Понятие структуры арбитражных судов в российской федерации

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие структуры арбитражных судов в российской федерации". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Система арбитражных судов в РФ. Компетенция арбитражных судов

В соответствии с Законом о судебной системе (ст. 4) и Законом об арбитражных судах (ст. 1) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что арбитражные суды являются особой, автономной ветвью (подсистемой) федеральных судов.

Система арбитражных судов

В соответствии со ст. 3 Закона об арбитражных судах система арбитражных судов в Российской Федерации включает:

Компетенция арбитражных судов

Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации (ст. 5 Закона):

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В большинстве случаев до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.

В соответствии со ст. 27-33 Арбитражного процессуального кодекса арбитражным судам подведомственны:

  • возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
  • возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов в сфере экономической и предпринимательской деятельности;
2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия);
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

  • в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;
4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.
Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Система и структура арбитражных судов.

Система арбитражных судов установлена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе в РФ» и «Об арбитражных судах в РФ». Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства, которые в равной степени действуют и для Конституционного суда, и для судов общей юрисдикции.

Систему арбитражных судов в РФ составляют:

1. Федеральные арбитражные суды округов

2. Арбитражные суды субъектов РФ

Все эти суды образуют единую систему, которая возглавляется Высшим Арбитражным Судом РФ. Высший Арбитражный Суд РФ отвечает за организацию и совершение деятельности арбитражных судов РФ.

Федеральные арбитражные суды округов: (всего их образовано 10).

Каждый из Федеральных арбитражных судов округов действует в составе:

— Двух коллегий – по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений.

Полномочия Федеральных арбитражных судов округов:

1. проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам арбитражных судов субъектов РФ, вынесенные в 1 инстанции и апелляционной инстанции;

2. пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

3. изучает и обобщает практику, анализирует статистику;

4. обращается в кассационный суд с запросом о проверке конституционного закона.

Арбитражный суд субъектасостоит из:

— Двух коллегийпо гражданским спорам и по административным спорам

Полномочия арбитражных судов субъектов:

1. рассматривает все дела в качестве суда 1 инстанции;

2. рассматривает дела в апелляционной инстанции;

3. пересматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

4. изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику.

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет свою специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ. По своей правовой природе арбитражные суды – это специализированные суды в рамках системы органов гражданской юрисдикции, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательских отношений.

Задачи арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в установленном Конституцией порядке.

Задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный процесс представляет собой определенную процедуру. Деятельность арбитражных судов носит порядочный правовой характер, иными словами эта деятельность осуществляется в процессуальной форме.

Процессуальная форма представляет собой нормативно установленный порядок осуществления правосудия, выработанный на основе обобщения огромного опыта. Процедурная форма – гарантия закона – носит обоснованный характер выносимых решений.

Эта процедура характеризуется следующими чертами:

1. закон детально определяет деятельность и функции суда и участников процесса;

2. решение по делу должно основываться на фактах, доказанных судом;

3. производство по делу осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Признаки процессуальной формы:

1. нормативность, т.е. она устанавливается в законодательстве, причем только определенного уровня;

2. непререкаемость отражает обязательность соблюдения и иных форм реализации процессуальных норм в деятельности участников арбитражного процесса. Осуществление процессуальных прав и исполнение процессуальных обязанностей должно происходить в соответствии с порядком, установленным арбитражным процессуальным законодательством;

3. системность отражает необходимость структурировать арбитражный процессуальный регламент, увязанный в единое целое

4. универсальность отражает ее применимость к разрешению самых различных дел, подведомственных арбитражным судам без какой-либо дифференциации, включая дел о банкротстве.

Читайте так же:  Как проверить снилс по базе пенсионного фонда

Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права. Арбитражный процесс занимает особое место в системе российского права. Он является своеобразной функцией государства, вид чисто государственной деятельности. Он регулирует один из видов государственной деятельности, поскольку осуществление судебной власти – одна из функций государства. В арбитражный процесс в качестве составной части включается исполнительное производство как стадия, на которой происходит реализация судебных актов арбитражных судов.

Арбитражный процесс– это система последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых арбитражным судом и другими участниками судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела.

Признаки арбитражного процесса:

1. одним из субъектов обязательно является арбитражный суд;

2. действия, которые совершаются судом и участниками процесса, суть, юридические, арбитражные процессуальные действия;

3. предметом, объектом арбитражного процесса являются дела, подведомственные арбитражным судам.

Обязанность арбитражного суда разрешить споры в точном соответствии с материальным правом. Требование строгого соблюдения порядка в разрешении споров. В системе мер, гарантирующих законность арбитражных решений, важное место занимает кассационное, апелляционное, надзорное производство. Следуя принципу законности арбитражный суд должен исследовать все материалы и доказательства дела на предмет законности. Ответчик имеет право опротестовать решение.

Вместе с тем:

1. действия арбитражного суда зависят от требований истца и возражений ответчика, арбитражный суд разрешает дело в объеме заявленных требований;

2. состязательный порядок вытекает из существа гражданских прав, составляющих частную сферу лица, а поэтому состоящих в его свободном распоряжении;

3. возможность свободного использования сторонами средств доказывания;

4. возможность для сторон участвовать в рассмотрении дела лично либо через представителя;

5. каждая сторона самостоятельно доказывает факты, лежащие в обосновании ее требований и возражений.

Формы арбитражного процесса:

Принцип сочетания устности и письменности судебного разбирательства в арбитражном процессуальном праве характеризует специфику арбитражного процесса, связанную с преимущественным исследованием в ходе процесса письменных доказательств. Данный принцип представляет собой такое правило, в соответствии с которым арбитражный суд исследует доказательства и фиксирует полученную устным путем информацию в письменной форме. Арбитражный процесс характеризуется стабильной письменной формой, поскольку решающую роль в судьбе заявленного иска играют надлежаще оформленные документы.

Копии письменных доказательств, представленных в арбитражный суд лицами, участвующими в деле, направляются ими другим лицам, участвующим в деле, у которых они отсутствуют. Истец при предъявлении иска обязан предоставить копии искового заявления и другие документы другим участникам процесса.

АПК обязывает стороны заранее раскрывать имеющиеся у них письменные доказательства.

Устное начало разбирательства дела в арбитражном суде характеризуется устной формой ведения судебного заседания, исследованием доказательств в устной форме, ведением протокола с фиксацией в нем ряда процессуальных действий, совершенных в устной форме.

Согласно ст.9 АПК слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных ФЗ о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны.

Судья должен решить данный вопрос на основе принципа судейского руководства, т.к. Петров первым заявил устное ходатайство провести закрытое заседание.

2. Исковое заявление в арбитражный суд: содержание и порядок подачи.

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно подписывается истцом или его представителем.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место нахождения, если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам требования к каждому из них;

5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) оценка иска, если иск подлежит оценке;

7) сведения о соблюдении истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено ФЗ для данной категории споров или договором;

8) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов для предъявления иска;

10) перечень прилагаемых документов.

В исковом заявлении указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у истца ходатайства.

Истец при предъявлении иска обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении размера государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются исковые заявления;

4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

7) документы, подтверждающие соблюдение истцом досудебного (претензионного) порядка регулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено ФЗ для данной категории споров иди договором;

8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.

Основные реквизиты, содержание и порядок

| следующая лекция ==>
Исполнительный лист, судебный приказ). | Вынесения решения суда по гражданскому делу.

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 1208 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Федеральные арбитражные суды
Российской Федерации

Структура арбитражной системы РФ

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

Второй уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень арбитражных судов

Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

[3]

Четвертый уровень арбитражных судов

В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Читайте так же:  Испортили машину во дворе что делать

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

Полномочия арбитражных судов.

Полномочия арбитражных судов.
В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

Видео (кликните для воспроизведения).

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочия.

Полномочия нижестоящих арбитражных судов можно разделить на 2 группы:

1) свойственные только арбитражным судам определенного уровня;

2) свойственные всем арбитражным судам.
Рассмотрим более подробно указанные группы полномочий:

1) полномочия, свойственные только арбитражным судам определенного уровня:

· арбитражный суд округа: проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;

· арбитражный апелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

· арбитражный суд субъекта РФ: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ

2) полномочия, свойственные всем арбитражным судам:

· разрешают возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности споры;

· пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты

· обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле;

· изучают и обобщают судебную практику;

· подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

· ведут статистический учет и анализируют судебную статистику своей деятельности.

| следующая лекция ==>
АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ В РФ: СИСТЕМА, СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПМР | Система арбитражных судов и Верховный Суд РФ.

Дата добавления: 2017-05-18 ; просмотров: 2836 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Арбитражные суды, их задачи и функции

Краткая история развития арбитражных судов

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 г. по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Система арбитражных судов РФ пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», введенного в действие с 1 октября 1991 г.

После принятия Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом Законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Система арбитражных судов Российской Федерации

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Судебная система Российской Федерации включает (ст. 125-127 Конституции РФ):

Только эти суды в соответствии с Конституцией РФ вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации.

Система арбитражных судов Российской Федерации строится в соответствии с положениями Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Ее составляют:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (их десять — столько федеральных округов создано на территории России);
  • арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

[2]

Арбитражный суд — единственный в Российской Федерации государственный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ экономические споры между предприятиями (организациями), являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Читайте так же:  Как рассчитывается задолженность по алиментам

Кто и как может стать судьей арбитражного суда?

Судьей арбитражного суда субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию соответствующей квалификационной коллегии судей.

При этом судьей федерального арбитражного суда округа может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Высшего Арбитражного Суда РФ – достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и другие судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ в месячный срок со дня получения необходимых материалов в порядке, установленном федеральным законом.

Состав арбитражных судов Российской Федерации

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 11 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 25 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 35 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях и проводит другую работу.

Задачи и функции арбитражных судов

Все задачи, стоящие перед системой арбитражных судов РФ, можно разделить на две группы: свойственные всем арбитражным суда и стоящие только перед Высшим Арбитражным Судом РФ.

Общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

Для плодотворного и качественного выполнения перечисленных задач арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:

  1. разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  3. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
  4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Понятие арбитражных судов в РФ и их система

Арбитражные суды – это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией России, АПК и другими федеральными законами.

Систему арбитражных судов в РФ составляют:

а. Высший Арбитражный Суд РФ— высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, в состав входят председатель, зам председателя, председатели коллегий и судьи — члены высшего арбитражного суда. Полномочия:—рассмотрение дел в первой инстанции—рассмотрение в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов всех арбитражных судов— изучение и обобщение практики применение судом законов и иных нормативных правовых актов—решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров РФ, и др.

б. Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); — один фед арбитражный суд охватывает несколько субъектов РФ. Всего таких судов 10. Полномочия:—проверка в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассмотренными арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в данном деле,

в. Арбитражные апелляционные суды; — создаются два суда на один судебный округ. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 20 апелляционных судов;

г. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — суды первой инстанции в республиках, краях, областях, горо­дах федерального значения, автономной области, автономных округах. — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся: 1) рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ 2)пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов 3) изучение и обобщение судебной практики 4) анализ судебной статистики. В настоящий момент функционирует 81 арбитражный суд субъектов федерации. Срок вступления в силу месяц.

д. Аппарат арбитражного суда – обеспечивает деятельность арбитражного суда, не входит в судебную систему, является составной частью состава суда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8858 —

| 7186 — или читать все.
Читайте так же:  Документы для продления временной регистрации иностранного гражданина

Структура арбитражной системы РФ

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

Второй уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень арбитражных судов

Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень арбитражных судов

В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

История становления арбитражных судов в РФ

Арбитражный суд — государственный орган, относящийся к судебной власти, который имеет право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Становление и развитие арбитражных судов имеет довольно длительную историю.

Первая попытка создать постоянный, специальный суд для купечества принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667), который постановил «ведать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721), создавшем Главный магистрат, который судил торговые дела. Торговые дела рассматривались в судах, которые стали называться судами таможенными. Петр Великий ввел сословную организацию купечества по европейскому образцу. Признавая торговые суды чуждыми всему историческому прошлому России, царь не допускал применения в них обычаев и предписывал торговым судам руководствоваться уставами и указами, т. е. нормами права.

Предшественниками арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды. 14 мая 1832 г. опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов. Открылись коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832), Москве (1833), Новочеркасске (1835) и др.

Они просуществовали до 1917 г. и для них были специальные нормы судопроизводства.

Задолго до реформы 1864 г. в России Уставом о судопроизводстве по делам торговым была определена подведомственность коммерческих судов. Их ведомству принадлежали все споры и иски по торговым оборотам, векселям, договорам и обязательствам письменным и словесным, все дела о несостоятельности. Была определена и подсудность: ведомство каждого коммерческого суда простиралось «не далее того города, в котором он учрежден и уезда оного».

Судебная реформа 1864 г. в России коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в их судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г., введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств.

Арбитражные суды в Советской России

После революции 1917 г. судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.

В 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководителя.

Рассматривались дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, за некоторыми исключениями, вытекающими из особенностей арбитражной комиссии.

В 1931 г. в системе органов государственного управления был образован Госарбитраж, разрешающий споры между учреждениями, предприятиями, организациями и предприятиями сельского хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозрасчета.

Это связано было, прежде всего, с принятием в марте 1931 г. Постановления ВЦИК и СНК СССР, в котором указывалось, что все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести установленную законом ответственность за их невыполнение.

Арбитраж существовал в 2-х формах — государственной и ведомственной. В Госарбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — одного подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

С самого начала органы Госарбитража выполняли функции суда: разрешали экономические, имущественные споры в соответствии с законодательством, договорами и по существу были правопреемниками дореволюционных коммерческих судов.

До 1974 г. нижестоящие арбитражные суды подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т. е. система была несоподчиненной.

17 января 1974 г. Совет Министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража», которым Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Было утверждено новое положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития Госарбитража связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом.

Организация и деятельность органов Госарбитража регулировалась законом РСФСР «О государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Читайте так же:  Вручили уведомление о сокращении что делать

Арбитражные суды в Российской Федерации

Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях».

Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

В связи с принятием Конституции РФ (1993 г.), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и ее функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и нового, третьего по счету, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «Об арбитражном суде», введенный в действие с 1 октября 1991 г. В соответствии с этим Законом 3 марта 1992 г. был принят, а с 15 апреля 1992 г. введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских (экономических) правоотношений, либо из правоотношений в сфере управления. При этом арбитражный суд разрешал указанные споры, если они вытекали из отношений организаций и граждан-предпринимателей, обращающихся за защитой своих охраняемых законом прав и интересов; государственных и иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан-предпринимателей, государственных и общественных интересов; а также прокурора в защиту государственных и общественных интересов. В случаях, когда в таких спорах участвовали иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор мог быть передан на разрешение арбитражного суда при наличии соглашения сторон либо если это было специально предусмотрено законодательным актом.

Арбитражные суды России по Закону 1991 г. составляли единую систему, в которую входили: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ), Высшие арбитражные суды в составе РСФСР, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономных областей, арбитражные суды автономных округов. Кроме того, устанавливалось, что Президиумом Верховного Совета РСФСР по предложению ВАС РСФСР могли быть образованы арбитражные суды безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству РСФСР.

По Закону 1991 г. в состав арбитражного суда входили председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены арбитражного суда.

Следует отметить, что по Закону 1991 г. арбитражные суды образовывались на началах выборности. Было установлено, что судьями арбитражных судов могли быть избраны граждане РСФСР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. А для избрания судьей ВАС РСФСР необходим был стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Срок полномочий арбитражного судьи не ограничен.

Второй этап становления системы арбитражных судов — принятие Государственной Думой 5 апреля 1995 г. Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», одобрен Советом Федерации 12 апреля 1995 г. и подписан Президентом Российской Федерации 28 апреля 1995 г.

В соответствии с этим Законом систему арбитражных судов Российской Федерации составляют: ВАС Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов — арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Этим же законом предусмотрено, что на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, и в то же время судебная власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

С вступлением в действие указанного Закона изменился порядок обжалования судебных решений.

Если по Закону 1991 г. существовала трехуровневая система: суд первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции, то с апреля 1995 г. образовывалась четырехуровневая система: суд первой инстанции, апелляционной инстанции, кассационной инстанции и надзорной инстанции. Причем кассационная инстанция выделилась в самостоятельные суды.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Российской Федерации в Российской Федерации действуют следующие Федеральные арбитражные суды округов:

  1. Московского округа,
  2. Центрального округа,
  3. Северо-Западного округа,
  4. Волго-Вятского округа.
  5. Северо-Кавказского округа,
  6. Западно-Сибирского округа,
  7. Уральского округа,
  8. Дальневосточного округа,
  9. Восточно-Сибирского округа.

С 1 июля 1995 г. вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, за исключением главы 21 «Производство в кассационной инстанции», которая вводилась в действие по мере создания федеральных арбитражных судов. Следующим этапом формирования судебной системы явилось принятие в июле 2002 г. нового Арбитражного кодекса Российской Федерации, который вступил в действие с 01.09.2002, кроме главы 4, параграф 1 «Подведомственность» и главы 36 «Производство в порядке надзора». Глава 4 вступила в действие через 10 дней со дня официального опубликования, а глава 36 — с 1 января 2003 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Одним из важных обстоятельств, побудивших к реформированию арбитражного процессуального законодательства, явилось вступление России в феврале 1996 г. в Совет Европы. 30 марта 1998 г. состоялась ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, она вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г., с этого момента юрисдикция Европейского суда по правам человека распространилась и на Россию. Главной задачей, стоящей перед арбитражной системой, необходимо признать обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, повышение эффективности судебной защиты предпринимательства.

Источники


  1. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.

  2. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.

  3. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
  4. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
  5. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
Понятие структуры арбитражных судов в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here