Принципы уголовно исполнительного законодательства рф

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Принципы уголовно исполнительного законодательства рф". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

См. комментарии к статье 8 УИК РФ

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

>
Исправление осужденных и его основные средства
Содержание
Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Комментарий к СТ 8 УИК РФ

Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Комментарий к статье 8 УИК РФ:

1. Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями.

Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.

Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.

В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

2. В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.

3. В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее институтов и норм.

4. В отличие от УК РФ 1996 г., где не только определена система принципов этой отрасли законодательства, но и сформулировано их содержание (ст. ст. 3 — 7), в УИК РФ они лишь обозначены. Это объясняется неоднозначностью трактования их содержания при подготовке Кодекса. Поэтому перечисление принципов в комментируемой статье 8 представляет собой известный компромисс.

5. К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом.

6. Принцип законности — конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. ст. 4, 13, 15, 17 — 19 и др.), а также в отдельных международных актах (см. комментарий к ст. 3). В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Так, в ст. 4 УИК РФ указывается, что нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами. Данный аспект реализации принципа законности нашел закрепление в ст. ст. 10 — 22 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения осужденных, а также систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

7. Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст. 10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч. 2 ст. 12 указывается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осужденным находят свое выражение в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы (ст. 97), право на свидания (ст. 89), телефонные разговоры (ст. 92) и др. Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний, — исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправления — в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных (см. комментарий к ст. 9).

8. Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите. Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст. 13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст. 15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными (см. комментарий к ст. 23).

Читайте так же:  Максимальный процент удержания алиментов

9. Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.

10. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой отражение межотраслевых принципов отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью, — дифференциации и индивидуализации ответственности и социальной справедливости.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера общественной опасности и тяжести совершенных преступлений, прошлой преступной деятельности, поведения в процессе отбывания наказания применяются меры принуждения и ограничения прав в различных объемах. Этот принцип нашел выражение, в частности, в ст. 74, устанавливающей виды исправительных учреждений, где должны содержаться различные категории осужденных и, следовательно, существовать различные условия отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131), в ст. 78, определяющей основания изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения и отношения к труду.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (см. комментарий к ст. 9).

11. К числу отраслевых принципов относятся: рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.

12. Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах закона. Это прежде всего нормы, поощряющие осужденных к хорошему поведению и добросовестному отношению к труду (ст. ст. 57, 71, 113, 134), изменение условий содержания осужденных (ст. 78), возможность улучшения условий отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131).

13. Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, трудовое воспитание, профессиональное и общее обучение.

14. Соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Этот принцип закреплен в ст. 9 УИК РФ, в которой подчеркивается, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства РФ

Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

См. комментарии к статье 2 УИК РФ

1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.

2. Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

>
Уголовно-исполнительное законодательство РФ и международно-правовые акты
Содержание
Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

5. Принципы уголовно-исполнительного законодательства.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства — это руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного законодательства и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний. Принципы уголовно-исполнительного законодательства впервые нормативно закреплены в ст. 8 УИК РФ, а применительно к отдельным аспектам исполнения (отбывания) уголовных наказаний они конкретизированы и детализированы в нормах Общей и Особенной частей УИК РФ. В совокупности эти принципы определяют принадлежность уголовно-исполнительного законодательства к системе российского законодательства в качестве самостоятельной отрасли и отражают его особенности. Следовательно, выделяют общеправовые и отраслевые принципы уголовно-исполнительного законодательства.

Общеправовые принципы — законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Отраслевые принципы — дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Система принципов уголовно-исполнительного законодательства основывается на положениях Конституции РФ и международных правовых актов, определяющих права человека и правила обращения с осужденными.

Принцип законности закреплен во Всеобщей декларации прав человека (ст. 29), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 2), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 11), в ряде норм Конституции РФ (ст. 4, 13, 15 и др.). Он выражается в обеспечении верховенства закона, его приоритета в отношении иных нормативных правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний. Верховенство закона при исполнении уголовных наказаний означает признание за Конституцией РФ и иными федеральными законами высшей юридической силы. Иные нормативные правовые акты в этой сфере не могут противоречить законам, а призваны развивать и конкретизировать их положения. Верховенство закона означает безусловное подчинение всех осужденных, персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иных государственных и общественных структур, отдельных граждан действующему уголовно-исполнительному законодательству. Особое значение имеет закрепление на законодательном уровне прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 12-15 УИК РФ), что создает гарантии их реализации в процессе исполнения всех видов уголовных наказаний.

Читайте так же:  Оплата представительских расходов в суде

Принцип гуманизма зафиксирован в ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 и 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивается, что «все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Это связано с тем, что осужденный менее других граждан защищен от произвола государства в лице сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и имеет большую вероятность стать объектом пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения. Поэтому в отечественном законодательстве содержатся надежные гарантии прав личности в этой сфере. В частности, в ч. 2 ст. 12 УИК РФ осужденным гарантируется вежливое обращение со стороны персонала и неприменение к ним жестоких и унижающих человеческое достоинство видов обращения или взыскания.

Принципы уголовно-исполнительного права — Уголовно-исполнительное право (Киреева С.В.)

Принципы уголовно-исполнительного права — фундаментальные, основополагающие идеи, положения, на которых основывается уголовно-исполнительная политика и уголовно-исполнительное право.

1. Общеправовые принципы уголовно-исполнительного права:

    законность — означает строгое, последовательное и неуклонное соблюдение законов всеми субъектами правоотношений; в уголовно-исполнительном праве данный принцип выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения.

Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, осуществляющими наказание, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами и самими осужденными;
гуманизм — Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, которые не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Принцип гуманизма выражается в целях, которые ставит государство при исполнении наказания, такие как исправление осужденных, их профессиональная подготовка и общеобразовательное обучение;
демократизм — реализуется в признании осужденного субъектом отрасли уголовно-исполнительного права.

Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, осуществлении контроля за деятельностью органов, исполняющих наказание.

2. Межотраслевые принципы уголовно-исполнительного права:

  1. равенство осужденных перед законом — дискриминация по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения не допускается;
  2. дифференциация наказания — к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительные меры воздействия и ограничение в правах в различных объемах;
  3. индивидуализация исправительно-воспитательного воздействия — применяемые меры воспитательного воздействия должны быть различными.

3. Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права:

  1. рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных — при применении мер принуждения необходимо учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение;
  2. стимулирование правопослушного поведения осужденных — применение поощрительных мер;
  3. соединение наказания с исправительным воздействием — исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания.

3. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Принципы уголовно-исполнительного права — основ- э ные положения (идеи) уголовно-исполнительного права, которые оказывают существенное влияние на формирование отрасли уголовно-исполнительного права в целом, а также ее отдельных институтов и норм.

I^jl Принципы уголовно-исполнительного права содер- 1 JJ жатся в ст.

Принципы основываются на Конституции РФ, а также на международно-правовых актах, таких как; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1956 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый в 1989 г., Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая в 1984 г.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на следующих принципах:

0 равенство осужденных перед законом;

0 дифференциация и индивидуализации исполнения наказаний;

0 рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их пра- вопослушного поведения;

0 соединение наказания с исправительным воздействием.

Данные принципы можно условно разделить на три группы: общеправовые, отраслевые и межотраслевые.

К общеправовым принципам относятся принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом. К отраслевым принципам относятся: принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослуш- ного поведения, а также принцип соединения наказания с исправительным воздействием.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания считается межотраслевым.

Принцип законности — общеправовой принцип, закрепленный в Конституции РФ. Согласно ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Читайте так же:  Оспаривание сделок с недвижимостью в суде

В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражается в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказаний, соблюдении уголовно-исполнительного законодательства всеми субъектами уголовно-исполнительных правоотношений.

Принцип гуманизма — общеправовой принцип, закрепленный во многих международных актах. Его сущность выражается в том, что все осужденные имеют право на гуманное обращение и уважение, охрану своих прав и законных интересов. Данный принцип реализуется с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезного труда, психолого-педагогического воздействия, профессиональной подготовки.

Принцип демократизма — общеправовой принцип, выражающийся в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными и осуществлении контроля со стороны общества над учреждениями, исполняющими наказания. Социальная значимость этого принципа состоит втом, что осужденный, будучи существенно ограниченным в своих правах, остро нуждается в социальной защищенности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принцип равенства осужденных перед законом — общеправовой принцип, закрепленный в Конституции РФ и международных актах (Всеобщая декларация прав и свобод гражданина, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными).

Нормы уголовно-исполнительного права не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, социального происхождения, имущественного положения, места жительства и т.д. Равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания, которые разделяются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания — межотраслевой принцип уго- ловно-исполнительного права, сущность которого выражается в том, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения — отраслевой принцип уголовно-исполнительного права, сущность которого выражается в том, что при применении мер принуждения необходимо учитывать обстоятельства совершения преступления, личность осужденного, его предыдущее поведение, а налагаемое взыскание должно соответствовать характеру и степени тяжести совершенного преступления.

Принцип стимулирования правопослушного поведения осужденных — отраслевой принцип уголовно-исполнительного права, который выражается в применении поощрительных мер, стимулирующих нормах, регулирующих изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием — отраслевой принцип уголовно-исполни- тельного права, сущность которого выражается в том, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (действующая редакция)

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства при исполнении наказания в виде лишения свободы

Дата публикации: 09.11.2017 2017-11-09

Статья просмотрена: 361 раз

Библиографическое описание:

Ганина Н. И. Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства при исполнении наказания в виде лишения свободы // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 101-104. — URL https://moluch.ru/archive/179/46363/ (дата обращения: 09.12.2019).

В рамках исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы возникает множество проблем и правовых коллизий, возникших из-за юридических пробелов в доктрине права, которые связаны с реализацией принципов уголовно-исполнительного права. Данная проблематика возникает в связи с несоответствием части действующих уголовно-исполнительных норм существующим принципам; а также с необоснованным включением дополнительных положений в систему пенитенциарных принципов.

Соблюдение законности процесса исполнения наказаний достигается реализацией всех принципов, закрепленных в статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Значение каждого принципа обусловлено не только собственным содержанием, но и содержанием совокупности всех принципов в рамках функционирования системы, где нарушение хоть одного приводит к нарушению других принципов, в связи с этим цели наказания не достигаются в полной мере и полном объеме, как предполагалось законодателем. [1]

Большинство авторов при определении понятия принципа исходят из общетеоретического его толкования как «основной (руководящей) идеи», «руководящего положения», «исходного начала», и т. д. В толковом словаре В. И. Даля «принцип» определяется как «научное или нравственное начало, правило, основа, от которой не отступают». Именно поэтому принципы должны носить общеобязательный характер, их исполнение должно быть безоговорочно.

[3]

Общая теория государства и права нередко интерпретирует принцип как «отношение, от которого зависят все другие отношения системы». С таких позиций принципы, и прежде всего отраслевые, не соответствуют целям, задачам, функциям, методам, учитывая, что последние могут выступать и закрепляться в законе как «руководящие идеи», их роль не тождественны роли общественно — правовых принципов. Принципы представляют собой руководящие идеи и положения применительно к общественным отношениям, в том числе и урегулированным нормами права. Правовые принципы, к которым относятся принципы уголовно-исполнительного права, обладают свойствами нормативности и общеобязательности.

Принципы уголовно-исполнительного права как основополагающие, руководящие начала, требования пронизывают все уголовно-исполнительное законодательство и право, выражают его социально-политическую направленность и наиболее существенные черты правового регулирования исполнения наказания, характеризуют уголовно-исполнительное право в качестве самостоятельной отрасли права. Правовая теория определяет, что правовое требование становится принципом только при условии, если оно отражает в целом свойство права и «пронизывает всю юридическую форму общественных отношений». [2]

Читайте так же:  Какие льготы имеют пенсионеры

Принципы пенитенциарного права объективны по своей природе и наполнению в силу их обусловленности закономерностями развития общества и системы исполнения наказаний.

Также, объективность принципов определяется их внутренним содержанием, т. е. основополагающие идеи, отражающиеся в них, обязательны к исполнению и реализации как в конкретной отрасли права, так и при реализации в правоприменительной деятельности. Их несоблюдение повлечет негативные последствия, которые проявляются в нарушениях прав и свобод граждан, что является высшей ценностью государства, в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации. Только на принципах, как на основополагающих началах, должна быть построена политика государства в области исполнения пенитенциарных наказаний, им обязаны соответствовать все нормы уголовно-исполнительного права.

Превалирующим источником формирования принципов уголовно-исполнительного права является уголовно-правовая политика государства и доктрина уголовного права. При этом следует учесть влияние на данную сферу в целом, во-первых, общеполитических принципов, во-вторых, принципов, на которых выстроена политика по борьбе с преступностью в стране, в том числе и принципов уголовной политики.

По отношению к юридическим принципам основополагающие требования пенитенциарной политики имеют определяющее значение, поскольку становление политизированных принципов находится в тесной взаимосвязи с перспективой развития общественных отношений, составляющих основу для изменений в области политики, в частности в сфере исполнения наказания, в виде лишения свободы. Будучи прямо определенными и закрепленными в законе, принципы уголовно-исполнительной политики, не изменяя и не теряя своей политической сущности, становятся правовыми, юридическими приобретают значительную стабильность и самостоятельное значение как элементы правовой системы. [3]

Принципами (лат. principium — основание) являются основополагающие установки, начала, базисы правовой системы. Существенной особенностью и преимуществом действующего УИК РФ является то, что в нем, в отличие от предшествовавших ему отраслевых законов, в частности ИТК РСФСР 1924, 1933 и 1970 гг., закреплена и четко сформулирована система принципов. Данные принципы берут свое начало из задач пенитенциарного законодательства, а те, в свою очередь прямо предопределены целями уголовно-исполнительного закона.

Современные реалии международной, общественной, государственной жизни закономерно выразились в нормативном закреплении принципов уголовно-исполнительного законодательства в качестве существенных начал, отправных идей, исходных положений, определяющих суть и содержание всего отраслевого законодательства, его задачи и цели, а также порядок реализации соответствующей системы норм. Применительно к принципам уголовно-исполнительной отрасли законодательства (права) существенными являются определенные требования. [4]

В основе принципов уголовно-исполнительного законодательства находятся нормы международно-правовых актов, в частности Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., а также общечеловеческие ценности, моральные устои общества, нравственные постулаты, закрепленные в законодательстве.

Изначально принципы пенитенциарного законодательства основаны на общих принципах права, принципах отраслей права, которые регулируют борьбу государства с преступностью, а также на принципах политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. В своем базисе система принципов уголовно-исполнительного законодательства основывается на правилах и установках обращения с осужденными, закрепленных в ратифицированных Российской Федерацией международно-правовых документах. [5]

Принципы — это сложная категория, обладающая объективными и субъективными признаками. Их объективность выражена в том, что они отражают существующие закономерности развития общества в целом, нарушение приводит к причинению значительного нравственного вреда государству, обществу, гражданину, нарушениям исконных прав и свобод человека.

Сегодня состояние уголовно-исполнительной системы, положение в области исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, вызывают глобальную озабоченность, что, в свою очередь, требует кардинальных мер организационного порядка, и в том числе серьезной корректировки уголовно-исполнительной политики. Правовая база в вопросах обеспечения основных направлений пенитенциарной политики требует совершенствования.

Главной проблемой реализации принципов в уголовно-исполнительном праве является несовершенство деятельности правоохранительных органов, а также наличие пробелов и коллизий в законодательстве. [6]

Для того, чтобы обеспечить достижение целей уголовно-исполнительного законодательства и задач оказания осужденным к лишению свободы помощи в постпенитенциарной адаптации представляется целесообразным повысить в исправительных учреждениях, вне зависимости от типа и режима, и воспитательных колониях профессиональный уровень воспитательной и психологической работы с осужденными, на основе принципов гуманизма и законности.

Согласно ч. 4 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, «Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей».

Следует отметить, что принятие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации разрешило многие вопросы, возникающие у мирового сообщества относительно уголовно-исполнительного законодательства России. Однако этого недостаточно, необходимо в практической деятельности следовать всем его предписаниям и стремиться к соответствию международным требованиям.

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

СТ 8 УИК РФ

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Комментарий к Ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Принципы уголовно-исполнительного права определяют стратегию и направления развития, а также содержание и структуру как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих во время исполнения наказания, наконец, они отражают требования международных норм, относящихся к исполнению наказания и обращению с осужденными.

2. В теории государства и права принципы права принято подразделять на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Читайте так же:  Порядок проведения заочного голосования собственников многоквартирного дома

Согласно данной классификации, к общеправовым принципам относятся принципы демократизма, законности и гуманизма.

К межотраслевым принципам относятся принципы равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.

Отраслевыми принципами называют принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, принцип соединения наказания с мерами исправительного воздействия.

3. В уголовно-исполнительной политике принцип демократизма выражается в том, что:

— уголовно-исполнительное законодательство выражает волю всех членов общества;

[2]

— в деятельности пенитенциарных учреждений участвуют различные общественные организации;

— уголовно-исполнительное законодательство исходит из равенства всех осужденных перед законом.

В уголовно-исполнительном законодательстве отсутствуют нормы, которые ставили бы в привилегированное положение кого-либо из осужденных или устанавливали бы какие-либо правоограничения в зависимости от социального положения, уровня образования, национальности.

Принцип демократизма проявляется также и в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, в судебном, ведомственном и общественном контроле, прокурорском надзоре за деятельностью пенитенциарных учреждений.

[1]

4. Законность — основополагающий принцип функционирования всей политико-правовой системы демократического правового государства, заключающийся в строгом и единообразном соблюдении всеми государственными и общественными организациями, а также гражданами законов и подзаконных актов.

Как общеправовой принцип он означает издание и строгое соблюдение правовых норм в соответствии с целями политики государства. Он предполагает всеобщность и единство законности, верховенство законов, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, обеспечение ресоциализации, соблюдение и охрану законов принудительной силой государства и т.д.

5. Уголовное наказание — это особая мера принуждения, выступающая в качестве реакции государства на совершенное преступление. Конечная же цель наказания — возвращение человека в общество в качестве правопослушного члена.

В основе применения этой меры лежит один из важных правовых принципов — гуманизм, что составляет нравственную основу уголовно-исполнительного права.

Гуманизм как принцип уголовно-исполнительного права есть совокупность идей о признании человека высшей ценностью в демократическом обществе и правовом государстве, обеспечивающая в условиях применения государственного принуждения таких задач, форм, средств и методов исполнения уголовного наказания, которые не имеют целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства осужденных.

6. Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.

Принцип равенства всех перед законом основывается на равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения.

Принцип равенства отражает необходимость распределения всех осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений:

— по гражданству (есть специальные колонии для иностранцев);

— полу (мужские и женские);

— возрасту (есть колонии для несовершеннолетних);

— тяжести совершенного преступления (колония строгого режима);

— судимости (колонии особого режима).

7. Принцип дифференциации обусловливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии.

8. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, т.е. в выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

Индивидуальный подход означает выбор нужных именно данному осужденному мер воспитательного характера (зачисление в общеобразовательную школу, привлечение к профессиональному обучению, поручение какого-то дела и т.п.).

Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает, во-первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия.

9. Рациональность применения мер принуждения главным образом заключается, с одной стороны, в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны, в ее достаточности и соразмерности. Каждому виду наказания свойствен свой набор средств исправления осужденных, применяемых в конкретных условиях исполнения наказания.

10. Принцип стимулирования правопослушного поведения предполагает прежде всего применение правовых стимулов, регулирующих изменение условий содержания осужденных. Большое значение в стимулировании правопослушного поведения играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

В то же время трудно переоценить роль труда в исправлении осужденных. Воспитательное значение общественно полезного труда емко и всесторонне. В труде познается его необходимость и воспитывается потребность в трудовой деятельности.

11. Соединение наказания с исправлением также является основополагающим принципом уголовно-исполнительного права. Наказание должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного. Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления каждого лица, совершившего преступление; тем самым проводится идея о возможности исправить каждого правонарушителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но есть категория лиц с устоявшимися преступными наклонностями, и не всегда возможно их исправление. Исправительное воздействие представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

Источники


  1. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.

  2. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.

  3. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
  5. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
Принципы уголовно исполнительного законодательства рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here