Понятие и порядок проведения коллективных переговоров

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие и порядок проведения коллективных переговоров". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Коллективные переговоры. Принципы социально-партнерских соглашений

Коллективные переговоры — это процедура переговоров представителей работников и работодателей по вопросам подготовки, заключения и изменения коллективного договора, соглашения.

До начала переговоров одна из сторон должна уведомить другую в письменной форме предложением о начале переговоров, и эта сторона в течение семи дней со дня получения уведомления должна начать переговоры. Сроки, место и порядок проведения переговоров определяются сторонами. Переговоры могут выражаться в форме консультаций. При этом представители стороны, получившей уведомление в письменной форме о проведении консультаций, обязаны приступить к ним в срок, указанный в уведомлении, но не позднее семи календарных дней со дня его получения.

Сторонами переговоров выступают представители работников и работодателей. В случае отказа или уклонения работодателя, администрации организации от ведения переговоров другая сторона вправе начать коллективный трудовой спор.

Ведение переговоров, подготовка договоров и соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Участники переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 Трудового кодекса РФ). В случаях, когда стороны в ходе переговоров не пришли к согласию по какому-либо вопросу, составляется протокол разногласий, он передается примирительной комиссии.

Коллективные переговоры считаются оконченными с момента подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий означает начало коллективного трудового спора.

Участники переговоров не должны разглашать полученные ими в ходе переговоров сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне

Основные принципы социального партнерства:

  1. соблюдение правовых норм, установленных законодательством;
  2. полномочность представителей сторон;
  3. равноправие сторон в коллективных переговорах, подписании коллективных договоров и соглашений;
  4. уважение и учет интересов сторон;
  5. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  6. добровольность принятия обязательств и их реальная исполнимость;
  7. систематичность контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений;
  8. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.

tp / 12.Порядок ведения коллективных переговоров и разработка проекта коллективного договора

Порядок ведения коллективных переговоров и разработка проекта коллективного договора

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

[3]

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

[2]

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий.

Утверждение разработанного единого проекта коллективного договора и подписание его сторонами. Не позднее трех месяцев с начала переговоров стороны обязательно должны утвердить и подписать коллективный договор на согласованных условиях. Со стороны работников договор подписывают все участники единого представительного органа, а со стороны работодателей — их представители, являющиеся членами комиссии

Заключительный этап — направление коллективного договора является после подписания (вместе с приложениями) представителем работодателя в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации в целях уведомительной регистрации( в течении 7 дней с момента подписания)

Может быть проведена юридическая экспертиза.

Срок договора -3 года. Может быть продлен.

Алгоритм пошаговых действий заключения коллективного договора

ШАГ 1 Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать в 7-дневный срок. Стороны не вправе уклониться от ведения коллективных переговоров или прекратить их в одностороннем порядке.

Читайте так же:  Зачем оформлять гражданство россии новорожденным детям

ШАГ 2 Создание комиссии для ведения коллективных переговоров из уполномоченных представителей сторон.

Комиссия образуется на паритетной (равной) основе, что означает одинаковое количество представителей от каждой из сторон.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений.

Руководителем организации издается приказ, определяющий представителей от нанимателя. Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представительного органа работников (например, на заседании профкома). Возможен вариант издания единого решения сторон путем издания нанимателем приказа, согласованного с профсоюзом. Здесь же определяются порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, а также его заключения.

ШАГ 3 Обсуждение комиссией проекта коллективного договора.

Проект коллективного договора может быть подготовлен любой из сторон. Если свой проект предлагает каждая из сторон, комиссия определяет, какой из них принять за основу. На каждом заседании комиссии должен вестись протокол.

Если комиссия так и не смогла принять согласованное решение по какому-либо пункту, то составляется протокол разногласий, который вместе с проектом уже согласованного комиссией коллективного договора выносится на собрание (конференцию) работников. По результатам принятого на собрании решения стороны могут подписать коллективный договор как в целом, так и по согласованным позициям. Неурегулированные разногласия могут стать по решению того же собрания предметом дальнейших переговоров или предметом коллективного трудового спора.

ШАГ 4 Обсуждение разработанного комиссией проекта коллективного договора с работниками в структурных подразделениях организации и последующая его доработка с учетом поступивших от работников замечаний и предложений.

Обсуждение проекта договора работниками осуществляется в порядке и сроки, определенные сторонами. При этом проект коллективного договора может быть размещен на стендах, опубликован в газете или иным способом доведен до сведения работников.

ШАГ 5 Утверждение проекта коллективного договора на общем собрании (либо конференции) работников организации и подписание его уполномоченными представителями сторон.

От имени нанимателя коллективный договор подписывает руководитель организации, от имени работников, как правило, руководитель представительного органа работников, т.е. соответствующего профсоюза.

ШАГ 6 Регистрация коллективного договора в местном исполнительно-распорядительном органе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Требование о регистрации подписанного коллективного договора установлено ст.50 ТК. Введение обязательной регистрации коллективного договора означает, что без выполнения этого требования он не будет иметь юридической силы и не будет отражать действительных отношений между сторонами. Не зарегистрированный в установленном порядке коллективный договор не может являться источник

Вопрос 13. Коллективные переговоры. Понятие, принципы, порядок проведения.

Коллективные переговоры – диалог представителей работников и работодателей(я) с целью согласования интересов сторон партнерства по Вопросам регулирования Вопросов трудовых отношений и непосредственно связанных с ними. На основе трудового законодательства.

Особенности коллективных переговоров:

1) наличие строго определенной цели — подготовка, заключение или изменение коллективного договора, соглашения.

2) возможность проявления инициативы ведения коллективных переговоров одной из сторон социального партнерства — представителей работников или представителей работодателей.

3) обязанность представителей стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

4) не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

5) осуществляются на основе принципа свободы в выборе представителями сторон, участвующих в коллективных переговорах, Вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Порядок ведения коллективных переговоров:

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе Вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным Вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Вопрос 14. Понятие, стороны и содержание коллективного договора.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор обладает двумя характерными чертами:

1) регулирует общественные отношения, т.е. содержит нормы права;

2) принимается в договорном порядке.

Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации (или правовым актом) лицом. Заключенный коллективный договор, являясь регулятором социально-партнерского регулирования трудовых отношений на уровне организации, выражает интересы работников и работодателей. Поэтому условия и нормы коллективного договора для них обязательны и не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. В противном случае они признаются недействительными.

Главное правило при определении содержания коллективного договора заключается в том, что коллективный договор не может содержать условий, которые снижают уровень прав и гарантий, установленных для работников законодательством. В том случае, когда такие условия включены в коллективный договор, они не могут применяться, а применению подлежат нормы законодательства о труде. Если же индивидуальным трудовым договором устанавливаются правила, улучшающие положение работника, то эти правила заменяют в индивидуальном регулировании положения коллективного договора и действуют непосредственно.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения. Коллективный договор распространяется также на лиц, поступивших на работу после его заключения.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим Вопросам:

-формы, системы и размеры оплаты труда;

-выплата пособий, компенсаций;

-механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

-занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

-рабочее время и время отдыха, включая Вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

-улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

-соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

-экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

-гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

-оздоровление и отдых работников и членов их семей;

-частичная или полная оплата питания работников;

-контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

-отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

-другие Вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Читайте также:
  1. I. Порядок заполнения формы разрешения на строительство
  2. II. Порядок прохождения испытания
  3. II. Состав, порядок определения баллов оценки качественных критериев и оценки эффективности на основе качественных критериев
  4. III. Состав, порядок определения баллов оценки и весовых коэффициентов количественных критериев и оценки эффективности на основе количественных критериев
  5. IV. Порядок и сроки представления бюджетной и иной отчетности
  6. Quot;Правила оказания услуг общественного питания»: понятия, инф-я об услугах, порядок оказания услуг, ответс-ть исполнителя и потребителя за предоставление услуг.
  7. Агропромышленная интеграция и кооперация в сельскохозяйственном производстве (значение, понятие, виды)
  8. Адвокатура. Понятие, задачи и виды юридической помощи
  9. Административно-правовой статус государственных служащих и порядок прохождения ими службы
  10. Административное наказание: понятие, виды, правила назначения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Условия коллективного договора по характеру делятся на четыре группы:

Нормативные условия составляют основу содержания коллективного договора как нормативного акта. Это условия, содержащие нормы права, то есть некие абстрактные правила поведения, рассчитанные на лично неопределенный круг лиц и регулирующие длительно существующие или периодически возникающие трудовые отношения.

Обязательственные условия представляют собой конкретные обязанности сторон, рассчитанные на однократное применение и прекращающиеся исполнением (например, работодатель принимает на себя обязательство установить новую систему вентиляции помещения).

Организационные условия посвящены порядку внесения изменения в коллективный договор, сроку его действия, форме отчетности сторон о ходе выполнения коллективного договора и т.п.

Информационные условия включают в себя некоторые законодательные положения, помещенные в коллективный договор с целью дополнительного информирования о них сторон.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 48 ; Нарушение авторских прав

Особенности проведения коллективных переговоров в компании

В процессе работы любой компании часто возникают моменты, когда требуется проведение диалога между представителями работодателя и работниками. Такие ситуации могут быть обусловлены необходимостью составления либо внесения необходимых изменений в уже имеющийся коллективный договор, осуществления разработки планов для лучшего функционирования организации и существования социального партнерства.

В этом случае идеальным станет проведение предметных коллективных переговоров, осуществление которые подразумевает проведение дискуссии и последовательное принятие необходимых решений. Понятие коллективных переговоров прочно вошло в практику большинства современных компаний, позволяя оптимизировать процессы и добиваться повышения производительности любого вида деятельности.

Понятие и назначение КП

Коллективные переговоры представляют собой обмен мнениями между работодателем и работниками обеспечивает возможность ведения двустороннего диалога. Это дает широкие возможности для улучшения качества работы отдельно взятого сотрудника или подразделения. Также с помощью регулярного проведения коллективных переговоров можно добиться получения более высокого результата работы всей компании.

Начинаться и проводиться такие переговоры могут по инициативе любой из сторон. На них обычно решаются все текущие вопросы, разрабатываются договора для внутреннего применения. Результативность работы при проведении коллективных переговоров повышается, устраняются вероятные конфликты и разногласия как между сотрудниками, так и между представителями работодателя и представителями работников фирмы.

Нормативное регулирование

Инициативу к проведению такого вида переговоров может выдвигать профсоюзная организация, которая выполняет данную функцию, если она имеется в компании. Для осуществления такого вида переговоров инициатором может стать как работодатель (его представители), так и работник фирмы.

Конвенцией Международной организации труда №154 регламентируется понятие коллективных переговоров. Согласно ее положениям, коллективные переговоры следует отнести к типу переговоров, для ведения в которых принимают участие предприниматели, а также группы предпринимателей, одна или несколько организаций в виде представителей с одной стороны.

Любые виды переговоров предполагают наличие двух сторон. С другой стороны могут участвовать в коллективных переговорах одна или несколько организаций. Вопросами за повестке дня при проведении данного типа переговоров может стать составление, внесение изменений и утверждение договоров для внутреннего применения, рассмотрение вопросов, касающихся занятости работников.

При наличии в компании профсоюзов право на ведение коллективных переговоров предоставляется ее членам, которые выбирают председателя. Составляется повестка дня, на которой будут рассмотрены наиболее важные вопросы. Результаты осуществленных коллективных переговоров фиксируются в виде документально оформленных решений.

Проведение коллективных переговоров

Весь процесс осуществления коллективных переговоров регламентируется положением компании о ведении данного вида диалога. Представители профсоюза ведут такие переговоры, составляется повестка дня. Она может состоять из одного или нескольких пунктов. В соответствии с ней рассматривается последовательность вопросов.

Кто может участвовать

Для осуществления коллективных переговоров требуется участие двух сторон.

  • Это могут быть предприниматели, группы предпринимателей, одна либо несколько организаций с одной стороны.
  • С другой стороны могут участвовать в коллективных переговорах одна или несколько организаций.

Что понадобится для проведения

При проведении запланированных коллективных переговоров рассматриваются вопросы, касающиеся работы конкретной компании и взаимодействия работодателя и работников. Для проведения переговоров разрабатывается положение о порядке проведения переговоров.

Такое Положение утверждается руководителем предприятия с одной стороны, а с другой — представителем работников. Это может быть член профсоюзной организации. Скачать бланк-пример документа можно здесь.

Примерное положение о порядке ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению, изменению и дополнению коллективного договора (образец)

Алгоритм проведения

К такому Положению по законодательству должен прилагаться график проведения переговоров, что помогает оптимизировать время и процесс рассмотрения рабочих вопросов, которые будут присутствовать на повестке дня.

Члены таких переговоров на время их ведения могут быть освобождены от осуществления основных обязанностей, этот вопрос предварительно согласовывается с руководством предприятия. На принятие решения по поставленным вопросам в процессе ведения коллективных переговоров выделяется максимум три месяца, на протяжении которых обеими сторонами решаются все вопросы, поставленные на повестку дня в начале ведения данного вида переговоров.

Предложение о проведении коллективных переговоров можно скачать здесь.

Предложение о проведении коллективных переговоров (образец)

Уведомление о начале КП вы найдете здесь.

Уведомление о начале коллективных переговоров (образец)

Бланк приказа скачайте тут.

Результаты

Грамотно выполненные коллективные переговоры заканчиваются подписанием рассматриваемых документов. Это могут стать такие вопросы, как порядок ведения рабочего процесса, рассмотрение дисциплинарных взысканий, регулирование текущих правовых и рабочих взаимоотношений между работодателем и нанятыми работниками.

Проведенный коллективный договор после его согласования подписывается представителями обеих сторон, их представителям предоставляются оригиналы решений (в виде официального документа) по всем рассмотренным в ходе проведенного диалога вопросам. Действие его распространяется и проводится в рабочий процесс для всех участников проведенных коллективных переговоров.

Алгоритм проведения коллективных переговоров

Ответственность за невыполнение достигнутых договоренностей

Контроль за точностью реализации обязательств сторонами проведенных коллективных переговоров осуществляется сторонами и органом по труду, который занимается регулированием трудовых взаимоотношений. По статье 51 Трудового кодекса России в течение не больше одного месяца сторонами предоставляются данные о выполнении достигнутых договоренностей.

В этом видео изложена процедура организации и проведения коллективных переговоров работников с работодателем:

21. Коллективные переговоры, понятие и порядок ведения.

Коллективные переговоры — это процедура переговоров представителей работников и работодателей по вопросам подготовки, заключения и изменения коллективного договора, соглашения. До начала переговоров одна из сторон должна уведомить другую в письменной форме предложением о начале переговоров, и эта сторона в течение семи дней со дня получения уведомления должна начать переговоры. Сроки, место и порядок проведения переговоров определяются сторонами. Переговоры могут выражаться в форме консультаций. При этом представители стороны, получившей уведомление в письменной форме о проведении консультаций, обязаны приступить к ним в срок, указанный в уведомлении, но не позднее семи календарных дней со дня его получения.

Сторонами переговоров выступают представители работников и работодателей. В случае отказа или уклонения работодателя, администрации организации

от ведения переговоров другая сторона вправе начать коллективный трудовой спор.

Ведение переговоров, подготовка договоров и соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Участники переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ). В случаях когда стороны в ходе переговоров не пришли к согласию по какому-либо вопросу составляется протокол разногласий, он передается примирительной комиссии.

Коллективные переговоры считаются оконченными с момента подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий означает начало коллективного трудового спора.

Участники переговоров не должны разглашать полученные ими в ходе переговоров сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне.

22 Участие работников в управлении организацией как форма социального партнерства.

Право работников на участие в управлении организацией рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле оно реализуется в рамках индивидуальных правоотношений и состоит в получении отдельными работниками информации от работодателя, внесении ими предложений по улучшению организации производства и труда. В узком смысле — это воздействие работников организации через свои органы представительства на принимаемые работодателем решения в рамках коллективно-трудовых правоотношений. Участие работников в управлении организацией может осуществляться в различных формах. Основными видами участия работников, их представителей в управлении организацией являются следующие: 1) Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором. ТК РФ прямо закрепляет обязанность работодателя принимать отдельные решения с учетом мнения представительного органа работников. Например, статьей 8 ТК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников.

Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;

проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

[1]

Коллективные переговоры и порядок их ведения

Понятие коллективных переговоров в сфере использования несамостоятельного труда, а также мер и средств, содействующих их организации, раскрыты в Конвенции Международной Организации Труда № 154 (1981 г.) «О содействии коллективным переговорам» и ее Рекомендации № 163 (1981 г.) «О содействии коллективным переговорам».

Под коллективными переговорами понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников – с другой, в целях:

а) определения условий труда и занятости;

б) регулирования отношений между работодателем и работниками;

в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.

Следует напомнить, что право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей является одним из основных (статутных) прав, закрепленных в статье 21 ТК РФ.

Правовая процедура ведения коллективных переговоров включает следующие стадии:

1) направление предложения о начале коллективных переговоров представителем одной стороны социального партнерства другой его стороне;

2) направление ответа с указанием представителей другой стороной;

3) формирование комиссии для ведения переговоров;

4) определение круга выносимых на обсуждение проблем;

5) взаимный обмен сторон информацией для ведения коллективных переговоров;

6) определение места, срока и процедуры проведения коллективных переговоров;

7) непосредственно коллективные переговоры;

8) принятие решения, заключение коллективного договора (соглашения).

Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон социального партнерства. Для этого она должна направить другой стороне письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров.

Согласно части 2 статьи 36 ТК РФ представитель стороны, получивший предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязан вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения. Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган, либо иной представительный орган работников, наделенный правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. В том случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению переговоров. Вторую ее часть составляют представители работодателя.

Коллективные переговоры на более высоких, чем локальный, уровнях, как правило, ведутся представителями работников и работодателей. От имени работников выступают соответствующие профсоюзы (объединения профсоюзов), а со стороны работодателей объединения работодателей.

Круг вопросов, которые могут являться предметом коллективных переговоров, законодательство прямо не ограничивает. Участники переговоров свободны в выборе.

Ведение коллективных переговоров невозможно без полной и достоверной информации, представителей сторон о финансово-экономическом положении отдельного работодателя, отрасли экономики, региона, положением работников, условиях труда и т.п. Поэтому стороны обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию для ведения коллективных переговоров. При этом участники переговоров не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной): лица, разгласившие указанные сведения могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Правовая процедура ведения коллективных переговоров трудовым законодательством не регламентируется. В этой связи члены переговорной комиссии вправе самостоятельно разрабатывать правила ведения коллективных переговоров. Они вправе приглашать на свои заседания экспертов, специалистов, которые могут оказать помощь в разработке и принятии коллективного договора или соглашения.

Вопрос 25. Понятие, содержание, структура и порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1299 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.

  2. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.

  3. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.
  4. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  5. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.
Понятие и порядок проведения коллективных переговоров
Оценка 5 проголосовавших: 1