Порядок сноса здания собственником

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Порядок сноса здания собственником". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Устранен пробел в правовом регулировании сноса объектов капитального строительства

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и направленный на упрощение строительства объектов ИЖС, совершенствование механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства. Кроме того, как сообщает Минстрой России, внесены изменения в правила сноса самовольных построек.

Еще до принятия федерального закона законопроект № 302153-7 был рассмотрен Экспертным Советом НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере.

Экспертный Совет отметил, что действующим законодательством о градостроительной деятельности отношения, связанные с осуществлением сноса (демонтажа) объектов капитального строительства, их частей, урегулированы исключительно в части сноса (демонтажа), необходимого для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства. Отношения по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства, который осуществляется в рамках самостоятельного договора, законодательством о градостроительной деятельности не урегулированы.

В этой связи принятие Федерального закона № 340-ФЗ является своевременным и необходимым и позволит устранить описанный выше пробел в регулировании градостроительных отношений.

Соответствующие корректировки внесены Федеральным законом № 340-ФЗ и в части деятельности саморегулируемых организаций – работы по сносу стали в один ряд со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, а положения отдельных статей главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнены необходимыми уточнениями. Теперь индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие исключительно снос объектов капитального строительства, также должны являться членами саморегулируемых организаций в области строительства. Членство в СРО не требуется для выполнения работ по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 1 млн рублей, а также для отдельных категорий юридических лиц (ГУПы, МУПы и др.).

Однако наряду с техническими нормами Федеральным законом № 340-ФЗ введен дополнительный уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда – простой. Теперь член СРО, планирующий осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством или реконструкцией, должен уплатить взнос в указанный компфонд в размере 100 тыс. рублей. При этом для компфонда обеспечения договорных обязательств аналогичный уровень ответственности не введен – договоры подряда на осуществление сноса, заключенные с использованием конкурентных способов, должны быть обеспечены взносами в компенсационный фонд ОДО в рамках уже сложившегося порядка.

Экспертный Совет НОСТРОЙ в своем заключении высказал отрицательную позицию относительно предложенной конструкции, отметив, что введение нового уровня ответственности по иному критерию, никак не связанному со стоимостью работ по одному договору, нарушает требования формальной логики, а также общую направленность, заданную Федеральным законом № 372-ФЗ – все члены СРО в области строительства вправе осуществлять как работы по строительству, так и работы по реконструкции и капитальному ремонту. Кроме того, по мнению Экспертного Совета, вышеназванные противоречия могут привести к спорам об установлении заказчиками в документации о закупке требований к члену СРО в части уровня ответственности по компфонду ОДО для выполнения ими работ по договорам о сносе, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.

К сожалению, замечания и предложения НОСТРОЙ к законопроекту № 320153-7, направленные в адрес Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, в этой части учтены не были.

Федеральный закон № 340-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (4 августа 2018 года) и теперь саморегулируемым организациям в области строительства предстоит внести необходимые уточнения в свои внутренние документы. Переходными положениями Федерального закона № 340-ФЗ не установлены требования к порядку и сроку приведения внутренних документов СРО в соответствие принятому закону, однако, по мнению НОСТРОЙ, саморегулируемым организациям не следует затягивать с актуализацией документов.

Как защитить объект от признания самовольной постройкой и последующего сноса?

Юрист Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья»

специально для ГАРАНТ.РУ

Борьба с самовольными постройками является одним из трендов современной московской действительности, причем под угрозу уничтожения попадают не только временные, но и капитальные постройки. В своей колонке я рассмотрю, что является факторами риска для признания постройки самовольной и какие аргументы необходимо приводить в судебном споре с государственными органами.


Признаки признания постройки самовольной

Самовольными постройками могут быть признаны объекты капитального строительства (недвижимого имущества). Временные постройки, являющиеся движимым имуществом, также попадают в категорию риска: могут быть демонтированы в связи с признанием права собственности на них отсутствующим.

В случае, когда зарегистрированные в ЕГРН объекты недвижимого имущества имеют признаки самовольной постройки, наличие регистрации не исключает удовлетворения судом требования об ее сносе (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», далее – Постановление). Это объясняется необходимостью наличия правового основания для внесения записи в ЕГРН: например, акта госоргана – разрешения на строительство как основания возведения здания.

Доказывание добросовестного приобретения постройки на основании действительной сделки также не защитит собственника от ее сноса. Способом правовой защиты добросовестного приобретателя может стать только взыскание убытков с первоначального собственника постройки.

Гражданское законодательство предусматривает следующие признаки для признания постройки самовольной:

  • нарушение норм земельного законодательства, в виде неоформления права на земельный участок под постройкой, то есть в отсутствии, например, права собственности или права аренды (с правом возведения на участке объекта) на земельный участок;
  • возведение постройки без полученного разрешения на строительство, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса;
  • возведение постройки на земельном участке с нарушением его разрешенного использования (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19 июля 2016 г. № 18-КГ16-61, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 29 апреля 2016 г. № 5-АПГ16-12);
  • возведение постройки на земельном участке с нарушением территориального зонирования в соответствии со ст. 35-40 Градостроительного кодекса РФ;
  • незаконная реконструкция объекта, которая привела к возникновению нового объекта) и иные нарушений градостроительных норм.
Читайте так же:  Принципы уголовно исполнительного законодательства рф

В соответствии с п. 29 Постановления ст. 222 Гражданского кодекса не регулирует демонтаж временных построек, а также на перепланировку, переоборудование недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект.

Полномочиями по принятию решения о сносе самовольной постройки обладает:


Виды судебных споров, связанных с самовольной постройкой

Споры по искам о признании права собственности на самовольную постройку, инициированные лицами, которые возвели такие объекты.

Истец может рассчитывать на признание права собственности на самовольную постройку, если:

  • участок под постройкой принадлежит истцу на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или на иных законных правах;
  • постройка соответствует параметрам строительства в документации по планировке территории и правилами землепользования и застройки;
  • соблюдены все требования безопасности (строительные нормы, правила пожарной безопасности и иные технические нормы), а также права третьих лиц.

Суды единообразно применяют названные условия, если они не соблюдены, шансов у собственника постройки на ее сохранение практически нет.

Смягчающим условием при применении п. 3 ст. 222 ГК РФ является то, что само по себе отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в признании права собственности. В соответствии с п. 26 Постановления истец должен доказать, что принял необходимые меры для легализации постройки, то есть подал все необходимые документы для получения разрешения на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию. Данное положение позволяет добросовестному застройщику, выполнившему иные требования п. 3 ст. 222 ГК РФ, рассчитывать на признание права собственности на спорную постройку.

Споры по искам о сносе самовольной постройки, в рамках которых уполномоченный орган (в Москве, например, в Департамент городского имущества г. Москвы) заявляет одновременно следующие требования:

  • о признании самовольной постройкой объекта недвижимого имущества;
  • об обязании ответчика снести объект недвижимого имущества;
  • о признании отсутствующим права собственности ответчика на объект;
  • об обязании ответчика освободить земельный участок путем демонтажа объекта.

Эти на первый взгляд противоречивые требования заявляют для предупреждения потенциально возможного отказа в удовлетворении иска по основанию неверного определения типа постройки, то есть по формальным основаниям в связи с неправильно сформулированными исковыми требованиями. Отнесение типа спорной постройки к капитальным или временным преимущественно происходит уже в процессе разрешения спора при проведении строительно-технической экспертизы.

Первые два требования относятся к капитальным строениям, связанные с ними отношения регулируются ст. 222 ГК РФ. Вторые два требования относятся к временным постройкам, к которым не применяются положения ст. 222 ГК РФ, в отношении таких строений заявляют негаторные требования о признании отсутствующим права собственности на объект в рамках ст. 304 ГК РФ.

Данный формат исковых требований вызывает у ответчика необходимость давать различные аргументы на каждый блок требований.

В случае если спор связан с объектом недвижимого имущества, возникшим в связи с проведением самовольной реконструкции, требования о приведении объекта в первоначальное состояние до проведения самовольной реконструкции или о сносе постройки также должны быть рассмотрены с учетом критериев признания постройки самовольной. При доказывании отсутствия факта создания нового объекта посредством самовольной реконструкции нужно учитывать, что созданием нового объекта является изменение индивидуализирующих характеристик объекта (высоты, площади, этажности и т.п.) (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 24-КГ15-6).

Для разрешения споров по требованиям о приведении объекта недвижимого имущества в первоначальное положение после проведения незаконной перепланировки (например, надстройки, изменившей высотные характеристики здания) не нужно доказывать наличие всех предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ обстоятельств. Достаточно доказать, что перепланировка не является реконструкцией (например, на основании технического заключения о состоянии несущих конструкций, допустимости и безопасности выполненных работ в здании), то есть изменения не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. № Ф 05-8418/2017 по делу № А40-242003/2015). Установление таких фактических обстоятельств подтверждает отсутствие необходимости в получении разрешения на строительство (подп. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

Для сохранения постройки необходимо доказать следующие фактические обстоятельства:

Наиболее сложным является доказывание наличие всех обстоятельств п. 3 ст. 222 ГК РФ: наличия разрешения на строительство или необоснованного отказа в его выдаче, расположения объекта в территориальной зоне, в которой строительство объектов спорного типа разрешено, а также наличия прав на земельный участок под объектом у создателя постройки. Для доказывания фактов необходимо предоставить суду следующие доказательства:

  • законность владения и пользования или пользования землей может быть доказана свидетельствами о праве собственности на земельный участок (выпиской из ЕГРН), о праве постоянного (бессрочного) пользования, договором аренды (с правом возведения объекта);
  • добросовестность при получении разрешения на строительство и/или акта ввода постройки в эксплуатацию доказывают предоставлением обращений в уполномоченные орган или согласованных уполномоченными органами (например, Москомархитектуры, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора)архитектурных концепций строительства (реконструкции) объектов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2013 г. по делу № А40-15485/11-28-131) и судебных актов, подтверждающих признание незаконными отказов администрации в выдаче разрешений на строительство;
  • факт соблюдения иных градостроительных, строительных, экологических, противопожарных и иных норм и правил и отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересы других лиц, угроз жизни и здоровью граждан может быть доказано соответствующим экспертным заключением (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2011 г. № по делу № А74-1315/2010).
Читайте так же:  Как заставить платить алименты с черной зарплаты

Победа в споре с уполномоченными органами возможна также при доказывании хотя бы одного из двух фактов:

  • истечения срока исковой давности для предъявления требований о сносе самовольной постройки (три года со дня, когда уполномоченный орган узнал о нарушении права);
  • возведения постройки в период до 1995 года, то есть до даты вступления в силу ст. 222 ГК РФ.

[2]

Срок исковой давности исчисляется для органов власти независимо от перераспределения полномочий между ними (постановление Президиума ВАС РФ от 11 октября 2011 г. № 7337/11 по делу № А10-1434/2009). Органы власти имеют возможность получать сведения о государственном техническом учете и государственной регистрации прав на спорный объект (определение ВС РФ от 14 июля 2015 г. № 305-ЭС14-8858 по делу А40-161453/2012, постановление Президиума ВАС РФ от 4 сентября 2012 г. № 3809/12, постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. № 17630/12). То есть передача полномочий по контролю в сфере строительства или земельных отношений не влечет перерыва в сроке исковой давности. Предполагается, что о нарушении своего права органы власти узнают с даты регистрации права собственности на здание в ЕГРН.

Поскольку органы государственной власти заявляют требования, которые применимые и к капитальным, и к временным постройкам, изначально необходимо доказать факт отнесения постройки к объектам недвижимого имущества. Доказать этот факт поможет строительно-техническая экспертиза и предоставление технического паспорта БТИ на здание. Если в ином деле рассматривался вопрос о капитальности спорного объекта, возможно использовать преюдициальное значение такого факта.

Доказать отнесение постройки к капитальным объектам важно, поскольку в отношении временных построек органы власти заявляют негаторные требования, к которым не применяются правила о сроке исковой давности (ст. 208 ГК РФ, п. 7 Постановление Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»). То есть пропуск срока исковой давности органом власти можно только в связи со спорным объектом недвижимости.

Для применения срока исковой давности необходимо доказать отсутствие следующих фактов (п. 6, п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. № 143, п. 22 Постановления):

  • постройка влечет нарушение прав истца, владеющего земельным участком, при создании постройки на земельном участке без его согласия.
  • постройка угрожает жизни и здоровью граждан.

Доказывание отсутствия угроз жизни и здоровью населения, связанных с постройкой, возможно за счет предоставления в суд экспертного заключения. Отсутствие у собственника земли (не являющегося собственником объекта) фактического владения землей под спорным объектом, даже в случае отсутствия его прямого согласия на возведение объекта, подтверждает необходимость применения общего срока исковой давности (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2017 г. № Ф02-4560/2017 по делу № А19-8769/2016, определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14 июля 2015 г. № 305-ЭС14-8858 по делу А40-161453/2012). При этом неоднократное заключение краткосрочных договоров аренды земельного участка под спорным объектом свидетельствует об осведомленности истца о нахождении такого объекта на участке (определение ВС РФ от 4 сентября 2015 г. № 305-ЭС15-11735 по делу № А40-102753/2013).

Доказывание факта возведения постройки в период до 1995 года, то есть до даты вступления в силу ст. 222 ГК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о сносе самовольной постройки. Правила о признании самовольной постройкой не применяются к объектам, возведенным до 1995 года, в связи с тем, что гражданское законодательство обратной силы не имеет (п. 1 ст. 4 ГК РФ) и на основании постановления Президиума ВАС РФ от 24 января 2012 г. № 12048/11, постановления Президиума ВАС РФ от 19 ноября 2013 г. № 6557/13.

Частой ситуацией является несовпадение даты фактической постройки здания и даты регистрации права собственности на нее. Доказывать нужно именно дату возведения постройки, для чего необходимо предоставить следующие документы: технический план приватизации и распоряжение Госкомимущества об утверждении плана. Косвенным доказательством постройки здания до 1995 года может быть акт оценки стоимости имущества при приватизации.

Таким образом, суды принимают решения в пользу сохранения спорной постройки при невозможности доказать наличие всех необходимых условий для признания ее режима законным только при наличии признака давности: пропуска уполномоченным органом срока исковой давности или возведения постройки до введения в действие ГК РФ.

Порядок сноса здания собственником

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Читайте так же:  Алименты с пенсии по инвалидности

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 509 “Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства”

В соответствии с частью 5 статьи 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

от 26 апреля 2019 г. № 509

Требования
к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства

1. Настоящий документ определяет требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.

2. Настоящий документ не применяется в случаях, предусмотренных частями 3 и 8 статьи 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. Проект организации работ по сносу объекта капитального строительства (далее — проект) состоит из текстовой и графической частей.

4. Текстовая часть проекта содержит:

а) основание для разработки проекта (решение собственника объекта капитального строительства, или собственников помещений в нем, или застройщика, решение суда или органа местного самоуправления, соглашение о возмещении убытков, причиненных ограничением прав собственника объекта капитального строительства или собственников помещений в нем в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории);

б) вид, определяемый в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», и описание объекта капитального строительства, подлежащего сносу, с указанием основных параметров, конструктивных и инженерно-технических характеристик;

в) сведения о проектной документации объекта капитального строительства, подлежащего сносу (при наличии);

г) сведения о заключении государственной или негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, подлежащего сносу (при наличии);

д) сведения о результатах и материалах обследования объекта капитального строительства, подлежащего сносу;

е) перечень мероприятий по выведению из эксплуатации объекта капитального строительства, подлежащего сносу (если вывод объекта капитального строительства из эксплуатации не осуществлен до его сноса в соответствии с законодательством Российской Федерации);

Видео (кликните для воспроизведения).

ж) перечень демонтируемого технологического оборудования, габаритные размеры и массы, условия демонтажа и транспортирования (при наличии такого оборудования);

з) сведения об условиях отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства, подлежащего сносу, от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;

и) перечень мероприятий по обеспечению защиты сносимого объекта капитального строительства от проникновения посторонних лиц и животных в опасную зону и внутрь объекта, а также защиты зеленых насаждений;

к) описание и обоснование принятого способа сноса объекта капитального строительства;

л) расчет продолжительности работ по сносу объекта капитального строительства в зависимости от технологии их выполнения (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства, или собственниками помещений в нем, или застройщиком);

м) расчеты и обоснование размеров зон развала и опасных зон в зависимости от принятого способа сноса;

н) оценку вероятности повреждения при сносе объекта капитального строительства действующих сетей инженерно-технического обеспечения;

о) описание и обоснование методов защиты и защитных устройств действующих сетей инженерно-технического обеспечения, согласованных с владельцами таких сетей;

п) описание и обоснование решений по безопасному ведению работ по сносу объекта капитального строительства;

р) перечень мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;

с) описание решений по вывозу и утилизации отходов от сноса объекта капитального строительства, в том числе демонтированного оборудования (при наличии такого оборудования);

т) перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства, или собственниками помещений в нем, или застройщиком);

у) сведения об остающихся после сноса объекта капитального строительства в земле и в водных объектах коммуникациях, конструкциях и сооружениях, сведения о наличии разрешений органов государственного надзора на сохранение этих коммуникаций, конструкций и сооружений в земле и в водных объектах в случае, если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации;

ф) сведения о наличии согласования с соответствующими государственными органами, в том числе органами государственного надзора, способа сноса объекта капитального строительства путем взрыва, сжигания или иным потенциально опасным способом, перечень дополнительных мер безопасности при использовании потенциально опасных способов сноса;

х) сведения об акте, подтверждающем отключение объекта капитального строительства, подлежащего сносу, от сетей инженерно-технического обеспечения, подписанном организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии);

ц) сведения о документе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по охране культурного наследия, подтверждающем отсутствие сведений об объекте капитального строительства, подлежащем сносу, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и документе, подтверждающем, что объект капитального строительства, подлежащий сносу, не является выявленным объектом культурного наследия либо объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия, выдаваемых в порядке, предусмотренном указанным федеральным органом исполнительной власти.

5. Документы, указанные в подпунктах «а», «в» — «д», «з», «х» и «ц» пункта 4 настоящего документа, оформленные в установленном порядке, или копии таких документов прилагаются к проекту в полном объеме.

6. Графическая часть проекта содержит:

а) план земельного участка, в границах которого расположен объект капитального строительства, подлежащий сносу, и прилегающих территорий с указанием места размещения сносимого объекта капитального строительства, надземных и подземных сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и опасных зон в период сноса объекта капитального строительства с указанием мест складирования материалов, конструкций, изделий и оборудования, установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, а также схемы движения транспортных средств;

Читайте так же:  Правила подсчета голосов на общем собрании собственников

б) обмерные чертежи планов, разрезов, фасадов объекта капитального строительства, подлежащего сносу (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства, или собственниками помещений в нем, или застройщиком);

в) чертежи защитных устройств сетей инженерно-технического обеспечения;

г) технологические карты-схемы последовательности сноса и разборки строительных конструкций, оборудования и сетей инженерно-технического обеспечения.

7. В случае если снос объекта капитального строительства планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, к проекту прилагается смета на снос объекта капитального строительства.

Обзор документа

Проект организации работ по сносу объекта капстроительства, в частности, должен включать:

— сведения о заключении экспертизы проектной документации объекта (при наличии);

— результаты и материалы обследования объекта;

— перечень демонтируемого технологического оборудования, габаритные размеры и массы, условия демонтажа и транспортирования;

— описание и обоснование принятого способа сноса.

— решения по вывозу и утилизации отходов от сноса.

Если работы по сносу финансируются из бюджета, то к проекту прилагается смета.

Снос зданий – какие нужны документы

Постановка на кадастровый учет объектов недвижимости

Снос зданий – какие нужны документы

Снос зданий и сооружений: о процедуре в целом по

4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Теперь осуществить снос можно посредством уведомительного порядка органов местного самоуправления (далее – ОМСУ) при этом необходимо соблюсти несколько этапов этой процедуры.

Договоры подряда на осуществление сноса здания или сооружения.

Работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства.

Выполнение работ по сносу объектов обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Индивидуальный предприниматель (далее- ИП) или юридическое лицо (далее – юр.лицо), не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.

Отключение от сетей инженерного обеспечения.

Теперь чтобы застройщику или техническому заказчику (юр.лицу, физ.лицу) начать работы по сносу здания в первую очередь необходимо отключить объект от сетей инженерно-технического обеспечения. Данную процедуру необходимо производить в соответствии с условиями отключения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Подготовка проекта организации работ по сносу

В целях сноса застройщик или технический заказчик (функции заказчика могут выполнять ОМСУ) обеспечивают подготовку проекта организации работ по сносу (самостоятельный документ).

[3]

В процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда:

  • жизни или здоровью людей;
  • имуществу физических или юридических лиц;
  • государственному или муниципальному имуществу;
  • окружающей среде.

Предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей,осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.

Как и куда подавать уведомление о планируемом сносе здания

В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе в срок не позднее чем за 7 рабочих дней до начала выполнения работ по сносу:

  • посредством личного обращения в ОМСУ поселения, городского округа по месту нахождения объекта;
  • в орган местного самоуправления муниципального района (в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории);
  • через МФЦ;
  • посредством почтового отправления;
  • единого портала государственных и муниципальных услуг.

К уведомлению о планируемом сносе объекта капитального строительства прилагаются следующие документы:

  • результаты и материалы обследования объекта капитального строительства;

проект организации работ по сносу объекта капитального строительства.

Снятие с кадастрового учета здания

Обращаем внимание, что в случае сноса жилого дома, собственникам необходимо снять его с кадастрового учета. Для этого следует обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит акт обследования, подтверждающий факт прекращения существования дома.

Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.

Далее необходимый пакет документов с заявлением на одновременное снятие с кадастрового учета и прекращение права собственности нужно подать в Росреестр. Подтверждением того, что дом снят с кадастрового учета, является выписка о том, что объект недвижимости больше не числится в ЕГРН. Данную выписку собственник получает на руки.

Чтобы избежать отказов и провести снятие с учета любой недвижимости оперативно, обращайтесь к специалистам ООО «Мир Кадастра». Сотрудники компании предлагают услуги физическим и юридическим лицам СПб и Ленобласти, МСК и Московской области. Готовы срочно подготовить акт обследования и дать рекомендации по выполнению всей процедуры, требуемые законом.

Стоимость услуг можно уточнить по телефону 8-905-259-67-68. Консультация по вопросам законодательства в сфере регистрации снятия здания с кадастрового учета осуществляется бесплатно.

[1]

Оформление сноса зданий и сооружений

Процесс оформления сноса здания довольно сильно схож с процессом получения разрешения на строительство, так как снос имеющегося сооружения, как правило, необходим по причине возведения на его месте нового строения.

Читайте так же:  Прогноз развития оценки нежилой недвижимости

Порядок согласования сноса зависит от ряда нюансов — места расположения здания, его характеристик (капитальный объект или ИЖС), историко-культурного значения и прочих нюансов.

Однако, в целом, вам, скорее всего, могут понадобиться согласования в следующих структурах:

  • Государственном или местном органе власти (он будет принимать решение о сносе здания или сооружения, не имеющего историко-культурного значения).
  • Московском Комитете по культурному наследию (он будет принимать решение о сносе здания или сооружения, которое находится на территории исторической застройки).
  • В Мосгосстройнадзоре (должен выдать разрешение на проведение подготовительных работ на строительной площадке).
  • Тех.инспекции ОАТИ (выдаст ордер на производство работ по организации строительной площадки).
  • Департаменте строительства города Москвы (он должен выдать разрешение на ликвидацию отходов сноса, в том числе грунтов).
  • И т.п.

Для каждого органа и структуры надо собрать свой пакет документов. Схожими могут быть только следующее бумаги:

  • Документ, подтверждающий личность заявителя. Для гражданина это паспорт, удостоверение военнослужащего, военный билет, заграничный паспорт и т.п. Для организации это выписка из ЕГРЮЛ, документ, удостоверяющий полномочия руководителя — например, протокол или приказ о назначении на должность.
  • Учредительные документы организации, являющейся заявителем и осуществляющей снос зданий или сооружений.
  • Заявка по форме на предоставление нужного решения, ордера.
  • Доверенность представителя заявителя, если документы подает он.
  • Проект организации сноса зданий и сооружений.
  • Календарный график производства работ.

Вместе с тем, есть в настоящее время положительные стороны, облегчающие порядок согласования. Ряд документов эти структуры могут получить в порядке внутреннего взаимодействия, самостоятельно направляя запросы на предоставление нужной документации.

Заявителю не придется собирать многие из этих бумаг:

  • Заключение о соответствии проекта земляных работ сводному плану подземных коммуникаций и сооружений Москвы.
  • Данные о согласовании графика работ с Дептранспортом.
  • Документы о праве собственности или владения на участок земли, где намечается снос строений, а также о праве на сносимое строение.
  • ГПЗУ, который оформляется в Москомархитектуре.
  • В случае работ на линейных объектах — проект планировки территории.
  • Разрешение и задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
  • Решение на снос здания Комиссии при Правительстве Москвы по градостроительной деятельности в границах достопримечательностей и зон охраны культурных объектов.
  • Положительное заключение государственной и негосударственной экспертизы проектной документации ОКС для ведения отдельных этапов строительства, если такая документация требует экспертизы.
  • Данные об аккредитации предприятия, проводящего негосударственную экспертизу.
  • Документ об утверждении архитектурно-градостроительного решения.
  • Разрешение на отклонение от максимальных и минимальных параметров допустимого строительства, реконструкции.
  • Схема планировочной организации участка с указанием точек размещения ИЖС.
  • И т.п.

Отказать в выдаче решений, ордеров и прочей разрешительной документации могут на любом этапе согласования, в любой из структур — органе государственной или местной власти, Комитете по культурному наследию, Мосгосстройнадзоре, Тех.инспекции (ОАТИ), Департаменте строительства и т.п.

Отказать в выдаче разрешений могут в том случае, если:

  • Заявитель предоставил неправильно оформленные документы, либо они предоставлены не в полном комплекте, либо содержат противоречивые сведения.
  • Документы не отвечают требованиями законодательства России в целом и Москвы в частности.
  • Если у заявителя нет прав на получения разрешения.
  • Если снос строения не отвечает положениям ГПЗУ.
  • Если снос строения не отвечает требованиям, установленным в разрешении на строительство.
  • В других случаях.

Отказ можно обжаловать в досудебном и в судебном порядке. Опротестовать можно:

  • Нарушение прав заявителя.
  • Противоправные решения должностных лиц.
  • Противоправные действия сотрудников структур.
  • Бездействие должностных лиц.
  • Нарушение положений Регламента, определяющего особенности предоставления разрешения на снос здания или сооружения или другого документа.

В порядке досудебного рассмотрения можно обратиться в саму государственную или муниципальную структуру, ответственную за выдачу решения, ордера или другого разрешительного документа, написав жалобу на имя начальства.

В порядке судебного рассмотрения, можно обратиться с исковым заявлением в Арбитражный суд и обжаловать незаконные решения, действия или бездействия и далее, на основе вступившего в силу решения суда, получить нужное согласование.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вам нужно оформить снос, вы можете обратиться за помощью к нам. Наши специалисты решат все организационные вопросы, собрав нужную документацию, подав ее в уполномоченную структуру и проследив за тем, чтобы процесс согласования не был затянут. Также, при необходимости, наши юристы помогут обжаловать незаконные действия и опротестовать отказ.

Источники


  1. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.

  2. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.

  3. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
  4. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
  5. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
Порядок сноса здания собственником
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here