Приватизация земли в сельском хозяйстве

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Приватизация земли в сельском хозяйстве". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Приватизация земли в сельском хозяйстве

Говоря о приватизации земли сельскохозяйственного назначения, необходимо определиться с тем, что следует считать объектом приватизации.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса, объектом являются земли, находящиеся за чертой сельских и городских селений, используемые для потребностей сельского хозяйства и соответствующие этим целям.

Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:

— сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;

— не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.

Приватизация земельных участков — это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.

Процесс приватизации земельных участков регламентируется действующим законодательством.

Прежде всего, право собственности на землю закреплено в Конституции РФ, где в статье 9 говорится о частной, муниципальной, государственной и других формах собственности на землю. Государство выступает гарантом неприкосновенности и защиты прав частной собственности на землю, защиты прав владельца при совершении сделок с землей.

24 июля 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу через 6 месяцев после его опубликования. В законе определены условия приватизации, на которых предоставляются участки земли из сельскохозяйственных земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью.

В ст.1 Закона говорится о порядке приватизации земельных участков, регулируемом Законом, земельным кодексом РФ и другими законами.

В ст.10 Закона оговорены условия, на основании которых граждане и юридические лица могут получить в собственность или аренду земельные участки. Получить земельный участок можно при участии в торгах. Организацию торгов регламентирует ст.38 Земельного кодекса РФ

Ст.10, п. 4 закрепляет правило, в соответствии с которым арендуемый гражданином или юридическим лицом земельный участок может быть выкуплен по истечении трех лет со времени заключения арендного договора, при условии соответствующего использования. Решение принимается в течение 2 недель со дня оформления заявления в органы государственной власти.

Использование земельных участков для подсобного и дачного хозяйства, строительства жилища и гаражей, в том числе участков, находящихся под строениями и сооружениями, оговаривается ст.1 Земельного кодекса РФ.

Ст. 59 п. 1, п ст. 64, п.1 ЗК РФ оговаривают возникновение земельных споров и признание права собственности на участок земли в судебном порядке.

Ст. 17, ст. 46 Конституции РФ так же гарантируют возможность судебной защиты прав и свобод граждан России, в том числе признание права собственности на землю.

Некоторые особенности приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков реализуется в зависимости от их классификации. Участки делятся по категориям, по существующим до приватизации правам на него (право бессрочного пользования, пожизненно наследуемые, находящиеся в аренде), по территории расположения, по имеющимся на участке строениям (свободные и находящиеся под сооружениями, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам).

Субъекты приватизации — физические и юридические лица, приватизирующие земельные участки на правах единоличной, долевой или совместной (право собственности супругов или лиц, ведущих фермерское хозяйство) собственности.

Порядок, в соответствии с которым происходит приватизация участков земли, предусмотрен Земельным кодексом РФ, с учетом особенностей приватизации для разных категорий участков.

Как уже говорилось выше, для приватизации земельных участков, необходимо внести плату.

Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.

Юридические лица, имеющие земельные участки в бессрочном пользовании, обязаны переоформить право пользования на право аренды или выкупить его в собственность, на основании ст.3, п.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Лица, которым земельные участки были выделены для подсобного или дачного хозяйства, для строительства жилищ и гаражей на правах бессрочного или пожизненно наследуемого владения, должны оформить регистрацию прав собственности на эту землю.

Реализовать приватизацию земельных участков имеют право владельцы построек, под которыми эти участки расположены. Если владельцами постройки, стоящей на земельном участке, являются несколько лиц, то оформляется долевая собственность.

Во многих случаях в процессе приватизации возникают осложнения из-за классификации земельных участков, из-за имеющихся прав физических и юридических лиц на участки земли, из-за необходимости делить участок, а также из-за ограничений приватизации на некоторые участки. В таких случаях возникает необходимость подробного изучения дела и, зачастую, работа с архивными документами.

[3]

Оформление права собственности на участки

Оформление земли в собственность — процедура обязательная, потому что право собственности не возникнет до тех пор, пока не будет зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе. Распоряжаться земельным участком без оформления документов на право собственности невозможно.

Начало оформления земли в собственность — это формирование необходимого пакета документов:

— копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

— документы, подтверждающие сведения о том, когда, кем, с какой целью, на каких основаниях был выделен или передавался земельный участок. Подобные документы обязаны представить правления садовых обществ, административные архивы, организации, которыми выдавался участок и пр.;

— официально заверенный кадастровый план участка земли, который запрашивается в кадастровом центре. Если раньше участок не был зарегистрирован, его следует поставить на учет в органах Роснедвижимости;

— в случае смерти владельца, необходимо представить документы о правах наследования (нотариальные или решение суда).

Все документы, квитанция по оплате услуги регистрации земельного участка и соответствующее заявление подаются в Федеральную регистрационную службу.

Документы, предоставляемые в Федеральную регистрационную службу, подаются в количестве двух экземпляров, один из которых должен быть оригиналом и возвращаться после завершения регистрации правообладателю.

По окончании процедуры оформления земли в собственность владелец получает свидетельство о собственности на земельный участок, а вместе с ним право продажи, обмена, дарения участка и пр.

Некоторые особенности существуют в процессе приватизации земельных участков с имеющимися на них строениями. В пакет документов, помимо оговоренных выше, должны входить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.

Читайте так же:  Можно ли в россии иметь двойное гражданство

Если здание принадлежит нескольким лицам, то заявление на оформление земли в собственность подается от всех владельцев недвижимостью, и право собственности оформляется в долях.

Для упрощения процесса переоформления права собственности на земельные участки 30 июня 2006 г. был принят Федеральный Закон N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», называемый в народе Законом о дачной амнистии, призванный ускорить процесс приватизации земельных участков, которые принадлежат дачным и садоводческим товариществам.

В настоящее время идет активное безвозмездное оформление в собственность земельных участков лицами, которые имели на них бессрочное право пользования.

Особое внимание Закон об амнистии уделяет ускорению регистрации права собственности на участки земли. Чтобы произвести оформление земли в собственность, необходимо собрать следующие документы:

— акт о выделении гражданину земельного участка, выданный государственными органами в установленном законодательством, существующим на момент выдачи этого акта порядке;

— акт, подтверждающий права физического лица на земельный участок, выданный государственными органами, в существующем на момент выдачи этого акта порядке;

— выписка из похозяйственной книги, предоставляемая для подтверждения права физического лица на земельный участок;

— иной документ, подтверждающий право гражданина на данный участок;

— в обязательном порядке подается кадастровый план участка земли. Если кадастровый номер отсутствует, необходимо определить границы участка, так называемое межевание, и передать информацию в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для регистрации в Государственном земельном кадастре, а затем запросить кадастровый план.

[2]

После обращения с этим пакетом документов в Федеральную регистрационную службу, владельцу выдается свидетельство о регистрации права собственности на конкретный участок земли.

Признание права собственности на участок земли

Земля — это объект, отличающийся особой ценностью и особым статусом. Именно с важностью законодательного разграничения земельных отношений связано интенсивное развитие законодательства, в котором законы зачастую входят в противоречие.

Приватизация земельных участков с оформлением права собственности дает возможность гражданам владеть, распоряжаться участком, совершать куплю-продажу, менять, дарить, передавать по наследству либо оставлять в залог. Собственностью на землю обладают и юридические лица, поэтому в последнее время вопрос о признании права собственности на участки земли приобрел особую актуальность.

Судебная защита права на оформление земли в собственность есть один из способов реализации права собственности физических лиц на участки земли.

Зачастую, как свидетельствует судебная практика, причиной споров являются проблемы, возникающие при оформлении земли в собственность гражданами, имеющими право на бесплатную приватизацию. Истцами выступают, как правило, представители администрации, отказывающие гражданам в реализации положенного права. Самостоятельно защищать право собственности на землю граждане имеют возможность, предъявляя иск о признании права собственности на участок земли.

Заявление гражданина о праве на бесплатное оформление владения участком земли на основании закона является предметом иска. Иначе говоря, существует неоформленное право собственности.

Земельный участок становится объектом судебного спора о признании права собственности, причем конкретный участок, так как при подаче искового заявления оговариваются его параметры и кадастровый номер.

Основаниями для подачи иска являются конкретные обстоятельства, подтверждающие то, что гражданин имеет право собственности на землю, такое, как право на пожизненное владение землей. В данном случае истец при оформлении земли в собственность может требовать бесплатного оформления передачи участка земли.

То обстоятельство, что участок земли является муниципальной собственностью, не становится препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.

В случае если органы администрации отказываются признать право гражданина на бесплатную регистрацию собственности на участок земли, это является поводом для подачи в суд с иска о признании права собственности.

Рассмотренный пример — один из большого разнообразия земельных споров, куда могут входить претензии по поводу незаконного раздела земельных участков, нарушения в землепользовании, землеустройстве, наследовании и пр.

Судебные споры о признании права собственности — категория дел, отличающихся большой сложностью, поэтому в большинстве своем требуют досконального знания действующих законов и помощи профессиональных юристов.

Приватизация земли в садовом товариществе

Опубликовано admin

в 19.05.2018

Все садовые участки первоначально находятся в собственности муниципальных органов, на территории которых они располагаются. Они предоставляются гражданам в пользование. Чтобы полноценно распоряжаться землей необходимо пройти процедуру приватизации и оформить собственность. Как происходит приватизация земли в СНТ 2018?

Особенности

СНТ – садовое некоммерческое товарищество, представляющее собой добровольную организацию, которая создана для регулирования социально-хозяйственных задач. Участки, находящиеся в СНТ, могут использоваться для выращивания овощей и фруктов. При этом на территории можно возводить хозяйственные и жилые постройки.

Бесплатной приватизацией такого участка могут воспользоваться лица, которые получили его на праве постоянного пользования или пожизненного владения. До введения в действие ФЗ № 66 от 15.04.1998 садоводческие участки предоставлялись гражданам без регистрации. На сегодняшний день данная процедура обязательна.

Доступна и платная приватизация для тех, кто не имеет право на бесплатную или уже участвовал в ней. В этом случае проводится оценка и вносится оплата за землю. За основу берут кадастровую стоимость участка.

Алгоритм действий

Для оформления бесплатной приватизации выполняются следующие действия:

  • заявитель подает заявление и пакет документов в администрацию;
  • в случае положительного решения выдается акт о передаче участка в собственность;
  • на завершающем этапе необходимо явиться в Росреестр для регистрации права собственности.

Какие нужны документы для получения участка? В местную администрацию подаются следующие документы:

  1. паспорт;
  2. нотариально заверенные учредительные документы;
    документы, подтверждающие право на землю, такие как акт о праве бессрочного владения;
  3. описание расположения и параметров участка;
  4. кадастровую карту территории, которая планируется к приватизации;
  5. решение товарищества со сведениями о садоводческом участке и будущем собственнике.

Если понадобятся дополнительные документы, администрация запросит их самостоятельно. После получения акта, необходимо обратиться в Росреестр со следующим:

  • паспорт;
  • акт о приватизации;
  • выписка из ЕГРН;
  • межевой план, если он не был выполнен ранее;
  • заявление;
  • квитанция об оплате пошлины в размере 350 рублей.

Только после этого можно считаться полноправным собственником не только построек, но и участка. А это дает возможность полноценно распоряжаться землей.

Читайте так же:  Можно ли отказаться от отцовства и не платить алименты

Приватизация земельных участков членами фермерских хозяйств

1. Гражданам Украины — членам фермерских хозяйств передаются бесплатно в частную собственность предоставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета.

2. Действие части первой этой статьи не распространяется на граждан, которые раньше приобрели право на земельную долю (пай).

Право на приватизацию земельных участков для ведения фермерского хозяйства, предусмотренное комментируемым статьей, не тождественно праву на получение земельной доли (пая) в процессе дележки коллективных сельскохозяйственных предприятий, предусмотренном Указами Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» от 10.11.1994 № 666 (сейчас недействителен) и «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственных предприятий и организаций» от 08.08.1995 № 720, не смотря на законодательное уравнивание размеров соответствующих земельных участков. В первом случае речь идет о передаче земель из государственной или коммунальной собственности членам фермерского хозяйства, во втором — из коллективной собственности членам коллективного сельскохозяйственного предприятия. Следует также отличать приватизацию земельных участков для ведения фермерского хозяйства от приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, когда земельный участок передается из земель государственной или коммунальной собственности работникам государственного или коммунального сельскохозяйственного предприятия (ст. 25 ЗКУ).

Комментируемая статья регулирует отношения по приватизации земельных участков членами фермерских хозяйств, и только тех земельных участков, ранее предоставленных этим лицам в пользование.

Следует подчеркнуть, что это не отрицает возможности получения в частную собственность для ведения фермерского хозяйства земельного участка лицом, не имеет земельного участка в пользовании. Такая возможность вытекает прежде всего из положений ст.ст. 118 и 121 ЗКУ, которые предусматривают право каждого гражданина на получение земельных участков для ведения фермерского хозяйства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кое-где существует практика»8 признание недействительными по искам прокуроров государственных актов, выданных в процедуре приватизации земельных участков членам фермерских хозяйств, из тех мотивов, что граждане, получившие земельный участок, не были родственниками других членов хозяйства (в одном случае — вышли из его членов на момент выдачи государственного акта, следовательно, приватизировали земельный участок незаконно. Речь шла о земельных участках, которые были частью земельных массивов, в свое время предоставленных главам фермерских хозяйств в постоянное пользование.

Такой подход следует признать полностью ошибочным, поскольку право на приватизацию земельного участка не зависит от членства в фермерском хозяйстве (см., в частности, ст. 121 ЗКУ).

Порядок приватизации земельных участков членами фермерских хозяйств определяется ст. 118 ЗКУ.

Следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев члены фермерских хозяйств используют земельные участки большего размера, чем они имеют право бесплатно приватизировать. По данным Госземагентства Украины, по состоянию на сентябрь 2005 г. в стране числилось 46387 фермерских хозяйств, которые использовали на праве собственности и пользования 3467 тыс. га земель. По сравнению с 1993 г. средний размер земельных участков фермерских хозяйств увеличился почти в четыре раза и сейчас составляет 74,7 га (в 1993p.-19,9га).

Излишки земельных участков, как нам представляется, могут быть выкуплены пользователями согласно ст. 128 ЗКУ, а также руководствуясь ПКМ от 24.01.2000 №118 «О порядке выкупа земельных участков гражданами (сверх нормы, которая приватизируется бесплатно) для ведения фермерского или личного подсобного хозяйства» в части, что не противоречит ЗКУ.

ч. 1. Размер земельного участка, который может быть безвозмездно приватизирована в соответствии с комментируемой статьи, должен быть не больше размера «земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета». В случаях, когда на территории совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, земли которых подлежат паеванию, следует обращаться к положениям п.»а» ч. 1 ст. 121 ЗКУ, согласно которой в данном случае «размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району».

Согласно Указу Президента Украины «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственных предприятий и организаций» от 08.08.1995 № 720, который определил принципы исчисления размеров земельных долей (паев), пай исчисляется не в физических, а в условных (кадастровых) гектарах, и в стоимостном выражении (подробнее см. комментарий к п.п.16,17 разд. Х «Переходные положения ЗКУ). Из этого следует, что именно в таких единицах должен определяться и размер земельного участка, что приватизируется.

Нетрудно заметить, что существует по крайней мере два возможных пути исчисления среднего размера земельной доли (пая) по нескольким хозяйствам или среднего по району. В первом случае средний размер земельной доли может быть получен путем простого выведения среднего арифметического, то есть путем суммирования стоимости одной земельной доли (пая) в отдельных хозяйствах и их деления на количество господарств121. Во втором случае средний размер земельной доли можно вывести путем выведения средней величины, то есть путем суммирования общей стоимости земельных долей (паев) во всех хозяйствах и деления полученной суммы на общую количество долей (паев) т. Земельный кодекс не определяет, какой способ должен применяться в данном случае. Представляется, что более правильным будет применение второго подхода как более объективного: за такого подхода будет обеспечено более справедливое распределение земельных участков.

ч. 2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи, право на получение земельных участков для ведения фермерского хозяйства не имеют те члены фермерских хозяйств, что ранее «приобрели право на земельную долю (пай)». Такая норма должна способствовать справедливому распределению земельных участков между гражданами Украины, предотвращать злоупотребление правами на приватизацию земельных участков. Данная формулировка лишает права на приватизацию земельного участка для ведения фермерского хозяйства лиц, которые приобрели земельный долю (пай) из земель как коллективной собственности (см. п.п.16,17 разд. Х «Переходные положения» ЗКУ), так и в процессе приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий (ст. 25 ЗКУ).

Вместе с тем, как представляется, в силу назначения данной нормы нельзя считать, что она лишает права на приватизацию земельных участков для ведения фермерских хозяйств тех лиц, которые приобрели право на земельную долю (пай) в землях, переданных в свое время в коллективную собственность, вторичным путем, с различными видами гражданско-правовых соглашений (сделок). например, унаследовав право на пай.

Читайте так же:  Бывшая жена не дает видеться с ребенком что делать, куда обращаться

Приватизация земли

Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом (ст. 14 Конституции Украины). Одним из способов приобретения права частной собственности на землю является ее приватизация. В соответствии с нормами Земельного кодекса Украины граждане Украины (статьи 25, 32 — 42) имеют право на получение в собственность земельных участков для:

[1]

— Ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

— Ведение личного подсобного хозяйства;

— Строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок);

— Дачного и гаражного строительства.

Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании;

а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым договорам;

б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;

в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;

г) принятия наследства;

г) выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).

Безвозмездная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае:

а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;

б) получение земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;

в) получение земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации.

В собственность граждан сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, которые созданы бывшими работниками государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, могут быть переданы внутрихозяйственные дороги, хозяйственные дворы, полезащитные лесополосы и другие защитные насаждения, гидротехнические сооружения, водоемы и другие земли. Органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в процессе приватизации могут создавать резервный фонд земель по согласованию его места расположения с работниками (пенсионерами) этих предприятий, учреждений и организаций в размере до 15 процентов площади всех сельскохозяйственных угодий, находившихся в постоянном пользовании соответствующих предприятий, учреждений и организаций. Такой фонд находится в государственной или коммунальной собственности и предназначается для дальнейшего перераспределения и использования по целевому назначению.

Членам фермерских хозяйств (гражданам Украины) могут передаваться безвозмездно в частную собственность предоставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета. На граждан, которые ранее приобрели право на земельную долю (пай) это правило не распространяется.

Бывшим собственникам земли (их наследникам) или землепользователям земельные участки не возвращаются. По их желанию им может быть передано в собственность или предоставлено в пользование другие земельные участки на общих основаниях. Иностранным гражданам (подданным) и лицам без гражданства земельные участки в собственность не передаются.

Граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах:

а) для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний в этих предприятиях. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;

б) для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2,0 га;

в) для ведения садоводства — не более 0,12 га;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;

г) для индивидуального дачного строительства — не более 0,10га;

д) для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га.

Размер земельных участков, передаваемых безвозмездно гражданину для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличено в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая).

На период до 1 января 2010 граждане и юридические лица могут приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 га. Эта площадь может быть увеличена в случае наследования земельных участков по закону.

Запрещается передача в частную собственность земельных участков на территориях зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы.

Передача гражданам Украины бесплатно в частную собственность земельных участков проводится один раз по каждому вида- использования, о чем обязательно делается отметка в паспорте или документе, который его заменяет. Граждане Украины имеют право продавать или другими способами отчуждать земельные участки без изменения их целевого назначения.

Договор купли-продажи или другие способы отчуждения земельного участка удостоверяется в нотариальном порядке и регистрируются в сельском, поселковом, городском совете, на территории которого расположен земельный участок.

Продажа земельного участка производится по цене, установленной соглашением сторон, но эта цена не может быть меньше нормативную цену земли. Цена земельного участка по договору купли-продажи является основанием для уплаты государственной пошлины, а также для расчетов при залоге земельного участка.

Согласно Земельному кодексу Украины право на землю имеют и частные несельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации. Они могут приобретать в собственность земли сельскохозяйственного и другого назначения для ведения подсобного хозяйства.

Земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и гаражного строительства могут передаваться в собственность гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах определенных норм. Сверх нормы бесплатной передачи граждане могут приобретать в собственность земельные участки для указанных нужд по гражданско-правовым договорам.

Жилищно-строительным (жилищным) и гаражно-строительным кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для жилищного и гаражного строительства передаются бесплатно в собственность в размере, устанавливается в соответствии с утвержденной градостроительной документации. Они также могут приобретать земельные участки в собственность по гражданско-правовым договорам.

Читайте так же:  Бесплатная консультация юриста по усыновлению ребенка

В случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность объединению владельцев. Размеры и конфигурация земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяются на основании проектов распределения территории квартала, микрорайона и соответствующей землеустроительной документации.

Земельным кодексом Украины устанавливается определенный порядок приватизации земельных участков. Так, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. При этом решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

Граждане — работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством о приватизации этих земель в соответствии с сельского, поселкового, городского совета или районной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель. Передача земельных участков в собственность гражданам — работникам (пенсионерам) государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций провалится после утверждения проекта приватизации земель в порядке, установленном законом.

Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель ее использования. Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству — также выводы конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность предоставляет разрешение на разработку проекта его отвода.

В случае отказа органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

Приватизация земли в сельском хозяйстве

Земли сельскохозяйственного назначения занимают особое место в земельном фонде РФ, их понятие связано со сферой сельскохозяйственного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения включают:

сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние плодовые насаждения);

несельскохозяйственные угодья (земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, не входящие в земли водного фонда замкнутые водоемы, земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции) (п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ).

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земель и используются по особому целевому назначению (например, для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, и т.д.). Использование земли данной категории исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации (например, нельзя возводить здания или сооружения).

Несмотря на то, что земельная реформа в РФ началась более 20 лет назад и в настоящее время активно развивается, приватизация земельных участков остается одним из самых актуальных и проблемных ее направлений, так как ценность земель сельскохозяйственного назначения является причиной злоупотреблений в области правоотношений, связанных с реализацией участков данной категории.

Приватизация земельных участков является одним из способов их реализации и представляет собой передачу земельных участков в собственность пользователю, что является основанием возникновения частной собственности на землю у граждан.

Земельные участки могут предоставляться как платно, так и бесплатно. Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что исковое заявление подлежит удовлетворению, так как оно законное и обоснованное, о чем свидетельствуют объяснения истца Л.Ф. Трофимовой, исследованная в судебном заседании ее трудовая книжка, согласно которой Л.Ф. Трофимова принята членом колхоза «Искра», а также в соответствии с Законом РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» истец как работник СПК «Искра», уволенная из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года и проживающая на территории сельского поселения «Бишкаинский сельсовет» МР Аургазинский район РБ, в котором СПК «Искра» образован, имеет право на бесплатное однократное получение земельной доли.

На основании вышеизложенного суд принял решение удовлетворить заявление Л.Ф. Трофимовой и признать право на однократную бесплатную приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования. Российская Федерация. Аургазинский районный суд Республики Башкортостан. Решение от 21 мая 2012 г. по делу № 2-448/2012 [Электронный ресурс] — СПС «КонсультантПлюс».

Если есть конкретные обстоятельства, подтверждающие право собственности гражданина на землю, например, как в данном случае постоянное (бессрочное) пользование, при оформлении земли в собственность он может требовать бесплатного оформления передачи земельного участка.

Несмотря на то, что фактически земельный участок является муниципальной собственностью, это не является препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.

В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 1, во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 10 Закона порядок приватизации земель сельскохозяйственного назначения определяется Законом, ЗК РФ и Вводным законом О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001г. № 137-ФЗ (в ред. от 23.07.2013г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 44. — Ст. 4148., а дата (момент) начала и цена приватизации земель сельскохозяйственного назначения в пределах 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, предоставлявшихся на правах пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования — законами субъектов РФ. Из абзаца первого пункта 4 статьи 1 Закона следует, что дата начала приватизации должна быть установлена законами субъектов РФ. В тех субъектах РФ, где такая дата еще не наступила, не допускается предоставление участков, находящихся под действием Закона, в частную собственность никаким способом. Если в субъекте РФ не принят закон о дате приватизации участков, то она может осуществляться с 1 января 2004 года (подпункт 1 пункта 1 статьи 19.1 Закона).

Читайте так же:  Нужно ли регистрировать договор субаренды нежилого помещения

Полагаем, что если субъект РФ установил дату начала приватизации ЗСХН, эта дата наступила и после нее начались действия по приватизации участков, то субъект РФ уже не вправе принять закон, «отодвигающий» эту дату и запрещающий приватизацию таких участков. Пункт 4 статьи 1 и подпункт 1 пункта 1 статьи 19.1 Закона позволяют установить «отлагательный» срок начала приватизации только для участков, приватизация которых еще не началась.

Независимо от законов субъектов РФ запрещена приватизация участков иностранными лицами (статья 3 Закона), а также оленьих пастбищ в районах Крайнего Севера и отгонных пастбищ (абзац второй пункта 4 статьи 1 Закона). Законы субъектов РФ подтверждают данное правило. Например, согласно части первой статьи 3 Закона Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» «земли отгонного животноводства относятся к собственности Республики Дагестан и имеют особый статус».

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – земли, которые находятся за территориями населенных пунктов и используются или предназначены для нужд сельского хозяйства. К землям такой категории принято относить сельскохозяйственные угодья, земли, занятие дорогами, коммуникациями, насаждениями, необходимыми для защиты земли от негативного воздействия, водными объектами, зданиями, сооружениями для производства, переработки, хранения сельскохозяйственной продукции.

Приватизация земельных участков – передача права частной собственности на землю гражданам. Такая возможность распространяется на те земли сельхозназначения, которые находятся в муниципальной или государственной собственности. Процесс приватизации регламентируется Земельным Кодексом РФ и рядом Федеральных Законов. Не подлежат приватизации те земли сельскохозяйственного назначения из государственной или муниципальной собственности, расположенные в районах Крайнего Севера и занятые оленьими или отгонными пастбищами.

Приватизировать земельный участок могут физические и юридические лица на основе единоличной, совместной или долевой собственности. В процессе оформления нередко возникают затруднения, чаще всего они связаны с классификацией отрезка территории или наличием ограничений на них.

Порядок приватизации

Участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности, может передаваться без проведения торгов, если физическое или юридическое лицо передало в муниципалитет заявление о заключении договора аренды или купли-продажи в течение 6 месяцев с момента регистрации прав на такой участок. Цена на эту землю устанавливается в размере не более 15% от кадастровой стоимости. Также без торгов могут быть переданы участки крестьянским хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, которые участвуют в программах господдержки в сфере развития сельского хозяйства с целью ведения сельскохозяйственной или любой иной деятельностью, связанной с ним.

Оформление земли в собственность – обязательная процедура. Без нее человек не сможет вступить в право собственности на участок и, следовательно, не будет считаться его собственником. Для этого по окончании процедуры ему нужно обратиться в Росреестр. Только получив все необходимые документы, он сможет распоряжаться своим недвижимым имуществом. Перед тем, как идти в муниципалитет или орган исполнительной власти, необходимо подготовить пакет документов. В него входит:

  • Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • Документ, в котором указано основание для приватизации.
  • Кадастровый план земельного участка.
  • Документ о праве наследования, если владелец участка земельного участка скончался.
  • Оплаченные квитанции.

После того, как ваши документы проверят, их необходимо отправить в Росреестр. Также вы должны подготовить заявление, в котором описаны основания для приватизации. Важно подготовить все документы в двух экземплярах: оригинал после приватизации отдается владельцу участка, копии – остаются в Росреестре. Когда вы соберете весь необходимый пакет документов, отправляйтесь в Росреестр. Важно, чтобы участок, который вы собираетесь приватизировать, был на кадастровом учёте. Если его нет, то орган государственной власти обязан провести подобную процедуру в течение 20 дней. Затраты на постановку на кадастровый учет оплачивает лицо, которое инициировало приватизацию.

После этого осуществляется подготовка межевого плана. Когда все документы будут готовы и получен положительный ответ о приватизации, возникает право собственности. Основанием для него является подписанный договор купли-продажи, а также акт приема-передачи. Важно, чтобы собственник оплатил стоимость земельного участка до подписания последнего документа.

По окончанию процедуры владельцу выдается Свидетельство о собственности. Если же на участке сельскохозяйственного назначения имеются какие-либо строения, пакет документов необходимо дополнить бумагами, которые подтверждают собственность этого гражданина на описанную недвижимость.

Видео (кликните для воспроизведения).

В среднем процедура приватизации занимает 15-70 дней, все зависит от полноты подготовленных документов, а также длительности согласования. Согласно Федеральному Закону № 101, субъекты РФ могут установить свои сроки приватизации. Так, в некоторых субъектах приватизация разрешается с момента вступления в силу ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в некоторых — по истечении 49 лет или10 лет после вступления в силу указанного закона. Кроме того, субъекты могут установить и разные сроки приватизации для разных категорий землепользователей (арендаторов и т.п.). Если же закон о приватизации в субъекте не принят, то она осуществляется с 1 января 2004 г.

Источники


  1. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.

  2. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.

  3. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.
  4. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
  5. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
Приватизация земли в сельском хозяйстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here