Ответственность за нарушение законодательства о земле

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Ответственность за нарушение законодательства о земле". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Тема 10 Ответственность за нарушение земельного законодательства

Приступая к изучению темы, студент должен определиться с тем, что по общему правилу ответственность за нарушение земельного законодательства может наступать лишь при наличии полного состава правонарушения.

В зависимости от характера земельного правонарушения, наличия или отсутствия ущерба, причиненного правонарушением, а также степени общественной опасности к правонарушителю могут применяться меры дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной или специальной — земельно-правовой — ответственности.

Дисциплинарная ответственность может применяться за совершение противоправных проступков работником при исполнении своих трудовых обязанностей. В соответствии со ст. 192 ТК к мерам дисциплинарного воздействия относятся замечание, выговор, увольнение с работы. Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях.

Пункт 1 ст. 75 ЗК устанавливает, что должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит администрации. Последняя должна учитывать степень тяжести совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника и др. Применение взыскание за совершение дисциплинарного проступка — право, а не обязанность администрации. Она может, учитывая все обстоятельства дела, не налагать взыскание на работника, совершившего дисциплинарный проступок, а ограничиться беседой с ним или устным замечанием. При наложении дисциплинарных взысканий необходимо соблюдение правил, установленных ст. 193 ТК.

Административная ответственность налагается за совершение административных проступков, указанных в КоАП и законах субъектов РФ. За административные правонарушения виновные лица привлекаются к ответственности не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными государственными органами (например, органами Росземкадастра, охраны природы, Минздрава, Госстроя России и т.

В настоящее время в КоАП предусмотрены следующие правонарушения:

порча земель (ст. 8.6);

невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);

уничтожение специальных, межевых знаков (ст. 7.2);

самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);

самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны санитарной охраны источников водоснабжения (ст. 7.8);

самовольная переуступка права пользования землей (ст. 7.10);

незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);

использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);

нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12);

нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного участка (ст. 19.9) и др.

Всего порядка 40 составов административных проступков в области землепользования и охраны окружающей среды предусмотрено в действующем КоАП.

Уголовная ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в Уголовном кодексе РФ. Действующий УК содержит гл. 26 «Экологические преступления», ряд статей которой имеют прямое отношение к земельным правонарушениям. Среди них:

ст. 170 УК — регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, умышленное занижение размеров платежей за землю;

ст. 154 УК — порча земли (отравление, загрязнение и иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде);

ст. 246 УК — нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил;

ст. 247 УК — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

ст. 248 УК — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими агентами или токсинами;

[3]

ст. 249 УК — нарушение ветеринарных правил и правил борьбы с болезнями и вредителями растений;

ст. 262 УК — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.

Уголовным кодексом предусмотрены различные виды наказаний за перечисленные преступления: штрафы до 5000 минимальных окладов лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, исправительные работы на срок до двух лет, ограничение свободы на срок до трех лет; арест до шести месяцев, обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, лишение

В случае причинения имущественного вреда при совершении земельного правонарушения, порядок его возмещения предусматривается гражданским законодательством РФ, а также ЗК РФ. В частности, ст. 57 ЗК предусматривает возмещение в полном объеме, в том числе упущенной выгоды, убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В литературе высказывается мнение о необходимости выделения еще одного вида ответственности за земельные правонарушения, связанные с нецелевым использованием земель или с их использованием способами, которые приводят к существенному снижение плодородия сельскохозяйственных земель. Такой вид ответственности принято называть земельно-правовым. Статьи 45, 46, 54 ЗК устанавливают, что за указанные правонарушения применяется прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельным участком и права аренды земельного участка. Неиспользование земельного участка в течение трех лет в соответствии с его назначением или использование его с нарушением законодательства является основанием для принудительного изъятия земельного участка у собственника в соответствии со статьями 284, 285 и 286 ГК.

Читайте так же:  Как подать иск о лишении родительских прав и взыскании алиментов

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Особенностью административной ответственности является то, что она предусматривается только за формальные правонарушения , т.е. прямо указанные в законе деяния.

Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений, например :

    • самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);
    • порча земель (ст. 8.6);
    • н евыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); и др.

Группы земельных правонарушений:

    1. деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком (самовольное занятие земельного участка, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков, и т.д.);
    2. нарушения порядка государственного управления (действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений);
    3. нарушения требований в области охраны земель (например, административная ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель).

Субъекты административной ответственности за нарушение земельного законодательства:

    • физические лица (граждане и должностные лица),
    • юридические лица (организации).

За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен административный штраф .

Меры административной ответственности в различных случаях применяются должностными лицами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Росприроднадзором, Роспотребнадзором, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Статья 74 Земельного Кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений несут административную ответственность.

Под административной ответственностью понимают применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных взысканий к лицам, виновным в совершении административного проступка.

Административная ответственность за правонарушение, предусмотренная Административным кодексом (далее — АК РФ), наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

К наиболее распространенным правонарушениям, за совершение которых установлена административная ответственность, можно отнести следующие:

Самовольный захват земель. Данное правонарушение посягает на установленный земельный порядок. В соответствии с Главами III, IV Земельного кодекса земли предоставляются в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, пользование, аренду. Из этого следует вывод о том, что любой самовольный захват земли любым лицом — это владение земельным участком без законных на то оснований, при отсутствии правоустанавливающего документа. Оно наносит вред экономике, законодателям, владельцам, собственникам, арендаторам либо государству.

Захламление земель. Данное нарушение отличается от загрязнения земель тем, что поверхность участка захламлена отходами производства — кирпичом, цементом, стройматериалами и т.д., в результате чего участок невозможно использовать по назначению, рационально, без его восстановления, рекультивации. Поэтому данное нарушение также приносит определенный вред правообладателю земли. Ответственность возлагается на самих правоземлеобладателей. Это собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков. Субъектами данного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Нарушение может быть совершено как умышленно, так и халатно, по небрежности, неосторожности и может выражаться в бесхозяйственности и непринятии мер по очистке участка.

Загрязнение земель как химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, так и бактериально-паразитическими и карантинными вредными веществами. В отличие от захламления, загрязнение означает проникновение в почву таких веществ, которые отрицательно меняют ее химический состав, вредно влияют на плодородие почв, снижают урожайность, делают продукцию опасной для людей и животных. Высокие штрафы устанавливаются в связи с тем, что данное нарушение приносит большой вред. Если такое загрязнение становится общественно опасным, оно превращается в преступление и карается уголовной ответственностью.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. Порча и уничтожение причиняются физическим воздействием (например, рытьем траншей, канав, проездом тяжелого транспорта). Физическое уничтожение или порча также могут надолго выводить из строя плодородную почву.

Читайте так же:  Если отказался от приватизации можно ли восстановить

Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Временно занимаемые земли — это земельные участки, предоставляемые в краткосрочное пользование для выполнения строительных, ремонтных, горнотехнических и других работ. Они служат местом складирования материалов, перемещения грузов, временных карьеров. По миновании надобности они должны быть возвращены собственнику, пользователю, арендатору. Невозврат участка в срок означает, по существу, продолжение пользования, но уже незаконное, т.е. самовольное. Нарушение как и в других случаях может совершаться как умышленно, так и по небрежности. Временный землепользователь, арендатор, не только обязанный вернуть участок по истечении срока, но вернуть в пригодном для использования состоянии, причем не только в пригодном, а для использования по целевому назначению, например, для сельскохозяйственного производства. Субъектами данного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Данное нарушение совершается умышленно. Нарушитель знает, что он обязан делать, но не делает. Временный землепользователь обязан произвести рекультивацию земли. Все эти работы выполняются им за свой счет. Если он этого не делает, собственник (владелец) участка может это сделать за свой счет и взыскать с временного пользователя убытки, включая упущенную выгоду.

Законодатель называет и другие земельные правонарушения, влекущие применение мер административной ответственности:

Самовольное возведение строений, сооружений и иных объектов;

Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, как особый вид земельных правонарушений, не являются чисто земельным;

Нарушение утвержденной градостроительной документацией при отводе земли;

Нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению и другие.

Законодатель закрепляет виды административных взысканий:

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (право охоты, право управления транспортным средством).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства обычно заключается в наложении штрафа.

В настоящее время в КоАП РФ предусмотрены следующие правонарушения:

  • * порча земель(ст. 8.6);
  • * невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);
  • * уничтожение специальных, межевых знаков (ст. 7.2);
  • * самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);
  • * самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны санитарной охраны источников водоснабжения (ст. 7.8);
  • * самовольная переуступка права пользования землей (ст. 7.10);
  • * незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);
  • * использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель

и охране почв (ст. 8.8);

  • * нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12);
  • * нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного участка (ст. 19.9) и др.

Всего порядка 40 составов административных проступков в области землепользования и охраны окружающей среды предусмотрено в действующем КоАП РФ.

Существует и определенный порядок наложения штрафов. В специальных органах создаются инспекции по наложению штрафов, которые на основании протоколов и актов инспекторов о выявленных нарушениях решают вопросы о наложении на виновных административных штрафов. Штраф может налагаться не сразу. Инспектор, выявив нарушения, может дать письменное предупреждение — это тоже еще не мера административного взыскания. Если и после этого нарушитель не устраняет нарушение, инспектор составляет акт и протокол нарушения. Акт составляется при участии землеустроителей и других специалистов, нарушителя и передается в инспекцию. Поскольку штраф указывается в Законе в пределах “от и до”, он может быть наложен либо в минимальной, либо в максимальной…. Это делается по усмотрению госинспекции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий, а также материального положения нарушителя.

Штрафы налагаются в двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения. В случае неуплаты в 15-дневный срок штрафа он взыскивается в бесспорном порядке путем списания со счета юридического лица или удержания из оплаты труда работника. Решения о наложении штрафа могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Жалобы приостанавливают взыскание штрафа до окончательного решения спора в суде или арбитражном суде. Незаконно взысканные штрафы подлежат возврату.

П. 2 ст. 74 ЗК РФ устанавливает, что привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный вред.

Статья 76 ЗК РФ. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями. Она устанавливает, что: Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения им земельных правонарушений.

Самовольно занимаемые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановлении уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Наложение штрафов и других взысканий за указанные нарушения не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений. Эта важная норма отражает принцип и требования реального исполнения закона, обязанность любого юридического лица, гражданина, должностных лиц, совершивших правонарушение и привлеченных к административной ответственности, устранить допущенное нарушение.

[2]

Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства

Земельно-правовая ответственность является особым видом юридической ответственности. В юридической литературе ее называют специальной земельно-правовой ответственностью, которая представляет собой принудительное изъятие земельных участков у собственников земли и других правообладателей земельного участка за совершение ими определенных неправомерных действий или за бездействие, влекущее неадекватные последствия. Эта ответственность может применяться как самостоятельная и как дополнительная мера воздействия к другим видам юридической ответственности.

Читайте так же:  Существует ли штраф за vpn в россии какое наказание за анонимайзеры

Принудительное изъятие земельных участков может осуществляться только по решению суда в соответствии с нормами земельного (ст. 44—38, 50, 51, 54 ЗК РФ) и гражданского законодательства (ст. 235 ГК РФ).

Законодательство разграничивает основания и порядок земельноправовой ответственности собственников земельного участка и других правообладателей земельного участка.

  • 1. Изъятие земельного участка у собственника за земельные правонарушения осуществляется в случаях:
    • — обращение взыскания на земельный участок по обязательствам. Это является санкцией за невыполнение обязательств по договору залога земельного участка. В этом случае право собственности на участок переходит к залогодержателю в той части, в какой его стоимость достаточна для погашения долга;
    • — отчуждения земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу на праве собственности (ст. 238 ГК РФ).

Земельным законодательством установлен ряд запретов на право частной собственности на землю. Так, не могут быть объектом частной собственности участки лесного фонда, особо охраняемые территории, земли общего пользования в населенных пунктах и др. Несоблюдение этого требования закона влечет:

  • • конфискацию земельного участка, т.е. безвозмездное изъятие его у собственника в виде санкции за совершение преступления. Она может быть произведена только по решению суда;
  • • изъятие земельного участка, используемого с нарушением земельного законодательства.
  • 2. Принудительное изъятие земельного участка у других правообладателей земельных участков (этот вопрос был изложен при рассмотрении оснований прекращения прав на земельный участок).

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов надлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля липу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.

Данное предупреждение должно содержать:

  • — указание на допущенное земельное правонарушение;
  • — срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
  • — указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
  • — разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
  • — иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Когда указанное в предупреждении земельное правонарушение в установленный срок обязанной стороной не устраняется, исполнительный орган государственной власти, вынесший его, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в орган государственной власти или орган муниципального самоуправления, уполномоченный принимать решения. Этот орган направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения судом о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган муниципального самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в суде.

51. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.

Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.

Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:

1. карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);

2. правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);

3. компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда).

Юридическая ответственность разделяется на виды:

1. административно-правовая ответственность -наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования.

2. уголовно-правовая ответственность. — законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и предста­вляют опасность для общества, государства или от­дельных лиц;

3. гражданско-правовая ответственность при­меняется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правона­рушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арен­даторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;

4. дисциплинарная ответственность за совер­шение земельного правонарушения — должностные лица и работни­ки организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную от­ветственность, если в результате ненадлежащего вы­полнения ими своих должностных или трудовых обя­занностей соответствующая организация понесла административную ответственность.

Эта ответственность применяется в результате со­вершения таких правонарушений, как: проектирова­ние, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, ко­торые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.

52. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

Земли с/х назначения – земли, предоставленные для нужд с/х или предназначенные для этих целей.

Главная особенность этих земель: они являются основным средством производства продуктов питания, кормов, сырья и что земля здесь выступает в качестве основного средства производства.

Читайте так же:  Штрафы ип за нарушение трудового законодательства

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

1 Угодья – участки земли с определённым хозяйственным использованием (пашни, пастбища, луга, сенокосы – самые ценные земли).

2. Земли, занятые с/х объектами (фермами, токами, с/х дорогами и др.). До перестройки: к землям с/х назначения относились усадьбы (до 1991 г.).

3. Неудобья – неудобные земли (овраги, болота).

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; коммерческими; некоммерческими организациями, опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно- исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

Установлены некоторые ограничения на сделки с землями с/х назначения:

а) Исключаются из оборота земли, заражённые опасными веществами и подверженные биогенному заражению

б) Земли, предоставленные во временное пользование

в) При эксплуатации качество земель с/х назначения должно не ухудшаться, их плодородие должно повышаться.

Преимущественное право покупки земельного участка – у субъектов РФ, муниципальных образований.

Если они откажутся от покупки земельного участка, то продавец может продать его любому третьему лицу.

Не допускается совершение сделок с земельными участками, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры которых меньше, чем установленные минимальные размеры земельных участков.

Максимальные размеры общей площади земельных участков, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, юридических лиц, в которых данные граждане (родственники) имеют право распоряжаться более, чем 50% общего количества голосов, устанавливаются законом субъекта РФ.

Максимальный размер земельных участков для юридических лиц не устанавливается.

Допускается аренда, субаренда земель с/х назначения.

С/х потребительские кооперативы.

Создаются сельскохозяйственными производителями, являющимися некоммерческими организациями, т.к. создаются для обслуживания интересов членов кооператива.

Крестьянское (фермерское) хозяйство – объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Рубрика: Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Дата публикации: 05.11.2018

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Лупанова В. О., Козлова А. Д. Ответственность за нарушение земельного законодательства // Новый юридический вестник. — 2018. — №5. — С. 24-26. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/106/3679/ (дата обращения: 09.12.2019).

Законодатель в области рационального использования и охраны земель применяет все виды юридической ответственности — уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную. Соответственно, для применения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства необходимо рассматривать нормы не только Земельного Кодекса, но и иные нормы УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, ТК РФ.

Вообще, в законах мы не найдем точного определения «земельное правонарушение».

По нашему мнению, земельное правонарушение — это виновное, общественно-опасное действие (бездействие), которое посягает на отношения в обществе, связанные с охраной и использованием земель.

Разберем каждый вид юридической ответственности в области земельных правонарушений отдельно.

Дисциплинарная ответственность — это вид юридической ответственности лиц, связанных с выполнением их трудовой функции, если такие проступки не могут быть квалифицированы как действия, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ [1: с. 193].

Дисциплинарная ответственность устанавливается в локальных и региональных нормативных правовых актах, ТК РФ, в правилах внутреннего трудового распорядка и т. п.

Закрытого перечня дисциплинарных проступков, в отличии от административного и уголовного права, в трудовом праве не имеется. В основном, они изложены в должностных инструкция, положениях о функция работников. К ним можно отнести, например: пахота не поперек, а вдоль склона; повреждение сельхоз техники по неосторожности [1, с. 192].

Что касается гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства, то, в основном, она предусматривает возмещение вреда. Такой вред возмещается правонарушителем, согласно нормам земельного и гражданского права. Так, по условиям ст. 76 ЗК РФ, юридические и физические лица, обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный их земельным правонарушением.

Вред, причиненный нарушение земельного законодательства — это материальный вред в виде убытков и упущенной выгоды, которые несет государство, физические и юридические лица, собственники либо пользователи принадлежавших им земельных участков, в результате умышленного или неосторожного нарушения требований земельного законодательства и иными лицами, либо в результате неправомерной правотворческой или административной деятельности органов государственной власти.

Как правило, материальный вред представляет собой утрату качественных характеристик почвенного слоя земель, загрязнение земель, самовольное занятие земельного участка, незаконное изъятие или использование земельного участка.

Согласно ст. 1082 ГК РФ, устанавливает два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре (реальное возмещение вреда) и возмещение вреда в денежной форме (возмещение убытков).

Возмещение вреда в натуре предполагает обязанность правонарушителя своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать землю, снести незаконно возведенные здания, сооружения, восстановить уничтоженные межевые знаки. Согласно ст. 62 ЗК РФ, по решению суда правонарушитель может быть принужден к исполнению обязанности в натуре. Как гласит ст. 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) без возмещения затрат, произведенных правонарушителем за время незаконного пользования этим земельным участком.

Возмещение убытков в денежной форме. Размер убытков определяется добровольно сторонами либо судом при рассмотрении дел о земельных правонарушениях. Эти отношения регулируются Правилами, определенными в Постановлении Правительства РФ от 07.05.2003 № 262.

Согласно п. 9 названных Правил, убытки вызванные, ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, почвохимических и др. специальных обследований, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель.

УК РФ также регулирует земельные правоотношения. Например, в ст. 254 УК РФ определяется ответственность за порчу земель. Так, признаками состава данного преступления выступают отравление земель, загрязнение или иная порча вредными продуктами хозяйственной или др. деятельности, вследствие нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировки, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среды.

Читайте так же:  Требования к входной группе нежилого помещения

Более суровая ответственность устанавливается данной статьей за совершение деяния в зоне экологического бедствия ил чрезвычайной экологической ситуации, а также за причинение по неосторожности смерти человеку.

Данная статья используется редко, т. к. сложность состоит в том, что данный запрет является новым и собирание, закрепление доказательств для определения вреда (его размеров) представляется затруднительным.

Нормы об административной ответственности за нарушение требований по обеспечению плодородия земель более четко, чем в УК РФ, выражают цель защиты именно такого свойства земель, как их плодородие.

КоАП РФ содержит ряд статей, которые предусматривают меры ответственности за правонарушения, связанные с отношениями собственности, правом землепользования, предпорядком в сфере рационального использования земель, их состоянием и качеством [2, с. 329].

Например, в ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность: в ч. 1 — за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы; в ч. 2 — за его уничтожение, порчу земель, в результате нарушения правил обращения с пестицидами или опасными веществами и отходами.

В ст. 7.16 КоАП РФ устанавливается ответственность за незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения, а также незаконное изменение правового режима указанных земель. Субъектами этого правонарушения могут быть только должностные лица, в чьем ведении находятся объекты историко-культурного назначения.

В целом, можно сказать, что законодательство РФ несовершенно. Решение этой проблемы состоит в том, что необходимо разделять состав похожие составы правонарушений из КоАП РФ и УК РФ («порча земель»); внести в КоАП РФ новые виды правонарушений, например, неисполнение законных требований должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, непосредственно контролирующих рациональное использование и охрану земель, а также установить административную ответственность данных лиц за нарушение порялка привлечения к ответственности лиц, совершивших земельное правонарушение.

  1. Земельное право: учебник для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 368 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
  2. Земельное право: учебник для бакалвров / под ред. Н. Г. Жаворонковой, И. О. Красновой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 580 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. // СПС «Консультант Плюс».
  4. Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятие земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» // СПС «Консультант Плюс».
  5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195 — ФЗ. // СПС «Консультант Плюс».
  6. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ. // СПС «Консультант Плюс».

Похожие статьи

Юридическая ответственность за земельные правонарушения

Дисциплинарная ответственность предусмотрена статьей 75 Земельного кодекса РФ.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает

Земельноправовая ответственность представляет собой принудительное изъятие.

О дисциплинарной ответственности в земельном праве

Рассмотрен юридический состав земельного правонарушения, за которые подлежат применению меры дисциплинарной ответственности, а

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплинарная ответственность, земельное законодательство, РФ.

Изъятие земельных участков за совершённое правонарушение

Актуальность и значимость проблемы изъятия земельного участка как меры ответственности в земельном праве, заключается в том, что в качестве санкции фактически применяется принудительное лишение права собственности.

Принудительное прекращение прав на земельный участок при.

Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно при эффективном применении мер юридической ответственности. В юридической литературе нет единого мнения о существовании специальной земельноправовой юридической ответственности.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Главным условием пресечения земельных правонарушений является юридическая ответственность. Вопросы применения юридической ответственности регламентируются как материальным, так и процессуальным правом, можно выделить Земельный Кодекс.

[1]

Привлечение к административной ответственности за.

Земельное правонарушение представляет собой виновное противоправное действие, причиняющее вред земельным отношениям. Как и любое другое правонарушение, оно наносит только отрицательные последствия, поскольку посягает на установленный в государстве.

Ответственность участников правоотношений при осуществлении.

В статье рассмотрены виды ответственности участников правоотношений при осуществлении своих полномочий в сфере использования земельных участков лесного фонда, а также проведён анализ нормативных актов, регулирующих такую ответственность.

К вопросу о классификации земельных споров | Статья в журнале.

земельный участок, спор, участок, возмещение убытков, порядок пользования, земельная реформа, незаконный отказ, сельскохозяйственное назначение, судебный порядок, использование земли.

Возмещение экологического вреда как институт юридической.

Юридическая ответственность за анализируемые правонарушения имеет цель

В связи с этим, возмещение экологического вреда является правовым межотраслевым институтом [4, С

Видео (кликните для воспроизведения).

При возмещении вреда природной среде Гражданский кодекс РФ предусматривает два.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.

  2. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.

  3. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
  4. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.
  5. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Ответственность за нарушение законодательства о земле
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here