Понятие и формы монополистической деятельности

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие и формы монополистической деятельности". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Понятие и формы монополистической деятельности

ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Доминирующее положение на рынке – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:

1) доля его на рынке определенного товара превышает 50 %, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8 %);

4) в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

По своим видам монополистическая деятельность делится на:

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:

1) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;

2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 %.

Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

Читайте так же:  Квартира в счет алиментов

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Образовательный портал — все для студента юриста.

Монополистическая деятельность на товарных рынках

Понятие монополистической деятельности

Монополистическая деятельность на товарном рынке — это злоупо­требление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим домини­рующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральны­ми законами монополистической деятельностью.

Виды монополистической деятельности

Классификация монополистической деятельности проводится по различным основаниям.

В зависимости от формы проявления выде­ляют:

— внедоговорный вид монополистической деятель­ности

В основу классификации может быть положено количество участников монополистической деятельности. В этом случае говорят об индивидуальной и коллективной антиконкурентной практике.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляет­ся в виде действий (бездействия) занимающего доминирующее по­ложение хозяйствующего субъекта, результатом которых являют­ся или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Законом о защите конкуренции приводится не исчерпывающий перечень та­ких злоупотреблений, которые могут быть разделены на два вида :

а) действия (бездействие), в отношении которых установлен абсо­лютный запрет. К ним, в частности, относятся: установление, поддер

1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif» style=»float: left; margin: 0 10px 5px 0;»/>жание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъ­ятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; экономически, технологически и иным обра­зом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; уста­новление финансовой организацией необоснованно высокой или нео­боснованно низкой цены финансовой услуги; нарушение установлен­ного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

б) действия (бездействие), которые могут быть признаны допус­тимыми , если такими действиями (бездействием) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответ­ствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), а также если их результатом явля­ется или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо по­вышение конкурентоспособности товаров российского производст­ва на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъек­тами в результате действий (бездействия).

К данной категории, в частности, относятся : экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение про­изводства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекраще­ние производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нор­мативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполни­тельной власти или судебными актами; создание дискриминацион­ных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержа­нию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту ре­ализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически, технологически и иным образом не обос­нованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; сокращению или прекращению производства товаров, на ко­торые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства; созда­нию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товар­ного рынка другим хозяйствующим субъектам и др.

Законом о защите конкуренции приводится не исчерпываю­щий перечень соглашений (согласованных действий), которые ква­лифицируются как монополистическая деятельность.

Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:

  1. злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
  2. ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов;
  3. иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Виды монополистической деятельности ( по субъектному признаку) :

  1. монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов:
    • индивидуальная монополистическая деятельность (злоупотребление своим доми­нирующим положением на рынке);
    • коллективная монополистическая деятельность (в виде соглашений (согласованных действий), ограничивающих кон­куренцию).
  2. монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:
    • индивидуальная (формы проявления — акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления);
    • коллективная (в форме соглашений, согласованных действий).
  3. монополистическая деятельность на рынке финансовых услуг:
    • финансовых органи­заций;
    • органов исполнительной власти, Цент­рального банка РФ, органов местного самоуправления.
Читайте так же:  Отработка на испытательном сроке при увольнении

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

[1]

Понятие и виды монополистической деятельности

Тема 16 Правовое регулирование монополистической деятельности

16.1. Понятие и виды монополистической деятельности.

16.2. Правовые средства антимонопольного регулирования.

16.3. Понятие и роль конкуренции. Недобросовестная конкуренция и ответственность за неё.

16.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Монополистическая деятельность

– противоречащие закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей. При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и поэтому сам определяет цену и количество продаваемых товаров. В условиях монополии и доминирующего положения субъекта хозяйствования он может навязывать покупателю монопольно высокую цену.

Признаки монополистической деятельности

[3]

:

· противоправность, так как она в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности;

· проявляется как в активной форме (действия), так и путем бездействия;

· антиконкурентный характер, проявляющийся в ограничении, устранении или недопущении конкуренции на товарном рынке;

· наличие специфического субъектного состава (субъекты хозяйствования);

· наносит вред другим субъектам хозяйствования и потребителям.

Правомерная монополия

– государственная, естественная или чрезвычайная монополии.

Государственная монополия

система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права.

Чрезвычайная монополия

– система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена.

Естественная монополия

– система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции
в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Субъект естественной монополии

– хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

К ним относятся:

· услуги связи и т.д.

Законодательство защищает такие монополии от конкуренции, исходя из того, что их функционирование эффективнее при отсутствии конкуренции.

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

:

· ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

· определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Основные меры государственного антимонопольного регулирования

:

– осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов; за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

– принятие в установленном порядке мер по реорганизации
и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

– оказание содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; принятия иных мер.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом –
Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, управлениями ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкомаи иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Антимонопольный орган вправе в целях развития конкуренции принять в установленном законодательством порядке решение о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.

Читайте так же:  Понятие обособленного подразделения юридического лица

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь осуществляется государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести
к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Государственная регистрация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляется регистрирующим органом только после получения согласия антимонопольного органа.

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о):

– изменении сфер применения свободных или регулируемых цен товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;

– создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

– привлечении иностранных инвестиций;

– финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования;

– лицензировании экспортно-импортных операций;

– внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;

– принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции.

Общественные организации

(объединения) потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, могут осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и вправе:

– подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;

– обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;

– проводить собственную экспертизу принятия и осуществления решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы; осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8469 —

| 8066 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие монополистической деятельности. Правовые формы ограничения монополистической деятельности

Монополистическая деятельностьзлоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1. индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. Ее субъектом выступает хозяйствующий субъект, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования. В зависимости от целей злоупотребления могут проявляться в виде изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий; создания препятствии доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; установления монопольно высоких или монопольно низких цен; сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства и др. Предусмотрено, что в исключительных случаях указанные действия могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

2. коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:

· а) соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов. Эти соглашения или согласованные действия могут быть направлены, например, на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).

· б) соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком). Форма соглашений Законом не установлена, следовательно, они могут заключаться в письменном виде путем составления одного или нескольких документов; через устные договоренности на форумах, совещаниях; путем скоординированных и строго направленных действий, целью которых является ограничение конкуренции. Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Кроме того, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, если иное не установлено законом.

Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

* изъятие товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

* навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

Читайте так же:  Оплата представительских расходов в суде

* включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

* согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

* создание препятствий доступу на рынок (выходу на рынок) другим хозяйствующим субъектам;

Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Ст. 6 Закона устанавливает, что:

запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:

o установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

o повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

Также запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Понятие монополистической деятельности и ее формы

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей (п.9 ст.1 Закона о монополистической деятельности).

Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как антипод конкуренции. При этом конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Законодательством закреплены правомерные виды монополистической деятельности это: государственная, естественная и чрезвычайная монополии.

Государственная монополия – это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных полномочных субъектов.

Естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

Классифицировать монополистическую деятельность возможно по различным основаниям в зависимости от формы ее закрепления. От заключаемых субъектами хозяйствования соглашений выделяют монополистическую деятельность договорную и внедоговорную. От количества участников – подразделяется на индивидуальную и коллективную. От субъектного состава – осуществляемую субъектами хозяйствования или государственными органами. Эта классификация не является исчерпывающей. В Законе о монополистической деятельности предусматриваются основные виды монополистической деятельности в зависимости от количества участников (индивидуальная и коллективная) ее осуществляющих.

Так, монополистической деятельностью будут признаваться действия (бездействие) субъекта хозяйствования направленные на:

Монополистическая деятельность также может осуществляться в виде соглашений (совместных действий) хозяйствующих субъектов, которые ведут к ограничению конкуренции, что проявляется в виде (коллективная монополистическая деятельность):

раздела товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; необоснованного (искусственного) повышения, снижения или поддержания цен, в том числе на аукционах и торгах; необоснованного ограничения производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке; осуществления операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках; отказа от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками); иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

Данный перечень, приведенный в ст.ст.5 и 6 Закона о монополистической деятельности не является исчерпывающим.

Соглашения хозяйствующих субъектов направленные на злоупотребление своим доминирующим положением и ведущие к ограничению конкуренции, могут выступать в различных формах, так как их формы не закреплены законодательством. Это может быть письменное (устное) соглашение между субъектами хозяйствования, договоренность на собраниях, конференциях, совещаниях, осуществление согласованные действий целью которых является ограничение конкуренции.

Согласно п.4 ст.6 Закона о монополистической деятельности, субъекты хозяйствования намеревающиеся заключить соглашение, имеющие такие признаки, вправе запросить заключение Антимонопольного органа о соответствии данного соглашения антимонопольному законодательству.

Отдельным видом монополистической деятельности является деятельность государственных органов и иных органов местного управления направленная на: раздел товарного рынка по территориальному принципу, по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на торгах и другая деятельность.

Государственным органам запрещается также осуществлять деятельность и принимать акты законодательства, целью которых будет являться ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, создание дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов, ограничение конкуренции или причинения вреда правам, свободам и законным интересам субъектов хозяйствования, такие как: необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности, ограничивать право отдельных субъектов заключать сделки, необоснованно предоставлять отдельным субъектам налоговые и иные льготы и другие.

Читайте так же:  Как выиграть суд по капитальному ремонту

Понятие и виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

Понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке; — соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; — иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от характера злоупотребления могут проявляться в следующих формах:

— установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

— изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

— навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован;

— экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства прямо не предусмотрено фз, нпа Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных фоив или судебными актами;

— экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или уклонение прямо не предусмотрены фз, нпа Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных фоив или судебными актами;

[2]

— экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

— установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

— создание дискриминационных условий;

— создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— нарушение установленного законодательством порядка ценообразования;

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

— установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

— повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

— разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

— экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен фз, нпа Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных фоив или судебными актами;

— навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

— экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

— сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

— созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Кроме того, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению конкуренции, если иное не установлено законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9555 —

| 7483 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.

  2. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.

  3. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.
  4. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.
  5. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
Понятие и формы монополистической деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here