Понятие ижс в градостроительном кодексе

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие ижс в градостроительном кодексе". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Новый порядок оформления прав на индивидуальные жилые и садовые дома с 2019 года

Итак, с 4 августа 2018 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты, упрощающие строительство индивидуальных жилых домов и государственную регистрацию прав на них.

1) Уточняется определение объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) и устанавливаются допустимые предельные параметры его строительства.

В настоящее время п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса относит к объекту ИЖС отдельно стоящее здание:

— с количеством надземных этажей не более чем три,

  • высотой не более 20 метров,

— которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и

  • не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (что согласуется с положениями ч. 7 ст. 41 Закона о регистрации о не допустимости кадастрового учета и регистрации права собственности на помещение в жилом доме или в жилом строении).

2) На строительство или реконструкцию объектов ИЖС, садового дома не требуется получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместо этого вводятся положения о направлении лицом, осуществляющим строительство, в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, уведомления о планируемом строительстве или реконструкции ( п.1.1 ч.17 ст. 51 , ст. 51.1 Градостроительного кодекса) и уведомления об окончании строительства или реконструкции (ст.55 Градостроительного кодекса).

После получения уведомления о планируемом строительстве, об окончании строительства, уполномоченный орган проводит проверку соответствия параметров объекта градостроительной документации и направляет гражданину (застройщику) соответствующее уведомление о соответствии либо о несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке.

3) Постановка построенного объекта ИЖС, садового дома на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на него осуществляются по заявлению органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство (п. 1.1. ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации).

Установлена обязанность указанного органа в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции (в случае соответствия построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности) направлять в электронной форме в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом ( ч. 1.2 ст. 19 , ч. 11.1 ст. 24 Закона о регистрации).

Технический план объекта и сведения об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права должны быть приложены застройщиком к уведомлению об окончании строительства.

В случае ненаправления в установленный срок уполномоченным органом такого заявления и необходимых документов, застройщик вправе подать заявление о кадастровом учете и регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом самостоятельно.

4) Технический план объекта ИЖС или садового дома подготавливается на основании декларации об объекте и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции, а также уведомления органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, в адрес застройщика о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве (реконструкции) параметров объекта ИЖС или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, к иным градостроительным требованиям.

Согласно переходным положениям Федерального закона №340-ФЗ (ст.16):

  • если до 04.08.2018 подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса (в редакции, действовавшей до 04.08.2018) и направление уведомления о планируемом строительстве или реконструкции в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса не требуется. В этом случае, а также если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 04.08.2018, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. Об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик уведомляет орган, выдавший разрешение на строительство, в соответствии с ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса.

В приведенных случаях сведения об объекте ИЖС, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство, проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости (в случае, если проектная документация не изготавливалась);

— до 1 марта 2019 года допускается осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов;

  • правообладатель дачного или садового земельного участка либо предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, на которых до 04.08.2018 начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта ИЖС, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта ИЖС. При этом применяются положения ст.51.1, ч.ч.16 — 21 ст.55 Градостроительного кодекса. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. При этом кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты осуществляются по правилам государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты ИЖС, садовые дома, предусмотренные Законом о регистрации в редакции Федерального закона №340-ФЗ.

II. С 4 августа 2018 изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ в статью 1 Градостроительного кодекс РФ уточняется понятие объекта капитального строительства. Теперь прямо указано, что к таким объектам не относятся неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Читайте так же:  Причины аннулирования рвп и можно ли его восстановить

некапитальных строений и сооружений . К ним относятся строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Органы государственной власти в области градостроительной деятельности наделяются полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям.

Понятие ИЖС в градостроительном кодексе

Под индивидуальным жилищным строительством понимается возведение на земельном участке с соответствующим видом использования жилого дома не выше трех этажей для проживания граждан. При этом жилой дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Законодательство относит к объектам индивидуального жилищного строительства отдельно стоящие здания с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которые состоят из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таких зданиях, и не предназначены для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Отличительной особенностью объектов ИЖС является то, что при их строительстве, реконструкции не требуется подготовка проектной документации (такая документация может быть подготовлена по инициативе застройщика).

С 04.08.2018 строительство или реконструкция объектов ИЖС не требует получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта ИЖС необходимо надлежащим образом уведомить уполномоченный орган о планируемом строительстве или реконструкции (п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ст. 51.1 ГК РФ; ст. 17 Закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ). Постановка построенного объекта ИЖС на кадастровый учет и регистрация права собственности на него осуществляются по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, к которому прикладываются необходимые документы, в том числе уведомление об окончании строительства и представленный застройщиком технический план объекта ИЖС. При этом сведения об объекте ИЖС могут быть указаны в техническом плане на основании составленной и заверенной правообладателем декларации об объекте недвижимости (ч. 1.2 ст. 19, ст. 24 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Вид разрешенного использования земельного участка определяет допустимые возможности такого использования и осуществления каких-либо видов деятельности на земельном участке его правообладателем (ст. 37 ГК РФ; пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 85 ЗК РФ). Земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, может быть использован для размещения индивидуального жилого дома (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещения индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.

Обязанность использования земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предписана нормами статей 42, 45 ЗК РФ, статьи 284 ГК РФ, за неисполнение которых частью 3 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В силу статьи 42. Земельного кодекса Российской Федерации «Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков»: — собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

Понятие «объект индивидуального жилищного строительства» предлагается приравнять к понятиям «жилой дом», «индивидуальный жилой дом»

Предложенными Правительством РФ поправками предлагается, в том числе:

ввести в Градостроительный кодекс РФ понятие «объект индивидуального жилищного строительства» (это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не подлежит разделу на самостоятельные объекты недвижимости), и приравнивание данного понятия к понятиям «жилой дом», «индивидуальный жилой дом»;

исключить необходимость подготовки проектной документации при строительстве, реконструкции объекта ИЖС, садового дома (застройщик вправе по собственной инициативе обеспечить подготовку проектной документации применительно к указанному объекту, дому);

определить порядок принятия решений о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, обеспечении сноса самовольных построек или их приведении в соответствие с установленными требованиями;

[3]

предусмотреть, что (в случае если это установлено законом субъекта РФ) обязательным приложением к градостроительному плану земельного участка в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа;

расширить основания для приостановления регистрации прав на недвижимое имущество регистратором (в том числе если в орган регистрации прав поступило уведомление о несоответствии построенного, реконструированного объекта ИЖС, садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство);

предусмотреть, что до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемом строительстве указанных объектов и уведомлений об окончании строительства таких объектов.

Индивидуальный жилой дом

Ниже мы приведем выдержки из действующего законодательства и нормативной документации, относительно вопроса определения и отнесения дома к объектам индивидуального жилищного строительства.

Индивидуальный жилой дом

По определению части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный жилой дом, это дом который отвечает следующим требованиям:

  1. отдельно стоящий
  2. количество этажей не более чем три
  3. предназначен для проживания одной семьи

На первый взгляд все более чем понятно и очевидно, тем не менее часто можно услышать споры относительно количества этажей дома, как они считаются. Споры возникают из-за разных определений схожих терминов: “количество этажей” и “этажность”.

Этажи жилых домов

Для начала разберемся какие этажи могут быть в жилом доме и как они подразделяются:

  • Мансардный этаж (мансарда) – этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа.
  • Надземный этаж – этаж при отметке пола помещений не ниже планировочной отметки земли.
  • Подвальный этаж – этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения.
  • Цокольный этаж – этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.
  • Технический этаж – этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций; может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней частях здания.
Читайте так же:  Отчетность управляющей компании перед собственниками

Количество этажей и этажность

Термины «количество этажей» и «этажность» не являются синонимами и не могут подменять друг друга.

  • Этажность – количество надземных этажей, в том числе технического этажа, мансардного, а также цокольного этажа, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем 2 м. Первым надземным считается этаж, пол которого находится не ниже уровня планировочной земли. Если отдельные части жилого дома имеют разное количество надземных этажей, его этажность определяется по наибольшему количеству этажей в здании.
  • Количество этажей – количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный.

ИЖС или нет?

Таким образом индивидуальный жилой дом, это дом количество всех этажей которого не превышает три, не зависимо от того надземные или подземные это этажи, технические, подвальные или цокольные. Дом с двумя полноценными надземными этажами, третьим мансардным этажом, и подземным подвальным не является объектом ИЖС. Строительство такого дома влечет за собой определенные сложности:

Сложность в получении разрешения на строительство. Необходимо посмотреть вид разрешенного использования земельного участка. Скорее всего строить дом, отличный от ИЖС, окажется запрещено.

Обязательность разработки проектной документации силами привлеченной организацией, имеющей свидетельство СРО. Членство СРО ежегодно обходится в значительную сумму, которая обязательно включена в цену проекта.

Стоимость разработки такого проекта значительно выше стоимости проекта индивидуального жилого дома. Так как к проекту и его составу предъявляются особые требования, отступать от которых нельзя. Для проверки качества разработанной документации законодательно установлена необходимость проведения экспертизы.

В отношении отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства) экспертиза не проводится.

Так же, самостоятельное строительство будет невозможно: строительство должна будет осуществлять компания, имеющая свидетельство СРО. Регулярные затраты застройщика на “строительное” СРО будут точно так же включены в стоимость Вашего будущего дома.

Для строительства индивидуального жилого дома членство СРО не требуется.

Федеральный закон №340-ФЗ — индивидуальное жилищное строительства по новым правилам

Какие изменения принесло новое законодательство?

Новый закон подробно регламентировал единый уведомительный порядок начала и окончания строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов на садовых участках. Он вводится взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, когда прежде чем заложить фундамент, требовалось получить разрешение на строительство, а затем ещё один документ – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Теперь процедура упростилась: владелец земельного участка обязан уведомить администрацию муниципального образования о планируемом строительстве жилого дома.

Как это можно сделать, куда обращаться?

Схематично этот процесс выглядит следующим образом: человек задумал построить дом, он обращается в орган местного самоуправления (ОМС) с уведомлением о планируемом строительстве, к которому прилагает правоустанавливающий документ на земельный участок. Форма уведомления утверждена Минстроем РФ и находится в свободном доступе в сети Интернет. Подать уведомление можно несколькими способами: через МФЦ, с помощью Единого портала госуслуг либо заказным письмом с уведомлением по почте.

В течение 7 дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве ОМС проводит предусмотренные законодательством проверки на соответствие объекта градостроительным параметрам и направляет застройщику уведомление о соответствии параметров планируемого строительства. Тогда можно приступать к возведению дома. На строительство отводится 10 лет.

Если же ОМС считает, что параметры не соответствуют законодательству, направляет уведомление о несоответствии указанных в уведомлении параметров объектов ИЖС или садового дома. Тогда необходимо их пересматривать.

После того как дом построен, по аналогичной схеме нужно вновь обратиться с уведомлением об окончании строительства в ОМС. Срок подачи такого уведомления — не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции. К уведомлению необходимо приложить технический план, подготовленный кадастровым инженером. ОМС в течение 7 рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проверяет соответствует ли построенный объект действующим параметрам разрешенного строительства. Если всё в порядке все документы направляются в Росреестр. Хочу это подчеркнуть: обращаться самостоятельно в Росреестра за постановкой на кадастровый учет и регистрацией права собственности при уведомительном порядке гражданам не нужно! Орган местного самоуправления должен самостоятельно подготовить и направить все документы, это их обязанность, оговоренная в ст.13 Федерального закона №340-ФЗ.

Каких объектов недвижимости касается новый порядок?

Уведомительный порядок касается строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов на садовых участках.

Ещё один важный нюанс: до 1 марта 2019 года осуществить кадастровый учет и регистрацию прав на жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, можно без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объектов и уведомлений об окончании работ. Необходимо сделать всего три шага: обратиться к кадастровому инженеру, с его помощью заполнить декларацию об объекте и подготовить технический план, подать эти документы в Росреестр через МФЦ. После 1 марта 2019 года для этой категории объектов также начнет действовать уведомительный порядок.

Чем принципиально отличается объект индивидуального жилищного строительства и садовый дом?

Установлена равнозначность понятий «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» — это жилое, отдельно расположенное здание, имеющее не более трёх этажей и не выше 20 метров, состоящее из жилых и бытовых комнат, а также хозяйственных помещений. Данное здание не может быть разделено на самостоятельные объекты недвижимости, например, квартиры.

Садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком доме. То есть садовый дом — это объект нежилого назначения. Это новое понятие, введенное с 1 января 2019 Федеральным законом №217-ФЗ.

Читайте так же:  Какой суд выше верховный или конституционный

Ранее возведенные жилые строения (сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до 1 января 2019 года) в силу закона признаны жилыми домами, ранее созданные нежилые строения, не являющиеся хозяйственными и предназначенные для временного пребывания граждан на садовых участках, признаются садовыми домами.

Федеральный закон №217-ФЗ предусматривает возможность признания садового дома жилым домом и наоборот – жилого дома садовым домом. Для этого нужно обратиться в орган местного самоуправления.

Что делать, если дом построен уже давно, возможно, больше 10 лет назад, а документов на него нет. Как узаконить объект?

Если Вы получали разрешение на строительство до вступления в силу 340-ФЗ, то получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, застройщик уведомляет ОМС об окончании строительства объекта ИЖС.

К уведомлению об окончании строительства необходимо приложить технический план на дом (его готовит кадастровый инженер) и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности. После регистрации права собственности гражданин получит от органа местного самоуправления выписку, подтверждающую регистрацию права на недвижимое имущество.

Сегодня мы не раз упомянули кадастровых инженеров, как его выбрать, на что стоит обратить внимание?

«Агентство недвижимости Алексея Барсукова»

Видео (кликните для воспроизведения).

Агентство недвижимости. Москва, ЦАО

Адрес: г. Москва, 109341, улица Перерва, 39 Телефон: +7 (495) 255-4025, +7(926)108-7046

Москва, профессиональные услуги опытных риелторов. Сделки разной сложности. Оказываем риелторские услуги в сфере покупки, продажи, обмена квартир в Москве. Также окажем услуги по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью. Партнер Сбербанка. П.

При выборе кадастрового инженера Управление Росреестра по Курганской области рекомендует обратиться к рейтингу специалистов, осуществляющих деятельность на территории Зауралья, ежеквартально публикуемому на официальном сайте Росреестра – www.rosreestr.ru .

В основе рейтинга — доля принятых решений о приостановлениях и отказах в государственном кадастровом учёте от общего объёма документов, поданных данными специалистами. Чем меньше в практике доля приостановлений и отказов в государственном кадастровом учёте, тем, соответственно, выше качество подготовленных документов.

Для ознакомления с рейтингом необходимо зайти на официальный сайт Росреестра (www.rosreestr.ru), выбрать регион «Курганская область», раздел «Открытая служба»/ «Статистика и аналитика»/ «Рейтинг кадастровых инженеров».

Узнать контакты интересующего вас кадастрового инженера можно также через сайт Росреестра. Выбираем раздел «Физическим лицам», где есть вкладка «Реестр кадастровых инженеров», вводим в строку поиска фамилию и имя специалиста, получаем информацию в какой саморегулируемой организации кадастровых инженеров он состоит. Каждая такая организация ведет реестр своих специалистов, где сконцентрирована полная информация об их деятельности, включая их адреса и телефоны.

Что грозит тем, кто не воспользуется уведомительным порядком?

Нужно чётко понимать, что если вы строите или уже построили жилой дом, но не имеете на него никаких документов, не воспользовались уведомительным порядком, то фактически вы создаете самовольную постройку. Это значит, что суд может обязать вас снести объект недвижимости либо привести ее в соответствие с градостроительными требованиями. Все эти действия осуществляются за счет собственника земельного участка.

Поэтому, при приобретении земельного участка, на котором уже есть строение, но строение не оформлено, вы рискуете стать собственником самовольной постройки, которую не сможете зарегистрировать или потом вам придется уже за ваш счет приводить ее в соответствие с градостроительным законодательством, либо осуществлять снос. Это очень важно понимать тем, кто планирует приобретение: нужно покупать земельный участок и постройки только с оформленными документами.

#Загородная недвижимость #Юридический справочник

Поправки в Градостроительном кодексе. Новые правила сноса, индивидуального жилищного строительства и требования к проектной документации

В начале августа Президент РФ подписал блок законов с поправками Градостроительного, Земельного кодексов и других законов. В них появились подробные требования к сносу недвижимости, в том числе самовольных построек. Например, чтобы снести объект, компания должна быть членом соответствующей саморегулируемой организации. Также поправки затронули индивидуальное жилищное строительство, некапитальные строения, зоны с особыми условиями использования территорий и т.д.

Появилось несколько законов с изменениями Градостроительного кодекса и других законов. Один из них содержит новые нормы о строительстве объектов индивидуального жилищного строительства, а также о сносе объектов, в том числе самовольных построек (Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 340-ФЗ). В другом речь тоже идет о поправках в Градостроительный кодекс, в том числе в части требований к проектной документации, некапитальным строениям (Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 342-ФЗ).

Индивидуальное жилищное строительство

В Градостроительном кодексе поменялось определение объекта индивидуального жилищного строительства. Законом № 340-ФЗ установлено ограничение не только в этажности (не более чем три этажа), но и по высоте — не более 20 м. Такой объект состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Установление требования по высоте связано с тем, что жилые дома часто строят по индивидуальным проектам, в том числе с башнями, шпилями, что создает разноплановые высотные акценты. Кроме того, ограничение лишь по количеству этажей могло привести к возведению застройщиком объектов с потенциально опасной высотой этажей, без дальнейшей проверки соблюдения установленных требований.

Уведомления об индивидуальном жилищном строительстве

В Законе № 340-ФЗ установлен уведомительный порядок для строительства на земельных участках индивидуального жилищного строительства, участках личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов и садово-дачных участках граждан. В этих случаях не нужно получать разрешение на строительство или реконструкцию объекта и подавать проектную документацию.

Так, для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик должен подать на бумажном носителе уведомление в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Также это можно сделать через многофункциональный центр, по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг. Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней проверит на соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства или реконструкции. Если все в порядке, он направит застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта. Если что-то указано неверно, то уполномоченный орган направит уведомление о несоответствии постройки параметрам с обоснованием позиции. А если в тот же срок уведомление не направят, то автоматически строительство будет считаться согласованным.

Читайте так же:  Алименты до 23 лет при очной форме обучения

С 04.08.2018 начали действовать поправки Гражданского кодекса, касающиеся сноса самовольных построек (подробнее читайте в материале «Самовольные постройки. Право органов местного самоуправления на принятие решений о сносе ограничили», «ЭЖ-Юрист», 2018, № 31). Одновременно изменения, связанные со сносом объектов, предусмотрены в Законе № 340-ФЗ. В нем установлен порядок сноса объектов капитального строительства, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий.

Одно из новшеств — индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие снос объектов капитального строительства, теперь должны быть членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства.

[1]

Экспертиза проектной документации

При проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, установленным и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. Если речь идет о проектной документации линейного объекта, то в расчет берется дата утверждения проекта планировки территории. А если проводится экспертиза проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, то осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.

Если объекты капитального строительства относятся к объектам массового пребывания граждан, то экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан утвердит Минстрой России.

Некапитальные строения

Вместо временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в ГрК РФ теперь фигурирует понятие «некапитальные строения, сооружения». Соответствующая поправка внесена Законом № 342-ФЗ.

Некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Пункт 10.2 ст. 1 ГрК РФ

Проектная документация

В Законе № 342-ФЗ уточняются полномочия РФ в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Такую экспертизу в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов РФ, будут проводить уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Появление этой поправки связано с необходимостью приведения норм, касающихся полномочий РФ в области экспертизы, в соответствие с нормами, устанавливающими полномочия РФ по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Также скорректированы требования к составу и содержанию разделов проектной документации. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливает Правительство РФ, если подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществлялась на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование, выданного до установления Правительством РФ требований к составу и содержанию разделов проектной документации. Но эта дата не должна быть ранее чем 01.01.2016. Внесение изменений в такую проектную документацию в части ее приведения в соответствие с указанными требованиями, в том числе в целях экспертизы такой проектной документации, не требуется.

Устранена необходимость подготовки проектной документации для капитального ремонта объектов капитального строительства. Исключение — проведение капитального ремонта за счет бюджетных средств, в таком случае проектная документация должна готовиться в объеме сметы на строительство.

Зоны с особыми условиями использования территорий

Законом № 342-ФЗ внесены поправки в Земельный кодекс РФ в части положений о зонах с особыми условиями использования территорий. В нем теперь предусмотрен исчерпывающий перечень зон с особыми условиями использования территорий, порядок установления, изменения и прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий, а также последствия установления, изменения и прекращения существования таких зон.

Кроме того, Законом № 342-ФЗ закреплен механизм возмещения убытков правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости при ограничении их прав в связи с установлением и изменением зон с особыми условиями использования территорий. Несмотря на то что Закон № 342-ФЗ вступит в силу с 2019 г., эта поправка начала действовать с 04.08.2018.

Аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории

Организатор аукциона ведет протокол о результатах аукциона, в котором указываются следующие сведения о ходе проведения и результатах аукциона:

место, дата, время проведения аукциона;

реквизиты решения органа местного самоуправления о развитии застроенной территории;

местоположение, площадь застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;

начальная цена права на заключение договора (цена предмета аукциона);

сведения об участниках аукциона (с указанием наименования и места нахождения);

последнее и предпоследнее предложения о цене предмета аукциона с указанием лиц, сделавших такие предложения.

Протокол о результатах аукциона составляется в форме электронного документа, который подписывает организатор аукциона с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и направляет победителю аукциона не позднее одного рабочего дня со дня проведения аукциона. Эти поправки начали действовать тоже с 04.08.2018.

Еще одно нововведение, которое попало в законы с поправками о недвижимости и строительстве — это новые положения об астренте в процессуальных кодексах (ст. 6 Закона № 340-ФЗ). Например, в АПК РФ появилась норма о том, что арбитражный суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом арбитражным судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. Аналогичное положение содержится теперь и в ГПК РФ. Это значит, что возможность понудить к исполнению решения суда появилась для любых решений, в том числе в публично-правовой сфере (например, суд сможет присудить в пользу истца сумму на случай неисполнения решения органом государственной власти). Раньше норма об астренте содержалась только в ГК РФ (ст. 308.3 ГК РФ).

Новый порядок оформления индивидуального жилого дома и садового дома

Автор: юрист Дмитрий Лидов
*Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию — Напишите свой вопрос в форме или позвоните номеру
+7 (495) 212-90-15

04.08.2018 г. в Градостроительном кодексе РФ и ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» начали действовать новые изменения. Они касаются оформления права собственности на ИЖС (жилые дома) и садовые дома.

Читайте так же:  Как получить внж в россии гражданину казахстана

Стало ли проще оформить дом? Рассмотрим самые важные нововведения.

Новое понятие: объект ИЖС (индивидуальный жилой дом)

В разных законах используются 3 понятия:

  • Объект индивидуального жилищного строительства,
  • Жилой дом,
  • Индивидуальный жилой дом.

В связи с этим возникали разные вопросы и разночтения.

Новые изменения в Градостроительный кодекс РФ убрали эти изменения и закрепили, что ИЖС, ИЖД и просто «жилой дом» — это одно и тоже.

Этими же изменениями введено понятие «объекта ИЖС».

Объект индивидуального жилищного строительства (он же жилой жом) – это:

  • отдельно стоящее здание,
  • количество надземных этажей – не более 3-х,
  • высота не более 20 метров,
  • состоит из комнат и помещений вспомогательного использования,
  • эти комнаты и помещения предназначены для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании,
  • здание не предназначено не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Что касается последнего пункта – то он означает, что дом нельзя разбивать на квартиры. Жилой дом – это единое неделимое на отдельные объекты здание.

Нужна ли проектная документация для ИЖС и садового дома?

В законе существует освобождение от подготовки проекта для строительства или реконструкции индивидуального жилого и садового дома.

Однако, застройщик (владелец дома) вправе по собственной инициативе подготовить проектную документацию.

Таким образом право есть, но обязанности нет.

Нужно ли получать разрешение на строительство для индивидуального жилого дома?

Новыми изменениями в Градостроительный кодекс отменено требование о получении разрешения на строительство и реконструкцию ИЖС, садового дома и хозяйственных построек.

Также для этих построек не нужно получать разрешение на ввод в эксплуатацию.

Это должно упростить бюрократию при оформлении права собственности на указанные постройки.

Новый порядок оформления жилого или садового дома при строительстве или реконструкции

Новые правила предусматривают уведомительный порядок вместо получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию.

Соответственно, застройщик должен подать уведомление о планируемом строительстве.

Что должно содержать уведомление:

  1. ФИО, место жительства застройщика, паспортные данные;
  2. Кадастровый номер земельного участка и адрес;
  3. Сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
  4. Вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
  5. Планируемые параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в том числе об отступах от границ земельного участка;
  6. Сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
  7. Почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
  8. Способ направления застройщику уведомлений.

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

  1. Правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
  3. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Ставим на кадастровый учет и регистрируем право собственности

Затем гражданину-застройщику нужно подать заявление в орган местного самоуправления об окончании строительства.

Орган местного самоуправления в течении 7 дней сам обязан направить заявление в Росреестр для постановки строения на кадастровый учет и регистрации права.

К уведомлению об окончании строительства гражданин должен приложить технический план объекта и сведения об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права.

Если орган местного самоуправления не направит в Росреестр соответствующее заявление в установленный срок, то гражданин это может сделать самостоятельно.

Важно: До 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если строительство началось до 04.08.2018 г. то владелец участка (дачного, садового, для ИЖС, ЛПХ) вправе до 1 марта 2019 года направить уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта ИЖС. При этом получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Автор: юрист Дмитрий Лидов
*Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию — Напишите свой вопрос в форме или позвоните номеру
+7 (495) 212-90-15

Источники


  1. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.

  2. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  3. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.
  4. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.
  5. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.
Понятие ижс в градостроительном кодексе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here