Проблемы развития российского земельного законодательства

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Проблемы развития российского земельного законодательства". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

«Тенденции и проблемы развития земельного законодательства»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «Тенденции и проблемы развития земельного законодательства», участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний предлагают:

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
обеспечить совершенствование взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в части координации управления земельными ресурсами;
рассмотреть возможность создания специального федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами;
обеспечить реализацию положений земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации недвижимости в части совершенствования кадастрового учета и регистрации земельных участков и границ зон с особыми условиями использования территорий;
ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «О признаках неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушение законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации», разработанного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
разработать комплекс мер по повышению эффективности механизма предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, в том числе для ведения животноводства на торгах в форме конкурсов либо без проведения торгов;
обеспечить разработку нормативного правового акта, определяющего критерии отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, в том числе сельскохозяйственных угодий, используемых государственными племенными заводами, племенными репродукторами и организациями, занимающимися сохранением генофондных пород;
рассмотреть возможность законодательного решения вопроса о расширении круга лиц, имеющих право приобретать земельные доли без выделения земельного участка за счет включения в число таких лиц крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по разработке и принятию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию норм федерального земельного законодательства в части вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Направить рекомендации парламентских слушаний в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проблемы совершенствования земельного законодательства *

Волков Г.А., профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.

Статья посвящена готовящимся изменениям земельного законодательства, недостаткам существующих законопроектов и необходимым условиям для концептуального изменения деления земель на категории по целевому назначению.

Ключевые слова: земельное законодательство, категории земель, законопроекты, деление земель на категории.

The article is devoted to forthcoming changes in land legislation, drawbacks of existing draft laws and necessary conditions for conceptual change of division of lands into categories in accordance with purpose thereof.

Key words: land legislation, categories of lands, daft laws, division of lands into categories.

После принятия Земельного кодекса Российской Федерации 2001 г. прошло 10 лет, можно подвести итоги его применения и рассмотреть наиболее актуальные вопросы дальнейшего совершенствования земельного законодательства.

См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Земельный кодекс Российской Федерации 2001 г. стал очередным политическим компромиссом, в свою очередь позволившим закрепить на законодательном уровне результат 10-летних дискуссий с момента начала проведения земельной реформы в России, в том числе по концептуальным вопросам развития рынка земельной недвижимости.

Целый ряд проблем правового регулирования земельных отношений нуждался в решении на уровне кодекса: концептуальное обеспечение развития земельного законодательства вообще и обеспечение земельной реформы и рынка земли в частности, правовое регулирование отношений собственности на землю, уточнение приоритетов категорий земель и особенностей правового режима земель отдельных категорий .

См. подробно: Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Развитие рынка земли: правовой аспект // Государство и право. 1998. N 2. С. 50 — 58.

Значительная часть этих проблем была решена в Земельном кодексе Российской Федерации 2001 г. с сохранением ряда сложившихся подходов в правоприменительной практике.

Среди них: закрепление основных принципов земельного законодательства, разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также регулирования приватизации земли, определение объектов земельных отношений, уточнение деления земель на категории и правового режима земель отдельных категорий, урегулирование порядка перевода земельных участков из одной категории в другую, разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в регулировании земельных отношений, упорядочение видов прав на земельные участки, установление ограничений оборотоспособности земельных участков, регулирование возникновения прав на землю, в том числе переоформление прав на земельные участки, и др.

Изначально политически было определено, что в Земельном кодексе Российской Федерации не будут урегулированы отношения разграничения государственной собственности на землю и отношения оборота земель сельскохозяйственного назначения. Они были урегулированы в принятых соответствующих федеральных законах.

Читайте так же:  Заключение брака с иностранным гражданином в рф

В течение 10 лет жизнь постоянно требовала корректировки существующих правовых норм и восполнения правовых пробелов. С 2001 г. в Земельный кодекс Российской Федерации были внесены изменения 55 федеральными законами.

Однако количество внесенных изменений не привело к концептуальному изменению Земельного кодекса, их подавляющее большинство связано с изменением или включением в него нескольких правовых норм в связи с принятием новых федеральных законов, таких, как Градостроительный кодекс Российской Федерации , Водный кодекс Российской Федерации , Лесной кодекс Российской Федерации , Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» . При этом Земельный кодекс Российской Федерации сохранил свою целостность и систему.

См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Вместе с тем в последнее время готовятся проекты федеральных законов, которые предполагают концептуально существенно изменить Земельный кодекс Российской Федерации.

Прежде всего речь идет о проекте Федерального закона о внесении изменений в Земельный кодекс и другие законодательные акты Российской Федерации N 432575-4, который был принят в первом чтении 29 июня 2007 г.

Первоначально законопроект назывался «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации», состоял из 9 статей на 17 стр. Из пояснительной записки к нему следовало, что изменения в Земельный кодекс Российской Федерации предполагают такое уточнение процедуры предоставления земельных участков для строительства, чтобы обеспечить развитие территории в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.

При подготовке законопроекта ко второму чтению было подготовлено значительное количество поправок, особенно от Правительства Российской Федерации . В результате законопроект претерпел существенные изменения. В настоящее время он содержит 33 статьи на 181 стр., т.е. количество статей увеличилось более чем в 3 раза, а по содержанию законопроект увеличился более чем в 10 раз.

URL: http:// asozd2.duma.gov.ru/ main.nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN-432575-4&02.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы Российской Федерации при рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости. После первого чтения работа над законопроектом осуществляется в форме поправок, которые по смыслу Регламента не могут изменять его концепцию (ч. 1 ст. 118).

См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801.

Столь существенное изменение рассматриваемого законопроекта, равно как и любого другого законопроекта, свидетельствует, во-первых, о его концептуальном изменении, во-вторых, о необходимости его возвращения на первое чтение или отклонении по формальным основаниям, что, к сожалению, не предусмотрено Регламентом.

Существенными изменениями Земельного кодекса Российской Федерации, предлагаемыми Правительством Российской Федерации, являются:

  1. раскрытие понятия «разрешенное использование земельных участков»;
  2. введение для случаев образования земельного участка специального документа — проекта образования земельного участка или земельных участков;
  3. введение отдельной главы о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Само по себе раскрытие понятия «разрешенное использование земельных участков» является необходимым и актуальным. Однако предлагаемые изменения требуют совершенствования.

Прежде всего вызывает удивление само определение «разрешенного использования земельных участков», под которым понимается разрешенное использование находящихся на данном земельном участке объектов недвижимости, если иное не установлено Кодексом и иными федеральными законами, т.е. изначально «разрешенное использование земельных участков» определяется через разрешенное использование зданий и сооружений.

Такое понятие разрешенного использования земельных участков не согласуется с понятием градостроительного регламента, закрепленным в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и принципами земельного законодательства.

Нуждаются в корректировке и положения, определяющие разрешенное использование земельных участков в случаях, когда на них действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Например, предлагается, что «разрешенным использованием земельных участков» являются виды сельскохозяйственных угодий, устанавливаемые и изменяемые в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации, если земельный участок находится в границах сельскохозяйственных угодий.

При реализации такой правовой нормы будет полностью низложен правовой институт внутрихозяйственного землеустройства.

Определение разрешенного использования земельных участков через вид или виды деятельности, связанные с пользованием недрами, предусмотренные лицензией на пользование недрами, если земельный участок предназначен для добычи полезных ископаемых, повлечет бесконтрольное изменение не только разрешенного использования земельного участка, но фактический его перевод из одной категории в другую путем выдачи лицензии на пользование недрами.

Предложение об определении разрешенного использования земельных участков через вид деятельности, установленный решением о предоставлении водного объекта в пользование или заключенным договором водопользования, если земельный участок относится к землям водного фонда, не учитывает, что на землях водного фонда земельные участки не образуются.

Введение для случаев образования земельных участков такого документа, как проект образования земельных участков, предусмотрено прежде всего в новых статьях 11.10 — 11.12.

Из текста не ясно, во всех ли случаях требуется разработка данного документа. Его содержание позволяет предположить, что он является заменой проекта межевания земельных участков и некоторой альтернативой проекта межевания территории. При этом неясно его соотношение с проектом межевания территории, градостроительным планом земельного участка.

Читайте так же:  Что нужно от собственника для временной регистрации

Процедура разработки, согласования и утверждения проекта образования земельных участков изобилует сложной системой согласования, что может быть благоприятной основой для разного рода злоупотреблений при применении закона.

Наиболее существенные изменения Земельного кодекса Российской Федерации связаны с введением отдельной главы о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

С одной стороны, усовершенствованы и разработаны новые правовые нормы о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с другой — Земельный кодекс Российской Федерации системно ухудшится.

Проектом буквально «разбиты» глава IV о правах на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, и глава V о возникновении прав на землю.

Включены случаи распоряжения правом постоянного (бессрочного) пользования.

Наибольшему воздействию подверглась статья об аренде земельных участков.

Например, законопроектом исключены лучшие антикоррупционные нормы Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 22), предусматривающие гарантии прав арендатора:

  • право арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при аренде на срок более чем пять лет передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу (заключать договор перенайма) без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления;
  • недопустимость изменений условий договора аренды земельного участка без согласия арендатора;
  • правило о возможном досрочном расторжении договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя только на основании решения суда и при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором, т.е. запрет на односторонний отказ от исполнения договора.

Сомнение в допустимости использования земель запаса до перевода их в другую категорию земель вызывают такие предусмотренные законопроектом случаи, как строительство линейных объектов, пользование недрами. Эти исключения из общего правила повлекут «безрежимное» использование земельных участков.

Концептуальным является также проект Федерального закона о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель, подготовленный Минэкономразвития России.

Он предусматривает замену существующих 7 категорий земель на 4 «особо охраняемые категории земель»: земли лесного фонда, земли водного фонда, земли сельскохозяйственного назначения (по сути, включающие только сельскохозяйственные угодья) и земли особо охраняемых природных территорий.

Сама по себе задача упорядочения деления земель на категории является прогрессивной. Она стояла и при разработке действующего Земельного кодекса Российской Федерации. Однако переход в 2001 г. к установлению правового режима земельных участков с помощью правового института территориального зонирования или путем широкомасштабной разработки проектов планировки и застройки был невозможен.

В настоящее время существует огромное количество земельных участков, которые не прошли государственный кадастровый учет или в силу закона считаются ранее учтенными, но границы которых не установлены, а также земельные участки, данные о которых в части отнесения к землям той или иной категории земель отсутствуют.

Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на публичную кадастровую карту . Даже в Москве имеется значительное количество таких ранее учтенных земельных участков без установленных границ. Особое место в числе таких земельных участков по России занимают такие крупные земельные участки, как лесные участки особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственные угодья бывших колхозов и совхозов, земли общего пользования садоводческих, дачных и иных некоммерческих объединений граждан.

В отсутствие кадастрового учета, установленных границ земельных участков или учета принадлежности их к той или иной категории переход от деления земель на категории к установлению правового режима земель только на основе территориального (градостроительного) зонирования представляется преждевременным и повлечет расцвет разного рода злоупотреблений.

контрольная работа Источники земельного права

Понятие и классификация источников земельного права. Нормативно-правовые акты как основной источник земельного права. Проблемы развития российского земельного законодательства. Передача арендованного земельного участка в субаренду в пределах срока аренды.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 27.11.2009
Размер файла 24,7 K

Подобные документы

Понятие и виды источников земельного права. Кодифицированные законодательные акты, приказы, инструкции и иные законы как источники земельного права. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права.

Видео (кликните для воспроизведения).

контрольная работа [21,6 K], добавлен 26.10.2016

Понятие и классификация источников земельного права. Конституция Российской Федерации, международные договоры, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права.

контрольная работа [31,7 K], добавлен 14.02.2011

Источники права как форма закрепления общеобязательных правовых норм. Характеристика основной группы источников земельного права. Правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления Российской Федерации, содержащие нормы земельного права.

контрольная работа [32,3 K], добавлен 26.03.2010

Предмет и правовое регулирование земельного права. Понятие земельного процесса в теории земельного права. Земельно-процессуальные нормы и их виды. Соотношение земельного процесса с гражданским и уголовным процессом. Экологизированные нормы охраны земель.

[2]

контрольная работа [19,1 K], добавлен 25.04.2013

Читайте так же:  Как происходит регистрация рождения ребенка

Земельное право-это относительно обособленная отрасль российской системы права. Общественные отношения в области использования и охраны земель. Понятие земельного права. Сущность земельного права.Система земельного права. Нормативно-правовая база.

курсовая работа [199,4 K], добавлен 02.10.2008

Нормативные правовые акты как источники права в формальном смысле. История земельных кодексов Республики Беларусь. Механизм действия земельного законодательства. Согласование нормативно-правовых актов Президента и Конституции Республики Беларусь.

реферат [25,6 K], добавлен 22.01.2009

Соотношение земельного и гражданского законодательства Российской Федерации. Нормативно-правовое регулирование вопросов права собственности, постоянного и ограниченного пользования, пожизненного наследуемого владения и аренды земельного участка.

курсовая работа [40,8 K], добавлен 22.09.2011

Источники земельного права и их признаки, виды в зависимости от системы права. Порядок проведения и законодательная база государственного и муниципального, общественного и производственного земельного контроля. Вступление в право пользования землей.

контрольная работа [10,6 K], добавлен 16.07.2009

Изучение договора аренды земельного участка и его сторон: арендодателя, арендатора. Анализ содержания их прав и обязанностей по договору аренды земельного участка. Неопределенность соотношения земельного и гражданского законодательства, правовые коллизии.

контрольная работа [30,5 K], добавлен 18.03.2010

История российского земельного права. Формирование земельного права как отрасли и как дисциплины. Развитие земельного и колхозного права в СССР. Колхозное право как отрасль социалистического права. Производственная и организационная структура колхоза.

курсовая работа [62,6 K], добавлен 07.03.2009

«Тенденции и проблемы развития земельного законодательства»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «Тенденции и проблемы развития земельного законодательства», участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний предлагают:

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
обеспечить совершенствование взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в части координации управления земельными ресурсами;
рассмотреть возможность создания специального федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами;
обеспечить реализацию положений земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации недвижимости в части совершенствования кадастрового учета и регистрации земельных участков и границ зон с особыми условиями использования территорий;
ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «О признаках неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушение законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации», разработанного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
разработать комплекс мер по повышению эффективности механизма предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, в том числе для ведения животноводства на торгах в форме конкурсов либо без проведения торгов;
обеспечить разработку нормативного правового акта, определяющего критерии отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, в том числе сельскохозяйственных угодий, используемых государственными племенными заводами, племенными репродукторами и организациями, занимающимися сохранением генофондных пород;
рассмотреть возможность законодательного решения вопроса о расширении круга лиц, имеющих право приобретать земельные доли без выделения земельного участка за счет включения в число таких лиц крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по разработке и принятию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию норм федерального земельного законодательства в части вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Направить рекомендации парламентских слушаний в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Особенности земельного законодательства рф.

После введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство, вне сомнения, будет интенсивно развиваться.

В первую очередь, начнется работа по подготовке федеральных законов, которые названы в Земельном кодексе Российской Федерации. Уже сейчас на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится один из таких федеральных законов (законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Правительство Российской Федерации в планах своей законотворческой деятельности наметило подготовку ряда федеральных законов в развитие положений Земельного кодекса Российской Федерации. Среди них, можно назвать, в частности, проекты федеральных законов о резервировании земель, о переводе земель из одной категории в другую, о зонировании территорий.

Можно прогнозировать, что уже в этом году в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации будут внесены и рассмотрены некоторые проекты федеральных законов, развивающих требования Земельного кодекса Российской Федерации. По всей видимости, данная работа продлится не один год.

Следует ожидать законодательных инициатив в сфере приведения федеральных законов в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации. Так, Правительство Российской Федерации проводит работу, связанную с подготовкой проектов федеральных законов, призванных привести в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» и так далее.

Аналогичная работа проводится и по отношению к актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Читайте так же:  Как отказаться от наследства в пользу другого наследника

Не останутся безучастными к проблеме совершенствования земельного законодательства субъекты Российской Федерации. В связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации наметился процесс обновления регионального земельного законодательства. Например, постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2001 г. № 1023-ПП «О мерах по реализации на территории города Москвы Земельного кодекса Российской Федерации» создана Объединенная комиссия по реализации на территории города Москвы Земельного кодекса Российской Федерации. Задачами этой Комиссии являются:

разработка предложений по приведению законодательной и нормативной правовой базы города Москвы в соответствие с новым земельным законодательством Российской Федерации;

разработка законодательных и иных нормативных правовых актов города Москвы в целях обеспечения реализации на ее территории Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

рассмотрение оперативных вопросов городского землепользования, возникших вследствие введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Принятие Земельного кодекса Российской Федерации является не только правовым, но и политическим и экономическим событием. Наконец-то прекратились политические спекуляции вокруг вопроса о земле. То, что еще много лет назад требовало законодательного урегулирования, только теперь получило закрепление в федеральном законе. Отсутствие надлежащего правового регулирования земельных отношений порождало неустойчивость в экономике страны и создавало впечатление о том, что власть не в состоянии решить земельную проблему. Земельный рынок долго развивался без прочной правовой основы. Теперь соответствующие проблемы остались в прошлом.

Можно однозначно утверждать, что принятие Земельного кодекса Российской Федерации будет и дальше играть стабилизирующую роль во всех сферах жизни российского общества.

Статьи по предмету Земельное право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

«Тенденции и проблемы развития земельного законодательства»

Рекомендации

Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний предлагают:

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании в субъектах Российской Федерации федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих землеустроительную деятельность.

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о совершенствовании градостроительного и земельного законодательства в части, касающейся проведения комплексных кадастровых работ.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по разработке и принятию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию норм федерального земельного законодательства в части вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

[1]

7. Рекомендовать Государственному университету по землеустройству:
усилить земельно-правовую подготовку бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «землеустройство» и «кадастры»;
организовать в университете подготовку бакалавров-юристов земельно-правового профиля.

8. Направить рекомендации парламентских слушаний в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Государственный университет по землеустройству.

[1] Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном кадастре недвижимости“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3]

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РФ

магистрант кафедры региональной экономики и управления НГУЭУ,

РФ, г. Новосибирск

канд. экон. наук, доц. НГУЭУ,

РФ, г. Новосибирск

Особое отношение законодателя к правовому регулированию в сфере земельных и имущественных отношений не случайно. Земля (в широком понимании этого слова) выполняет всемирную социальную, экономическую и экологическую функции, является условием существования всего человечества, обладает только ей присущими атрибутивными качественными признаками: неповторимостью, невоссоздаваемостью, незаменимостью, ограниченностью в пространстве, неперемещаемостью, плодородием, многообразием ландшафта, рельефа, почвенного покрова, растительности, качества.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции РФ, земля и недвижимое имущество играет большую роль в жизни человеческого общества, всех живущих на планете Земля, являются гарантом создания нормальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, помогая тем самым осуществлять социальную функцию российского государства [4].

Система земельного законодательства нашла свое отражение в статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации, где пунктом 1 статьи 2 устанавливаются состав и иерархия правовых актов земельного законодательства в целом относительно Российской Федерации. В соответствии с данной нормой, под земельным законодательством подразумевается Земельный кодекс РФ, федеральные законы, а также законы субъектов РФ. При этом, согласно абзацу 2 п. 1 ст.2, нормы, содержащиеся в других федеральных законах и документах субъектов РФ, должны полностью соответствовать Земельному кодексу РФ. Помимо ЗК РФ и указанных законов, вопросы земельного права также регулируются водным, лесным и природоохранным законодательствам и законодательством о недрах [1].

Указы Президента имеют второстепенное положение относительно Земельного кодекса и федеральных законов. Указанные акты могут приниматься во всем вопросам, которые регулируются земельным законодательством, однако при условии, что указы Президента не будут противоречить нормам ЗК РФ и иным федеральным документам. Таким образом, нормы земельного права, содержащиеся в указах Президента РФ, могут либо конкретизировать правовые нормы приоритетного законодательства, либо восполнять пробелы в законодательном регулировании.

Читайте так же:  Понятие непреодолимая сила в гражданском праве

Правительство РФ, в соответствии с п.2 ст. 2 ЗК РФ, принимает решения, регулирующие земельные отношения в тех пределах, которые определены земельным кодексом, федеральными законами и указами Президента РФ. При этом, сфера применения актов Правительства РФ ограничена тем, что решения могут быть приняты исключительно во исполнение норм ЗК РФ, ФЗ и указов Президента РФ. То есть, для издания акта Правительством РФ необходимо наличие на потребность в нем указания Земельного кодекса или иного ФЗ, либо в указе Президента РФ [5].

Норма, согласно которой органы исполнительной власти субъектов РФ вправе издавать акты, регулирующие земельные отношения, установлена пунктом 3 статьи 2 Земельного кодекса РФ. Однако стоит иметь в виду, что органы исполнительной власти субъектов РФ могут принимать акты, содержащие нормы земельного законодательства только при наличии у них на то соответствующих полномочий, которые определяются в нормативных правовых актах соответствующего субъекта РФ.

Описанное нормативно-правовое регулирование земельных и имущественных отношений в данный момент не является эффективным. Земельный Кодекс РФ во многом совершенствует существующую систему земельных отношений в стране, однако многое нуждается в доработке, которая, впрочем, ведется постоянно.

Целью формирования нового земельного законодательства в сфере управления использования земельными ресурсами нашего государства должна выступать разработка эффективного правового механизма управления земельными ресурсами в изменившихся экономических, политических и правовых условиях развития российского государства.

Именно ЗК РФ, наряду с другими нормативными правовыми актами земельного законодательства, должен отражать особенности процесса государственного и муниципального управления земельными ресурсами, совершения отдельных сделок с земельными участками и установить и регламентировать основные правила поведения участников процесса управления в сфере использования и охраны земель.

Динамика развития законодательства в сфере оборота недвижимого имущества и надлежащего функционирования рынка земли показывает, что специальные нормы правового института управления земельными ресурсами, не должны быть сосредоточены только в Земельном кодексе РФ. Необходим весь спектр нормативных правовых актов, включающий в себя другие законы, указы, постановления, ведомственные нормативные акты, законодательные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые должны отражать инновационные тенденции развития современного национального законодательства [3].

Земельное законодательство о государственном управлении земельными ресурсами следует развивать на базе конституционных положений, а в части правового регулирования рынка земли — на базе ГК РФ путем раскрытия норм гражданского права с учетом специфики земельных отношений.

Большое значение в обеспечении рационального использования и охраны земель, государственного регулирования земельных отношений, развитии различных организационно-правовых форм хозяйствования на земле приобретают нормы, в которых устанавливается суверенитет земельного законодательства. Повышается ответственность землепользователей за нарушение режима использования земельных участков. Современные земельные отношения в России не должны ограничиваться только созданием новых собственников, наделением юридических лиц землей. Более важно и сложно сегодня организовать эффективное использование земельных ресурсов путем совершенствования правового процесса государственного управления ими. Практика показывает, что успешное решение проблем земельных преобразований невозможно без соответствующей системы государственных органов управления в области регулирования земельных отношений [2].

Важным направлением нормативно-творческой работы является разработка подзаконных нормативных правовых актов к федеральным законам с целью обеспечения единообразного понимания норм земельного законодательства. Определяющими для дальнейшего развития земельных отношений служат общие положения о праве собственности, закрепленные в ст. 35 Конституции РФ. К числу проблем, связанных с правом собственности, по-прежнему относятся ограничения, установленные в ряде субъектов РФ, по передаче в частную собственность земельных участков в городах.

Пробелы правового регулирования в процессе управления земельными ресурсами, связанные с вышеупомянутыми проблемами, существенно тормозят проведение современной земельной реформы в жизнь, лишают нормального функционирования земельного рынка, ведут к нарушениям в области конституционных прав граждан и юридических лиц на землю. Подводя итог сказанному, следует отметить, что в нынешнем земельном законодательстве наметилась тенденция к отражению специфики надлежащего правового регулирования процессом управления земельными ресурсами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
  2. Кашин А.В. Актуальность системного взаимодействия хозяйственного образования с муниципальными органами власти / А.В. Кашин // Научные труды SWorld. 2009. Т. 12. № 1. С. 39-43.
  3. Кашин, А.В. Системное взаимодействие муниципального и хозяйственного образования: автореф. дис… канд. экон. наук : 08.00.05 [Текст] / А.В. Кашин; Сиб. академия гос. службы. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008. – с. 23.
  4. Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 года).
  5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016).

Источники


  1. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.

  2. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.

  3. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.
  4. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.
  5. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.
Проблемы развития российского земельного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here