Понятие служба в органах внутренних дел рф

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие служба в органах внутренних дел рф". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Статья 3. Правовая основа службы в органах внутренних дел

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 3 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 3 . Правовая основа службы в органах внутренних дел

Правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт).

См. Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248

>
Служебные обязанности и права сотрудника органов внутренних дел
Содержание
Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Министерство внутренних дел: понятие, система и полномочия

ВНИМАНИЕ!

Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»

  1. Упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба.
  2. Функции и полномочия указанных ведомств, а также их штатная численность передаются МВД России. При этом предусматривается, что штатная численность ФМС России будет сокращена на 30 процентов.
  3. Организационно-штатные мероприятия, связанные с реализацией настоящего Указа, должны быть завершены до 1 июня 2016 года.

Изменения в материал ниже пока не внесены! Министерство внутренних дел РФ (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Деятельность Министерства внутренних дел регламентируется Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248).

Основные задачи МВД России:

  1. разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел ;
  2. нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел ;
  3. обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ , иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
  4. управление органами внутренних дел РФ (далее — органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее — внутренние войска);
  5. обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД России.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Система МВД России

В единую централизованную систему МВД России входят (подробнее — на сайте МВД):

  1. органы внутренних дел, включающие в себя полицию;
  2. внутренние войска;
  3. организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Состав органов внутренних дел:

  1. центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);
  2. территориальные органы МВД России;
  3. образовательные учреждения;
  4. научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;
  5. окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;
  6. представительства МВД России за рубежом;
  7. иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Органы внутренних дел РФ: понятие, задачи, система органов

Основную деятельность по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности осуществляют органы внутренних дел РФ. Органы внутренних дел РФ в системе правоохранительных органов исполнительной власти, призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В своей деятельности органы внутренних дел опираются на принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности. Органы внутренних дел представляют собой целостную организацию, которая реализует функцию охраны правопорядка и безопасности на территории РФ.

Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории РФ.

Основными задачами органов внутренних дел РФ является:

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

— обеспечение охраны общественного порядка;

[3]

— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— организация государственной охраны имущества и организаций;

— организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;

— и другие задачи.

Читайте так же:  Может ли работодатель отказать в отпуске

Органы внутренних дел РФ при реализации функции охраны общественного правопорядка и безопасности осуществляют правоохранительную деятельность в следующих направлениях.

Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:

— производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

— организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам;

— обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

— выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

— принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

— обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

Административная деятельность. Основная деятельность органов внутренних дел РФ, как раз, и связана с административной деятельностью.

Данная деятельность органов внутренних дел направлена на:

— осуществление мероприятий по охране общественного порядка на территории РФ;

— производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск, а также предупреждение и пресечение административных правонарушений;

— осуществление действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, разработке и проведению мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, организации и осуществлению специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— лицензионно-разрешительную деятельность в сфере занятия определенными видами деятельности, производствами работ (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД России, а также контроль за их осуществлением.

Иные направления деятельности органов внутренних дел РФ:

— участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизация в системе МВД России, а также контроль и координация деятельности ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

— обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— участие в выполнении мероприятий гражданской обороны и мероприятий по повышению устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— участие в организации территориальной обороны РФ, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны РФ;

— организация специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства РФ и межведомственных соглашений — в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

— обеспечение по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;

— и другие направления.

Традиционно органы внутренних дел входят в систему МВД России.

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (п. 1 Положения о МВД России). По своей системе и структуре построения органов МВД России является уникальным правоохранительным органом исполнительной власти РФ. Данное построение органов, в первую очередь, связано с различными полномочиями, которыми наделено МВД России. Условно вся система построения органов МВД России имеет вертикальную составляющую и горизонтальную.

В зависимости от вертикальной составляющей система органов МВД России состоит:

— на федеральном уровне — из центрального аппарата МВД России;

— на окружном уровне — главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;

— на межрегиональном уровне — оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

— на региональном уровне — министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;

— на районном уровне — управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления МВД России на комплексе «Байконур».

Система МВД России на горизонтальном уровне представлена:

— органами внутренних дел, включающими в себя полицию;

— организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (п. 14 Положения об МВД России).

В состав органов внутренних дел входят:

— центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);

— территориальные органы МВД России;

— образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;

Читайте так же:  Как принять наследство через нотариуса или фактически

— окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;

— представительства МВД России за рубежом;

— иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 15 Положения об МВД России).

Кроме того, каждый из вышеназванных органов МВД России строит систему своих органов в зависимости от федерального, окружного, межрегионального, регионального и районного уровня, т.е. выстраивается вертикальная иерархия названных органов.

В качестве отдельного органа в системе МВД России существует коллегия МВД России, которая образуется в составе Министра (председатель коллегии), заместителей министра, директора ФМС России, начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ, но возглавляет МВД России — Министр внутренних дел РФ (далее — Министр). Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министру разрешено иметь восемь заместителей, в том числе один первый заместитель, один статс-секретаря — заместитель Министра, один заместитель Министра — начальник Следственного департамент МВД России и один заместитель Министра – главнокомандующий внутренними войсками МВД России, а также начальник Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, пользующийся правами заместителя министра (п. 2 Указа Президента РФ от 11 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9443 —

| 7325 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

newinspire

Особенности службы в органах внутренних дел и полиции

Рассмотрим особенности службы в органах внутренних дел и полиции .

Служба в органах внутренних дел и полиции — особый вид государственной службы, отличающийся рядом специфических особенностей, которые получили отражение и юридическое закрепление в специальном Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Можно выделить четыре основные характерные особенности службы в органах внутренних дел и полиции как разновидности государственной службы:

— особенности в поступлении на службу и увольнении со службы,

— особенности в прохождении службы,

[1]

— наличие социально-экономических и правовых льгот и гарантий,

— предоставление сотрудникам полиции и военнослужащим внутренних войск определенных административных полномочий в процессе осуществления их служебной деятельности.

Особенности поступления на службу и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел РФ проявляются прежде всего в условиях приема на службу в органы внутренних дел и предъявляемых при этом повышенных требованиях.

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке российские граждане не моложе 18 и не старше 40 лет, а на службу в полицию — не старше 35 лет, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.

На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего, а на должности среднего и старшего начальствующего состава — имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. При этом российский гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он имел или имеет судимость.

Особенности прохождения службы в органах внутренних дел заключаются в том, что их сотрудники принимают присягу, им присваиваются специальные звания по всем должностям рядового и начальствующего состава, а главная особенность — в повышенных требованиях к профессиональной подготовке и дисциплине всех сотрудников органов внутренних дел. В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

В целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами МВД РФ осуществляет профессиональную подготовку своих сотрудников, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел РФ.

Правовые и социально-экономические гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел также являются особенностью службы в органах внутренних дел по сравнению с гражданскими государственными служащими.

При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником органов внутренних дел при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

[2]

За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются различные виды поощрений, в том числе и такие специфические, как награждение нагрудным знаком, именным оружием, досрочное присвоение очередного специального звания, которые не применяются в системе государственной гражданской службы.

Читайте так же:  Хотят уволить на испытательном сроке что делать

Для добросовестного и активного отношения сотрудников органов внутренних дел к выполнению своих обязанностей в долгосрочном плане Положение о службе в органах внутренних дел предусматривает применение различных мер стимулирования:

Видео (кликните для воспроизведения).

— государственное личное и дополнительное социальное страхование;

— льготы, гарантии и компенсации;

— денежные компенсации расходов по оплате жилой (общей) площади, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование телефоном.

Понятие, правовые основы и принципы государственной службы в ОВД (стр. 1 из 6)

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра Управления, административного права и АД ОВД

Дисциплина: Государственная служба в ОВД РФ

На Тему: «Понятие, правовые основы и принципы государственной службы»

Курсант 144 взвода

Проверил: Преподаватеть кафедры

Примерное распределение времени:

План Реферата Страницы
Вступительная часть 4
Учебные вопросы:
1. Понятие и система государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации. 6
2.Задачи государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, и их классификация. 14
3.Функции государственной службы в системе МВД России, и их классификация. 21
4.Принципы государственной службы в системе МВД России. Понятие и классификация. 29
Заключительная часть (подведение итогов) 35

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 г.

2. Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Рос­сийской Федерации».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г «Об утверждении общих принципов служебного по­ведения государственных служащих».

6. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Феде­рации и текста присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

7. Приказ МВД Российской Федерации от 14 декабря 1999 г № 1038 «Инструкция о порядке применения Положения службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ «О системе государственной службы РФ» служба в органах внутренних дел относится к правоохранительной службе. Положения данной статьи вступит в силу после принятия ФЗ «О правоохранительной службе в РФ».

Государственная служба в органах внутренних дел – это разновидность общественно — полезной деятельности гражданского общества и самостоятельный вид федеральной государственной службы Российской Федерации, она носит специальный характер и функционирует в единой системе органов внутренних дел как системе органов исполнительной власти.

Органы внутренних дел созданы для решения задач по защите прав, свобод и интересов личности, общества и государства от пре­ступных посягательств и иных действий; предупреждению, выяв­лению и пресечению преступлений и иных правонарушений и дру­гих задач. Эти государственные функции выполняют непосредст­венно должностные лица органов внутренних дел, в целом состав­ляющие кадры органов внутренних дел.

С целью эффективного выполнения указанных задач кадры ор­ганов внутренних дел должны быть соответствующе подготовлены. Особое внимание уделяется личным качествам каждого из работ­ников: моральным, уровнем общего и специального образования в зависимости от выполняемых конкретных задач по должности, фи­зическим данным.

В данной лекции в основном рассматриваются задачи, функ­ции, принципы и место государственной службы в органах внут­ренних дел Российской Федерации в общей системе государствен­но-служебных отношений, правовое положение сотрудника мили­ции.

Государственная служба была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому следует уточнить «объем» понятия государственной службы, поскольку оно употребляется в двух различных смыслах. Кроме того, данная тема тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как теория государства и права, административное право, административная деятельность, трудовое право и др.

Вопрос № 1. Понятие и система государственной службы в Российской Федерации.

Слово «служба» имеет несколько значений. Под службой может пониматься как орган исполнительной власти, так и структурное подразделение органа исполнительной власти. В данном случае служба понимается как вид деятельности.

Государственная служба является одним из ключевых консти­туционных и административно-правовых институтов. Это — неотъ­емлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности, один из ведущих институтов адми­нистративного права. Традиционно приня­то рассматривать государственную службу в широком и узком смысле слова.

В широком смысле государственная служба обычно представ­ляется одной из форм трудовой деятельности людей, которая вы­ражается в осуществлении административных, социально-культурных и воспитательных функ­ций. Категории граждан, исполняющих такие функции в государст­венных организациях, а именно: в государственных органах и уч­реждениях (школах, больницах, вузах, культурно-просветительских учреждениях), на государственных предприятиях в качестве руко­водителей и инженерно-технического персонала, объединялись единым понятием — «служащие» наряду с такими разновидностями работников как рабочие и крестьяне.

В узком смысле слова под государственной службой принято понимать профессиональную деятельность граждан, состоящих на руководящих либо исполнительских должностях в качестве соот­ветствующих специалистов, в аппарате государственных органов, в органах управления государственных учреждений и предприятий, наряду с вспомогательным персоналом, либо техническими испол­нителями (уборщицы, секретари, машинистки и т.п.).

Теснейшим образом с понятием «государственная служба» связано понятие «госу­дарственная должность». Общеизвестно, что под должностью принято считать служебное место, которое опре­деляет правовой статус замещающего его работника.

Государственной является должность в государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий дан ного органа, денежным содержанием и ответственностью за ис­ полнение этих обязанностей.

Читайте так же:  Что считается перепланировкой нежилого помещения

Должности государственной службы утверждаются федераль­ным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом, или иным нормативно-правовым актом субъ­екта Российской Федерации.

При этом должности государственной службы подразделяются на :

а) должности федеральной государст­венной гражданской службы;

б) должности государственной граж­данской службы субъекта Российской Федерации;

в) воинские должности;

г) должности правоохранительной службы.

Кроме того, должности государственной службы распределя­ются по группам и (или) категориям в соответствии с законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Рос­сийской Федерации.

Соотношение же указанных должностей согласно ч.4 ст.8 Фе­дерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»[1] определяется указом Президента или федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст. 1 указанного закона должности госу­дарственной службы могут быть также разделены в зависимости от того, исполнение чьих полномочий они призваны обеспечивать. Согласно такой классификации устанавливаются должности, обес­печивающие исполнение полномочий:

федеральных органов государственной власти, иных федераль­ных государственных органов (далее — федеральные государствен­ные органы);

субъектов Российской Федерации;

государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредст­венного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Россий­ской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конститу­циями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных орга­нов субъектов Российской Федерации (лица, замещающие государ­ственные должности субъектов Российской Федерации).

Закон закрепил еще один формальный признак государствен­ной должности. Ее могут замещать лишь граждане Российской Фе­дерации.

К признакам государственной должности следует также отне­сти возможность ее замещения на профессиональной основе и, кроме того, — в течение определенного времени, а также при со­блюдении условий, устанавливаемых законодательством.

Таким образом, под государственной службой в законе над­лежит понимать профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий России, ее субъектов, федеральных и региональ­ных государственных органов, а также лиц, замещающих госу­дарственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Будучи разновидностью службы, вообще и обладая всеми ее признаками (информационное содержание, дея­тельность за вознаграждение и т.д.), государ­ственная служба имеет ряд особенностей, определяющих ее качест­венное своеобразие.

Во-первых , это деятельность лиц, замещающих патронатные и административные государственные должности.

Во-вторых , содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, выполнение государственных функций, что тесным образом связы­вает государственную службу с осуществлением исполнительной власти.

Государственная служба в органах внутренних дел (стр. 1 из 10)

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра юридических дисциплин

«Государственная служба в органах внутренних дел»

«Государственная служба в органах внутренних дел,

как разновидность федеральной государственной службы»

1. Правовой статус государственного служащего российской федерации

2. Понятие и основные признаки государственной службы в органах внутренних дел

3. Принципы службы в органах внутренних дел Российской Федерации

4. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел

Служба в органах внутренних дел является разновидностью государственной службы. Наряду с общими признаками, свойственными для всей государственной службы, она обладает специфическими чертами, которые характеризуют ее как самостоятельную часть в общей системе государственной службы Российской Федерации.

В первую очередь ее самостоятельность обусловлена выполнением особых функций по обеспечению законности, правопорядка, общественной и личной безопасности, а также по борьбе с преступностью и правонарушениями. В своей деятельности сотрудники органов внутренних дел наделены правом применения мер непосредственного государственного принуждения. Являясь представителями власти, эта категория государственных служащих способна совершать действия, влекущие юридические последствия в отношении субъектов не связанных с ними служебными отношениями. Сотрудникам органов внутренних дел предоставлено право по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В последние годы произошло существенное обновление законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел, что послужило необходимой правовой базой для реформирования института государственной службы в органах внутренних дел. Процесс законотворчества о службе в органах внутренних дел находится в постоянной динамике. В настоящее время готовится Закон «О правоохранительной службе Российской Федерации». Разрабатываются и принимаются ведомственные предписания, регламентирующие службу в органах внутренних дел.

Данная лекция имеет своей целью показать место службы в органах внутренних дел в системе государственной службы России.

1. Правовой статус государственного служащего российской федерации

Правовой статус — комплексная характеристика правового положения государственного служащего как субъекта права. Он характеризуется наличием многочисленных параметров и показателей, проявляющихся в связи с замещением государственной должности, выполнением или профессиональным обеспечением полномочий государственного органа. Государственный служащий является лицом, органически интегрированным в систему государственно-служебных отношений, урегулированных публичным правом, нормами конституционного, административного, трудового и иных отраслей права. Эти отношения реализуются от имени и по поручению государства, в интересах общества и каждого гражданина, под контролем государства и народа. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий соответствующее профессиональное образование и исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В настоящее время вопрос о статусе государственного служащего в соответствии с принципами открытого демократического, правового государства пока не решен. По сути дела проведено, как говорится, лишь «развертывание статуса наемного работника в государственных органах, регулируемого трудовым законодательством, в статус государственного служащего». Российское законодательство и практика государственного строительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственного служащего как человека государственного, служащего государству и защищенного государством, человека, способствующего обеспечению социально-политических и экономических ценностей общества. Мы пока недалеко ушли от понимания статуса как набора определенных прав, обязанностей и ответственности по должности, в рамках которых и реализуется потенциал государственной власти.

Читайте так же:  Что делать, если жена не дает развод как развестись

Какова же структура правового статуса государственного служащего?

Исходным пунктом характеристики правового статуса государственного служащего Российской Федерации является статус гражданина Российской Федерации, который органически включает в себя:

а) конституционный статус российского гражданина;

б) статус работника в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации;

в) административно-правовой статус в соответствии с нормами Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Тем самым статус государственного служащего представляется как трехмерное пространство человека, гражданина и должностного лица, реализующего государственную власть как общественный интерес, оформленный правом.

Этот вывод логично вытекает из сущности государственной службы и института гражданства, которая в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» от 9 апреля 2002 г. определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанных на уважении достоинства человека, его прав и свобод. Именно с наличием гражданства и конституционно закрепленного права равного доступа граждан к государственной службе законодательство связывает право человека участвовать в политической жизни страны и управлении делами государства и общества в целом. Не граждане России, лица без гражданства, люди, имеющее двойное гражданство права на государственную службу лишаются. Такая практика существует практически во всех цивилизованных странах.

Второй по значимости характеристикой (признаком) правового статуса государственного служащего является владение государственным языком. Таким языком является русский. Казалось бы, все понятно. Но далеко не во всех субъектах Российской Федерации однозначно трактуется эта правовая норма. Поскольку в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» конкретно не указано, о каком языке идет речь, то некоторые политики и юристы пытаются русский язык подменить государственным языком национальной республики или, наоборот, дополнить требование знания русского языка знанием государственного языка своей республики. Есть ученые, которые стараются научно обосновать справедливость такой позиции. Представляется, что такая позиция требует более пристального научно-правового исследования, хотя, вероятно, она продиктована скорее политическими соображениями, чем потребностями совершенствования системы государственного управления.

Важнейшим по значимости признаком, отражающим правовой статус государственного служащего, является занимаемая им государственная должность, определяющая место и роль работника в государственно-служебной иерархии, содержание, возможности и объем его участия в работе того или иного государственного органа.

В научной литературе можно встретить достаточно большой разброс толкований понятия «государственная должность», что объясняется многими объективными факторами и субъективными причинами: разнообразие трактовок — это своего рода реакция на неустойчивость и непрочность современного положения государственного служащего, которая заложена в самой сложившейся системе учреждения государственных должностей государственной службы, зависимости должностной структуры аппарата государственного органа от его руководителя. Например, в субъектах Российской Федерации государственные должности устанавливаются не государством в целом, а властями субъектов Федерации по их собственному усмотрению. Результат: поменялся губернатор — меняется не только «команда», но и подавляющая часть аппарата администрации на более, как кажется, «надежных» работников. Реально такими же возможностями формирования должностной структуры аппарата и его кадрового наполнения обладают министры и другие первые руководители государственных органов.

Наблюдается отсутствие четкой и строгой институциональности государственных должностей, отсутствие прочного организационно-правового порядка в кадровых назначениях, что ведет к подрыву доверия к государственной службе. По сути дела неофициально признается право на политизацию аппарата, на использование его в качестве так называемого административного ресурса.

Поэтому, как представляется, правильную позицию занимают те ученые, которые настаивают на «статусном выравнивании» должностей государственной службы: объем полномочий, уровень ответственности по должности может и должен быть разный, а вот статус государственного служащего как представителя и олицетворения государства один: служащий Государства Российского.

Этот момент следовало бы учесть в процессе реализации президентской федеральной Программы реформирования государственной службы Российской Федерации на 2003-2005 гг[1] . Только так нам удастся увязать в единое целое государственный интерес, функции данного конкретного государственного органа, статус должности, статус государственного служащего, его личный и социальный интерес.

Квалификационные требования частично сформулированы в Указе Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» от 30 января 1996 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве квалификационных установлены специальные требования: к уровню и профилю образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажу и опыту работы в государственных органах и по специальности; знанию Конституции страны, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Источники


  1. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.

  3. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
  4. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
  5. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.
Понятие служба в органах внутренних дел рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here