Понятие служебной тайны в российском законодательстве

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие служебной тайны в российском законодательстве". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

3. Правовой режим служебной тайны.

В законодательстве однозначно не определено понятие «служебной тайны». Анализ норма­тивных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служеб­ной тайне.

Служебная тайна — это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан, характере заболева­ния пациента). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаен, когда 1С или иные сведе­ния запрашиваются правоохранительными органами.

Разница между служебной и коммерческой тайной состоит а том, что коммерческая пиитаэто сведения, связанные с коммерческой деятельностью, и служебная тайна- это служсебная информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти.

Информация, составляющая служебную тайну, используется в организации с грифом конфи­денциальности — «для служебного пользования».

Некоторые примеры служебной тайны:

налоговая тайна — это любые сведения о налогоплательщиках, полученные налоговыми ор­ганами, органами государственных внебюджетных фондов, таможенными органами. К разглашению налоговой тайны относится использование и передача другому лицу производственной или коммер­ческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, при­влеченному специалисту или эксперту при исполнении или своих обязанностей:

тайна записи актов гражданского состояния сведения, ставшие известными работнику органа ЗАГСа. являющиеся персональными данными, относящиеся к категории конфиденциальной информации, имеющие ограниченный доступ и не подлежащие разглашению. Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении, выда­вать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются роди Iелями ребенка: информацию о перемене фамилии (гражданин в заявлении о перемене фамилии указывает причину, побудившую его к этому — неблагозвучная фамилия или фамилия бывшею супруга): руководитель ЗАГСа обязан предоставить информацию по актам только по запрос> суда, органов прокуратуры, дознания, следствия, уполномоченного по правам человека.

Другие примеры: тайна нотариальной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, банковская тайна.

К служебной тайне не могут быть отнесены сведения:

содержащиеся в актах законодательства, устанавливающих правовой статус государствен­ных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях, экологическая, гидрометеороло­гическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и друт ая информа­ция, необходимая для обеспечения безопасного существования населенного пункта, граждан и населения в целом, а также производственных объектов:

описание структуры органа власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц. рассмотренным в уста­новленном порядке;

сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о со­стоянии экономики и потребностях населения;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивах, информационных си­стемах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:

информацию о руководителе, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональ­ные знания, навыки, деловые связи);

информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала:

информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств к ценные бу­маги, на депозитные счета банков;

информацию о системе организации охраны организации.

Таким образом, к служебной тайне относится информация (за исключением государственной тайны) о деятельности государственных органов и служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частую, коммерческую тайну субъекта, полученная государством в пределах своей компетенции для выпол­нения возложенных на него функций.

Другой вариант: служебная тайна — это несекретные сведения, ограничение в распростране­нии которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведом­ственных им организациях, учреждениях, предприятиях.

Информация, составляющая служебную тайну, характеризуется следующими чертами:

в состав информации входят только отдельные сведения, секретность которых определяется государством или лицом и вытекает из законодательства;

недоступность широкому кругу лиц;

— получение на законных основаниях, в результате выполнения трудовой или служебной функции; .

конфиденциальность обеспечивается разработанными правилами;

ценность для гражданина, организации или государства;

разглашение их способно нанести вреда правам и законным интересам гражданина, юриди­ческого лица или государства;

охраняются законом, предусматривающим ответственность за их разглашение.

Служебная тайна

К служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188, утверждающем Перечень сведений конфиденциального характера, под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, к служебной тайне отнесены предусмотренные действующим законодательством конфиденциальные сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им организаций, учреждений, предприятий, ограничения на распространение которых установлены законом..

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне:

— акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

— сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

— описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

Читайте так же:  Гражданская правоспособность физических лиц понятие содержание ограничение

— сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Служебная тайна — это охраняемые законом конфиденциальные сведения о деятельности государственных органов, доступ к которым ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости, а также ставшие известными в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, имеющие действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к ним нет свободного доступа на законном основании, обладатель сведений принимает меры к их конфиденциальности, незаконное получение или разглашение которых создает угрозу причинения вреда владельцу этих сведений и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством РФ.

Государственная тайна.

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации30.

Государственная тайна — это сведения, имеющие в соответствии с законодательством гриф секретности в следующих областях государственной деятельности (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»):

Государственная тайна — это устанавливаемые и защищаемые государством сведения, имеющие в соответствии с законодательством гриф секретности в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, незаконное получение и распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации и влечет за собой ответственность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9909 —

| 7727 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие государственной, коммерческой и служебной тайны (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию Министерство образования Российской Федерации

Филиал Санкт-Петербургского государственного

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

Тема: Понятие государственной, служебной и коммерческой тайны

Глава 1. Государственная тайна

1.1 Понятие государственной тайны и её секретность

1.2 Защита государственной тайны

Глава 2. Коммерческая и служебная тайны

2.1 Понятие служебной тайны и её защита

2.2 Понятие коммерческой тайны

2.3 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны

Список используемой литературы

[3]

Рассматриваемые в нашем реферате тайны существовали всегда. А поскольку в настоящее время мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этих тайн, отсутствие общего и чёткого определения некоторых тайн, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей какую-либо из рассматриваемых нами тайн, укрытии информации. Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемых тайн, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.

Опираясь на нормативно-правовые акты, такие как Федеральные Законы, Гражданский Кодекс, мы видим, что в законодательстве существуют некоторые нестыковки, противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы замечаем, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой коммерческой, государственной и служебной тайн, предлагают методы решения этих проблем.

Цели и задачи реферата состоят в том, что, во-первых, понять вообще, что такое коммерческая, государственная и служебная тайна и какие различия существуют между ними, во-вторых, определить их роль в правовых отношениях, в–третьих, выявить и проанализировать проблемы, стоящие перед органами государственной службы, а также попытаться найти методы их решения.

Объект исследования — коммерческая, государственная и служебная тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является также коммерческая, государственная и служебная тайна. Мы насколько можно кратко дали описание всех изучаемых тайн, их правового режима.

Метод, который мы использовали для изучения объекта в основном описательный. Также мы использовали метод исследования литературы по данной теме.

Глава 1. Государственная тайна

1.1 Понятие государственной тайны

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ».

В ст.5 ФЗ «О государственной тайне» изложены сведения, подлежащие отнесению к государственной тайне, которые подразделяются на четыре основные группы:

1) сведения в военной области:

2) сведения в области экономики, науки и техники:

3) сведения в области внешней политики и экономики:

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

Основным критерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Данный Перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального Закона «О государственной тайне» установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют наибольшую защиту, присваивается гриф «особой важности»; требующим меньшую степень защиты — «совершенно секретно», затем «секретно».

Читайте так же:  Причина развода в исковом заявлении в суд

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870.

Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений, а его структура — учитывать ведомственную или отраслевую специфику.

Видео (кликните для воспроизведения).

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, которые утверждаются руководителями органов государственной власти, наделённые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Таким образом, отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к той или иной степени секретности зависит от того, в насколько широкой сфере может быть причинен ущерб безопасности государства.

1.2 Защита государственной тайны

Защита государственной тайны – наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием «государственная тайна» стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.

В ст.20 Федерального Закона «О государственной тайне» к органам, непосредственно обязанным защищать государственную тайну, относят:

— Межведомственную комиссию по защите государственной тайны;

— органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;

— органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

На первом месте среди органов защиты государственной тайны находится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны . Данный орган носит надведомственный характер и занимается исключительно вопросами защиты государственной тайны в отличие от других органов защиты государственной тайны, в функции которых входит исполнение также иных обязанностей согласно их основному профилю.

Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации, что подчеркивает особую важность и значимость данного органа.

В ч. 3 ст. 7 Закона «О федеральной службе безопасности» также указано, что граждане РФ, допущенные к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Нарушение законодательства о государственной тайне может совершаться как умышленно, так и неосторожно. За умышленное нарушение законодательства о государственной тайне в виде государственной измены, шпионажа, разглашения государственной тайны предусмотрена уголовная ответственность ст. ст. 275, 276, 283 УК РФ соответственно. Также уголовная ответственность предусмотрена и за такое деяние, как утрата документов, содержащих государственную тайну, ст. 284 УК РФ. Однако это преступление совершается с неосторожной формой вины.

Сведения, составляющие служебную тайну

sluzhebnaya_tayna.jpg

Похожие публикации

Государственные служащие в процессе своей деятельности получают доступ к секретным сведениям, не предназначенным для распространения неопределенному кругу лиц. То есть, им становится известна информация, составляющая служебную тайну. Ее разглашение грозит нарушителю не только увольнением, но и ответственностью в соответствии с нормами Уголовного кодекса или КоАП РФ (Кодекса об административных правонарушениях).

Что такое служебная тайна: определение

Суть данного термина наиболее четко разъяснена в Указе Президента России № 188, изданного еще 6 марта 1997 года. Согласно этому нормативному акту (п.3) под служебной тайной понимается информация, доступ к которой был ограничен государственными органами. Данное ограничение диктуется требованиями, содержащимися в федеральных законах и в Гражданском кодексе РФ. А охраняемые сведения непосредственно связаны с деятельностью конкретного госоргана.

Более подробно, что такое служебная тайна, закон не определяет. Хотя множество различных правовых актов предписывают ее соблюдение работникам, которым она доверена в силу исполнения трудовых функций. В частности, федеральный закон «О государственной гражданской службе» (закон № 79-ФЗ от 27.07.2004) в ст. 37 гласит, что разглашение любой тайны, охраняемой законом, является основанием для расторжения служебного контракта с госслужащим. Еще конкретнее об увольнении по этой причине говорится в Трудовом кодексе. 81-й статьей ТК установлено, что за разглашение служебной тайны, в том числе, персональных данных другого сотрудника, работник может быть уволен по инициативе руководства.

Сведения, составляющие служебную тайну

В соответствии с президентским Указом № 188, служебная тайна относится к конфиденциальным данным. Это означает, что лица, имеющие к ней легальный доступ, не вправе передавать известные им сведения посторонним лицам, не получив согласия от обладателя тайной информации.

Читайте так же:  Удерживаются ли алименты с материальной помощи

Служебная информация и служебная тайна – родственные понятия, если речь идет о служебной информации ограниченного распространения. Детально о ней говорится в утвержденном Правительством РФ Положении № 1233 от 03.11.1994, посвященном порядку обращения с подобными сведениями в исполнительных органах федеральной власти. Ориентируясь на указанный документ, можно заключить, что служебную тайну составляют следующие данные:

информация о деятельности государственного органа, если ограничения, связанные с ее передачей третьим лицам, продиктованы служебной необходимостью;

поступившая в федеральный госорган несекретная информация, доступ к которой законодательно ограничен.

Например, сведения служебной тайны о деятельности организации могут быть связаны с ее структурой, заключенными контрактами или данными о руководителях госоргана. Подобная информация имеет гриф «для служебного пользования». Второй тип служебной тайны можно проиллюстрировать тайной усыновления, о котором стало известно органам ЗАГС или опеки и попечительства.

Основные отличия от других видов тайн

Труднее всего отличить служебную от профессиональной тайны. Основное отличие состоит в том, что получателями служебной тайны являются работники определенного госоргана, которые узнали о ней, выполняя свою работу. Например, если врачу в ходе лечения пациента становится известен его диагноз, эта информация является врачебной (профессиональной) тайной доктора, вне зависимости, в какой структуре он работает. А если данные о заболеваниях гражданина будут запрошены следователем для раскрытия преступления, то для работников следственного органа они будут составлять служебную тайну.

Служебная и коммерческая тайна различаются похожим образом. Коммерческая тайна имеет коммерческую ценность, и компания сама определяет, что к ней относится. Если засекреченные фирмой сведения становятся достоянием госоргана (например, налоговой службы во время проверки), то для его работников они являются служебной тайной. К носителям служебной тайны относятся только сотрудники государственных органов. Персонал коммерческих структур ею не обладает.

Государственная тайна и служебная тайна — разные понятия. Если служебная тайна охраняется с целью защитить интересы физического или юридического лица, то государственная тайна призвана защитить интересы страны в целом, обеспечить ее безопасность и существование на карте мира. О государственной тайне принят отдельный закон № 5485-1 от 21.07.1993, регулирующий основные вопросы в этой сфере. Законопроект о служебной тайне до сих пор находится в стадии разработки.

Ответственность за разглашение служебной тайны

Поскольку служебная тайна относится к конфиденциальным сведениям, за ее разглашение должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 13.14 КоАП. За указанное деяние предусмотрен денежный штраф в размере 4 000 – 5 000 рублей.

Защита служебной тайны осуществляется и в рамках Уголовного кодекса. Например, 155-я ст. УК устанавливает ответственность за разглашение тайны усыновления должностным лицом. Ему может в т.ч. грозить штраф в размере до 80 000 рублей, арест до 4-х месяцев, исправительные работы до 1 года.

Определение и виды служебной тайны в законе

Закон о служебной тайне — существует ли нормативный акт с таким названием, как расшифровывается понятие «служебная тайна» и где можно ознакомиться с перечнем составляющих служебную тайну сведений, узнайте из нашего материала.

Какой федеральный закон расшифровывает понятие «служебная тайна»

В настоящее время отсутствует действующий федеральный закон, посвященный служебной тайне (СТ) и раскрывающий содержание этого термина.

Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:

  • образующиеся в процессе управленческой работы органа или организации или получаемые ими в законном порядке в соответствии с их компетенцией;
  • распространение которых негативно сказывается на реализации органом или организацией законных полномочий (или препятствует ей).

Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.

СТ также можно определить как один из видов информации:

  • доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими должностных функций в государственных или муниципальных органах;
  • защищаемой законом.

Подробнее о разных видах сведений, доступ к которым ограничен и защищается законом, узнайте на нашем портале:

Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная

Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:

  • тайну следствия;
  • военную тайну;
  • налоговую тайну и др.

Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:

  • общенормативные;
  • административно-предупредительные;
  • форс-мажорные;
  • обеспечительные;
  • информирующие;
  • обязательно раскрываемые.

Детальную информацию о составе указанных групп см. на схеме:

О разнообразных сведениях, с необходимостью представления которых сталкиваются хозяйствующие субъекты в своей работе, узнайте из материалов:

Какие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции) посвящены вопросам служебной тайны

Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:

  • постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, устанавливающее схему обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности;
  • инструкции (положения, порядки) об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения и алгоритмы обращения с ней:
    • в научной сфере (инструкция утверждена приказом Минобрнауки от 30.12.2010 № 2233);
    • в автодорожной сфере (утв. приказом Росавтодора от 17.03.2014 № 78);
    • на воздушном транспорте (утв. приказом Росавиации от 18.12.2014 № 841);
    • в системе Следственного комитета РФ (утв. приказом Следственного комитета от 23.12.2014 № 109);
    • иные (утв. приказом МПР от 12.01.2044 № 8, приказом ФМБА от 21.01.2009 № 20).

[2]

Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — отдельному набору информации, не относящемуся к СТ (нормативное разграничение сведений, составляющих гостайну, и информации, относимой к СТ, закреплено в абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства РФ № 1233). Перечень состоит из 118 позиций, объединенных в 4 блока и содержащий сведения в областях:

  • военной;
  • экономики, науки и техники;
  • внешней политики и экономики;
  • разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
  • противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер госзащиты.
Читайте так же:  Приватизация военного жилья через суд

Другим Указом Президента РФ (от 06.03.1997 № 188) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, включающий:

  • информацию о частной жизни граждан (сведениях, фактах, обстоятельствах), их персональных данных (кроме подлежащих размещению в СМИ в соответствии с законом);
  • информацию, составляющую тайну следствия и судопроизводства;
  • иную информацию, связанную с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен законом.

Из п. 3 Перечня, утвержденного данным Указом, можно сделать вывод, что к СТ относится только часть конфиденциальной информации, а именно сведения, доступ к которым ограничен органами госвласти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (определение в законе служебной тайны).

В следующем разделе расскажем о том, какое влияние нормы ГК РФ оказывают на попадание сведений в разряд СТ.

Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне

В ГК РФ до 01.01.2008 действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» — она устанавливала, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:

  • она имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  • к ней законодательно ограничен доступ;
  • ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует. Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ. Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.

  • ст. 857 — перечислены сведения, относящиеся к банковской тайне (сведения о клиенте и банковском вкладе), а также указан ограниченный круг субъектов, имеющих к ним доступ (сами клиенты, бюро кредитных историй, должностные лица госорганов);
  • ст. 946 — установлен список сведений, которые не вправе разглашать страховщик (о страхователе, застрахованных лицах, выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, их имущественном положении);
  • ст. 1123 — определены сведения, составляющие тайну завещания (имеющие доступ к нотариальной информации лица не вправе до открытия наследства разглашать сведения о содержании завещания, его совершении, изменении или отмене);
  • иные статьи ГК РФ (ст. 727, 771 и др.).

Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:

  • в законе о коммерческой тайне от 29.07.2004 № 98-ФЗ;
  • НК РФ (ст. 102, посвященная налоговой тайне, ст. 313, определяющая данные налогового учета как информацию, относящуюся к налоговой тайне);
  • иных НПА (аудиторская тайна в ст. 9 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, тайна связи — ст. 63 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ст. 15 закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ и др.).

Нюансы применения разнообразных законов изучайте с материалами нашего портала:

Определение служебной тайны можно найти в Указе Президента от 06.03.1997 № 188, содержащем перечисление признаваемых конфиденциальными сведений. Характерные отличительные свойства такой информации — получение сведений в процессе служебной деятельности и ограничение к ним доступа.

Виды служебной тайны определены различными нормативными актами с учетом специфики работы госорганов.

Служебная тайна (стр. 1 из 5)

2. Основные источники права о служебной тайне………….3

3. Объекты и субъекты права на служебную тайну………. 4

4. Понятие служебной тайны и ее защиты…………………..5

[1]

5. Требование к информации как к служебной тайне…. …12

6. Правовое регулирование права на служебную тайну, правовая охрана права на служебную тайну и его защита………..13

Рассматриваемая в нашем реферате тайна существовала всегда. А поскольку в настоящее время мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этой тайны, отсутствие общего и чёткого определения, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей служебную тайну, укрытии информации. Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемой тайны, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.

Опираясь на нормативно-правовые акты, такие как Федеральные Законы, Гражданский Кодекс, мы видим, что в законодательстве существуют некоторые нестыковки, противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы обращаем внимание, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой служебной тайны, предлагают методы решения этих проблем.

Цели и задачи реферата состоят в том, чтобы понять что такое служебная тайна, определить роль в правовых отношениях.

Объект исследования — служебная тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является служебная тайна.

Метод, который мы использовали для изучения объекта в основном описательный. Также мы использовали метод исследования литературы по данной теме.

Основные источники права о служебной тайне.

1) нормы законодательных актов: Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ст. 193, 308), Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 155, 310, 311), Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (ст. 139, 302, 345, 452), КЗоТ Российской Федерации (ст. 15), Таможенного кодекса Российской Федерации (ст. 344), Налогового кодекса РФ (ст. 21, 22, 23, 24, 31, 32, 83, 84, 102, 118, 119, 120, 126, 127); Федеральных конституционных законов: «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 55, 70), «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 11, 27), Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России) (ст. 92); Законов Российской Федерации: «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 5), «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 7), «О статусе военнослужащих» (ст. 7, 24), «О таможенном тарифе» (ст. 14), «О федеральных органах налоговой полиции» (ст. 10), «О космической деятельности» (ст. 4), Федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 9, 10, 11, 12, 21, 25), «О науке и государственной научно-технической политике» (ст. 3, 4, 9), «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст. 7, 17), «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (ст. 11, 20 1 ), «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ст. 6,14,16) и др.;

Читайте так же:  Закон о предоставлении документов управляющей компании собственнику

2) подзаконные нормативные правовые акты — указы Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «О перечне сведений конфиденциального характера», от 15 мая 1997 г. № 484″О предоставлении лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»; постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», от 15 апреля 1996 г. № 468 «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров»; постановления Министерства труда Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № И, от 27 марта 1997 г. № 16, от 27 марта 1997 г. № 17 об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией с участием посредника в трудовом арбитраже и др.;

3) судебная практика;

4) международные договоры и соглашения.

Объекты и субъекты права на служебную тайну.

В Советском Союзе сложилась определенная система защиты информации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации:

· государственная тайна (информация с грифами «особой важности», «совершенно секретно»);

· служебная тайна (информация с грифом «секретно»);

· информация «для служебного пользования».

В современных условиях у института служебной тайны могут быть следующие области применения:

1. защита сведений, которые при соответствующей интеграции становятся государственной тайной, либо производных сведений;

2. защита сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством, при обращении и хранении такой информации в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

3. защита определенных категорий значимых сведений субъектов гражданско-правовых отношений. В данном случае речь может идти о правовом механизме защиты сведений, которые в деятельности субъектов предпринимательства не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Понятие служебной тайны и её защита.

Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом . Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон «О служебной тайне».

В соответствии со ст. 139 ГК РФ «тайна» есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, «тайной» считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае «тайна» есть нечто непознанное. Но такая («абсолютная») тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая («относительная») тайна имеет своего владельца — для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Более сложно дать определение понятию «служебная тайна». Проще говоря, служебная тайна — это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации — «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Источники


  1. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.

  2. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.

  3. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
  4. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.
  5. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
Понятие служебной тайны в российском законодательстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here