Понятие перевозчика по российскому законодательству

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие перевозчика по российскому законодательству". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Перевозка. Понятие и виды перевозок

Перевозка. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование. Отношения по перевозки возникают при наличии потребителей территориальных перемещений объектов или людей с помощью транспортных средств. Будучи урегулированными нормами права, эти отношения приобретают форму обязательно-правовых. Однако не всякое перемещение объектов или людей с помощи транспортных средств приводит к обязательству перевозки последнее характеризуется рядом особенностей: оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах, так называемые «технологические перевозки», выполняемые собственным транспортом лица не порождают обязательства по перевозке учитывается способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся на 16 транспортных средствах. Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания, то возникают особые отношения буксировки основная часть перевозок осуществляется «общественными возчиками», специально созданные для оказания транспортных услуг всем и каждому, т.к. существуют различные виды транспорта. В соответствии с этим различаются и виды перевозок, в зависимости от того, каким видом перевозятся грузы, перевозки делятся на:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8857 —

| 7186 — или читать все.

Понятие перевозчика по российскому законодательству

Перевозчик или посредник? Правовое регулирование понятий фактического перевозчика и перевозчика по договору

Вопрос участия третьих лиц в исполнении перевозчиком своих обязанностей по договору перевозки является острейшим и актуальным, т.к. под личиной первого перевозчика очень часто скрывается банальный посредник.

С внесением изменений в Налоговый кодекс в очередной раз активизировались защитники посреднической деятельности, участились попытки интерпретировать деятельность посредника, как реального продавца услуг и т.д. В частности это касается участия посредника в договоре перевозки, где под прикрытием притворной сделки посредник якобы выступает перевозчиком по договору.

Однако в действительности вся эта затея с привязкой понятия «перевозчика по договору» к диспетчеру-посреднику при детальном рассмотрении оказывается не чем иным как попыткой “притянуть за уши”, и противоречит нормам, на которые эти же адепты пресловутой “свободы договора” и ссылаются. Но, увы, однозначная регламентация в международных правовых актах, помноженная на пресловутую российскую «свободу договора», фактически приводит к полному искажению модели договора перевозки в частности, и деградации самого понятия Закона как способа организации правового регулирования общественных отношений. Пресловутая «свобода договора» нужна только мошенникам, чтобы не соблюдать правила и иметь возможность безнаказанно отмывать налоги, избегать обязательной прозрачности.

Однозначная регламентация международных правовых норм по данному вопросу в Российской Федерации наталкивается на далеко неоднозначную арбитражную практику, подтверждающую якобы правомерность привлечения перевозчиком третьего лица для перевозки со ссылкой всего лишь на ст. 313 ГК РФ (см. например, постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 1999 г. N 440/97, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31 мая 2004 г. N А43-14574/2003-11-658 и от 26 февраля 2009 г. N А43-6325/2007-23-126, ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2008 г. N А65-26861/07-СГ2-20, ФАС Северо-Западного округа от 17 июня 2008 г. N А05-9418/2007 и др.).

Согласно общей норме п.1 ст.313 ГК РФ Исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

Если рассматривать данную общую норму в отдельности, то кажется, что ничто не мешает посреднику притвориться перевозчиком. Однако при рассмотрении вопроса участия третьих лиц в исполнении договора перевозки необходимо учитывать специальные требования закона, относящиеся именно к перевозке. И при совокупном рассмотрении общих и специальных норм возможность посреднику прикинуться перевозчиком уже далеко не так однозначна.

Действительно, в международном праве существуют понятия «фактический перевозчик» и «перевозчик по договору» почти для всех видов транспорта:

— Для авиаперевозки имеется «Протокол о поправках к Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г.» (Гвадалахара, от 18 сентября 1961 г.).

— Для морской перевозки есть Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов «Гамбургские правила» (Гамбург, 31 марта 1978 года). Российская федерация не участвует в данной конвенции, однако положения данной конвенции практически полностью отражены в КТМ.

— Для автоперевозки имеется Женевская конвенция 1956 г. «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ), вступившая в силу 2 июля 1961 г.

Среди транспортников Конвенция КДПГ больше известна под аббревиатурой CMR – Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route. Конвенцией допускается перевозка несколькими перевозчиками. Последовательная перевозка несколькими перевозчиками или возможность такой процедуры транспортировки груза не должны быть обязательно оговорены в договоре перевозки. Однако добросовестный перевозчик может поставить об этом в известность отправителя. Конвенция не запрещает отправителю указывать в договоре и делать отметки в накладной, запрещающие производить перегрузку товара в другие транспортные средства и использовать других перевозчиков. Такие оговорки должны быть приняты перевозчиком, и только в этом случае перевозчику нельзя будет осуществлять транспортировку груза при участии нескольких последовательных перевозчиков.

Таким образом, возможность участия в перевозке нескольких перевозчиков действительно имеется и она четко регламентирована. Однако на всех видах транспорта Законом установлены соответствующие ограничения, которые не позволяют банальному диспетчеру-посреднику «примазаться» к перевозке.

Одним из таких ограничения является реальность договора перевозки. Стороной договора перевозки может быть только лицо вручившее перевозчику груз (имущество) – грузоотправитель и перевозчик, принявший груз. Реальность договора перевозки заложена в самом термине «грузоотправитель», и если лицо фактически груз не отправляет, то оно не является стороной договора.

Для того чтобы посредник стал первым (или вообще) перевозчиком он должен лично принять груз у отправителя и лично вручить его последующему перевозчику или выдать получателю.

Согласно норме статьи 35 CMR-Конвенции перевозчик, принимающий груз от своего предшественника, вручает последнему датированную и подписанную им расписку. Он должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной. Принимая груз от своего предшественника, последующий перевозчик как бы становится «перевозчиком», а его предшественник «отправителем» в терминах и понятиях пункта 2 статьи 8 CMR-Конвенции. Внесение во второй экземпляр накладной своего имени и адреса и выдача расписки своему предшественнику является доказательством того, что последующий перевозчик вступил в договор перевозки и принял груз. При этом предыдущий перевозчик как бы является «отправителем», а последующий — «перевозчиком» в терминах и понятиях статьи 9 CMR-Конвенции.

Читайте так же:  Как проверить подлинность паспорта гражданина рф

Таким образом, именно наличие факта приема груза отличает первого перевозчика (перевозчика по договору) от банального диспетчера. Диспетчер-посредник груз не принимает и, соответственно, перевозчику его не вручает, письменных доказательств факта передачи груза от якобы первого перевозчика к последующему не имеется.

Очень важное положение Конвенции КДПГ содержится в ее статье 41: все соглашения, заключенные с нарушением положений данной Конвенции, признаются недействительными в части, противоречащей Конвенции. Соглашение между отправителем и перевозчиком (договор международной перевозки груза), как и соглашение перевозчиков между собой, не должны содержать положений, противоречащих императивным нормам Конвенции, а те положения, которые все же будут противоречить ей, должны быть признаны судом или арбитражем, рассматривающим спор, недействительными.

Таким образом, любое соглашение сторон, позволяющее считать посредника первым перевозчиком, является недействительным в силу неисполнения посредником императивного требования статьи 35 Конвенции КДПГ об обязательном приеме и последовательной передаче груза. Диспетчер-посредник не участвующий в передаче имущества не может быть перевозчиком.

В авиаперевозке реальный перевозчик защищен от банального посредника через лицензирование. Согласно ст.69 ВК РФ Российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса. Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 457 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов. Согласно данному положению лицензионными требованиями является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта и наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности.

Российское авиационное законодательство в достаточной степени унифицировано с международными требованиями IATA и ICAO. Первый перевозчик не может выписать «Мастера» ( MasterAWB ), не имея статуса и кода авиакомпании (IATA codes), а данный код может получить только лицензированный эксплуатант. Мало того, в авиации даже чтобы выписать «Домашку» (HouseAWB) нужно получить статус грузового агента (действует от имени авиакомпании), а для этого тоже нужно пройти определенную сертификацию.

Таким образом, обычный агент-посредник, не имеющий лицензию, не может быть ни «перевозчиком по договору», ни тем более «фактическим перевозчиком», т.к. AWB — подтверждения договора авиаперевозки груза не оформляет, перевозчиком не является, не имеет сертификата эксплуатанта, не имеет воздушных судов, и у него нет лицензии.

[3]

К тому же, налицо наличие состава преступления, предусмотренного п.1 ст.14.1 КоАП РФ и (или) ст.171 УК РФ – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно.

Понятие «перевозчика по договору» в российском законодательстве реализовано через заключение договора транспортной экспедиции. Однако согласно действующему законодательству обязательным условием исполнения договора транспортной экспедиции является прием экспедитором груза, выдача экспедиторской расписки по утвержденной форме и последующее заключение экспедитором договора перевозки с перевозчиком путем личного вручения ему груза и оформления транспортной накладной, либо личное осуществление перевозки. Если отсутствует, хотя бы один признак, то действия данного лица стоит квалифицировать исключительно как посреднические услуги по оформлению заказов на перевозку.

В связи с последними изменениями в налоговом законодательстве защита реального продавца услуг от посредника вышла на новый уровень. Федеральным законом от 21.07.2014 N 238-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» введена обязанность ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур лицами, не являющимися плательщиками НДС, осуществляющих посредническую деятельность на основании договоров транспортной экспедиции.

До этого такая обязанность была предусмотрена для лиц, осуществляющих посредническую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. Данные лица обязаны включить сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов фактур, в налоговую декларацию по НДС и представить ее в налоговые органы по установленному формату в электронной форме.

Изменение налогового и бухгалтерского законодательства не позволит принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Действия диспетчера-посредника однозначно регламентированы в КТМ. В кодексе имеется Глава XIII. Договор морского агентирования и Глава XIV. Договор морского посредничества. При этом статьей 245 КТМ предусмотрена обязанность посредника отчитаться за полученные от доверителя суммы.

Законом для посреднических сделок предусмотрена ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ прозрачность (см. например ст. 974, 981, 999, 1008 ГК РФ) в виде отчета посредника. К этому отчету должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных посредником за счет принципала (комитента, доверителя и т.д.). У принципала сохраняется право на отвод субагента, предложенного агентом. Законное право контроля действий агента-посредника, возложенное на принципала, это не только возможность, но и обязанность нести ответственность перед третьими лицами. В случае если данный контроль не был проведен на должном уровне или отсутствовал вовсе, а агент оказался недобросовестным и не исполнил свои обязательства полностью или частично, то за его действия или бездействия отвечает принципал, т.е. в случае перевозки грузов – грузоотправитель.

Однако именно ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ прозрачность посреднических операций и является первопричиной для сокрытия посреднической сути, выдумывании различных схем и уловок, притягивании за уши, не подлежащих применению норм и заключению притворных сделок.

Когда в основе бизнеса посредника-диспетчера лежит возможность налоговых махинаций, в частности с НДС (как при перечислении провозной платы, так и при возмещении ущерба ненадлежащим лицом), вопрос соотношения цены-качества и др. рыночные механизмы отходят на второй план, либо вообще не работают. Кроме того, ничем и никак неконтролируемый рост числа подобных посредников приводит к неуправляемой конкуренции между ними, а страдают от этого именно перевозчики. Количество посредников на одну перевозку порой доходит до восьми единиц, и при этом каждый, откусывая всего лишь по 10% от провозной платы, совершенно не заинтересован в конечном результате. Установленная законом обязательная прозрачность для посреднических сделок полностью игнорируется как самими участниками хозяйственных взаимоотношений, так контролирующими органами, призванными следить за соблюдением законности. Для восстановления системы необходимо отобрать у табуретки контроль над финансовыми потоками, вернуть ее деятельность в законное русло. Но дело даже не в том, что бюджет недополучает существенную долю налоговых поступлений, важнее то, что от подобных махинаций страдает целая социально значимая отрасль – автоперевозки грузов, которая практически на стадии полного вымирания.

Читайте так же:  Какую причину расторжения брака написать в исковом заявлении

Увы, вместо того чтобы заниматься перевозками, строительством и пр. реальным бизнесом, львиная доля сил и энергии уходит на выдумывание и выстраивание всяческих схем и уловок.

Жадность, помноженная на прыткость, в конечном итоге ведет к общим потерям.

Найдено 4 определения термина ПЕРЕВОЗКА

транспортировка грузов, товаров, пассажиров.

см. Договор о морской перевозке, Договор перевозки грузов. Договор перевозки пассажира.

организованное перемещение войск (сил), команд, отдельных формирований, населения, грузов из одного района (пункта) в другой с использованием различных видов транспорта. По масштабам могут быть стратегические, оперативные и тактические; по содержанию, целям и назначению — людские, мобилизационные, оперативные, снабженченские и эвакуационные; по видам транспорта — ж.-д., водные (морские и речные), воздушные, автомобильные и комбинированные. Имеют большое значение в чрезвычайных условиях, в т.ч. при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Осуществляются на основе дорожного, технического, инженерного, транспортного и др. видов обеспечения.

Найдено схем по теме ПЕРЕВОЗКА — 0

Найдено научныех статей по теме ПЕРЕВОЗКА — 0

Найдено книг по теме ПЕРЕВОЗКА — 0

Найдено презентаций по теме ПЕРЕВОЗКА — 0

Найдено рефератов по теме ПЕРЕВОЗКА — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

19. Законодательство, регулирующее перевозки автомобильным транспортом. Основные понятия, используемые в автомобильных перевозках

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и не урегулированные данным Уставом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательстваРоссийской Федерации о защите прав потребителей.

[2]

Основными понятиями, используемыми в автомобильных перевозках, являются:

1) багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

2) билет – перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

3) груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

4) грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;

5) грузополучатель – физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;

6) заказ-наряд – форма договора фрахтования;

7) маршрут – путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

8) пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

9) перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

20. Права и обязанности сторон по договору перевозки автомобильным транспортом

По договору перевозки груза автомобильным транспортом стороны наделены следующими правами и обязанностями:

Перевозчик обязан предоставить в сроки, установленные договором перевозки груза, транспортные средства, контейнеры, пригодные для перевозок соответствующего груза. В случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза

Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.

Перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов.

Перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель – принять доставленный ему груз.

По договору перевозки пассажира автомобильным транспортом стороны наделены следующими правами и обязанностями:

Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль.

Видео (кликните для воспроизведения).

При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право: перевозить багаж; провозить с собой бесплатно ручную кладь.

Перевозчик вправе: устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади; отказать пассажиру в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров; отказать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

Перевозчик обязан информировать пассажира о нормах и об условиях оплаты перевозки багажа, провоза ручной клади.

Пассажир имеет право: в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение трех часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства возобновить действие билета на другое транспортное средство при условии доплаты; в случае возврата билета в кассу не позднее чем за два часа до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом пяти процентов их стоимости; в случае невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по не зависящим от перевозчика причинам получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию; возвратить билет в кассу до отправления транспортного средства и получить обратно полную стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в следующих случаях:

Читайте так же:  В каком возрасте наступает дееспособность гражданина рф

Особенности отдельных видов перевозок в Республике Казахстан

Итак, понятие «перевозчик», употребляемое в ГК, соот­ветствует термину, применяемому в международном транс­портном праве, то есть означает лицо, которое от своего имени обязуется осуществить перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Согласно ст. 1 Закона о транспорте в РК перевозчик — это юридическое или физическое лицо, владеющее транспорт­ным средством на праве собственности или на

иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажи­ров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выдан­ное в установленном порядке.

На основании ст. 1 Закона о транспорте в качестве общего правила для перевозчиков, за исключением автоперевозчиков, введена система лицензирования деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров, багажа.

Так, Закон РК «О государственном регулировании граждан­ской авиации» предусматривает обязательное лицензирование в сфере гражданской авиации следующих видов деятельнос­ти: 1) перевозка пассажиров и грузов воздушным транспор­том; 3) авиационные работы; 3) услуги по техническому об­служиванию и ремонту авиационной техники; 4) аэропортовс-кая деятельность; 5) перевозка опасных грузов (ст. 9). Закон РК «О железнодорожном транспорте» также говорит, что

отдельные виды деятельности на железнодорожном транс­порте осуществляются на основе лицензии (ст. 10). AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Порядок лицензирования определяется постановлением Правительства от 29 декабря 1995 г. «О реализации постанов­ления Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г.». Так, применительно к конкретным видам транспорта действу­ют: «Правила лицензирования перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом в Республике Казахстан» от 29 июля 1998 г., «Положение о порядке и условиях лицензи­рования международных перевозок пассажиров и грузов, опас­ных грузов автомобильным транспортом» от 25 декабря 1996 г.; «Положение о порядке и условиях лицензирования перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом и аэропортовс-кой деятельностью, с обслуживанием воздушных судов, пас­сажиров и грузов в аэропортах Республики Казахстан» от 23 июля 1997 г.; а также ст. 9 Закона РК «О государственном регулировании гражданской авиации».

Выдача лицензии на осуществление деятельности по пере­возке пассажиров и грузов отдельными видами транспорта производится Министерством транспорта и коммуникаций Рес­публики Казахстан.

Субъектами лицензирования являются граждане, юридичес­кие лица Республики Казахстан, иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и международ­ные организации.

Указом Президента РК «Об использовании воздушного про­странства и деятельности авиации» наравне с понятием «пере­возчик» введено понятие «эксплуатант» — юридическое или физическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области, а также понятие «фрахтователь» — физическое или юридическое лицо, заключившее за плату договор с воздушным перевозчиком о передаче в его пользование всей вместимости или части вмес­тимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей.

В Законе РК «О государственном регулировании гражданс­кой авиации» предусматриваются следующие виды перевоз­чиков: национальный, назначенный, флагманские перевозчики. Национальный перевозчик — воздушный перевозчик, зарегист­рированный в РК и имеющий лицензию эксплуатанта и лицен­зию на осуществление международных и (или) внутренних воз­душных перевозок. Назначенный перевозчик — воздушный перевозчик, назначенный от РК для осуществления воздушных перевозок в соответствии с условиями двухстороннего или многостороннего соглашения о воздушном сообщении. Флаг­манский перевозчик РК определяется Правительством респуб­лики из числа назначенных перевозчиков на конкурсной основе, которому предоставляется приоритет при эксплуатации меж­дународных авиамаршрутов.

Закон РК «О торговом мореплавании» вводит термин «фак­тический перевозчик», то есть перевозчик, который фактически осуществляет перевозку пассажиров, багажа и груза или ее часть (ст. 1). Данный термин является новеллой для транспор­тного законодательства РК. Введение этого термина связано с тем, что на морском транспорте в роли перевозчика может выступать как собственник судна, так и фрахтователь, аренду­ющий судно с экипажем (тайм-чартерный владелец) и без эки­пажа (бербоут-чартер).

В советской транспортно-правовой литературе многие счи­тали, что транспортировка не входит в состав транспортной экспедиции, так как при этом якобы происходит смешение двух самостоятельных договоров. Данное утверждение в настоя­щее время не соответствует законодательству РК. Конвен­ция КДПГ имеет силу закона и в РК. Согласно этой конвенции экспедитор, организующий дорожные перевозки, может быть перевозчиком и нести всю меру ответственности.

Таким образом, перевозчик — это не обязательно транс­портное предприятие, имеющее основной целью своей дея­тельности осуществление перевозок. Им может быть и граж­данин (индивидуальный предприниматель), а также, например, общественная организация, не имеющая в качестве своей цели извлечение прибыли, но осуществляющая предпринимательс­кую деятельность для достижения целей, ради которых такая некоммерческая организация была создана.

Второй стороной в договоре перевозки груза, т.е. кон­трагентом (партнером) перевозчика, является отправитель. Отправитель по ГК выступает в трех качествах: во-первых, как контрагент перевозчика, т.е. лицо, которое заключило с пе­ревозчиком договор на перевозку грузов; во-вторых, — лицо, которому выдается транспортная накладная (коносамент, то­варно-транспортная накладная или иной документ на груз, пре­дусматриваемый законодательными актами о транспорте), не­зависимо от того, кто фактически осуществляет отправку и погрузку груза, и, в-третьих, — лицо, имеющее право распоряжения грузом.

Получателем является лицо, уполномоченное на получе­ние груза, т.е. имеющее право требовать, чтобы ему в пунк­те назначения был выдан груз. Таким лицом, которое может требовать, чтобы ему был выдан груз, и, следовательно, кто может называться получателем, будет тот, кто указан полу­чателем в транспортной накладной. Получателю еще до по­лучения груза известно, что груз будет следовать к нему, так как отправитель и получатель связаны между собой другим договором (обязательством). Этим особенностям правового положения получателя в большей степени соетствует кон­струкция договора перевозки как договора в пользу третьего лица, не участвовавшего в его заключении, но имеющего пра­во самостоятельно требовать исполнения по нему (ст. 391 ГК).

Читайте так же:  Сажают ли в тюрьму за неуплату алиментов

Договор перевозки грузов

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

Понятие договора перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по дос­тавке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданно­го (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

По своей юридической природе договор перевозки грузов:

    • реальный (порождает граж­данские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
    • возмездный (встречное предоставление в виде платы);
    • двусторонний (порождает обязательства у обоих сторон);
    • в пользу третьего лица — грузополуча­теля (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а дру­гая — к консенсуальным. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о пре­доставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно пере­возятся грузы в линейном сообщении.

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

Стороны договора перевозки

  1. Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени.
  2. Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.
  3. Грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

(См., напр., ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Форма договора перевозки груза

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза документа на груз (транспортной накладной, коносамен­та или иного документа — п. 2 ст. 785 ГК), предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

[1]

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ составление и выдача отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) подтверждает заключение договора перевозки груза.

П. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Основные термины, используемые при оформлении транспортной накладной в целях перевозки грузов, раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Товарно-транспортная накладная (Типовая межотраслевая форма N 1-Т, ОКУД 0345009) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 и применяется с 1 декабря 1997 года. Новая форма транспортной накладной (для перевозки автомобильным транспортом) утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2010 г. N 8835/10).

Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами.

В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Вопрос документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом рассмотрен в письме ФНС РФ от 21.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected], в котором указано, что в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличия надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.

Читайте так же:  Как узнать сумму долга по алиментам онлайн

Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанно­го грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором со­держатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка.

Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспоряди­тельным документом (ценной бумагой) (ст. 143 ГК).

Чартер чаще всего заключается с использованием отпечатанных ти­пографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и направлений перевозки, т.е. представляет собой дого­вор присоединения . Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наиме­нование места погрузки груза, а также наименование места назначе­ния или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ).

Существенные условия договора перевозки грузов

Предмет договора перевозки груза:

  • оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа.

В договоре перевозки грузов должны быть указаны следующие существенные условия:

  1. характеристики груза (вид, количество и т.п.);
  2. наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;
  3. пункты отправления и назначения;
  4. характеристики предоставляемого транспорта;
  5. сроки перевозки;
  6. цена договора, порядок расчетов.

Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы.

Заключение договора перевозки грузов подтверждается транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ), а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ).

В заявке (заказе) должны быть указаны:

  • наименование и количество груза,
  • пункт назначения,
  • грузополучатель и
  • сумма за перевозку.

Условия договора перевозки грузов, заключенного путем подачи заявок (заказов), конкретизируются в товарно-транспортных накладных.

Сроки доставки устанавливаются договором перевозки груза (ст. 14 УАТ). В случае если указанные сроки договором не установлены, доставка осуществляется в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Если срок перевозки не установлен ни договором, ни Правилами, доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

Договор перевозки является возмездным. Цена договора перевозки устанавливается по соглашению сторон (ст. 790 ГК). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

При несогласованности как одного, так и нескольких названных выше условий договор может быть признан судом незаключенным (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, от 21.10.2008 N Ф09-7693/08-С5, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06).

Обязательства перевозчика по договору перевозки груза

  1. доставка груза в пункт назначения , указанный в транспортной накладной или коносаменте;
  2. соблюде­ние отведенного срока доставки;
  3. обеспечение сохранности перевозимого груза с момен­та его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте на­значения;
  4. выдача груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу (прекращение обязательства перевозчика).

Обязательства грузоотправителя по договору перевозки груза

  • оплата перевозки груза должна носить предваритель­ный характер (т.е. провозная плата должна вноситься грузоотправите­лем до отправления груза , если иное не предусмотрено соглашением сторон);
  • окончательный расчет за перевозку грузов в пункте назначения (внесения при простое платы за пользование вагонами и контейнерами);
  • своевременное принятие доставлен­ного груза грузополучателем или иным уполно­моченным на получение груза лицом.

Кроме того, важно заметить, что лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза в соответствии с законодательством РФ. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.

При заключении грузоотправителем договора транспортной экспедиции, предполагающего проверку указанных документов экспедитором, ответственность перед грузоотправителем за вред, возникший в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор.

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств из договора перевозки груза

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекаю­щих из договора перевозки груза, наступает

  1. за нарушение установлен­ного срока доставки груза;
  2. за необеспечение его сохранности .
Видео (кликните для воспроизведения).

Такая ответственность всегда носит ограниченный характер: она ус­тановлена

  • либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (например, за несохранность груза),
  • либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку его доставки), что соответствует общему правилу п. 1 ст. 400 ГК.

Источники


  1. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.

  2. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.

  3. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
  4. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.
  5. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
Понятие перевозчика по российскому законодательству
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here