Понятие коммерческой тайны в законодательстве рф

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие коммерческой тайны в законодательстве рф". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Содержание

Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ

Требования к информации предпринимательского характера и сущность коммерческой тайны. Практические шаги владельца тайны, персонал и секретные сведения. Предоставление информации органам власти и ответственность за разглашение секретной информации.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.09.2009
Размер файла 46,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Условие о конфиденциальности информации необходимо внести и в гражданско-правовые договоры с привлеченными лицами, например в договор подряда.

3.5 Обязанности главного бухгалтера

Бухгалтер в силу своего служебного положения владеет почти всей ценной информацией предприятия. На него, как и на любого другого сотрудника, посвященного в коммерческую тайну, распространяются обязанности, установленные п.3 ст.11 Закона N 98-ФЗ.

Кроме того, главный бухгалтер, как руководитель отдельной службы на предприятии, несет ответственность за соблюдение режима коммерческой тайны подчиненными. Важно продумать организацию работы бухгалтерии, начиная от установления пароля на вход в компьютерную сеть, приобретения запирающихся шкафов и сейфов для хранения носителей закрытой информации и заканчивая разграничением работников по степени доступа к секретам фирмы. Наиболее трудоемкой и длительной будет выработка у работников аккуратности в работе с конфиденциальными документами. Однако пройти этот путь необходимо. Каждый бухгалтер должен быть посвящен в тайну только в пределах своего участка работы. Полный доступ к документам может быть установлен для главного бухгалтера и его заместителя.

Следует запретить неучтенное копирование, следить за тем, чтобы все черновики документов, содержащих тайную информацию, сразу уничтожались с помощью измельчителя бумаг.

Носители секретной информации должны храниться отдельно от общедоступных документов, в закрытых шкафах и сейфах, ключи от которых вручаются уполномоченным сотрудникам под расписку. По возможности, не следует размещать в непосредственной близости к копировальной технике шкафы с «особыми» документами.

Периодически нужно проводить инвентаризацию таких документов с целью установления их актуальности. Исключение составляют только те документы, на которых к грифу «Коммерческая тайна» добавлена пометка «Бессрочно».

По каждому факту пропажи документов надо проводить служебное расследование и наказывать виновных.

И еще один нюанс. Если бухгалтер ведет учет нескольких организаций, то «чужие» документы на своем постоянном рабочем месте держать не следует. Иначе вина за раскрытие информации в случае доступа к ней посторонних лиц будет возложена на бухгалтера.

3.6 Контрагенты и тайна

Приняв решение о введении режима коммерческой тайны, необходимо учесть, что сохранять «тайные» сведения вашей организации партнеры должны на основании заключенного с ними договора. Следовательно, в заключаемых контрактах обязательно должно присутствовать условие о сохранении секрета сделки. Если в договоре пункт о соблюдении конфиденциальности информации отсутствует, то предъявить претензии в распространении информации контрагенту нельзя. При наличии условия о неразглашении условий договора партнеры должны обеспечивать сохранность информации любыми способами, в том числе незамедлительно сообщать другой стороне об угрозе ее утечки. В договоре рекомендуется указать способы охраны тайны сделки, а также четко определить размер штрафа за разглашение тайны и ответственность в случае ликвидации или реорганизации одной из фирм. При наличии в договоре этих условий пострадавшей стороне будет легче получить возмещение ущерба, нанесенного другой стороной по причине разглашения секретной информации.

[3]

Очевидно, что действующие хозяйственные договоры с партнерами должны быть проанализированы на наличие в них сведений, отнесенных к коммерческой тайне. Вероятно, что к части таких договоров должно быть составлено и подписано дополнительное соглашение о конфиденциальности информации, содержащейся в них.

3.7 Предоставление информации органам власти

Закон обязывает организацию раскрыть информацию органам государственной власти по их запросу. Руководитель и главный бухгалтер организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию даже в том случае, если она относится к коммерческой тайне (ст.6 Закона N 98-ФЗ). Однако прежде чем исполнять запрос, рекомендуем обратить внимание на его оформление и проанализировать его содержание.

Запрос, направляемый организации, должен быть оформлен на официальном бланке, иметь исходящий номер и дату отправления. В случае если запрос поступил по телефону, даже если звонит уполномоченное должностное лицо, например участковый, организация вправе его не выполнять. Если запрос отправлен по почте, то на конверте должен быть штамп органа, который отправил запрос.

Запрос должен быть мотивированным, то есть из его содержания организация должна понять, по какой причине от нее требуют информацию.

И еще один важный момент. Запрос должен быть подписан уполномоченным должностным лицом, содержать цель и правовое обоснование истребования информации, указание на срок ее представления.

Таким образом, органы власти могут получить информацию, отнесенную организацией к коммерческой тайне, только по запросу, соответствующему всем этим требованиям.

Обратите внимание: Законом установлена обязанность организации предоставлять информацию государственным органам на безвозмездной основе.

Согласно п.9 ст.3 Закона N 98-ФЗ под разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, следует понимать действие или бездействие, в результате которого информация становится известной третьим лицам без согласия ее обладателя. При этом форма передачи информации (устная, письменная, с использованием технических средств) не имеет значения.

Разглашение коммерческой тайны влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.14 Закона N 98-ФЗ). Работник за разглашение конфиденциальной информации (при отсутствии в действиях такого работника состава преступления) несет дисциплинарную ответственность (п.2 ст.14 Закона N 98-ФЗ). Кроме того, в соответствии со ст.238 ТК РФ с сотрудника может быть взыскан прямой действительный ущерб, например стоимость носителя информации, что, конечно же, не компенсирует убытки предприятия.

Согласно п.2 ст.139 ГК РФ лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

При этом в соответствии с п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы (реальный ущерб), а также неполученные доходы (упущенная выгода). В случае если лицо, нарушившее право другого лица, получило вследствие этого доходы, то потерпевшая сторона вправе требовать возмещения наряду с реальным ущербом и упущенной выгодой в размере не меньшем, чем полученные незаконным способом доходы. Однако, требуя возмещения реального ущерба и упущенной выгоды, потерпевшая сторона обязана доказать размер ущерба (ст.393 ГК РФ).

Доказать величину убытков достаточно сложно. И стоимость самой утраченной конфиденциальной информации, и размер упущенной выгоды являются величиной достаточно условной. Кроме того, рассматривая претензии организаций к работникам, суды часто встают на сторону персонала. В отношениях с партнерами более надежным способом защиты своих интересов является установление ответственности в заключаемых договорах в виде фиксированной суммы. В этом случае фирме не придется в суде доказывать размер убытка.

Кроме того, возможно и уголовное преследование лиц, разгласивших конфиденциальную информацию. Однако следует помнить, что взысканные штрафы будут направлены в бюджет, а пострадавшая организация может рассчитывать только на моральное удовлетворение.

В данной курсовой работе было изучена нормативно-правовая база, регулирующая коммерческую тайну, изучен правовой режим коммерческой тайны по законодательству Российской Федерации, проведен анализ вопросов, касающихся коммерческой тайны организации.

Читайте так же:  Понятие рабочее место по трудовому кодексу

При написании курсовой работы руководствовались нормативно-правовыми актами, научными статьями и учебной литературой.

На основании вышеизложенного материала курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Основные понятия, связанные с защитой коммерческой информации, определены в ст.ст.3-5 Федерального закона «О коммерческой тайне» и, если опустить юридические тонкости формулировок можно вкратце сказать, что:

1) Коммерческая тайна — это любая информация, несанкционированное распространение которой может нанести ущерб тому, кто ею владеет. Перечень сведений, которые не могут быть коммерческой тайной, установлен законом.

2) Владельцем коммерческой тайны является фирма или предприниматель, которые получили конфиденциальную информацию на законных основаниях.

3) Конфиденциальная информация, полученная на законных основаниях, — это результаты собственных исследований, либо сведения, поступившие от другого владельца по договору.

4) Информация признается коммерческой тайной только в том случае, если владелец предпринял для ее защиты меры, предусмотренные законом (ввел режим «коммерческой тайны»). Если этот режим не установлен, любые сведения считаются открытыми.

Главный признак конфиденциальной коммерческой информации — ее ценность для конкурентов. Определять состав этих сведений — право владельца информации. Охранять их он тоже должен самостоятельно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 26.06.2007).

3. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О Коммерческой тайне» (принят ГД ФС РФ 09.07.2004).

4. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов / Предисл. проф. В.Ф.Яковлева. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. — 928с.

5. Статья: Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ / «Консультант», 2004, № 18.

6. Кошкина Т.Ю. Статья: Коммерческая тайна организации / «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2005, № 3.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

3) утратил силу с 1 января 2008 г.;

Информация об изменениях:

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

[2]

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

Читайте так же:  Коллективные переговоры понятие участники порядок проведения

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 11 июля 2011 г., 12 марта 2014 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

29 июля 2004 года

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.

Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3283, в «Российской газете» от 5 августа 2004 г. N 166, в «Парламентской газете» от 5 августа 2004 г. N 144

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 октября 2014 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Каков перечень составляющих коммерческую тайну сведений?

Перечень составляющих коммерческую тайну сведений необходим организациям, которые хотят защитить свою внутреннюю информацию. О том, что может входить в этот перечень, читайте в нашей статье.

Понятие коммерческой тайны

Видео (кликните для воспроизведения).

Понятие коммерческой тайны (КТ) регулируется в нашей стране законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ. КТ — это особый режим, который сохраняет конфиденциальность информации, обладатель, которой может получить какую-либо коммерческую выгоду, например, получить дополнительные прибыли или сократить расходы, занять долю рынка и т. д. Данные, которые попадают под КТ, могут быть любого вида и должны иметь коммерческую ценность в связи с их засекреченностью от третьих лиц.

Кто же вправе определять, какая информация может попадать под режим КТ, и есть ли ограничения на это? Согласно п. 1 ст. 4 закона № 98-ФЗ обладатель информации имеет право отнести эту информацию к попадающей под режим КТ. Обладателем информации является тот, кто владеет ей на законных основаниях. Обладатель может дать доступ к секретной информации на условиях неразглашения, может передать третьему лицу по договору, может предоставить госорганам. Однако существует установленный законодательно перечень данных, распространение которых не может ограничиваться КТ.

Что относится к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятия

Такие сведения оговорены в ст. 5 закона № 98-ФЗ и включают в себя информацию:

  • указанную в учредительных документах и документах о регистрации юрлица или ИП в госорганах;
  • указанную в разрешениях на коммерческую деятельность;
  • об использовании бюджетных средств и об имуществе госучреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
  • влияющую на безопасность отдельных граждан или всего населения (о влиянии на окружающую среду, о соблюдении противопожарной, санитарной техники безопасности, безвредность пищевых продуктов и т. д.);
  • относящуюся к кадровой (количество работников, их состав, система оплаты труда, условия и охрана труда, травматизм и проф. заболевания, имеющиеся вакансии, задолженность по зарплате и соцвыплатам);
  • о противозаконных действиях и понесенных за это наказаниях;
  • об условиях приватизации госсобственности;
  • для некоммерческих организаций: о доходах, расходах, имуществе, о количестве сотрудников и их зарплате, об использовании бесплатного труда;
  • о списке лиц, которые выступают от имени организации без доверенности;
  • прочая информация, необходимость раскрытия которой указана в других законах.
Читайте так же:  Сколько алиментов должен платить отец на 2 детей в россии

Какой перечень информации, составляющей коммерческую тайну на территории РФ, может являться образцом?

Если организация устанавливает режим КТ в отношении какой-либо информации, то необходимо создать внутренние положения по соблюдению этого режима с указанием мер ответственности за их нарушения, а также зафиксировать перечень составляющих коммерческую тайну сведений. Сотрудники, работающие с закрытой информацией, должны быть ознакомлены с правилами конфиденциальности и с перечнем составляющих коммерческую тайну сведений. В этот перечень может входить любая информация, которая имеет коммерческую ценность в данный момент или в будущем в связи с тем, что она не известна третьим лицам и у них нет свободного доступа на законном основании к этим данным.

Примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, может выглядеть таким образом:

  • Список клиентов и поставщиков.
  • Информация об условиях заключенных договоров и о потенциальных сделках.
  • Информация о ходе переговоров с контрагентами.
  • Методика ценообразования.
  • Финансовая информация о структуре себестоимости.
  • Составляющие коммерческую тайну предприятия сведения о размерах, видах и условиях кредитов.
  • Информация из управленческой отчетности.
  • Стратегические и операционные планы, бюджеты, инвестиционные проекты, маркетинговые исследования, рекламные кампании.
  • Информация о незапатентованных изобретениях.
  • Информация о планируемых разработках или модернизациях.
  • Информация о технологических характеристиках выпускаемой продукции.
  • Информация о видах и состоянии используемого программного обеспечения.
  • Информация, позволяющая получить доступ к программному обеспечению и компьютерной технике.
  • Сведения о системах внутренней безопасности и охраны.
  • Сведения о порядке и датах внутренних проверок.
  • Сведения о результатах совещаний.
  • Сведения о заработной плате сотрудников.
  • Информация о методах управления и внутренней организации предприятия.
  • Деловая переписка.

О том, как утвердить режим КТ, читайте в статье «Положение о коммерческой тайне — образец 2017 года».

Доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, может даваться работнику только с его согласия, если это заранее не было оговорено в трудовом договоре или инструкциях к нему. Ознакомление сотрудников с режимом КТ и с перечнем закрытой информации проводится под расписку. В перечень составляющих коммерческую тайну сведений необходимо включить все виды информации, попадание которых в руки третьих лиц может нанести вред организации, но необходимо также учитывать, что закон ограничивает этот список.

О прочих кадровых документах читайте в наших статьях:

Основным законодательными актами о коммерческой тайне являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Информация признаётся составляющей коммерческую тайну при наличии следующих признаков:

— информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам;

— отсутствует свободный доступ к информации;

— обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности.

Меры по охране коммерческой тайны указаны в ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» и подразделяются на организационные и правовые. Наряду с этими мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности (доступности, скрытности, имитостойкости) этой информации, и другие, не противоречащие законодательству РФ меры. Таким образом, следует понимать, что технические меры защиты информации хотя и включаются в понятие режима коммерческой тайны, но являются дополнительными по отношению к организационным и правовым.

На практике, в законодательстве и в литературе наряду с термином «коммерческая тайна» используется и ряд близких по смыслу: производственная тайна, деловая конфиденциальная информация, промышленная тайна, секрет производства, ноу-хау, секрет промысла, торговый секрет, секрет фирмы и др. На основе положений ФЗ «О коммерческой тайне» следует уметь определять соотношение данных понятий.

Рассматривая основные субъекты правоотношений в области коммерческой тайны, следует рассмотреть определение обладателя сведений, составляющих коммерческую тайну. Определяя его права и обязанности, надо уяснить, что отнесение информации к коммерческой тайне – не обязанность, а право её обладателя. Все сведения, в отношении которых не установлен законодательный запрет на отнесение к коммерческой тайне, можно включить в состав закрытой (инсайдерской) информации в организации. Право определения конкретного перечня и состава такой информации принадлежит её обладателю. Исключение составляют прямо указанные в законе сведения, которые запрещено относить к коммерческой тайне (ст. 5), и прямо указанные в законе сведения, которые относятся к коммерческой тайне (например, содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности в соответствии с частью 4 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).

Следует рассмотреть основные права (использовать информацию, составляющую коммерческую тайну самому; передавать её другим лицам для использования; защищать установленными законом способами) и обязанности (предоставление информации, составляющей коммерческую тайну органам государственной власти и местного самоуправления; охрана конфиденциальности информации) обладателя сведений, составляющих коммерческую тайну. Надо изучить особенности охраны таких сведений в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.

Рассматривая обязанность органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления создавать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, следует руководствоваться также нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 15).

Исключением из запрета передачи должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными или муниципальными служащими другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшей известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, является предусмотренная обязанность предоставления этой информации по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

Необходимо знать, какую административную, уголовную и дисциплинарную ответственность предусматривает действующее законодательство за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, а также за непредставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну.

Правовое регулирование отношений в области персональных данных.

Правовыми основами института персональных данных являются положения Конституции РФ о праве каждого на личную тайну (ст. 23) и недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24).

Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. Развивая законодательство в духе данной Конвенции, был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», определяющий правовой институт персональных данных.

Читайте так же:  Ответственность собственника жилого помещения за затопление

Изучая данный учебный вопрос, следует уяснить цели правового регулирования отношений, возникающих при работе с персональными данными, раскрыть содержание понятия персональных данных, сформулировать принципы и условия переработки персональных данных, проанализировать особенности переработки специальных категорий персональных данных (касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, судимости и др.), биометрических персональных данных и персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах.

Раскрывая статус субъекта персональных данных, необходимо охарактеризовать его права (получение сведений об операторе персональных данных; получение информации, касающейся характера, сроков и целей переработки; доступ к своим персональным данным, их уточнение, блокирование или уничтожение; обжалование действий оператора) и основания их ограничения.

Правам субъекта персональных данных корреспондируют обязанности оператора. Необходимо раскрыть обязанности оператора при сборе персональных данных, по обеспечению безопасности при переработке персональных данных, по информированию субъекта персональных данных, по устранению нарушений законодательства, допущенных при переработке персональных данных.

В целях организации контроля и надзора за соответствием переработки персональных данных требованиям законодательства функции уполномоченного органа по правам субъектов персональных данных возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере связи Министерства связи и массовых коммуникаций (см. «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 318).

Следует также уяснить, какую гражданскую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность предусматривает действующее законодательство за нарушение законодательства о персональных данных.

Правовые проблемы в сфере электронного документооборота.

Вопросы, касающиеся создания системы электронного документооборота, поднимаются в ряде концептуальных российских документов, в которых определены основные тенденции социально-экономического развития. В первую очередь это касается Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», утв. постановлением Правительства РФ от 28января 2002 г. № 65. В течение 2005 – 2010 гг. осуществлялось комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, стандартизированного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности. В результате доля электронного документооборота в общем объёме документооборота возросла до 65% внутри ведомств и до 40% в межведомственном документообороте.

Основным нормативным документом, регламентирующим вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», который разработан во изменение Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», разработанного в соответствии с модельным законом «Об электронной цифровой подписи», принятым в г. Санкт-Петербурге 9 декабря 2000 г. на 16-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.

Изучая данный закон, следует уяснить понятия электронного документа, электронной подписи (простой, усиленной, квалифицированной – КЭП), закрытого и открытого ключей КЭП (аналога электронно-цифровой подписи – ЭЦП), средств КЭП и правовые условия использования КЭП (ЭЦП) в электронных документах, при соблюдении которых КЭП (ЭЦП) в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Анализируя правовые проблемы электронного документооборота на корпоративном уровне, следует обратиться к положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который позволяет организациям легитимизировать фактически используемые технологии электронного документооборота. Это осуществляется посредством утверждения стандартов организаций, которые в соответствии со ст. 17 данного закона могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях совершенствования производства и повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и др.

Положения Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» нашли отражение и развитие в различных ведомственных нормативных актах, посвящённых вопросам создания информационных систем. В частности, Центральный банк РФ (Банк России) создал собственную крупномасштабную корпоративную систему электронного документооборота «АСБР-Москва», работа которой регламентируется «Положением об электронной информационной системе Банка России», утв. Приказом ЦБ РФ от 4 августа 2005 г. № 274-П.

Электронный документооборот активно используется и в области налоговых отношений. В начале 2002 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся соответствующих форм отчётности в электронной форме. Теперь налогоплательщик может направить налоговую декларацию в налоговый орган по каналам связи, а налоговый орган обязан передать налогоплательщику в электронном виде квитанцию о приёмке. Днём представления декларации по каналам связи считается день представления отчётности в электронном виде (см. Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. № 180-ФЗ «О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Федеральный закон от 23 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» устанавливает право организации представлять в электронном виде бухгалтерскую отчётность.

Правление Пенсионного фонда России (ПФР) 26 января 2001 г. приняло Постановление № 15 «О введении в системе ПФР криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи». В нём регламентировано использование средств криптографической защиты информации в ПФР и возможность присоединения к системе электронного документооборота ПФР страхователей для предоставления конфиденциальных документированных данных о застрахованных лицах только в электронной форме без сопровождения на бумажных носителях.

Законодательство об электронной подписи является правовой основой использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (ст. 3, 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О ГАС «Выборы»), а также ГАС РФ «Правосудие», ГАС РФ «Управление» и др.

С юридической точки зрения, понятие электронного документооборота отличается от понятия электронного обмена данными. В основе первого лежит легитимность (аутентичность, легальность и верифицируемость) – процессуальная допустимость и доказательственная сила электронных документов. Поэтому наряду с совершенствованием ИКТ важную роль в процессе создания инфраструктуры электронного документооборота должна сыграть его законодательная поддержка, суть которой состоит в придании данным, создаваемым и передаваемым электронным способом, юридического статуса документа, в частности, на основе разработки и внедрения унифицированных правовых протоколов (регламентов и процедур) внутри- и межведомственного электронного документооборота.

Читайте так же:  Понятие преюдиции в уголовном процессе

Особенностью изучения данного вопроса является практическое знакомство в компьютерном классе студентов с конкретными программными средствами электронной подписи, реально используемыми в практической деятельности (в частности, на примере автоматизированной системы электронных межбанковских расчётов «АСБР-Москва» Центрального банка РФ).

Правовые проблемы электронной экономической деятельности и управления.

Раскрывая этот вопрос, следует раскрыть понятие и виды электронной экономической деятельности – электронную коммерцию, электронные государственные закупки, электронные торги и аукционы. Охарактеризовать существующие проблемы электронной экономической деятельности: пробелы в праве и пробелы в налогообложении.

Раскрывая вопросы внедрения электронного государства и электронного управления, следует охарактеризовать понятия: «электронное правительство», «электронное правосудие», «автоматизированное судопроизводство», «электронное управление» как базовые структуры наступающего информационного общества. Проанализировать виды систем электронного управления: вертикально интегрированные и горизонтально интегрированные системы электронного управления. Проанализировать особенности федерального электронного управления, субфедерального (регионального) и муниципального электронного управления, отраслевого (по сферам и экономическим или социально-культурным регионам) и функционального электронного управления. Возможности внедрения «электронного правосудия» и «автоматизированного судопроизводства» рассмотреть на модели правовой эргасистемы – системы правового регулирования общественных отношений.

Вопросы правового регулирования отношений в сфере использовании ГАС РФ «Выборы» при проведении выборов и референдумов следует раскрыть на основе положений Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О ГАС «Выборы».

При изучении вопросов, связанных с ГАС РФ «Правосудие», ГАС РФ «Управление» и др. рекомендуется использовать Интернет-сайты[51] данных систем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[1]

Коммерческая тайна: понятие, признаки и правовая защита

Понятие и признаки коммерческой тайны. Сведения, включаемые и не включаемые в коммерческую тайну.

Коммерческая тайна – информация любого характера, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, специальные сведения, которые имеют потенциальную и действительную коммерческую ценность. Следует отметить дополнительно, что данные сведения особо ценны, поскольку неизвестны третьим лицам, а также в отношении данных сведений их обладателем введен режим коммерческой тайны.

Выделяют две группы признаков, которые присущи данному объекту: общие и специальные.

К общим признакам коммерческой тайны следует отнести:

  • нематериальную природу информации
  • доступность информации
  • отделимость информации от лица, которое выступает создателем или носителем информации.

К специальным признакам можно отнести:

  • коммерческую ценность информации
  • неизвестность информации третьим лицам
  • принятие мер по охране конфиденциальности коммерческой тайны.

Виды информации, которые составляют коммерческую тайну:


Следует сказать и об информации, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне. Так в частности к такой информации относится:

Гражданско-правовая и уголовно-правовая защита коммерческой тайны

Нормы о коммерческой тайне образуют самостоятельный институт подотрасли права интеллектуальной собственности отрасли гражданского права, которая на основе принципов юридического равенства регулирует недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и защищает от недобросовестной конкуренции личные неимущественные и связанные с ними имущественные информационные отношения, в связи с осуществлением обладателем коммерческой тайны, не запрещенной законом экономической деятельности в отношении коммерческой тайны, которая ему принадлежит.

Назначением этого института выступает такое регулирование отношений по поводу коммерческой тайны, которое обеспечивает автономию и индивидуализацию личности обладателя коммерческой тайны и использование коммерческой тайны ее обладателем в гражданском обороте.

Общий перечень способов защиты дан в ст. 12 ГК РФ, однако следует сказать, что не все способы, предусмотренные этой статьей, подлежат применению при защите коммерческой тайны.

Признание права это первый способ защиты, среди тех которые перечислены в ст. 12 ГК РФ. Необходимость в таком способе возникает тогда, когда нарушенное субъективное гражданское право подвергается сомнению или же оспаривается.

Восстановление положения, которое существовало до нарушения права, занимает самостоятельное место. Применение этого способа защиты на коммерческую тайну целесообразно тогда, когда полное восстановление возможно в натуре, здесь речь следует вести о достижении такого результата, когда надлежащее притязание истца будет удовлетворено в полной мере.

Например, на лицо, которое завладело информацией, может быть наложена обязанность вернуть техническую документацию или уничтожить материальные носители информации.

Говоря о пресечении действий, которые создают угрозу нарушения права обладателя коммерческой тайны, такое пресечение используется тогда когда известно о готовящемся опубликовании в печати сведений, которые составляют коммерческую тайну.

Если нарушением права на коммерческую тайну ее обладателю, были нанесены убытки, лицо, которое незаконным методом или разглашением нанесло убытки, должно их возместить. Причем компенсации подлежит как реальный ущерб в имуществе, так и упущенная выгода.

Ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, которые составляют коммерческую тайну, предусмотрена ст. 183 УК РФ. Родовым объектом этого вида преступления выступают общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования экономики страны как единого народно-хозяйственного комплекса.

Видовым объектом выступают общественные отношения, которые возникают по поводу осуществления экономической деятельности по производству, распределению, потреблению и обмену разных благ и услуг.

Непосредственным объектом являются общественные отношения, которые складываются по поводу сохранения коммерческой тайны.

Предметом являются сведения, которые составляют коммерческую тайну, независимо от их носителей и формы представления, так например ч. 1 ст. 183 УК РФ указывает на такой носитель как документ.

Объективная сторона такого деяния заключается в определенном действии по собиранию названных выше сведений способами совершения, которых есть: похищение документов, подкуп, угроза и другие незаконные способы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины. Обязательным признаком субъективной стороны является специальный мотив (корыстная или другая личная заинтересованность).

Источники


  1. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  2. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.

  3. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.
  4. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.
  5. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.
Понятие коммерческой тайны в законодательстве рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here