Понятие должностного преступления в уголовном праве

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие должностного преступления в уголовном праве". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Юридические статьи

—> —>
—>Главная » —>Статьи » Работы и конспекты по праву и экономике » Уголовное право

Поделиться:

Во все времена любое государство, независимо от формы правления и устройства, предъявляло, предъявляет и будет предъявлять к должностным лицам особые требования исполнения своих служебных обязанностей. В случае совершения такими лицами общественно опасных деяний к ним предъявляются специфические требования, нарушение которых влечёт за собой привлечение к уголовной ответственности. И это объяснимо. Наделяя определённые категории лиц специальными полномочиями, необходимыми для осуществления государственной власти, государство правомочно установить особые требования по ответственности этих лиц. В силу этого вопросы о субъекте должностных преступлений всегда находились в центре внимания научных исследований. В любой период времени, характеризующийся достаточным развитием науки уголовного права, проблематике субъектов служебных преступлений и их ответственности уделялось пристальное внимание.

Вместе с тем, несмотря на значительный и не утихающий интерес со стороны учёных и практических работников к данной теме, нельзя сказать, что все основные проблемы решены. Разумеется, общее учение о субъекте должностных преступлений постепенно развивается. По мере накопления эмпирического материала, исследования отдельных вопросов государственного и общественного устройства в науке собственно уголовного права предлагаются пути совершенствования и новые направления развития соответствующего института.

Однако с разрешением одних локальных задач на пути исследователя появляются новые препятствия, решение одной проблемы порою неизбежно вызывает формирование новой проблемы и т.д.

Думается, что дело здесь — в самой специфике реализации государственной власти, в специфике управления общества соответствующими органами.

Актуальность исследования определяется малой разработанностью в Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности Российского государства по защите интересов населения.

Понятие должностного лица

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

В Российской Федерации установлен специальный правовой статус государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности. Не все лица, занимающие должности в государственных органах, являются государственными служащими. [1]

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Легальные дефиниции коммерческих и некоммерческих организаций содержатся в гражданском законодательстве.

Признание субъекта преступления должностным лицом предполагает решение ряда практических вопросов, касающихся определения должностного лица в соответствии со ст. 285 УК РФ, которая указывает на общие признаки должностного лица, не раскрывая их. [2]

В основу определения понятия должностного лица законом положен функциональный признак — характер и содержание служебной деятельности лица в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях. Исходя из определения в примечании к ст. 285 УК РФ, должностные лица можно классифицировать следующим образом:

— выполняющие организационно-распорядительные функции;

— выполняющие административно-хозяйственные функции.

Должностному лицу также присуще сочетание двух основных признаков:

1) оно действует от имени органа, учреждения, которое его уполномочило на это действие в соответствии с законом или подзаконным актом;

2) действуя от имени органа, учреждения, должностное лицо совершает юридически значимые действия, т.е. действия, порождающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Должностные лица классифицируются по действующему УК РФ в зависимости от исполнения ими своих полномочий: постоянно, временно или по специальному полномочию. [3]

Уголовно-правовая характеристика субъекта должностных преступлений

Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с выполнением управленческих функций: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции. [4]

Субъектом должностного преступления, согласно примечанию 1 к ст. 285 УК признается лицо, осуществляющее свои функции только в государственных и муниципальных органах, а также в государственных и муниципальных учреждениях, Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Субъектом же преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями главы 23 УК РФ, является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (ст. 201 УК РФ).

Преступления, предусмотренные в нормах гл. 30 УК, обладают рядом общих признаков:

1) Они могут быть совершены специальным субъектом – должностным лицом (большинство преступлений) или государственным служащим и служащим органов местного самоуправления. Исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект – общий;

2) Эти преступления совершаются единственно благодаря служебному положению и не связаны со служебной необходимостью;

3) Данные деяния нарушают правильную, законную деятельность государственного аппарата и аппарата местного самоуправления;

4) Рассматриваемые преступления могут быть совершены лицами, занимающими должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, военных службах, др. войсках и воинских формированиях РФ. [5]

Читайте так же:  Закон о замене водительского удостоверения иностранным гражданам

Виды должностных преступлений

Должностное преступление — признается нарушение должностным лицом обусловленных его служебным положением обязанностей, причинившее существенный вред государственным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан.

Все должностные преступления по субъекту могут быть подразделены на 4 группы:

1) Совершаемые только должностными лицами;

2) Государственными служащими и служащими муниципальных органов (ст.292);

3) Совершаемые служащими государственных и муниципальных органов (ст.288);

4) Совершаемые общим субъектом.

Все должностные преступления, в зависимости от уголовно-правового статуса субъекта, условно можно разделить на три группы:

· Общие должностные преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления, и ответственность за которые предусмотрена нормами этой главы;

· Специальные должностные преступления, которые могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и лишь должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками;

· Альтернативно-должностные преступления, которые могут быть совершены как должностными, так и частными лицами. [6]

Несмотря на имеющиеся на сегодняшний день теоретические разработки, далеко не все вопросы, связанные с данной проблематикой, получили должное разрешение, а некоторые из них вообще не затрагивались. Так, практически открытыми остались вопросы о возможности выработки единого понятия «должностного лица» для всех отраслей права, о соотношении понятия «должностного лица» с иными субъектами служебных преступлений. Сужение законодательных рамок термина «должностного лица» не способствовало разрешению существовавших проблем, а скорее создало новые, связанные с возможностью признания тех или иных лиц должностными.

Необходимость разрешения этих вопросов, а также некоторых других сопутствующих проблем, и предопределила актуальность и выбор темы настоящего исследования.

1. Крепицкий И. «Должностное лицо” в уголовном праве (эволюция понятия) //Законность, 1997, № 10, С. 25.

2. Динека В.И. Должностные и служебные преступления: субъект, полномочия, ответственность // Крёиминологический журнал. 2002. № 2.

3. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 5. Учебник для вузов / Под ред. Г.И. Борзенкова и B.C. Комиссарова. — М., 2002.

4. Уголовное право. Общая часть: Учебник/ Под ред. В. Н. Петрашева.

5. Преступления против Государственной власти. – М.: Юнита 6 / Под ред. Ю.В. Будаевой. 2002г.

6. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, B.C. Комиссарова, А.И. Рарога. — М., 2003

[1] Крепицкий И. «Должностное лицо” в уголовном праве (эволюция понятия) //Законность, 1997, № 10, С. 25.

[2] Динека В.И. Должностные и служебные преступления: субъект, полномочия, ответственность // Криминологический журнал. 2002. № 2.

[3] Курс уголовного права. Особенная часть. Том 5. Учебник для вузов / Под ред. Г.И. Борзенкова и B.C. Комиссарова. — М., 2002.

[4] Уголовное право. Общая часть: Учебник/ Под ред. В. Н. Петрашева.

[5] Преступления против Государственной власти. – М.: Юнита 6 / Под ред. Ю.В. Будаевой. 2002г.

Виды должностных преступлений

Нарушение законодательных нормативов сотрудниками государственного аппарата и органов муниципального управления объединены в единое понятие должностных преступлений. Законом установлены признаки, условия и порядок взыскания при совершении должностными лицами противоправных поступков.


Согласно последним поправкам к закону, должностными лицами не являются сотрудники негосударственных и коммерческих структур.

Определение должностного лица

Согласно ст.285 УК РФ, существует перечень лиц, являющихся субъектами должностных преступлений. Сотрудники государственного аппарата, административных и управленческих структур, наделенные распорядительными и управленческими полномочиями могут привлекаться к ответственности при наличии состава должностного преступления. Например, ответственности подвергаются сотрудники ГИБДД, полиции, воинских подразделений, муниципальных и федеральных исполнительных и надзорных органов.

К данной категории лиц относится руководящий состав государственных структур, который управляет подчиненным коллективом и при этом дает указания независимым гражданам.

Должностным проступком является нарушение финансовой дисциплины руководителей, приводящей к уголовному преследованию. Внутренние проступки, совершаемые в организациях, являются дисциплинарными, могут преследоваться по административному кодексу.

Должностному лицу сопутствуют два обязательных признака. Гражданин осуществляет трудовые обязанности в качестве представителя государства в соответствии со строго установленными правовыми нормами. Совершая официальные поступки от уполномочившего его органа, лицо воздействует на правовые взаимоотношения юридических и физических лиц. Государственный исполнитель действует в соответствии с выделенными ему полномочиями: на временной, постоянной основе или по одноразовому назначению.

Признаки должностного преступления

Согласно ст.30 УК РФ, юридически обозначены необходимые для квалификации признаки должностных противоправных деяний:

  • субъектом является государственный или муниципальный служащий;
  • проступок возможен с использованием служебного положения;
  • производится нарушение деятельности органов в результате проступка служащего;
  • совершенные действия не связаны со служебной необходимостью.


Причиняя существенный вред государственным интересам и нарушая законные права граждан, должностное лицо может быть обвинено в следующих видах должностных преступлений:
  • совершаемые лицами, наделенными должностными полномочиями;
  • государственными служащими;
  • муниципальными сотрудниками;
  • общими субъектами наказания.

Существует три вида противоправных поступков государственных служащих. В первую очередь ответственность накладывается за проступки, совершенные с использованием должностных полномочий в любой сфере деятельности самой структуры. Подобные общие преступления классифицируются по соответствующим статьям УК РФ, не зависимо от статуса организации.

Вторым видом являются специальные преступления, которые могут быть совершены исключительно внутри подразделений государственных служб с использованием предоставленных полномочий. Третий вид должностных противоправных деяний обозначен как альтернативный, присущий любому гражданину, но совершенный лицом при исполнении служебных обязанностей.

Правоохранительные действия

Наиболее частыми уголовно наказуемыми проступками сотрудников являются дела о взятках. Доказать и привлечь к ответственности виновного бывает достаточно сложно, особенно в случае преступного сговора. Чаще всего возбуждение дела происходит по заявлению лица, у которого вымогают взятку или ставят в условия, когда он вынужден идти на преступление. Определить виновность можно по официальному заявлению потерпевшего, которое является основанием для возбуждения дела.


Заявитель освобождается от ответственности и при согласии участвует в операции при передаче денег подозреваемому. При этом применяются современные средства фиксации и наблюдения, поскольку доказательства передачи денег должны быть официально отображены. Дела о противоправных деяниях государственных служащих требуют выполнения основных условий оперативной работы.

Важное значение имеют место и время совершения преступления, которое должно происходить в служебное время. Определяется осведомленность других сотрудников, возможность группового сговора и содействия преступным планам.

На квалификацию влияют мотивы проступка, непредумышленное нарушение повлечет более мягкое наказание. Осознанность и корыстность поступка, особенного в крупных размерах, приводит к значительному уголовному наказанию, связанному с лишением свободы.

Понятие должностного лица в уголовном праве

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Читайте так же:  Как написать заявление судебным приставам о задолженности по алиментам

Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1. Характер выполняемых функций .

Содержание функции представителя власти определяются задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с неопределенно широким кругом лиц, не находящихся в его административном подчинении.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.

Для должностных лиц — субъектов рассматриваемой группы преступлений — обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив.

3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ.

Все категории должностных лиц, кроме специальных, должны обладать и общими признаками субъекта преступления (вменяемость, возраст).

Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть и иные лица.

Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями гл. 30 УК РФ, несут уголовную ответственность по статьям данной главы в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫЕ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫЕ» в других словарях:

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫЕ — преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его … Юридический словарь

Преступления Должностные — преступления, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫЕ — преступные деяния, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения и наносящие существенный вред государственным или общественным интересам, правам и интересам граждан (злоупотребление служебным положением, превышение … Большой Энциклопедический словарь

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫЕ — ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫЕ, преступные деяния, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения и наносящие существенный вред государственным или общественным интересам, правам и интересам граждан (злоупотребление… … Энциклопедический словарь

Преступления должностные — преступные деяния, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения и наносящие существенный вред государственным или общественным интересам, правам и интересам граждан (злоупотребление служебным положением, превышение … Политология. Словарь.

преступления должностные — преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его … Большой юридический словарь

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫЕ — преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного и общественного аппарата, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения … Большой экономический словарь

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫЕ — (см. ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Преступления должностные — по советскому уголовному праву преступные деяния, посягающие на нормальную деятельность советского государственного или общественного аппарата, совершаемые должностными лицами (См. Должностное лицо), использующими для этого своё служебное … Большая советская энциклопедия

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫЕ — см. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления … Словарь-справочник уголовного права

Уголовное преступление

Понятие уголовного преступления

В наиболее общем виде уголовное преступление может быть определено следующим образом.

Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное действующим уголовным законом под угрозой применения наказания.

Прежде всего, любое преступление по своему содержанию представлено деянием, форма которого может быть одной из двух возможных: действие или бездействие. При этом преступному деянию присуще четыре обязательных признака:

  • виновность поведения;
  • общественная опасность деяние;
  • запрещенность деяния нормами действующего закона;
  • неотвратимое наказание, как реакция государства на содеянное.

Анализ признаков уголовного преступления

Одним из ключевых признаков уголовного преступления, позволяющих отграничить его от всех иных форм противоправного поведения является его общественная опасность, то есть материальный признак преступного деяния, позволяющий раскрыть его социальную сущность.

Определение общественной опасности происходит путем:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • оценки значимости общественных отношений выступивших объектом противоправного посягательства;
  • выяснения причиненного объектам уголовно-правовой охраны вреда, путем уточнения его характера и объема;
  • исследования отдельных аспектов совершенного преступного деяния, постпреступного поведения виновного лица и т.д.;
  • характеристики субъекта преступления, его пола, возраста, особенностей должностного положения, психического состояния, здоровья и т.д.
Читайте так же:  Отмена судебного приказа о взыскании алиментов вступившего в законную силу
Видео (кликните для воспроизведения).

Двумя ключевыми характеристиками общественной опасности уголовного преступления выступают характер и степень такой опасности.

Характер общественной опасности служит для выражения качественной характеристики преступного деяния, поскольку отражает особенности:


  • содержания объекта преступного посягательства;
  • формы вины лица, совершившего уголовно-наказуемое деяние;
  • характера причиненного преступлением ущерба;
  • способа преступного посягательства, мотивов и целей виновного лица и т. д.

В свою очередь степень общественной опасности преступления отражает количественные параметры преступления, определяясь, таким образом:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • величиной причиненного вреда, подлежащего конкретной количественной оценке;
  • местом, временем, обстановкой совершения преступления;
  • характеристикой субъекта преступления, его пола, возраста, особенностей здоровья и состояния в момент посягательства и т.д.

Значение признака общественной опасности уголовного преступления состоит в том, что именно он позволяет отграничить преступление от непреступных деяний. Отсутствие общественной опасности в деяниях, которые формально попадают под признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но не способны причинить существенный вред интересам граждан, общества и государству, указывает и на отсутствие преступления.

Еще одним неотъемлемым признаком преступления является его уголовная противоправность, то есть запрещение конкретного деяния нормой действующего уголовного права под угрозой применения указанного в санкции соответствующей статьи наказания. Иными словами, в качестве преступления могут рассматриваться только те деяния, которые прямо названы в уголовном законе.

Кроме того, возможность наступления уголовной ответственности за совершение конкретного деяния, а следовательно и обнаружения в действии или бездействии лица признаков преступления связывается с наличием вины. Иными словами, в уголовном праве действует принцип того, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественной опасные деяния и наступившие в результате них негативные последствия только в отношении которых установлена его вина.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Должностные преступления

Понятие должностного преступления

Должностное преступление – это преступление, совершаемое должностным лицом и обусловленное злоупотреблением служебного положения, нарушающее деятельность государственного или муниципального аппарата.

УК РФ содержит специальный раздел (глава 30), посвященный должностным преступлениям (затрагивают государственную власть, государственную и муниципальную службу). К преступлениям данного типа относится злоупотребление должностными полномочиями, дача и получение взятки, халатность и пр.

Характеристика должностных преступлений

Ст. 285 УК. Злоупотребление должностными полномочиями. В данном преступлении предусматривается, что должностным лицом используется служебное положение вопреки интересам службы, такое деяние совершается из корыстной или другой личной заинтересованности и нарушает права и законные интересы различных субъектов (граждане, организации, общество, государство).

Важно отметить, что злоупотребление своими должностными полномочиями следует отличать от присвоения или растраты, которые совершаются с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК), от злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК). У данных преступлений имеются разные объекты.

Ст. 285.1 УК. Нецелевое расходование бюджетных средств. Преступления связаны с отношениями, возникающими при осуществлении расходов бюджетов, при этом затрагивает все уровни бюджетной системы (федеральный, региональный, местный).

Схожее преступление обозначено в ст. 285.2 УК, но имеется связь уже с внебюджетными фондами, нецелевым расходованием их средств.

Ст. 286 УК. Превышение должностных полномочий. Подразумевает совершение должностным лицом таких действий, которые явно выходят за пределы его полномочий и нарушают законные интересы и права различных субъектов (граждане, организации, общество, государство). Совершенные действия не относятся к рамкам компетенции виновного лица.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие должностного преступления. Субъект преступления.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫЕ — преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением. В УК РФ получили наименование «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30). К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.

Субъект преступления — лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно-правовой охраны и способное нести за это ответственность. Признаки субъекта преступления образуют один из элементов состава преступления. Наличие у лица, совершившего преступление, определённых субъективных признаков может рассматриваться также как условие уголовной ответственности. К числу обязательных признаков субъекта относятся: Характеристика лица как физического (а в некоторых странах — и как юридического). Возраст. Вменяемость.

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

В УК РФ основные признаки субъекта преступления перечислены в ст. 19, которая носит название «Общие условия уголовной ответственности» и гласит: «уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом».

Субъектом преступления признаётся только физическое лицо. К числу физических лиц, которые могут подлежать уголовной ответственности, согласно ст. 11-12 УК РФ, относятся как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства и лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Общий возраст уголовной ответственности устанавливается в 16 лет. Устанавливается также пониженный возраст уголовной ответственности (14 лет) для отдельных составов преступлений.

Действующий УК РФ устанавливает, что не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ч. 1 ст. 21 УК РФ).

Кроме того, имеется норма и об ограниченной вменяемости: ч. 1 ст. 22 гласит: «Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности». При этом, согласно ч. 2 ст. 22, данное расстройство учитывается судом при назначении наказания (поскольку таких расстройств нет в перечне отягчающих обстоятельств, они могут рассматриваться лишь как смягчающие вину и ответственность) и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Читайте так же:  Понятие и типы кадровой политики

Ст. 23 УК РФ устанавливает, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности. Смысл этой статьи заключается в том, что опьянение признаётся нейтральным обстоятельством по отношению к вменяемости лица; оно не признаётся способным оказывать на неё влияние. В связи с этим лица, совершившие преступления в состоянии опьянения, несут ответственность на общих основаниях. Положения ст. 23 УК не следует понимать как влекущие однозначное признание лица вменяемым в момент совершения преступления. Лицо, находящееся в момент совершения преступления в состоянии опьянения, может страдать иным расстройством психики и вследствие этого быть невменяемым.

105.Понятие и признаки должностного лица.

В прим. 1 к ст. 285 УК РФ ДЛ — лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие ф-ции представителя власти либо выполняющие орг.-распор., адм.-хоз. ф-ии в гос. органах, органах МСУ, гос. и мун. учреждениях, гос. корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

1 группа. Характер выполняемых ф-ций.

1) представителя власти. Это д.б. ДЛ правоохр.о или контролирующего органа, или иное ДЛ лицо наделенное в устан. законом порядке распорядит. полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

2) организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

3) административно-хозяйственные функции. контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.

Для ДЛ обязательно совершение действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

2 группа. Правовые основания наделения ДЛ соотв. ф-циями.

1) постоянное выполнение ф-ций (закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность)

2) выполнение этих функций временно занимая должность. Это должно быть соответствующе оформлено.

3) выполнение функций ДЛ по специальному полномочию, не занимая постоянно или временно должность в органах, учреждения и т.д.

А) разовое, однократное поручение (н-р: по доверенности лицо выполняет не будучи ДЛ, конкретное поручение представителя власти, А-Х функцию.

Б) спец. полномочие выдано на определенное время (н-р: присяжные заседатели, практика, стажеры следователя прокуратуры.

В) Эти лица могут совмещать функции ДЛ с основной работой.(н-р: мед. работники , которые выписывают листок нетрудоспособности , преподаватели вузов, которые считаются ДЛ при приеме экзаменов , выставлении оценок на гос. экзаменах. ) Это специальное полномочие должно быть оформлено специальным образом (приказ, доверенность )

3 Группа. По месту выполнения функций:

Закон называет 4 таких места и соответственно 4 категории ДЛ:

1. выполнение данной функции в гос. органах и органах Местного Самоуправления.

2. В государственных и муниципальных учреждениях – организации , созданные гос. органами либо органами муниципальных образований для осуществления управленческих, социально- культурных и иных функций НЕ КОММЕРЧЕСКОГО характера.

3. В государственных корпорациях — это государственные унитарные предприятия , которые создаются на основании ФЗаконов.

4. Это вооруженные силы РФ, др. войска– это все виды и роды войск и органы их управления и воинские формирования.

106.Злоупотребление должностными полномочиями и его отличие от дисциплинарного правонарушения.

Объект: отношения в сфере законного функционирования гос., мун. органов, гос. мун. учреждений, гос. корпораций, вооруженных сил и др. войск и воинских формирований.

Объективная сторона 3 обязат признака:

1. Деяние- это использование ДЛ своих служебных полномочий вопреки интересам службы. 2. Использование полномочий— означает совершение деяния (действия, бездействия) в рамках служебной компетенции в сфере служебных полномочий , т.е. это лицо ВПРАВЕ совершать такие действия или бездействия.

3. Вопреки интересам службы – это либо когда нарушаются правила, порядок, процедура выполнения служебных полномочий, либо когда совершение деяния не вызывалось служеб. необх-ю и объективно противоречит целям и задачам деятельности соответствующих органов, учреждений.

Бездействие в данном случае называется ПОПУСТИТЕЛЬСТВОМ.

Последствия- это существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Причинная связь — нужно всегда устанавливать использование своего положения с последствиями.

Субъективная сторона: умышленная форма вины. Умысел прямой или косвенный.

Содержание— лицо сознает, предвидит, желает (либо не желает, и безразлично относится)

Обязательный признак: мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтер-ть- это стремление лица получить для себя или для др. лиц выгоду имущест. характера, либо освободится от обязательств материального характера

Субъектспециальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Ответственность с 16 лет

Ч. 2 ст. 285- злоупотребление полномочиями лицом , занимающими гос. должность РФ или гос. должность субъекта РФ , а равно главой органа МС . ( п. 2 , 3 прим. к ст. 285)

Ч.3 ст. 285- повлекшие тяжкие последствия – понятие оценочное (пример : крупные аварии, значительный материальный ущерб, причинение смерти по неосторожности, самоубийство)

107.Превышение должностных полномочий, формы и составообразующие признаки.

Объект: отношения в сфере законного функционирования гос., мун. органов, гос. мун. учреждений, гос. корпораций, вооруженных сил и др. войск и воинских формирований.

1) состоит в совершении общественно опасных действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица. Для превышения характерно совершение действий:

а) входящих в компетенцию ДЛ данного ведомства;

б) входящих в компетенцию ДЛ другого ведомства;

в) которые могли быть совершены только коллегиально;

[1]

г) хотя и входящих в его компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе или ином НА условии.

Все формы превышения должны явно (очевидно) выходить за пределы предоставленных ДЛ полномочий.

2) Обязательным признаком являются преступные последствия.

3) Причинная связь — обязательный объективный признак.

Субъективная сторона: умышленная форма вины. Умысел прямой или косвенный

Читайте так же:  Как разделить автомобиль после развода

Субъект преступления: специальный — должностное лицо.

Квалифицированный состав превышения (ч. 2) может быть вменен только:

а) лицу, занимающему государственную должность РФ;

б) лицу, занимающему государственную должность субъекта РФ,

в) главе органа местного самоуправления.

(ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения. Физическое насилие может сопровождаться нанесением ударов, побоев (ст. 116 УК), истязаниями (ст. 117 УК).

Понятие должностного лица в уголовном праве: кто к ним относится

С понятием должностное лицо мы сталкиваемся повсеместно, в газетах, на радио и телевидение, в общении с друзьями и в сообщениях интернет сми о выявленных нарушениях в которых замечена группа должностных лиц, наделенных некими возможностями и властью, в рамках государственного регулирование общества.

Понятие должностного лица в уголовном праве

Представители власти – работники государственных органов, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования либо принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности и принадлежности (сотрудники правоохранительных органов, таможни, налоговой инспекции и т. п.).

[3]

Должностное лицо в УК РФ

В 2004 году Госдума приняла в первом чтении поправки в УК РФ, распространяющие понятие «должностное лицо» как квалифицирующий признак состава преступления на весь Уголовный кодекс.

При необходимых 226 голосах документ поддержали 390 депутатов, голосовавших против и воздержавшихся не было.

Ранее понятие «должностное лицо» предусматривалось как квалифицирующий признак состава преступления в статье «Злоупотребление должностными полномочиями» и главой 30 УК «Преступление против госвласти, госслужбы и службы в органах местного самоуправления». Должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Должностное лицо в КоАП РФ

Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

[2]

Статус должностного лица

обусловлен правовой регламентацией его полномочий и не зависит от их объективной реализации. Должностное лицо в зависимости от существа административного отношения вправе осуществлять вверенные ему права и обязанности либо воздерживаться от таких действий. Отождествление публичной и частноправовой деятельности, отнесенной к ведению должностного лица, характерно только для административного права: должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

Даныыми лицами признаются физические лица постоянно или временно занимающие в организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением:

  1. организационно-распорядительных функций, которые выражаются в осуществлении руководства подчиненных по службе лиц;
  2. административно-хозяйственных функций, которые выражаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом;
  3. функций представителя власти, выражающихся в наделении в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических лиц, не находящихся в служебной зависимости, а также юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности;
  4. а равно лица, не занимающие должностей, связанных с выполнением соответствующих функций, но осуществляющие такие функции по специальному полномочию».

Правонарушения должностных лиц

В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан.

Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права;
  • охрана имущества;
  • экология, природопользование и защита окружающей среды;
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария;
  • связь и информация;
  • промышленность, энергетика и строительство;
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность;
  • таможенная сфера;
  • посягательство на органы государственной власти РФ;
  • воинский учет;
  • порядок управления.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Источники


  1. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.

  2. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.

  3. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
  4. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  5. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
Понятие должностного преступления в уголовном праве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here