им порога. Если работодатель по каким-либо причинам нарушит установленное правило, то за это он понесет ответственность.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Как зависит оклад бюджетников от МРОТ

Как было отмечено выше, не всегда увеличение размера платы за труд ведет к обязательному повышению оклада бюджетника. Это происходит только в том случае, когда общая сумма заработной платы не дотягивает до установленного минимума и работодатель примет решение увеличить именно оклад сотрудника.

Однако в организации могут пойти иным путем и повысить, например, размер ежемесячной премии или иных обязательных выплат.

Важно! К постоянным доплатам к окладу не относятся компенсации за отпуск, командировочные расходы, премия по итогам года и подобные выплаты.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Путин повысил МРОТ до прожиточного минимума

МОСКВА, 29 дек — РИА Новости. Владимир Путин подписал закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума. Закон опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации.

С января МРОТ составит 85% от прожиточного минимума, или 9489 рублей, а год спустя этот показатель достигнет 100%. Сейчас минимальный размер оплаты труда составляет 7800 рублей.

Споры вокруг этого вопроса велись 25 лет. Повысить МРОТ с нынешних 71-72% от прожиточного минимума до 85% и затем уравнять их предложил сам Путин.

Как считают опрошенные РИА Новости эксперты, повышение МРОТ может частично решить проблему с работающими бедными. Однако есть риск того, что работодатели станут переходить к «серым» схемам ведения бизнеса, а в стране начнут расти цены.

[1]

МРОТ поднимут до прожиточного минимума досрочно

Минтруд подготовил законопроект о повышении с 01.05.2018 величины федерального МРОТ до уровня прожиточного минимума.

В конце декабря 2017 года был принят закон, по которому начиная с 01.01.2019 МРОТ будет устанавливаться равным величине прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года.

Однако теперь законотворцы решили досрочно ввести новый порядок установления МРОТ. Планируется, что с 1 мая МРОТ будет установлен на уровне 11 163 рублей, что соответствует прожиточному минимуму для трудоспособного населения за II квартал 2017 года (Постановление Правительства от 19.09.2017 № 1119).

Напомним, что с 01.01.2018 федеральный МРОТ составляет 9 489 рублей.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Прожиточный МРОТ: когда минимальная зарплата достигнет прожиточного минимума?

О том, что размер минимальной зарплаты в России должен быть установлен на уровне, по крайней мере, прожиточного минимума, говорят слишком давно. Причин для этого масса – от несправедливо низкой зарплаты у миллионов россиян, до несоответствия ее размера современным реалиям жизни в стране. В законодательство соответствующая норма была введена 12 лет назад, и за все это время чиновники не смогли найти адекватного механизма, которым бы эти 2 показателя были бы приведены в соответствие. Хотя разговоры по этому поводу все эти годы не утихали.

Фактической причиной того, что разница в величинах МРОТ и ПМ около 30%, является отсутствие средств в региональных бюджетах, за счет которых соответствующая прибавка к окладам и должна производиться. Даже при незначительном повышении МРОТ бюджеты регионов нуждаются в федеральном дотировании, поскольку не могут самостоятельно справиться с возросшей нагрузкой. Но теперь, по мнению чиновников из Минтруда, нужная формула и условия для уравнивания показателей таки найдены. Карьерист.ру постарался разобраться в такой насущной для россиян проблеме, как величина МРОТ и ПМ.

Читайте так же:  Сколько длится развод через суд с ребенком

Не раньше осени 2017

В нынешнем году минимальная зарплата была увеличена больше чем когда-либо до этого – в середине года размер увеличения составил 1,3 тыс. рублей, что позволило достичь отметки в 7,5 тыс. рублей. Но даже такое существенное повышение нельзя назвать достижением, ведь уровень бедности для трудоспособных россиян прожиточный минимум гораздо выше. Данный вопрос касается внушительной части населения – в сентябре вице-премьер Ольга Голодец говорила, что зарплату на уровне МРОТ получает около 5 млн россиян. Получается парадокс, вероятно, характерный лишь для стран бывшего Союза – в России насчитывается 5 млн работающих бедняков, зарплата которых физически не позволяет им выжить, но они выживают! Чиновница назвала явление, когда работающее население является бедным, «неправильным». По ее словам, крайней датой, когда МРОТ должен достичь ПМ, должен стать 2020 год.

Зарплату на уровне МРОТ получает около 5 млн россиян

Хотя сама норма, которая определяет, что МРОТ не может быть ниже ПМ, занесена в законодательство еще в 2004 году. Июльское увеличение МРОТ вселило в граждан с низкой зарплатой надежду – повышение зарплаты сразу на 25% – достаточно серьезный шаг со стороны властей. Но «эйфория» продлилась недолго. Сразу после думских выборов законодатели определились с размером повышения МРОТ на будущий год. Было решено с июля 2017 года поднять его до 7,8 тыс. рублей – то есть на 300 рублей или на 4%. Таким образом, новая минимальная зарплата не позволит даже учесть роста инфляции, который едва ли окажется менее 4% в годичном выражении. Интересно и то, что для повышения зарплаты до нового МРОТ для бюджетников, из казны дополнительно потребуется 5,2 млрд рублей, но коснется оно не 1,4 млн человек (что получается из расчетов повышения на 300 рублей на 1 год), а всего 900 тыс. работников (на которых, к слову, требуется лишь 3,2 млрд).

Но в будущем все исправится – как на Всероссийском семинаре, прошедшем 16 декабря, сказал глава Минтруда Максим Топилин, чьи слова приводя «РИА Новости», в Госдуме и правительстве есть понимание того, что величины МРОТ и ПМ должны быть равны, и в этом вопросе чиновники и законодатели пришли к консенсусу. По словам министра, шаг на уравнивание показателей хотели сделать еще в этом году, но «проблему развязать не получилось». Топилин надеется, что в будущем году решение этого вопроса будет найдено. И учитывая, что новый установленный МРОТ начнет действовать лишь с середины будущего года, едва ли стоит ждать каких-либо изменений в ситуации раньше осени.

Региональные особенности

Теперь же один из участников этой группы – Максим Топилин, рассказал про условия, в рамках которых возможно уравнивание ПМ и МРОТ. И по его словам, для этого в размер минимальной зарплаты необходимо включить районные коэффициенты и региональные надбавки, в том числе и жителям Севера. Кроме того, саму минимальную зарплату необходимо сделать региональным показателем – она должна устанавливаться субъектом федерации. Иначе задачу уравнивания МРОТ и ПМ решить попросту невозможно.

Закон о повышении величины МРОТ до величины ПМ предлагается разработать к осенней сессии 2017 года

Получается, что министр предлагает переложить всю ответственность за МРОТ на регионы, которые должны учитывать собственные особенности при определении ее величины. И если сегодня мы имеем разный уровень оплаты труда в разных регионах лишь фактически, то в будущем, в случае реализации предложения Топилина, разница в зарплатах даже в соседних регионах будет узаконена – «соседи» будут вполне обоснованно получать разную зарплату за один и тот же труд. По сути, это напоминает очередное разделение российского экономического пространства на депрессивные и экономически успешные регионы. Фактически это может привести лишь к увеличению внутренней трудовой миграции.

Но вопрос даже не в этом. Дело в том, что ст. 133.1 ТК уже регулирует два предложенных Топилиным условия: мало того, что она разрешает регионам определять собственный МРОТ, так она требует того, чтоб он устанавливался с учетом социально-экономических условий в регионе и установленного в нем прожиточного минимума. Единственное, что размер регионального МРОТ не может быть ниже федерального МРОТ. Топилин же, по сути предлагает отказаться от федерального МРОТ, отпустив регионы, в вопросе определения его размера «в свободное плавание». Мотивы такого предложения пока непонятны, как и то, каким образом это позволит уравнять МРОТ и ПМ. Возможно, федеральный центр пытается полностью снять с себя ответственность за финансирование минимальной зарплаты – после июльского поднятия на 25% регионы потребовали материальной поддержки для обеспечения повышения зарплаты по факту.

Работникам все равно

Интересно и то, что идея передать ответственность за повышение МРОТ до ПМ субъектам федерации не нова – Максим Топилин уже говорил об этом в октябре, ссылаясь на то, что региональный прожиточный минимум учитывает районные коэффициенты и надбавки, а МРОТ – нет. Все это, в случае уравнивания федерального МРОТ и федерального ПМ, поставит в невыгодное положение регионы, где ПМ ниже установленного центральной властью среднероссийского уровня. Более того, в некоторых южных регионах существующий сегодня федеральный МРОТ уже выше регионального ПМ, что серьезно повышает нагрузку на местных работодателей и бюджеты субъектов федерации.

Хотя, основную целевую аудиторию такого повышения – а это около 15 млн работающих россиян, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума, не особо интересует, из какого конкретно бюджета будет выплачиваться их зарплата. Получая доход ниже 10 тыс. рублей, граждане оказываются за гранью выживания, и в такой ситуации им совершенно все равно, кто поможет ее исправить. Другой вопрос, что даже в случае уравнивания показателей МРОТ и ПМ, уровень жизни получающих минималку граждан едва ли можно будет назвать достойным. Это лишь один из инструментов борьбы с бедностью, но не среди безработных и обездоленных, а среди экономически активных граждан, что гораздо хуже для общей характеристики ситуации в стране.

Минимальный размер оплаты труда подняли до прожиточного минимума

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) теперь равен прожиточному минимуму. Закон о повышении МРОТ до величины прожиточного минимума был подписан 28 декабря 2017 г. Президентом РФ В. Путиным (Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» от 28.12.2017 N 421-ФЗ).

Читайте так же:  Алименты от государства, если отец не платит

Таким образом, уже начиная с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда подняли до прожиточного минимума, и он будет равен 9 489 руб. в месяц, и работодатели теперь не вправе устанавливать заработную плату для сотрудников ниже этой величины. Конституция РФ (ст. 7) гарантирует минимальный размер оплаты труда, соответственно, любой сотрудник, отработавший положенную норму рабочего времени согласно своим должностным обязанностям, не может получить заработную плату, меньшую, чем 9 489 рублей в месяц.

Какова история развития понятия МРОТ в мире и в нашей стране?

Впервые в мировой практике понятие минимального размера оплаты труда возникло в конце XIX – начале XX века, когда профессиональные союзы рабочих впервые добились установления МРОТ для работников предприятий. Самый первый акт об установлении минимального размера оплаты труда был введен в 1894 году. Принял этот акт парламент Новой Зеландии. Надо уточнить, что мировая практика диктует определение минимального размера оплаты труда исходя из почасовой оплаты труда. Так, введенный в 2015 году в США минимальный размер почасовой оплаты труда был равен 7,25$. Исходя из этого значения можно легко вывести размер месячной оплаты, который, при пятидневной рабочей неделе и 8-часовом рабочем дней, будет составлять 1300$.

[2]

12 декабря 1972 года минимальная заработная плата рабочих и служащих, введенная Постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и Всесоюзного центрального совета профсоюзов, была равна 70 рублям в месяц. Это значение не подвергалось корректировке вплоть до 1991 года, пока 19.04.1991 г. Верховным советом РСФСР не был принят закон «О повышении социальных гарантий для трудящихся», согласно которому МРОТ был поднят с 01.10.1991 г. до 180 руб. С 01.12.1991 г. МРОТ был поднят до 200 руб. постановлением правительства РСФСР.

За 7 лет, начиная с 1991 года и до 1998, когда произошла деноминация рубля, МРОТ повышался прямыми указами президента РФ Бориса Ельцина и федеральными законами 17 раз. Последний размер МРОТ, который был установлен с 01.01.1997 года, равнялся 83 490 руб. (неденоминированными рублями). Проведенная деноминация уменьшила эту сумму в десять раз, и с 01.01.1998 года размер МРОТ стал равен 83,49 руб. При этом установленный прожиточный минимум в то время был более чем в пять раз больше и равнялся 450 руб. Такой размер МРОТ сохранялся до 2000 года.

Начиная с 2000 года ситуация несколько изменилась в связи с тем, что 19.06.2000 г. Президент РФ Путин подписал закон «О минимальном размере оплаты труда», в котором в том числе устанавливался минимальный размер оплаты труда. 01.07.2000 г. размер МРОТ был увеличен до 132 рублей в первой редакции закона о МРОТ. При этом была введена «базовая» сумма МРОТ, которая использовалась только для исчисления налогов и штрафов. Ее величина была установлена в размере 100 руб.

После 2000 года корректировка размера минимальной оплаты труда производилась 18 раз. На 01.05.2006 г. МРОТ был равен 1100 руб., а с 01.01.2013 г. был увеличен до 5205 р. С 01.07.2016 г. МРОТ равнялся 7500 руб., а с 01.07.2017 г. законом от 19.12.2016 г. был увеличен до 7800 руб.

При этом базовая величина МРОТ (100 руб.) ни разу не изменялась вплоть до 22.06.2007, когда штрафы перестали исчисляться в зависимости от МРОТ в соответствии с Федеральным Законом № 116-ФЗ от 22.06.2007.

Для Москвы, например, уровень МРОТ с 01.10.2015 г. равен 18 742 руб.

Несоответствие МРОТ и прожиточного минимума в России

С последним увеличением величины МРОТ до 7 800 руб. в 2017 году проблема несоответствия минимального размера оплаты и прожиточного минимума не исчезла. На тот момент прожиточный минимум был равен 9 909 рублей, что на одну пятую больше, чем МРОТ.

При этом по сообщению вице-премьера Ольги Голодец, в январе 2017 года минимальный уровень зарплаты был у 3,3% населения России, то есть почти у пяти миллионов человек. То есть все уровень обеспечения всех этих людей ниже прожиточного минимума.

Владимир Путин еще в сентябре 2017 года на встрече с А. Калининым, руководителем общественной организации «Опора России», дал обещание повысить уровень МРОТ, мотивировав это тем, что зарплата россиян не должна быть меньше прожиточного минимума.

Это несоответствие уровня оплаты прожиточному минимуму заставило Председателя правительства РФ Дмитрия Медведева 02.05.2017 г. дать поручение подготовить проект закона о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума.

29.09.2017 г. правительством на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения». Госдума приняла этот закон 15.12.2017, а 26 декабря он был одобрен Советом Федерации. В соответствии с этим законом величина МРОТ с 01.01.2018 составляет 9 489 руб. в месяц, что составляет 85% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения России на II квартал 2017 года, который составлял 11 163 рубля.

Видео (кликните для воспроизведения).

В следующем 2019 году с 1 января величина МРОТ будет равна 100% величине прожиточного минимума за II квартал предыдущего года. Судя по материалам из пояснительной записки к закону, в бюджет на 2018 год заложена сумма в 26,2 млрд. руб., которые планируется дополнительно потратить на мероприятия, связанные с повышением МРОТ для работников бюджетной сферы.

Источники


  1. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.

  2. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.

  3. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
  4. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
  5. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
Минимальный размер оплаты труда подняли до прожиточного минимума
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here