Понятие модернизация в градостроительном кодексе

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие модернизация в градостроительном кодексе". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Градостроительный кодекс о понятиях «реконструкция» и «капитальный ремонт»

«Московский бухгалтер», 2011, N 9

Бухгалтер организации, на балансе которой состоят объекты основных средств, рано или поздно сталкивается с проблемами списания расходов на их ремонт и (или) реконструкцию. И здесь частенько возникает путаница.

Для целей налогообложения прибыли ст. 257 НК РФ предусматривает обязательное изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Пункт 2 этой статьи разъясняет, что нужно относить к этим видам работ:

  • к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;
  • к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;
  • к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего оборудования новым, производительным.

В то же время расходы на ремонт, как текущий, так и капитальный, на стоимости объекта не сказываются и в качестве косвенных могут списываться в расходы (ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ), для финансирования проведения ремонта в налоговом учете может формироваться резерв (ст. 324 НК РФ).

В законодательстве о бухгалтерском учете закреплены те же принципы: расходы на ремонт считаются текущими, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию капитализируются (п. п. 14, 26, 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. п. 41, 42, 66, 67, 70, 71 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010)).

Однако что следует подразумевать под этими терминами применительно к бухгалтерскому учету, Минфин не разъяснил.

Что есть что

До вступления в силу Федерального закона N 215-ФЗ оставалось руководствоваться единственными доступными определениями, приведенными в Методике определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

Пункт 3.8 Методики трактует капитальный ремонт как работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства Методика относит работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

При реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, осуществляемой по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды, могут осуществляться следующие мероприятия (п. 3.4 Методики):

  • расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
  • строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
  • строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

С 22 июля 2011 г. следует для целей бухгалтерского учета ориентироваться на определения понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт», которые введены Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Градостроительный кодекс РФ (п. п. 14, 14.1, 14.2, 14.3 ст. 1):

Очевидно, что определения понятия «реконструкция» — новое (из Кодекса) и прежнее (из Методики) — существенно расходятся. Как не совпадают и аналогичные определения Градостроительного и Налогового кодексов. Так, трактовка Градостроительного кодекса не ассоциирует реконструкцию с обязательным совершенствованием производства, повышением его технико-экономических показателей, увеличением производственных мощностей, улучшением качества и изменением номенклатуры продукции. И тем не менее применять каждое из определений необходимо — в соответствующей сфере.

Определение капитального ремонта универсально — в связи с отсутствием самостоятельного толкования в НК РФ и с учетом п. 1 ст. 11 НК РФ термин «капитальный ремонт» в определении Градостроительного кодекса актуален как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Ремонт и реконструкция, произведенные как хозяйственным способом, так и силами подрядчика, документально подтверждаются договорами, сметами, нарядами, накладными на отпуск запасных частей и материалов.

Напомним, что завершающим работы документом является акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3, утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»).

[2]

Произведенные строительно-монтажные работы, виды которых указаны в СНИП ГЭСНр 81-04-(63-69)-2001 ГЭСНр-2001, закрываются актами по формам, установленным Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» (КС-2, КС-3, КС-11 и т.д.).

Достройка, дооборудование, реконструкция и модернизация ОС. Отражение в учете

Подобные затраты являются капитальными. Их списывают на увеличение стоимости основного средства, которое подверглось достройке, дооборудованию, реконструкции или модернизации.

Достройка — это сооружение новых частей к основному средству (обычно к объектам недвижимости). Причем новые части должны быть неотделимы от самого основного средства без нанесения последнему ущерба. Дооборудование — дополнение основного средства новыми, ранее отсутствовавшими частями. Как правило, оно приводит к появлению у имущества новых качеств и свойств (например установка на компьютер DVD-дисковода). Под реконструкцией и модернизацией понимают переоборудование ОС, которое приводит к изменению их основных технико-экономических показателей (например установка на ЭВМ жесткой или оперативной памяти большего объема).

Читайте так же:  Право собственника жилого помещения на выписку зарегистрированных

Данные работы нужно четко отделять от работ по капитальному, среднему и текущему ремонту. Расходы по ним отражают на счетах учета затрат. На первоначальную стоимость основных средств они не влияют.

Для этого Минфин России рекомендует пользоваться следующими документами (*):

— Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (**);

— Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (***);

— письмом Минфина СССР «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий» (****).

Помимо этих документов для более четкого разграничения понятий реконструкции (модернизации, дооборудования) и ремонта вы можете использовать:

— письмо «О порядке планирования и учета работ и затрат, относящихся к реконструкции и осуществляемых по проектам на расширение действующих предприятий» (*****);

— Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004) (******);

— экспертные заключения о состоянии основных средств до и после окончания работе ними.

(*) письмо Минфина России от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794.

(**) утв. пост. Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.

(***) утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.

(****) письмо Минфина СССР от 29.05.1984 N 80.

(*****) письмо Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР и ЦСУ СССР от 25.10.1985 N ЛБ-52-Д/68-Д/342/6-14.

(******) утв. пост. Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

По этим документам ремонт — это комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как самого основного средства, так и его отдельных частей. То есть он связан с профилактическими мероприятиями, устранением повреждений и неисправностей, заменой изношенных конструкций и деталей. Такое мероприятие не сопряжено с изменением важнейших технико-экономических показателей основного средства. Хотя в ходе ремонта отдельные детали ОС могут быть заменены на более современные и долговечные.

Мнение специалиста

Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»; на субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство» (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом); на субсчете 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа. Поэтому, чтобы обособить затраты на установку дополнительного оборудования к объекту основных средств, к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» целесообразно открыть дополнительный субсчет. При этом его необходимо утвердить в рабочем плане счетов.

В. Сергеева, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Палаты налоговых консультантов, профессиональный бухгалтер

Ю. Волкова, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер

Таким образом, затраты на капитальные вложения, связанные с реконструкцией (модернизацией и т.д.), предварительно собирают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» на отдельном субсчете (например 9 «Реконструкция, модернизация и дооборудование основных средств»). По окончании всех работ их списывают на увеличение стоимости основного средства, подвергшегося доработке (то есть в дебет счета 01 «Основные средства»).

Пример

Компания решила дооборудовать и модернизировать системный блок персонального компьютера. Он отражен в качестве основного средства. Для этого были приобретены:

— DVD-дисковод, который ранее отсутствовал, стоимостью 3540 руб. (в том числе НДС — 540 руб.);

— дополнительные блоки оперативной памяти стоимостью 10 620 руб. (в том числе НДС — 1620 руб.);

— дополнительные сетевые платы стоимостью 5900 руб. (в том числе НДС — 900 руб.).

Расходы на заработную плату специалиста, занятого сборкой этих частей системного блока, составили 4675 руб. (в том числе взносы по обязательному социальному страхованию).

Данные операции отражают в учете записями:

Дебет 19 Кредит 60

— 540 руб. — учтен НДС по дисководу;

Дебет 10 Кредит 60

— 3000 руб. (3540 — 540) — оприходован дисковод;

Дебет 19 Кредит 60

— 1620 руб. — учтен НДС по оперативной памяти;

Дебет 10 Кредит 60

— 9000 руб. (10 620 — 1620) — оприходована оперативная память;

Дебет 19 Кредит 60

— 900 руб. — учтен НДС по сетевым платам;

Дебет 10 Кредит 60

— 5000 руб. (5900 — 900) — оприходованы сетевые платы;

Дебет 68 Кредит 19

— 3060 руб. (540 + 1620 + 900) — принят к вычету НДС по ценностям, необходимым для дооборудования и модернизации сервера;

Дебет 08-9 Кредит 10

— 17 000 руб. (3000 + 9000 + 5000) — списана стоимость частей, использованных при дооборудовании и модернизации сервера;

Дебет 08-9 Кредит 70 (69)

— 4675 руб. — начислены заработная плата специалисту, занятому в дооборудовании и модернизации сервера, и соцвзносы с нее;

Дебет 01 Кредит 08-9

— 21 675 руб. (17 000 + 4675) — расходы на дооборудование и модернизацию сервера включены в его первоначальную стоимость.

К капитальным затратам относят и расходы на обеспечение зданий необходимыми коммуникациями, например механическим, электрическим, санитарно-техническим и другим оборудованием, которое находится за пределами или внутри помещений и предназначено для их обслуживания. Поскольку без них функционирование здания невозможно, подобные затраты включают в первоначальную стоимость недвижимости. Эти ценности являются общим со зданием имуществом (*).

(*) п. 2 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64.

Поэтому не только электрические, водо-, газо- и теплосети следует рассматривать как составную часть здания. В его состав также включают кабельные или оптоволоконные сети, установленные в здании, которые служат для его эффективной эксплуатации. Эти системы нельзя рассматривать в качестве отдельных объектов недвижимости. Они являются частью сложной вещи (здания) и не могут быть самостоятельными объектами.

Читайте так же:  Законодательство об современном арбитраже в россии

Это положение подтверждает и Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ). Он предусматривает, что в состав зданий входят коммуникации внутри него, необходимые для эксплуатации, в том числе система отопления, вентиляционные устройства общесанитарного назначения и т.д.

Пример

Компания приняла решение дооборудовать здание, которое находится в ее собственности, и установить в нем оптоволоконные сети. Стоимость необходимого оборудования составила 708 000 руб. (в том числе НДС — 108 000 руб.). Затраты на установку сетей, их пробный запуск и проверку работоспособности составили 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.).

Указанные расходы бухгалтер должен отразить записями:

Дебет 19 Кредит 60

— 108 000 руб. — учтен НДС по оборудованию;

Дебет 07 Кредит 60

— 600 000 руб. (708 000 — 108 000) — оприходовано оборудование, требующее установки;

Дебет 08-9 Кредит 07

— 600 000 руб. — оборудование передано в монтаж;

Дебет 19 Кредит 60

— 18 000 руб. — учтен НДС по расходам на установку и запуск оборудования;

Дебет 08-9 Кредит 60

— 100 000 руб. (118 000 — 18 000) — отражены затраты на установку и запуск оборудования;

Дебет 68 Кредит 19

— 126 000 руб. (108 000 + 18 000) — принят к вычету НДС по оборудованию и расходам на его установку;

Дебет 01 Кредит 08-9

— 700 000 руб. (600 000 + 100 000) — расходы на установку оптоволоконных сетей включены в первоначальную стоимость здания.

Видео (кликните для воспроизведения).

В то же время те или иные объекты, не требующие монтажа или демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению, могут быть учтены как отдельные инвентарные объекты. К ним, например, относят системы видеонаблюдения, вентиляции, кондиционирования или кабельные системы. Но для подобного их учета должны соблюдаться следующие нормы:

— в отношении того или иного объекта есть принципиальная возможность его использования вне здания;

— при демонтаже объекта ущерб зданию не будет нанесен;

— объект можно использовать по прямому назначению после его демонтажа (то есть он не будет поврежден в ходе таких работ);

— функциональное предназначение объекта не является неотъемлемой частью функционирования здания как единого обособленного комплекса.

Еще одним аргументом в пользу такого способа учета являются положения пункта 6 ПБУ 6/01. Так, при наличии у одного основного средства нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть может учитываться как самостоятельный инвентарный объект. При этом в большинстве случаев сроки полезного использования здания и упомянутых систем различаются.

Пример

Компания устанавливает в собственном здании систему видеонаблюдения. Она функционально отделима от здания без нанесения ущерба для ее назначения. Стоимость системы — 472 000 руб. (в том числе НДС — 72 000 руб.). Расходы на ее установку и наладку составили 35 400 руб. (в том числе НДС — 5400 руб.).

При установке системы бухгалтер сделал записи:

Дебет 19 Кредит 60

— 72 000 руб. — учтен НДС по системе;

Дебет 08-4 Кредит 60

— 400 000 руб. (472 000 — 72 000) — отражены расходы на приобретение системы;

Дебет 19 Кредит 60

— 5400 руб. — учтен НДС по затратам на установку и запуск системы;

Дебет 08-4 Кредит 60

— 30 000 руб. (35 400 — 5400) — учтены расходы на установку и запуск системы;

Дебет 68 Кредит 19

— 77 400 руб. (72 000 + 5400) — принят к вычету НДС по системе;

Дебет 01 Кредит 08-4

— 430 000 руб. (400 000 + 30 000) — система видеонаблюдения учтена как отдельный инвентарный объект.

Внимание! При увеличении стоимости основного средства в результате реконструкции или модернизации, а также при изменении срока его полезного использования годовая сумма амортизации также подлежит пересчету.

Поправки в Градостроительном кодексе. Новые правила сноса, индивидуального жилищного строительства и требования к проектной документации

В начале августа Президент РФ подписал блок законов с поправками Градостроительного, Земельного кодексов и других законов. В них появились подробные требования к сносу недвижимости, в том числе самовольных построек. Например, чтобы снести объект, компания должна быть членом соответствующей саморегулируемой организации. Также поправки затронули индивидуальное жилищное строительство, некапитальные строения, зоны с особыми условиями использования территорий и т.д.

Появилось несколько законов с изменениями Градостроительного кодекса и других законов. Один из них содержит новые нормы о строительстве объектов индивидуального жилищного строительства, а также о сносе объектов, в том числе самовольных построек (Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 340-ФЗ). В другом речь тоже идет о поправках в Градостроительный кодекс, в том числе в части требований к проектной документации, некапитальным строениям (Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 342-ФЗ).

Индивидуальное жилищное строительство

В Градостроительном кодексе поменялось определение объекта индивидуального жилищного строительства. Законом № 340-ФЗ установлено ограничение не только в этажности (не более чем три этажа), но и по высоте — не более 20 м. Такой объект состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Установление требования по высоте связано с тем, что жилые дома часто строят по индивидуальным проектам, в том числе с башнями, шпилями, что создает разноплановые высотные акценты. Кроме того, ограничение лишь по количеству этажей могло привести к возведению застройщиком объектов с потенциально опасной высотой этажей, без дальнейшей проверки соблюдения установленных требований.

Уведомления об индивидуальном жилищном строительстве

В Законе № 340-ФЗ установлен уведомительный порядок для строительства на земельных участках индивидуального жилищного строительства, участках личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов и садово-дачных участках граждан. В этих случаях не нужно получать разрешение на строительство или реконструкцию объекта и подавать проектную документацию.

Читайте так же:  Травля на работе начальником что делать

Так, для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик должен подать на бумажном носителе уведомление в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Также это можно сделать через многофункциональный центр, по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг. Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней проверит на соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства или реконструкции. Если все в порядке, он направит застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта. Если что-то указано неверно, то уполномоченный орган направит уведомление о несоответствии постройки параметрам с обоснованием позиции. А если в тот же срок уведомление не направят, то автоматически строительство будет считаться согласованным.

С 04.08.2018 начали действовать поправки Гражданского кодекса, касающиеся сноса самовольных построек (подробнее читайте в материале «Самовольные постройки. Право органов местного самоуправления на принятие решений о сносе ограничили», «ЭЖ-Юрист», 2018, № 31). Одновременно изменения, связанные со сносом объектов, предусмотрены в Законе № 340-ФЗ. В нем установлен порядок сноса объектов капитального строительства, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий.

Одно из новшеств — индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие снос объектов капитального строительства, теперь должны быть членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства.

Экспертиза проектной документации

При проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, установленным и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. Если речь идет о проектной документации линейного объекта, то в расчет берется дата утверждения проекта планировки территории. А если проводится экспертиза проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, то осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.

Если объекты капитального строительства относятся к объектам массового пребывания граждан, то экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан утвердит Минстрой России.

Некапитальные строения

Вместо временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в ГрК РФ теперь фигурирует понятие «некапитальные строения, сооружения». Соответствующая поправка внесена Законом № 342-ФЗ.

Некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Пункт 10.2 ст. 1 ГрК РФ

Проектная документация

В Законе № 342-ФЗ уточняются полномочия РФ в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Такую экспертизу в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов РФ, будут проводить уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Появление этой поправки связано с необходимостью приведения норм, касающихся полномочий РФ в области экспертизы, в соответствие с нормами, устанавливающими полномочия РФ по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Также скорректированы требования к составу и содержанию разделов проектной документации. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливает Правительство РФ, если подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществлялась на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование, выданного до установления Правительством РФ требований к составу и содержанию разделов проектной документации. Но эта дата не должна быть ранее чем 01.01.2016. Внесение изменений в такую проектную документацию в части ее приведения в соответствие с указанными требованиями, в том числе в целях экспертизы такой проектной документации, не требуется.

Устранена необходимость подготовки проектной документации для капитального ремонта объектов капитального строительства. Исключение — проведение капитального ремонта за счет бюджетных средств, в таком случае проектная документация должна готовиться в объеме сметы на строительство.

Зоны с особыми условиями использования территорий

Законом № 342-ФЗ внесены поправки в Земельный кодекс РФ в части положений о зонах с особыми условиями использования территорий. В нем теперь предусмотрен исчерпывающий перечень зон с особыми условиями использования территорий, порядок установления, изменения и прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий, а также последствия установления, изменения и прекращения существования таких зон.

Кроме того, Законом № 342-ФЗ закреплен механизм возмещения убытков правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости при ограничении их прав в связи с установлением и изменением зон с особыми условиями использования территорий. Несмотря на то что Закон № 342-ФЗ вступит в силу с 2019 г., эта поправка начала действовать с 04.08.2018.

Аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории

Организатор аукциона ведет протокол о результатах аукциона, в котором указываются следующие сведения о ходе проведения и результатах аукциона:

место, дата, время проведения аукциона;

реквизиты решения органа местного самоуправления о развитии застроенной территории;

местоположение, площадь застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;

начальная цена права на заключение договора (цена предмета аукциона);

сведения об участниках аукциона (с указанием наименования и места нахождения);

последнее и предпоследнее предложения о цене предмета аукциона с указанием лиц, сделавших такие предложения.

Читайте так же:  Понятие и структура органов мсу

Протокол о результатах аукциона составляется в форме электронного документа, который подписывает организатор аукциона с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и направляет победителю аукциона не позднее одного рабочего дня со дня проведения аукциона. Эти поправки начали действовать тоже с 04.08.2018.

Еще одно нововведение, которое попало в законы с поправками о недвижимости и строительстве — это новые положения об астренте в процессуальных кодексах (ст. 6 Закона № 340-ФЗ). Например, в АПК РФ появилась норма о том, что арбитражный суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом арбитражным судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. Аналогичное положение содержится теперь и в ГПК РФ. Это значит, что возможность понудить к исполнению решения суда появилась для любых решений, в том числе в публично-правовой сфере (например, суд сможет присудить в пользу истца сумму на случай неисполнения решения органом государственной власти). Раньше норма об астренте содержалась только в ГК РФ (ст. 308.3 ГК РФ).

Термины и определения

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО Госстроя России от 28 апреля 1994 года № 16-14/63

«О правильном толковании терминов «новое строительство», «капитальный ремонт», «реконструкция», «расширение».

В связи с поступающими запросами от территориальных органов Госархстройнадзора России по правильному толкованию терминов «новое строительст­во», «капитальный ремонт», «реконструкция», «расширение», Главгосархстройнадзор России разъясняет:

При использовании данных терминов следует руководствоваться определе­ниями, содержащимися в следующих документах: Инструкция о порядке состав­ления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденная постановлением Госкомстата России от 24.09.93 № 55-87(р) ВСН 58

88(р), ВСН 42-85(р), ВСН 42-85(р), Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утверждено постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 № 279.

В указанных документах под «новым строительством» понимается строительство на новых площадях вновь создаваемых предприятий, зданий, сооружений, а также филиалов и новых производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе.

Если строительство предприятия, здания, сооружения намечается осуществлять очередями, то к новому строительству относятся первая и последующие очереди до ввода в действие всех запроектированных мощностей.

К новому строительству относятся также строительство на новой площади предприятий такой же или большей мощности взамен ликвидируемого.

«Капитальный ремонт здания» — ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного обеспечения, а также поддержки эксплуатационных показателей.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговеч­ные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемы зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта, его перепланировка, не вызывающие изменении основных технико-экономических показателей здания.

«Реконструкция здания» — комплекс строительных работ и организационных строительных мероприятий, связанных с изменением технико-экономических показателей (количества и качества квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.) или его назначения, в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

При реконструкции зданий помимо работ, выполняемых при капитально ремонте, могут осуществляться:

изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, при наличии необходимых оснований, их частичная разборка;

повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию инженерных сетей (кроме магистральных);

улучшение архитектурной выразительности здания.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительств новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения.

К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом, целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменен номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих.

К расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств на действующем предприятии, а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей.

К расширению действующих предприятий относится также строительст­во филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в экс­плуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.

В соответствии с действующим Положением, органы Госархстройнадзора России осуществляют контроль (соответственно, налагают штрафы) за качест­вом и организационно-правовым порядком строительства новых объектов, рас­ширением и реконструкцией предприятий, зданий и сооружений.

[3]

Ростехнадзор разъясняет: Реконструкция ОПО или тех.перевооружение

Вопрос:

[1]

Требуется ли получать разрешение на допуск в эксплуатацию котельной в органах государственного энергетического надзора при замене горелок и топливных насосов для перевода котельной с дизельного топлива на мазут без увеличения мощности?

Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введённого в действие Федеральным законом от 29.12.2004 № 190-ФЗ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), введённый в действие Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ, устанавливает, что к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Отнесение работ к тому или другому признаку находится в компетенции собственника.

После проведения технического перевооружения выдача разрешения на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки не требуется.

Вопрос от 23.03.2018:

Необходимо ли проводить строительную (государственную/негосударственную) экспертизу проекта по реконструкции опасного производственного объекта и каким документом это установлено?

Ответ: Реконструкция опасных производственных объектов регулируется законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Читайте так же:  Как делится имущество при разводе, если есть несовершеннолетние дети

В соответствии с требованием части 4.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (№ 190-ФЗ от 29.12.2004), проектная документация на реконструкцию объектов капитального строительства указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, в том числе особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе федерального уровня.

Перечень опасных производственных объектов, входящих в состав особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства определен пунктом 11 части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ:

  • это опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
  • а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
  • б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
  • в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Проектная документация на реконструкцию иных опасных производственных объектов, являющихся объектами капитального строительства, подлежит государственной экспертизе регионального уровня или негосударственной экспертизе, за исключением объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4, 5 и 6 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, это:

  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон;
  • буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Вопрос:

Необходимо ли проводить государственную экспертизу и получать разрешение на строительство (реконструкцию) при техническом перевооружении (модернизации) опасного производственного объекта, целью которого является замена материала технического устройства (подъемного сооружения) применяемого на нем, а также частичное изменение его конструкции?

Ответ: Согласно основным понятиям, используемым в целях реализации Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ), техническое перевооружение опасного производственного объекта – приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

На основании изложенного, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство при проведении технического перевооружения опасного производственного объекта не требуется, а документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта, в соответствии с законодательством о промышленной безопасности подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос:

Прошу дать разъяснение, о необходимости проведения оценки соответствия технического устройства (подъемного сооружения), имеющего фундамент и входящего в состав построенного опасного производственного объекта, которому при ремонте проведена замена материала его элементов, а также частично изменена конструкция. В случае необходимости поведения оценки соответствия, в указанных случаях, прошу сообщить в какой форме она должна быть проведена.

Ответ: Статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

При этом если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, такое техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности, в том числе после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

Видео (кликните для воспроизведения).

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Источники


  1. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

  2. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.

  3. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
  4. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  5. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
Понятие модернизация в градостроительном кодексе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here