Понятие и содержание борьбы с преступностью

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие и содержание борьбы с преступностью". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Понятие и содержание борьбы с преступностью

Борьба с преступностью осуществляется в единстве трех ее направлений:

  1. общей организации борьбы;
  2. предупреждения преступности;
  3. правоохранительной деятельности.

Полное искоренение преступности в обозримом будущем не может быть осуществлено в силу разных причин. Задача государства и всего общества в настоящее время — создание эффективных мер, основополагающих начал борьбы с этим общественно-опасным явлением.

Наиболее важные из них: приоритет предупредительной деятельности над правоохранительной; осуществление борьбы всем обществом; соблюдение принципа законности; комплексное осуществление борьбы с преступностью; обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом; международное и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

Общая организация борьбы с преступностью включает:

  1. информационно-аналитическую деятельность при регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных (создание систем учета преступности, статистической отчетности);
  2. криминологическое прогнозирование — это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.

1. Определение стратегии борьбы с преступностью. На основе оценок криминологической ситуации (преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство определяет стратегию.

2. Программирование борьбы с преступностью может быть:

  1. долгосрочным (общие направления стратегии борьбы с преступностью);
  2. среднесрочным (например на 2 года);
  3. краткосрочным (на квартал, полугодие).

3. Законотворчество в сфере борьбы с преступностью тесно связано с программированием борьбы с преступностью. Законы должны адекватно реагировать на вновь возникающие криминогенные факторы.

4. Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью (управленческая деятельность, контроль, подбор кадров, организация повышения их квалификации, разработка новой техники).

5. Организация и развитие научных исследований борьбы с преступностью: развитие научно-исследовательских учреждений, подготовка научных кадров, внедрение результатов достижений науки в практику.

6. Правоохранительная деятельность включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.

Проблемы борьбы с преступностью в Республике Казахстан

Понятие и содержание борьбы с преступностью. Понятие, предмет и виды криминологического прогнозирования. Понятие, значение и система предупреждения преступности. Показатели и группы преступлений, закономерности, определяющие их природу и предпосылки.

Рубрика Государство и право
Предмет Право
Вид дипломная работа
Язык русский
Прислал(а) Тина
Дата добавления 05.04.2014
Размер файла 101,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие и значение криминологического прогнозирования. Особенности, виды и методы криминологического прогнозирования. Планирование мер борьбы с преступностью. Разработка программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

реферат [39,8 K], добавлен 09.11.2010

Исследование видов криминологического прогнозирования и проектирования в сфере преступности. Особенности прогнозирования преступности несовершеннолетних в Республике Казахстан. Разработка программ борьбы с преступностью на общегосударственном уровне.

[2]

дипломная работа [103,6 K], добавлен 25.10.2015

Понятие и предмет криминологического прогнозирования. Установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем. Оценка развития преступности в перспективе. Планирование борьбы с преступностью, ее предупреждение.

курсовая работа [57,1 K], добавлен 29.05.2015

Понятие организованной преступности. Формы проявления организованной преступности. Срастание организованной преступности с коммерческими и государственными структурами. Проблема реализации уголовно-правовых мер борьбы с организованной преступностью.

дипломная работа [114,5 K], добавлен 03.04.2014

Понятие, признаки и цели трансграничной и организованной преступности. Понятие международного сотрудничества в сфере борьбы с трансграничной преступностью, ее права и основы. Отечественная нормативно-правовая база по борьбе с трансграничной преступностью.

курсовая работа [39,5 K], добавлен 07.06.2012

Анализ состояния, структуры и динамики преступности в Республике Казахстан. Причины, оказывающие негативное влияние на преступность. Роль органов внутренних дел в профилактике преступлений. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью.

дипломная работа [112,8 K], добавлен 05.08.2015

Актуальность проблемы борьбы с преступностью в Российской Федерации, данные статистики раскрываемости преступлений по Москве и России в целом. Принимаемые меры по борьбе с коррупцией. Влияние мирового кризиса на уровень преступности в различных странах.

эссе [16,2 K], добавлен 09.12.2011

Прогнозирование в сфере преступности. Масштабность проблем борьбы с преступностью. Понятие, сущность и критерии эффективности проектирования и прогнозирования в сфере преступности. Особенности преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь.

контрольная работа [17,6 K], добавлен 18.01.2009

Понятие, предмет, виды и характеристика основных методов криминологического прогнозирования. Исследование причин преступности, криминологическое прогнозирования оперативной обстановки, планирование и координация работы по предупреждению преступлений.

курсовая работа [50,0 K], добавлен 24.06.2011

Понятие предупреждения преступности. Возможности восстановления и развития системы участия общественности в предупредительной деятельности. Координационные органы в сфере предупреждения преступности. Международные организации в борьбе с преступностью.

контрольная работа [45,8 K], добавлен 01.03.2014

Вопрос 141 Понятие, содержание и особенности международной борьбы с преступностью, ее цели и формы

При подходе к этой теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию этого государства. В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не является международной в буквальном смысле этого слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом этого государства.

С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами. Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.

Читайте так же:  Порядок переселения из аварийного жилья собственников

В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. В части, касающейся уголовной сферы, в этих соглашениях регулируется порядок взаимодействия судебно-следственных органов двух стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где ими совершены преступления. Межгосударственные и межправительственные двусторонние договоры, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств, например МВД, Таможенного комитета, более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Помимо двустороннего сотрудничество государств осуществляется также на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений стран определенного региона. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как ОАГ, ЛАГ, ОАЕ и др. В 1971 году 14 государств — членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение.

Большая работа в этом отношении проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют конвенции: о выдаче преступников; о правовой помощи по уголовным делам; о признании приговоров по уголовным делам; о передаче судопроизводства по уголовным делам; о правонарушениях в отношении культурных ценностей; об “отмывании”, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.

Представляет интерес Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Она была подписана в 1978 году в Берлине в основном странами Центральной и Восточной Европы и является в настоящее время действующей.

Быстро развивается сотрудничество в этой области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с ростом преступности в странах СНГ, так и по причине открытости границ, что лишает государства возможности успешно бороться с преступностью в одиночку. В августе 1992 года все государства — члены СНГ, а также Грузия подписали Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией. В январе 1993 года в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие статьи этой Конвенции посвящены оказанию правовой помощи по уголовным делам. Они регламентируют сотрудничество по таким вопросам, как выдача преступников, осуществление уголовного преследования, рассмотрение дел, подсудных судам двух или нескольких государств, передача предметов, использованных при совершении преступления, обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т. п.

В ходе развития сотрудничества между государствами довольно быстро обнаружилось, что нельзя ограничиться двусторонними и региональными соглашениями. Стало ясно, что некоторые виды преступлений затрагивают интересы всего мирового сообщества, что создало предпосылки для выхода сотрудничества государств в данной области на универсальный уровень.

Начался процесс заключения многосторонних договоров, и если во времена Лиги Наций в них участвовали десятки государств, то в период деятельности ООН их количество превысило сотню .

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие борьбы с преступностью

Когда речь идет о противостоянии преступности, обеспечении ее снижения и уменьшении степени ее общественной опасности, употребляется множество терминов.

В криминологической и иной специальной литературе, а также официальных документах и публицистических материалах встречаются понятия: уголовная политика, борьба с преступностью, война, контроль, противодействие преступности, предупреждение, профилактика и др. При этом до сих пор каждое из указанных понятий вызывает научные споры и не может оцениваться как достаточно определенное или по крайней мере однозначное. Это создает значительные сложности как в уяснении смысла того, о чем идет речь в конкретном случае, так и в практической деятельности.

За каждым из терминов стоит разное содержание. Поэтому точное определение терминологии – непременное условие четкости в решении проблемы борьбы с преступностью.

Понятие «уголовная политика» появилось в работах авторов того времени, когда, во-первых, речь стала идти не только об отдельных преступлениях и реагировании на них, но и впервые была поставлена задача успешного противостояния множеству преступлений. Понятие «преступность», как качественно иное по сравнению с понятием «множество преступлений», тогда отсутствовало. Во-вторых, реагирование на преступления начало в этот период увязываться не только с мерами, которые называли «карательными»[275]’, но и с такими, которые способны предупреждать преступления.

При этом термин «политика» понимался не в том значении, которое он имел в Греции (термин пришел оттуда), т. е. как искусство управления государством, а в другом, фиксируемом в словарях русского языка. Это – образ действий, направленных на достижение чего-либо, направление этих действий.

В литературе отмечалось, что трудно установить, кто впервые употребил термин «уголовная политика», но в 1804 году Фейербах говорил о ней как об уже существующем понятии и разграничивал его с уголовным правом. Об уголовной политике писали Хенке, Бентам, Бемер, Капплер, Лист, а в дореволюционной России – Чубинский, Фойницкий, Пионтковский, Таганцев, другие авторы. В 60–90-е годы XX века уголовной политике в России значительное внимание уделяли многие авторы: А.А. Герцензон, В.Н. Кудрявцев, П.С. Дагель, М.М. Бабаев, Г.М. Миньковский, М.П. Клейменов и целый ряд других авторов[276]. А.А. Герцензон писал: «Уголовная политика – это часть общей политики социалистического государства наряду с политикой экономической, социально-культурной и т. д. Она направляет деятельность органов государственной власти и общественности в борьбе с преступлениями и иными общественно опасными поступками, основываясь на точном исполнении законов»[277] .

Анализ работ показывает, что всегда существовали два принципиально разных подхода к пониманию уголовной политики. Одни авторы исходили из того, что в рамках уголовной политики решаются вопросы воздействия на преступления (преступность) уголовно-правовыми средствами, и, соответственно, данный подход разрабатывался в рамках социологии уголовного права (Фейербах, Лист ‘и др.). Во второй половине XX века в России этот подход также существовал[278]. Но все-таки в 80-х годах преобладал второй.

Суть второго подхода сводится к тому, что уголовная политика касается всех мер воздействия на преступность. Даже высказывалось утверждение, что понятие борьбы с преступностью не должно выводиться за пределы уголовной политики[279]. Как отмечалось в научных дискуссиях, данный подход фактически отождествляет понятия «уголовная политика» и «борьба с преступностью».

Термин«борьба с преступностью» широко применяется в правовых и других официальных документах, а также в научных трудах. Организация Объединенных Наций проводит конгрессыпо борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями.

Теоретический анализ содержания данного термина показывает, что он применяется для обозначения сложной системно-структурной деятельности, имеющей цель добиться снижения преступности и степени ее общественной опасности, устранить или нейтрализовать детерминанты, причины преступности. Правда, в разные периоды эта цель формулировалась по-разному, в том числе максималистски: ликвидировать преступность и корни, ее порождающие. Но, поскольку такой подход был оценен как»криминологическая романтика» и сейчас практически не имеет сторонников, нет необходимости уделять ему какое-либо особое внимание.

Читайте так же:  Регистрация и прописка

Достижение указанной цели понималось таким образом, чтоборьба с преступностью представляет собой одну из сфер социального управления в широком смысле слова, так как это прежде всего воздействие на причины и условия, порождающие преступления и преступность, влияющие на их развитие. Борьба с преступностью предполагает также воздействие на лиц, совершающих преступления, саму преступность в целях недопущения рецидива преступлений и самодетерминации преступности. То есть сюда же включается правоохранительная деятельность по раскрытию и пресечению преступлений, выявлению виновных и их наказанию.

«Предупреждение преступности» – принятый в криминологии термин, означающий целенаправленное воздействие на причины и условия преступности. В работе «Теоретические основы предупреждения преступности», говорится, что «предупреждение преступности – многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности»[280]. Это определение стало традиционным, оно же воспроизведено в «Курсе советской криминологии» (Т. 1. М. , 1985), на него опираются при проведении исследований многие криминологи.

Этот термин, разумеется, не является бесспорным. Его критики пишут о том, что нельзя предупредить то, что уже имеется, включая преступность. С этой точки зрения термин безусловно уязвим, но он вошел в научный оборот и вряд ли имеет смысл революционно ломать устоявшийся понятийный аппарат. Наряду с этим термином часто употребляют другой – «профилактика». Одними авторами эти два понятия трактуются как синонимы, другие видят в них различия (B.C. Лекарь, Г.А. Аванесов и др.). Практически все чаще о профилактике говорят применительно к пресечению конкретных преступлений, когда речь идет о своевременном обнаружении фактов замышления преступлений, приготовления к их совершению и реагировании на эти факты.

В таком виде профилактика служит как бы мостиком между предупреждением преступности в указанном выше классическом смысле и правоохранительной деятельностью (см. подробнее главы 12 и 13).

В последнее время особенно часто ставится под сомнение допустимость применения термина«борьба с преступностью». Его предлагают заменить другими:«контроль», «противодействие». Иногда употребляют и понятие«война». Однако указанные определения представляются более уязвимыми, чем «борьба с преступностью».

Слово «борьба» в словарях русского языка трактуется как активное столкновение противоположных интересов, групп, мнений и т. п. в целях приобретения господства одних над другими. Это всегда такая деятельность, которая преследует определенную цель. В преступности находят свое проявление интересы, ценности, установки, находящиеся в непримиримом противоречии с теми, которые охраняются законом.

Цель в этом случае – прежде всего не допустить массового нарушения уголовного закона путем воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, а в случае его нарушения – применить к виновным меры государственного принуждения для того, чтобы добиться их отказа от преступного поведения. Компромисс здесь не допускается ни государством, ни обществом.

Другими словами, борьба с преступностью – это активное столкновение общества с преступностью для обеспечения господства закона и охраняемых им интересов, ценностей, норм поведения, осуществляемое в форме целенаправленной наступательной деятельности на причины, условия преступности и ее саму.

Профессор С. В. Бородин пишет: «Мы исходим из того, что борьба с преступностью как социально-политическая категория есть целенаправленная деятельность, проводимая государством и обществом на основе материалистического понимания преступности и ее причин»[281].

Что касается«контроля», то в русском языке это слово обозначает проверку чего-либо, кого-либо, наблюдение за кем-либо, чем-либо с целью проверки. Использование-этого понятия в криминологии до сих пор не было убедительным, о чем совершенно обоснованно писал И. И. Карпец. Примером может служить и учебник «Криминология», где говорится, что «Криминология – общетеоретическая наука о методах контроля за преступностью и борьбы с ней (включая в понятие борьбы с преступностью и ее предупреждение на всех стадиях и во всех выработанных наукой и практикой формах)»[282]. Таким образом, авторы ввели термин «контроль», но не отказались и от понятия «борьба». В итоге такая позиция стала уязвимой. Тем более что предупредительная деятельность включает и меры социального контроля как социально-системного воздействия общества и социальных групп на личность и малые группы.

«Противодействие» в целом трактуется как уничтожение другого действия, идти наперекор чему-либо, мешать чему-либо. Очевидно, что данный термин не отражает сути рассматриваемой деятельности.

Во-первых, не только государство «мешает» преступности, ни и преступность – обществу, государству. Борьба с преступностью – это особый вид взаимодействия двух противоположных сторон. Хотя преступность и производив от общества, но она – относительно самостоятельный социальный феномен, обладающий способностью к самоорганизации и самодетерминации, активного сопротивления ему:

Во-вторых, рассматриваемый термин не охватывает всего комплекса мер воздействия на преступность как на социальное явление со сложным причинно-следственным комплексом, в том числе недопущения нарушения уголовного закона, а в случаях его нарушения – применения к виновному мер государственного принуждения.

Аналогично может быть оценен и термин«воздействие»на преступность[283], ибо воздействие – это одностороннее действие, направленное на кого-либо или что-либо с целью добиться чего-либо.

Провозглашение «контроля за преступностью», предполагает оказание ей только «противодействия». «Воздействие» несет в себе определенного рода компромисс, влечет поиск взаимных уступок , что совершенно очевидно является недопустимым. В основе преступности лежит такая система установок, ценностей, ориентации, которые находятся в антагонистическом противоречии с закрепленными в праве, общественной морали. Предупреждение преступности вовсе не означает компромисса с ней.

При употреблении термина«война с преступностью»,казалось бы, делается акцент именно на указанное антагонистическое противоречие. Но если данную войну отождествлять с войной не на жизнь, а на смерть, то она не укладывается в рамки последней. В борьбе с преступностью упор делается на предупреждение, удержание лиц от совершения преступлений, а если выявляется их преступная деятельность, то прежде всего должен решаться вопрос о ее мотивах, причинах, о том, не целесообразно ли к лицу сначала применить заменяющие уголовное наказание меры и не следует ли ему оказать необходимую социальную помощь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Традиционным представлениям о войне это не соответствует, ибо в подлинной войне противника стремятся уничтожить любыми средствами, любыми средствами подавить его атаку либо сопротивление. Объявление войны означает, что дающая отпор армии сторона находится в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости. В борьбе с преступностью эта аналогия чревата внезаконным принуждением, расправой с преступниками на месте преступления или задержания и другими весьма общественно опасными последствиями.

Кстати, все это должно по возможности исключать армию из числа субъектов борьбы с преступностью. Армия рассчитана на победу над внешним врагом, но государству нельзя использовать те же методы применительно к своим гражданам.

[3]

С другой стороны, возможно ли перемирие с теми, кто совершает преступления? Опыт показывает, что их освобождают от наказания, им помогают только в одном случае и при одном условии – раскаянии и отказе от совершения преступлений в дальнейшем. Иначе при совершении новых преступлений вновь применяют государственное принуждение вплоть до смертной казни за тяжкие преступления против жизни людей. Нельзя игнорировать наличие неоднократно судимых лиц, профессиональную и организованную преступность с их лидерами и активными деятелями.

Читайте так же:  Суд и его роль в уголовном судопроизводстве

Общество, каким бы гуманным и снисходительным оно ни было, не может себе позволить роскошь допускать преступное поведение (а тем более указанных категорий лиц), эффективно его не пресекать и не применять к виновным самые строгие меры государственного принуждения. Оно за эту снисходительность будет платить десятками тысяч жизней, здоровьем, честью, достоинством, спокойствием, имуществом своих членов. Да и граждане не потерпят правительства, которое лишает их права не быть жертвой преступлений. Преступность и политика тесно взаимосвязаны.

Это они объявляют войну обществу, и общество не вправе пасовать перед ними. Любое цивилизованное общество противостоит преступности, а иначе оно просто не сохранит себя как цивилизованное. Но одновременно, разумеется, это противостояние должно осуществляться в рамках закона, носить цивилизованные формы, причем не только по отношению к лицам, совершившим преступления, но и к потерпевшим.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Понятие борьбы с преступностью и ее основные направления.

В криминологической литературе советского периода проблема борьбы с преступностью в широком плане не относилась к предмету Криминологии. Больше речь шла о предупреждении преступности. Так, в Курсе советской криминологии (М. юр. лит. 1985. стр. 13) предупреждение преступности рассматривалось как наиважнейший составной элемент предмета криминологии, и это подтверждалось следующим тезисом: «Все ее предмета (криминологии) составные части: учение о преступности, концепция причин преступности, учение о личности преступника – являются базой для успешного решения проблемы предупреждения преступности».

В этом плане была разработана концепция предупреждения преступности, по этой проблеме вышел в свет специальный труд как результата целевого исследования ведущих криминологов того периода (см. Теоретические основы предупреждения преступности. М. 1977).

Такой узкий подход к проблемам борьбы с преступностью, очевидно, можно объяснить ограниченным охватом многообразия вопросов, которые с этим были связаны, в период становления криминологических исследований в стране.

В последующем криминологи проблемы борьбы с преступностью стали рассматривать в более широком диапазоне, и в теоретическом и в практически-прикладном планах. Этой проблемой занялись криминологи – энтузиасты. В частности С.В. Бородин, который в 1990 году выпустил объемную книгу «Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы» (М. «Наука». 1990). Этому особенно способствовало принятие Съездом народных депутатов РФ 14 декабря 1992 года постановления «О состоянии законности борьбы с преступностью и коррупцией», в котором устанавливалась необходимость строить борьбу с преступностью на основе комплексных государственных программ с охватом всех направлений и аспектов этой борьбы.

[1]

«Борьба с преступностью» — это понятие многоаспектное, разностороннее и весьма емкое по содержанию. Эта война с большим злом в обществе со своей стратегией и тактическими приемами. Точно так же, как преступность охватывает все общество, весь государственный организм, проникая во все их поры, она привлекает внимание всего общества, всего государственного механизма и каждого гражданина, которые и должны вносить свою лепту в борьбу с нею.

Диапазон и содержание борьбы с преступностью проявляется в ее основных направлениях, которые образуют ее стратегию и заключаются в следующем.

Первым направлением борьбы с преступностью следует считать официальную криминализацию всех общественно опасных деяний, человеческих поступков. Государство в лице его законодателя должно, если оно последовательно руководствуется принципом законности, определить исчерпывающий перечень всех реально совершаемых и потенциально общественно опасных деяний в качестве преступлений, установить для них адекватные меры ответственности и наказания в виде санкций по каждому составу преступления. Очень важно, и это мы подчеркиваем, чтобы санкции строго соответствовали характеру и степени общественной опасности преступления, были пропорциональны содеянному. Их неадекватность, допускаемая под видом гуманизации уголовной ответственности и наказания, открытая либерализация уголовной политики – все это самая вредная услуга эффективности борьбы с преступностью.

Таким образом, процесс криминализации общественно-опасных деяний очерчивает контуры модели реальной и возможной преступности в стране, которая и привлекает к себе внимание государства и общества, делает ее объектом внимания в научно-теоретическом и практически-прикладном плане.

Процесс криминализации тем и важен в борьбе с преступностью, что им оповещаются все физические и юридические лица о недопустимости под угрозой уголовной ответственности и наказания совершения охваченных ею общественно-опасных деяний. Отсюда, доведение до правосубъектных лиц велений закона – это обязанность самого законодателя и соответствующих государственных органов. К сожалению, отсутствие налаженной право просветительной и правовоспитательной работы ослабляет потенциал самого уголовного закона в борьбе с преступностью, в ее предупреждении.

Вторым направлением борьбы с преступностью является многосторонняя предупредительно-профилактическая деятельность всех субъектов борьбы с преступностью.

Предупреждение преступности криминологами трактуется по разному, более узко или более шире. Сторонники данной концепции, авторы учебника по Криминологии под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского (М. Изд. Бек, 1998, стр. 177) дают следующее понятие: «В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а так же на удержание перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведения которых указывает на такую возможность».

Прямо скажем, мудреная формулировка и своеобразная, но в принципе приемлемая как один из вариантов пояснения того, что такое предупреждение преступности.

На наш взгляд, в качестве второго направления борьбы с преступностью скорее надо говорить о профилактике преступлений, предусмотренных уголовным законом, с учетом причин, условий и иных обстоятельств их совершения в реальной практике.

Читайте так же:  Дополнительные расходы на ребенка кроме алиментов

Поскольку проблемам профилактики преступлений мы посвятили относительно самостоятельный спецкурс лекций, ограничимся сказанным о втором направлении борьбы с преступностью.

Третье направление борьбы с преступностью заключается в уголовном преследовании лиц, совершающих реально конкретные преступления. Конечно, было бы здорово, если бы на уровне профилактики и предупреждения предотвращалось бы совершение преступлений. Но, увы, ни суровый уголовный закон, ни меры профилактики этого не обеспечивают, тем более, если они плохо организованы и мало действенны. Преступления совершают, и будут совершаться, и задачей борьбы с преступностью является обеспечить неотвратимость уголовной ответственности и наказания за каждое совершенное преступление.

А для этого необходимо, чтобы все совершенные преступления выявлялись, каждое выявленное преступление раскрывалось, а виновное в его совершении лицо изобличалось, передавалось суду и получало по заслугам адекватное наказание и должным образом его отбывало.

Четвертое направление в борьбе с преступностьюохватывается деятельностью уголовно-исполнительной системы, которая и должна обеспечивать надлежащее отбывание наказания и эффективное исправительно-воспитательное воздействие на каждого осужденного, чтобы достигались основные цели исполнения наказания – исправления осужденного, предупреждения совершенных новых преступлений как в частно-предупредительном, так и общепредупредительном аспектах (ст. 1 УИК РФ). К сожалению, эти цели не находят должной реализации при существенном положении в российской уголовно-исполнительной системе. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что около 40% лиц, освобожденных, из исправительных учреждений вновь совершают преступления.

Таким образом, предупреждение рецидива преступлений приобретает характер относительно самостоятельного пятого направления борьбы с преступностью. Это тем более важно, что количество лиц, осуждаемых условно, т.е. не к реальному отбыванию наказания, а также к иным наказаниям, не связанным с лишением свободы, составляет около 70% всех преступников. Для надлежащей ресоциализации и предупреждения рецидива преступлений они нуждаются внимания и эффективного исправительного воздействия со стороны не только структур уголовно-исполнительной системы, но и всех правоохранительных органов и учреждений социальной защиты, общественных организаций. Таким образом, здесь должно быть задействовано многообразие предупредительно-профилактических и исправительно-воспитательных мер со стороны различных субъектов борьбы с преступностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Борьба с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Проблема борьбы с преступностью является на сегодняшний день очень актуальной. За прошедшие годы уровень преступности в нашей стране заметно вырос. По данным Организации объединённых нации во всём мировом сообществе масштабы преступности возрастают, она становится всё более изощрённой. Профессор В.В.Лунеев в своём исследовании также отмечает: «Прогноз преступности в мире, его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия неблагоприятен. Общая результирующая преступности в мире продолжает идти вверх. Средний прирост её может находится в пределах 2-5% и более в год».

Содержание

Введение 2
1. Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью 5
2. Общая организация борьбы с преступностью 10
3. Классификация мер воздействия на преступность 17
4. Субъекты борьбы с преступностью 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Контрольная по криминологии.docx

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»

Отделение заочного обучения

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

на тему «Борьба с преступностью»

Выполнила: студентка 2-ого высшего образования

Проверил: Большакова В.Н.

1. Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью 5

2. Общая организация борьбы с преступностью 10

3. Классификация мер воздействия на преступность 17

4. Субъекты борьбы с преступностью 21

Список использованной литературы 24

Проблема борьбы с преступностью является на сегодняшний день очень актуальной. За прошедшие годы уровень преступности в нашей стране заметно вырос. По данным Организации объединённых нации во всём мировом сообществе масштабы преступности возрастают, она становится всё более изощрённой. Профессор В.В.Лунеев в своём исследовании также отмечает: «Прогноз преступности в мире, его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия неблагоприятен. Общая результирующая преступности в мире продолжает идти вверх. Средний прирост её может находится в пределах 2-5% и более в год».

Наряду с усилением официальных, в частности, уголовно-правовых мер по борьбе с преступностью правительства в последние годы всё чаще стали стремиться поощрять неофициальные меры, напоминать о том, что долг граждан, всего общества в мире его социальных институтов – содействовать укреплению законности. Эта деятельность относится к общей категории «предупреждения преступности». Такое понимание пришло в связи с ограниченностью возможностей силовых (официальных) методов сдерживания преступности.

Между тем криминологической наукой накоплен огромный опыт в вопросах предупреждения преступности. Учёные давно пришли к выводу о том, что гораздо более эффективным является воздействие на сами причины и условия, вызывающие преступность, чем реагирование «по факту совершения преступления».

Большой вклад в развитие теории предупреждения преступности внесли советские и российские учёные. Это признано мировым сообществом в лице организации Объединённых наций. Расцвет отечественной криминологии пришёлся на 60-70гг. XX века. В эти годы был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Такими выдающимися учёными как В.Н.Кудрявцев, И.И.Карпец, В.К.Звирбуль, Г.М.Миньковский, А.М.Яковлев и др. проведено множество теоретических и прикладных исследований, опубликовано значительное число монографий и пособий, положительно оцененных практикой. Надо сказать, что в СССР, особенно в 70-е годы была создана и реально действовала эффективная система предупреждения преступности, оказывая заметное противодействие криминальным проявлениям, воспитывая граждан в духе законопослушания.

В настоящее время криминологические исследования проводятся сотрудниками научных учреждений и юридических высших учебных заведений. Они разрабатывают рекомендации по составлению программ борьбы с преступностью, проводят криминологические экспертизы. Создана Российская криминологическая ассоциация (объединяет более 650 членов), в рамках которой развиваются международные связи со специалистами в области борьбы с преступностью, пропагандируются криминологические и правовые знания, широко обсуждаются актуальные проблемы науки.

Определение путей и средств борьбы с преступностью, противодействие криминализации нашего общества на базе отечественной модели предупреждения преступности должно стать, на наш взгляд, самым востребованным направлением правовой науки и политики.

  1. Понятие, значение и принципы борьбы с преступностью

Борьба с преступностью — сложная системно-структурная деятельность, представляющая собой единство трех подсистем:1) общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности, 3) правоохранительной деятельности. Термин «борьба с преступностью» широко применяется в правовых и других официальных документах, а также в научных трудах. Организация Объединенных Наций проводит конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями.

Теоретический анализ содержания данного термина показывает, что он применяется для обозначения сложной системно- структурной деятельности, имеющей цель добиться снижения преступности и степени ее общественной опасности, устранить или нейтрализовать детерминанты, причины преступности.

Читайте так же:  Какие документы нужны для развода с иностранцем без его присутствия в россии

Достижение указанной цели понималось таким образом, что борьба с преступностью представляет собой одну из сфер социального управления в широком смысле слова, так как это прежде всего воздействие на причины и условия, порождающие преступления и преступность, влияющие на их развитие. Борьба с преступностью предполагает также воздействие на лиц, совершающих преступления, саму преступность в целях недопущения рецидива преступлений и самодетерминации преступности. То есть сюда же включается правоохранительная деятельность по раскрытию и пресечению преступлений, выявлению виновных и их наказанию.

«Предупреждение преступности» – принятый в криминологии термин, означающий целенаправленное воздействие на причины и условия преступности. В работе «Теоретические основы предупреждения преступности», говорится, что «предупреждение преступности – многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности».

В последнее время особенно часто ставится под сомнение допустимость применения термина «борьба с преступностью». Его предлагают заменить другими: «контроль», «противодействие». Иногда употребляют и понятие «война». Однако указанные определения представляются более уязвимыми, чем «борьба с преступностью».

Слово «борьба» в словарях русского языка трактуется как активное столкновение противоположных интересов, групп, мнений и т. п. в целях приобретения господства одних над другими. Это всегда такая деятельность, которая преследует определенную цель. В преступности находят свое проявление интересы, ценности, установки, находящиеся в непримиримом противоречии с теми, которые охраняются законом.

Цель в этом случае – прежде всего не допустить массового нарушения уголовного закона путем воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, а в случае его нарушения – применить к виновным меры государственного принуждения для того, чтобы добиться их отказа от преступного поведения. Компромисс здесь не допускается ни государством, ни обществом.

Другими словами, борьба с преступностью – это активное столкновение общества с преступностью для обеспечения господства закона и охраняемых им интересов, ценностей, норм поведения, осуществляемое в форме целенаправленной наступательной деятельности на причины, условия преступности и ее саму.

В одной из наиболее фундаментальных работ по этой проблеме «Теоретические основы предупреждения преступности» говорится, что предупреждение преступности – это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленная на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условной преступности». Это определение стало традиционным. Речь идёт о многоуровневой системе мер, исходящих от разных субъектов.

Представляется, что одним из существенных моментов развития отечественной криминологии является трактовка предупреждения преступности не просто как совокупности (комплекса) различных мероприятий, а как особой области социального регулирования.

Преступность – сложное социальное явление, обусловленное сложными противоречивыми тенденциями общественного развития. Экономические, политические, идеологические, социальные процессы, проходящие в обществе, неизбежно оказывают влияние на преступность. Задача предупреждения преступности – воздействовать на те криминогенные явления и процессы, которые оказывают решающее влияние на преступность, личность преступника и конкретную ситуацию, предшествующую совершению противоправного деяния.

Предупреждение преступности должно выступать как разновидность социального управления, включающее в себя научное прогнозирование изменения преступности и тех явлений, которые выступают в качестве причины, а также планирование и координирование профилактической работы.

Термин «профилактика» часто употребляется с понятием «предупреждение преступности». Значение проблемы предупреждения преступности в криминологии трудно переоценить. По сути, конечная цель изучения всех вопросов этой науки – разработка эффективной системы предупреждения преступности. Предупреждение преступности и профилактика преступлений рассматриваются большинством стран мира как важная практическая и социально-политическая задача, как главное направление в борьбе с преступностью.

В процессе своего исторического развития человечество всегда стремилось противодействовать преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства, используя для этих целей, главным образом правовые средства, в частности, уголовно-правового воздействия.

Как любая система социального управления, предупреждение преступности должно строиться на определённых принципах быть основанным на соблюдении ряда требований. Сами принципы, в свою очередь, должны носить всеобщий, универсальный характер.

К числу важнейших относится принцип демократизма. Он означает, что к решению проблемы предупреждения преступности должны привлекаться не только государственные органы, но и различные общественные организации, а также граждане. Усилия государства в борьбе с преступностью могут увенчаться успехом только во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, физических и юридических лиц.

Важное место в организации предупреждения преступности занимает принцип законности. Предупреждение преступности должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством, с компетенцией субъектов предупредительной деятельности, разграничением полномочий между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями.

Следующим необходимо рассмотреть принцип гуманизма. Это важный принцип, определяющий направление и содержание уголовной политики, в том числе деятельности по предупреждению преступлений. Он означает, что меры предупреждения преступности должны быть нравственными, не допускающими страданий и унижения человеческого достоинства лиц, к которым они применяются, нарушения других аспектов требования «не навреди». Особенно это необходимо иметь в виду, когда встаёт вопрос об индивидуальной профилактике, о применении предупредительных мер к конкретному лицу.

Принцип социально-экономической обусловленности означает, что идеология, организация, стратегия и тактика предупреждения преступности должны базироваться на актуальных потребностях и реальных возможностях общества. С рассматриваемым принципом связано также требование экономической целесообразности предупредительных мер. Они не могут осуществляться, как говорится, любой ценой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комплексность в деятельности по предупреждению преступности проявляется в программно- целевом подходе, всестороннем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой основе мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность причин и условий преступности. Комплексность предполагает также координацию деятельности субъектов предупреждения преступности в целях взаимодействия их усилий.

Источники


  1. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.

  2. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  3. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
  4. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
  5. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
Понятие и содержание борьбы с преступностью
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here