Признание безвестно отсутствующим иностранного гражданина судебная практика

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Признание безвестно отсутствующим иностранного гражданина судебная практика". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Признание иностранного гражданина безвестно отсутствующим

Ст. 403 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает исключительную подсудность дел с участием иностранных лиц.

Суды в Российской Федерации рассматривают дела особого производства в случае, если лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительства в Российской Федерации и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, организаций, имеющих место нахождения в Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 403 ГПК РФ).

Анализ положений данной нормы позволяет сделать вывод, что для рассмотрения судом в Российской Федерации заявления о признании безвестно отсутствующим иностранного гражданина необходимо наличие сведений о последнем известном месте жительстве его в Российской Федерации и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации.

Следовательно, при наличии двух условий заинтересованное лицо, например, мать в интересах ребенка, может обратиться в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующим иностранного гражданина.

Примеры из судебной практики, когда применяются положения п. 3 ч. 2 ст. 403 ГПК РФ, — определение Свердловского областного суда от 14.06.2007 по делу № 33-4334/2007, определение Московского областного суда от 22.12.2011 по делу № 33-28921.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном этим законом.

Порядок регистрации по месту жительства иностранных граждан установлен в ст. 16 указанного закона: заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

От признания безвестно отсутствующим иностранного гражданина может зависеть право его ребенка, имеющего место жительства в Российской Федерации, на получение пенсии по случаю потери кормильца. Пример из судебной практики — кассационное определение Тюменского областного суда от 21.12.2011 по делу № 33-6461/2011.

Гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим (стр. 4 из 13)

Только в части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 марта 2002 года, введена специальная норма (ст. 1200[24] ) о российском праве, подлежащем применению в признании в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим, если в отношениях участвует иностранный элемент.

В новом Гражданском процессуальном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 февраля 2003 года, введена специальная норма (п.3 ч. 2 ст. 403[25] ) о подсудности дел о признании лиц безвестно отсутствующими с участием иностранных лиц. Российские суды рассматривают в порядке особого производства заявления в отношении российского гражданина либо лица, имеющего последнее известное место жительства в Российской Федерации, при условии, что от разрешения данного дела зависит возникновение прав и обязанностей российских граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации.

Однако, поскольку дело рассматривалось до введения в действие раздела VI «Международное частное право» ГК РФ, суд мог применить российский закон и без дополнения Гражданского кодекса Российской Федерации разделом VI к гражданке Российской Федерации и на российской территории, исследовав по представленным заявительницей документам юридический факт безвестного отсутствия иностранного гражданина. Тем более что ни прокуратура, ни суд не видели новых обстоятельств в материалах, представленных заявительницей после принятия судебных постановлений. Обстоятельства безвестного отсутствия документально были в поле зрения суда и не вызывали у него сомнения.

Поскольку дело рассматривалось до введения в действие нового Гражданского процессуального кодекса РФ, суд не был процессуально органичен в рассмотрении заявления российской гражданки о признании иностранца безвестно отсутствующим по месту жительства заявительницы (ст. 252 ГПК РСФСР).

Представляется, что с позиции материального права неправильно истолкована статья 42 ГК РФ судами и потому неправильно применение ее на территории Российской Федерации к российской гражданке.

Отказ суда в удовлетворении законного интереса заявительницы безосновательно лишает ее материальной помощи со стороны государства в содержании двух несовершеннолетних детей, поскольку она не может получить от отца ее детей алименты на их содержание (ст. 80 Семейного кодекса РФ[26] ). В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» семья безвестно отсутствующего кормильца при назначении пенсии по случаю потери кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке (п.1 ст. 9)[27] .

Судебные постановления в данном случае лишили заявительницу судебной защиты в отстаивании своего права на государственную помощь. Новый же процессуальный закон вообще исключает правовую возможность прибегнуть к судебной защите в этом случае[28] .

Приведенный выше пример подчеркивает отмеченную выше автором дипломной работы сложность на первый взгляд простой картины признания гражданина безвестно отсутствующим. В соответствии, с чем автор работы приходит к выводу, что гражданское законодательство не достаточно разработано по проблеме защиты интересов всех без исключения российских граждан при необходимости признания какого-либо гражданина безвестно отсутствующим, и в некоторых случаях нарушает гражданскую процессуальную правоспособность.

Автор работы считает, что необходимо внести дополнения и в материальное, и в процессуальное законодательство, а именно статья 42 ГК РФ, статья 1200 ГК РФ, и статья 403 ГПК РФ должны учитывать случаи признания безвестного отсутствия иностранных граждан на территории иностранных государств по схеме статьи 42 ГК РФ по заявлениям граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации и для которых признание иностранного гражданина безвестно отсутствующим имеет принципиальное значение.

На основании рассмотренного, автор предлагает изложить статью 42 ГК РФ в следующей редакции:

«1. Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

2. Если гражданин Российской Федерации, имеет место жительства в Российской Федерации и состоит в правоотношениях с гражданином иностранного государства, а также в течение года в месте жительства иностранного гражданина нет сведений о месте его пребывания, а для российского гражданина признание указанного безвестно отсутствующим имеет правовое значение, гражданин иностранного государства в целях обеспечения прав и законных интересов как самого отсутствующего гражданина, так и других лиц российским судом может быть признан безвестно отсутствующим на территории государства, гражданином которого он является».

Статью 1200 ГК РФ необходимо изложить следующим образом:

«Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву.

В целях обеспечения прав и законных интересов лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, состоявших в правоотношениях с иностранными гражданами, которые по основаниям российского законодательства могут, признаны судом безвестно отсутствующими и имеют место жительства за пределами российского государства, признаются безвестно отсутствующими на территории иностранного государства по нормам российского права».

Читайте так же:  Добровольный отказ от алиментов на ребенка

Пункт 3 статьи 403 ГПК РФ по мнению автора следует изложить следующим образом:

«3) лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительства в Российской Федерации, либо является гражданином иностранного государства и имеет место жительства за пределами российского государства, и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, организаций, имеющих место нахождения в Российской Федерации;».

1.2 Порядок и последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Основу института признания гражданина безвестно отсутствующим составляют статьи 42 – 44 Гражданского кодекса РФ, а также глава 30 Гражданского процессуального кодекса РФ. Отсутствие гражданина длительное время и отсутствие о нем сведений порождают правовую неопределенность. Для ее ликвидации (например, для определения судьбы оставшегося имущества, прекращения брака и т.д.) применяются нормы о признании гражданина безвестно отсутствующим. Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

В соответствии со статьей 42 ГК РФ для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо заявление заинтересованного лица.

Указанная статья не содержит четкого определения круга лиц, имеющих право обратиться с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим.

С таким заявлением по смыслу статьи могут обратиться любые заинтересованные лица: граждане, организации, прокурор, органы государственного управления, органы местного самоуправления и другие лица, перечисленные в статьях 4, 46 ГПК РФ.

По мнению автора работы, это обстоятельство является не совсем положительным для данной категории дел.

При таком подходе не имея законодательного закрепления перечня заинтересованных лиц, любой гражданин может посчитать себя заинтересованным лицом и подать заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим. Судебным органам необходимо в каждом конкретном случае проанализировать сложившиеся между заявителем и гражданином, в отношении которого подается заявление о признании его безвестно отсутствующим, правоотношения и если суд сочтет, что лицо, подавшее заявление не имеет достаточных оснований для признания гражданина безвестно отсутствующим, то ему необходимо будет отказать в принятии заявления[29] .

Во избежание возникновения описанной ситуации и облегчения в некоторой степени работы судебных органов, а также упрощения расшифровки гражданами закрепленного статьей 42 ГК РФ понятия «заинтересованные лица», автор работы считает необходимым внести дополнения в статью 42 ГК РФ и изложить её следующим образом:

«1. Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

2. Заинтересованными лицами признаются следующие:

— супруг, лица, состоящие на иждивении отсутствующего;

— другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, а также прокурор, органы государственного управления, иные органы и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц».

Признание безвестно отсутствующим иностранного гражданина

Начнём с того, зачем нужно признавать иностранца безвестно отсутствующим в России. Конечно же, для того же, для чего признают безвестно отсутствующими и Российских граждан.

Признание человека безвестно отсутствующим защищает права и интересы, как самого отсутствующего, так и его родных и иных лиц. После присвоения гражданину статуса безвестно отсутствующего, например, кредиторы смогут получить страховые выплаты, а его родные, смогут воспользоваться льготами. Имущество гражданина, как движимое, так и недвижимое, передается в доверительное управление иному лицу, во избежание его кражи, разрушения и прочих неблагоприятных последствий.

И так, вернёмся к основному вопросу:

Возможно ли признать иностранного гражданина безвестно отсутствующим в Российской Федерации?

Статья 1200 ГК РФ предусматривает, что вопрос признания в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим подчиняется российскому праву.

Исключительным полномочием на признание гражданина безвестно отсутствующим наделен суд.

Согласно нормам гражданского процессуального права, возможность обратиться в суд Российской Федерации с заявлением о признании лица безвестно отсутствующим предусмотрена лишь в некоторых случаях.

В соответствии со статьей 403 ГПК РФ, суды Российской Федерации рассматривают заявление о признании безвестно отсутствующим, если лицо, в отношении которого подается данное заявление, является гражданином Российской Федерации, либо имело последнее место жительства в России.

Если же пропавший иностранный гражданин имел последнее место жительства в иностранном государстве, то с соответствующим заявлением следует обращаться в компетентный суд данного государства.

Также, следует упомянуть о статье 25 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, согласно которой, учреждения юстиции каждой из договаривающихся сторон могут признать гражданина другой договаривающейся стороны и иное лицо, проживавшее на ее территории, безвестно отсутствующим по ходатайству проживающих на ее территории заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этой договаривающейся стороны.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

ВС рассказал, как признать гражданина безвестно отсутствующим

Как доказать отсутствие сведений?

Игорь Юсупин* в июне 2015 года ушел из дома и не вернулся. Предпринятые меры для его поиска результатов не дали. В апреле 2016 года следователь СО ОМВД России по Хасавюрту возбудил в отношении Юсупина уголовное дело за участие в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208 УК). Подозреваемого объявили в федеральный и международный розыск. Еще через полтора месяца в отношении Юсупина было возбуждено второе дело – за участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК). Стало известно, что мужчина находится на территории Сирийской Арабской Республики и принимает участие в боевых действиях против правительственных войск.

ЗАЯВИТЕЛЬ: Ирина Юсупина*

СУТЬ ДЕЛА: О признании гражданина безвестно отсутствующим

РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции

Спустя некоторое время появились сведения, что Юсупин погиб в Сирии. У него осталось трое детей. Супруга Ирина Юсупина* в 2018 году через суд попросила признать мужа безвестно отсутствующим, чтобы оформить пенсию по потере кормильца. Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан отказал в удовлетворении заявления, Верховный суд Республики Дагестан с ним согласился. Они сочли, что заявительница не представила достаточных и убедительных доказательств отсутствия сведений о месте пребывания Юсупина. Апелляция также подчеркнула: объективных причин считать Юсупина погибшим, как и доказательств его смерти, не имеется.

Тогда Юсупина обратилась в Верховный суд. Тот отметил: юридически значимым обстоятельством является выяснение вопроса о наличии каких-либо сведений о месте пребывания Юсупина за последний год. Для этого суд должен истребовать документы из соответствующих организаций и учреждений по последнему известному месту пребывания, а также информацию о результатах розыска из следственных органов. ВС указал: нижестоящие суды исходили из установленных в рамках уголовного дела обстоятельств, имевших место в 2016 году, тогда как заявление о признании Юсупина безвестно отсутствующим подано в 2018 году. Поэтому ВС отменил ранее принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (№ 20-КГ19-1). Пока еще оно не рассмотрено.

Суд должен запросить документы

Адвокат АБ Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг группа Уголовное право 14 место По количеству юристов 31 место По выручке × Любовь Ваганова рассказала: зачастую возможности заявителей по сбору доказательств отсутствия гражданина ограничены и сводятся лишь к обеспечению явки свидетелей. «ВС указывает, что в обязанности суда входит истребование сведений о гражданине из соответствующих организаций: налоговой инспекции, Пенсионного фонда, лечебных учреждений, правоохранительных органов, Росреестра, ЗАГС. При этом ВС подчеркивает: при отсутствии в деле подобной информации отказ в признании гражданина безвестно отсутствующим априори не законен», – отметила Ваганова. «Суд установил, что Юсупин отсутствовал по месту жительства, но не выяснил, есть ли сведения о его местонахождении, хотя этот факт играет определяющую роль. Соответственно, суд должен исправить свои ошибки», – считает руководитель GR-практики юркомпании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк. Он сообщил: многие пользуются простотой признания гражданина безвестно отсутствующим, чтобы снять его с очереди, отнять право на недвижимость перед расселением или лишить родительских прав.

Читайте так же:  Очередность наследников при вступлении в наследство по закону и очереди

Управляющий партнёр юркомпании Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Федеральный рейтинг группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование × Владислав Варшавский напомнил, что ВС уже рассматривал аналогичные дела (№ 91-КГ18-6, № 15-КГ14-8). «В каждом из этих определений ВС указал, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК). Также ВС повторил: институт признания гражданина безвестно отсутствующим – это удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, если меры по установлению места его пребывания и получению каких-либо сведений о нем оказались безуспешными», – говорит Варшавский.

Определение ВС имеет ключевое значение для формирования судебной практики по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим.

По мнению Вагановой, особое значение имеет указание ВС на необходимость истребования информации о результатах розыска гражданина, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Сам по себе факт объявления гражданина в федеральный розыск не является основанием для отказа в признании его безвестно отсутствующим. «Ранее суды отказывали в удовлетворении подобных заявлений, поскольку гражданин не безвестно отсутствует, а умышленно скрывается от правоохранительных органов с целью избежать уголовной ответственности. Такие решения оборачивались множеством проблем. В моей практике был случай, когда безвестное отсутствие гражданина полностью парализовало работу юрлица, учредителем которого он был. Поэтому ВС подчеркивает: основной целью признания гражданина безвестно отсутствующим является предотвращение негативных последствий для его близких и окружения», – сообщила Ваганова.

Ведущий юрист направления «Налоги и право» ГК Группа компаний SRG Группа компаний SRG Федеральный рейтинг группа Корпоративное право/Слияния и поглощения × Василий Гавриленко считает: «Итоговое решение суда будет напрямую зависеть от той информации, которую предоставят уполномоченные органы, а именно от того факта, хватит ли предоставленной информации для вынесения положительного решения». По мнению Вагановой, шансы на удовлетворение заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим при пересмотре дела очень высоки. Варшавский тоже уверен, что заявленные требования подлежат удовлетворению судом первой инстанции.

[2]

Судебная практика по вопросам признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Рассмотрение судом дел о признании гражданина безвестно отсутствующим

Из смысла ст. 42 ГК РФ усматривается, что для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установление судом наличия определенного фактического состава, включающего, в числе прочего, отсутствие гражданина в месте его жительства и неизвестность места его пребывания.

Изучение практики рассмотрения соответствующей категории дел судами показало, что зачастую заявителю по данной категории дел и иным заинтересованным лицам не известно о нахождении лица в местах лишения свободы. Поэтому безвестно отсутствующим полагается лицо, место нахождения которого может быть достоверно установлено.

Помимо этого, в нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствует понятие военных действий. Вместе с тем с данным понятием законодатель связывает объявление военнослужащего, принимавшего участие в войне, умершим. Эти имеющиеся в законодательстве пробелы, противоречия и неясности свидетельствуют о необходимости его совершенствования.

Изучение практики применения судами правовых норм о безвестном отсутствии гражданина показало, что суды в целом правильно применяют законодательство, разрешая дела данной категории.

Между тем в судебных постановлениях встречаются и ошибки в применении указанных норм материального права. Так, суды не всегда полно и правильно устанавливают обстоятельства, имеющие значение для дела о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в решении суда по такому делу должны содержаться выводы относительно следующих обстоятельств:

— должно быть установлено место жительства гражданина, в отношении которого подано заявление о признании безвестно отсутствующим;

— должно быть установлено наличие или отсутствие сведений о месте пребывания такого гражданина. При этом правовое значение имеет именно вопрос о том, находится ли гражданин в конкретном месте или его нет нигде;

— также судом, рассматривающим дело, должно быть установлено наличие заинтересованности у лица, подавшего соответствующее заявление, и конкретная цель обращения в суд.

Несмотря на то что первые два обстоятельства составляют основной предмет доказывания по данной категории дел, судебные решения не всегда содержат выводы суда по указанному кругу вопросов. Например, М. Мария обратилась в Новокузнецкий районный суд Кемеровской области с заявлением о признании М. Леонида безвестно отсутствующим. Свои требования мотивировала тем, что последний в 1995 г. собрал вещи и ушел из дома в неизвестном направлении. Последние сведения о нем были получены в 2001 г. Суд удовлетворил заявление, не установив место жительства гражданина на момент получения последних сведений о нем Обзор судебной практики Кемеровской области. — Режим доступа: http://kemerovo.arbitr.ru/reviews.

В судебной практике встречаются и такие дела, по которым в самом судебном постановлении содержатся сведения о возможном месте пребывания гражданина, однако суд, не сделав выводы относительно указанного обстоятельства, удовлетворяет заявление и признает гражданина безвестно отсутствующим. Примером может послужить следующее дело: прокурор г. Междуреченска в интересах Е. обратился в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующей П. Как видно из судебного постановления, 28 ноября 2006 г. П. выбыла из г. Междуреченска в с. Яковлевка Яковлевского района Приморского края. Вместе с тем суд не сделал соответствующих запросов. Выводы суда по данным обстоятельствам в решении также отсутствуют. Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области заявление удовлетворено Обзор судебной практики Кемеровской области. — Режим доступа: http://kemerovo.arbitr.ru/reviews.

Но чаще всего суды не устанавливают наличие конкретной цели и заинтересованности лиц, обращающихся с заявлениями о признании граждан безвестно отсутствующими. Так, по части дел какая-либо цель признания безвестно отсутствующими граждан вообще не упоминается. В. обратился с заявлением в районный суд Кемеровской области о признании безвестно отсутствующей П., не указав для чего ему это необходимо. Заявление было удовлетворено. А в 2004 г. районным судом г. Кемерова рассмотрено дело по заявлению Н. о признании безвестно отсутствующим Г. В своем заявлении Н. указала, что признание Г. безвестно отсутствующим необходимо ей для принятия наследства после него. Заявление удовлетворено.

Сложившееся в правоприменительной практике представление о данной категории дел как о делах «не сложных», отсутствие как теоретических разработок, так и руководящих разъяснений высших судебных инстанций имеет негативное значение. При таких обстоятельствах, учитывая длительность законотворческого процесса, проблема безвестного отсутствия требует скорейшего разрешения на уровне теоретических разработок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоит также отметить, что ни в одном из проанализированных судебных постановлений вопреки требованиям ст. 43 ГК РФ не содержалось выводов относительно имущества гражданина, признаваемого безвестно отсутствующим, хотя именно имущественные последствия безвестного отсутствия имеют доминирующее значение для гражданского оборота. Таким образом, правовое положение безвестно отсутствующего лица не урегулировано в действующем законодательстве с достаточной полнотой.

Читайте так же:  Как отменить судебный приказ по алиментам

Заключение

На основании проведенного исследования сущности института признания гражданина безвестно отсутствующим можно сделать следующие выводы теоретического и практического порядка.

Признание граждан безвестно отсутствующими — это не что иное, как установление определенных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что место нахождения гражданина неизвестно и которые порождают за собой определенные правовые последствия для заинтересованных в этом лиц.

В основу судебной процедуры признания гражданина безвестно отсутствующим положена статья 42 ГК РФ, которой руководствуются все судебные инстанции.

Согласно статье 42 Гражданского кодекса РФ суд может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания.

Признание безвестно отсутствующим возможно только по суду (в порядке особого производства) и лишь при наличии юридического состава, включающего: а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного жительства; б) отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получения всеми доступными средствами; в) истечение установленных законом сроков с момента получения последних известий о месте нахождения данного лица.

Достаточно наличия трех вышеперечисленных оснований и суд признает гражданина безвестно отсутствующим, но на практике данная норма не удовлетворяет интересы всех без исключения российских граждан при необходимости признания какого-либо гражданина безвестно отсутствующим, и в некоторых случаях нарушает гражданскую процессуальную правоспособность. Это нарушение идет из-за содержащегося в п. 3. ст. 403 ГПК РФ, ст. 1200 ГК РФ правила, согласно которому признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву. В данном случае остаются право незащищенными лица, которым жизненно необходимо признать безвестно отсутствующим гражданина, который является иностранцем, но состоит в правоотношениях с российским гражданином.

В соответствии, с чем мы приходим к выводу, что гражданское законодательство не достаточно разработано по проблеме защиты интересов российских граждан и считает необходимым внести дополнения и в материальное, и в процессуальное законодательство. Статья 42 ГК РФ, статья 1200 ГК РФ, и статья 403 ГПК РФ должны учитывать случаи признания безвестного отсутствия иностранных граждан на территории иностранных государств по схеме статьи 42 ГК РФ по заявлениям граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации и для которых признание иностранного гражданина безвестно отсутствующим имеет принципиальное значение.

Статью 1200 ГК РФ необходимо изложить следующим образом:

«Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву. В целях обеспечения прав и законных интересов лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, состоявших в правоотношениях с иностранными гражданами, которые по основаниям российского законодательства могут, признаны судом безвестно отсутствующими и имеют место жительства за пределами российского государства, признаются безвестно отсутствующими на территории иностранного государства по нормам российского права».

Пункт 3 статьи 403 ГПК РФ, по мнению автора, следует изложить следующим образом:

«3) лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительства в Российской Федерации, либо является гражданином иностранного государства и имеет место жительства за пределами российского государства, и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, организаций, имеющих место нахождения в Российской Федерации;».

В соответствии со статьей 42 ГК РФ для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо заявление заинтересованного лица.

Указанная статья не содержит четкого определения круга лиц, имеющих право обратиться с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим.

С таким заявлением по смыслу статьи могут обратиться любые заинтересованные лица: граждане, организации, прокурор, органы государственного управления, органы местного самоуправления и другие лица, перечисленные в статьях 4, 46 ГПК РФ.

По нашему мнению, это обстоятельство является не совсем положительным для данной категории дел. При таком подходе не имея законодательного закрепления перечня заинтересованных лиц, любой гражданин может посчитать себя заинтересованным лицом и подать заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим. Судебным органам необходимо в каждом конкретном случае проанализировать сложившиеся между заявителем и гражданином, в отношении которого подается заявление о признании его безвестно отсутствующим, правоотношения и если суд сочтет, что лицо, подавшее заявление не имеет достаточных оснований для признания гражданина безвестно отсутствующим, то ему необходимо будет отказать в принятии заявления.

Во избежание возникновения описанной ситуации и облегчения в некоторой степени работы судебных органов, а также упрощения расшифровки гражданами закрепленного статьей 42 ГК РФ понятия «заинтересованные лица», автор работы считает необходимым внести дополнения в статью 42 ГК РФ.

На основании выше рассмотренных недостатков автор работы считает, что статья 42 ГК РФ должна быть изложена в следующей редакции:

«1. Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

2. Заинтересованными лицами признаются следующие: супруг, лица, состоящие на иждивении отсутствующего; кредиторы отсутствующего; налоговые органы; другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, а также прокурор, органы государственного управления, иные органы и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

3. Если гражданин Российской Федерации, имеет место жительства в Российской Федерации и состоит в правоотношениях с гражданином иностранного государства, а также в течение года в месте жительства иностранного гражданина нет сведений о месте его пребывания, а для российского гражданина признание указанного безвестно отсутствующим имеет правовое значение, гражданин иностранного государства в целях обеспечения прав и законных интересов как самого отсутствующего гражданина, так и других лиц российским судом может быть признан безвестно отсутствующим на территории государства, гражданином которого он является».

Статья 276 ГПК РФ закрепляет, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

В заявлении должна указываться цель признания лица безвестно отсутствующим. Цель должна носить правовой характер, т.е. иметь связь с правовыми последствиями признания лица безвестно отсутствующим: расторжение брака в упрощенном порядке, усыновление ребенка, получение пенсии по случаю потери кормильца и прочее.

При рассмотрении дел данной категории обязательно участие представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора, которые выступают с заключениями по делу.

Убедившись в безрезультатности розыска и отсутствии сведений о гражданине в месте постоянного жительства в течение года и более, суд на основании статьи 42 ГК РФ, статьи 279 ГПК РФ выносит решение о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, как и другие решения суда общей юрисдикции по гражданским делам, вступает в силу по истечении 10 дней со дня его принятия. Вступление решения суда в силу имеет важное значение. С этого момента гражданин считается безвестно отсутствующим и соответственно наступают все правовые последствия.

После вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим как для самого признанного безвестно отсутствующим, так и для других лиц наступают определенные правовые последствия.

Статьей 43 ГК РФ определены последствия имущественного характера, возникающие в результате признания гражданина безвестно отсутствующим.

Читайте так же:  Оплатил счет товар не поставили что делать

Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Указанный договор заключается органом опеки и попечительства с определенным лицом (доверительным управляющим) только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина.

В тексте статьи отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом и что может служить критерием определения этой необходимости. Такой критерий присутствует в п. 1 статьи 38 ГК РФ, где говорится, что доверительное управление имуществом подопечного при необходимости постоянного управления осуществляется только в отношении недвижимого и ценного движимого имущества, а в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление, опекун или попечитель сохраняет свои полномочия. Данная норма увязывает необходимость постоянного управления с видами имущества, а, кроме того — и это важно — четко определяет правовой режим имущества, не переданного в доверительное управление.

В отличие от этого формулировка статьи 43 ГК РФ, по мнению автора работы, представляется недостаточно определенной, это обстоятельство является достаточно важным, так как с ним связано определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего. Поэтому автор работы предлагает в нормативном порядке уточнить, какое именно имущество подлежит обязательной передаче в доверительное управление.

Кроме указанного выше, практическое значение и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим заключаются также в следующем: супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, может расторгнуть с ним брак. Пункт 2 статьи 19 СК РФ устанавливает возможность расторжения брака по заявлению одного из супругов. А также прекращается действие договоров поручения, комиссии, заключенных с его участием.

Законодатель впервые в ГК РФ решил установить специальный способ охраны имущественных прав подопечных — посредством деятельности доверительного управляющего, а не самого опекуна (попечителя), добавив тем самым в число участников отношений по осуществлению опеки (попечительства) еще один субъект. Доверительный управляющий состоит в самостоятельном договорном обязательстве с муниципальным образованием, от имени которого действует орган опеки и попечительства.

Специфика положения органа опеки и попечительства создает ситуацию, при которой процесс учреждения доверительного управления регулируется административно-правовыми нормами, а права и обязанности сторон — гражданско-правовыми нормами. Это объясняется тем, что законодатель преследовал цель совершенствования механизмов охраны имущественных интересов безвестно отсутствующих лиц.

Существенным недостатком, по мнению автора работы, является отсутствие регулирования обязанности органа опеки и попечительства заключать договор доверительного управления. Гражданский кодекс содержит указание на то, что такой договор должен заключаться, как было указано выше, при необходимости постоянного управления имуществом. Автор работы считает необходимым законодательно закрепить обязанность органа опеки и попечительства назначать управляющего во всех случаях по требованию заинтересованных лиц. Представляется, что гражданское законодательство должно содержать специальные положения об ответственности органа опеки и попечительства за выбор доверительного управляющего имуществом и за непринятие или несвоевременное принятие мер по назначению управляющего, повлекшее утрату имущества лица или иные убытки.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина в соответствии со статьей 44 ГК РФ решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим отменяется, причем ранее возбужденное дело не подлежит новому возбуждению, а возобновляется ранее возбужденное производство. При отмене решения о признании гражданина безвестно отсутствующим прекращается доверительное управление имуществом, а также может быть восстановлен брак, в случае если супруг не заключил новый брак.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим № 2-1340/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 мая 2017 года г. Хабаровск

Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Шишкиной Н.Е.

при секретаре судебного заседания Соколовой А.А.

с участием помощника прокурора Железнодорожного района города ХабаровскаБахаревой Ю.В.

с участием заявителя Бураковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО10 ФИО3 о признании гражданина безвестно отсутствующим,

Заявитель ФИО11 обратилась в суд с заявлением, в порядке особого производства, о признании безвестно отсутствующим ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения ссылаясь на то, что состояла в браке с ФИО1, в период которого, ДД.ММ.ГГГГ у них родился ребенок – ФИО2. По утверждению заявителя, семейная жизнь с ФИО1 не сложилась, в связи с чем совместное проживание было прекращено и ДД.ММ.ГГГГ брак расторгнут. В отношении ФИО1 мировым судьей судебного участка № выдан судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетней ФИО2.По утверждению заявителя, с 2010 году ФИО1 прекратил выплачивать алименты, где он находится заявителю неизвестно. В целях оформления удочерения своей дочери, заявитель была вынуждена обратиться в суд с настоящим заявлением.

Заявитель ФИО12 в судебном заседании поддержала заявленное требование, дополнив, что ей неизвестно его место жительства, последнее место его пребывания Южно-Курильский городской округ при войсковой части в пляж. Предположила, что он был женат второй раз и у него имеется ребенок, так как подавалось заявление о снижении алиментов в отношении её дочери. В 2014 году он находился в , куда подавалось заявление о лишении ФИО1 родительских прав, но заявление не было принято к производству Тихорецкого суда. Из разговора с родителями ФИО1 проживающих в ей не удалось выяснить место нахождение бывшего мужа.

Представитель заинтересованного лица – УФМС России по , Отдела ЗАГС в судебное заседание не явились по неизвестной причине, несмотря на своевременное уведомление о дне и месте рассмотрения дела. Суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.

Выслушав заявителя, исследовав и оценив доказательства, представленные заявителем в обоснование заявления, принимая во внимание заключение помощника прокурора , не усматривающего правовых оснований для удовлетворения заявления, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО13 и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о заключении брака I-ДВ №). ДД.ММ.ГГГГ брак расторгнут решением мирового судьи судебного участка № , что отражено в свидетельстве о расторжении брака I-ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ. В период брака, ДД.ММ.ГГГГ у супругов родился ребенок – ФИО2 (свидетельство о рождении I-ДВ №).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № выдан судебный приказ № о взыскании с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца -Балкарской республики в пользу ФИО7 на содержание дочери ФИО2 алиментов в размере ? части заработка и (или) иного дохода, до совершеннолетия ребенка.

Из сообщения врио заместителя начальника отдела кадров войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцированной на территории Чеченской республики.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратилась в Отдел судебных приставов по с заявлением о возбуждении исполнительного производства о взыскании алиментов на несовершеннолетнюю ФИО2. В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по вынесено постановление об исполнительном розыске должника-гражданина.

Поскольку для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, что закреплено в ст. 129 Семейного кодекса РФ, а согласно ст. 130 Семейного кодекса РФ не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случае, если родители признаны судом безвестно отсутствующими ФИО14 имея намерения оформить удочерение её ребенка без истребования согласия отца ребенка, обратилась в суд с заявлением о признании гражданина ФИО1 безвестно отсутствующим.

Заявление ФИО15 о признании безвестно отсутствующим ФИО1 подано в порядке особого производства, а это значит, что утверждение заявителя о безвестном отсутствии ФИО1 должно быть бесспорным. Из заявления следует, что ФИО16 и ФИО1 прекратили совместное проживание в январе 2007 года. При рассмотрении настоящего заявления установлено, что заявитель ФИО17 не обладает информацией о фактическом месте жительства ФИО1 после прекращения брачных отношений, вследствие чего суд лишен возможности установления факта наличия или отсутствия сведений в месте жительства ФИО1 на протяжении года о месте его пребывания. Заявление основано лишь на отсутствии у заявителя информации о ФИО1 и наличия задолженности по алиментам, что не свидетельствует о безвестном отсутствии ФИО1.

Читайте так же:  Как рассчитать госпошлину при уменьшении размера алиментов

Обращаясь в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, заявитель имеет цель установления удочерения её дочери другим мужчиной в отсутствие согласия отца ребенка. Вместе с тем, поскольку факт безвестного отсутствия ФИО1 не подтвержден заявителем, а из объяснений заявителя следует, что ФИО1 уклоняется от выполнения родительских обязанностей в отношении дочери ФИО4, заявитель не лишена права обращения в суд с иском к ФИО1 о лишении его родительских прав.

В данном случае, требования ст. 277 ГПК РФ заявителем не выполнены. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. В силу ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В соответствии со ст. 277 ГПК РФ в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

Согласно ст. 42 Гражданского кодекса РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Место жительства гражданина определяется местом его регистрации.

Согласно ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

[3]

Из ст. 2 вышеуказанного Закона следует, что место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно. Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу ст. 42 Гражданского кодекса РФ предмет доказывания по делам данной категории охватывает установление следующих обстоятельств: установление места жительства гражданина; отсутствие его в этом месте жительства и сведений о его месте пребывания в течение года; принятие заявителем мер по розыску; невозможности установления места нахождения данного гражданина; существование обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться, в частности, находиться в розыске; наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим.

Из сообщения Информационного центра УМВД России по от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 по данным оперативно-справочных учетов ИУ УМВД России по не значится, розыскное дело в отношении ФИО1, как утратившего связь с родственниками, не заводилось. Сведения о месте государственной регистрации ФИО1 по месту жительства на всей территории Российской Федерации не представлены.

Записи акта о смерти ФИО1 в Отделах ЗАГС не выявлено. ОПС по сообщают, что в отношении ФИО1 возбуждено исполнительное производство, он является должником по алиментным обязательствам, в связи с чем, заведено розыскное дело №-РД, задолженность по алиментам на июль 2016 года составила 704 415,75 рублей. Согласно ответу УМВД России по от ДД.ММ.ГГГГ № местонахождение ФИО1 на территории не установлено.

Отсутствие у бывшей супруги ФИО18 сведений о месте жительства (пребывания) ФИО1, уклонение последнего от выплаты алиментов, не свидетельствуют о его безвестном отсутствии и не являются основанием для признания его безвестно отсутствующим,не являются правовым основанием для удовлетворения заявления.

Заявителем не представлены доказательства, которые бы с неопровержимостью свидетельствовали о наличии оснований для признания ФИО1 безвестно отсутствующим, не указаны обстоятельства, свидетельствующие о его безвестном отсутствии, о его исчезновении, в связи с чем, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявления Бураковой В.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

В удовлетворении заявления ФИО19 ФИО3 о признании гражданина безвестно отсутствующим – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в вой суд в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме, через суд его вынесший.

Судья Шишкина Н.Е.

ПОХОЖИЕ РЕШЕНИЯ СУДОВ:

ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании ФИО4 безвестно отсутствующим, мотивировав свои требования тем, что состояла с ФИО4 в браке до дд.мм.гггг, от брака имеется совместный ребенок – ФИО14 (ФИО15) С.Н., дд.мм.гггг года рождения. На основан.

Видео (кликните для воспроизведения).

ФИО1 обратилась с заявлением об объявлении умершим бывшего мужа ФИО2, который в декабре 2004 г. ушел из дома и по настоящее время по месту регистрации не проживает. Решением Индустриального районного суда от 27.06.2006г. ФИО2 признан безвестно отс.

Источники


  1. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.

  2. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.

  3. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.
  4. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
Признание безвестно отсутствующим иностранного гражданина судебная практика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here