Приватизация муниципального имущества основные способы

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Приватизация муниципального имущества основные способы". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Глава III. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества (ст.ст. 11 — 17)

Глава III. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

>
Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава IV. Способы приватизации государственного и муниципального имущества (ст.ст. 18 — 26)

Глава IV. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

>
Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Приватизация муниципального имущества основные способы

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.А. Способы приватизации муниципального имущества // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/12/25316 (дата обращения: 01.04.2019).

В условиях рыночной экономики именно приватизация имущества является одним из наиболее важных элементов укрепления местной экономики. Доходы от приватизированной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Приватизация собственности как один из важных элементов управления муниципальной собственностью, осуществляется на основе возможной передачи собственности в распоряжение физических и юридических лиц. Это позволяет развивать производство, создавать рабочие места, поддерживать уровень здоровой конкуренции, увеличение базы налоговых доходов.

В случае если собственник не исполняет обязательства указанные в договоре, нарушает сроки исполнения обязательств по договору, то договор купли продажи расторгается по соглашению сторон или же согласно решению суда. Указанное в договоре имущество возвращается муниципалитету, а все полномочия покупателя в отношении данного имущества прекращаются. С покупателя может быть взыскана неустойка, а так же все понесенные убытки, причиненные неисполнением договора, в размере который не покрыла неустойка.

Внесение муниципального имущества как вклад в уставной капитал открытого акционерного общества;
Внесение муниципального имущества может быть осуществлено, в случае если акционерное общество в соответствии с действующим законодательством приняло решение об увеличении уставного капитала по средствам размещения дополнительного количества акций, оплата которых и будет осуществляться муниципальным имуществом, а так же правами, принадлежащими муниципальному образованию.

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация — отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Читайте так же:  Сколько особенностей имеет процедура приватизации муниципального имущества

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — голосов) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

Приватизация муниципальной собственности (стр. 1 из 2)

ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет»

Чебоксарский политехнический институт (филиал)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Муниципальное управление» вариант № 27 «Приватизация муниципалной собственности» Выполнил: студент 3 курса заочной формы обучения шифр специальности: 080507 (СПО) учебный шифр:1507187 Долгова Н.В Проверил: Купирова Ч.Ш Чебоксары — 2010

1.Приватизация муниципальной собственности……………………………3

1.1. Способы приватизации муниципального имущества…………………3

1.2. Отчуждение земельных участков…………………………………………7

1.3. Особенности приватизации объектов культурного наследия………. 7

1.4. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения…………………………………………..8

Список используемой литературы…………………………………………. 10
1.Приватизация муниципальной собственности.

1.1. Способы приватизации муниципального имущества.

Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Пункт 4 статьи 20 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяется населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Приватизация является структурным элементом государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы.

Основной целью приватизации является повышение эффективности использования собственности.

Приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренные Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.

2) продажа муниципального имущества на аукционе;

На аукционе продается муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

Аукцион является открытым по составу участников.

Передача муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию.

Специализированный аукцион является открытым по составу участников.

4) продажа муниципального имущества на конкурсе;

На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Право приобретения муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Конкурс является открытым по составу участников.

Договор купли-продажи муниципального имущества включает в себя порядок выполнения победителем конкурса условий конкурса.

Указанный договор должен устанавливать порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств.

Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается в муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.

Читайте так же:  Бывший муж платит маленькие алименты что делать

5) продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;

Продажа муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Публичное предложение о продаже муниципального имущества является публичной офертой.

При продаже муниципального имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано муниципальное имущество (цена отсечения).

При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.

При продаже муниципального имущества посредством публичного предложения нормативная цена составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона.

Право приобретения муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.

6) продажа муниципального имущества без объявления цены;

Продажа муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

7) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ ;

Внесение муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено если открытое акционерное общество в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав).

1.2. Отчуждение земельных участков.

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:

— находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

— занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у муниципального образования указанные земельные участки.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

[2]

1.3. Особенности приватизации объектов культурного наследия.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ пункт 1 статьи 13 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 1.1

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 5 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

6) утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ;

Информация об изменениях:

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 9 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 10 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ в пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.

Читайте так же:  Как начисляется неустойка по алиментам

В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

В случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

ВОПРОС 14. ПРИВАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА (ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ)

Приватизация муниципального имущества— возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований в собственность физических или юридических лиц.

Основные принципы приватизации муниципального имущества:

· Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления.

· Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических или юридических лиц исключительно на возмездной основе.

· Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Покупателями муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.

Используются следующие способы приватизации муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

6) продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;

7) продажа муниципального имущества без объявления цены;

8) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

9) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

По существу все перечисленные в Законе способы приватизации могут быть сведены к:

— преобразованию крупных и средних муниципальных унитарных предприятий в ОАО;

— иным формам продажи;

— внесению имущества, находящегося в публичной собственности в качестве вклада, в уставные капиталы хозяйственных обществ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9441 —

| 7324 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

В результате изучения данной главы студент должен:

  • • понятие приватизации и способы се проведения;
  • • объекты, подлежащие приватизации, и субъектов, участвующих в данных правоотношениях;
  • • различать способы проведения приватизации;
  • • определять правовые характеристики объектов, подлежащих приватизации;
  • • формировать документы, сопровождающие приватизацию;
  • • нормативно-правовым материалом, регулирующим приватизацию государственного или муниципального имущества;
  • • различием в полномочиях лиц, участвующим в приватизации.

Понятие приватизации

Переход России от административно-командной системы к рыночной экономике потребовал создания условий, обеспечивающих наличие конкуренции хозяйствующих субъектов.

Для создания соответствующих рыночных условий в начале 1990-х гг. был принят Закон РФ от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Данным Законом была определена возможность приватизации только предприятий как таковых, а именно: цехов, зданий и т.п., а также долей (паев, акций), принадлежащих публичному субъекту (России, субъекту РФ, муниципальному образованию). Каким должен быть процесс передачи имущества в частную собственность — возмездный или безвозмездный, указано не было. Впоследствии понятие приватизации было закреплено в части первой ГК.

В соответствии со ст. 217 ГК приватизация — это передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан или юридических лиц. По своей правовой сущности приватизация — это основание, по которому одновременно происходит два действия в отношении одного объекта (имущества): 1) возникновение права собственности у граждан, юридических лиц (частная форма собственности) и 2) прекращение права собственности у государства или муниципальных субъектов (государственная, муниципальная форма собственности).

Последующим актом, регулирующим приватизацию, стал Федеральный закон от 21.07.1997 № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». В данном Законе было конкретно указано, что приватизация осуществляется на возмездной основе.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим приватизацию государственного или муниципального имущества, является Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Статья 1 данного Закона определяет приватизацию как отчуждение имущества, находящегося в собственности публичных субъектов в собственность частных лиц па возмездной основе.

И ГК, и действующий Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» формируют процедуру, регулируемую на условиях нормативного правового акта, в результате которого происходит смена собственника. Основная характеристика приватизации состоит в определении смены формы собственности. При приватизации может быть изменена только государственная (муниципальная) форма собственности на частную, но не наоборот.

В силу указанной смены форм собственности приватизация осуществляется на основании последовательно принимаемых нормативных правовых актов.

Приватизация федерального имущества сопровождается следующими нормативными правовыми актами. На основании Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» принимается подзаконный нормативный акт, определяющий и утверждающий прогнозный план (программу) приватизации. Для периода 2014—2016 гг. действует прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.07.2013 № 1111 -р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014—2016 годы».

Читайте так же:  Алименты на внебрачного ребенка

Для формирования данного плана федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане представляют в Росимущество свои предложения о приватизации федерального имущества. Для федеральных органов исполнительной власти установлен крайний срок для такого представления — не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года.

Разработка прогнозного плана приватизации также осуществляется на основании и в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами.

Порядок разработки программы регулируется постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 № 806 «Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества».

Разработка данной программы должна быть осуществлена в соответствии:

  • — с ежегодным посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ, а также с принятыми Президентом РФ решениями в сфере приватизации федерального имущества;
  • — утвержденной Правительством РФ программой социально- экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, прогнозом социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, программами и задачами, определенными Правительством РФ (в том числе при подведении итогов приватизации федерального имущества за отчетный год), и иными решениями Правительства РФ.

По окончании приватизации по итогам реализации программы приватизации федерального имущества Правительство РФ представляет в Государственную Думу отчет в срок не позднее 1 мая.

Приватизация имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества осуществляется в порядке, определенном соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Приватизация муниципального имущества(основные способы)

Развитие местного самоуправления в современный период.

В современный период система местного самоуправления развивается в соответствии с общеправовыми принципами, при-

знаваемыми международным сообществом, установленными Конституцией РФ.

Основными задачами местного самоуправления на современном этапе являются.

• развитие народовластия, создание реальных механизмов осуществления власти народа, создание системы гарантий права

населения на местное самоуправление;

[3]

• содействие развитию гражданского общества и правового государства;

Целью государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ является обеспечение дальнейшего развития

местного самоуправления и повышения эффективности его деятельности как необходимых условий становления экономически и социально развитого демократического государства. Для достижения данной цели государственная политика в области местного самоуправления должна быть направлена на:

• обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;

• создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;

• обеспечение государственных гарантий местного самоуправления.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (в ред. от 18 июля 2005 г.) определяет основные способы приватизации муниципального имущества (статья 13):

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Важнейшим документом в области приватизации муниципального имущества является местная программа приватизации.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 148 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

[1]

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Читайте так же:  Квитанция об оплате госпошлины в арбитражный суд

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.

  2. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.

  3. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.
  4. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
  5. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
Приватизация муниципального имущества основные способы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here