Понятие разновидности и правовое регулирование служебной тайны

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие разновидности и правовое регулирование служебной тайны". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Конфиденциальная информация в трудовых отношениях

Служебная тайна

Служебная тайна была определена в ст. 139 ГК РФ через признаки:

  1. когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам,
  2. к ней нет свободного доступа на законном основании,
  3. и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. С введением в действие Части четвертой ГК РФ ст. 139, как известно, утратила силу. В ТК РФ в связи с этим изменений не произошло. О служебной тайне говорится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера»: служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). О порядке отнесения сведении к служебной (в частности) тайне сказано в законе «Об информации…»:

Статья 9. Ограничение доступа к информации. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

[2]

Еще одну разновидность конфиденциальной информации, которая могла быть отнесена к служебной тайне (если бы она имела четкие признаки определения), имеет в виду Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в п. 7 ст. 15 которого в числе основных обязанностей госслужащего значится: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. К служебной тайне принято относить информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющую не коммерческий, а государственный интерес, (руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

Аналогичная обязанность есть и у муниципальных служащих: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011). (Руководителем муниципального органа определяется состав служебной тайны, ограничение распространения которой диктуется служебной необходимостью. Служебную тайну составляет несекретная информация, которая касается деятельности муниципального органа и доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций муниципальным органом.

Часть четвертая ГК РФ ввела новое понятие: служебный секрет производства. Согласно ст. 1470 Закона: 1. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. 2. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Возникает неизбежный вопрос о соотношении служебной тайны и служебного секрета производства. Между этими понятиями есть общее. Как то, так и другое может быть содержанием трудовых обязанностей работника, заключившего трудовой договор с работодателем. И служебная тайна, и служебный секрет производства — конфиденциальные сведения, за разглашение которых наступает юридическая ответственность.

Однако, на наш взгляд, это разные понятия, и служебная тайна как таковая сохраняет свое значение для трудовых отношений.

В гражданском праве термин «служебный» применяется в ином, более широком смысле, когда в некоторых случаях «служебными» называются такие объекты, которые созданы в связи с трудовой функцией работника, хотя и вне рамок этой трудовой функции, считают некоторые специалисты в области гражданского права. Так, по трудовому праву авторские произведения (и исполнения) могут быть служебными, а изобретения служебными считать нельзя. Результаты трудовой деятельности относятся к «служебным» только в том случае, если работник обязан был создать их по трудовому договору. Иные результаты — в рамках трудового права — нельзя именовать «служебными», хотя они могут возникнуть в связи с выполнением работником его трудовой функции.

В ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору, в то время как исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю (если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное). Но исключительное право, в отличие от других авторских прав, с самого момента создания служебного произведения в соответствии с законом считается переданным работодателю (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Наконец, служебная тайна, в отличие от служебного секрета производства, может не иметь (и чаще всего не имеет) отношения к личности работника, достоянием которого она стала в силу занятия определенной должности, и он, как правило, дает подписку в той или иной форме о ее неразглашении.

В настоящее время имеются два наиболее известных законопроекта о служебной тайне, один из которых был разработан Минэкономразвития РФ и обсуждался в октябре 2003 г., другой представлен от имени группы депутатов Государственной Думы РФ и был внесен в Думу сначала в декабре 2004 г., затем в апреле 2006 г. Текст проекта Федерального закона «О служебной тайне» доступен в Справочной правовой системе «Консультант- Плюс» (проект № 124871-4).

Понятие служебном тайны в депутатском законопроекте хотя и недостаточно совершенно, все же отработано лучше: «Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна), — конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке».

Читайте так же:  Форма решения собственника при заочном голосовании

Законопроект Минэкономразвития РФ, в отличие от депутатского законопроекта устанавливает степени конфиденциальности сведений, отнесенных к служебной тайне (ст. 8): документам, содержащим сведения, составляющие служебную тайну, присваивается гриф «Конфиденциально» или «Для служебного пользования». Гриф «Конфиденциально» налагает на лица, получившие доступ к соответствующим документам, обязанность не ссылаться на них, не публиковать и не разглашать в иных формах, не комментировать их содержание и факт их существования. Правом доступа к документам с грифом «Конфиденциально» обладают все должностные лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, где создан указанный документ, а также иные лица, получившие доступ к документу в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гриф «Для служебного пользования» отличается тем, что правом доступа к документам с таким грифом пользуются только лица, определенные руководителем органа власти по представлению уполномоченного должностного лица.

Что касается положений обоих законопроектов о режиме передачи и доступа к служебной информации, а также общих норм о контроле и ответственности, то здесь значительной специфики и каких-либо особенно оригинальных положений не наблюдается 1 Шевердяев С.Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1. .

Для трудового права соображения авторов законопроектов, конечно, интересны, однако нельзя не отметить, что данные законопроекты не рассчитаны на трудовые отношения.

Обобщая положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, и стремясь выделить тайну как служебную, можно попытаться определить ее следующим образом. Служебная тайна — это конфиденциальные сведения, полученные в результате трудовой деятельности работника или ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, в соответствии с нормативно определяемым перечнем, не относящиеся к государственной тайне, доступ к которым ограничен органами государственной власти федеральными законами.

Тема 7. Правовое регулирование служебной и профессиональной тайны

Тема 6. Правовое регулирование отношений в области государственной тайны

Тема 6. Правовой режим информации.

Тема 5. Субъекты права в информационной сфере

Тема 4. Основные информационные права и свободы. Право на доступ к информации.

Основные информационные права и свободы, основания их ограничения.

Доступ к информации как обеспечение мер борьбы с коррупцией.

Соотношение понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации».

Обеспечение права на доступ к информации. Институт тайны как правовой режим информации ограниченного доступа. Конфиденциальность информации.

Понятие и структура информации с ограниченным доступом, классификация видов тайн.

Нормы, регулирующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну.

Нормы, регулирующие порядок обращения с информацией ограниченного доступа.

Персональные данные как особый институт охраны права нанеприкосновенность частной жизни. Геномная информация как персональные данные.

Правовой механизм обеспечения права на доступ к информации о деятельности судов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации как способ борьбы с коррупцией.

Субъекты правоотношений в информационной сфере.

Человек и гражданин как субъект права в информационной сфере.

Органы государственной власти как субъекты права в информационной сфере.

Правовой статус организаций и учреждений в информационной сфере.

Определение понятия «государственная тайна». Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Правовые механизмы отнесения сведений к государственной тайне, рассекречивания сведений и их носителей. Порядок установления степеней секретности. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Правовые механизмы допуска и доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. Система защиты государственной тайны. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны.

Особенности правовой защиты сведений, составляющих государственную тайну. Составы правонарушений, связанных с неправомерными действиями в отношении сведений, составляющих государственную тайну.

Правовые механизмы защиты государственной тайны в зарубежных странах.

Значение института служебной тайны для защиты информации на современном этапе. Эволюция института служебной тайны в отечественном законодательстве.

Сферы применения института служебной тайны. Уровень нормативного регулирования института служебной тайны.

Сущность и нормативная проработанность института сведений ограниченного распространения федеральных органов исполнительной власти. Проблема совершенствования данного института как общая проблема формирования института служебной тайны. Основные положения проекта Федерального закона «О служебной тайне».

Формирование норм ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную тайну.

[3]

Институты профессиональных тайн и их значение для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, коммерческих интересов организаций и учреждений. Основная категория сведений, защищаемых в режиме профессиональной тайны, — доверенная информация конфиденциального характера.

Система правового регулирования отдельных институтов профессиональных тайн: медицинская тайна, банковская тайна, адвокатская тайна, тайна нотариальных действий, тайна страхования, тайна связи, тайна усыновления (удочерения), тайна исповеди.

Тема 8. Персональные данные как особый институт охраны права на неприкосновенность частной жизни.

Персональные данные как социальная и правовая категория. Связь проблемы защиты персональных данных с развитием автоматизированных систем обработки и хранения информации.

Цели правового регулирования отношений, возникающих при работе с персональными данными.

Основные положения Конвенции о защите личности в связи с автоматизированной обработкой персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.). Основные положения Федерального закона «О персональных данных».

Объекты информационных правоотношений (персональные данные, перечень персональных данных, массив персональных данных, режим конфиденциальности персональных данных, согласие субъекта данных, работа с персональными данными).

Субъекты информационных правоотношений, возникающих по поводу персональных данных (субъект персональных данных, держатель (обладатель) массива персональных данных, третье лицо, получатель персональных данных, орган государственной власти и местного самоуправления).

Основные принципы работы с персональными данными. Условия законности работы с персональными данными. Режим конфиденциальности персональных данных. Общедоступные массивы персональных данных. Специальные категории персональных данных.

Права субъекта персональных данных, ограничение прав субъектов на свои персональные данные. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных.

Уполномоченный по правам субъектов персональных данных.

Государственное регулирование работы с персональными данными.

Персональные данные и деятельность органов судебно-следственной системы. Защита персональных данных в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления. Защита персональных данных в деятельности средств массовой информации. Защита персональных данных в деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Читайте так же:  Выступление в суде истца пример

Институт тайны переписки и переговоров по средствам телекоммуникаций. Проблема самозащиты прав гражданина на обеспечение тайны передачи сообщений по средствам телекоммуникаций.

Ответственность за правонарушения при работе с персональными данными.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1493 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

контрольная работа Ответственность государства перед гражданином в случае нарушения его прав. Право служебной тайны как гарантия неприкосновенности частной жизни

Сущность взаимоотношения государства и личности. Юридические обязанности и ответственность государства. Понятие, виды, объекты и субъекты служебной тайны. Правовое регулирование права на служебную тайну и уголовная ответственность за ее разглашение.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.09.2010
Размер файла 38,6 K

Подобные документы

Понятие банковской тайны, нормативно-правовые основы ее регулирования в современном законодательстве Российской Федерации. Соотношение банковской тайны и иных видов охраняемых тайн. Юридические гарантии и ответственность за разглашение банковской тайны.

дипломная работа [76,9 K], добавлен 30.07.2012

Понятие и виды конфиденциальной информации. Особенности правового регулирования и юридическая ответственность за нарушение служебной тайны. Характеристика и перспективы развития законопроектов в сфере нормативного регулирования секретной информации.

дипломная работа [74,7 K], добавлен 30.11.2011

Понятие врачебной тайны и условия ее разглашения. Юридическая основа врачебной тайны. Уголовная и административная ответственность медицинских работников за разглашение врачебной тайны и закрытой информации вообще. Примеры нарушения врачебной тайны.

курсовая работа [51,6 K], добавлен 16.12.2010

Понятие, сущность и содержание банковской тайны, ее правовая природа. Предоставление информации, составляющей банковскую тайну, субъекты, имеющие доступ к ее сведениям. Ответственность за разглашение банковской тайны в соответствии с законодательством РФ.

[1]

дипломная работа [71,8 K], добавлен 13.08.2012

Понятие неприкосновенности частной жизни (НЧЖ), семейной и личной тайны. Исследование зарубежного опыта реализации права на НЧЖ. Нарушения прав граждан на НЧЖ, личную и семейную тайну в банковской деятельности, характеристика путей их преодоления.

дипломная работа [72,5 K], добавлен 17.06.2017

Понятие «банковская тайна». Гаранты и хранители банковской тайны. Предоставление информации, относящейся к тайне налоговым и правоохранительным органам. Уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за разглашение банковской тайны.

контрольная работа [28,0 K], добавлен 13.10.2011

Роль государства в российском здравоохранении. Характеристика основных прав пациента. Сохранение врачебной тайны. Медицинская деонтология и правовые аспекты сохранения информации конфиденциального характера. Ответственность за разглашение врачебной тайны.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 30.11.2010

Общее понятие и правовые гарантии банковской тайны, краткая характеристика основных субъектов и объектов права на банковскую тайну. Уголовная, гражданская, административная ответственность за нарушение отношений в сфере правовой охраны банковской тайны.

контрольная работа [32,0 K], добавлен 31.10.2013

Основы правового статуса личности. Сущность государства и личности, их взаимоотношения и взаимная ответственность. Права и свободы человека и гражданина в российском государстве. Основные принципы оптимизации взаимоотношений государства и человека.

курсовая работа [70,2 K], добавлен 10.01.2014

Юридическая сущность государственной и служебной тайны. Уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на государственную и служебную тайну органов МВД. Квалификация преступлений, посягающих на конфиденциальную информацию органов МВД.

Видео (кликните для воспроизведения).

автореферат [42,0 K], добавлен 03.03.2008

Правовое регулирование служебной и профессиональной тайны.

Согласно ст. 9 Закона об информации условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную и профессиональную тайну, обязанность соблюдения и ответственность должны быть определены федеральными законами. На сегодняшний день единый нормативный акт, регламентирующий условия и порядок защиты служебной и профессиональной тайны, отсутствует. Существует множество нормативных правовых актов, где фиксируется обязанность субъекта не разглашать сведения, иногда определяется состав сведений и предусматривается ответственность. Между тем условия отнесения сведений к тайне не определены. Исключение составляет Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1993 № 1233. Вместе с тем данное Положение, во-первых, не является федеральным законом и, во-вторых, имеет ограниченную сферу действия: подлежит применению только в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных им предприятиях, учреждениях, организациях.

Анализ законодательства о защите информации позволяет выделить следующие условия отнесения сведений к служебной или профессиональной тайне.

Условие 1. Сведения, которые подлежат сохранению в режиме служебной или профессиональной тайны, не являются общедоступными.

Условие 2. Сведения не составляют государственную тайну.

Условие 3. Сведения могут быть сохранены в режиме служебной и профессиональной тайны (не запрещено).

Служебная тайна – связана с должностью лица на государственной службе

Профессиональная тайна – связана с должностью лица, но не обязательно на государственной службе.

Одна и та же тайна для разных лиц может одновременно являться коммерческой, служебной и профессиональной.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (Закон об информации) относит служебную и профессиональную тайну к информации с ограниченным доступом.

Определение служебной тайны можно найти только в подзаконных нормативных актах. Их анализ позволяет сделать вывод: служебную тайну по содержанию составляет конфиденциальная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также конфиденциальная информация других лиц, полученная на законных основаниях в силу исполнения должностных обязанностей указанными органами, в отношении которой принимаются меры по охране конфиденциальности.

Читайте также:
  1. Админ. правовое регулирование в сфере образования и науки.
  2. Административно- правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики.
  3. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе
  4. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе
  5. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе.
  6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЪЕЗДА В РФ И ВЫЕЗДА ИЗ РФ
  7. Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора).
  8. Административно-правовое регулирование отношений в области безопасности РФ.
  9. Административно-правовое регулирование отношений в области образования.
  10. Административно-правовое регулирование отношений в промышленной сфере.
Служебная тайна — это сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Статья 139 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержа­щих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и ком­мерческую тайну. Общественные отношения по поводу служебной и коммерческой тайны возникают у обладающих ею физических и юридических лиц между собой, с имеющими доступ к ней работни­ками, с органами государственной власти и органами местного само­управления. Эти отношения регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Феде­ральными законами «Об информации, информатизации и защите информации*», «Об основах государственной службы Российской Федерации»**, Таможенным кодексом РФ, Арбитражным процессу­альным кодексом РФ, другими федеральными законами, норма­тивными актами Президента РФ и Правительства РФ. Вопросы служебной и коммерческой тайны находят отражение практичес­ки в каждом федеральном законе, связанном с регулированием предпринимательской деятельности. Всего в этой сфере по подсче­там специалистов действует более ста законодательных и иных нормативно-правовых актов. Эти акты содержат две группы пра­вовых норм: распространяющиеся на служебную и коммерческую тайну в целом и лишь на отдельных участников конфиденциаль­ных информационных отношений.

Действие правовых норм начинается с момента отнесения информации к служебной или коммерческой тайне. Решает этот вопрос сам потенциальный обладатель конфиденциальной информации — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (коммерческая либо некоммерческая организация). Обычно такое право предоставляется руководителю юридического лица. Самое главное здесь, с одной стороны, избежать ошибок в определении информации, включив в соответствующий перечень именно те сведения, которые действительно составляют служебную или коммерческую тайну, а с другой — дать обстоятельное квалифицированное описание этих сведений и установить особый режим их использования с тем, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов при оценке той или иной информации как представляющей служебную или коммерческую тайну или не представляющей таковой.

Служебная тайна :

· сведения о налогоплательщике (Налоговый кодекс РФ)

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: общедоступных с согласия налогоплательщика, ИНН, о нарушениях НК РФ, а также предоставляемых в избирательные комиссии и налоговые органы других государств.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

· тайна предварительного расследования (статья 161 УПК)

Видео (кликните для воспроизведения).

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Понятие профессиональной тайны сформулировано в двух нормативных правовых актах: Законе об информации и Перечне сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188. Основной признак профессиональной тайны — связь с профессиональной деятельностью.

Профессиональная тайна — это информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении профессиональных обязанностей или организациями — при осуществлении определенных видов деятельности (п. 5 ст. 9 Закона об информации).

Профессиональная тайна— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Перечень сведений конфиденциального характера, утв.указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188, к профессиональной тайне относит: врачебную, нотариальную, адвокатскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.

· Законодательством РФ предусмотрена защита и врачебной, и медицинской тайны. Согласно ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 врачебную тайну составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Статья 15 Семейного кодекса РФ к медицинской тайне относит результаты обследования лица, вступающего в брак.

· В законодательстве отсутствует легальная дефиниция «нотариальная тайна». В статье 16 «Основ законодательства о нотариате» от 11.02.1993 в числе обязанностей нотариуса обозначена обязанность хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Нотариальную тайну также составляет тайна завещания. В соответствии со ст. 1123 Гражданского кодекса РФ нотариус не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.

Следует отметить, что должностные лица (органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ, капитаны судов, начальники экспедиций, командиры воинских частей и т.д.), наделенные правом удостоверять завещания, переводчики, исполнители завещания, свидетели, гражданине, подписывающие завещание вместо завещателя, также обязаны хранить тайну завещания.

По требованию нотариальной палаты нотариус обязан предоставить сведения о совершенных им нотариальных действиях. В этом случае обязанность сохранять тайну совершения нотариальных действий возлагается также на должностных лиц нотариальной палаты.

Нотариус может быть освобожден от обязанности сохранения нотариальной тайны только судом, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

· Понятие адвокатской тайны определено ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Субъектами адвокатской тайны выступают адвокаты, помощники и стажеры адвоката. В целях обеспечения адвокатской тайны адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката допускается только на основании судебного решения. В соответствии со ст. 90 Налогового кодекса (НК) РФ при осуществлении налогового контроля адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля для дачи показаний, так как подобные сведения относятся к его профессиональной тайне.

Вместе с тем в установленных законом случаях адвокаты обязаны:

1) предоставить документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в налоговые органы и их должностным лицам (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ);

2) предоставить необходимые для проведения налоговой проверки документы (информацию) по требованию должностного лица налогового органа посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п.1 ст. 93 НК РФ).

3) при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомить уполномоченный орган (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

· К числу профессиональных тайн Перечень сведений конфиденциального характера относит также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений.

Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Указанные виды тайн попадают под режим тайны связи.

Тайна связи регламентируется Федеральными законами от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) и от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи». В соответствии со ст. 63 Закона о связи на территории РФ гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Согласно ст. 15 Закона о почтовой связи тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством.

· К другим видам профессиональных тайн можно отнести: тайну страхования, банковскую тайну, налоговую тайну и др.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 167 ; Нарушение авторских прав

Понятие служебной тайны и критерии охраноспособности прав на нее

Вопрос 76.

Основные способы защиты прав на профессиональную тайну и их особенности.

Вопрос 75.

Особенности охраны прав на профессиональную тайну.

Вопрос 74.

Защита права на профессиональную тайну осуществляется в таком же порядке, как и при защите права на неприкосновенность частной жизни в не юрисдикционной форме (самозащита права) и юрисдикционной форме (в административном или судебном порядке).

Защита права на профессиональную тайну осуществляется в таком же порядке, как и при защите права на неприкосновенность частной жизни в не юрисдикционной форме (самозащита права) и юрисдикционной форме (в административном или судебном порядке).

Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон «О служебной тайне».

Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям (критериям охраноспособности права):

• отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);
• является охраноспособной конфиденциальной информацией («чужой тайной») другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна);
• не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;
• получена представителем государственного органа и органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и не подлежит правовой охране.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1465 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правовые режимы информации (стр. 1 из 2)

ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ИНФОРМАЦИИ

Понятие правового режима информации и его разновидности

Режим свободного доступа

Режим ограниченного доступа

Режим документированной информации

Понятие правового режима информации и его разновидности

Правовой режим информации – это порядок регулирования информацией, выраженный в комплексе правовых средств и основанный на взаимодействии дозволений и запретов.

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений, что равнозначно мере убывания запретов, мы можем говорить о льготном информационном режиме.

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой убывания дозволений, что равнозначно мере возрастания запретов, мы может говорить об ограниченном информационном режиме.

Таким образом, все вышеназванное позволяет осуществить классификацию правовых режимов информации по основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченного доступа.

Режимсвободного доступа содержит:

1) режим исключительных прав;

2) режим информации, отнесенной к общественному достоянию;

3) режим массовой информации.

Режим ограниченного доступа составляют:

1) режим конфиденциальной информации;

2) режим информации, отнесенной к государственной тайне.

Выделяют также правовой режим документированной информации. Но этот режим не подпадает под классификационное основание, так как это мера доступности сведений, а она отражает лишь форму представления информации и характеризует ее связь с материальным носителем. Режим документированной информации не отвергает возможность отнесения ее к режиму свободного или ограниченного доступа.

Режим свободного доступа

Режим свободного доступа к информации можно разделить на несколько режимов:

1) режим исключительных прав .

Главнейшей функцией института исключительных прав является наделение их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем или иным результатом интеллектуальной деятельности. Кому исключительные права принадлежат, тот их и регулирует путем дозволений или запретов.

Посредством института исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции.

2) режим общественного достояния .

В таком режиме может находиться информация, которая незаменима и по своей природе уникальна. Например, сведения, содержащие данные об установленных, но не известных ранее объективно существовавших закономерностях, свойствах и явлениях материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания (сведения о научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор), и т.п.

Принципы, на которых основывается режим общественного достояния:

а) общедоступность. Реализуется посредством создания условий для беспрепятственного ознакомления и (или) использования соответствующих сведений;

б) равенство возможностей на доступ. Всем членам общества при наличии оправданного к тому интереса предоставляются единообразные условия для ознакомления с информацией, отнесенной к общественному достоянию, и ее получения;

в) обеспеченность информации особой охраной государства. Реализует через комплекс организационно-обеспечительных мер, направленных на сохранность наиболее ценных и необходимых обществу информационных ресурсов.

3) режим массовой информации .

Роль института массовой информации характеризуется необходимостью поддержания в обществе естественного состояния свободы массовой информации, гарантируемой Конституцией Республики Беларусь.

Потребитель массовой информации не ограничен какими-либо запретами помимо социальных ограничений возможности выбора или языковых барьеров, которые не относятся к сфере правовой регламентации. Действующие нормативные запреты в основном касаются лиц, продуцирующих для неограниченного круга потребителей печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Наиболее общим запретом, введенным Конституцией Республики Беларусь в отношении массовой информации, является недопущение пропаганды или агитации, разжигающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, установлены также иные запреты.

Режим ограниченного доступа

Законодательство ссылается на множество видов информации с ограниченным доступом. Наиболее часто встречаемые понятия: «конфиденциальная информация», «нераскрытая информация», «деловой (производственный) секрет», «тайна исповеди», «тайна нотариальных действий», «врачебная тайна», «коммерческая тайна», «государственная тайна», «служебная тайна», «тайна личной жизни», «тайна голосования», «тайна телефонных переговоров», «тайна почтовых отправлений» и т.д. В то же время нормативные акты не дают четкой классификации указанных видов, зачастую идентичные понятия в них наполняются разным содержанием.

Для построения системы информации с ограниченным доступом необходимо исходить из сути ее охраны, т.е. интереса, который преследуется путем охраны информации. Логичной видится следующая градация интересов:

1) публичный интерес— охрана информационных ресурсов, имеющих государственное значение (в т.ч. государственных секретов);

2) коммерческий интерес — интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для получения преимуществ в конкуренции;

3) защита личных прав— неприкосновенность личной жизни и связанные с этим профессиональные тайны, а также неимущественные права, не связанные с имуществом.

Виды режима ограниченного доступа:

1) режимы конфиденциальной информации:

а) коммерческая тайна.

Коммерческая тайна — это информация, которая обладает тремя следующими признаками:

. имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

. к ней нет свободного доступа;

. обладатель этой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными.

Второй признак заключается в том, что к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответствии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре. Третий признак коммерческой тайны — организация должна принимать меры к ее защите. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений. А начать нужно с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну, так как впоследствии бывает достаточно сложно доказать, что определенная информация была отнесена к коммерческой тайне.

б) банковская тайна.

Банковская тайна это сведения о счетах и вкладах, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, которые не подлежат разглашению.

в) персональные данные.

Персональные данные — это сведения, позволяющие идентифицировать личность гражданина. Указанная категория является составляющей информации о гражданах.

Информационные ресурсы, где содержатся персональные данные, определяются в основном для служебного пользования, доступ к ним граждан ограничен (например, адресное бюро). В свободном обороте находятся неполные данные, не позволяющие идентифицировать лицо (например, телефонная книга, где не указаны номера квартир).

Правовой режим персональных данных должен основываться на разрешении объективно существующего противоречия между неприкосновенностью частной жизни и вынужденной необходимостью сбора, хранения, использования и передачи определенных сведений об этой жизни. Правовое регулирование отношений на каждой из стадий работы с персональными данными имеет свою специфику.

На стадии сбора персональные данные должны быть получены от лица, к которому они относятся (за исключение случаев, предусмотренных законодательством).

Хранение информации должно обеспечивать исключение возможности несанкционированного доступа к ней. Это достигается выбором соответствующей формы хранения, которая позволяет безошибочно идентифицировать конкретного субъекта в течение определенного периода его жизнедеятельности.

Использование персональных данных должно осуществляться в пределах и целях их сбора и объема потребностей применения.

Передача сведений персонального характера может допускаться лишь в случаях и порядке, установленных законодательством.

2) режим информации, отнесенной к государственным секретам.

Государственные секреты подразделяются на две категории:

Государственная тайна государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Служебная тайна государственные секреты, разглашение или утрата которых может причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан.

Принципами отнесения сведений к государственным секретам являются:

2) безопасность личности, общества и государства;

Источники


  1. Додонов Большой юридический словарь / Додонов, В.Н. и. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 790 c.

  2. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.

  3. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
  4. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
Понятие разновидности и правовое регулирование служебной тайны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here