Новое в природоохранном законодательстве

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Новое в природоохранном законодательстве". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Новое в природоохранном законодательстве

Система природоохранного законодательства состоит из экологических нормативноправовых актов разного уровня и находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов

Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материальнотехническое обеспечение природоохранных действий

Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы

[1]

  • Юридическая ответственность правонарушителей
  • В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

    Основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка отражены в Конституции РФ. Она вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

    Федеральный закон No7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

    Развитие экологического законодательства

    Реформа в экологической сфере началась еще в 2014 году, когда вышел Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В июле 2016 года вышла его новая редакция.

    Одним из наиболее важных нововведений стало Постановление от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», которое утвердило критерии категорий, и в конце 2016 года большая часть объектов встала на государственный учет, получив свидетельство о постановке на учет.

    Изменения, вступившие в силу с 2018 года

    Согласно ФЗ-219, с этой даты на объектах I категории стационарные источники необходимо будет оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ и о их концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

    Кроме того, с 1 января 2018 года пополнился перечень объектов государственной экологической экспертизы. Теперь в него войдут проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к I категории, а также материалы обоснования нового вида экологической нормативно-разрешительной документации – комплексного экологического разрешения.

    Нововведения экологического контроля и надзора с 2019 года

    Следующий этап обширных изменений начнется в 2019 году, в котором мы полностью переходим на новую систему государственного экологического контроля и надзора. С этого периода согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливается следующий перечень нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий:

    Предельно допустимые выбросы

    Предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух

    Технологические нормативы выбросов

    Технические нормативы выбросов

    Новые обязательные документы с 2019 года

    Теперь статья № 14 ФЗ-96 будет содержать требования по выдаче разрешения на выброс радиоактивных веществ и на вредное физическое воздействие, а не разрешения на выброс вредных веществ. Указанные разрешения на выброс радиоактивных веществ и на вредное физическое воздействие выдает уполномоченный орган (Ростехнадзор). Важное изменение указано в дополнении к статье 15 96-ФЗ:

    Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды

    Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, […], осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации

    Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, […] юридические лица и индивидуальные предприниматели, […], представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

    Требования к предпринимателям

    В соответствии с требованиями действующего законодательства все хозяйствующие субъекты , осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, обязаны:

    Вести учет и сдавать отчетность в области обращения с отходами (ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)

    Своевременно сдавать декларацию и осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающею среду в бюджет Российской Федерации, (ст. 16, 16.1, Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

    Разработать паспорта отходов I-IV классов опасности согласно Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)

    При наличии стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, иметь разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»)

    Для субъектов крупного бизнеса и бюджетных учреждений обязательно наличие утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)

    Назначить ответственных лиц за охрану окружающей среды и обращение с отходами производства, и потребления, прошедших обучение по соответствующим программам (ст. 73, Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)

    За невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений установлена административная ответственность (ст.8.46 КоАП РФ):

      Штраф на должностных лиц от 5 000 до 20 000 рублей

    На юридических лиц — от 30 000 до 100 000 рублей.

    Надзор в сфере природопользования

    Функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор).

    Как и прочие государственные проверки, инспекция Росприроднадзора может быть плановой или внеплановой. График плановых проверок на будущий год утверждается в сентябре-октябре. Он проходит через согласование в территориальных отделениях прокуратуры, затем направляется на утверждение в Генпрокуратуру. Ежегодный Сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте https://proverki.gov.ru/ и на сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/nadzornaya.

    При проведении проверки первым делом запрашиваются документы. Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки, зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Для малого и среднего бизнеса, обычно, инспекторы сначала изучат все, что связано с отходами, их хранением и утилизацией. Если на предприятии применяются опасные или вредные для окружающей среды вещества, будет проверено все, что с ними связано.

    Читайте так же:  Имеют ли право судебные приставы арестовывать алименты на ребенка

    Экологическая документация на предприятии с 2020 года

    В 2019 году в природоохранное законодательство было внесено множество изменений.

    Новые требования появились к постановке объектов на учет по НВОС, прохождению экологической экспертизы, получению разрешения на сбросы и выбросы (согласование проектов ПДВ и ПДС). В зависимости от категории НВОС были утверждены основные разрешительные документы для предприятий: КЭР (Комплексное экологическое разрешение), Декларация о воздействии на окружающую среду, программа ПЭК (производственного экологического контроля), виды регулярной отчетности. Основной документ, в который вносились изменения – Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.

    C 2020 года экологическое законодательство дополнили еще два изменения. Они коснулись они всего двух понятий – экологического и утилизационного сборов и коэффициентов в плате за НВОС и повлекли за собой обновление Налогового кодекса и КоАП РФ.

    Новый экологический налог

    Дискуссии о целесообразности включения экологического сбора в Налоговый кодекс велись несколько лет. Несмотря на множество аргументов против такой меры, законопроект был принят, с 1 января 2020 года сбор за негативное воздействие на окружающую среду становится обязательным налогом (глава 25.5 Налогового кодекса РФ). Теперь за его неуплату будут налагать административные санкции.

    Сумма экологического налога будет рассчитываться по каждому объекту налогообложения исходя из:

    • категории НВОС (определяется Росприроднадзором);
    • количества и перечня загрязняющих веществ (отдельно по каждому веществу в соответствии с утвержденной ставкой в рублях за 1 тонну).

    Расчет налога начнется с 1 января 2019 года, авансовые платежи необходимо вносить поквартально – не позднее 20 числа следующего за кварталом месяца. Итоговые платежи за год принимаются до 25 марта.

    По экологическому налогу предусмотрены льготы для предприятий и объектов, где:

    • используются наилучшие доступные технологии,
    • установлены системы оборотного или бессточного водоснабжения, новые топливные установки и другое оборудование, уменьшающее вредное влияние на окружающую среду путем сбросов и выбросов.

    Ответственность за неуплату экологического налога становится такой же, как и для других видов обязательных налоговых платежей и подробно описана в Главе 15 НК РФ.

    Утилизационный налог вместо сбора

    Утилизационный сбор с 2020 года также переходит в категорию налогов и дополняет Налоговый кодекс Главой 25.6.

    Плательщиками налога (сбора) будут ИП и юридические лица:

    • производители и импортеры товаров и упаковки, подлежащих утилизации;
    • производители и импортеры транспортных средств, прицепов, шасси;
    • покупатели транспортных средств, не уплативших сбор ранее.

    За неуплату утилизационного сбора с 2020 года будут применяться санкции в соответствии с новыми главами КоАП РФ: 8.41.1. и 8.5.1.

    За неуплату сбора наказание составит трехкратный размер расчетной суммы, но не менее 500 тысяч рублей по каждой группе товара.

    За непредоставление информации (декларации) по утилизационному сбору могут оштрафовать на 70-150 тысяч рублей, а за недостоверную или неполную информацию – троекратно, не менее 250 тысяч рублей.

    Ответственность за экологические правонарушения по статьям, попавшим в Налоговый кодекс, таким образом, становится очень суровой.

    Коэффициенты при расчете платы за НВОС с 2020 года

    Плата за НВОС по выбросам, сбросам и отходам с 1 января 2020 года будет рассчитываться с применением коэффициентов:

    0 – отходы использованы на производстве в соответствии с технологическим регламентом; для сокращения выбросов и сбросов применены наилучшие доступные технологии;

    1 – отходы, сбросы и выбросы соответствуют установленными лимитам, нормативам, поданной отчетности;

    25 – сбросы и выбросы находятся в пределах временно разрешенных нормативов, а отходы превысили лимиты (ПНООЛР) или данные из отчетности;

    100 – выбросы или сбросы превысили допустимые нормативы, установленные в КЭР или Декларации о воздействии на окружающую среды для объектов I т II категории.

    Таковы основные изменения в экологическом законодательстве, которые начнут действовать с 1 января 2020 года.

    По экологической документации и проектам ОВОС, ПДВ, СЗЗ нововведений с начала года не планируется. Паспорта отходов оформляются по правилам, действующим в 2019 году, поправки в закон об экологической экспертизе с 2020 года также не вносились.

    Компания «ЭкоЭксперт» разработает для Вас все виды экологической документации и проектов по требованиям 2020 года. Мы внимательно следим за всеми изменениями природоохранного законодательства, вовремя подаем экологическую отчетность и обеспечиваем соответствие Ваших объектов всем экологическим нормативам.

    Представителям бизнеса рассказали о новом в экологическом законодательстве

    Комитет по природопользованию совместно с Ассоциацией экологического партнерства провели ежегодный семинар в формате «круглого стола» на тему «Изменения в экологическом законодательстве и природоохранная деятельность на предприятиях Санкт-Петербурга».

    На мероприятие зарегистрировались почти 170 представителей предприятий, чья деятельность оказывает влияние на окружающую среду.

    «Такого числа участников у нас еще не было. Мы уверены, что семинар окажет воздействие на совершенствование природоохранной деятельности в производственной сфере», — говорит директор Ассоциации экологического партнерства Б.С. Крылов.

    О юридических новшествах в экологии представителям бизнеса рассказали: ио заместителя председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности И.А. Серебрицкий, заслуженный эколог России Н.Д. Сорокин, природоохранный прокурор Санкт-Петербурга Ю.В. Пыхтырева, заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу О.В. Авдиенко, Директор Департамента охраны окружающей среды и качества ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Т.В. Передня и многие другие специалисты.

    На семинаре была представлена информация о новом в природоохранном законодательстве, об основных нарушениях, которые допускают петербургские предприятия в своей деятельности, о требованиях по соблюдению нормативов воздействия на окружающую среду и требованиях государственного экологического надзора предприятий, подлежащих региональному надзору.

    Презентации, представленные на семинаре:

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

    Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
    «Об охране окружающей среды»

    С изменениями и дополнениями от:

    22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г., 24 июня, 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 11, 18, 19 июля, 21 ноября, 7 декабря 2011 г., 25 июня, 30 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля, 24 ноября, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 19, 29 июля, 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г.

    Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

    Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    Читайте так же:  Как суд определяет стоимость доли в квартире

    Президент Российской Федерации

    10 января 2002 г.

    [3]

    По сравнению с ранее действовавшим законодательством уточняется перечень объектов охраны окружающей среды. Теперь к таким объектам относятся также почвы, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

    Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

    Предусмотрено проведение обязательной и добровольной экологической сертификации. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.

    Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

    В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 12 января 2002 г. N 6, в «Парламентской газете» от 12 января 2002 г. N 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П положения статьи 16 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ:

    — статьям 34 (часть 1) и 35 (часть 1), в той мере, в какой — по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, — они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы;

    — статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г. и с 1 июля 2020 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 252-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 212-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 358-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 353-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ)

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений вступающих в силу с 1 января 2017 г. и с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.

    Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых статьей 12 установлены иные сроки вступления их в силу

    См. будущая редакция настоящего Федерального закона

    Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 409-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Читайте так же:  Алименты бывшему супругу-инвалиду как выплачиваются после развода при инвалидности 1, 2, 3 группы

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального

    Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 93-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

    Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

    [2]

    Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Новые изменения в природоохранном законодательстве, затрагивающем нормы обращения с отходами

    В январе 2018 года вступил в действие закон N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения коснулись правового регулирования процессов обращения с разными видами отходов. Изменения в ФЗ от 30.12.2017 N 503-ФЗ затронули сразу несколько сфер деятельности организаций, соприкасающихся с экологической отчетностью:

    • С 1 января заработали новые нормы порядка обращения с отходами производства, потребления и твердыми коммунальными отходами (ТКО);
    • Изменен порядок расчета экологического сбора;
    • Введены новые нормы расчета и внесения ПНВОС (платы за негативное воздействие на ОС).

    Новые требования, касающиеся многих нормативно-правовых актов, упростят получение лицензий на обращение с отходами I-IV классов опасности, дадут возможность возвратить ПНВОС по ТКО за 2016-17 гг. и усовершенствуют порядок накопления различных отходов.

    Вторая задача модернизированного законодательства — активное стимулирование производителей и потребителей к соблюдению норм утилизации товаров и упаковочных материалов.

    Рассмотрим наиболее значимые изменения

    • Обозначен круг применения термина «сбор отходов». Теперь он относится только к сферам деятельности, связанным с обработкой, размещением, утилизацией и обезвреживанием отходов.
    • Лицензию по обращению с отходами I-IV класса опасности теперь можно получить на группу отходов. Ранее они выдавались на отдельный отход, что заставляло предпринимателей подавать документы сразу на несколько лицензий.
    • В каждом субъекте РФ теперь можно выбрать сразу несколько операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Срок работы с каждым оператором ограничен 10-ю годами.
    • Требования, обязательные для организации мест накопления отходов, конкретизированы и выделены в статью 13_4 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
    • Функции по разработке и определению схема размещения площадок, предназначенных для накопления ТКО, переданы органам местного самоуправления. Они же обязаны вести реестры мест накопления ТКО. Реестр должен включать все данные о месте нахождения площадок ТКО, собственниках участков, на которых они расположены, подробные теххарактеристики и информацию об источниках образования ТКО.
    • Производители, не исполняющие нормативы утилизации товаров или упаковки, заплатят экологический сбор. Средства пойдут на организацию перерабатывающих мощностей. Это коснется и упаковки, ввезенной из стран ЕАЭС.

    И последнее важное новшество: ПНВОС при размещении ТКО в 2016-17 г. не будет исчисляться и взиматься.

    Обзор изменений в законодательстве по экологии

    Изменения в экологическом праве — 2017

    Выделим основные изменения в экологическом праве за 2017 год:

    1. Утверждены правила начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255). В соответствии с п. 2 правил такая плата взимается:
    • за выбросы в воздух загрязняющих веществ со стационарных объектов;
    • сбросы таких веществ в акватории водных объектов;
    • размещение отходов, т. е. их хранение и последующее захоронение.
    1. Утверждена форма декларации о плате за отрицательное воздействие на окружающую среду, а также правила ее представления (приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Декларация подается не позднее 10 марта следующего за отчетным года.
    2. Приняты новые правила санитарной безопасности в лесах (постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 607). В приложениях к правилам содержится шкала категорий состояния деревьев и календарные периоды, в которые запрещено хранить в лесу заготовленную древесину.
    3. Утверждена форма договора о предоставлении квоты на добычу или вылов водных биологических ресурсов, данной на инвестиционные цели, а также правила оформления такого договора (постановление Правительства РФ от 25.05.2017 № 632).

    Также отметим, что в постановлении от 30.11.2017 № 49 Пленум ВС РФ дал разъяснения о применении законодательства о возмещении вреда, который был причинен окружающей среде. Об основных выводах читайте здесь: Пленум ВС РФ дал разъяснения в области возмещения вреда окружающей среде.

    Новое в природоохранном праве с 01.01.2018

    Новое в природоохранном законодательстве появилось и в 2018 году. Выделим основные изменения:

    Об изменениях законодательства в 2019 году читайте нашу статью Изменения в экологическом законодательстве с 2019 года.

    Изменения в законодательстве о вывозе ТКО

    В 2017 году произошло немало изменений в правилах и условиях оказания услуг по обращению с отходами. Не будем подробно на них останавливаться, это сделано в статье Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБО.

    С 01.01.2018 вступило в силу постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» от 20.10.2017 № 1280, которым установлены новые правила формирования цены на услуги по сбору и перевозке твердых коммунальных отходов (ТКО). Цена устанавливается посредством проведения электронного аукциона в порядке, установленном законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ).

    Организатором таких торгов выступает региональный оператор. На него, однако, не распространяются требования закона № 44-ФЗ:

    • о планировании конкурентных процедур;
    • предоставлении преимуществ отдельным категориям поставщиков;
    • создании контрактных служб;
    • мониторинге и контроле в сфере госзакупок и т. д.

    В аукционной документации, наряду с данными, установленными законом № 44-ФЗ, должны содержаться сведения:

    • о границах территории, на которой будет производиться сбор ТКО;
    • количестве ТКО и источниках их образования;
    • порядок оплаты услуг по сбору и перевозке ТКО;
    • порядок контроля качества услуг по сбору ТКО, который производит региональный оператор;
    • срок действия договора, который не может превышать срок полномочий регионального оператора.
    Читайте так же:  Выселение из ипотечной квартиры

    В большинстве своем последние изменения в экологическом законодательстве направлены на всесторонний учет загрязняющих выбросов в окружающую среду и соразмерную плату за причиненный вред. Также продолжается реформа в сфере оказания услуг по сбору и транспортировке ТКО, которая на данном этапе выразилась в определении цены на сбор и вывоз бытового мусора путем проведения электронного аукциона.

    Изменения природоохранного законодательства с 2016 года

    Законодательство о негативном воздействии на окружающую среду претерпело значительные изменения. Многочисленные поправки были предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее – Закон № 219-ФЗ). Сроки вступления в силу новых норм разные (вплоть до 2020 года). Часть из них действует уже с 1 января этого года*.

    Однако законодательство в этой сфере продолжает меняться. И очередные новшества внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ (далее – Закон № 404-ФЗ). Прокомментируем значимые поправки, которые касаются большинства хозяйствующих субъектов.

    Платить нужно только за выбросы стационарными источниками

    Виды негативного воздействия, за которое нужно вносить плату, перечислены в статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ).

    К ним относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом обновленной редакцией Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плата вносится, только если такие выбросы происходят от стационарных источников.

    До 01.01.2016 обязанность перечислять плату за негативное воздействие возникала и в случае выбросов от передвижных источников (транспортных средств) (ст. 7 Закона № 7-ФЗ в прежней редакции).

    Заметим, что в 2015 году была неясность в применении данной нормы. Дело в том, что поправки об исключении передвижных источников из объекта внесения платы были добавлены Законом № 219-ФЗ в два нормативных акта – Закон № 7-ФЗ и Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Однако эти поправки вступили в силу в разное время:

    • поправки в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ действуют с 01.01.2015 (п. 13 ст. 5, п. 1 ст. 12 Закона № 219-ФЗ);
    • поправки в Закон № 7-ФЗ начали действовать только с 01.01.2016 (п. 8 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

    Из-за возникшего противоречия Минприроды выпустило ряд писем, в которых пояснило, что организации и предприниматели вправе не вносить плату за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (транспортных средств) уже с 01.01.2015.

    ИС 1С:ИТС

    Подробнее о том, должны ли с 01.01.2015 владельцы транспортных средств – юрлица и предприниматели, – вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, см. материал в разделе «Отвечает аудитор».

    Уточнены нормы об отходах

    Наряду с выбросами в атмосферный воздух еще одним видом негативного воздействия является размещение отходов производства и потребления. С 01.01.2016 новой редакцией статьи 16 Закона № 7-ФЗ уточнено, что под этим понимается их хранение и захоронение.

    Чтобы расшифровать данные понятия, обратимся к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). В него также внесен ряд изменений, вступивших в силу 1 января этого года (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ, далее – Закон № 458-ФЗ).

    Так, согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ:

    • хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем на 11 месяцев в целях их утилизации, обезвреживания, захоронения;
    • захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах для предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

    При этом складирование отходов в специально оборудованных местах сроком до 11 месяцев является их накоплением (ст. 1 Закона № 89-ФЗ). Исходя из того, что плату за размещение отходов нужно вносить только при хранении либо захоронении отходов, при таком временном складировании обязанности по перечислению платы не возникает.

    Поскольку данные нормы являются новшеством, пока сложно предугадать, как они будут применяться на практике, каким образом организация или предприниматель подтвердят срок хранения отходов (менее или свыше 11 месяцев)?

    Также статьей 23 Закона № 89-ФЗ (в редакции Закона № 458-ФЗ) теперь прямо установлено, что вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов, далее — ТКО) должны организации и предприниматели (ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы (п. 2 ст. 23 Закона № 89-ФЗ).

    Ранее такое уточнение отсутствовало в законе. Поэтому вопрос, на кого возлагается обязанность по внесению платы «за мусор», решался неоднозначно.

    Так, в последнее время органы Росприроднадзора (с учетом сложившейся арбитражной практики) утверждали, что это должны делать собственники отходов. А это:

    • либо собственники сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов и товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались;
    • либо третьи лица, которые приобрели у собственников право на такие отходы и с которыми заключен договор о конечном размещении отходов (например, полигон).

    ИС 1С:ИТС

    Комментарий экспертов 1С к разъяснениям Росприроднадзора о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду см. в разделе «Юридическая поддержка».

    В процессе хозяйственной деятельности у организаций и предпринимателей, как правило, образуется в основном бытовой мусор (отходы бумаги, картона т. п.).

    С 01.01.2016 на основании пункта 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ плательщиками за негативное воздействие при размещении ТКО признаются операторы (в т. ч. региональные) по обращению с такими отходами. Исходя из определения ТКО в статье 1 Закона № 89-ФЗ, полагаем, что к ним относится как раз бытовой мусор. Следовательно, вносить плату за его размещение обязаны специализированные компании (или ИП), которым присвоен статус оператора по обращению с ТКО.

    Подытожив, сделаем следующий вывод. Если в ходе хозяйственной деятельности организации или предпринимателя образуются отходы, не относящиеся к ТКО, вносить плату за негативное воздействие обязаны именно такие лица. Однако для этого должно выполняться следующее требование – организация (ИП) осуществляет складирование отходов на срок более 11 месяцев в спецобъектах или размещает их в спецхранилищах.

    Если же образуется бытовой мусор (твердые коммунальные отходы), обязаны вносить плату операторы по обращению с таким видом отходов.

    Конкретизирован порядок уменьшения исчисленной суммы платы

    С 01.01.2016 рассчитанную сумму платы за негативное воздействие можно уменьшить на те затраты, которые организация (предприниматель) произвела, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду (п. 11 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, абз. 31 п. 9 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

    К примеру, это могут быть расходы на реконструкцию систем канализации, на установку оборудования по обезвреживанию отходов производства и потребления или систем по контролю за составом и массой сточных вод (п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ).

    Законом № 404-ФЗ уточнено, что такие расходы вычитаются из суммы платы раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пп. «г» п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

    Это связано с тем, что платежная база (то есть объем или масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или размещенных отходов) для целей расчета платы также определяется в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).

    Читайте так же:  Миграционная карта кому выдается и для чего

    Новые сроки внесения платы за негативное воздействие

    С 1 января этого года начали действовать нормы о новых сроках внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые были предусмотрены принятым еще в 2014 году Законом № 219-ФЗ (п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

    Так, в настоящее время отчетным периодом для перечисления платы является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). По итогам года платеж нужно уплатить не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

    Ранее порядок внесения платы не был прописан в Законе № 7-ФЗ, а регулировался положениями приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 (далее – Приказ № 557). Согласно пунктам 1, 2 Приказа № 557 отчетным периодом признавался квартал, а плату требовалось вносить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

    Росприроднадзор в письме от 04.12.2015 № АС-06-01-36/21588 отметил следующее: поскольку до 2016 года плата перечислялась ежеквартально, а с 01.01.2016 года должна уплачиваться ежегодно, между тем в законодательстве не предусмотрены переходные положения в отношении платы за IV квартал 2015 года, данный платеж правомерно уплатить до 1 марта этого года (то есть с учетом новых норм).

    Получается, что плату за 2016 год нужно перечислить в срок до 01.03.2017.

    Закон № 404-ФЗ дополнил норму о порядке внесения платы. Теперь лица, которые вносят плату за негативное воздействие, должны ежеквартально (кроме IV квартала) дополнительно перечислять авансовые платежи. Срок для внесения авансового платежа – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Платеж рассчитывается по следующей формуле:

    Сумма квартального авансового платежа = 1/4 x Сумму платы за негативное воздействие, уплаченную за предыдущий год

    В 2016 году первый авансовый платеж нужно уплатить не позднее 20.04.2016.

    Заметим, что до 01.01.2016 плата исчислялась поквартально. Чтобы определить величину платы за 2015 год (для исчисления авансового платежа), потребуется суммировать платежи за все четыре квартала 2015 года (в том числе платеж за IV квартал, который нужно внести в 2016 году). Следует учитывать, что обязанность по внесению авансовых платежей не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства (абз. 2 п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

    Если платеж (годовой или квартальный) вносится позже установленных законодательством сроков, потребуется дополнительно перечислить пени. Они рассчитываются за каждый день просрочки со дня, следующего после окончания срока для перечисления платежа. Для расчета используется 1/300 ключевой ставки Банка России*, действующей на дату уплаты пеней (но не более 0,2 процента от суммы задолженности) (п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, если ключевая ставка Банка России повысится и 1/300 от ее размера окажется больше 0,2 процента, то для исчисления пеней нужно использовать 0,2 процента.

    * С 1 января 2016 года ставка рефинансирования приравнивается к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У). На дату подписания номера в печать размер ключевой ставки – 11 %.

    Вместо расчета представляется декларация

    В соответствии с поправками Закона № 219-ФЗ и Закона № 404-ФЗ лица, перечисляющие плату за негативное воздействие, должны отчитываться о ней путем подачи декларации.

    Подавать ее нужно раз в год – не позднее 10 марта года, следующего за истекшим годом (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ, пп. «в» п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ). Следовательно, по итогам 2016 года нужно отчитаться не позднее 01.03.2017. Форма декларации пока не утверждена.

    Подавать какую-либо отчетность о перечислении в течение года авансовых платежей не нужно. Законом такая обязанность не предусмотрена.

    До внесения указанных изменений нужно было ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) представлять расчет платы за негативное воздействие по форме, утв. приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее – Приказ № 204).

    Порядок взимания экологического сбора

    Напомним, что с 2015 года введена обязанность по уплате экологического сбора (п. 22 ст. 1, ч. 1 ст. 24 Закона № 458-ФЗ).

    Производители и импортеры товаров по перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, должны самостоятельно обеспечивать их утилизацию по соответствующим нормативам (п. 3 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).

    Такие нормативы утверждены распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.

    В случае несоблюдения данного требования (или если не выполнены нормативы утилизации) необходимо перечислить сумму экологического сбора (п. 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ).

    Порядок его взимания предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.

    Этим же постановлением утверждены и сроки его уплаты:

    • в 2016 году сбор (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года) нужно перечислить до 1 февраля.
    • начиная с 2017 года экологический сбор необходимо уплачивать ежегодно не позднее 15 апреля следующего года.

    Указание на данный срок уплаты (до 15 апреля) закреплено в пункте 1 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ. Это дополнение предусмотрено пункте 11 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ.

    Таким образом, правило, предусмотренное нормативным актом Правительства РФ, теперь зафиксировано в законе.

    О получении лицензии на обращение с отходами I–IV класса опасности

    Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Закона № 89-ФЗ).

    Изначально было предусмотрено, что лицензию на осуществление данных видов деятельности нужно получить до 01.07.2015. Однако данный срок был продлен вначале до 01.01.2016, а затем до 01.07.2016 (пп. «б» п. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 10 Закона № 404-ФЗ).

    Необходимо обратить внимание на то, что указанный период продлен для оформления лицензий только для деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.06.2015 № 458-ФЗ).

    При этом для работ по обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности переходный период не предусмотрен. Соответственно, в настоящее время заниматься перечисленными работами без лицензии неправомерно. На это указал Росприроднадзор в письме от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Специалисты ведомства также отметили, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.07.2019 (согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 458-ФЗ).

    Источники


    1. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.

    2. Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.

    3. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
    4. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.
    5. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
    Новое в природоохранном законодательстве
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here