Понятие виды стороны и содержание соглашений

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие виды стороны и содержание соглашений". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Социально-партнерские соглашения: понятие, виды и со­держание.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

условия и охрана труда;

режимы труда и отдыха;

развитие социального партнерства;

иные вопросы, определенные сторонами.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Читайте так же:  Квартира в счет алиментов можно ли оформить и как это сделать

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

| следующая лекция ==>
Понятие и стороны коллективного договора. Его роль на современном этапе. | Ответственность сторон социального партнерства.

Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 2466 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Содержание и структура соглашения

Содержание и понятие каждого соглашения определяется после договоренности сторон работодателей и сотрудников, которые имеют полную свободу в процессе выбора структуры.

Соглашения в трудовой сфере являются элементами трудовых коллективных договоров, которые регламентируют отдельные области рабочей деятельности или же свидетельствуют о факте внесения каких-либо изменений в составленный ранее трудовой договор. Трудовым законодательством устанавливается определенное понятие и содержание всех трудовых соглашений, а также структура подобных документов. Однако каждое соглашение имеет свою уникальную структуру, понятие и содержание, которые определяются исключительно в процессе ведения переговоров.

Понятие содержания соглашений

Содержание соглашений основывается на самом понятии соглашения, которое является определенным правовым актом трудовой сферы. Он призван регулировать трудовые, социальные отношения сторон: между работодателем и сотрудником, а также устанавливать основные принципы и понятие дополнительного регулирования всех смежных отношений.

[1]

Данные отношения имеют экономическую природу и возникают между уполномоченными представителями сторон работника и работодателя на различных структурных уровнях:

  • федеральном;
  • межрегиональном;
  • региональном;
  • территориальном.

Содержание и понятие каждого соглашения определяется после договоренности сторон работодателей и сотрудников, которые имеют полную свободу в процессе выбора структуры. Трудовое законодательство дает рекомендации по поводу того, что структура и понятие коллективного соглашения должна включать в себя взаимные обязательства сторон в отношении основных вопросов трудовой сферы:

  • условия рабочих мест и обеспечение охраны труда;
  • стимуляция социального партнерства сторон;
  • достойная оплата труда;
  • режим труда и отдыха сотрудников;
  • любые другие вопросы, которые были определены сторонами.

Содержание соглашений в трудовом праве

Содержание соглашений в трудовой сфере – это основное задание для законных представителей стороны работников и работодателей. В соответствии с трудовым законодательством данные лица имеют возможность свободно выбирать любые вопросы для обсуждения и дальнейшего включения в содержание, понятие и структуру коллективных соглашений, однако данное поле выбора сторон отличается наличием определенных ограничений для структуры коллективного договора.

Свобода выбора структуры соглашения или договора в трудовом праве ограничивается сферой общественных отношений, которые могут регулироваться исключительно трудовым законодательством. К данной сфере также относятся понятие и отношения, которые могут выходить далеко за пределы области трудового права, но они могут быть связаны с дополнительным социальным обслуживанием сотрудников.

Поэтому большинство коллективных соглашений включают определенные льготы и социальные выгоды для сотрудников предприятий в отношении обеспечения социального страхования, пенсионного обеспечения, выдачи жилплощади, обеспечении условий для восстановления и улучшения здоровья, стимуляции занятий спортом, художественной самодеятельностью.

В процессе определения содержания коллективных соглашений в обязательном порядке учитываются все общие правила, которые регламентируют соотношение всевозможных источников трудового законодательства. Поэтому соглашения и договора не могут включать в себя любые условия, которые могут в какой-либо степени способствовать снижению гарантий, прав и интересов сотрудников, устанавливаемых трудовым законодательством.

Важным элементом содержания любого коллективного соглашения и договора является понятие компетенции работодателей в вопросах разработки и установления достойных условий труда для своих сотрудников. В таких случаях применяется не общая законодательная база, а вопросы решаются исходя из нормативной базы муниципального масштаба, которая включает нормативные акты и законы, принятые органами государственной или местной власти.

К данной сфере относятся все вопросы, которые не подлежат урегулированию на договорном уровне: порядок разрешения конфликтов, споров, единая процедура заключения и расторжения трудовых договоров, единая процедура по организации расследований, один порядок несения материальной ответственности и др.

Структура содержания соглашения

Структура соглашения в трудовом праве не имеет четкого строения, так как устанавливается в индивидуальном порядке при условии обоюдного согласия стороны работодателя и работника. Однако основные параметры структуры коллективного соглашения предусматриваются действующими законодательными актами.

В большинстве случаев структура коллективного соглашения в трудовом праве включает в себя следующие положения, которые касаются наиболее важных аспектов трудовых отношений, как для работодателя, так и для работника:

  • всяческое создание таких рабочих условий, которые бы полностью способствовали развитию отрасли производственных и экономических направлений деятельности;
  • обеспечение занятости, рабочих мест и заданий для всех сотрудников предприятий;
  • обязательная своевременная, полная и достойная оплата труда;
  • максимальная охрана труда и здоровья заключается в создании работодателем таких рабочих условий, которые бы позволяли сотрудникам полностью реализовать свой профессиональный потенциал, не нанося при этом никакого ущерба собственному здоровью и жизни;
  • обязательная выплата денежных компенсаций, предоставление социальных льгот и всяческих гарантий, которые особо важны на промышленных производствах и рабочих местах с повышенным уровнем опасности;
  • предоставление гарантий со стороны профсоюзных органов, вмешательство профсоюзов, а также социальное партнерство;
  • обязательный и тщательный контроль со стороны уполномоченных государственных органов за выполнением всех условий заключенного соглашения;
  • несение ответственности сторонами работодателя и работника при невыполнении условий соглашения.
Читайте так же:  Как получить алименты если муж в тюрьме

Учитывая опыт заключения коллективных трудовых соглашений, важные законодательные акты в трудовой сфере акцентируют внимание на необходимости тщательного изучения вопросов подготовки профсоюзных работников, а также обеспечении прохождения профессионального образования, повышения квалификационного уровня и предоставлении дополнительного пенсионного страхования как элемента социальных гарантий.

17. Соглашение: понятие, виды, содержание.

Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отно­шения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представите­лями работников и работодателей на соответствующих уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных пере­говорах, могут быть как двусторонними, так и трехсторонними. Третья сторона (органы государственной власти и органы местного самоуправления) выступает в качестве посредника между двумя основными участниками и гаранта достиг­нутых ими договоренностей, но очень часто также берет на себя определенные обязательства.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений мо­гут заключаться следующие виды соглашений:

генеральное — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на феде­ральном уровне;

межрегиональное — устанавливает общие принципы регулирования социаль­но-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ;

региональное — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ;

отраслевое (межотраслевое) — устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей);

те РРиториальное — устанавливает общие условия труда, гарантии, компен­сации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования;

иные — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне с °Циального партнерства.

енеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с уча- СТИем Правительства РФ 14 .

и колл Новлен ие Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 68 «Об утверждении положения о регистре соглашений » Harm договоров» // Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. — 2003 .-№10.

мер, Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийски-

Содержание соглашения, его структуру определяют его стороны. В согла­шение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопро­сам:

условия и охрана труда;

режимы труда и отдыха;

развитие социального партнерства;

иные вопросы, определенные сторонами (ст. 46 ТК РФ).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установлен­ном ТК РФ либо самим соглашением.

18. Порядок разработки проекта соглашения и его заключения.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утв. постановлением Прави­тельства РФ 15 .

Состав представителей Правительства РФ в Российской трехсторонней ко­миссии по регулированию социально-трудовых отношений утв. постановлени­ем Правительства РФ 16 .

Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры, о начале пе­реговоров, а также предложить им формы возможного участия в них. Работо­датели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать обэтом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях выполняется сторо­нами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.При его осуществлении стороны обязаны предоставлять друг другу, а также со-

ми объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы // Документ опубликован не был. Доступ СПС «КонсультантПлюс».

« Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1229 «О порядке обеспечения деятельности Россий­ской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (с изм. от 22.06.2004) // Со­брание законодательства РФ. — 1999. — № 46. — Ст. 5572.

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2004 г. № 297 «О составе представителей Правительства Рос­сийской Федерации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (с изм. от 28.08.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 26. — Ст. 2678.

тветствующим рганампо труду всю необходимую для этого имеющуюся у«х информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующе-го запроса (ст. 51 ТКРФ).

8.Понятие соглашения, его виды, содержание и сфера действия. Порядок заключения соглашений и их изменений

Соглашение (ст. 45 ТК РФ) — правовой акт, регулирующий социально трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования, связанных с ними экономических отношений, заключается между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства.

а) Принимается на 3 года, может быть пролонгировано на 3 года;

б) Вступает в силу во время подписания или в то время, которое указано в самом соглашении;

в) Действует в отношении сторон и участников данного соглашения в зависимости от уровня заключенного соглашения;

г) Распространяется на соответствующие объединения работников, работодателей и органов государственной власти, если они были стороной соглашения;

д) Подлежит регистрации в течении 7 дней с момента подписания. Она носит уведомительный характер в соответствующем органе по труду, например, в комитете по труду.

Отличия от коллективного договора:

а) По уровню, на котором принимается;

б) В договоре две стороны, в соглашении может быть три.

Содержание соглашения в ст. 46 ТК РФ:

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

2. Гарантии, компенсации и льготы работникам;

3. Режимы труда и отдыха;

4. Занятость, условия высвобождения работников;

5. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;

6. Условия и охрана труда;

7. Развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;

Видео (кликните для воспроизведения).

8. Дополнительное пенсионное страхование;

9. другие вопросы, определенные сторонами.

1. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Читайте так же:  Как усыновить ребенка жены от первого брака

2. Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ.

3. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ.

4. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

5. Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

6. Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В ст. 47 ТК РФ определен порядок разработки проекта соглашения и его заключения:

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

1. Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу РФ

2. Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов МСУ.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Ст. 49 ТК РФ: Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном ТК РФ для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

1.Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов,общероссийскими объединениями работодателей и правительством российской федерации на 2014 — 2016 годы;

2. Межрегиональное отраслевое соглашение по алмазно-бриллиантовому комплексу Российской Федерации на 2013 — 2015 годы;

3. Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы.

Понятие соглашения. Виды соглашений и порядок их заключения

Соглашение — это нормативный акт, содержащий обяза­тельства сторон по регулированию отношений в социально-тру­довой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, тер­ритории

По сфере регулируемых отношений и уровню их заключе­ния соглашения подразделяются на генеральное, отраслевое, местное.

Соглашение на республиканском уровне называется гене- ральньш и устанавливает общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики. Оно заключа­ется между Правительством, Республиканским объединением нанимателей, Республиканским объединением профсоюзов и распространяется на все категории работников и слои населе ния.

Соглашения на отраслевом уровне являются тарифными Сторонами соглашений на отраслевом уровне могут быть соот­ветствующие профсоюзы (их объединения) и объединения на­нимателей, а также соответствующие органы государственного управления. Отраслевые (тарифные) соглашения устанавлива­ют направления социально-экономического развития отрасли.

условия труда и оплаты труда, а также социальные гарантии для работников данной отрасли или профессиональных групп. Они распространяются только на работников данной отрасли (про­фессиональных групп).

Соглашения на местном уровне называются местными со­глашениями. Заключаются местные соглашения между соот­ветствующими профсоюзами (объединениями профсоюзов), на­нимателями (объединениями нанимателей), а также местными исполнительными и распорядительными органами данной тер­ритории.

Местное соглашение — это специальный акт. устанавливаю­щий условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.

Профсоюзы (их объединения) не имеют права требовать от представителей власти, не являющихся нанимателями (или представителями нанимателей), заключения с ними соглашений. Как представители работников в этом случае они не могут вы­ступать инициатором коллективных переговоров по заключе­нию соглашений.

Стороны вправе самостоятельно в пределах их компетенции определять содержание соглашений. Пределы компетенции сто­рон установлены TK и иными актами законодательства.

Большинство соглашений на отраслевом уровне содержат следующие разделы: общие положения; обеспечение стабильно­сти работы организаций отрасли; заработная плата, защита жиз­ненного уровня работников; рабочее время и время отдыха; обес­печение производственной безопасности; обеспечение занятос­ти; приватизация государственного имущества; создание условий дЛя деятельности профсоюза; урегулирование трудовых кон­фликтов; ответственность сторон и др.

Многие соглашения имеют приложения, например Положе­ние о трехсторонней рабочей комиссии по контролю и обеспе­чению выполнения соглашения, Положение о дополнительных правах профсоюза в лице технической инспекции труда, других уполномоченных профсоюзом лиц, и др.

Законодателем установлен одинаковый порядок заключе­ния коллективных договоров и соглашений. Предусмотрена также обязательная их регистрация.

Регистрацию заключенных соглашений осуществляют: ге­нерального, отраслевых (тарифных) — Министерство труда и со­циальной защиты Республики Беларусь; местных соглашений — комитеты по труду и с социальной защите областных исполни­тельных комитетов и Минского городского исполнительного комитета.

Трудовое право

Структура и содержание соглашений

В соответствии со ст. 46 ТК РФ содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В ст. 45, 46 ТК РФ дан примерный перечень вопросов, по которым стороны соглашений могут включать взаимные обязательства в содержание соглашений.

К их числу отнесены:

  1. оплата труда
  2. условия и охрана труда
  3. режимы труда и отдыха
  4. развитие социального партнерства

Данный перечень не является исчерпывающим. В содержании названных статей прямо указано на то, что предметом соглашений могут стать взаимные обязательства сторон соглашений и по иным вопросам. Как уже отмечалось, предметом регулирования соглашениями могут стать не только социально-трудовые, но и экономические отношения, которые непосредственно связаны с реализацией содержащихся в соглашениях льгот.

В ч. 2 ст. 9 ТК РФ закреплено правило о том, что соглашения не могут иметь в своем содержании условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в соглашения они не должны применяться.

Из ст. 45, 46 ТК РФ следует, что содержанием соглашений являются взаимные права и обязанности сторон. Такие права и обязанности также имеют корреспондирующий характер. Праву работников на предоставление дополнительных в сравнении с действующим законодательством льгот корреспондируют обязанности работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления по их реализации.

Читайте так же:  Как делятся алименты на троих детей от разных браков

В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК РФ включение в соглашения условий, улучшающих права работников по сравнению с трудовым законодательством, с корреспондирующими им обязанностями сторон соглашений по их реализации допускается. Возложение на работников дополнительных в сравнении с трудовым законодательством обязанностей без предоставления соответствующих льгот и компенсаций в ч. 2 ст. 9 ТК РФ запрещено.

В связи с этим возложение на работников дополнительных по сравнению с трудовым законодательством обязанностей на уровне соглашений влечет не только возникновение у другой стороны соглашений права требовать исполнения данных обязанностей.

В соглашении должны быть предусмотрены соответствующие возложенным на работников обязанностям дополнительные в сравнении с трудовым законодательством компенсации. Правом давать оценку, насколько такие компенсации соответствуют возложенным на работников дополнительным обязанностям, наделены работники, их представители, на которых распространяются положения соглашений, а также органы государственной власти, в которые поступили обращения от лиц, выступающих стороной в соглашении, а также работников, к которым применено положение соглашения.

Следовательно, возложенным на работников соглашением обязанностям должны соответствовать имеющиеся в нем компенсации. В силу чего у работников возникает право на компенсации, соответствующие возложенным на них соглашениями обязанностям, с корреспондирующей ему обязанностью другой стороны соглашения предоставить данные компенсации.

После предоставления таких компенсаций стороной у нее возникает право требовать исполнения возложенных на работников дополнительных обязанностей, которые обеспечены соответствующими им компенсациями. Однако работник может отказаться от получения соответствующих компенсаций.

В этом случае на него не могут быть возложены дополнительные в сравнении с трудовым законодательством обязанности. Предоставление работникам дополнительных компенсаций за возложенные на них соглашениями обязанности не позволяет сделать вывод о явном умалении прав работников, предусмотренных трудовым законодательством.

Соразмерность дополнительных обязанностей и предоставленных в связи с их возложением компенсаций оценивается непосредственными участниками соглашений, лицами, к которым применены положения соглашений о компенсациях и соответствующих им обязанностях, а также государственными органами, получившими обращения от перечисленных лиц. В свою очередь возложение дополнительных обязанностей на работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления не противоречит трудовому законодательству.

Возложение таких обязанностей влечет возникновение у работников прав на дополнительные по сравнению с трудовым законодательством льготы и компенсации.

Если дополнительные льготы работникам, предусмотренные коллективным договором, финансируются за счет средств работодателя, то в соглашениях могут появиться условия, которые требуют дополнительного бюджетного финансирования. В соответствии с ч. 6 ст. 35 ТК РФ соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии полномочных представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В ч. 2 ст. 47 ТК РФ сказано о том, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, приходящийся на срок действия соглашения.

Однако отсутствие в законе о бюджете указания на финансирование условий соглашения не освобождает органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, являющиеся стороной соглашения, от обязанности выполнить возложенные на них обязанности по финансированию. В данном случае также применяется закрепленный в ст. 24 ГК РФ принцип обязательности исполнения условий соглашений. Односторонний отказ от исполнения условий соглашений не допускается.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо с даты, установленной соглашением. С этого же времени возникают взаимные права и обязанности сторон соглашения.

Стороны соглашения определяют порядок его опубликования. Очевидно, работодатели, работники, их представители могут приступить к выполнению условий соглашения только после ознакомления с ним. В связи с чем датой вступления соглашения в силу стороны могут указать и день его опубликования.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. В соответствии с ч. 2 ст. 48 ТК РФ стороны могут продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Однако следует иметь в виду, что истечение срока действия соглашения не освобождает от обязанности выполнить условия соглашения, которые не были реализованы в течение срока его действия. Соглашение является не только правовым актом, но и договором о труде. В связи с чем истечение срока действия соглашения позволяет требовать исполнения содержащихся в нем условий.

В данном случае действует общее правило о том, что обязательства по договору погашаются не истечением срока его действия, а исполнением. В связи с чем условия соглашений, которые не были реализованы в течение срока их действия, должны быть исполнены и после окончания срока действия соглашения. В одностороннем порядке отказаться от выполнения обязательств по соглашению и по истечении срока его действия нельзя.

Отказ от выполнения условий соглашения может быть признан законным в том случае, если он стал результатом волеизъявления полномочных представителей его сторон. В связи с этим решение об отказе от выполнения условий соглашений может быть принято комиссией, имеющей полномочия по заключению соглашения соответствующего вида и уровня.

В соответствии со ст. 46 ТК РФ структуру соглашений определяют стороны, которые свободны в выборе условий, включаемых в содержание соглашений. Соглашение, например, может состоять из разделов об обязанностях работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения, о корреспондирующих этим обязанностям правах работников, о дополнительных по сравнению с законодательством льготах и компенсациях работникам, о возложенных на работников дополнительных обязанностях соответствующих предоставленным им компенсациям.

[3]

Структура соглашения должна обеспечивать удобства при его применении. Поскольку в применении соглашений принимают участие работодатели, работники, органы государственной власти, органы местного самоуправления, их полномочные представители, выступающие в качестве стороны при заключении соглашения, их представители определяют его структуру.

Если условия соглашения могут быть проверены полномочными органами на предмет определения их законности и обоснованности, то определение структуры соглашений относится к исключительной компетенции комиссии, имеющей в своем составе представителей работодателей, работников, органов государственной власти, органов местного самоуправления, полномочных заключать соглашения.

Понятие, стороны, виды, содержание соглашений в трудовом праве.

Соглашение нормативный правовой акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на республиканском уровне, на уровне отрасли, территории (генеральное, тарифное, местное соглашение).

Читайте так же:  Беспокойные соседи что делать

Сторонами соглашениямогут быть:

на республиканском уровне — республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Правительство Республики Беларусь;

на отраслевом уровне — соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;

на местном уровне — соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы.

Профсоюзы (их объединения) не имеют права требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями (или представителями нанимателей), заключения с ними соглашений.

Содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашениеможет содержать положения о(об):

развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;

заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;

охране труда и окружающей среды;

иных трудовых и социально-экономических условиях.

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.

Коллективный договор: понятие, стороны, содержание.

Коллективный договор, регулируя трудовые отношения на уровне локального нормотворчества, является одной из основных форм самоуправления работников и выполняет защитную функцию.

Коллективный договор — это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Коллективные договоры заключаются в организациях независимо от форм собственности, в их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции подразделений), у предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Заключение коллективного договора — это право, а не обязанность сторон. Цель коллективного договора — улучшение правового положения работников по сравнению с трудовым законодательством, так как в нем предусматриваются дополнительные гарантии и льготы для работников, которые законодательством не предусмотрены.

Коллективный договор заключается в письменной форме. В тексте не должно быть исправлений и ошибок, искажающих его смысл.

Сроки действия коллективного договора оговорены в ст. 367 ТК. Коллективный договор, соглашение заключаются на срок, который определяют стороны, но не менее чем на 1 год и не более чем на 3 года.

Коллективный договор, соглашение вступают в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами, и действуют до заключения нового коллективного договора, соглашения, если в них не предусмотрено иное. В случае реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока, на который он заключен, если стороны не приняли иного решения. При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение 3 месяцев.

Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным (отраслевым) и местным соглашениями, а также законодательными актами. Примерный перечень положений, которые может содержать коллективный договор указан в ст. 364 ТК. Он может содержать положения о (об):

1) организации труда и повышении эффективности производства;

2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;

3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;

4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;

6) заключении и расторжении трудовых договоров;

7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

18) других трудовых и социально-экономических условиях.

Условия коллективных договоров подразделяются на нормативные и обязательственные. Содержание нормативных положений должно соответствовать действующему законодательству. Отбор и включение этих положений в коллективный договор должно быть оптимальным, чтобы не перегружать его.

Обязательственные условия — это локальные нормы по таким вопросам, которые либо не урегулированы в централизованном порядке, либо урегулированы нормами, допускающими конкретизацию предусмотренных в них положений.

Коллективный договор может иметь приложения (положения о премировании, предоставлении отпусков и т. д.)

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель. Как правило, в роли представительного органа работников выступает профсоюз.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 94 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  2. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.

  3. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
  4. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
  5. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.
Понятие виды стороны и содержание соглашений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here