Обладают ли граждане рф правом законодательной инициативы

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Обладают ли граждане рф правом законодательной инициативы". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 марта 2008 г. N 30-ФЗ в пункт 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

2. Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Статья 104 Конституции России

Текст Ст. 104 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения*(23).

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 104 Конституции Российской Федерации

1. Законодательная инициатива — это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, законопроекты о внесении изменений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР, поправки к законопроектам.

Комментируемая статья предоставляет реальную возможность участия в законодательной деятельности как Главе государства, так и трем ветвям власти — законодательной, исполнительной и судебной. Правом законодательной инициативы обладают: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации; 3) члены совета Федерации; 4) депутаты Госдумы РФ; 5) Правительство РФ; 6) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; 7) Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ — по вопросам их ведения.

Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы.

Мотивы наделения правом законодательной инициативы именно этих органов государственной власти и этих лиц обусловлены вполне очевидным обстоятельством: они имеют самое непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных задач. Что же касается общественных структур, а также отдельных граждан, не наделенных данным правом, то они могут вносить свои инициативные законопроекты и предложения только через посредников — уполномоченных субъектов*(569).

2. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:

а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;

в) перечень законов РФ и РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) заключение Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства);

е) документы и материалы по законопроекту о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и т.д.

3. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены заключения Правительства РФ на законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Порядок подготовки Правительством РФ заключений по проектам законов, направляемым Госдумой, урегулирован постановлением Правительства от 11 апреля 1994 г. N 310*(570), где закреплено, что письма с заключениями по рассмотренным в Правительстве РФ законопроектам подготавливаются в течение 14 дней с момента поступления проекта, однако этот срок может быть продлен до 30 дней. Такая необходимость может возникнуть, если важно получить от субъекта права законодательной инициативы, вносящего проект закона, дополнительную информацию, разъяснение либо сбор или запрос у субъектов РФ, требующихся для дачи заключения данных, не предусматриваемых системой государственной отчетности.

Читайте так же:  Оплата отопления в нежилых помещениях в мкд

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РФ И СУБЪЕКТАХ РФ

Право законодательной инициативы– это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.

[1]

Законопроект – это надлежащим образом оформленный текст (в виде готового документа, содержащего статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона.

Надлежащим образом оформленный законопроект должен иметь следующее:

1) пояснительную записку к законопроекту, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагаются концепции предлагаемого законопроекта;

2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;

4) финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта);

5) заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы.

Требования к законопроектам, вносимым на рассмотрение законодательного органа власти субъектов РФ, устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением.

Правом внесения законопредложения обладают те же субъекты законодательной инициативы, что и правом внесения законопроектов на рассмотрение Государственной Думы.

Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса в РФ. Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, обязательно должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ.

Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ:

2) Совет Федерации и его члены;

3) депутаты Государственной Думы РФ;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

[2]

6) Конституционный Суд РФ;

7) Верховный Суд РФ;

8) Высший Арбитражный Суд РФ.

Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9910 —

| 7727 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Обладают ли граждане РФ правом законодательной инициативы?

Статья 103
Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены статьей 104 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Статья 104 Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее — законопроект);
б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
в) поправок к законопроектам.

Статья 106
1. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:
а) о сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений;
б) о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;
в) о приведении Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом.
2. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные статьей 105 настоящего Регламента, направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы.

Статья 108
Если внесенный в Государственную Думу законопроект не соответствует требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 настоящего Регламента, Совет Государственной Думы может принять решение о возвращении законопроекта инициатору для выполнения указанных требований. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести законопроект в Государственную Думу.

Читайте так же:  Как взыскать алименты с должника, если приставы бездействуют

Статья 113
1. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.
2. Депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, члены Совета Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также представители государственных органов, других организаций, в которые законопроект направлялся для дачи отзывов, предложений и замечаний, вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях ответственного комитета при обсуждении законопроекта.

Статья 114
1. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.
2. Дополнительно к материалам, внесенным субъектом права законодательной инициативы и предусмотренным статьями 105 и 106 настоящего Регламента, ответственный комитет представляет:
а) проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении;
б) заключение ответственного комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения данного законопроекта;
в) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы;
г) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы, докладчика по законопроекту и содокладчика от ответственного комитета.
3. Законопроект направляется в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.

Статья 115
Ежеквартально Аппарат Государственной Думы информирует всех субъектов права законодательной инициативы о поступивших на рассмотрение Государственной Думы законопроектах, стадиях их рассмотрения, в том числе о получении заключения Правительства Российской Федерации, результатах рассмотрения принятых Государственной Думой законов в Совете Федерации и Президентом Российской Федерации.

Законодательная инициатива на федеральном уровне.

Конституция РФ

Статья 104 Конституции РФ «1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения».

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

Законодательная инициатива граждан в законодательстве субъектов Российской Федерации

Попова Елизавета Александровна

Тюменский государственный университет, Россия

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» ограничил самостоятельность субъектов Российской Федерации, установив, что право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам этого органа, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации[1].

Наибольший интерес представляет та группа потенциальных носителей права законодательной инициативы, которая именуется в федеральном законе «иными органами». Как показывает сравнительно-правовой анализ ряда конституций республик, обновленных в период после 1999 г., в разряд «иных органов» включаются как государственные органы Российской Федерации и соответствующие республики в составе Российской Федерации, так и структурные подразделения законодательного (представительного) органа государственной власти последнего.

К примеру, закон Республики Башкортостан о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики от 30 декабря 2002 г. предоставляет право законодательной инициативы депутатам Государственного Собрания Республики Башкортостан, постоянным комиссиям Государственного Совета РБ, президенту РБ, правительству РБ, Конституционному суду РБ, Центральной избирательной комиссии РБ, Федерации профсоюзов РБ, прокурору РБ, представительным органам местного самоуправления[2].

В Республике Татарстан право законодательной инициативы принадлежит президенту Республики Татарстан, депутатам Государственного Совета РТ, Президиуму и комитетам Государственного Совета РТ, Кабинету Министров РТ, представительным органам местного самоуправления. Кроме того, это право принадлежит также Конституционному суду РТ, Центральной избирательной комиссии РТ, Уполномоченному по правам человека в РТ, но по вопросам их ведения[3].

Согласно ч. 1 ст. 74 Конституции Республики Марий Эл в последней редакции, право законодательной инициативы принадлежит президенту Республики Марий Эл, депутатам Государственного Собрания Республики Марий Эл, постоянным комиссиям Государственного Собрания, правительству Республики Марий Эл, представительным органам местного самоуправления[4].

В соответствии со ст. 88 Конституции Республики Мордовия правом законодательной инициативы обладают: глава Республики Мордовия, депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия, Совет Государственного Собрания Республики Мордовия, комитеты и комиссии Государственного Собрания Республики Мордовия, правительство Республики Мордовия, представительные органы местного самоуправления, прокурор Республики Мордовия, Союз мордовского народа, Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия. Далее, к субъектам права законодательной инициативы Конституция Республики Мордовия относит республиканское объединение профсоюзов, Верховный Суд Республики Мордовия и Высший Арбитражный суд Республики Мордовия, которые имеют право вносить законопроекты только по вопросам своего ведения[5].

Читайте так же:  Рыночная стоимость земли понятие

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет отметить, что институт народной законодательной инициативы не получил в России широкого распространения; в законодательстве менее 1/3 субъектов Российской Федерации установлено право граждан вносить в законодательные органы законопроекты. В определенной степени, свою ограничительную роль сыграло отсутствие юридического закрепления института народной инициативы в Конституции Российской Федерации.

В Конституции РФ 1993 года упоминание народной законодательной инициативы как формы непосредственной демократии отсутствует. В то же время, поскольку непосредственное осуществление власти народом является основой конституционного строя (ст.3) в Российской Федерации, есть возможность дополнительно раскрывать способы выражения этой власти в специальных законах[6]. На федеральном уровне такие законы приняты в отношении референдумов, но народная законодательная инициатива (законодательная инициатива граждан) в федеральном законодательстве еще не получила правового закрепления. В этом отношении регионы России обогнали центр: во многих субъектах федерации народная инициатива стала правовой нормой. Форма прямой демократии установлена более чем в 20 субъектах РФ, что можно считать достаточно широким распространением нового для России института власти.

Несмотря на большой разброс в названиях, в основу большинства региональных подходов положена соответствующая практика, сложившаяся в развитых демократических странах Европы. В соответствии с ней, для осуществления законодательной инициативы сначала образуется инициативная группа, которая официально регистрирует инициативу, а затем эта группа собирает определенное количество подписей в поддержку инициативы. Затем инициируемый документ и подписи направляются в представительный орган власти, который рассматривает инициативу и принимает по ней решение. Эта практика народной законодательной инициативы нашла отражение в российском региональном законодательстве. Вопрос о том, кто может выступить с народной законодательной инициативой (быть субъектом законодательной инициативы), во всех регионах решен примерно одинаково – это граждане, проживающие на соответствующей территории и обладающие активным избирательным правом. Различия народной законодательной инициативы в региональном законодательстве связаны с определением содержания инициативы и процедуры ее осуществления.

Видео (кликните для воспроизведения).

С точки зрения содержания, народная инициатива может быть оформленной (сформированной) и неоформленной (несформированной). Оформленная инициатива представляет собой постатейно составленное предложение проекта нормативного акта; неоформленная – общее пожелание, общие принципы проекта, по которому должно высказаться представительное учреждение. В разных субъектах РФ установлена либо оформленная инициатива (Алтайский край, Ярославская, Брянская, Омская области, г.Москва), либо оба варианта (Волгоградская, Калужская области), либо в силу очень общего описания существует неопределенность по этому вопросу (Тамбовская, Липецкая, Томская, Костромская, Астраханская, Иркутская, Кировская, Магаданская, Смоленская области, Еврейская автономная область, Республики Хакасия, Удмурдская, Тыва, Приморский, Забайкальский, Краснодарский и Красноярский края).

К содержательной стороне народной законодательной инициативы относится также определение того, по каким вопросам она может осуществляться. В ряде субъектов РФ на этот счет установлены ограничения, которые связаны с разделением полномочий между Российской Федерацией и регионами (Волгоградская, Ярославская, Брянская области, Алтайский край). В Свердловской и Омской областях установлены особые правила для законодательной инициативы по внесению изменений в региональные Уставы (требуется большее число подписей в поддержку) [10].

Говоря о процедуре народной законодательной инициативы, в первую очередь необходимо отметить, что в законодательстве лишь нескольких субъектов РФ она описана достаточно подробно, чтобы служить реальным механизмом осуществления народом своей власти. Детальное ее урегулирование присутствует в случаях, когда в субъекте Российской Федерации принят отдельный закон о гражданской законодательной инициативе (в т.ч. содержащий в качестве приложений все необходимые формы документов и бланков). Существует 13 регионов, где такие законы приняты.

В остальных случаях региональное законодательство, как правило, ограничено установлением минимального числа граждан, поддержка которых необходима для рассмотрения инициативы соответствующим парламентом.

Для определения легитимного количества голосов применяется два подхода:

указание абсолютного числа граждан, которые должны выступить в поддержку инициативы (Свердловская, Брянская, Калужская, Астраханская, Смоленская, Омская области, Удмурдская Республика и Республика Тыва, Краснодарский край, Еврейская автономная область);

указание процента от числа зарегистрированных избирателей (Липецкая, Томская, Ярославская области, Алтайский край, Приморский край, Республика Хакасия).

При этом число необходимых подписей колеблется от 1 тысячи (Калужская область) до 100 тысяч (Краснодарский край), или от 0,1% (Приморский край) до 5% (Республика Хакасия) зарегистрированных избирателей.

Тюменская область в отношении количества граждан, которые должны вступить в поддержку инициативы, находится посередине — требуется 5 тысяч избирателей.

Тюменская область входит в число регионов, нормативная база которых только в принципе предусматривает возможность прямой реализации законотворческой инициативы граждан; конкретный способ реализации ее в Уставе Тюменской области и региональном законодательстве не урегулирован. В этом отношении полезным было бы обращение к опыту регионов, в законодательстве которых народная законодательная инициатива отражена детально в части процедуры (г.Москва; Томская, Калининградская, Тамбовская, Смоленская, Воронежская области).

Если для возможности реализации народной законодательной инициативы граждан на федеральном уровне (при 109 млн. избирателей в стране в целом) подразумевается достаточным количество 100 тыс. человек[11], то, очевидно, на уровне субъекта Российской Федерации с количеством избирателей 2497 772 человек (на 01.01.2012) сопоставимой цифрой для выдвижения региональной законодательной инициативы является 24 977 тыс. человек[12].

Имеющийся законодательный пробел может быть эффективно закрыт принятием Закона Тюменской области «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области»[13]. Данным законом должны быть в равной степени предусмотрены варианты как направления законотворческой инициативы гражданами непосредственно (в случае оформленной инициативы), так и направления неоформленной инициативы (законодательного предложения) опосредованно, через депутата Законодательного Собрания (для предварительной качественной проработки) или через общественные организации.

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ: по сост. на 30.09.2013г.// Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.- N 42.-Ст. 5005.

Читайте так же:  Уменьшение размера алиментов

2. Маликов М.Ф. Совершенствование государственности Республики Башкортостан: Практическое пособие.- Уфа: РИО БашГУ, 2003.- С. 93-94.

3. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 : по сост. на 22.06.2012г.// Республика Татарстан.-2002.- №87-88.-Ст.22.

4. Конституция республики Марий Эл от 24.06.1995: по сост. на 27.08.2012г.//Собрание законодательства Республики Марий Эл.- 2001.- № 8 (80).-Ст. 343.

5. Конституция республики Мордовия от 21.09.1995:по сост. на 20.02.2013г.// Известия Мордовии.-2011.- N 36-11.-С. 17.

6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993: по сост. на 30.12.2008г.// Собрание законодательства Российской Федерации.-.2009.- N 4.- Ст. 445

7. Устав Волгоградской области от 24.02.2012г.: по сост. на 29.06.2012г.// Волгоградская правда.-2012.-№35.

8. Устав Кемеровской области от 09.04.1997г.: по сост. на 26.06.2012г.// Кузбасс.-1997.-№102.

9. Устав Костромской области от 24.04.2008г.: по сост. на 18.06.2012г.//СП — нормативные документы.-2008.- N 17(141)

10. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 1./ С.А. Авакьян.- М, 2006.- С. 425 — 427.

11. Путин В.В. Россия сосредотачивается. Ориентиры./В.В. Путин.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2012.- С.50-53.

12. ЦИК РФ [Электронный ресурс] //Сведения об общей численности избирателей, участников референдума Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года.-URL:http://www.cikrf.ru/izbiratel/quantity/quantity_010112.html

13. Законопроект «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области»

Право законодательной инициативы и банк России

Игнатьева С.В., практикующий юрист.

Согласно наиболее распространенному понятию законодательная инициатива представляет собой результат выражения субъектами законодательной инициативы своего правосознания, который заключается в официальном внесении законопроекта в законодательное учреждение согласно установленной процедуре.

С юридической точки зрения указанное действие порождает правовые отношения, содержанием которых, с одной стороны, является право субъекта разрабатывать и вносить законопроекты в законодательный (представительный) орган, а с другой — обязанность законодательного (представительного) органа принять законопроект и включить его в повестку очередного заседания, рассмотреть и принять по нему решение.

Законодательная инициатива является первичной составной частью законодательного процесса и структурно состоит из следующих стадий:

а) разработки первоначального текста законопроекта;

б) его правовой экспертизы;

в) внесения в законодательный орган.

Несмотря на то что законодательная инициатива является лишь частью законодательного процесса, она оказывает существенное воздействие на его итоговый результат — качество правового регулирования, критерием которого является принятие актуальных законов, действительно обеспечивающих развитие и укрепление общественных отношений в той или иной сфере, решение задач построения правового социального государства и гражданского общества.

Для эффективности процедуры законодательной инициативы на каждой из стадий необходимо детально исследовать общественные отношения, требующие правового регулирования, оценить предполагаемый результат воздействия законопроекта на эти общественные отношения, а также возможность реализации данного законопроекта экономически.

Такое исследование позволит связать общество, реальные общественные отношения с органами законодательной (представительной) власти при посредстве субъектов законодательной инициативы и сделать вывод о целесообразности принятия определенного закона.

Правом законодательной инициативы обладает строго определенный Конституцией РФ круг субъектов. Согласно пункту 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, однако оно ограничено вопросами ведения указанных субъектов .

Российская газета. 1993. N 237.

Для законопроектов о федеральных налогах и по некоторым другим финансовым вопросам предусмотрен особый порядок их внесения в Государственную Думу. Согласно пункту 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение только при наличии заключения Правительства РФ.

Проанализировав указанный перечень, можно прийти к выводу: он включает представителей законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только при посредстве указанных субъектов.

Между тем, по мнению ученых, вопрос о составе субъектов права законодательной инициативы не решен до конца и требует дальнейших исследований.

Например, пункт 1 ст. 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в отличие от Конституции РФ позволяет расширить состав субъектов права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации, включив в него различного рода общественные объединения и политические партии.

СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Конституции многих европейских стран предусматривают возможность реализации права законодательной инициативы группой избирателей (согласно Конституции Италии, например, численностью 50 тысяч) .

См.: Электронный ресурс. Режим доступа: www.constitusion.garant.ru.

Некоторые ученые предлагают применить указанный опыт в России и использовать институт народной законодательной инициативы, который позволит избирателям защищать свои интересы путем непосредственной реализации права на разработку и представление собственных законопроектов в законодательные органы.

Банковская система любого государства представляет собой обособленную сферу, ее регулирование, в том числе правовое, требует специальных знаний, квалификации и опыта. Кроме того, состояние финансовых рынков многих стран, опыт финансового кризиса 1998 г. в России говорят о необходимости своевременного реагирования на изменения, происходящие в банковской сфере путем применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, использования пруденциального и правового регулирования.

[3]

Согласно статье 35 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России) ЦБ РФ вправе применять инструменты и методы денежно-кредитной политики с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства .

Читайте так же:  Как правильно написать заявление и подать жалобу в прокуратуру

Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». М., 2003. С. 162.

Статья 7 Закона о Банке России предоставляет Банку право издавать нормативные акты по вопросам его компетенции в форме положений, указаний и инструкций, которые являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Системное толкование статьи 7, пункта 9 ст. 4 Закона позволяет говорить о выполнении Банком России правотворческой функции.

СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Однако Конституция РФ не включает Банк России в перечень субъектов права законодательной инициативы. Конституции стран — участников СНГ (Грузия, Армения, Белоруссия), а также конституции многих европейских стран (Германия, Испания, Кипр, Болгария, Венгрия) также не предоставляют право законодательной инициативы центральным банкам указанных стран .

См.: Электронный ресурс. Режим доступа: www.constitusion.garant.ru.

Между тем статья 93 Конституции Украины (в настоящее время редакция этой статьи изменена) наделяла Национальный банк Украины правом законодательной инициативы наряду с депутатами, Президентом и Правительством Украины. Причем если, например, в России Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд обладают законодательной инициативой только по предметам их ведения, то в Украине не было предусмотрено подобное ограничение для законодательной инициативы Национального банка Украины. В результате рассмотрения вопроса о праве законодательной инициативы, предоставленном статьей 93 Конституции Украины его субъектам, Конституционный Суд Украины пришел к выводу о равенстве содержания указанного права .

Конституцiйний Суд Украiни: Рiшення. Висновки. 1997 — 2001. Книга 2. С. 355 — 362.

В результате проведения конституционной реформы Национальный банк Украины был лишен права законодательной инициативы.

Однако позже Указом Президента Украины от 14 апреля 2006 г. и Временным Регламентом Кабинета Министров Украины, утвержденным Постановлением Кабинета Министров от 27 апреля 2006 г. N 602 , было установлено, что проекты важнейших законов, разработанные Национальным банком Украины по собственной инициативе, могут быть представлены в Верховную Раду в качестве законодательной инициативы Президента или Правительства Украины.

Указ Президента Украины от 14 апреля 2006 г. N 305/2006 // Урядовий курiер. 2006. N 76.
См: Электронный ресурс. Режим доступа: www.podrobnosti.ua./print/ptheme/normative/2006/04/28/309252.html.

Таким образом, по существу, право законодательной инициативы оставлено за Национальным банком Украины. Для реализации указанного права предусмотрен лишь особый порядок, не способствующий, по моему мнению, своевременности реагирования законодателя на изменение отношений в банковской сфере.

Указанные нормативные акты создали правовое поле, соответствующее наилучшему опыту государств Европейского союза и учитывающее реалии современного состояния финансовых рынков, что является необходимой предпосылкой надлежащего выполнения центральными банками своих задач, функций и целей.

Указанный пример еще раз подтверждает своеобразность и особую значимость общественных отношений, возникающих в банковской сфере.

Как отмечалось выше, с одной стороны, эффективность законодательной инициативы требует исследования той или иной сферы общественной жизни, в отношении которой предполагается правовое регулирование. С другой стороны, субъект права законодательной инициативы должен обладать качествами, позволяющими ему провести такой анализ.

Применительно к российской банковской сфере таким субъектом является Банк России. Закон о Банке России относит к ведению Банка важнейшие вопросы банковской сферы. Банк России обладает статусом юридического лица и не находится в подчинении Правительства РФ, при этом взаимодействуя с ним при решении вопросов совместного ведения в порядке, предусмотренном статьей 21 Закона. Легально Банк России не обладает статусом органа государственной власти. Между тем регулирование его деятельности непосредственно Конституцией РФ подчеркивает особый публично-правовой статус Банка России.

Сказанное позволяет Г.А. Тосуняну и А.Ю. Викулину наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью выделить в качестве самостоятельной ветви так называемую «денежную» власть, субъектом которой является Банк России. Несмотря на то что указанный подход не является однозначным, обсуждение статуса Банка России как субъекта «денежной» власти с учетом других указанных выше аргументов позволяет сделать вывод о необходимости предоставления Банку России права законодательной инициативы наряду с субъектами законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом с целью исключения возможного злоупотребления Банком России указанным правом целесообразно ограничить его вопросами ведения Банка России.

Таким образом, следует включить Банк России в перечень субъектов законодательной инициативы по вопросам его ведения и внести соответствующие дополнения в пункт 1 ст. 104 Конституции РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сказанное позволит обеспечить высококвалифицированное и своевременное реагирование на изменение общественных отношений в банковской сфере, а также их эффективное правовое регулирование.

Источники


  1. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.

  2. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.

  3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
  4. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
  5. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
Обладают ли граждане рф правом законодательной инициативы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here