Обязанности фонда капитального ремонта законодательство

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Обязанности фонда капитального ремонта законодательство". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования (ст.ст. 166 — 174)

Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования

>
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
Содержание
Жилищный кодекс (ЖК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 170 ЖК РФ. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда (действующая редакция)

1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

1.1. Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта.

2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

2) — 3) утратили силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ;

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

4.1. В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

4.2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

5.1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

7. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Читайте так же:  Новое в приватизации садовых участков

8. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

Взносы на капремонт в « » признаны конституционными

Долгое время в новостях и СМИ муссировалась тема о конституционности взносов на капитальный ремонт при формировании их на счёте регионального оператора. Две группы депутатов посчитали, что при формировании средств капремонта в “общем котле” региональный оператор может распоряжаться ими по своему усмотрению и распределять на капитальный ремонт других МКД.

В итоге был сделан вывод о несоответствии данного положения жилищного законодательства Конституции РФ. На что Конституционный Суд РФ 12 апреля 2016 года вынес Постановление №10-П “По делу о проверке конституционности положений ч.1 ст.169, ч.4 и 7 ст.170 и ч.4 ст.179 ЖК РФ в связи с запросами групп депутатов Госдумы”. В этом Постановлении говорится о том, что все оспариваемые статьи Жилищного Кодекса РФ соответствуют и не противоречат Конституции России.

Оспариваемые положения ЖК РФ

Две группы депутатов Госдумы оспаривали конституционность ряда статей ЖК РФ, регулирующих отношения по проведению и финансированию капитального ремонта общего имущества в МКД:

  • ч.1 ст.169 ЖК РФ об общей обязанности собственников уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества (кроме установленных законом случаев);
  • ч.4 ст.170 ЖК РФ о перечне вопросов, решения по которым должны быть приняты на ОСС в тех домах, которые выбрали спецсчёт МКД как способ формирования фонда капремонта общего имущества;
  • ч.7 ст.170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капремонта на счёте регионального оператора, если собственники в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капремонта;
  • ч.4 ст.179 ЖК РФ о средствах, полученных региональным оператором от собственников в одних МКД, используемых на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других МКД, собственники помещений в которых также формируют фонды капремонта на счетах того же регионального оператора.

Кроме того, Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя предусмотреть правовой механизм функционирования региональных операторов. Этот механизм должен гарантировать непрерывность исполнения обязательств по капремонту перед собственниками помещений, если какой-либо региональный оператор прекратит свою деятельность.

Также федеральный законодатель должен выработать дополнительные меры для информирования собственников и УО о содержании региональной программы капремонта и критериях оценки состояния МКД, на основании которых определяется очередность проведения капремонта.

Мнение депутатов Госдумы

Депутаты Госдумы просят признать ч.4 ст.179 ЖК РФ не соответствующей Конституции России, поскольку она позволяет использовать средства фонда капремонта собственников одних МКД на его проведение в других домах без учёта мнения этих собственников.

Обоснуют они тем, что оспариваемые положения ЖК РФ по сути возлагают на собственников, формирующих фонд капремонта на счёте регионального оператора обязанность по содержанию не принадлежащего им имущества. Согласно ст.210 и 249 ГК РФ и ч.1 ст.39 ЖК РФ бремя содержания общего имущества в МКД несёт собственник этого имущества. Иными словами, собственник должен сам исполнять возложенную на него законом обязанность, а не перекладывать её исполнение на третьих лиц.

Кроме того, содержание ч.1 ст.174 и ч.3 ст.179 ЖК РФ гласит, что региональный оператор сам не формирует фонд капремонта, поэтому может использовать его средства для финансирования услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества только в конкретном многоквартирном доме. Но, направляя эти средства без согласия собственников одного МКД на капитальный ремонт общего имущества в другом МКД, региональный оператор использует их не по целевому назначению.

В итоге собственники, формирующие фонд капремонта на счёте регионального оператора, оказываются в неравном положении с теми собственниками, которые накапливают средства капремонта на спецсчёте дома. Поскольку у последних средства капремонта расходуются исключительно на проведение работ по их дому.

Что касается ч.1 ст.169 ЖК РФ, то её положения также противоречат Конституции России. Поскольку возложенная законом обязанность также и на лиц, приобретших право собственности на жилые помещения в МКД в результате приватизации, по сути освобождает бывших наймодателей от исполнения сохранённой за ними обязанности по осуществлению капитального ремонта (ст.16 ФЗ №1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Обоснование Конституционного Суда РФ

В ч.1 ст.35 Конституции России сказано, что право частной собственности охраняется законом. В ч.2 ст.35 Конституции РФ говорится также, что каждый гражданин России имеет право на имущество в собственности, которым может владеть, пользоваться и распоряжаться единолично или вместе с другими лицами.

Наличие права собственности на помещения в МКД обусловливает и наличие права общедолевой собственности на общее имущество в доме (ст.290 ГК РФ и ст.36 ЖК РФ). Участники общедолевой собственности обязаны соразмерно с своей доли платить налоги, сборы и прочие платежи по содержанию и ремонту общего имущества в МКД (ст.249 ГК РФ). Бремя расходов по содержанию общего имущества в МКД, в том числе расходы на капитальный ремонт, для каждого собственника является обязанностью (ст.210 ГК РФ).

Органы госвласти и местного самоуправления должны установить правовые механизмы для сохранности жилищного фонда (ч.1 ст.15 и ч.1 ст.19 ЖК РФ). Поскольку МКД подвержены естественному износу. Надлежащее содержание МКД предполагает постоянный контроль их технического состояния и своевременное проведение ремонтных работ.

По жилищному законодательству органы государственной власти и местного самоуправления должны контролировать содержание и сохранность жилищного фонда, проводить капитальный ремонт общего имущества в МКД за счёт взносов собственников, бюджетных средств и других не запрещённых законом источников финансирования (п.6, 6.1 и 8 ст.2 ЖК РФ).

Читайте так же:  Как разделить нежилое помещение на двух собственников

Исполнение выше указанных обязанностей предполагает правовое регулирование проведения капитального ремонта общего имущества в МКД. Жилищный Кодекс предусматривает участие собственников в расходах на содержание общего имущества посредством оплаты за содержание и ремонт жилых помещений, включая плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту (п.1 ч.2 ст.154 и ч.1 ст.158 ЖК РФ).

До вступления в силу ФЗ №271 от 25.12.2012 капитальный ремонт проводился за счёт средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ, направляемых субъектам РФ и муниципальным. Внесённые законом изменения установили для всех собственников обязанность по содержанию общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности посредством ежемесячной платы (ч.3 ст.30, ч.1 и 3 ст.158 ЖК РФ).

271-ФЗ наделил субъекты РФ полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с созданием и функционированием региональных фондов капремонта, включая учреждение региональных операторов и программ, определение минимального размера взноса на капитальный ремонт. Органы местного самоуправления наделены полномочиями по утверждению краткосрочных планов реализации региональной программы капремонта, выбору собственниками способа формирования фонда капремонта, обеспечению его формирования и проведения.

Проведение капитального ремонта возможно при своевременном и полном участии собственников в расходах на выполнение соответствующих ремонтных работ. Из-за высокой стоимости работ по капитальному ремонту его проведение силами самих собственников невозможно. Поэтому исполнение ими обязанности по содержанию общего имущества должно сводиться к финансированию ремонтных работ, проводимых третьими лицами. Это предполагает накопление для такого финансирования денежных средств.

Таким образом, действующее правовое регулирование проведения капитального ремонта общего имущества в МКД направлено на его поддержание в надлежащем состоянии и на защиту конституционно значимых ценностей, что согласуется с ч.3 ст.17 и ч.2 ст.40 Конституции РФ. Также не противоречит Конституции России формирование фонда капитального ремонта на счёте у регионального оператора, поскольку этим не нарушаются конституционные гарантии защиты собственности, вытекающие из её ч.2 ст.8 и ч.1 и 2 ст.35.

Обязанность по оплате взносов на капремонт общего имущества возлагается на всех собственников помещений в МКД, кроме случаев, предусмотренных другими положениями данного Кодекса (ч.1 ст.169 ЖК РФ). Вводя данную обязанность федеральный законодатель учёл положения Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. В частности, ст.16 Закона сохраняет за бывшими наймодателями обязанность по проведению капремонта в отношении МКД, требующих капитального ремонта.

Положение ч.1 ст.169 ЖК РФ не освобождает собственников приватизированных жилых помещений в МКД, в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется выше указанная обязанность, от уплаты взносов на капремонт. Поэтому положение ч.1 ст.169 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает совместное и равное участие всех собственников независимо от даты возникновения права собственности, основания его приобретения и формы собственности в формировании фонда капремонта и не противоречит Конституции России.

Все функции, связанные с распоряжением средствами капремонта на счёте регионального оператора и его проведением в объёме и в сроки, предусмотренные региональной программой, возложены на регионального оператора (ч.1 и 2 ст.178, ч.1 и 2 ст.182 ЖК РФ).

К функциям регионального оператора капремонта относятся аккумулирование взносов собственников, осуществление функций технического заказчика, финансирование расходов на капремонт, взаимодействие с органами госвласти субъекта РФ и местного самоуправления для своевременного проведения капитального ремонта (ч.1 ст.180 ЖК РФ).

Следовательно, положение ч.7 ст.170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капремонта на счёте регионального оператора в отношении МКД, в котором собственники не выбрали или не реализовали способ накопления денежных средств, согласуется и не противоречит ч.3 ст.17 и ч.2 ст.40 Конституции РФ.

Таким образом, основываясь на выше изложенном, Конституционный Суд РФ признал все оспариваемые статьи Жилищного Кодекса в отношении организации и проведения капитального ремонта общего имущества в МКД конституционными.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

Законодатель стремится на официальном уровне разграничить права, обязанности и ответственность за содержание общедомовой собственности в жилом доме.

Описание закона

Вступление в силу закона № 271-ФЗ установило правила производства и оплаты ремонта в жилых многоквартирных домах. При этом он действует не как самостоятельный законодательный акт, а как дополнение к Жилищному кодексу РФ, уточняя его положения.

Ответственность за техническое состояние общедомового имущества, включая оплату текущего и капитального ремонта, возложена на жильцов.

ЖК РФ Статья 170 «Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда» — регламентирует взносы уплаченные собственниками помещений многоквартирного дома.

Что такое текущий и капитальный ремонт

Они разделяются на основании перечня работ. Текущий выполняется в плановом порядке для частичного восстановления исправности или работоспособности дома, подразумевает:

  • расшивку и заделку швов, трещин;
  • восстановление облицовки стен и фундамента;
  • восстановление гидроизоляции;
  • ремонт вентиляции;
  • переделку отдельных участков кирпичной кладки;
  • устранение трещин на облицовке стен, фасадов, лестницах;
  • замена негодных ступеней, укрепление перил.

Капитальный проводится, чтобы устранить неисправности изношенных элементов конструкций общедомового имущества, восстановить их или заменить для улучшения эксплуатационных характеристик. Подразумевает следующие работы:

  • обновление деталей крыши, подвала, подсобных помещений, фасадов, лифтов, не пригодных для дальнейшей эксплуатации;
  • восстановление фундамента жилого дома;
  • починка коммуникаций электроснабжения, водоотведения;
  • оснащение дома приборами учета потребляемых ресурсов.

Кто не должен платить

Ремонтировать общее имущество многоквартирного дома должны собственники.

Когда жилье принадлежит муниципальному образованию, проживающие в ней по договору социального найма граждане законно освобождаются от отчислений. Их производит муниципалитет.

Такой же принцип действует для арендаторов недвижимости по договору.

Кроме того, Жилищный кодекс освобождает от уплаты взносов по платежкам собственников помещений в таких случаях:

  • дом признан аварийным и подлежащит сносу;
  • если земля под домом изымается для государственных, муниципальных нужд;
  • здание не внесено в региональную программу модернизации и восстановления.

Чаще это касается новостроек, взносы на капремонт в которых начинают начислять не позднее 5 лет после сдачи и включения в программу. Если дом не относится к этой категории, то начисление будет производиться спустя 8 месяцев после включения в программу.

Кроме того, владельцы квартир могут принять решение о приостановлении финансирования, если собран минимальный размер фонда. При этом должники продолжают вносить недостающую сумму. Только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, а не у регионального оператора.

Кто должен платить

Все владельцы многоквартирных домов обязаны уплачивать взносы ежемесячно на основании полученных квитанций. Средства принимает специализированный Фонд, который впоследствии перечислит их подрядчикам. По каждому субъекту региональный оператор создал сайт, на котором можно ознакомиться с аукционами, отчетами.

Читайте так же:  Обжалование решения третейского суда в арбитражном суде

Другим способом формирования фонда является перечисление на специальный счет МКД.

Для жителей регионов

ВАЖНО! Субъекты РФ в нормативных актах самостоятельно определяют, сколько будет стоить капремонт одного квадратного метра в соответствии с регламентом, установленным правительством РФ.

Размер платежа рассчитывается исходя из тарифа и площади квартиры. Стоимость капремонта 1 квадратного метра, официально установленная в регионе, умножается на количество квадратных метров квартиры, в которой проживает гражданин.

Закон предусматривает категории лиц (льготников), которые оплачивают ремонт частично в связи со сложной жизненной ситуацией:

  • инвалиды I и II группы, представители детей-инвалидов;
  • малообеспеченные граждане;
  • ветераны труда и участники ВОВ;
  • многодетные;
  • одинокие пенсионеры.

[2]

ВАЖНО! Льготные категории граждан должны быть предусмотрены в Постановлении правительства субъекта.

На рассмотрении находится новый законопроект, который освободит полностью от уплаты взносов неработающих пенсионеров старше 70 лет и инвалидов I и II группы.

Обязательно ли нужно платить за капремонт

Согласно действующему законодательству, взносы являются обязательными платежами для собственников наряду с оплатой других коммунальных услуг.

Законны ли сборы

Абсолютно. Они регулируются федеральным законом № 271-ФЗ, п. 1 ст. 169 ЖК РФ и региональным законодательством.

Важно понимать разницу между текущим содержанием дома, который оплачивают все проживающие в нем независимо от статуса, и капитальным ремонтом, оплачивать который обязаны только собственники.

Можно ли не платить по закону

Не платить могут только те категории граждан, которые определены законом. Это касается проживающих в новостройках и аварийных домах. Также частично освобождены граждане, находящиеся в сложной жизненной ситуации.

Должны ли взносы вноситься в добровольном порядке

Такой порядок уплаты взносов на ремонт – ошибочная теория, которая вызвана шумихой в средствах массовой информации после принятия соответствующего закона.

Государство возложило обязанность на владельцев квартир, а не дало им возможность формировать фонд под ремонт. Это нужно для поддержания работоспособности и полноценного функционирования многоквартирного дома.

Что будет, если не платить

Неуплата взносов наказывается в соответствии с законодательством РФ. Суд – инстанция, куда обращаются для взыскания задолженности по коммунальным платежам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Спустя полгода отсутствия денег от владельца квартиры организация, уполномоченная собирать взносы на капремонт, подает в суд на должника. Судья выносит решение о принудительном взыскании суммы долга, а также пени, исчисленной со второго месяца просрочки. Для назидания другим суд может также наложить штраф в размере нескольких платежей.

Если в установленный срок требование не будет исполнено добровольно, дело попадает к судебным приставам для возбуждения исполнительного производства. После этого приставы будут применять к должнику стандартные методы работы, что грозит арестом имущества, счетов, запретом на выезд из страны.

Также вероятны последствия при продаже квартиры. Запрета на такие сделки нет, но покупатель может предпочесть жилплощадь, не обремененную долгами.

Законы о капитальном ремонте: основные положения, сроки и взносы, когда ввели сбор, ФЗ и постановления пр-ва

После того, как вышли изменения и поправки в закон о капитальном ремонте, появились новые правила сборов и оплаты, которые позволяют говорить о том, что плата за ремонт МКД является не правом, а обязанностью жильцов. Разберемся подробнее с отдельными нормативными правовыми актами в данной сфере.

ФЗ 399 о капитальном ремонте многоквартирных домов: основные положения, содержание

Данный нормативный правовой акт направлен на внесение изменений в жилищное законодательство РФ. Там указывается о формировании обязательного регионального фонда для получения денежных средств на капремонт жилых МКД.

Сформировать фонд и осуществлять операции по нему могут как управляющие компании, являющиеся юридическими лицами или собственниками зданий, сооружений или иного недвижимого имущества.

Обязанность по поддержанию помещения в должном состоянии указывается актом, которые могут создать как жильцы, так и УК.

Закон имеет следующую структуру: преамбула и три главы. Основными нововведениями являются те, которые закрепляют положения об обязательном информировании населения о фонде капитального ремонта, о том, как он формируется и из его состоит.

Фз 271 закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

Федеральный закон о капитальном ремонте многоквартирных домов в Российской Федерации вступил в силу в 2012 году. Законодательство о жилье состоит из преамбулы и семи статей.

Деление на главы не предусмотрено. Этот закон в большинстве своем вносит изменения в жилищный кодекс России. Это направлено на содействие реформированию жилищного фонда в РФ.

185 ФЗ о фонде содействия реформированию ЖКХ, капитальный ремонт: основные положения, содержание

Этот федеральный закон был принят в 2007 году. Он состоит из преамбулы и глав, каждая из которых состоит, в свою очередь, из статей. Этот официальный закон включает в свой текст положения о фонде содействия, устанавливает порядок его финансирования, устанавливает положения об изменении платы и взносов и др.

Цели создания этого нормативного правового акта – создание благоприятной ситуации в стране для проживания граждан в новостройках и иных домах, входящих как в государственный, так и в муниципальный жилищный фонд.

Действующая редакция закрепляет права и обязанности жильцов, их правовой статус и компетенции. Так же указывается порядок проведения собрания этой некоммерческой организации и порядок ведения дел в ней.

[1]

Закон 690 120 о капитальном ремонте

Это региональный нормативный правовой акт, закрепляющий положения о капитальном ремонте, действующем в Санкт-Петербурге. В этом законе указывается, каким именно образом происходит данный вид ремонта в городе, как формируется фонд, какие деньги и с кого собираются и каким образом распределяются.

Указано, что именно включается в региональную программу:

  1. Адреса многоквартирных домов.
  2. Когда они были введены в эксплуатацию.
  3. Типы домов.
  4. Площадь домов.
  5. Информация о собственниках.
  6. Иные необходимые сведения.

Также обязательно устанавливается очередность производства капремонта. Она обуславливается рядом различных факторов, которые также устанавливаются на региональном уровне.

В каких еще законах идет речь о капитальном ремонте и суть этих законов

Помимо этих законов, положения о капремонте закреплены и в ряде других нормативных правовых актов:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. О порядке определения минимального объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
  3. Градостроительный кодекс РФ и др.

Все эти законы определяют и раскрывают отдельные существенные положения в ситуациях уплаты денег на ремонт, о льготах, региональном операторе и организации деятельности в данной сфере.

Сравниваем законы 399, 271, 185 и другие законы о кап. ремонте

Вышеуказанные федеральные законы имеют определённые отличия. Так, федеральные законы 399 и 271 являются изменяющими и дополняющими к отдельным нормативным правовым актам и включают новые аспекты.

Федеральный закон 185 в отличие от двух других является самостоятельным правовым актом и регулирует положение о фонде содействия жилищному строительству и благоустройству.

832 постановление правительства капитальный ремонт

Помимо федеральных законов, порядок осуществления капремонта регулируется и постановлениями правительства в сфере ЖКХ. Это постановление правительства Москвы. Она определяет порядок проведения капитального ремонта в Москве и области и порядок утверждения региональной программы.

Постановлением установлено, по какой очередности должен быть произведен капремонт, как именно он проводится и другие существенные аспекты.
Отдельными статьями указано, за счет каких средств ремонтируется имущество, как осуществляются платежи пенсионерами, что нужно указать и на что ссылаться в заявлении на получение льготы и др.

Читайте так же:  Как в зарегистрировать брак с иностранцем в россии

Постановление правительства Москвы о капремонте жилых домов

Это постановление определяет предельный размер денежных средств, которые могут быть потрачены на ремонт тог или иного объекта.

Например, штукатурные работы в пределах одного квадратного метра не могут быть дороже двух тысяч рублей. Квадратный метр плитки не может стоит дороже 170 рублей и др. Остальные работы могут определяться в соответствие с проектной документацией. Окончательное утверждение цены происходит в фонде регионального оператора.

271 ФЗ льготы пенсионерам

По нормам данного закона пенсионеры имеют право на получение льгот. Их размер определяется в каждом конкретном регионе. Как правило, пенсионеры имеют право на получение льготы в размере половины от обще установленного платежа.

Для отдельных категорий граждан, например, ветеранов войны, инвалидов первых групп могут устанавливаться льготы в виде полного освобождения от ремонтных платежей.

О взносах на капитальный ремонт многоквартирных домов

Порядок внесения взносов регулируется Жилищным кодексом РФ. Эти взносы являются ежемесячными. Их размер может быть установлен как в форме фиксированной суммы, так и в процентной ставке в зависимости от метража жилого помещения.

Взносы необходимо производить начиная с трех месяцев после утверждения региональной программы.

О оплате капитального ремонта, порядок оплаты, с какого года платим

Это положение устанавливается отдельными федеральными законами в каждом регионе. Так, например, на территории тульской области в соответствие с региональным законом сумма к оплате прописывается в квитанции ЖКХ. Оплата должна быть произведена не позднее десятого числа месяца. Плата за ремонт производится не позднее полугода, после ввода дома в эксплуатацию.

Фз 271 о капремонте для новостроек

К новостройкам относятся все те дома, которые были введены в эксплуатацию после 2016 года. Некоторыми региональными программами может быть установлено, что те или иные дома под программу кап ремонта в течение определенного количества лет не подпадают. Как правило, устанавливается от трех до пяти лет.

В остальных случаях плата за капитальный ремонт должна быть произведена по истечение полугода после ввода дома в эксплуатацию.

О фонде капитального ремонта многоквартирных домов

Положение о фонде капитального ремонта устанавливается Жилищным Кодексом Российской Федерации. Существует два способа формирования фонда:

  • непосредственно в рамках одного многоквартирного дома;
  • в рамках регионального оператора.

Выбор того или иного способа относится к компетенции собственников. Порядок проведения ремонта и сроке устанавливается на региональном уровне.

О региональном операторе капремонта

Сведения о региональном операторе закреплены в ЖК РФ. Это определенный денежный фонд, в который отчисляют взносы все жильцы всех многоквартирных домов, находящихся в регионе. Исключение составляют случаи, когда собственники приняли решение о формировании собственного фонда.

Региональный оператор создает специальный банковский счет, на котором и аккумулируются деньги. Собственники в любое время имеют право изменить способ управления.

Капитальный ремонт нового дома до 5 лет

На федеральном уровне этот вопрос не регулируется. Все основные сведения содержатся в локальных региональных нормативных правовых актах.

Так, если новостройке еще не исполнилось пяти лет, с жильцов могут и не взыскиваться никакие деньги за капитальный ремонт. Такое правило применяется редко. Обычно более чем на три года освобождение не происходит.

Налог на капремонт жилья

Данные положения закреплены ЖК РФ и НК РФ. На сегодняшний день, уплачиваемая денежная сумма никакими налогами не облагается.

Граждане обязаны уплатить только ту денежную сумму, которая прописана в региональном законе и в платежке за ЖКХ.

Отмена закона о капитальном ремонте, постановление верховного суда

Верховный суд РФ в отношении капитального ремонта принял массу постановлений. Так, в большинстве своем им регулируются порядок внесения денежных средств и размер взносов.

Что касается отмены закона о капремонте, то по этому вопросу ведутся споры. На сегодняшний день в государственную думу еще не внесен законопроект по поводу отмены платы за него, и в ближайшее время такового не предвидится.

Ссылки на полные тексты законов

Скачать ФЗ № 399 жилищный кодекс о капитальном ремонте многоквартирных домов с изменениями можно здесь.

Скачать федеральный закон № 271 о капитальном ремонте с изменениями.

Скачать ФЗ № 185 о фонде содействия реформированию ЖКХ с изменениям по ссылке.

Чтобы скачать Постановление Правительства № 690 с изменениями, кликните сюда.

Таким образом, собственники МКД обязаны платить за капремонт в соответствие с указами президента, приказами органов ИВ, с последними текущими и полными поправками. За неуплату взноса может быть предусмотрена ответственность в виде начисления пени.

Статья 182. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Статья 182. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 182 ЖК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 1 статьи 182 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 2 статьи 182 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

[3]

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 4.1 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 257-ФЗ

Читайте так же:  Поэтапный обзор процесса получения гражданства рф в общем порядке

4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 2 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 391-ФЗ

5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 257-ФЗ

6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;

7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;

8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;

10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;

12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ часть 3 статьи 182 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

3. К выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ часть 4 статьи 182 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — государственными бюджетными и казенными учреждениями, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются муниципальными бюджетными и казенными учреждениями) на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ часть 5 статьи 182 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

5. Привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 6 статьи 182 настоящего Кодекса внесены изменения

6. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме.

Источники


  1. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.

  2. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.

  3. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
  4. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
  5. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
Обязанности фонда капитального ремонта законодательство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here