Правотворческая инициатива граждан понятие порядок реализации

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Правотворческая инициатива граждан понятие порядок реализации". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Правотворческая инициатива граждан: понятие и порядок реализации

Порядок реализации правотворческой инициативы граждан в городе Тамбове осуществляется в соответствии с решением Тамбовской городской Думы от 28.12.2005 № 100 «О Положении «О Порядке реализации правотворческой инициативы граждан города Тамбова» (ред. от 25.02.2011).

Под правотворческой инициативой понимается право граждан, обладающих избирательным правом, вносить на рассмотрение органов и должностных лиц местного самоуправления города Тамбова проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Правотворческая инициатива может быть реализована в виде внесения проектов муниципальных правовых актов, проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в действующие муниципальные правовые акты либо признании их утратившими силу.

Правотворческая инициатива реализуется следующим образом.

  • 1. На собраниях граждан по месту жительства, территориального общественного самоуправления, коллективов предприятий, учреждений и организаций, общественными организациями обсуждается проект муниципального правового.
  • 2. В случае согласия с проектом муниципального правового акта, указанным собранием принимается решение о формировании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы, оформляемое протоколом установленной формы. На этом же собрании определяются уполномоченные лицах по формированию инициативной группы граждан (далее — уполномоченные собранием граждан лица) и представители инициативной группы граждан.
  • 3. Уполномоченные собранием граждан лица организуют сбор подписей и оформление подписных листов установленной формы.

Они предъявляют любому гражданину, обладающему избирательным правом (достигшему 18-летнего возраста), проект муниципального правового акта и подписной лист. Гражданин, согласный с проектом муниципального правового акта ставит в подписном листе свою фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, и подпись.

Уполномоченные собранием граждан лица, осуществляющие сбор подписей, по требованию гражданина, ставящего свою подпись в подписном листе, обязаны представить для ознакомления текст проекта муниципального правового акта.

Подписные листы заверяются лицами, уполномоченными собранием граждан, с указанием даты, фамилии имени, отчества, серии и номера паспорта, адреса места жительства.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Таким образом, уполномоченные собранием граждан лица должны собрать подписи граждан в количестве не менее 0,5 процента от числа граждан, обладающих избирательным правом в городе Тамбове. Граждане, подписавшиеся в подписном листе будут являться инициативной группой граждан.

Лекция 4: «Формы местного самоуправления»

4.6. Народная правотворческая инициатива, самоуправление и публичные слушания

Правотворческая инициатива граждан — это предоставление определенному числу граждан права непосредственно вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления.

Согласно ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

[2]

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Территориальное общественное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах определенных территорий проживания граждан. Это подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

[3]

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Читайте так же:  Как разделить машину при разводе, если она в кредите

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

— установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

— принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

— избрание органов территориального общественного самоуправления;

— определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

— утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

— рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления осуществляют следующие полномочия:

— представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

— обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

— могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

— вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен перечень требований, предъявляемых к уставу территориального общественного самоуправления. В таком уставе определяются:

— территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;

— цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

— порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

— порядок принятия решений;

— порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

— порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

[1]

При этом никакие дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа.

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься следующие проекты и вопросы:

— проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

— проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

— проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

— вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Обычно орган местного самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний, публикует объявление о проведении публичных слушаний в официальном печатном средстве массовой информации. В данном объявлении указываются вопросы, выносимые на публичные слушания, а также время и место их проведения. Если на публичные слушания выносится проект муниципального правового акта, в объявлении должен быть определен порядок ознакомления граждан с этим проектом правового акта. Нередко орган местного самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний, назначает председательствующего на публичных слушаниях. Председательствующий ведет публичные слушания, организует ведение протокола слушаний и подписывает его, а также представляет итоговый документ публичных слушаний. При проведении публичных слушаний всем их участникам должны быть предоставлены равные возможности для выражения своего мнения.

Правотворческая инициатива граждан. Этот институт непосредственной демократии был введен Федеральным законом 1995 г

Этот институт непосредственной демократии был введен Федеральным законом 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он содержал ст. 25 «Народная правотворческая инициатива», в которой говорилось, что население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

Федеральный закон 2003 г. несколько иначе именует данный институт. Его ст. 26 именуется «Правотворческая инициатива граждан». В принципе, это ничего не меняет по сути, хотя прежнее название было, образно говоря, более возвышенным.

Прежний Закон предполагал наличие института правотворческой инициативы, если он находил отражение в уставе муниципального образования. А это значит, все зависело от конкретной территории — в одном муниципальном образовании народная правотворческая инициатива могла иметь место, в другом — нет, если соответствующие нормы не попали в устав. Закон 2003 г. не допускает усмотрения — правотворческая инициатива граждан в муниципальном образовании должна существовать (конечно, как возможность; будут ли жители ею пользоваться — другой вопрос).

Читайте так же:  Постановка на миграционный учет иностранных граждан в рф

Согласно Закону 2003 г. с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Таким образом, регулирование осуществления правотворческой инициативы Закон отдает представительному органу каждого муниципального образования. Закон предусматривает: «В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом». Это также подчеркивает возвышение роли правотворческой инициативы граждан как института непосредственной демократии в местном самоуправлении.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения (указание срока рассмотрения — новелла Закона 2003 г.).

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

При рассмотрении инициативы должно приниматься мотивированное решение, и оно доводится до сведения инициаторов обязательно в письменной форме. «Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан» (ч. 3 ст. 26 Закона 2003 г.).

Публичные слушания

В Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включена такая форма непосредственной демократии в местном самоуправлении, как публичные слушания. «Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания» (ст. 28).

Видео (кликните для воспроизведения).

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования.

Публичные слушания, как видим, связаны с процессом создания нормативных актов местного самоуправления. Закон не уточняет, какие проекты муниципальных правовых актов становятся предметом таких слушаний — внесенные в порядке правотворческой инициативы граждан либо подготовленные органами местного самоуправления. Надо полагать, что публичные слушания могут посвящаться любым таким проектам, но все же скорее они будут проводиться по проектам актов, подготовленным муниципальными органами.

Федеральный закон 2003 г. формально связывает возможность публичного слушания с наличием проекта муниципального правового акта. В связи с данным обстоятельством обратим внимание на два момента. Первый: это может быть проект не только акта органа местного самоуправления, но и акта, выносимого на местный референдум. Второй: допустимо ли выносить на публичное слушание не только проект, но вообще вопрос, требующий нормативного решения на местном уровне? Исходя из логики Закона, предметом публичных слушаний могут быть как проекты актов, так и содержание проблем, которые могут потребовать принятия муниципального нормативного акта. Это подтверждается и требованием Закона об обязательности публичных слушаний по определенным вопросам. Согласно ч. 3 ст. 28 на публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования;

4) проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

5) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Очевидно, что в тех случаях, когда в пп. 3 и 4 ст. 28 Закона 2003 г. названы «вопросы», требующие решения на муниципальном уровне, они могут быть представлены и формальным «бумажным» текстом будущего решения, и его вариантами, изложенными присутствующим на публичном слушании должностным лицом.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение его жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов слушаний.

Возникает вопрос: каково должно быть соотношение регулирования порядка организации и проведения публичных слушаний в уставе муниципального образования и (или) нормативном акте представительного органа муниципального образования? Скорее всего, можно включить соответствующие нормы в устав, и тогда не нужен отдельный нормативный акт представительного органа муниципального образования о публичных слушаниях. Однако сложно обойтись только специальным нормативным актом о публичных слушаниях, какие-то правила надо включить в устав муниципального образования.

Читайте так же:  Заявление о неуплате алиментов образец

Нельзя ограничиться включением правил о публичных слушаниях в регламент представительного органа муниципального образования, нужен отдельный нормативный акт о публичных слушаниях. Возможно, на слушаниях будет обсуждение актов главы муниципального образования. К тому же глава вправе выступать инициатором проведения публичных слушаний, и он должен действовать на основе устава и специального муниципального нормативного акта, а не регламента представительного органа.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 447 | Нарушение авторских прав

Правотворческая инициатива граждан: понятие и сущность

Правотворческая инициатива является правом граждан, которые населяют муниципальное образование, на участие в разработке и обсуждениях местных нормативных актов.

Правотворческая инициатива может использоваться инициативной группой граждан, которые имеют избирательные права, в порядке, который установлен на основании нормативного правового акта представительных органов муниципального образования. Минимальное число участников указано в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования и не может быть больше, чем 3 процента от количества проживающих в пределах муниципального образования, которые имеют избирательное право. К примеру, в Саратове минимальное количество принимающих участие в инициативной группе должно составлять 1 тысячу человек.

Документы, вносимые инициативной группой граждан

На основании утвержденного решения Саратовской городской думы от 16 мая 2006 года Положения о правотворческой инициативе граждан (4 статья), инициативной группой граждан должны вноситься в соответствующие государственные органы местного самоуправления такие документы:

Если отсутствует нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления, который регулирует порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принимаются на рассмотрение муниципальные правовые акты, внесенные гражданами, которые также осуществляются на основании Закона о местном самоуправлении от 2003 года.

Проекты муниципальных правовых актов

Проекты муниципальных правовых актов, которые были внесены в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должны обязательно быть рассмотрены в органах местного самоуправления или их должностными лицами, в пределы компетенции которых входит возможность принимать соответствующие акты в течении 3 месяцев после их внесения.

Представитель инициативной группы обязан обеспечить возможность изложить свою позицию во время рассмотрения указанных проектов.

Если принятие правового акта местного самоуправления, проект которого внесен на основании правотворческой инициативы граждан, входит в компетенцию коллегиальных органов муниципалитета, данный проект необходимо рассматривать на открытом заседании указанного органа. На основании Положения о правотворческой инициативы граждан указанная инициатива, которая была внесена в Саратовскую Городскую думу, должна быть обязательно рассмотрена в рамках открытого заседания Саратовской Городской думы. Подготовка к тому, чтобы рассмотреть документы, внесенные в Городскую думу в рамках осуществления правотворческой инициативы граждан, должна проводиться на основании Регламента Саратовской Городской думы.

Порядок рассмотрения муниципальных правовых актов

Председателем ответственной постоянной комиссии правотворческая инициатива граждан направляется для заключения в профильных структурных подразделениях администрации местного самоуправления Саратова. Заключение выдается в течении рабочей недели.

Проект правового акта рассматривается в рамках открытого заседания Саратовской Городской думы при участии представителей инициативной группы, обладающих соответствующими полномочиями на основании регламента.

Проекты муниципальных правовых актов, которые вносятся в соответствии с порядком правотворческой инициативы граждан в местное самоуправление Саратова, должны обязательно быть рассмотрены должностным лицом, в компетенцию которого входит возможность принимать соответствующие акты. Они рассматриваются в рамках личного приема уполномоченных лиц, являющихся участниками инициативной группы главой администрации Саратова или лицом, у которого есть определенные полномочия. Подготовление к рассмотрению документации, которые были внесены в администрацию Саратова в рамках правотворческой инициативы граждан должно быть проведено на основании регламента администрации города Саратова и инструкции по работе с документацией в администрации города Саратова.

Мотивированные решения, принятые на основании результатов рассмотрения проектов муниципальных правовых актов, которые были внесены в рамках реализации правотворческой инициативы граждан, необходимо официально в письменной форме довести до инициативной группы граждан, которой они были внесены.

Народная правотворческая инициатива: понятие, субъекты, процедура подачи и рассмотрения народной правотворческой инициативы

Содержанием конституционно-правового института народной (гражданской) инициативы является совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих порядок осуществления в виде обязательной для рассмотрения в установленном законом порядке гражданской инициативы, направленной на принятие органом государственной власти или местного самоуправления в пределах установленной компетенции нормативно-правового акта, не противоречащего Конституции РФ и законам, или решения им в иной форме общественно значимого вопроса, содержащегося в предложениях граждан. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право граждан на правотворческую инициативу. В частности ст. 25 Закона гласит: «Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию)»

Правовое регулирование процесса правотворческой инициативы граждан в субъектах РФ осуществляется путем закрепления основных положений данного института в уставах субъектов, а также путем приятия специальных законов.

Устав (Основной Закон) Амурской области от 13 декабря 1995 г. в статье 29 закрепляет, что граждане Российской Федерации, проживающие в области, могут осуществлять народную правотворческую инициативу путем выдвижения предложений для референдума области или внесения их на рассмотрение в областной Совет народных депутатов

Читайте так же:  Как получить гражданство россии гражданину грузии

Субъекты народной инициативы можно разделить на следующие группы: субъекты инициативы, субъекты исполнения инициативы, субъекты подготовки и проведения инициативы.

Еще один немаловажный вопрос связан с содержанием гражданской законодательной инициативы. Очевидно, что гражданская законодательная инициатива, так же как и инициатива любого другого субъекта законодательной инициативы, может быть направлена на изменение закона, его отмену или принятие нового. Также не должно быть различий в порядке внесения проекта или изменения конституционного или иного другого закона. Региональное законодательство пошло по пути перечисления предметов гражданской инициативы. Так, Московский областной Устав 1996 г. закрепляет цели гражданской инициативы:

— проведение областного или местного референдума;

— внесение в органы государственной власти и местного самоуправления, к государственным должностным лицам и должностным лицам местного самоуправления Московской области предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, относящихся к их компетенции и затрагивающих интересы населения области;

— отзыв депутатов, иных государственных должностных лиц, должностных лиц местного самоуправления, избранных населением области;

— отставку должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Московской области.

Устав местного самоуправления г. Самары 1996 г. предусматривает возможность инициировать предложения об изменении и дополнении Устава в порядке народной правотворческой инициативы.

В Ярославской области в порядке народной правотворческой инициативы могут быть внесены проекты законов Ярославской области по предметам ведения Ярославской области как субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов в пределах полномочий Ярославской области .

Единственный акт, которому должна соответствовать гражданская законодательная инициатива в — это процессуальный закон о порядке ее реализации и действующая Конституция.

Московским городским Положением «О порядке реализации права законодательной инициативы в Московской городской Думе жителями Москвы» предусмотрено право Думы не рассматривать законодательную инициативу и обратиться в суд для установления ответственности членов инициативной группы в случае обнаружения фактов фальсификации в подписных листах, а также выявления данных о применении принуждения при сборе подписей. Устав (Основной закон) Алтайского края устанавливает три основания для отказа краевым Законодательным Собранием регистрации ходатайства о возбуждении процедуры краевой народной законодательной инициативы: несоблюдение установленной законом края формы проекта закона (решения), предлагаемого в порядке народной законодательной инициативы; нарушения установленной законом края процедуры оформления и подачи ходатайства и осуществления краевой народной законодательной инициативы; нарушение требований законодательства (предложения в порядке народной законодательной инициативы проекта закона (решения) по вопросам, которые не могут быть предметом краевого референдума).

Механизм реализации гражданской законодательной инициативы жителей Москвы регламентируется Законом г. Москвы от 14 декабря 1994 г. «О законодательных актах города Москвы», Законом от 28.06.95 г. «Устав города Москвы», Положением «О порядке реализации права законодательной инициативы в Московской городской Думе жителями Москвы» закрепляют право законодательной инициативы жителей Москвы.

Согласно Положению граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном законом порядке как имеющие место жительства в городе Москве и обладающие активным избирательным правом, имеют право законодательной инициативы в Московской городской Думе. Оно реализуется путем внесения в Думу петиций с предложениями принятия законодательных актов г. Москвы, отмены или изменения ранее принятых законодательных актов. Петиции вносятся от имени не менее 10 тыс. граждан в порядке, установленном Уставом и законодательными актами г. Москвы.

Механизм реализации можно подразделить на несколько этапов:

1 — подготовительный. Он состоит из двух стадий: организационная (порядок формирования инициативной группы; рассмотрение гражданской законодательной инициативы комиссией по организации работы Московской городской Думы; регистрация гражданской инициативы) и сбора подписей (предварительная подготовка вопроса к рассмотрению в городской Думе; информирование о сборе подписей под петицией);

2 — официальное внесение петиции. Этот этап включает также две стадии: организационную — представления пакета документов инициативной группой; проверку подписных листов; подготовка документов для официальной регистрации комитетом Городской Думы) и официальную (регистрация внесения петиции).

3 — законодательная процедура реализации предложений. Она состоит из следующих стадий: разработка законопроекта (если это необходимо); рассмотрение законопроекта (выступление в прениях) и голосования по законопроекту.

Формирование инициативной группы по внесению в Московскую городскую Думу петиции о гражданской законодательной инициативе осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства и в трудовых коллективах, заседаниях органов местного самоуправления, на сходах граждан и во время проведения общественно — политических акций. Инициативная группа в составе не менее 50 человек регистрирует гражданскую законодательную инициативу в Думе. Для этого передаются текст петиции, текст проекта законодательного акта, предлагаемого к принятию (если таковой имеется), и список членов инициативной группы, в котором указываются: наименование гражданской законодательной инициативы, фамилия, имя, отчество, место работы (род деятельности), адрес, телефон и личная подпись члена группы. В списке по решению группы могут быть указаны ее председатель, секретарь, оргкомитет, иные избранные группой рабочие органы.

Документы, представленные инициативной группой, в присутствии ее представителей в пятидневный срок рассматриваются комиссией по организации работы Московской городской Думы. По поручению этой комиссии один из ее членов на ближайшем заседании Думы вносит предложение о регистрации гражданской инициативы и сроках сбора подписей по организации работы Московской городской Думы.

По поручению этой комиссии один из ее членов на ближайшем заседании Думы вносит предложение о регистрации гражданской инициативы и сроках сбора подписей. Актом регистрации является принятие Думой соответствующего решения. В день регистрации гражданской инициативы представителю инициативной группы за подписью председателя Думы передается официальный образец подписного листа, заверенный печатью Московской городской Думы. Выписка из протокола заседания Московской городской Думы с текстом протокольного решения о регистрации гражданской инициативы в трехдневный срок направляется мэру Москвы.

Читайте так же:  При разводе с кем остается ребенок

Во время сбора подписей под петицией о гражданской законодательной инициативе по предложению инициативной группы, поддержанному протокольным решением Думы, может быть осуществлена предварительная подготовка вопроса к рассмотрению в городской Думе:

— проведение правовой, финансовой, социальной экспертизы предложений, содержащихся в зарегистрированной петиции;

— проведение публичных и депутатских слушаний, пресс — конференций, организацию выступлений в средствах массовой информации;

— получение официальных заключений по представленной петиции от органов государственной власти, общественно — политических и научных организаций;

— оформление документов для их официального внесения в городскую Думу в соответствии с установленными требованиями;

— иные мероприятия, установленные протокольным решением Думы.

План мероприятий по предварительной подготовке рассмотрения гражданской законодательной инициативы, сроки проведения мероприятий, вопросы финансирования и ответственные лица определяются Думой по предложению инициативной группы, согласованному на заседании комиссии по организации работы Думы. Информация о сборе подписей под петицией и ходе подготовки документов для внесения в городскую Думу не реже одного раза в месяц заслушивается на заседаниях комиссии по организации работы Думы. После завершения сбора подписей инициативная группа вносит на имя председателя Думы утвержденный ею окончательный текст петиции и проект законодательного акта города Москвы (если таковой имеется). Одновременно представляются оригиналы подписных листов, содержащие не менее десяти тысяч подписей жителей Москвы.

В сопроводительном письме по внесению петиции о гражданской законодательной инициативе должны быть указаны лица, уполномоченные представлять жителей Москвы как субъекта законодательной инициативы на заседаниях городской Думы. В недельный срок со дня получения Думой петиции комиссия по организации работы Думы с участием представителей инициативной группы проводит выборочную проверку правильности оформления подписных листов и представленных в них сведений. Одновременно с проверкой правильности оформления подписных листов по поручению временной (совместной) рабочей группы сотрудниками аппарата Думы осуществляется оформление документов для официальной регистрации законодательной инициативы в установленном порядке. Не позднее чем через две недели после получения Думой петиции по представлению комиссии по организации работы Думы в присутствии уполномоченных представителей жителей, внесших петицию, на заседании городской Думы решается вопрос об официальной регистрации внесения петиции. В принимаемом на заседании Думы протокольном решении фиксируется дата официального внесения петиции о гражданской законодательной инициативе, определяется порядок ее реализации и ответственные от Московской городской Думы.

В случае обнаружения фактов фальсификации в подписных листах, а также выявления данных о применении принуждения при сборе подписей Дума вправе не рассматривать законодательную инициативу и обратиться в суд для установления ответственности членов инициативной группы. В трехдневный срок со дня регистрации в городской Думе официального внесения петиции о гражданской законодательной инициативе предложения, содержащиеся в петиции, или прилагаемый к петиции проект законодательного акта города Москвы направляются мэру Москвы. Разработка (если это необходимо), рассмотрение и принятие законодательного акта производятся в общем порядке, установленном Законом от 14 декабря 1995 г. и Регламентом Московской городской Думы. В качестве ответственного исполнителя, докладчика, содокладчика, выступающего в прениях, редактора проекта законодательного акта по протокольному решению Думы может выступать уполномоченный представитель жителей Москвы, внесших петицию.

Рассмотрение проекта законодательного акта и голосование по проекту в целом должны быть проведены Московской городской Думой в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции. Думается, что попытки закрепления механизма реализации гражданской законодательной инициативы в региональном законодательстве должны подтолкнуть федеральные органы государственной власти на подобный шаг. Однако это потребует прежде всего внесения изменений в текст действующей Конституции РФ. В частности, в ст. 3 Основного закона гражданская законодательная инициатива должна быть включена в число высших форм непосредственного выражения народом своей власти, наряду с референдумом и выборами. Дополнения должны быть внесены и в ч. 2 ст. 32, регламентирующей право граждан избирать и быть избранными и участвовать в референдуме. Эти изменения не меняют принципиально содержания Конституции РФ, однако, как известно, излишне усложненный порядок внесения в Основной закон подобных изменений на сегодняшний день не позволяет это сделать.

Что касается процедурных моментов, связанных с формированием инициативной группы, ее регистрацией, сбором подписей и рассмотрением гражданской законодательной инициативы в представительном органе власти, то они вряд ли должны отличаться от установленных действующим законодательством о референдуме, выборах и регламентами представительных органов власти. В этой сфере конституционно-правового регулирования давно уже назрел вопрос о проведении унификации законодательства и разработке проекта федерального закона о порядке реализации гражданской законодательной инициативы лишь ускорит этот процесс.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.

  2. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.

  3. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.
  4. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
  5. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
Правотворческая инициатива граждан понятие порядок реализации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here