Приостановили операции по расчетному счету что делать

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Приостановили операции по расчетному счету что делать". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Что делать при отмене приостановления операций по расчетному счету в электронном виде?

Пришла отмена приостановления операций по расчетному счету в электронном виде. Счет должника закрыт в 2012 году нужно ли распечатывать эту отмену и хранить в оригиналах решений о приостановлении?

Похожие вопросы по этой теме:

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Что делать при решении ФНС о приостановлении операций по счетам?

Здравствуйте! У нас ООО, ФНС приняло решение о приостановлении операций по счетам. Что необходимо нам делать в таком случае? Заранее спасибо.

Добрый день, спасибо за Ваш вопрос. Вы должны знать, что процедура приостановления операций по счету регулируется ст. 76 НК РФ и означает прекращение банком всех расходных операций, за исключением тех, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Зачисление поступивших денежных средств на счет производится без ограничений.

Ниже приведены случаи, в которых ИФНС может реализовать свое право на приостановление операций на счетах юридических лиц:

1) Организация или предприниматель не исполнили в срок требование об уплате налога, пени, штрафа. В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. Решение о приостановлении не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ). Эта же мера применяется для исполнения решения о взыскании процентов, поскольку согласно п. 10 ст. 68 НК РФ они взыскиваются по тем же правилам, что и налоги, пени и штрафы. Блокируются расходные операции на ту сумму, что указана в решении о приостановлении операций и в решении о взыскании. Платежи свыше данной суммы могут быть произведены.

2) Организация или предприниматель не представили налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока ее подачи. В такой ситуации инспекция вправе вынести решение о блокировке всех открытых счетов организации (предпринимателя). При этом сумма остатка денежных средств на счетах налогоплательщика роли не играет, заблокированы будут все денежные средства, находящиеся на счетах и поступающие на них (п. 3 ст. 76 НК РФ). Десятидневный срок на основании п. 6 ст. 6.1 НК РФ исчисляется в рабочих днях.

Крайний срок, по истечении которого налоговый орган не вправе выносить решение о приостановлении операций по счетам в банке, в настоящее время Налоговым кодексом не установлен (Письмо ФНС РФ от 09.02.2011 «Разъяснения по вопросу приостановления операций по счетам налогоплательщика за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество организаций»). Однако с 01.01.2015 данный срок ограничен тремя годами со дня истечения десятидневного срока (абз. 3 пп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

Налоговый орган получает дополнительное право заблокировать счет, если налогоплательщик в течение 10 дней после окончания установленного срока не исполнил обязанность по передаче квитанций о приеме направленных ему в электронной форме требований о представлении соответствующих документов, пояснений, уведомлений о вызове в налоговый орган (пп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона № 134-ФЗ).

Напомним, что с 01.01.2014 представление декларации по НДС на бумажном носителе не предусмотрено. Столичные налоговики в Письме от 12.03.2014 № 24-15/022540 разъясняют, что несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме грозит ответственностью в соответствии со ст. 119.1 НК РФ – в виде штрафа в размере 200 руб. При этом отмечается, что приостановление налоговым органом операций по счетам в банке за непредставление декларации по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не предусмотрено.

3) По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, в качестве которых выступает в том числе приостановление операций по счетам в банке (п. 1 ст. 76, пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Это все. По иным основаниям счет не может быть заблокирован.


Решение о блокировке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и направляется в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ). Копия решения передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Инспекция не вправе приостанавливать операции:

— по транзитным счетам, поскольку они не соответствуют признакам счета, указанным в п. 2 ст. 11 НК РФ. Транзитные счета открываются для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом независимо от волеизъявления организации (п. 2.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И, Письмо Минфина РФ от 16.04.2013 № 03 02 07/1/12722);

— по ссудным счетам, так как они используются для предоставления заемщикам и возврата ими денежных средств (кредитов). Ссудный счет не является счетом по смыслу договора банковского счета (п. 1 Информационного письма ЦБ РФ от 29.08.2003 № 4, Письмо Минфина РФ от 21.11.2007 № 03 02 07/1-497);

Как разблокировать счет

Блокировка счета отменяется решением налогового органа при наличии соответствующих оснований:

1) уплата организацией (индивидуальным предпринимателем) задолженности в бюджет или взыскание задолженности налоговым органом. Приостановление операций по счету снимается при получении инспекцией документов (их копий), которые подтверждают погашение недоимки (пеней, штрафов). Чтобы ускорить процесс разблокировки счетов, их можно предоставить в инспекцию самостоятельно вместе с заявлением о снятии приостановления операций. Принять решение об отмене своего решения инспекция должна не позднее одного дня, следующего за днем получения документов (п. 8 ст. 76 НК РФ);

2) предоставление декларации. Получив декларацию, инспекция обязана не позднее следующего рабочего дня вынести решение об отмене приостановления операций по банковским счетам (абз. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Если декларация была отправлена, но инспекция все равно заблокировала счета (например, при отправке декларации по почте), то рекомендуется подать заявление в ИФНС об отмене блокировки вместе с документами, подтверждающими своевременное направление декларации (например, почтовую квитанцию о направлении письма);

3) получение налоговым органом заявления от налогоплательщика-организации о разблокировке счетов. Право на разблокировку счетов возникает, если сумма денежных средств на счетах больше суммы, проставленной в решении о приостановлении операций (п. 9 ст. 76 НК РФ). Заявление подается в произвольной форме. В нем нужно указать счет, на котором достаточно денежных средств для погашения задолженности, и приложить подтверждающие документы (выписку банка). Также указываются счета, которые необходимо разблокировать. Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения заявления принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения суммы денежных средств, прописанной в решении налогового органа о приостановлении операций.

Читайте так же:  Некачественный ремонт телефона что делать

Не позднее рабочего дня, следующего за вынесением решения об отмене блокировки, налоговая инспекция направляет это решение в банк, а его копию – организации (предпринимателю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Если названные сроки будут нарушены, равно как в случае неправомерного приостановления операций, инспекция должна будет выплатить проценты за дни неправомерной блокировки счетов. Порядок начисления процентов прописан в п. 9.2 ст. 76 НК РФ: они начисляются за каждый календарный день нарушения срока в принятии решения об отмене блокировки и (или) за каждый день просрочки в передаче решения об отмене приостановления операций в банк. Если решение об аресте счета изначально было вынесено неправомерно, то проценты начисляются за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до дня получения банком решения об отмене приостановления операций.

Начисляются проценты на ту сумму денежных средств, которая непосредственно была заблокирована на счете, то есть которой организация не могла распоряжаться из-за неправомерных действий налоговиков, а не на сумму, указанную в решении.

В случае неправомерной блокировки счета в связи с неполучением налоговым органом декларации (то есть когда счета блокируются полностью) проценты следует начислить на те денежные средства, которые находились на заблокированных счетах.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций.

Когда инспекция не вправе блокировать счет

Проанализировав разъяснения контролирующих органов и судебные решения, можно обобщить информацию касательно случаев, когда инспекция не вправе блокировать счета.

Итак, блокировка счета может быть признана неправомерной в следующих ситуациях:

[3]

— непредставление в срок бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо Минфина РФ от 04.07.2013 № 03 02 07/1/25590);

— непредставление в срок налоговым агентом расчетов, предусмотренных ч. II НК РФ (п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57);

— наличие в представленной налоговой декларации ошибки, если она не является основанием для отказа в приеме декларации (например, неправильно указанный КПП) (Письмо Минфина РФ от 04.07.2013 №?03 02 07/1/25589);

— непредставление в срок сведений о среднесписочной численности (Постановление ФАС МО от 27.02.2009 № КА-А40/644-09);
неполучение инспекцией в срок декларации по вине почты или оператора телекоммуникационной сети (Постановление ФАС МО от 10.11.2010 № КА-А41/13633-10);

— подписание декларации неуполномоченным лицом (постановления ФАС УО от 06.05.2013 №?Ф09-3372/13 по делу №?А60-31906/12, от 19.10.2011 № Ф09-6635/11).

Следовательно, Вам надо понять, почему счет заблокирован и совершить необходимые действия для разблокировки счет,
Кроме того, Вы должны знать,, что если инспекция вынесла решение о приостановке операций по счетам неправомерно, его можно оспорить.

И помните, свои права нужно знать и уметь за них бороться.

Что делать, если ФНС заблокировала счет в банке

Федеральная налоговая служба имеет право заблокировать или приостановить операции по расчетному счету налогоплательщика. Ситуации, при которых это возможно, строго регламентированы Налоговым кодексом РФ. Однако, как необходимо действовать предпринимателю или организации и как разблокировать счет в банке заблокированный налоговой, в законах не сказано. Итак, что же делать в этой непростой ситуации? Мы подготовили инструкцию с примерами того, как можно быстро и без потерь выйти из подобной неприятности и возобновить деятельность. Ведь, начиная с 2014 года, открыть второй расчетный счет и перевести на него все операции у налогоплательщика не получится.

Налоговая заблокировала счет: причины и следствия

Право ФНС России заблокировать расчетный счет организации определено в статье 76 Налогового кодекса РФ, которая содержит исчерпывающий перечень причин, по которым банковские операции могут быть временно приостановлены:

  • юрлицо опоздало с предоставлением налоговой декларации в ФНС на 10 рабочих дней со дня окончания срока ее подачи (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • налоговый агент не представил расчет по форме 6-НДФЛ в ФНС в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока его подачи (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  • налогоплательщик не исполнил требование налоговой службы об уплате налога, страховых взносов, пени или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налогоплательщик, который в силу требований НК РФ обязан представлять отчетность в электронном виде, не передал в налоговую службу электронную квитанцию о приеме документа, полученного от ФНС в электронной форме в срок 6 дней с даты его получения (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Как следует из письма Минфина от 21.04.2015 N 03-02-08/22548, в число таких документов входят требования о представлении документов и о представлении пояснений, а также уведомления о вызове представителей организации в налоговую инспекцию.

Кроме того, операции по счету могут приостановить по причинам, указанным в пункте 10 статьи 101 НК РФ. Если в ФНС решат, что организация не исполняет решение, которое было принято по результатам камеральной или выездной проверки, по причине того, что совокупная стоимость его имущества по данным бухгалтерского учета меньше суммы недоимки, пеней и штрафов. Однако, в этом случае перед блокировкой счета орган ФНС должен вынести решение об обеспечительных мерах в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) всего имущества такого юрлица.

Сразу надо сказать, что Пенсионный фонд, ФСС и Росстат не имеют права блокировать банковские счета организаций и ИП. Равно, как и ФНС во всех остальных случаях нарушений налогового законодательства, таких как несвоевременное предоставление авансовых расчетов или бухгалтерского баланса. Нет права примеять эту меру и при непредоставлении расчета по страховым взносам. Правда, этот момент чиновники намерены изменить в ближайшем будущем: соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении.

Рассмотрим, как разблокировать счет в банке, заблокированный налоговой, у организации или ИП в разных ситуациях подробнее.

Блокировка расчетного счета за неисполнение требований налоговиков об уплате налога или страховых взносов

Эта причина предусмотрена пунктом 2 статьи 76 НК РФ, в котором сказано, что ФНС может ограничить банковские операции должника только в пределах суммы недоимки, требование об уплате которой ему было выставлено. Блокируются все банковские счета и с них списываются средства до полного погашения недоимки. В случае наличия остатков средств на нескольких заблокированных счетах допустимый лимит может быть превышен.

Пример : У организации возникла недоимка по налогу на прибыль в сумме 5 тысяч рублей, ей было выставлено требование на оплату 7 тысяч рублей с учетом пени. Был заблокирован расчетный счет налоговой, не один, а операции по всем банковским счетам этой организации, которых было три. На каждом из них был остаток в сумме 10 тысяч рублей. Таким образом, под арестом у ФНС оказались не 7 тысяч рублей, заявленные в требовании, а 21 тысяча рублей. Решить эту ситуацию можно только путем направления письменного заявления в ФНС до того момента, как недоимка будет списана со счетов в тройном размере.

Блокировка расчетного счета за несвоевременное представление декларации

Если налогоплательщик задержался со сдачей любой из деклараций, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, более чем на 10 дней, ФНС имеет право ограничить все операции по его банковским счетам. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 76 НК РФ, а также пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ. Это право у налоговиков есть только в отношении непредоставления налоговых деклараций, опоздание со всеми остальными отчетами к таким последствиям не приводит. Счет блокируется полностью, его владелец не может им распоряжаться в полной мере. Закон разрешает исключительно проводить платежи, связанные с трудовыми отношениями и уплатой налогов и сборов. Данные о таких платежах и их очередности приведены в таблице.

Читайте так же:  Как и где получить свидетельство о временном убежище

Платеж

Очередность платежа

По исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и о взыскании алиментов

По исполнительным документам о выплате выходных пособий, зарплаты по трудовым договорам и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности

По перечислению зарплаты работникам (а равно получение наличных денег для ее выдачи)

По поручениям ИФНС на перечисление в бюджет задолженности по налогам и сборам и поручениям ПФР или ФСС на перечисление страховых взносов

По исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований (например, о возмещении материального ущерба)

По уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней за их несвоевременную уплату и штрафов за нарушение налогового законодательства и законодательства об обязательном социальном страховании

Блокировка расчетного счета при отсутствии квитанции о приеме налогоплательщиком электронных документов от ФНС

Возможность ограничить операции в банке в случае непредставления в ФНС электронной квитанции о получении документов или требований действует с 1 января 2015 года. Соответствующие требования предусмотрены в статье 23 НК РФ. Налогоплательщики в шестидневный срок обязаны подтверждать получение от ФНС документов, высылаемых в их адрес. Электронная квитанция может быть отправлена в налоговую через телекоммуникационные каналы связи при получении следующих документов:

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в орган ФНС.

ФНС блокирует счет при непредставлении квитанции в течение 6 дней, однако, решение может быть вынесено в течение 10 дней после истечения этого срока. Поэтому у налогоплательщику остается время исправить оплошность и не допустить блокировку. Счет блокируется полностью. Допускаются обязательные платежи в такой же очередности, как при блокировке за отсутствие декларации.

Как разблокировать расчетный счет, заблокированный налоговой инспекцией

Действовать в случае приостановления операций по банковским счетам нужно оперативно, поскольку отсутствие возможности полноценно использовать финансовые ресурсы парализует хозяйственную деятельность организации или предпринимателя. Среди юристов и налоговых агентов распространена страшилка о том, что снять ограничения очень сложно и без помощи специалистов не обойтись. На деле все обстоит довольно просто. Важно адекватно отреагировать на ситуацию и действовать последовательно и без паники.

Схема действий в каждой из причин введения ограничений похожая. Потому что включает всего три важных шага. Результат прямо зависит от скорости и точности исполнения всех действий.

Шаг 1. Выяснение причины, по которой были введены ограничительные меры

В отделении банка, в котором открыт расчетный счет, нужно выяснить на основании какого именно решения ФНС были приостановлены операции. Работники кредитной организации должны сообщить дату и номер этого документа. После этого нужно подъехать в орган ФНС и по реквизитам решения уточнить, кем и за что оно было вынесено. Чаще всего решение доходит до адресата по специализированным каналам связи немного позже, чем в банк. Выяснение причины таких мер позволит сократить время на решение проблемы.

Шаг 2. Устранение причины

Когда причина, по которой наступили столь неприятные последствия, известна, нужно ее быстрее устранить. Если существовала недоимка по налогу, ее нужно погасить. Если была задержка с декларацией, отчет необходимо направить в ФНС. При отсутствии электронной квитанции, ее необходимо передать, одновременно исполнив все требования из документа, которого она касалась. Об устранении причин обязательно необходимо как можно скорее известить ФНС.

Если ограничительные меры связаны с несдачей отчета или сдачей его в неправильном формате (на бумаге вместо ТКС), то нужно оформить подключение к одному из спецоператоров связи для сдачи отчетности электронно.

Шаг 3. Информирование ФНС об устранении нарушения

Обычно разблокировка происходит в течение суток после того как инспекция получит деньги в бюджет либо требуемые отчеты или документы . Для гарантии можно обменяться с ФНС электронными документами (например, есть личный ключ или организация пользуется услугами специальных посредников) и проинформировать инспекцию о том, что нарушение устранено. Статьей 76 НК РФ установлены такие максимальные сроки снятия ареста со счетов налогоплательщика:

  • при недоимке — на следующий рабочий день после получения выписки банка об уплате налога и пеней по требованию;
  • при отсутствии декларации — на следующий рабочий день после предоставления декларации или расчета 6-НДФЛ либо документов, подтверждающих их подачу ранее по срокам;
  • при отсутствии квитанции о приеме электронных документов — на следующий рабочий день после передачи квитанции в ФНС и представления истребованных документов.

До введения специализированных каналов электронной связи разблокировка счетов занимала больше времени, потому что решение ФНС в банк о снятии ограничений доставлялось курьерами. Сейчас в отношениях ФНС с банками налогоплательщики не задействованы и обмен данными занимает считанные минуты. Кстати, если финмониторинг банка заблокировал счет юридического лица по другим причинам, например за подозрение в отмывании денег или финансировании терроризма, эта инструкция не поможет и алгоритм действий будет другим.

Возможные сложности

1. Недоимка погашена, а операции не возобновились

Разница во времени между совершением платежа и поступлением денежных средств в бюджет может достигать 3 дня. Ускорить процесс разблокировки можно путем представления в ФНС доказательств совершения уплаты налога. Это могут быть выписка из банка или оригинал платежного поручения с отметкой банка.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Счет заблокирован в одном банке, а другой банк отказал в открытии счета

До 2014 года при блокировке счета в одном банке можно было открыть другой счет и работать через него. Теперь банкам запрещено открывать новые расчетные счета тем ИП и организациям, у которых приостановлены операции по действующим счетам. Поэтому придется все равно устранять причину.

Может ли налоговая без уведомления организации заблокировать счета?

Вопрос:

У нас оплачены все налоги, но налоговая заблокировала счета, не уведомив нас, ссылаясь на задолженность. Может ли налоговая без уведомления организации заблокировать счета?

Ответ:

Законно ли решение о приостановлении операций по счетам, если инспекция не передала налогоплательщику копию этого решения ( п. 4 ст. 76 НК РФ)?

Согласно п. 4 ст. 76 НК РФ копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств передается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения им копии решения, в срок не позднее дня, следующего за днем его принятия.

В Налоговом кодексе РФ не указано, законно ли решение о приостановлении операций по счетам, если инспекция не передала налогоплательщику копию этого решения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, в которых одним из оснований отмены решения о приостановлении операций по счетам было признано то обстоятельство, что инспекция не передала налогоплательщику копию этого решения.

В то же время имеется постановление ФАС с выводом о том, что неполучение налогоплательщиком копии решения о приостановлении операций по счетам не является основанием для его отмены.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер в случаях, предусмотренных настоящим пунктом и пунктом 11 настоящей статьи. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.

Читайте так же:  Совмещение профессий должностей понятие порядок и условия

Приостановление операций по счетам в банке

В п. 10 ст. 101 НК РФ предусмотрены два вида обеспечительных мер:

— приостановление операций по счетам в банке.

К сожалению, в НК РФ не указано, что именно считать достаточными основаниями для приостановления операций по счетам в банке, вследствие чего на практике нередко возникают ситуации, когда налоговый орган, не имея на то оснований, блокирует расчетные счета организации. Что в этом случае она должна предпринять?

В соответствии со ст. 137 , 138 НК РФ налогоплательщик имеет право обжаловать решение о принятии обеспечительных мер, тогда оно может быть отменено вышестоящим налоговым органом или по решению суда. Самым логичным действием является обращение организации в арбитражный суд с требованием признать решение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по расчетному счету недействительным. Однако с учетом того, что арбитражный процесс занимает много времени, кроме заявления о признании недействительным решения налогового органа налогоплательщику целесообразно подать и заявление в суд о приостановлении действия решения о блокировке расчетных счетов.

Приведен перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам компании.

Основания для «заморозки» счета

Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам компании или ИП в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика изложен в п. п. 1 — 3 ст. 76 и пп. 2 п. 10 ст. 101 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), а именно:

Требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов относится к основанию для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам компании.

Требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов

[2]

Требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов — документ, которым налоговый орган уведомляет налогоплательщика о наличии у него недоимки , задолженности по пеням, штрафам, процентам, начисленным в соответствии с гл. 9 НК РФ, и необходимости уплатить их в установленный срок ( п. п. 1 , 8 ст. 69 НК РФ).

По общему правилу налогоплательщик должен исполнить требование (т.е. погасить задолженность) в течение восьми рабочих дней с даты его получения. Более продолжительный срок инспекция может установить, указав его в требовании ( п. 6 ст. 6.1 , абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Выставление требования означает, что налоговый орган начал процедуру принудительного взыскания налога, пеней, штрафа, процентов ( п. 1 , п. 8 ст. 45 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04).

Законно ли решение о приостановлении операций по счетам, если инспекция не передала налогоплательщику копию этого решения ( п. 4 ст. 76 НК РФ)?

Позиция 1. Невручение налогоплательщику копии решения о приостановлении операций по счетам является одним из оснований для его отмены

Постановление ФАС Московского округа от 20.05.2011 N КА-А40/4435-11 по делу N А40-85562/10-20-435

В качестве одного из оснований признания недействительным решения о приостановлении операций по счетам суд указал то обстоятельство, что налогоплательщику в нарушение п. 4 ст. 76 НК РФ не была передана копия этого решения. Суд разъяснил, что таким образом налоговый орган нарушил процедуру вынесения решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2009 N Ф04-1374/2009(1902-А46-34) по делу N А46-15309/2008

Суд отменил решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и отметил, в частности, что инспекция не представила доказательств получения обществом копий этого решения.

Позиция 2. Невручение налогоплательщику копии решения о приостановлении операций по счетам не является основанием для его отмены

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2012 по делу N А10-3116/2011

Суд установил, что инспекция заказным письмом направила предпринимателю по адресу, указанному в ЕГРИП, решение о приостановлении операций по счетам. Однако налогоплательщику оно вручено не было, поскольку письмо возвращено почтой по истечении срока хранения. Кроме того, налоговый орган предпринимал действия по вручению решения по известному ему адресу осуществления деятельности предпринимателя. Таким образом, инспекцией были исчерпаны имеющиеся возможности по вручению решения.

ФАС указал, что неполучение предпринимателем оспариваемого решения при исполнении инспекцией обязанности по направлению его налогоплательщику не является основанием для признания данного решения недействительным.

Обзор подготовлен специалистами Л инии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

Что делать, если банк приостановил операции по счету?

Приостановка операций по банковскому счету в наше время не редкость, особенно учитывая тот факт, что мир борется с терроризмом, а страна пытается поймать за руку нечестных предпринимателей. При этом, не особо задумываясь о том, что большинство этих предпринимателей с удовольствием платили бы налоги и спали спокойно, если бы на каждый выплаченный рубль заработной платы не приходилось оплачивать более 30 копеек различных сборов.

Но мы сегодня не о налогах, а о счетах, тем более что проблема давно стала нарицательной и требует внимания. Очень неприятно узнавать, что просроченный кредит или опоздание расчета с контрагентом происходит не по вине бездарности управляющего, а просто потому что банк приостановил производство операций по счету. Что делать и как с этим бороться? Разбираемся вместе с AllKredits.

Совет №1: не стоит писать отписки

Как правило, приостановление платежа сопровождается запросом из банка, который предполагает собой ответ от предпринимателя, полностью раскрывающий всю «завесу тайны» операции, сопровождающийся документальным подтверждением.

Большинство горе-бизнесменов в этот момент старается дать ответ поверхностно, чем не только не улучшает, но еще и усугубляет ситуацию. Подтверждающие документы желательно предоставить в срок и в полном объеме, а если таковой возможности не существует – объяснить ситуации наиболее уважительно.

Писать отписки точно не стоит, тем более не стоит их писать, если на предприятии есть что скрывать. Лучше всего в этот момент подключить юристов и налоговых консультантов, которые сумеют грамотно преподнести банку информацию.

Если же скрывать нечего, то ответ на запрос приобретает следующий алгоритм:

  • Получение письменного запроса;
  • Сборка комплекта запрашиваемых документов;
  • Пояснение по отсутствующим документам;
  • Ответ на запрос с помощью электронных средств связи и дублирование с помощью заказного письма или личного визита.

Самостоятельно приостановить операции по счету банк имеет право на 5 рабочих дней, далее это возможно только по решению суда или постановлению Росфинмониторинга.

Совет №2: оценка ситуации

Никто не запрещает предпринимателю иметь несколько открытых счетов, более того, ситуация обязывает предусмотрительного бизнесмена готовить себе альтернативные площадки даже в том случае, если тот чист перед законом.

Отсутствие ранее подготовленных путей отступления может вылиться в то, что после заморозки счета предприятие может оказаться в черном списке Центробанка, попадание гарантированно закроет возможность обращения в другие финансовые организации. Поэтому «запасной» счет, а лучше даже не один – стоит иметь заранее, чтобы иметь возможность продолжать работу, несмотря на неприятности с основным счетом.

Имея запасной аэродром, стоит задуматься и оценить, не выйдет ли дальнейшая борьба с банком дороже, чем «спуск дела на тормозах» и продолжение работы через другой банк. В большинстве случаев, если блокировка была обоснована, вернуть деньги не получится даже через суд.

Помимо этого, необходимо понять в связи с чем банком были предприняты подобные меры. Так, основными критериями для проверки являются:

  • Перечисление денег на личный счет в больших объемах;
  • Съем наличных более 100 000 руб. в месяц;
  • Минимальные сроки между зачислением средств и их дальнейшим движением;
  • Разница в НДС между поступающими и уходящими платежами.
Читайте так же:  Как в зарегистрировать брак с иностранцем в россии

Совет №3: возврат заблокированных средств

Возврат более чем сложен, но безвыходных ситуаций не бывает. Так, например, одним из вариантов при заблокированном дистанционном обслуживании может быть очное предоставление в банк платежек на оплату услуг или налогов.

И если в первом варианте отказ возможен, то не принять платежку на налоги финансовая организация просто не сможет, а значит, есть возможность за счет заблокированных средств поправить дела с налоговой.

Вернуть деньги можно и с помощью дружественного кредитора, который может подать в суд на предприятие. Однако это путь не быстрый. Но при наличии исполнительного листа банку будет просто некуда деваться. Кстати, такой исполнительный лист вполне можно «оформить» заранее и держать про запас, чтобы не терять времени при форс-мажоре.

В ином случае начинать необходимо с досудебной претензии, которая направляется электронно и дублируется Почтой России – письмом с уведомлением. Ответ на претензию должен расставить все точки на «и» дать примерное понимание того, что будет происходить дальше.

[1]

Если никакой причины не объявлено, а счет не разблокирован через двое-трое суток – в проблемах можно не сомневаться, осталось только выяснить их причину. Как правило, таковой является блокировка счета по 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Приостановление операций по расчетному счету

«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 7

Как показывает практика, приостановление операций по расчетным счетам налогоплательщика — один из самых действенных способов налоговиков добиться погашения недоимки и представления отчетности. Если такие действия чиновников незаконны, у организации только один путь — в суд. Какие промахи допускают инспекторы, блокируя счета? Как ускорить «разморозку» счета? Можно ли взыскать с инспекции убытки, причиненные незаконным приостановлением операций?

Оснований, по которым инспекция действительно вправе приостановить операции по расчетным счетам налогоплательщика, всего три.

Задолженность перед бюджетом

Наиболее часто встречающийся вариант — это приостановление операций с целью обеспечения исполнения обязанности уплатить налоги. Схема проста: налоговики выявляют задолженность (по налогам, сборам, пеням, штрафам) и фиксируют дату ее выявления в специальном документе, составляемом по форме, утвержденной в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected] Затем в течение трех месяцев налогоплательщику направляется требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа). Требование должно отвечать всем условиям, перечисленным в ст. 69 НК РФ. На его исполнение по общему правилу отводится 10 дней с даты получения (сроки, определяемые днями, исчисляются в рабочих днях согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Иной срок может быть указан в самом требовании. После истечения срока добровольной уплаты налога в случае непогашения задолженности инспекторы имеют в своем распоряжении два месяца, чтобы вынести решение о взыскании налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). О принятии такого решения налогоплательщик должен быть уведомлен в течение шести рабочих дней.

Основания для обжалования

Обеспечительные меры

Действие обеспечительных мер сохраняется до вступления в силу судебного акта, вынесенного по существу дела, либо до отмены их судом.

Ходатайство об обеспечительных мерах — самый эффективный и оперативный способ добиться разблокировки счетов. Но его можно применять, только если есть основания для обжалования решения о приостановлении операций. Если же налогоплательщик не имеет причин для оспаривания наличия задолженности, все процедурные моменты налоговики соблюли, но задолженность не была погашена по каким-либо причинам, что привело к «заморозке» счетов, единственный вариант — погасить задолженность. Конечно, можно дождаться, когда налоговый орган выставит поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему. Согласно п. 4 ст. 46 НК РФ такое поручение направляется в банк в течение месяца со дня принятия решения о взыскании. Однако, как показывает практика, налоговый орган не всегда спешит направить инкассовое поручение в банк. Поэтому налогоплательщики не застрахованы от ситуации, когда они сначала добровольно уплатят налог, а затем его сумму банк спишет по поручению налогового органа. В дальнейшем организация вправе обратиться к налоговикам с заявлением о зачете переплаты по налогу.

Предел приостановления

Рассмотрим еще один немаловажный момент, который появился в Налоговом кодексе с начала 2007 г. Общая концепция изменений в том, что приостановление операций по счетам должно лишь обеспечивать исполнение обязанности по уплате налога, но не должно необоснованно наносить ущерб организации. Так, например, в форме решения о приостановлении операций (Приложение 4 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected]) есть строка , в которой налоговики должны указывать сумму, подлежащую перечислению в соответствии с решением о взыскании. Причем в самом решении предписывается приостановить все расходные операции. Банкам в таких ситуациях нелегко сориентироваться. Минфин разъясняет, что, если размер задолженности приведен в решении о приостановлении операций, банк обязан приостановить расходные операции по счетам налогоплательщика только в пределах указанной суммы (Письма от 26.02.2008 N 03-02-07/1-74, от 12.07.2007 N 03-02-07/1-325).

Кроме того, из смысла п. 9 ст. 76 НК РФ следует, что если общая сумма денег, находящихся на заблокированных счетах, превышает задолженность перед бюджетом, налогоплательщик может подать в инспекцию заявление об отмене приостановления операцией по счетам, указав в нем те счета, на которых достаточно денег для погашения задолженности. В двухдневный срок должно быть принято решение об отмене приостановления в части разницы между имеющимися на счетах суммами над размером взыскиваемой задолженности. Согласитесь, идея замечательная — благодаря такой процедуре копеечная недоимка не парализует работу организации. Однако наверняка ее реализации будут мешать обычная нерасторопность и незаинтересованность налоговиков в скорейшем снятии запрета с расходных операций.

Порядок разблокировки

Пунктом 8 ст. 76 НК РФ установлено: приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога. Заметим, сроки получения информации о взыскании налога никак не регламентированы и не фиксируются, поэтому из такого, казалось бы, четкого правила мы получаем размытую норму, которая на практике может стать удобной для конкретного правоприменителя, поскольку позволяет затянуть отмену решения о приостановлении операций на неопределенный срок. Для налогоплательщика единственный выход — обжаловать бездействие налогового органа в суде. Так, например, в Постановлении от 23.05.2008 N КА-А40/4404-08 арбитры ФАС МО признали, что налоговому органу вполне достаточно двух месяцев, чтобы получить информацию о перечислении налога (в данном случае налог был уплачен добровольно). Однако решения об отмене приостановления операций были приняты спустя более года, в связи с чем суд признал незаконным бездействие налоговиков.

Другой, не менее важный момент — задержки в доставке исполнителю уже вынесенного решения об отмене приостановления операций. Так, порядок направления в банк решений налогового органа на бумажном носителе (см. Приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected]) предусматривает два варианта — заказным почтовым отправлением и лично представителю банка под расписку. Ни для кого не секрет, что четко спрогнозировать срок доставки конкретного почтового отправления очень сложно. Поэтому налогоплательщику лучше повлиять на ситуацию — взять в банке доверенность на получение решения об отмене приостановления операций, обратиться в инспекцию и взять «банковский» экземпляр решения об отмене приостановления. Такой порядок разрешил применять Минфин в Письме от 16.01.2008 N 03-02-07/1-16.

Читайте так же:  Права прописанных родственников не являющихся собственниками

Непредставление декларации

Самостоятельным основанием для принятия решения о приостановлении операций по счетам является непредставление в срок налоговых деклараций. Процедура в данном случае гораздо проще — если налогоплательщик не представит налоговую декларацию в срок, то в течение 10 дней по истечении установленного срока расходные операции по счетам будут заблокированы (п. 3 ст. 76 НК РФ). Естественно, что все счета блокируются полностью, что должно способствовать как можно более спешному составлению и представлению декларации. Решение об отмене приостановления выносится не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления декларации.

Пункт 3 ст. 76 НК РФ — еще одна вполне ясная правовая норма, не допускающая разночтений. Но старая поговорка про закон-дышло актуальна до сих пор. Неудивительно, что налоговики блокируют расчетные счета за то, что организации не представляют справки по форме 2-НДФЛ, не являющиеся декларациями, а также налоговую отчетность по налогам, которые они не обязаны уплачивать (например, по НДС при применении спецрежима). Совершенно очевидно, что действия инспекторов незаконны, но чтобы отстоять свои права, у налогоплательщика один путь — в суд (Постановления ФАС МО от 12.05.2008 N КА-А40/14711-07, ФАС СЗО от 05.06.2008 N А21-7850/2007).

Результаты налоговой проверки

Налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщика регулярно (камеральные — по каждой декларации) и периодически (выездные). По каждой из проверок может быть вынесено решение (о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности), которыми инспекторы доначисляют налог, а также предписывают уплатить пени и штрафы. Здесь налогоплательщика тоже может подстерегать приостановление операций.

Традиционный путь

По результатам налоговой проверки составляется акт и выносится решение. В решении о привлечении к ответственности указываются суммы недоимки, пени и подлежащий уплате штраф за совершение налогового правонарушения. В решении об отказе в привлечении к ответственности может быть указана сумма недоимки (если недоимка была выявлена при проверке) и пеней (п. 8 ст. 101 НК РФ). Данные решения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней после вручения налогоплательщику.

Камеральные проверки также подразумевают определенную процедуру. В частности, п. 3 ст. 88 НК РФ предписывает инспекторам сообщить налогоплательщику о выявлении в декларации ошибок или противоречий и потребовать внести в нее исправления. Арбитры ФАС МО, принимая Постановление от 28.04.2008 N КА-А40/3190-08, установили, что общество допустило техническую ошибку и не показало часть расходов. Однако у налоговиков никаких сомнений не возникло — они выявили недоимку, вынесли решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, что в итоге привело к приостановлению операций. Между тем налогоплательщик представил уточненную декларацию, согласно которой недоимки не было. Ее инспекция приняла без замечаний. Действия инспекции по взысканию с организации задолженности признаны неправомерными ввиду отсутствия самой задолженности.

Нововведения 2007 года

В то же время другие арбитры поддержали противоположную позицию. Она основана на фразе пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ: обеспечительными мерами могут быть приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 настоящего Кодекса. Из содержания п. 10 ст. 101 следует, что данные положения являются общими применительно к специальной норме — ст. 76 НК РФ. Поэтому во всяком случае приостановление операций не может быть вынесено ранее выставления требования об уплате налога. Данный вывод сделан в Решении Арбитражного суда Удмуртской республики от 26.09.2007 N А71-4671/2007, Постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2007 N 17АП-8439/2007-АК, ФАС УО от 03.04.2008 N Ф09-2050/08-С3. Суды признали неправомерными действия инспекции, приостановившей операции по счетам налогоплательщика сразу после принятия решения о привлечении его к налоговой ответственности.

Полагаем, что более обоснованной является первая из представленных точек зрения (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ отсылает только к порядку, установленному ст. 76 НК РФ, а не к основаниям (условиям), предусмотренным указанной статьей). Однако чью сторону займет арбитражный суд каждого округа, предсказать невозможно до формирования мнения ВАС.

Убытки, причиненные блокировкой счета

Закон дает право налогоплательщикам взыскивать с налогового органа убытки, причиненные вследствие его неправомерных действий (решений) или бездействия (п. 1 ст. 35 НК РФ). Гражданское законодательство придерживается аналогичных принципов: согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Под ущербом в силу ст. ст. 15 и 16 ГК РФ понимаются реальный ущерб и упущенная выгода.

Для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда. Сложность доказывания всех необходимых элементов обусловливает ничтожно малое количество удовлетворенных исков налогоплательщиков.

В связи с этим каждый спор, разрешенный в пользу организации, вызывает неподдельный интерес. В качестве примера предлагаем рассмотреть Постановление ФАС ДВО от 12.05.2008 N Ф03-А37/08-2/1457. Сначала общество добилось признания незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии мер по приостановлению действия решений о блокировке расчетных счетов (основание — несоответствие его Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). И уже в отдельном иске налогоплательщик попытался взыскать с инспекции убытки.

В качестве убытков организация заявила сумму процентов, уплаченных ею по займу, взятому специально для расчетов по заработной плате с работниками, трудовые договоры с которыми были расторгнуты (ввиду сезонности деятельности компании).

Видео (кликните для воспроизведения).

Размер ущерба предприятие доказало, представив договор займа с физическим лицом, платежное поручение. Факт выплаты заработной платы подтвердили платежные ведомости, расходные кассовые ордера, приказы, карточки счета 70. Материалы дела свидетельствовали, что необходимая для выплаты сумма находилась на заблокированном счете, и единственное, что мешало ею воспользоваться — незаконное бездействие налоговиков. Также налогоплательщик доказал, что он предпринял все возможные меры для воздействия на инспекцию — неоднократно направлял письма с просьбой отозвать решения о приостановлении операций, подал жалобу в вышестоящий налоговый орган. Привлечь денежные средства иным образом (и под меньший процент) было невозможно, поскольку предприятие находилось в процедуре банкротства (это повышает риск и увеличивает банковский процент). Добавим, что помимо убытков, с налогового органа были взысканы и судебные расходы организации (вознаграждение юриста).

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
  4. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
  5. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
Приостановили операции по расчетному счету что делать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here