Понятие и признаки объективной стороны административного правонарушения

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие и признаки объективной стороны административного правонарушения". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Лекция 8. Административная ответственность

8.3. Состав административного правонарушения

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

[3]

специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

[1]

— небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

— самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Читайте так же:  Заявление на развод с детьми

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона любого правонарушения, не смотря на то, уголовное ли это преступление или административный проступок, выражается в деянии виновного лица, которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования. Деяние это может выражаться как в действии, так и в бездействии виновного лица. Деяние виновного лица образует основу объективной стороны любого правонарушения. Кроме того, в объективную сторону правонарушения помимо деяния включаются предмет, место и время, а также средства и способ совершения правонарушения.

Для объективной стороны административного правонарушения свойственно действие или бездействие виновного лица. Иначе будет отсутствовать само событие правонарушения. В свою очередь, это будет означать отсутствие и самого состава правонарушения, в связи с чем лицо, привлекаемое к административной ответственности, не понесет наказания, так как оно соответственно не совершило самого действия. А раз нет деяния, нет и вины. Данное правило проистекает из общего принципа российского права о презумпции невиновности: «лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина».

Примером изложенного служат в частности неисполнение решения избирательной комиссии; уничтожение межевых знаков границ земельных участков; нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов; нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне и т.д. правонарушение административный юридический

Таким образом, все составы правонарушений, предусмотренные административным законодательством, содержат указания на форму деяния виновного лица, хотя большинство правонарушений и выражается в форме действия.

К элементам объективной стороны правонарушения относится и причинная связь между деянием и наступившими последствиями, а также причиненный вред. Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности или ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других лиц, ущемление их субъективных прав и свобод. Вред может посягать на любые интересы общества.

Совокупность признаков, установленных нормами административного права, характеризующих объективную сторону административного правонарушения можно разделить на два вида:

  • *основные: собственно деяние в форме действия либо бездействия, общественно вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями;
  • * факультативные: время, место, способ, признак административного правонарушения.

Содержание объективной стороны может включать характер деяния:

  • *неоднократность — совершение двух или более однородных административных правонарушений. Неоднократность квалифицируется как единое правонарушение;
  • *повторность: под повторностью подразумевается совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию;
  • * злостным, систематическим, продолжающимся административным правонарушением является совершение ряда возобновляемых во времени, тождественных действий или бездействия, составляющих в совокупности единое правонарушение.

Признак злостности характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица.

Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами — к примеру, систематическое нарушение водителями Правил дорожного движения.

Длящееся правонарушение — действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.

Под продолжаемым административным правонарушением понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности. Продолжаемый проступок — это несколько действий, каждое из которых является проступком, но, как правило, они объединены единым умыслом.

Способом совершения правонарушения выступают те обстоятельства, посредством которых виновное лицо нарушило предписания федерального и регионального административного законодательства. Примером может служить следующее: «принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого».

Время и место совершения правонарушения определяются временным промежутком, в течение которого совершено или совершается длящееся правонарушение, и дислокацией, где совершен конкретный административный поступок или наступили негативные последствия для охраняемых административным законодательством общественных правоотношений. Например, при подкупе избирателей или участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, административная ответственность наступает в период избирательной кампании или соответствующей кампании референдума. Особенную актуальность данные правонарушения получают в период выборов в Государственную Думу РФ, а также будут иметь актуальность при выборах Президента РФ в марте 2012 года.

При рассмотрении вопроса о времени совершения правонарушения обязательно следует помнить основной принцип административного права, действие законодательства об административных правонарушениях во времени: более «жесткий» закон не имеет обратной силы. Вследствие этого лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и в месте совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего его, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Читайте так же:  Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья

Местом совершения административного правонарушения следует считать территорию РФ, а, в частности, отдельные ее части, например при нарушении режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ местом совершения данного проступка является соответствующий пункт пропуска через нее.

Таким образом, названные элементы объективной стороны имеют первостепенное значение для квалификации административных правонарушений в правоприменительной, в том числе судебной, практике.

Сердцевину объективной стороны составляют деяние, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и общественно опасными последствиями. Эти признаки принято называть в юридической литературе обязательными, а место, время, обстановку и средства совершения правонарушения называют факультативными признаками. Такие названия весьма условны, так как любое правонарушение характеризуется временем его совершения, конкретными способами, обстановкой и т.п. Например, в ст. 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу. В данном случае для квалификации безразличен способ совершения правонарушения, обстановка и время его совершения, а имеет только факт бездействия. Противоположный пример. В ч.1 ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода. В ч.1 ст. 120 НК РФ законодатель придает значение не только деянию, но и времени его совершения (один налоговый период), переводя признак времени в разряд обязательных для квалификации деяния как правонарушения.

Для ряда состава правонарушения достаточно только совершения деяния, хотя бы оно и не повлекло последствий (выход на работу в нетрезвом состоянии, нарушение правил охраны труда, хранение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения и т.п.). Если это деяние несет вредные последствия, то ответственность за него либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность.

Состав правонарушения включает определение последствия деяния и, соответственно, предполагает установление причинной связи деяния и наступивших последствий, т.е. причиненный вред, к примеру, нарушение правил дорожного движения пешеходом, повлекшее дорожно-транспортное происшествие.

Под причинной связью понимают такую объективную связь между деянием и наступившими последствиями, при которой противоправное деяние предшествует во времени последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие.

Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности или ограничение пользования или, стеснение свободы поведения других лиц (организаций), ущемление их субъективных прав. Формы выражения вреда многообразны. Он может носить физический, материальный и иной характер, посягать на специфические или общие интересы. Некоторые правонарушения влекут организационные последствия, заключающиеся в нарушении нормальной деятельности учреждений и органов. Например, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ), приводит к нарушению нормальной деятельности налоговых органов по проведению налогового расследования.

Бесспорно, характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, но правонарушение всегда имеет социальный вред. Он может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или нет, более или менее значительным, ощущаемым отдельным человеком, коллективом и обществом в целом. Однако наличие вреда является необходимым признаком всякого правонарушения, обуславливающим все правонарушения в качестве общественно опасных деяний. Поэтому, характер деяния и причиняемый при этом вред являются объективными основаниями для определения степени общественной опасности, ограничения правонарушений от иных отклонений от правопорядка.

Из вышеизложенного следует, что значение вопроса о составе правонарушения весьма велико. Состав правонарушения — это своего рода его идеальная модель, понятие состава позволяет определить существенные признаки конкретных правонарушений. Только полный состав, т.е. набор всех его обязательных элементов, позволяет делать вывод о факте правонарушения и о возможности на этом основании привлечь виновное лицо к юридической ответственности.

Объект и объективная сторона административного правонарушения

Поскольку правонарушение — это всегда социальное, общественно значимое явление, то даже в ситуации, когда, казалось бы, вред нанесен только потерпевшему, правонарушитель наносит определенный урон (ущерб) обществу. В связи с этим объектом любого административного правонарушения всегда выступают общественные отношения. Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

В теории административного права объекты посягательств административных правонарушений традиционно подразделяются на четыре группы: общий, родовой, видовой и непосредственный. Такое деление имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно позволяет правоприменителю осуществлять процесс квалификации административных правонарушений, т.е. отнести противоправное деяние к конкретной статье Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях либо статье закона субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права (конституционного, трудового, гражданского, земельного, экологического, финансового), охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности.

Родовым объектом является группа однородных общественных отношений, возникающих в отдельной сфере (например, родовым объектом правонарушений, предусмотренных гл. 15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; а гл. 20 — общественный порядок, общественная безопасность). В КоАП РФ используется смешанный способ группировки составов административных правонарушений в главы — по родовому объекту и сфере (отрасли), в которой совершено правонарушение.

Читайте так же:  Согласование козырька над входом в нежилое помещение

Видовой объект — разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общая для правонарушений, входящих в одну главу (правила осуществления валютных операций, порядок работы с наличностью, правила воинского учета и т.д.). Выделение видового объекта является необходимым и оправданным, поскольку именно такая система объектов детально разграничивает общественные отношения между собой и, как следствие, позволяет правоприменителю более качественно осуществлять процесс квалификации административных правонарушений и эффективно назначать виновным лицам административные наказания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Под непосредственным объектом рассматривается та часть однородных общественных отношений, которым административным правонарушением непосредственно причиняется ущерб (например, право владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом при совершении мелкого хищения). В качестве непосредственного объекта могут выступать конкретные нормы, правила, предписания, требования, запреты. Непосредственный объект позволяет разграничивать однородные административные правонарушения между собой.

В ряде случаев объект административного правонарушения тесным образом связан с предметом правонарушения, т.е. с предметами внешнего, материального мира, на которые воздействует правонарушение и которым причиняется ущерб (например, налоговая декларация или бухгалтерские учетные документы для административных правонарушений в области налогов и сборов). Однако предмет административного правонарушения нельзя отождествлять с объектом, хотя он и является элементом общественных отношений, его составной частью и, следовательно, охрана общественных отношений предполагает охрану элементов, их образующих.

Особую роль для правоприменителя играют родовой и непосредственный объекты, так как именно с их помощью разрешаются спорные ситуации, возникающие при конкуренции материальноправовых норм, устанавливающих административную ответственность (например, квалификация действия либо бездействия по ст. 6.4, 6.5, 6.6 или ст. 6.7 КоАП РФ зависит от непосредственного объекта посягательства).

Объективная сторона административного правонарушения выступает выражением внешней стороны конкретного противоправного деяния, посягающего на общественные отношения. Именно посредством объективной стороны правоприменитель осуществляет первоначальную правовую идентификацию административного правонарушения по отнесению его к конкретному виду.

Объективная сторона любого административного правонарушения характеризуется двумя группами признаков: обязательными и факультативными.

1. В число обязательных признаков входит само противоправное деяние, его общественно вредные последствия и логическая причинная связь между ними.

Деяния, составляющие объективную сторону административных правонарушений, могут выражаться как в действиях, нарушающих установленные законодательством запреты и предписания, так и в бездействии, влекущем неисполнение предусмотренных законодательством обязанностей.

Часть административных правонарушений совершается только путем бездействия (например, непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, — ст. 19.6 КоАП РФ).

Отдельные административные правонарушения совершаются в форме действия, причем нескольких видов. Например, объективную сторону ст. 15.7 КоАП РФ «Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику» составляют действия двух видов:

  • 1) открытие счета организации без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • 2) открытие счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии решения о приостановлении операций по счетам этого лица.

Некоторые административные правонарушения одновременно содержат в диспозиции своих составов несколько самостоятельных правонарушений, объективная сторона которых выражается как в форме различных действий, так и в форме бездействия. Например, по ст. 15.6 КоАП РФ непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может осуществляться как путем непредставления или отказа представления сведений, так и путем представления таких сведений в искаженном виде.

По конструкции объективной стороны административные правонарушения подразделяются на формальные и материальные составы.

Для формальных составов свойственно то, что их выполнение не влечет каких бы то ни было материальных последствий. Следовательно, и общественно вредные последствия, и причинная связь не могут рассматриваться в качестве обязательных признаков применительно к данной группе составов. Законодатель для административных правонарушений с формальным составом прямо не указывает на наступление вредных последствия деяния (например, ст. 15.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации).

Административные правонарушения, которые влекут негативные последствия материального характера, по конструкции состава являются материальными. Для них наступившие вредные материальные последствия являются обязательным признаком и условием привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Для административных правонарушений с материальным составом между наступившими общественно вредными последствиями и деянием субъекта обязательным элементом является причинно- следственная связь. В отсутствие причинной связи ответственность исключена.

С объективной стороны административные правонарушения могут быть простыми и сложными.

Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт противоправного поведения (например, мелкое хищение — ст. 7.27 КоАП РФ).

Сложное деяние может состоять из нескольких самостоятельных действий либо растянуто во времени.

Различаются следующие разновидности сложных деяний, являющихся административно наказуемыми:

  • • с двумя разными действиями:
  • • состоящие из альтернативных действий;
  • • длящиеся;
  • • продолжаемые.

Административное правонарушение с двумя разными действиями характеризуется совершением правонарушителем двух и более действий, каждое из которых содержит признаки отдельного административного правонарушения, но в рамках одного противоправного деяния (например, мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти, — ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ).

Административным правонарушением, состоящим из альтернативных действий, является такое правонарушение, в котором предусматривается несколько вариантов действий, выполнение каждого из которых или нескольких вместе влечет наступление административной ответственности (например, нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему — ст. 20.8 КоАП РФ).

Читайте так же:  Временная регистрация максимальный срок для граждан россии

Длящимися признаются такие административные правонарушения, которые, начавшись с какого-либо противоправного действия или бездействия, осуществляются затем непрерывно путем неисполнения правовой обязанности (например, проживание гражданина без регистрации — ст. 19.15 КоАП РФ).

Длящееся административное правонарушение прекращается либо фактически или же юридически. При фактическом прекращении само виновное в его совершении лицо предпринимает действия по исполнению правовой обязанности (например, становится на регистрационный учет), либо оно прекращается в результате изменения обстановки. Юридическое прекращение административного правонарушения происходит в случае привлечения лица к административной ответственности.

Продолжаемым является административное правонарушение, складывающееся из последовательности тождественных, тесно связанных между собой правонарушений, совокупность которых образует единое правонарушение (например, мелкое хищение, совершаемое в несколько приемов, но охватываемое единым умыслом лица, так же как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности).

2. Факультативные признаки объективной стороны правонарушения — это дополнительные критерии, характеризующие условия и обстоятельства совершения правонарушения. В административном праве в качестве таковых выделяются: место, время, способ, орудия, средства, характер совершения правонарушения и т.п. Они присутствуют не во всех составах административных правонарушений. Однако если в конкретном составе какой-либо из них предусмотрен, он становится обязательным признаком объективной стороны правонарушения.

Место совершения имеет юридическое значение для отдельных видов административных правонарушений. Так, административная ответственность по ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах» возможна в тех случаях, когда производство выстрела осуществляется в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах.

Время как признак объективной стороны административного правонарушения в большей степени имеет значение при совершении правонарушения в форме бездействия. В этом случае признаком бездействия выступает срок, заранее установленный период, по истечении которого бездействие приобретает статус правонарушения. Так, налогоплательщик совершает административное правонарушение в случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) или в случае пропуска без уважительной причины срока представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ).

Под способом понимается конкретная форма действия, его вариант, т.е. определенная последовательность действий и приемы, применяемые правонарушителем. Способ совершения административного правонарушения неразрывно связан с самим деянием, поскольку он указывает, каким путем совершается противоправное действие (например, мелкое хищение может совершаться такими способами, как кража, мошенничество, присвоение или растрата).

Средства совершения правонарушения иногда относятся к признакам объективной стороны. В качестве них могут выступать предметы и вещества, свободный оборот которых запрещен либо ограничен (взрывчатые вещества, гражданское и служебное оружие, этиловый спирт и т.д.).

Среди факультативных признаков объективной стороны административного правонарушения важное значение имеют признаки, выступающие в качестве квалифицирующих: неоднократность, повторность, длительность противоправного посягательства и т.п.

Неоднократность предполагает совершение лицом в течение установленного законом периода (как правило, одного года) однородных правонарушений, ни за одно из которых оно не подвергалось административному наказанию.

От неоднократности отличается повторность, которая выражается в совершении одним и тем же лицом в течение установленного законом времени правонарушения, за которое оно уже подвергалось наказанию ранее. Неоднократность является признаком административного правонарушения, а повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за него.

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Понятие, сущность и признаки административного правонарушения

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

  • Противоправность

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Читайте так же:  Споры подсудные арбитражному суду

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения:

[2]

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства. Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями.

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Видео (кликните для воспроизведения).

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источники


  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.

  2. Котенев А. А., Лекарев С. В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. Секьюрити; Ягуар — М., 2013. — 504 c.

  3. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.
  4. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  5. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
Понятие и признаки объективной стороны административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here