Понятие авторских прав их виды и содержание

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие авторских прав их виды и содержание". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Понятие, объекты, субъекты, содержание и защита авторских прав

Авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием, использованием и охраной произведений науки, литературы и искусства.

Принципы авторского права:

1) свобода творчества;

2) сочетание личных интересов автора с интересами общества;

3) неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;

4) свобода авторского договора. Источники авторского права:

• Гражданский кодекс РФ;

• Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу с 1 января 2008 г.);

• Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (утратил силу с 1 января 2008 г.);

• международные договоры (см. п. 3).

Объекты авторского права – произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя необходимыми признаками:

а) являющиеся результатом творческой деятельности;

б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко– или видеозаписи, в объемно-пространственной форме).

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения — создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351I «Об авторском праве и смежных правах» детально регламентирует отношения в сфере авторского права и смежных прав. Закон состоит из 5 разделов и 53 статей.

Первый раздел «Общие положения» закрепляет предмет регулирования данного Закона (отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права), устанавливает нормативное регулирование отношений в сфере авторского права и смежных прав (нормами российского и международного права), а также закрепляет понятийный аппарат в сфере авторского права и смежных пра

Второй раздел «Авторское право» полностью посвящен регулированию авторского права. Здесь устанавливается сфера действия российского авторского права на произведения, обнародованные на территории РФ и за ее пределами, называются объекты авторского права, какие произведения являются объектами авторского права, а какие нет, регулируется порядок возникновения авторского права, определяется правовой статус авторов, соавторов, составителей сборников и других составных произведений, переводчиков и авторов других производных произведений, регламентируется авторское право на аудиовизуальные и служебные произведения.

Третий раздел «Смежные права» посвященрегулированию отношений в сфере исполнения произведений. Здесь также устанавливается сфера применения смежных прав, определяется, кто может быть субъектом смежных прав, правовой статус исполнителя, производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, случаи использования фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя, а также случаи ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания, регламентированы сроки действия смежных прав.

Четвертый раздел «Коллективное управление имущественными правами» регулирует порядок управления имущественными правами организациями, созданными в целях обеспечения имущественных прав обладателей авторских и смежных прав, а также функции и обязанности указанных организаций.

Пятый раздел «Защита авторских и смежных прав» предусматривает ответственность за нарушение авторского права и смежных прав, определяет понятие информации об авторском праве и о смежных правах, раскрывает способы защиты авторских и смежных прав и обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8857 —

| 7186 — или читать все.

Авторское право как институт интеллектуального права

Говоря о системе интеллектуального права, мы выяснили, что она включает в себя следующие элементы: институт авторских и смежных прав, институт права промышленной собственности. Сегодня более подробно охарактеризуем первый. Смежные права ввиду их специфичности целесообразнее рассмотреть в отдельной статье.

Понятие и особенности

Итак, авторское право – институт интеллектуального права, объединяющий группу общественных отношений, связанных с созданием, охраной, защитой произведений и приравненных к ним компьютерных программ (программ для ЭВМ). Как видно, здесь есть специальный объект – произведения науки, литературы, искусства и программы для ЭВМ. Им присущи особенности, отличающие их от всех иных охраняемых законом объектов:

  1. Наличие творческого характера. Понятие творческого характера в Гражданском кодексе не раскрывается, но очевидно, что под ним понимается такая особенность интеллектуальной деятельности, благодаря наличию которой объект получается непохожим на другие и имеет некоторые художественные особенности. Так, обычный пересказ новостей не будет объектом авторского права, а при наличии творческого подхода это будет результат интеллектуальной деятельности, охраняемый авторским правом.
  2. Отсутствие прямой связи с промышленной и предпринимательской сферой. Здесь можно говорить о связи с культурной сферой общества: произведения авторов могут относиться к литературе, архитектуре, науке, программированию и т.д.
  3. Охрана формы, а не содержания. Поскольку мы имеем дело не с изобретениями и не с иными подобными объектами (промышленная собственность), нам не важно, что написано в произведении. Важно, что объект отвечает признакам интеллектуальной собственности и подлежит охране. Творческий характер при этом предполагается.
  4. Предоставление охраны с момента создания. Это обуславливается предыдущим признаком. Если важна только форма, то необходимость в регистрации отпадает, поскольку автору не нужно доказывать охрану: она действует сразу же.
Читайте так же:  В снт нет председателя что делать

Более подробно об объектах можно посмотреть эту статью.

На практике вопросы в сфере авторского права возникают значительно чаще, чем, допустим, в сфере патентного права. Думается, подавляющее большинство читателей так или иначе сталкивались с ним: были авторами стихотворений, курсовых работ, выкладывали собственное видео в Интернет и т.д. Именно поэтому институт авторского права стоит в четвертой части ГК РФ первым (глава 70).

К прочим особенностям можно отнести наличие дополнительных прав у субъектов: права следования, доступа, на вознаграждение и т.д. Также в законе уделено место специальным договорам в этой сфере: в частности, издательскому договору, авторского заказа и т.д.

Важно отметить, что Гражданский кодекс допускает в отдельных случаях использовать объекты авторского права третьими лицами. Например, в личных, информационных, учебных, культурных целях, а также библиотеками, архивами и образовательными организациями, и в некоторых иных случаях. Вероятно, это связано с широким распространением произведений, в отличие от тех же объектов промышленной собственности.

Представляется, что авторское право несколько трансформировалось в рамках цифровой среды. Так, есть Интернет-ресурсы, которые предоставляют возможность фактической регистрации произведений, чтобы защитить авторов в Интернете от нарушений интеллектуальных прав, которых сегодня очень много. Регистрация – признак объектов промышленной собственности, однако ввиду специфики Интернета и объекты авторского права зачастую фиксируются для надежности.

Основные функции авторского права

Являясь важнейшим институтом интеллектуального права, авторское право выполняет ряд значимых функций:

  1. Содействие в формировании культурного уровня общества. Произведения оказывает огромное влияние на культурное сознание населения, а авторское право – главный регулятор общественных отношений в этой сфере. Отдельные произведения выводят культуру на новый уровень («Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского).
  2. Возможность получения авторами доходов с результатов их творческой деятельности. В связи с наличием исключительного права, они в течение своей жизни могут любым образом извлекать прибыль из своих произведений: например, предоставлять возможность другим лицам возмездно использовать их, публиковать и т.д. Это в свою очередь стимулирует авторов к дальнейшей интеллектуальной деятельности.
  3. Осуществление баланса между интересами авторов (правообладателей) и обществом. Хотя на объекты авторского права действует режим исключительных прав, однако в ряде случаев (см. статьи 1273-1278 ГК РФ) допускается использование их без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения.

Источники авторского права

Международно-правовые акты

В соответствии с Конституцией РФ, международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Источниками авторского права являются, прежде всего, некоторые важные международные документы.

Бернская конвенция 1886 года. Многие принципы, закрепленные в ней, сохранились и по сей день. В частности, важнейшее значение имеет презумпция авторства. Россия подписала конвенцию в 1994 году. Более подробно см. статью.

Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (Женевская конвенция). К важным положениям этого документа можно отнести введение знака охраны авторского права, который состоит из значка ©, указания имени, даты первой публикации. Ряд норм закрепляет статус авторов, не являющихся гражданами государства, где создано произведение.

Договор Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г. В этом договоре закреплены уже более современные аспекты: например, регулирование компьютерных программ.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. Из соглашения явствует, что для возникновения авторских прав не требуются никакие формальные процедуры. Наиболее важное положение касается определения равенства интеллектуальных прав иностранцев и граждан государства.

Национальное законодательство РФ

В статье 44 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иного вида творчества.

Обратим внимание читателей: Закон РФ «Об авторских и смежных правах» утратил силу: сегодня основным источником является глава 70 Четвертой части Гражданского кодекса РФ. Если рассмотреть содержание этой главы, то можно обратить внимание на подробное регулирование всех вопросов, связанных с авторским правом: субъектов, объектов, договоров, режима исключительных прав и т.д.

На практике конвенции и Конституция применяются крайне редко, используются, в основном, соответствующие положения ГК РФ.

Других федеральных законов, прямо посвященных регламентации вопросов в сфере авторского права, в России нет. Законы субъектов федерации не могут регулировать гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ.

Понятие и виды авторских прав

Статья 1255. Авторские права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в п.2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Билет 23

[2]

-право на исполнение

Исполнитель обладает в отношении своего исполнения неимущественными правами и исключительным правом.

К неимущественным правам исполнителя относятся:

1) право авторства — право признаваться автором исполнения;

2) право на имя — право на указание своего имени (наименования коллектива) или псевдонима (право на имя не предоставляется в случаях, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей):

3) право на неприкосновенность исполнения — право на защиту исполнения от всякого искажения то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно. После смерти исполнителя охрана этих прав осуществляется наследниками, их правопреемниками и другими лицами.

Исключительное право на исполнение означает право использовать исполнение любым не противоречащим закону способом, в том числе: 1) сообщать в эфир исполнение или его запись; 2) сообщать по кабелю исполнение или его запись; 3) записывать исполнение; 4) воспроизводить запись исполнения (изготавливать фонограмму); 5) распространять запись исполнения; 6) доводить запись исполнения до всеобщего сведения; 7) публично исполнять запись исполнения; 8) сдавать оригинал или экземпляры записи исполнения в прокат.

Читайте так же:  Договор как межотраслевая категория понятие и значение

Если исполнитель дал согласие на запись исполнения, то он считается передавшим свое исключительное право на воспроизведение, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю в отношении этой записи.

Исполнитель вправе распоряжаться своим исключительным правом и получать в связи с этим вознаграждение (доход).

— договор поручения

-договор аренды

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10533 —

| 7951 — или читать все.

3. Авторское право.

3.1. Понятие, предмет, методы авторского права.

3.2. Законодательство в РФ в области авторского права.

3.3. Субъекты и объекты авторского права. Соавторство.

3.4. Интеллектуальные права автора произведения.

3.5. Смежные права и другие виды интеллектуальной собственности, близкие к авторским правам.

3.1. Понятие, предмет, методы авторского права

Авторское право — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Предмет авторского права — отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Авторское право сочетает в себе диспозитивно-императивные методы регулирования правоотношений.

3.2. Законодательство в рф в области авторского права

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. В соответствие с Конституцией РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК РФ и другим федеральным законам.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. — с 9 марта 1995 г. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать также обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).

3.3. Субъекты и объекты авторского права. Соавторство.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого создано это произведение. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Субъектами авторских прав признаются также и правопреемники авторов. Это лица, к которым переходят отдельные правомочия автора по наследству, по закону, по договору с автором. Правопреемниками автора могут быть:

1) физические лица, получившие права автора по наследству. Не переходят по наследству права авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники лишь вправе осуществлять защиту указанных прав;

2) юридические лица могут приобретать отдельные права автора в следующих ситуациях:

в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора;

в случае, если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;

3) государство становится субъектом авторского права в случае ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом, когда государство становится наследником носителя авторских прав и др.

[3]

Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то речь идет о соавторстве. Произведение может представлять собой единое целое или состоять из частей. Но от этого не зависит признание авторского права за авторами произведения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для возникновения соавторства необходимо чтобы вклад в создание произведения, причем на любой стадии творчества, отвечал требованию творческого характера. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т. п.).

Когда соавторство принадлежит авторам на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга — это раздельное соавторство. Например, музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации книги. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.

Когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом, речь идет о нераздельном соавторстве. В случае создания произведения как одного неразрывного целого, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Читайте так же:  Как перевести ребенка в другой детский сад

Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения: литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Кодекс относит к объектам авторского права и производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (обработки, экранизации, аранжировки инсценировки или другого подобного произведения). А также составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (составление антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения).

Объект авторского права– это самостоятельное произведение, существующее в какой-либо объективной форме. Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

устная (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

Авторское право не распространяется на:

Понятие авторских прав, их виды и содержание.

Статья 1255 — интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Авторское право в объективном смысле — совокупность норм гр. права, регулирующих отношения по признанию ав­торства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав ав­торов и других правообладателей.

1.Личные неимущественные —могут обладать только авторы произведенийнеотчуждаемы и непередаваемы (органически связаны с личностью со­здателя произведения не переходят по наследству), охраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения, практически бессрочны.

Наследники вправе бессрочно осу­ществлять защиту указанных прав в случае их нарушения.

1) пра­во авторстваСтатья 1265 право признаваться автором произведения

2) право на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно,

.Отказ от этих прав ничтожен.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

3) право на неприкосновенность произведения — Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и

не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

4) право на защиту произведения от искажений — извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерт

5) право на обнародование Статья 1268. — право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

6) Статья 1269. право на отзыв — автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Правила настоящей статьи не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (статья 1240).

В случаях, предусмотренных ГК, автору принадлежат другие права, в том числе

Читайте так же:  Как делится квартира в ипотеке при разводе, если есть ребенок

2.Имущественные права автора

Статья 1270 Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

— могут отчуждаться о договору, не сохраняются при уступке прав на использование, имеют ограниченный срок действия.

Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения — изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорторигинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренн подпунктом 10 п

Правила подпункта 5 не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

В случаях, предусмотренных ГК, автору принадлежат другие права, в том числе

право на вознаграждение за использование служебного произведения, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Исключительные права на отдельные произведения дополня­ются некоторыми другими правомочиями.

Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства

— исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

Использование архитектурного, градостроительного или садово- паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.

Автор имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.

Автор вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Читайте так же:  Отключили электричество без уведомления что делать

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

§1. Понятие и виды авторских прав

Данные права традиционно называют исключительными. Само 99 понятие исключительности подразумевает, что такое право принад­лежит одному лицу и никому другому.

Теория исключительности авторских прав, разработанная в оте­чественной юридической науке, впервые получила закрепление в Положении об авторском праве Российской империи от 1911 г. По мнению большинства дореволюционных цивилистов (например, Г.Ф. Шершеневича), конструкция исключительных прав обозначала, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использо­вание произведения. В советский период произошла переоценка ис­ключительности авторских прав, которая стала трактоваться как не­отчуждаемость авторских прав от личности автора, недопустимость передачи авторских прав другому лицу. При этом сам термин исчез из отечественного законодательства. Возвращение конструкции ис­ключительных прав в законодательство связано с экономическими и политическими преобразованиями в стране. При этом исключи­тельные права понимались в том же смысле, в каком они существо­вали в дореволюционной правовой науке и авторском законе России 1911 г., т.е. как признание того, что только сам обладатель авторской) нрава может решать вопрос об осуществлении авторских правомо­чий, особенно правомочий, связанных с использованием произведе­ния.

Таким образом, исключительный характер авторских прав со­стоит в признании того, что только сам создатель произведения или ею правопреемник решает, как использовать произведение.

Исключительный характер имеют не только нрава, принадле­жащие авторам, но и права, перешедшие по наследству, по договору. Нужно, однако, учитывать, что некоторые авторские правомочия, например право на авторство и право на имя, неотделимы от лич­ности автора

Авторское право имеет двойственный характер: с одной сторо­ны, существует тесная связь с личностью автора, с другой — про­изведение является имущественной ценностью. Такое положение дел обусловило разделение авторских прав в большинстве стран мира на две группы: на имущественные и личные неимущественные нрава. Последние в англоязычных странах называют моральными (moral rights). Эта классификация, как отмечают многие авторы, носиг условный характер, так как часто выделить среди авторских прав права чисто имущественного или неимущественного харак­тера довольно трудно. Тем не менее в большинстве научных работ такая классификация проводится. Такое же разделение проводится

100 и в российском авторском законодательстве. Гражданский кодекс прямо не указывает, какие из авторских прав носят личный неиму­щественный характер, а какие имеют имущественное содержание. Однако соответствующую классификацию легко построить, проана­лизировав положения части четвертой ГК РФ.

К личным неимущественным правам авторов можно отнести: право авторства; право автора на имя право на обнародование; пра­во на неприкосновенность произведения (ст. 1255 ГК РФ). Личными неимущественными правами следует также считать право на отзыв произведения, тесно связанное с правом на обнародование, и право доступа к произведениям изобразительного искусства.

К имущественным правам авторов следует отнести прежде всего исключительное право на произведение, право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (ст. 1270 ГК РФ).

Использование произведения предполагает доведение его для восприятия другими людьми. Восприятие произведения может быть разным — это и передача в эфир, и сообщение в прессе, и публичное выступление, и организация выставки, и т.д.

Исключительное право на произведение состоит из следующих правомочий:

1) воспроизведение произведения;

[1]

2) распространение произведения;

3) публичный показ произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения;

7) сообщение в эфир;

8) сообщение по кабелю;

9) перевод или другая переработка произведения;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, гра­достроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения;

12) право па иное использование произведения.

Значение деления авторских прав на личные неимуществен­ные и имущественные состоит в том, что личные неимущественные права принадлежат только автору и не могут передаваться другим лицам (кроме права на обнародование произведения). Кроме того.

в соответствии со статьей 208 ГК РФ на требования о защите этих 101 прав исковая давность не распространяется (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных пра­вах»).

Независимо от имущественных прав автора и даже после их уступки автор имеет право требовать признания своего авторс тва на произведение и противодействовать всякому искажению и измене­нию своего произведения, способному нанести ущерб чести и репу­тации автора.

В отличие от имущественных прав личные неимущественные права, а именно такие, как право авторства, право на имя, право на защиту репутации, охраняются бессрочно. Такие права могут защи­щаться не только автором, наследником, но и любым заинтересован­ным лицом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенность авторских прав, как и вообще прав интеллектуаль­ной собственности, заключается в их территориальном характере, т.е., возникая на территории одного государства, эти права ограни­чены его правовой защитой. Для преодоления территориального принципа авторского права заключаются международные соглаше­ния о взаимном признании и охране авторских прав.

Источники


  1. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.

  2. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

  3. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.
  4. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.
  5. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
Понятие авторских прав их виды и содержание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here