Содержание
- 1 Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ
- 2 Комментарий к СТ 8 УИК РФ
- 3 Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства РФ
- 4 5. Принципы уголовно-исполнительного законодательства.
- 5 Принципы уголовно-исполнительного права — Уголовно-исполнительное право (Киреева С.В.)
- 6 3. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
- 7 Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (действующая редакция)
- 8 Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства при исполнении наказания в виде лишения свободы
- 9 Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ
Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
См. комментарии к статье 8 УИК РФ
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
> Исправление осужденных и его основные средства |
Содержание Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Комментарий к СТ 8 УИК РФ
Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Комментарий к статье 8 УИК РФ:
1. Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями.
Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.
Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.
В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.
2. В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.
3. В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее институтов и норм.
4. В отличие от УК РФ 1996 г., где не только определена система принципов этой отрасли законодательства, но и сформулировано их содержание (ст. ст. 3 — 7), в УИК РФ они лишь обозначены. Это объясняется неоднозначностью трактования их содержания при подготовке Кодекса. Поэтому перечисление принципов в комментируемой статье 8 представляет собой известный компромисс.
5. К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом.
6. Принцип законности — конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. ст. 4, 13, 15, 17 — 19 и др.), а также в отдельных международных актах (см. комментарий к ст. 3). В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Так, в ст. 4 УИК РФ указывается, что нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе.
Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами. Данный аспект реализации принципа законности нашел закрепление в ст. ст. 10 — 22 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения осужденных, а также систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
7. Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст. 10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч. 2 ст. 12 указывается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осужденным находят свое выражение в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы (ст. 97), право на свидания (ст. 89), телефонные разговоры (ст. 92) и др. Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний, — исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправления — в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных (см. комментарий к ст. 9).
8. Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите. Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст. 13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст. 15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными (см. комментарий к ст. 23).
9. Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.
10. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой отражение межотраслевых принципов отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью, — дифференциации и индивидуализации ответственности и социальной справедливости.
Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера общественной опасности и тяжести совершенных преступлений, прошлой преступной деятельности, поведения в процессе отбывания наказания применяются меры принуждения и ограничения прав в различных объемах. Этот принцип нашел выражение, в частности, в ст. 74, устанавливающей виды исправительных учреждений, где должны содержаться различные категории осужденных и, следовательно, существовать различные условия отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131), в ст. 78, определяющей основания изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения и отношения к труду.
Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (см. комментарий к ст. 9).
11. К числу отраслевых принципов относятся: рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.
12. Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах закона. Это прежде всего нормы, поощряющие осужденных к хорошему поведению и добросовестному отношению к труду (ст. ст. 57, 71, 113, 134), изменение условий содержания осужденных (ст. 78), возможность улучшения условий отбывания наказания (ст. ст. 120 — 131).
13. Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, трудовое воспитание, профессиональное и общее обучение.
14. Соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Этот принцип закреплен в ст. 9 УИК РФ, в которой подчеркивается, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.
Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства РФ
Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
См. комментарии к статье 2 УИК РФ
1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.
2. Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
> Уголовно-исполнительное законодательство РФ и международно-правовые акты |
Содержание Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
5. Принципы уголовно-исполнительного законодательства.
Принципы уголовно-исполнительного законодательства — это руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного законодательства и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний. Принципы уголовно-исполнительного законодательства впервые нормативно закреплены в ст. 8 УИК РФ, а применительно к отдельным аспектам исполнения (отбывания) уголовных наказаний они конкретизированы и детализированы в нормах Общей и Особенной частей УИК РФ. В совокупности эти принципы определяют принадлежность уголовно-исполнительного законодательства к системе российского законодательства в качестве самостоятельной отрасли и отражают его особенности. Следовательно, выделяют общеправовые и отраслевые принципы уголовно-исполнительного законодательства.
Общеправовые принципы — законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Отраслевые принципы — дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.
Система принципов уголовно-исполнительного законодательства основывается на положениях Конституции РФ и международных правовых актов, определяющих права человека и правила обращения с осужденными.
Принцип законности закреплен во Всеобщей декларации прав человека (ст. 29), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 2), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 11), в ряде норм Конституции РФ (ст. 4, 13, 15 и др.). Он выражается в обеспечении верховенства закона, его приоритета в отношении иных нормативных правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний. Верховенство закона при исполнении уголовных наказаний означает признание за Конституцией РФ и иными федеральными законами высшей юридической силы. Иные нормативные правовые акты в этой сфере не могут противоречить законам, а призваны развивать и конкретизировать их положения. Верховенство закона означает безусловное подчинение всех осужденных, персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иных государственных и общественных структур, отдельных граждан действующему уголовно-исполнительному законодательству. Особое значение имеет закрепление на законодательном уровне прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 12-15 УИК РФ), что создает гарантии их реализации в процессе исполнения всех видов уголовных наказаний.
Принцип гуманизма зафиксирован в ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 и 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивается, что «все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Это связано с тем, что осужденный менее других граждан защищен от произвола государства в лице сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и имеет большую вероятность стать объектом пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения. Поэтому в отечественном законодательстве содержатся надежные гарантии прав личности в этой сфере. В частности, в ч. 2 ст. 12 УИК РФ осужденным гарантируется вежливое обращение со стороны персонала и неприменение к ним жестоких и унижающих человеческое достоинство видов обращения или взыскания.
Принципы уголовно-исполнительного права — Уголовно-исполнительное право (Киреева С.В.)
Принципы уголовно-исполнительного права — фундаментальные, основополагающие идеи, положения, на которых основывается уголовно-исполнительная политика и уголовно-исполнительное право.
1. Общеправовые принципы уголовно-исполнительного права:
-
законность — означает строгое, последовательное и неуклонное соблюдение законов всеми субъектами правоотношений; в уголовно-исполнительном праве данный принцип выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения.
Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, осуществляющими наказание, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами и самими осужденными;
гуманизм — Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, которые не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Принцип гуманизма выражается в целях, которые ставит государство при исполнении наказания, такие как исправление осужденных, их профессиональная подготовка и общеобразовательное обучение;
демократизм — реализуется в признании осужденного субъектом отрасли уголовно-исполнительного права.
Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, осуществлении контроля за деятельностью органов, исполняющих наказание.
2. Межотраслевые принципы уголовно-исполнительного права:
- равенство осужденных перед законом — дискриминация по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения не допускается;
- дифференциация наказания — к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительные меры воздействия и ограничение в правах в различных объемах;
- индивидуализация исправительно-воспитательного воздействия — применяемые меры воспитательного воздействия должны быть различными.
3. Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права:
- рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных — при применении мер принуждения необходимо учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение;
- стимулирование правопослушного поведения осужденных — применение поощрительных мер;
- соединение наказания с исправительным воздействием — исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания.
3. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
Принципы уголовно-исполнительного права — основ- э ные положения (идеи) уголовно-исполнительного права, которые оказывают существенное влияние на формирование отрасли уголовно-исполнительного права в целом, а также ее отдельных институтов и норм.
I^jl Принципы уголовно-исполнительного права содер- 1 JJ жатся в ст.
Принципы основываются на Конституции РФ, а также на международно-правовых актах, таких как; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1956 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый в 1989 г., Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая в 1984 г.
Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на следующих принципах:
0 равенство осужденных перед законом;
0 дифференциация и индивидуализации исполнения наказаний;
0 рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их пра- вопослушного поведения;
0 соединение наказания с исправительным воздействием.
Данные принципы можно условно разделить на три группы: общеправовые, отраслевые и межотраслевые.
К общеправовым принципам относятся принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом. К отраслевым принципам относятся: принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослуш- ного поведения, а также принцип соединения наказания с исправительным воздействием.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания считается межотраслевым.
Принцип законности — общеправовой принцип, закрепленный в Конституции РФ. Согласно ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражается в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказаний, соблюдении уголовно-исполнительного законодательства всеми субъектами уголовно-исполнительных правоотношений.
Принцип гуманизма — общеправовой принцип, закрепленный во многих международных актах. Его сущность выражается в том, что все осужденные имеют право на гуманное обращение и уважение, охрану своих прав и законных интересов. Данный принцип реализуется с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезного труда, психолого-педагогического воздействия, профессиональной подготовки.
Принцип демократизма — общеправовой принцип, выражающийся в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными и осуществлении контроля со стороны общества над учреждениями, исполняющими наказания. Социальная значимость этого принципа состоит втом, что осужденный, будучи существенно ограниченным в своих правах, остро нуждается в социальной защищенности.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Принцип равенства осужденных перед законом — общеправовой принцип, закрепленный в Конституции РФ и международных актах (Всеобщая декларация прав и свобод гражданина, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными).
Нормы уголовно-исполнительного права не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, социального происхождения, имущественного положения, места жительства и т.д. Равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания, которые разделяются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания — межотраслевой принцип уго- ловно-исполнительного права, сущность которого выражается в том, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения — отраслевой принцип уголовно-исполнительного права, сущность которого выражается в том, что при применении мер принуждения необходимо учитывать обстоятельства совершения преступления, личность осужденного, его предыдущее поведение, а налагаемое взыскание должно соответствовать характеру и степени тяжести совершенного преступления.
Принцип стимулирования правопослушного поведения осужденных — отраслевой принцип уголовно-исполнительного права, который выражается в применении поощрительных мер, стимулирующих нормах, регулирующих изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием — отраслевой принцип уголовно-исполни- тельного права, сущность которого выражается в том, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Статья 8 УИК РФ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (действующая редакция)
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства при исполнении наказания в виде лишения свободы
Дата публикации: 09.11.2017 2017-11-09
Статья просмотрена: 361 раз
Библиографическое описание:
Ганина Н. И. Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства при исполнении наказания в виде лишения свободы // Молодой ученый. 2017. №45. С. 101-104. URL https://moluch.ru/archive/179/46363/ (дата обращения: 09.12.2019).
В рамках исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы возникает множество проблем и правовых коллизий, возникших из-за юридических пробелов в доктрине права, которые связаны с реализацией принципов уголовно-исполнительного права. Данная проблематика возникает в связи с несоответствием части действующих уголовно-исполнительных норм существующим принципам; а также с необоснованным включением дополнительных положений в систему пенитенциарных принципов.
Соблюдение законности процесса исполнения наказаний достигается реализацией всех принципов, закрепленных в статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Значение каждого принципа обусловлено не только собственным содержанием, но и содержанием совокупности всех принципов в рамках функционирования системы, где нарушение хоть одного приводит к нарушению других принципов, в связи с этим цели наказания не достигаются в полной мере и полном объеме, как предполагалось законодателем. [1]
Большинство авторов при определении понятия принципа исходят из общетеоретического его толкования как «основной (руководящей) идеи», «руководящего положения», «исходного начала», и т. д. В толковом словаре В. И. Даля «принцип» определяется как «научное или нравственное начало, правило, основа, от которой не отступают». Именно поэтому принципы должны носить общеобязательный характер, их исполнение должно быть безоговорочно.
Общая теория государства и права нередко интерпретирует принцип как «отношение, от которого зависят все другие отношения системы». С таких позиций принципы, и прежде всего отраслевые, не соответствуют целям, задачам, функциям, методам, учитывая, что последние могут выступать и закрепляться в законе как «руководящие идеи», их роль не тождественны роли общественно — правовых принципов. Принципы представляют собой руководящие идеи и положения применительно к общественным отношениям, в том числе и урегулированным нормами права. Правовые принципы, к которым относятся принципы уголовно-исполнительного права, обладают свойствами нормативности и общеобязательности.
Принципы уголовно-исполнительного права как основополагающие, руководящие начала, требования пронизывают все уголовно-исполнительное законодательство и право, выражают его социально-политическую направленность и наиболее существенные черты правового регулирования исполнения наказания, характеризуют уголовно-исполнительное право в качестве самостоятельной отрасли права. Правовая теория определяет, что правовое требование становится принципом только при условии, если оно отражает в целом свойство права и «пронизывает всю юридическую форму общественных отношений». [2]
Принципы пенитенциарного права объективны по своей природе и наполнению в силу их обусловленности закономерностями развития общества и системы исполнения наказаний.
Также, объективность принципов определяется их внутренним содержанием, т. е. основополагающие идеи, отражающиеся в них, обязательны к исполнению и реализации как в конкретной отрасли права, так и при реализации в правоприменительной деятельности. Их несоблюдение повлечет негативные последствия, которые проявляются в нарушениях прав и свобод граждан, что является высшей ценностью государства, в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации. Только на принципах, как на основополагающих началах, должна быть построена политика государства в области исполнения пенитенциарных наказаний, им обязаны соответствовать все нормы уголовно-исполнительного права.
Превалирующим источником формирования принципов уголовно-исполнительного права является уголовно-правовая политика государства и доктрина уголовного права. При этом следует учесть влияние на данную сферу в целом, во-первых, общеполитических принципов, во-вторых, принципов, на которых выстроена политика по борьбе с преступностью в стране, в том числе и принципов уголовной политики.
По отношению к юридическим принципам основополагающие требования пенитенциарной политики имеют определяющее значение, поскольку становление политизированных принципов находится в тесной взаимосвязи с перспективой развития общественных отношений, составляющих основу для изменений в области политики, в частности в сфере исполнения наказания, в виде лишения свободы. Будучи прямо определенными и закрепленными в законе, принципы уголовно-исполнительной политики, не изменяя и не теряя своей политической сущности, становятся правовыми, юридическими приобретают значительную стабильность и самостоятельное значение как элементы правовой системы. [3]
Принципами (лат. principium — основание) являются основополагающие установки, начала, базисы правовой системы. Существенной особенностью и преимуществом действующего УИК РФ является то, что в нем, в отличие от предшествовавших ему отраслевых законов, в частности ИТК РСФСР 1924, 1933 и 1970 гг., закреплена и четко сформулирована система принципов. Данные принципы берут свое начало из задач пенитенциарного законодательства, а те, в свою очередь прямо предопределены целями уголовно-исполнительного закона.
Современные реалии международной, общественной, государственной жизни закономерно выразились в нормативном закреплении принципов уголовно-исполнительного законодательства в качестве существенных начал, отправных идей, исходных положений, определяющих суть и содержание всего отраслевого законодательства, его задачи и цели, а также порядок реализации соответствующей системы норм. Применительно к принципам уголовно-исполнительной отрасли законодательства (права) существенными являются определенные требования. [4]
В основе принципов уголовно-исполнительного законодательства находятся нормы международно-правовых актов, в частности Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., а также общечеловеческие ценности, моральные устои общества, нравственные постулаты, закрепленные в законодательстве.
Изначально принципы пенитенциарного законодательства основаны на общих принципах права, принципах отраслей права, которые регулируют борьбу государства с преступностью, а также на принципах политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. В своем базисе система принципов уголовно-исполнительного законодательства основывается на правилах и установках обращения с осужденными, закрепленных в ратифицированных Российской Федерацией международно-правовых документах. [5]
Принципы — это сложная категория, обладающая объективными и субъективными признаками. Их объективность выражена в том, что они отражают существующие закономерности развития общества в целом, нарушение приводит к причинению значительного нравственного вреда государству, обществу, гражданину, нарушениям исконных прав и свобод человека.
Сегодня состояние уголовно-исполнительной системы, положение в области исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, вызывают глобальную озабоченность, что, в свою очередь, требует кардинальных мер организационного порядка, и в том числе серьезной корректировки уголовно-исполнительной политики. Правовая база в вопросах обеспечения основных направлений пенитенциарной политики требует совершенствования.
Главной проблемой реализации принципов в уголовно-исполнительном праве является несовершенство деятельности правоохранительных органов, а также наличие пробелов и коллизий в законодательстве. [6]
Для того, чтобы обеспечить достижение целей уголовно-исполнительного законодательства и задач оказания осужденным к лишению свободы помощи в постпенитенциарной адаптации представляется целесообразным повысить в исправительных учреждениях, вне зависимости от типа и режима, и воспитательных колониях профессиональный уровень воспитательной и психологической работы с осужденными, на основе принципов гуманизма и законности.
Согласно ч. 4 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, «Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей».
Следует отметить, что принятие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации разрешило многие вопросы, возникающие у мирового сообщества относительно уголовно-исполнительного законодательства России. Однако этого недостаточно, необходимо в практической деятельности следовать всем его предписаниям и стремиться к соответствию международным требованиям.
Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
СТ 8 УИК РФ
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Комментарий к Ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ
1. Принципы уголовно-исполнительного права определяют стратегию и направления развития, а также содержание и структуру как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих во время исполнения наказания, наконец, они отражают требования международных норм, относящихся к исполнению наказания и обращению с осужденными.
2. В теории государства и права принципы права принято подразделять на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.
Согласно данной классификации, к общеправовым принципам относятся принципы демократизма, законности и гуманизма.
К межотраслевым принципам относятся принципы равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.
Отраслевыми принципами называют принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, принцип соединения наказания с мерами исправительного воздействия.
3. В уголовно-исполнительной политике принцип демократизма выражается в том, что:
— уголовно-исполнительное законодательство выражает волю всех членов общества;
— в деятельности пенитенциарных учреждений участвуют различные общественные организации;
— уголовно-исполнительное законодательство исходит из равенства всех осужденных перед законом.
В уголовно-исполнительном законодательстве отсутствуют нормы, которые ставили бы в привилегированное положение кого-либо из осужденных или устанавливали бы какие-либо правоограничения в зависимости от социального положения, уровня образования, национальности.
Принцип демократизма проявляется также и в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, в судебном, ведомственном и общественном контроле, прокурорском надзоре за деятельностью пенитенциарных учреждений.
4. Законность — основополагающий принцип функционирования всей политико-правовой системы демократического правового государства, заключающийся в строгом и единообразном соблюдении всеми государственными и общественными организациями, а также гражданами законов и подзаконных актов.
Как общеправовой принцип он означает издание и строгое соблюдение правовых норм в соответствии с целями политики государства. Он предполагает всеобщность и единство законности, верховенство законов, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, обеспечение ресоциализации, соблюдение и охрану законов принудительной силой государства и т.д.
5. Уголовное наказание — это особая мера принуждения, выступающая в качестве реакции государства на совершенное преступление. Конечная же цель наказания — возвращение человека в общество в качестве правопослушного члена.
В основе применения этой меры лежит один из важных правовых принципов — гуманизм, что составляет нравственную основу уголовно-исполнительного права.
Гуманизм как принцип уголовно-исполнительного права есть совокупность идей о признании человека высшей ценностью в демократическом обществе и правовом государстве, обеспечивающая в условиях применения государственного принуждения таких задач, форм, средств и методов исполнения уголовного наказания, которые не имеют целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства осужденных.
6. Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.
Принцип равенства всех перед законом основывается на равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения.
Принцип равенства отражает необходимость распределения всех осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений:
— по гражданству (есть специальные колонии для иностранцев);
— полу (мужские и женские);
— возрасту (есть колонии для несовершеннолетних);
— тяжести совершенного преступления (колония строгого режима);
— судимости (колонии особого режима).
7. Принцип дифференциации обусловливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии.
8. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, т.е. в выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.
Индивидуальный подход означает выбор нужных именно данному осужденному мер воспитательного характера (зачисление в общеобразовательную школу, привлечение к профессиональному обучению, поручение какого-то дела и т.п.).
Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает, во-первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия.
9. Рациональность применения мер принуждения главным образом заключается, с одной стороны, в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны, в ее достаточности и соразмерности. Каждому виду наказания свойствен свой набор средств исправления осужденных, применяемых в конкретных условиях исполнения наказания.
10. Принцип стимулирования правопослушного поведения предполагает прежде всего применение правовых стимулов, регулирующих изменение условий содержания осужденных. Большое значение в стимулировании правопослушного поведения играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.
В то же время трудно переоценить роль труда в исправлении осужденных. Воспитательное значение общественно полезного труда емко и всесторонне. В труде познается его необходимость и воспитывается потребность в трудовой деятельности.
11. Соединение наказания с исправлением также является основополагающим принципом уголовно-исполнительного права. Наказание должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного. Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления каждого лица, совершившего преступление; тем самым проводится идея о возможности исправить каждого правонарушителя.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Но есть категория лиц с устоявшимися преступными наклонностями, и не всегда возможно их исправление. Исправительное воздействие представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.
Источники
Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.
Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.- CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
- Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
Игорь Романов — главный редактор с 20 летним стажем работы в ведущих компаниях Москвы.
Окончил РУДН в 1995 году.