Приватизация государственного и муниципального имущества в москве

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Приватизация государственного и муниципального имущества в москве". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Содержание

  • Закон г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы» (с изменениями и дополнениями)

    Информация об изменениях:

    Законом г. Москвы от 12 апреля 2017 г. N 12 в настоящий Закон внесены изменения

    Закон г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66
    «О приватизации государственного имущества города Москвы»

    С изменениями и дополнениями от:

    11 марта 2009 г., 7 июля 2010 г., 20 апреля 2011 г., 16 мая 2012 г., 5 июня 2013 г., 23 апреля, 16 июля 2014 г., 11 мая 2016 г., 12 апреля 2017 г., 5 июня 2019 г.

    См. постановление Московской городской Думы от 17 декабря 2008 г. N 336 «О Законе города Москвы «О приватизации государственного имущества города Москвы»

    Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного имущества города Москвы (далее — имущество города Москвы).

    Московская городская Дума

    17 декабря 2008 года N 66

    Закон г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы»

    Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования

    Часть 3 статьи 9 настоящего Закона вступает в силу после принятия закона города Москвы, устанавливающего перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена

    Статья 12 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2009 г.

    Текст Закона опубликован в газете «Тверская, 13» от 18 декабря 2008 г. N 151, от 23 декабря 2008 г. N 153, в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», декабрь 2008 г., N 71 (дата выхода номера в свет 19.12.08)

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Закон г. Москвы от 5 июня 2019 г. N 21

    Изменения вступают в силу с 13 июня 2019 г.

    Закон г. Москвы от 12 апреля 2017 г. N 12

    Закон г. Москвы от 11 мая 2016 г. N 20

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

    Закон г. Москвы от 16 июля 2014 г. N 46

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

    Закон г. Москвы от 23 апреля 2014 г. N 17

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

    Закон г. Москвы от 5 июня 2013 г. N 30

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

    Закон г. Москвы от 16 мая 2012 г. N 19

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

    Закон г. Москвы от 20 апреля 2011 г. N 15

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

    Закон г. Москвы от 7 июля 2010 г. N 32

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

    Закон г. Москвы от 11 марта 2009 г. N 2

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

    Постановление Правительства Москвы от 20 апреля 1999 г. N 350 «О проектах законов города Москвы «О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» и «О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» (с изменениями и дополнениями)

    Постановление Правительства Москвы от 20 апреля 1999 г. N 350
    «О проектах законов города Москвы «О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» и «О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве»

    С изменениями и дополнениями от:

    28 сентября 1999 г.

    Постановлением Правительства Москвы от 12 ноября 2002 г. N 936-ПП настоящее постановление снято с контроля

    Правительство Москвы отмечает, что принятая в 1995 году Программа приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве, утвержденная постановлением Московской городской Думы, показала свою жизнедеятельность и способствовала решению многих задач развития города. Отдельные положения московской программы вошли в новый Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». На его основе и с учетом опыта приватизации в Москве разработаны представленные Комплексом по экономической политике и имущественно-земельным отношениям законопроекты «О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» и «О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве».

    В целях совершенствования правовой базы по приватизации Правительство Москвы постановляет:

    1. Одобрить разработанные Комплексом по экономической политике и имущественно-земельным отношениям проекты законов города Москвы:

    — «О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» (приложение 1).

    — «О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» (приложение 2).

    2. Внести указанные законопроекты в установленном порядке на рассмотрение в Московскую городскую Думу.

    3. Московскому земельному комитету в срок до 1 января 2000 года разработать и утвердить:

    — методические подходы к оценке прав аренды земельных участков приватизируемых предприятий;

    — порядок определения размеров передаваемых в долгосрочную аренду земельных участков под объектами приватизации и процедуру передачи прав на такие участки.

    4. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы разработать и утвердить до 1 января 2000 года:

    — Положение о типовом паспорте объекта приватизации;

    — Типовое положение о распределении привилегированных акций среди членов трудового коллектива и лиц, приравненных к ним;

    Читайте так же:  Структура трудовых страховых пенсий понятие и значение

    — Положение о городской комиссии по приватизации;

    — Регламент работы комиссии по приватизации;

    — Положение о порядке приема, регистрации и рассмотрения заявки на приватизацию;

    — Примерный устав акционерного общества при 100% акционировании;

    — Порядок проведения инвентаризации и формирования имущественного комплекса при разработке плана приватизации;

    — Порядок определения и закрепления обременений приватизируемого предприятия и его имущественного комплекса;

    — Положение о статусе управляющего (руководителя) в переходной период.

    5. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы и Московским региональным отделением Федеральной комиссии России по рынку ценных бумаг до 1 октября 1999 года разработать и утвердить:

    — Методику мониторинга финансово-экономического состояния государственных унитарных предприятий;

    — Методику углубленного анализа финансово-экономического состояния предприятия в процессе подготовки плана приватизации;

    — Стандарты аудиторского заключения для государственных унитарных и арендных предприятий;

    — Формы финансово-экономической отчетности для государственных унитарных предприятий.

    6. Снять с контроля постановление Правительства Москвы от 7 апреля 1998 года N 281 «О Концепции приватизации государственной и муниципальной собственности в городе Москве на 1998-2000 годы и перечне объектов приватизации в 1998 году.»

    7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М.

    Премьер Правительства Москвы

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Постановление Правительства Москвы от 20 апреля 1999 г. N 350 «О проектах законов города Москвы «О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» и «О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве»

    Текст постановления официально опубликован не был

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Постановление Правительства Москвы от 28 сентября 1999 г. N 887

    Постановление Правительства Москвы от 20 апреля 1999 г. N 350 «О проектах законов города Москвы «О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» и «О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве»

    Постановление Правительства Москвы от 20 апреля 1999 г. N 350
    «О проектах законов города Москвы «О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» и «О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве»

    Правительство Москвы отмечает, что принятая в 1995 году Программа приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве, утвержденная постановлением Московской городской Думы, показала свою жизнедеятельность и способствовала решению многих задач развития города. Отдельные положения московской программы вошли в новый Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». На его основе и с учетом опыта приватизации в Москве разработаны представленные Комплексом по экономической политике и имущественно-земельным отношениям законопроекты «О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» и «О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве».

    В целях совершенствования правовой базы по приватизации Правительство Москвы постановляет:

    1. Одобрить разработанные Комплексом по экономической политике и имущественно-земельным отношениям проекты законов города Москвы:

    — «О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» (приложение 1).

    — «О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» (приложение 2).

    2. Внести указанные законопроекты в установленном порядке на рассмотрение в Московскую городскую Думу.

    3. Московскому земельному комитету в срок до 1 января 2000 года разработать и утвердить:

    — методические подходы к оценке прав аренды земельных участков приватизируемых предприятий;

    — порядок определения размеров передаваемых в долгосрочную аренду земельных участков под объектами приватизации и процедуру передачи прав на такие участки.

    4. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы разработать и утвердить до 1 января 2000 года:

    — Положение о типовом паспорте объекта приватизации;

    — Типовое положение о распределении привилегированных акций среди членов трудового коллектива и лиц, приравненных к ним;

    — Положение о городской комиссии по приватизации;

    — Регламент работы комиссии по приватизации;

    — Положение о порядке приема, регистрации и рассмотрения заявки на приватизацию;

    — Примерный устав акционерного общества при 100% акционировании;

    — Порядок проведения инвентаризации и формирования имущественного комплекса при разработке плана приватизации;

    — Порядок определения и закрепления обременений приватизируемого предприятия и его имущественного комплекса;

    — Положение о статусе управляющего (руководителя) в переходной период.

    5. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы и Московским региональным отделением Федеральной комиссии России по рынку ценных бумаг до 1 октября 1999 года разработать и утвердить:

    — Методику мониторинга финансово-экономического состояния государственных унитарных предприятий;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — Методику углубленного анализа финансово-экономического состояния предприятия в процессе подготовки плана приватизации;

    — Стандарты аудиторского заключения для государственных унитарных и арендных предприятий;

    — Формы финансово-экономической отчетности для государственных унитарных предприятий.

    6. Снять с контроля постановление Правительства Москвы от 7 апреля 1998 года N 281 «О Концепции приватизации государственной и муниципальной собственности в городе Москве на 1998-2000 годы и перечне объектов приватизации в 1998 году.»

    7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М.

    Премьер Правительства Москвы

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Постановление Правительства Москвы от 20 апреля 1999 г. N 350 «О проектах законов города Москвы «О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» и «О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве»

    Текст постановления официально опубликован не был

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Постановление Правительства Москвы от 28 сентября 1999 г. N 887

    Развитие законодательства Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества

    Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство о приватизации содержит как гражданско-правовые, так и административно-правовые нормы, определяющие частные и публичные отношения отдельных лиц. Кроме того, законодательство о приватизации содержит также нормы, регулирующие иные виды отношений: финансово-бюджетные отношения (в части определения нормативов и порядка распределения поступивших от приватизации денежных средств), отношения в части использования объектов культурного или социально-бытового назначения и т.д. Означает ли это, что законодательство о приватизации можно выделить в какую-то особенную категорию?

    Читайте так же:  Договор между управляющей компанией и собственником жилья

    Очевидно, что в данном случае можно говорить только о комплексном характере законодательства о приватизации, содержащего нормы гражданского, административного, финансового, земельного и иных отраслей права. Каждое из правоотношений, возникающих при приватизации государственного имущества, можно отнести к той или иной отрасли права, но даже все вместе они не составят что-либо целостное и системное.

    Далее хотелось бы проследить, как в соответствии с вышеупомянутыми законами как изменяются основные понятия и категории приватизации государственного и муниципального имущества.

    Под субъектами приватизации понимаются участники, между которыми возникают определенные общественные отношения. В юридической литературе распространено мнение о существовании особых «приватизационных правоотношений» 2 . В качестве субъектов указанных отношений выступают, с одной стороны — собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, т.е. продавцы имущества, а с другой стороны — лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.

    Собственниками государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург). Отметим, что в отличие от государства СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности — федеральная и собственность субъектов

    РФ. Муниципальная собственность — самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст.8 Конституции РФ).

    Право собственности от имени РФ, субъектов РФ осуществляют органы власти, действующие в пределах своей компетенции. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, действующее на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. №691. Т.е. права собственника осуществляет Правительство РФ.

    В соответствии с Закона о приватизации 2001 г. функции продавца федерального имущества по специальному поручению Правительства РФ от его имени могут осуществлять специализированные государственные учреждения.

    Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества.

    Исключение из числа покупателей унитарных предприятий понятно — в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности.

    Вместе с тем запрет приобретать предприятия как имущественные комплексы акционерным обществам с долей государственного участия в акциях, например, в 26 процентов вряд ли оправданно. Ведь акционерные общества действуют на основе частной собственности. Соответственно, на мой взгляд, они должны участвовать в приватизации и приобретать приватизируемое имущество.

    В отличие от ранее действовавшего Закон 2001 г. не требует обязательного декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности.

    Таким образом, можно констатировать, что государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые могут участвовать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества.

    Действующее законодательство о приватизации в качестве основного объекта приватизации определяет государственное и муниципальное имущество. При чем под имуществом, подлежащим приватизации, понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных предприятий, находящихся в государственной собственности акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

    Закон о приватизации 2001 г. вводит понятие «стратегические предприятия и акционерные общества». К таковым относятся федеральные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых (часть акций) принадлежит РФ, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ утверждается указом Президента РФ на основании представления Правительства РФ. Приватизация стратегических предприятий и акций стратегических акционерных обществ возможна только после принятия решения Президента РФ об исключении унитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических акционерных обществах. Акции открытого акционерного общества «Газпром», РАО «ЕЭС России», а также являющимися субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок включаются в прогнозный план (программу) приватизации на основании федерального закона.

    Существует имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Например, приватизации не подлежит имущество организаций федеральной почтовой связи. Иногда определенное имущество приватизируется в особом порядке, например, приватизируемые объекты культурного наследия с обременениями, возлагаемые на покупателя в виде соблюдения охранных обязательств.

    Закон о приватизации 2001 г. ввел понятие — прогнозный план (программа) приватизации. По своей юридической природе прогнозный план (программа) приватизации не является нормативным правовым актом, это — акт планирования приватизации объектов государственной собственности на предстоящий год. Прогнозный план содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. Здесь указывается также характеристика федерального имущества, предполагаемые сроки приватизации.

    Закон о приватизации 2001 г. наряду со способами приватизации, предусмотренными прежним законом, установил новые, которые прежнему законодательству известны не были. Новыми способами приватизации являются:

    • · продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    • · продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
    • · продажа имущества посредством публичного предложения
    • · продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены.

    В ныне девствующем Законе о приватизации 2001 г. законодатель не только отказался определять конкурсные условия как «социальные», но и соответствующим образом «откорректировал» их содержание. В Законе уже не говорится о создании дополнительных рабочих мест, о сохранении существующей системы охраны труда, о мероприятиях по охране окружающей среды и здоровья граждан. В качестве относительно позитивной новации следует отметить условие проведения реставрационных, ремонтных и иных работ отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в случаях приватизации таковых.

    Как уже было отмечено, федеральные унитарные предприятия железнодорожного транспорта включаются в прогнозный план (программу приватизации) на основании федерального закона и что приватизация производится только способами, предусмотренными Законом о приватизации 2001 г. Полномочия дополнять способы приватизации в угоду чиновникам от железнодорожного транспорта не предоставлялись.

    Читайте так же:  Минимальный размер алиментов на ребенка и прожиточный минимум

    Однако Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусматривает, по существу, новый способ приватизации — изъятие имущества у действующих унитарных предприятий и передачу его на основе сводного передаточного акта созданному ОАО «Российские железные дороги». Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал акционерного общества, в отношении их кредиторов и должников передаются ОАО на основе сводного передаточного акта, путем уступки требований и перевода долгов.

    Выкупать арендуемые площади стало проще

    В июле были внесены изменения в закон №159-ФЗ, по которому любой предприниматель имеет право выкупить помещение, арендуемое у государства.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 года №159-ФЗ предусматривает право предпринимателей стать собственниками помещений, которые они арендуют у государства. Причем прописанные в законе условия приобретения недвижимости – весьма и весьма комфортные, что делает этот закон едва ли не единственной по-настоящему действенной мерой поддержки малого и среднего бизнеса.

    Закон вступил в силу 5 августа 2008 года. Тогда он назывался так: «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

    А теперь название даже название у закона иное. Да и вообще, за прошедшие десять лет он неоднократно претерпевал изменения, поскольку оказался не идеальным с точки зрения законодательной техники: практика выявила в нем достаточно существенные пробелы и противоречия.

    3 июля 2018 года вступил в силу седьмой по счету закон о внесении поправок в закон №159-ФЗ. Роман Речкин, старший партнер ИНТЕЛЛЕКТ-С, рассказывает об актуальных аспектах льготной приватизации арендуемых помещений.

    1. Выкуп арендуемых помещений по закону №159-ФЗ перестал быть временным.

    «Малая приватизация» задумывалась как временная мера поддержки малого и среднего бизнеса. В момент вступления закона в силу срок его действия составлял всего два года – до 1 июля 2010 года.

    В дальнейшем этот срок продлевался трижды – сначала на три года (до 1 июля 2013 года), потом еще на два (до 1 июля 2015 года) и снова на три (до 1 июля 2018 года).

    И вот, наконец, в июле 2018 года ограничение действия закона по времени было отменено. Закон №159-ФЗ стал действующим бессрочно.

    2. Федеральное имущество отныне тоже можно приватизировать.

    До сих пор предприниматели могли выкупить только те из арендуемых помещений, которые находятся в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Это прямо следовало не только из положений закона №159-ФЗ, но и из его названия.

    Однако внесенные в июле 2018 года изменения в закон исключают из его названия и статей слова о собственности субъектов РФ. Отныне малый и средний бизнес может на льготных условиях приобрести не только муниципальное, но и федеральное имущество.

    3. Срок аренды, дающий право на выкуп помещения, теперь отсчитывается с момента подачи предпринимателем заявления о выкупе.

    Как уже говорилось выше, в первой версии закона №159-ФЗ льготная приватизация арендуемых помещений устанавливалась как временный институт и, возможно, поэтому была привязана к дате начала действия закона. Право на выкуп предоставлялось предпринимателям только в том случае, если арендуемое имущество непрерывно находилось в их временном владении и (или) пользовании как минимум в течение трех лет до дня вступления закона в силу, то есть до 5 августа 2008 года. Таким образом, если договор аренды был заключен 6 августа 2005 года или позже, то предприниматель в принципе не мог подать заявку на выкуп помещения, даже если с момента начала аренды прошло более трех лет.

    За прошедшие десять лет это положение закона не раз перерабатывалось. В частности, законодатель сократил необходимый период пользования помещением с трех лет до двух. Однако начальным днем этого периода по-прежнему служила конкретная дата, которую законодатель тоже менял не однажды. Порочен был сам принцип зависимости начала срока аренды от определенного, прописанного в законе дня, поскольку он искусственно ограничивал право предпринимателей на выкуп арендуемой недвижимости.

    И только в июле 2018 года ситуация стала кардинально иной: по новым правилам, предприниматель может приватизировать помещение, которым непрерывно пользуется как минимум в течение двух лет на момент подачи заявления о выкупе. Такой подход дает арендатору возможность воспользоваться правом на приватизацию в будущем, если в настоящее время он не может приобрести арендуемое помещение.

    4. У арендаторов-«отказников» появился второй шанс.

    Если предприниматель не стал заключать договор купли-продажи арендуемого помещения или не подписал присланный ему договор в течение тридцати дней с момента его получения, он лишается преимущественного права на выкуп. Такое правило действовало все десять лет существования закона №159-ФЗ.

    Но благодаря внесенным в закон поправкам арендаторы, отказавшиеся от покупки или вовремя не подписавшие документы, вновь могут воспользоваться возможностью льготной приватизации. Если предприниматель продолжает арендовать помещение, то может направить его собственнику заявление о выкупе.

    5. При выкупе арендуемого помещения предпринимателям предоставляется рассрочка на срок не менее пяти лет.

    Предприниматель, решивший выкупить арендуемое помещение, сам выбирает порядок оплаты – единовременно или в рассрочку, а также предпочтительный для него срок рассрочки в предусмотренных законом пределах.

    Срок рассрочки устанавливается нормативным правовым актом Правительства РФ (для федерального имущества), законом субъекта РФ (для собственности области), муниципальным правовым актом (по муниципальному имуществу) и не может быть менее пяти лет. Например, в Свердловской области срок рассрочки при оплате выкупаемого областного имущества и имущества, принадлежащего городу Екатеринбургу, составляет семь лет, в Нижнем Новгороде и Москве – пять лет. В Пермском крае, Челябинской и Новосибирской областях специальный срок рассрочки, по данным на июль 2018 года, не установлен – то есть составляет те же пять лет.

    6. Инициатором приватизации может быть как собственник арендуемого помещения, так и предприниматель-арендатор.

    С учетом июльских изменений закон №159-ФЗ предусматривает два принципиально разных подхода к «малой приватизации»: (1) общий порядок выкупа арендуемых помещений – по инициативе собственника, (2) два «специальных» порядка выкупа – по инициативе предпринимателя.

    Общий порядок выглядит так:

    • «Наверху» принимается решение об условиях приватизации государственного или муниципального имущества.
    • Уполномоченный орган направляет арендатору копию решения, предложение о заключении договора купли-продажи помещения и проект этого договора.
    • Предприниматель подписывает договор купли-продажи в течение тридцати дней с момента получения предложения – конечно, в том случае, если собирается приобрести арендуемое помещение.
    Читайте так же:  Какие документы нужны для получения временной прописки

    Однако общий порядок льготной приватизации, при всей его простоте, имеет один существенный недостаток, за десять лет «жизни» закона проявившийся достаточно ярко: субъекты РФ и муниципалитеты не горят желанием продавать свое имущество предпринимателям. Поэтому законодателю пришлось ввести два «специальных» порядка выкупа, благодаря которым предприниматель может приобрести арендуемое помещение, не дожидаясь предложения собственника.

    Условия приватизации в рамках «специального порядка №1»:

    • На день подачи предпринимателем заявления о выкупе арендуемое помещение находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение двух и более лет, что подтверждается договором аренды.
    • Отсутствует задолженность по арендной плате.
    • Арендуемое помещение не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу.
    • На момент заключения договора купли-продажи сведения о предпринимателе (ИП или юридическом лице) не исключены из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Условия приватизации в рамках «специального порядка №2»:

    • На день подачи предпринимателем заявления о выкупе арендуемое помещение находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение трех и более лет, что подтверждается договором аренды.
    • Арендуемое помещение включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу, в течение как минимум пяти лет до дня подачи этого заявления.

    ***
    Подытоживая, отметим, что сейчас государство все чаще говорит о необходимости стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Создаются фонды поддержки предпринимателей, функционирует Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством Игоря Шувалова, а при Председателе Совета Федерации работает Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

    К сожалению, вся эта бурная деятельность имеет мало общего с реальной помощью. Меры, которые принимаются на федеральном и региональном уровне, как правило, декларативны и большинству предпринимателей недоступны.

    Тем ценнее, что закон №159-ФЗ действительно предусматривает льготные условия приобретения недвижимости. Воспользоваться правом выкупа арендуемого помещения могут большинство предпринимателей. Фактически, закон предполагает предоставление малому и среднему бизнесу товарного кредита в виде рассрочки на срок не менее пяти лет с оплатой за пользование в размере 1/3 ключевой ставки ЦБ РФ (7,25 % годовых по данным на лето 2018 года).

    Знайте свои права и пользуйтесь ими. Это в ваших же интересах.

    Источник: журнал «Деловой квартал»

    РАСПОРЯЖЕНИЕ Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы от 29.05.2000 n 1894-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О ГОРОДСКОЙ КОМИССИИ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ, РЕГЛАМЕНТОМ РАБОТЫ ГОРОДСКОЙ КОМИССИИ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ, ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВКИ НА ПРИВАТИЗАЦИЮ)

    ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
    ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
    ГОРОДА МОСКВЫ
    РАСПОРЯЖЕНИЕ
    от 29 мая 2000 г. N 1894-р
    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
    Во исполнение п. 4 постановления Правительства Москвы «О проектах законов города Москвы «О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» и «О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве» от 20.04.99 N 350:
    1. Утвердить:
    — Положение о Городской комиссии по приватизации (приложение 1);
    — регламент работы Городской комиссии по приватизации (приложение 2);
    — Положение о порядке приема, регистрации и рассмотрения заявки на приватизацию (приложение 3);
    — паспорт объекта приватизации (унитарного предприятия) (приложение 4).
    2. Считать утратившим силу распоряжение Департамента «Об образовании Городской комиссии по приватизации» от 10.10.96 N 3007-р.
    3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя руководителя Департамента Авекова В.В.
    Руководитель Департамента
    О.М. Толкачев

    Основы законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества

    Согласно Федеральному закону № 178-ФЗ (от 21.12.2001 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

    Законодательство о приватизации является комплексным (частно-публичным), хотя во многом оно носит ярко выраженный административно-правовой характер.

    Вопросы приватизации — сфера совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Отметим, что Закон о приватизации (ст. 4) не включает в состав законодательства о приватизации правовые акты муниципальных образований. В силу п. 3 ст. 4 приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством о приватизации.

    Законодательство о приватизации формируется и по другим критериям (по отраслям экономики, группам предприятий, регионам, конкретным объектам). Например, региональные особенности приватизации государственного имущества в г. Москве и Московской области получили закрепление в указах и распоряжениях Президента РФ.

    В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые физические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — несобственников. Однозначно можно сказать, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

    В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1) имущественные комплексы унитарных предприятий, причем совместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. ст. 11, 27 и 28 Закона о приватизации);

    2) отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими земельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);

    3) акции открытых акционерных обществ (ст. ст. 19, 22, 26 Закона о приватизации);

    4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);

    5) земельные участки (ст. ст. 28, 30, 34, 36 Земельного кодекса РФ);

    6) жилые помещения (ст. ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

    [2]

    Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находящегося в публичной собственности недвижимого имущества.

    Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    — преобразование крупных и средних государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (с последующей продажей их акций либо с сохранением их за публичным собственником путем создания хозяйственных обществ с государственным участием или «компаний одного лица»);

    Читайте так же:  Сосед сливает канализацию на улицу что делать

    — аукционная продажа мелких имущественных комплексов или отдельных объектов недвижимости, в том числе объектов незавершенного строительства, а также акций открытых акционерных обществ;

    — иные формы продажи имущества (по конкурсу, посредством публичного предложения или без объявления цены, а также приобретение акций их доверительным управляющим, исполнившим условия соответствующего договора);

    — внесение относящегося к публичной собственности имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ.

    Особенности приватизации государственного и муниципального имущества

    Последние изменения: Июнь 2019

    На завершающем этапе перестройки появилось новое явление, предполагающее передачу государственного имущества в частные руки. Передача госпредприятий в собственность частных лиц началась с 1990 года, а в полную силу новые постановления заработали двумя годами позже. Приватизация государственного и муниципального имущества включает гораздо более широкое применение, чем просто перевод жилья в личную собственность.

    Приватизируют и частные лица, и организации, а в собственность передают объекты нежилого фонда и иные виды имущества, за исключением тех ситуаций, когда не предусмотрено иного собственника (например, оружие, боевая техника и т.д.)

    Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам

    В зависимости от вида имущества, различают следующие виды приватизации:
      жилой недвижимости для граждан, зарегистрированной в ней; земли (на возмездной или безвозмездной основе) при наличии права на бессрочное владение или пожизненно наследуемое; предприятий и имущества с уплатой при переоформлении определенной суммы (иногда совсем небольшой) частными лицами и организациями (акционерными обществами открытого и закрытого типа, другими предприятиями, возникшими из совхозов и промышленных производств.

    Для чего нужна приватизация имущества

    С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

    Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

    Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:

      повышения эффективности работы или использования объектов; снижение зависимости от бюджета страны; увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений; ликвидация долговых обязательств за счет покупателей; работа по снижению доли монополий; стимулирование рынка кредитования.

    Как приватизируется государственная или муниципальная собственность

    Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:

    1. С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
    2. Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
    3. Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
    4. При конкурсной реализации акций таких предприятий.
    5. Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
    6. Через торги на бирже.
    7. При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
    8. Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.

    Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.

    Порядок действий

    В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.

    Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:

    1. Этап планирования будущих мероприятий.
    2. Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
    3. Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
    4. Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.

    [1]

    Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.

    Особенности передачи муниципальной собственности

    Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.

    Однако при приватизации муниципального объекта есть некоторые отличительные особенности:

    1. Из муниципальной собственности чаще всего переоформляется жилой объект. Заключая договор найма, граждане затем вправе использовать свое право на однократное проведение бесплатной приватизации муниципального жилья. Объектов недвижимости из госфонда меньше, поэтому встречаются они реже. Есть ряд категорий недвижимого имущества, не подлежащего приватизации в принципе (например, жилье в военных городках).
    2. При сравнении стоимости объектов выявляется большая стоимость имущества, принадлежащего государству. Менее дорогие и значимые объекты находятся в распоряжении муниципалитета. По этой причине из доступных способов приватизации часто применяют аукционные торги.
    3. Большинство земель, относимых к категории сельскохозяйственного назначения отданы в распоряжение муниципалитета или сельского округа. Государственный фонд такой недвижимости находится в распоряжении области. Чтобы переоформить надел, относимый к категории сельхозназначения, нужно выполнить ряд требований, установленных властями местного уровня. Читайте : как оформить земельный па в собственность.

    В наши дни приватизация остается одним из способов получения собственности, которая все еще остается в ведомстве государственной и муниципальной власти.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

    Источники


    1. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.

    2. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.

    3. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.
    4. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.
    5. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
    Приватизация государственного и муниципального имущества в москве
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here