Расторжение брака по исламским законам

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Расторжение брака по исламским законам". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Развод по обычаям Ислама

Ислам – вторая по распространенности религия на территории России. Столетиями православие и ислам существуют бок о бок также, как и представители народов, для которых традиционная религия является необходимым элементом осознания своей принадлежности к этносу.

Несмотря на многовековой тесный контакт представителей ислама и христианства, многие имея друзей или даже супругов, приверженцев иной конфессии, мало знают о традициях и законах, которыми руководствуются мусульмане в повседневной жизни. Почти ничего не известно о том, как происходит развод по мусульманским обычаям.

И если для живущих в России законы Шариата не более чем этнографический опус, то для барышень, поддавшихся соблазну разделить судьбу со жгучим арабским или турецким брюнетом, сразу же после того, как они пересекают границу России – становятся насущной необходимостью. В исламских странах Коран не подвержен критике и все, что изложено в нем – незыблемо.
Эти же постулаты касаются и брачных обрядов и церемоний.

Как происходит развод у мусульман

Не смотря на строгость многих требований к повседневной жизни, ислам (но не народные традиции и обряды) очень лояльно относится к разводу. Причем инициаторами развода могут выступить как женщина, так и мужчина. Причем какой-либо процедуры, требующей присутствия посторонних лиц или фиксации факта расторжения брака в исламе не требуется.

Супруги по собственной инициативе, самостоятельно «разводятся», объявляя об этом второму супругу. Причем занятной особенностью является многократность, то есть возможность для мужчины «отыграть» назад и вернуть жену в лоно семьи. Совершить ошибку с поспешным объявлением жене «талак» можно двукратно. В это время жена считается как бы отлученной от мужа, но не утратившей с ним связь окончательно. Называется этот период «идда».

Своеобразный испытательный срок и время на то, чтобы супруги остыли от излишних эмоций и привели в норму свои взаимные чувства. Или напротив – приняли окончательное решение о необходимости развестись окончательно.
Существует забавные, с точки зрения современного человека, ограничения, связанные с физиологией женского организма. Мужчина не может объявить жене о разводе, когда у барышни наступила менструация (хайд) или не прошло кровотечение после родов (нифас).

Если с мужчинами-мусульманами все относительно просто – сказал три раза «талак» и жена уже больше не жена. Передумал на досуге – вернул жену в постель, вступил с ней в близость – и она снова жена.

Женщине-мусульманке развестись можно, но сделать это гораздо сложнее.

  • Во-первых, она должна испросить на это согласие мужа.
  • Во-вторых, простым произнесением слов, как это делает мужчина, дело не заканчивается, женщина, не получившая согласия мужа на развод, должна делать это в шариатском суде.

Если развод происходит по инициативе мужа – то свадебный подарок (калым) остается в собственности бывшей жены, но если она сама инициирует развод – то обязана вернуть мужу все, что было получено ей до свадьбы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Разумеется, во многих случаях это невозможно в силу целого ряда причин. Имущество может прирастать, убывать, изнашиваться.

Учитывая, что Коран не поощряет работу женщин вне стен дома, большинство мусульманских жен на 100% финансово зависимы от мужчин. Соблюсти требования о возврате калыма они просто не могут.

Следует помнить, что, как и в христианстве, у мусульман существуют различные течения. Самые крупные из них – сунниты и шииты. Соответственно постулатам своей веры, несколько отличаются толкование сур Корана и процедура развода.

Проклятие на свою голову

Своеобразно решается у мусульман проблема с адюльтером. Если для мужчин с этой стороны дело обстоит вполне благополучно (4 законных жены плюс штат наложниц, это обычное дело), то барышням иногда невтерпеж дожидаться своей очереди в постель мужа и они грешат на стороне.

Уязвленный таким своеволием муж имеет право развестись с женой. Правда для этого ему необходимо заручится поддержкой аж четырех свидетелей, которые подтвердят судье факт адюльтера. Если четырех свидетелей нет – тоже не проблема!

В этом случае муж перед судьей четырежды должен поклясться в том, что говорит правду, произнося: «Аллах — свидетель, я говорю совершенную правду». На пятый раз – призвать на свою голову проклятие. Подразумевается, что если не немедленно, то в ближайшее время Аллах услышит клятвы ревнивого мужа и в случае, если его подозрения не обоснованы – покарает его.

Жена же в свою очередь имеет право защищаться. Для этого ей так же необходимо четырежды произнести перед судьей формулу: «Аллах свидетель, муж говорит совершенную неправду». А на пятый раз – призвать подобно мужу проклятие, в случае обмана.

Проблема четырех жен

Как известно, ислам закрепил право мужчин на полигамию. Он допускает существование у одного мужа четырех законных жен и не ограниченного количества наложниц. Если наложницы являются аналогом сожительниц («гражданских жен») в странах христианской традиции, то законные жены-мусульманки имеют определенные права.

Прежде всего, лояльно относясь к разводам, Коран все же предписывает принимать все меры к тому, чтобы сохранить брак. Для этого существует процедура многочисленных консультаций со старшими (мусульмане особо почитают старейшин, умудренных жизненным опытом) членами своей семьи и семьи супруга. Цель этих переговоров – повлиять на решение о разводе и попытаться сохранить брак.

Часто в наиболее невыгодной позиции оказываются первые (по времени заключения брака) жены. По мере того, как они взрослеют, рожают детей, занимаются тяжелым физическим трудом по хозяйству, они утрачивают интерес для мужа и он может абсолютно законно объявить жене о том, что она ему надоела и он с ней разводится, либо взять в дом вторую, третью, четвертую жену.

Для женщин воспитанных в исламских традициях, многоженство может и является нормальным явлением, но в России, несмотря на широкое распространение ислама, оно запрещено на законодательном уровне. Хотя, широко распространено на бытовом уровне, без регистрации брачных отношений в органах ЗАГСа.

Для жен мужчин-мусульман, придерживающихся атеистических или христианских взглядов на состав семьи, желания делить мужа с другой женщиной и дожидаться своей очереди, когда муж соизволит исполнить свой супружеский долг, являются неприемлемыми.

В этом случае они могут воспользоваться закрепленным в Коране правом первой жены давать согласие на заключение мужем второго и последующих браков. Если жена будет против того, чтобы муж взял вторую или последующих жен, он не вправе будет сделать этого иначе, как разведясь по мусульманским обычаям с первой женой.

Восстановление брачных отношений

Многократность и легкость с которой мусульманин может развестись, а потом снова сойтись с женой, ограничена тремя разводами. После этого муж утрачивает право на возвращение жены. Равно и жена не имеет права воссоединится с бывшим мужем, предварительно не побывав замужем за другим мужчиной.

Читайте так же:  Расторжение брака в судебном порядке как развестись и в какой суд подавать заявление

Причем, придавая особое значение произнесению клятв перед Аллахом, мусульмане не допускают заключения фиктивных браков. Все должно состояться естественным образом.

Рассмотренные вопросы брака и мусульманского развода по религиозным канонам, с точки зрения жителя светского государства, имеют исключительно познавательное значение. Ни одна из догм, изложенных в Коране, не имеет правового значения и применима только на уровне соблюдения традиций.

В разводе по-мусульмански инициатива практически всегда исходит от мужа, который пользуется неограниченными правами. Для мужчин упрощена процедура развода: ему, как главе семьи, достаточно устного заявления. Развод считается состоявшимся, если мужчина прилюдно трижды заявит: «Ты мне не жена». Однако и при формальном равенстве мужчины в исламе, разводы в среде малоимущих слоев населения встречаются реже, в связи с дороговизной юридической процедуры в имущественных вопросах, вопросах, в вопросах алиментов, воспитания и содержания детей, и других сопредельных вопросах.

Основные причины разводов в мусульманских странах:

Нарушение каких — либо обязанностей;

Вероотступничество одного из супругов;

Прелюбодеяние одного из супругов;

Физические недостатки или психические болезни одного из супругов.

Право разорвать семейные узы в мусульманском мире имеет только мужчина.

Впрочем, для женщины мусульманское право также оставляет возможность избавиться от неустраивающих ее семейных отношений. Женщина может подать заявление в суд, но решение о расторжении брака будет вынесено лишь при наличии очень веских причин.

Современные виды брака в мусульманских странах

Существует достаточно большое количество видов брака. Многие из них прошли долгую историю и выдержали огонь, воду и медные трубы. Другие преобразовывались и деформировались с течением времени, подстраиваясь под современное общество. Итак, на сегодняшний день существуют следующие виды брака:

Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков бракосочетание составляет одно из Таинств — Венчание.

Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В последнее время простое сожительство людей часто именуют гражданским браком, что неверно. А правильное название Фактический брак или незарегистрированный брак — отношения между партнерами -«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей признаётся юридически не везде и не всегда. В СССР признавался в 1926-1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака.

[2]

Лет десять назад на такое решались лишь самые бесстрашные влюбленные, сегодня большинство молодых людей, прежде чем зарегистрировать брак, живут порой по несколько лет именно в гражданском браке. Может и стоит это принять во внимание, так как это дает людям попробовать на вкус семейную жизнь. Хотя по-прежнему много противников этого вида брака.

Морганатический брак — брак между лицами неравного положения. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.

Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак, и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

Фиктивный брак — оформление брака без намерения создать семью, для получения от государства связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.

Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее, их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство. Что ж, у такого вида брака есть свои объяснения — традиции, демографическое положение. В России тоже можно встретить последнее время что-то подобное. Правда, неофициальное, но есть пары, живущие по три человека. Хотя, нужно заметить, что в древних обществах был обычай забирать к себе жену погибшего воина. Это мог сделать родственник.

Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Опять же, причина в демографической ситуации.

Групповой брак — сожительство нескольких женщин с несколькими мужчинами. В наше время является формой экспериментов молодежи. Иногда называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате и предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория считается весьма сомнительной.

Однополый брак — сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная). В соответствующих национальных языках и законодательствах используется то же слово, которое переводится на русский язык как «брак»; заключение такого союза порождает сходные с браком юридические последствия. Впрочем, понятно, что из этих последствий есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе не может быть общих биологических детей (но могут быть приемные). В большинстве стран, в том числе и в России, однополые браки не признаются и не регистрируются.

Многие виды вышеперечисленных браков существуют в мусульманских странах. Наличие одного или нескольких видов брака обуславливается геополитическим положением страны: чем оно лучше — тем больше видов брака в стране.

С течением времени некоторые виды браков по своей сути остались прежними, но некоторые изменения в них произошли, например полигиния. Столетие назад это была одна из распространенных форм брака на востоке (гарем). Объяснялось это экономической выгодой: семьи, в основном в небольших поселках, состояли из мужа и нескольких его жен и детей, которые занимались сельским хозяйством и домашними делами. Так они себя не только обеспечивали продуктами питания, но и, продавая излишки, покупали одежду и другие вещи. Так же гарем был атрибутом богатых ханов и падишахов. Это было уже обусловлено не экономическими потребностями, а престижем.

В настоящее время в мусульманских странах существуют браки одного мужчины с несколькими женщинами. В странах, например в Турции, современный закон разрешает иметь только одну жену. Однако ислам допускает многоженство. Чтобы соблюсти закон, мужчины с первой женой регистрируют свой брак в органах ЗАГСа. Со второй же женой совершают обряд исламского бракосочетания.

Читайте так же:  Раздел имущества супругов без развода по суду

В других мусульманских странах (Иран, Ливия) для того чтобы взять вторую жену нужно нотариальное согласие первой жены.

Развод в исламе по желанию жены

Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов.

Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна.
Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы. Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.

Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей.

Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения. Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины.

Каковы же развод в исламе по инициативе жены? Расскажем в этой статье.

Как развестись женщине в исламе

Россия – светское государство. Поэтому ни одно из описываемых положений шариата, содержащееся в статье, не имеет юридической силы и не является обязательным к исполнению ни одной из сторон. Эти традиции имеют значение лишь для фанатично верующих, которые стараются придерживаться учения Аллаха. Но без государственной регистрации брака в органах ЗАГСа – они ничтожны по сути.

Практическую ценность знание о том, как женщина-мусульманка может потребовать развода, представляет лишь в тех странах, где правовая система строится на законах шариата (наиболее ортодоксальные монархии Ближнего Востока и некоторые мусульманские страны Африки).

В силу того, что некоторые представительницы прекрасного пола выходят замуж за выходцев из мусульманских стран и принимают ради этого ислам, уезжают на родину мужей и рожают там детей – им, перед тем как решится на отчаянный шаг, полезно будет узнать, как происходит развод по шариату.

Правовой (если можно так выразиться) основой брачно-семейных отношений является Коран (священно писание мусульман) и многочисленные толкования пророков и судей. Иными словами, брачно–семейное «законодательство» построено по принципу прецедента, то есть имевшего место случая (как правило, в мифологические времена) и принятого по этому поводу судебного решения или высказывания Аллаха или его Пророка.

Эти высказывания отражают религиозно-племенные обычаи востока конца 1 тысячелетия от Р.Х. и на протяжении почти 1000 последующих лет являются застывшей догмой, не подлежащей сомнению и не отражающей никаких прогрессивных тенденций развития общества.

В силу этого женщина в исламе – вещь покупная. Для того, чтобы стать женой, за неё обязательно должен быть уплачен выкуп (калым у российских мусульман) и сделан свадебный подарок – махр (который после замужества становится собственностью женщины на все то время, пока она состоит в браке, но подлежащий отобранию в случае развода по её инициативе).

Невеста может получить очень значительный по стоимости свадебный подарок, но Коран запрещает женщинам работать. Таким образом, став женой она полностью должна сосредоточиться на рождении, воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Материальное обеспечение – это забота мужчины. Сама же женщина не имеет абсолютно никаких источников дохода. Полученный до свадьбы подарок с течением времени может утратить свою стоимость, прийти в негодность, погибнуть или утеряться.

Но требование Корана незыблемо – женщина, принявшая решение развестись с мужем, должна вернуть все то, что было получено ею в качестве подарка.

Иными словами – купить свою свободу в обмен на возврат мужу подаренного имущества.

Тем не менее, если отбросить этот фактор возмездности — развод в обмен на имущество, Коран прямо перечисляет случаи, в которых женщина вправе обратится к судье с требованием развода:

  • Несправедливое отношение мужа (обычно подразумевается домашнее физическое насилие);
  • Неспособность мужа содержать жену и детей;
  • Супружеская измена (при моногамном браке);
  • Отсутствие сексуального удовлетворения (кого не указывается);
  • Неисполнение супружеских обязанностей (супругом);
  • Неисполнение условий брачного договора;
  • Привод в дом второй (третьей, четвертой) жены без согласия первой жены.
  • Вероотступничество.

Следует помнить, что в отличие от мужчины, женщина не может самостоятельно принимать решения о разводе и осуществить его путем произнесения сакральной фразы «Ты мне не муж!».

Решение о разводе должен принять судья или «правитель» — который при наличии веских оснований обяжет мужчину развестись с женой в обмен на выкуп.

Причины развода в исламе

Видео (кликните для воспроизведения).

Во времена, когда писался Коран, у кочевников не было понятия о такой науке как психология. Поэтому поводы к разводу, содержащиеся в Коране, носят грубо материалистический характер – они связаны либо с финансовой стороной брачных отношений, либо с неудовлетворенностью в сексуальной сфере.

Внутренний мир личностных и интимных переживаний женщины, её мироощущение, схожесть характеров, темперамента, степень интеллектуального развития — не играют никакого значения. Коран – догма. Исполнению подлежит только то, что в нем написано. Перечислены поводы к разводу – они подлежат исполнению. Нет в Коране таких поводов – значит, желание развестись от Лукавого.

Несмотря на допустимость развода в исламе, на практике расторгают брак по законам шариата совсем немного женщин. Обремененные детьми и не имеющие средств к существованию (поскольку не работают), они всецело находятся во власти мужа.

В тех мусульманских странах, в которых развита система светского законодательства (Турция, Египет, Сирия, Индонезия) обычно не приветствуются полигамные браки, а кое-где они просто запрещены законом.

Тем не менее, Коран допускает наличие у одного мужчины 4 жен и неограниченного количества наложниц.
Для женщины, с детства воспитанной в исламской семье, в этом нет ничего удивительного или унизительного, что наряду с ней, муж делит постель еще с 2-3 женщинами.

Но для тех, кто воспитывался в обществе, где приняты моногамные браки, или если женщина приняла ислам исключительно по воле будущего супруга, такое разделение мужа между несколькими женами является недопустимым, прежде всего с этической точки зрения.
Конечно, включая в Коран положение о том, что женщина имеет право развестись, если не согласна с тем, что муж берет вторую (3,4) жену преследовало отнюдь не сохранение психического здоровья женщины.

Читайте так же:  Как забрать заявление на алименты

Прежде всего, речь шла о сохранении спокойствия хозяина дома – таким образом стремились избегать скандалов между женами-конкурентками.
Поэтому, в настоящее время почти незыблемым правилом является получение согласия невесты на то, что муж в последствии наберет себе гарем или, по крайней мере – постановка невесты в известность о возможности такого развития семейных отношений.

Условия развода в исламе

В качестве условий развода в исламе основным требованием является, помимо возврата свадебного подарка или уплаты иного выкупа мужу за развод, еще и тщательная привязка этого действа к физиологическим циклам женщины и выяснение подробностей интимной жизни: была ли между супругами близость, и как давно она была.

Для кочевых арабов вопрос о том, беременна женщина или нет, являлся принципиальным.
Во-первых, никто не хотел воспитывать валяду-зина.
Во-вторых, самой важной причиной являлось то, что не только жены, но и дети являлись собственностью мужчины – главы семьи.

Девочки представляли значительную ценность – их можно было выгодно продать (выдать замуж) получив за это значительное количество баранов или верблюдов. Мальчики – вырастая, становились воинами, тем самым усиливая боевые возможности племени.

Так как акушерство и гинекология существовали на уровне знахарок-повитух, то точной даты наступления беременности определять не умели. Поэтому, для надежности, Коран установил довольно продолжительный срок, в течение которого становилось абсолютно достоверно известно беременна женщина или нет – 3 менструальных цикла.

Для женщин, у которых наступила менопауза – 3 календарных месяца. Такая мера предосторожности была вызвана тем, что позаимствовав при создании религии мифологию древних иудеев, арабы из Ветхого Завета знали, что даже 90 летние библейские бабушки успешно беременели после посещения их ангелами.

Если выждав 3 месяца (период очищения), женщина по недоразумению вновь оказывается в постели с мужем – срок возобновляется. Снова надо ждать 3 месяца!

[3]

Если это условие было соблюдено, муж и судья убеждались в том, что жаждущая развода женщина не беременна (то есть не унесет с собой принадлежащее мужу имущество – ребенка).

Женщина заплатила за свою свободу выкуп. Муж в принудительно-добровольном порядке наконец произносит сакральную фразу: «Я расстаюсь с тобой!» (вариант: «Я отпускаю тебя»).
После этого женщина становилась формально свободной.

Страны, в которых действуют законы шариата, не признают светского развода, совершенного в суде или иных государственных органах уполномоченных на регистрацию брака.

Поэтому, живя в такой стране, обязательно требуется соблюсти процедуру мусульманского развода в соответствии с шариатом, и только после этого узаконивать развод в государственных органах. Иначе женщина по-прежнему будет считаться состоящей в браке и ей запрещается повторно выходить замуж.

Применительно к России ни одно из указанных в Коране ограничений не является ни действительным, ни обязательным.
Женщина (даже глубоко религиозная мусульманка) вольна в любое время, без объяснения причин, внесения выкупа и вне зависимости от дня менструального цикла или состояния беременности подать иск о расторжении брака в суд или заявление в ЗАГС.

Свадебный подарок мужа (махр) может возвращаться, а может и нет. По крайней мере мужу придется доказать в суде факт его передачи во временное пользование, подтвердив это соответствующим договором.

А подарки, сделанные публично, в присутствии свидетелей на свадьбе, согласно гражданскому законодательству РФ возврату не подлежат. Они переходят в исключительную собственность одариваемого.

Имеет ли женщина право на развод?

В каких случаях женщина имеет право на расторжение брака (никаха), какова процедура его расторжения?

– Расторжение брака (фасху ан-никах) установлено в шариате для защиты женщин от вреда, исходящего от мужа в материальном плане или в плане половых отношений. Женщина имеет право обратиться к имаму мечети с просьбой о расторжении брака, если муж сам отказывается дать развод или не в состоянии сделать это. Такое право женщине даётся: 1) если муж окажется сумасшедшим или потом, со временем станет сумасшедшим (даже, если есть надежда на выздоровление); 2) если муж окажется больным лепрой (болезнь, при которой сначала кожа краснеет, потом чернеет и начинает сыпаться) или потом заболеет этой болезнью; 3) если муж окажется больным проказой (болезнь, при которой кожа становится сильно белой, пятнистой) или потом заболеет этой болезнью; 4) если обнаружится, что у мужа нет полового органа или потом пришлось удалить его; 5) если муж окажется импотентом. Но, если муж хоть один раз вступил с ней в половые отношения, то она (жена) уже никогда не имеет право на расторжение брака.

После обнаружения всех перечисленных недостатков, если жена хочет расторгнуть брак, она имеет право это сделать, если обратится с такой просьбой к имаму сразу же, после их обнаружения, но если она не сделает этого сразу же, то она не имеет право на расторжение брака потом, со временем.

Если муж окажется импотентом, имам ему дает срок в один год для излечения, но, если после этого срока он останется таким же, жена имеет право расторгнуть брак.

Также жена имеет право на расторжение брака, если муж не в состоянии обеспечивать её минимальным обязательным обеспечением, установленным шариатом. Если же муж в состоянии её обеспечить, но не делает этого, жена не имеет право на расторжение брака, так как она имеет возможность потребовать от него всё необходимое через имама (или через суд). Если не известно местонахождение мужа и он не оставил имущества, которым жена может себя обеспечить, то, по мнению некоторых алимов, она имеет право расторгнуть брак. Также, по мнению некоторых алимов, если муж в состоянии обеспечить жену и не делает этого и жена не может добиться от него своего обеспечения через имама (или через суд), жена имеет право на расторжение брака.

После того, как жена обратится к имаму с просьбой о расторжении брака, имам дает мужу три дня, в течение которых муж должен начать обеспечивать её, и если он этого не сделает, то на четвёртый день имам расторгает их брак или дает ей (жене) разрешение на расторжение брака и она сама делает это. При расторжении брака имам говорит: «Я расторгаю брак»,- и называет имя мужа и жены, если жена сама расторгает с разрешения имама, то она говорит: «Я расторгаю свой брак».

После расторжения брака муж не имеет право на возврат жены (ружъат) до прохождения срока идды, что разрешается, если жене дать однократный или двукратный развод. После прохождения срока идды муж имеет право заново совершить махар с женщиной, которая расторгла с ним брак. Для этого нет условия, чтобы она вышла за другого мужчину и развелась с ним, в отличие от троекратного развода, после которого женщина не имеет право выйти заново за того же мужчину, который ей дал такой развод, а только в том случае, если она: 1) выйдет за другого, 2) вступит с ним в половой контакт, 3) разведётся с ним, 4) выдержит срок идды.

Читайте так же:  Как получить снилс иностранному гражданину

Если мужчина возобновит брак (после срока идды) с женщиной, которая расторгла раньше с ним брак, то она возвращается как новая жена, т. е. для мужа количество разводов не уменьшается, но если мужчина дал однократный или двукратный развод жене и вернул (сделал ружъат) её до прохождения срока идды или заново, после прохождения срока идды поставит с ней новый махар, то она возвращается к нему уже с уменьшенным количеством разводов.

Например, если муж давал однократный развод, то у него останется право на два развода, а если он давал двукратный развод, то у него остается право на один развод, т. е. если он и в дальнейшем даст только двукратный развод в первом примере и однократный во втором, то он уже не имеет право повторно на ней жениться, а только, если она выйдет замуж за другого и разведётся с ним («Фатхуль-Аллам»).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Если вам суждено разойтись…

Ислам рассматривает брак не как некое «таинство», а как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода. Брак не должен быть ни ареной противоборства между мужчиной и женщиной, ни средством «тюремного заключения» женщины и грубого обращения с ней. Он призван быть институтом, обеспечивающим спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям.

Однако браки по многим причинам могут и не состояться. Иногда супруги могут настолько далеко разойтись в своих интересах, что это может серьёзно повлиять на их брак. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из всего того, что Им разрешено. Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными. Если брак начинает разваливаться, супругам следует приложить все усилия, чтобы достичь примирения. Тем не менее, Ислам не призывает жить в несчастливом браке, и развод — это крайнее и последнее средство, а не прерогатива мужчины, которую он может использовать по своему капризу, хотя подобный миф о процедуре получения развода в Исламе очень распространён на Западе. Можно даже письменно оговорить своё право на развод в брачном контракте при несоблюдении условий, определённых Шариатом. Многие женщины скромно отвергают это право, но это право стоит того, чтобы о его соблюдении позаботиться заранее. Некоторые мужчины злоупотребляют институтом брака, а женщинам следует защищать себя и, в то же самое время, быть уверенными в себе и стремиться прилагать все усилия, чтобы сделать брак успешным.

Начать процедуру развода вправе любой из супругов, или же оба они могут прийти к взаимному решению расстаться друг с другом. В Исламе существуют различные виды разводов.

Это развод по инициативе мужа. Он предполагает трёхкратное провозглашение развода, то есть произнесение вслух слова «талак» или подобной фразы. Однако есть условия, которые желательно соблюдать при разводе: слова «талак» не должны быть произнесены (1) сразу в одно и то же время 3 раза подряд без разрыва во времени, (2) в период менструального цикла жены и (3) после супружеской близости до очищения от менструального цикла. Продолжительность времени между каждым случаем провозглашения развода должно соответствовать месячному циклу жены. В период времени между провозглашениями развода необходимо делать всё возможное, чтобы спасти брак, а женщина имеет в это время право на полное содержание мужем.

Это ещё один вид развода. Здесь его инициатором является жена. Условия развода: жена просит мужа отпустить её взамен определённой платы и т.д. Если муж согласится, то она обязана уплатить мужу обговорённую сумму.

Женщина получила право на такой вариант развода, чтобы иметь возможность освободиться от невыносимого для неё брака.

Женщина в праве требовать Хул’, и, хотя Ислам, в целом, не поощряет разводы, мужчине надлежит отпустить её, если все попытки примирения не оканчиваются успехом. Об этом печально говорить, но очень часто можно услышать о таких браках, когда муж обращается с женой ужасающе жестоко, но при этом не желает развестись с ней сам или дать ей развод. Таким мужчинам необходимо напомнить аят из Корана, содержащий такой смысл: «При разводе со своими жёнами, пока не истечёт назначенный им срок (трёхмесячное ожидание, т.е. иддат), вы можете вернуть их, и впредь быть с ними справедливыми или отпустите их благопристойным образом. Не удерживайте их, поступая с ними несправедливо, с целью причинить им зло. Кто так поступает, тот вредит себе, навлекая на себя наказание Всевышнего».

Ислам разрешает развод, но рассматривает его как крайнюю меру. Лучше предотвратить развод, внимательно относясь к выбору будущего супруга и, серьёзно настроившись, прилагать все усилия к тому, чтобы брак состоялся, чем использовать расторжение брака в качестве «средства излечения себя» от неудачного брака.

Любой из сестёр, оказавшейся в подобной ситуации, следует проконсультироваться у знающих, надёжных мусульман, ещё раз всё взвесить и только после этого решить, стоит ли прибегать к такому серьёзному средству, как развод.

Основания и порядок заключения и расторжения брака по Мусульманскому праву

На эту тему идет много споров среди мусульман, религиоведов и толкователей Корана. Однако в последние годы в этом вопросе пришли к консенсусу. Считается, что муж должен в какой-то мере воспитывать жену, но применять даже легкое рукоприкладство не имеет право. Хотя есть и исключения, например, измена жены в исламе. С другой стороны, в обязанности мужа входит сбережение семьи от сплетен, а супруги — от наветов. Супруг должен воспитывать в своей второй половинке уважение к себе и к старшим. Ссоры в исламе.

В случае возникновения конфликтов мужу полагается просто замолчать. Жена же обязана остыть и потом извиниться. Естественно, такие проблемы, как измена в исламе, могут быть решены как в пределах одной семьи, так и вынесены уже за ее пределы и отданы на суд мусульманского правосудия. Очень большое внимание уделяется обоюдным молитвам Аллаху. Муж молится за свою семью и супругу, а жена — за мужа. Особенно остро этот вопрос стоит как раз во время ссор [9].-

Центральным институтом семейного права является брак.В большинстве случаев он рассматривается как двусторонний договор, который делает женщину «законной», «разрешенной» для мужчины. С точки зрения других, брак есть обязательство между лицами различного пола, составленное по правилам шариата и имеющее целью супружеское сожитие.

Законодательство арабских стран устанавливает ряд условий заключения брачного договора и к его форме.

Первым условием заключения брака является личное присутствие жениха и невесты.

Вторым условием является присутствие двух совершеннолетних и умственно полноценных свидетелей. Иногда указывается, что свидетели должны быть мусульманам.

[1]

По законодательству большинства арабских стран третьим условием для заключения брака является обязательная письменная форма брачного договора. Регистрация брака, как правило, возлагается на высшие органы власти. В Сирии, например, регистрация брака возлагается на суд. Особенностью иракского законодательства является строгий запрет внесудебного заключения брака. Мужчина, заключивший брак вне суда, наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 1 года или штрафом от 300 до 1 тыс. динаров. Если же таким путем был заключен новый брак при сохранении предыдущего, то мужчина наказывается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет [10].

Читайте так же:  Как выиграть суд по капитальному ремонту

В качестве условия для вступления в брак предусматривается достижение определенного возраста. Для мужчин в Сирии, Ираке, Марокко, Тунисе, Ливане, Египте он установлен в 18 лет. В отличие от семейного права большинства арабских стран Иорданское законодательство фиксирует брачный возраст для мужчин в 16 лет. Для женщин брачный возраст варьируется от 15 до 18 лет. В Сирии и Ливане брачный возраст для девушки установлен в 17 лет, в Египте в 16 лет, а в Иордании, Тунисе и Марокко в 15 лет. Лишь в Ираке он, как и для мужчин, равен 18 годам.

Одним из самых основных условий вступления в брак является уплата махра. Махр -свадебный подарок невесте. Одно из обязательных условий для заключения брака. Выплата махра может быть отсрочена по договоренности после свадьбы. В случае развода махр остается у жены. На обязательность махра указывает Коран: «И давайте женщинам их обязательный брачный дар от чистой души. Если же они позволят пользоваться чем-нибудь из этого, то кушайте это наслаждаясь и во благо». Нельзя путать калым -традицию выкупа за невесту у некоторых тюркских народов, с исламским махром ­подарком невесте. Махр от калыма отличается тем, что передается не родителям невесты, а самой невесте. Махром может быть определенное количество денег, драгоценных камней или металлов, либо же ценное имущество.

Во многих арабских странах значительными правами при заключении брака пользуется опекун невесты, функции которого выполняют отец или другие ближайшие родственники. Например, Йеменское законодательство установило, что без согласия опекуна или суда женщина, даже совершеннолетняя, по собственному желанию вообще не может выйти замуж.

В одной из версий хадиса говорится: «Опекун не имеет власти над женщиной, которая уже побывала замужем». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным .

Согласию сторон на вступление в брак придает большое значение, законодательство ряда других арабских стран признает недействительным брак, в который совершеннолетнее лицо вступило принудительно. Иракский закон от 1978 г. устанавливает уголовную ответственность за принуждение к браку правоспособного лица. Виновные в заключение такого брака близкие родственники наказываются лишением свободы на срок до 3 лет и штрафом.

Семейное право Иордании, Марокко и Египта позволяет жене внести в брачный договор важное условие, позволяющее ей получить развод в случае заключения мужем другого брака. Что же касается Йемена, то здесь ограничивается полигамия: мужчина может одновременно состоять в браке не более чем с двумя женщинами, что представляет собой принципиальный отход от традиционного положения мусульманского права. Причем закон здесь рассматривает бигамию как исключение: второй брак может заключаться только по разрешению суда в случае бесплодия или тяжелой неизлечимой болезни первой жены, что подтверждается специальным медицинским свидетельством. В отличие от семейного права всех арабских стран, тунисский закон вообще запрещает полигамию [11].

В семейном праве арабских стран существуют строгие запреты заключения брака. Ислам запрещает мужчинам вступать в брачный союз с определенными категориями женщин. Жениться на матери, родной сестре, теще — запрещено. Также запрещено жениться на женщинах, которые являются для мужчины махрама (все потомки жены женского пола(дочь, внучки, правнучки и дальше, в том числе и те, которые родятся после) становятся для мужа махрама (родственницами). Любой аналогичный предок и потомок мужского пола со стороны мужа становится махрам (родственником) для жены. Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж ни за кяфира («неверного»), ни за «человека Священного писания» (христианина или еврея). Мусульманин имеет право жениться на христианке и иудейке, при этом шариат не заставляет христианок и иудеек отречься от своих религий, если они становятся женами мусульманина. Также запрещено заключать брачный договор с замужней женщиной. Женщина, которая получила от мужа трехкратный талак (развод), становится для него запретной (харам). Муж может вернуть ее к себе лишь после того, как она выйдет замуж за другого и разведется.

Для вступления в брак соблюдение всех вышеперечисленных условий недостаточно. Как для постоянного, так и для временного (разрешенного, согласно джафаритскому мазхабу) брака требуется прочитать формулу бракосочетания и заключить брачный договор. Формулу заключения брака читают на арабском языке, сначала невеста, затем жених. «Завваджтука нафси аля-сид-дак алъ-малум» («Считаю себя твоей женой по определенному махру — приданому»), — говорит невеста. Жених отвечает: «Кабилту ат — тазвидж» («Принял бракосочетание»). Жених и невеста должны быть согласны на брак, а не принуждены к нему.

Хотелось бы освятить формы традиционного мусульманского брака: полигамия и моногамия.

Мусульмане пытаются дать логическое обоснование возможности брать в жены одновременно нескольких жен. Так, Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари в своей книге пишет, что «мужчин всегда меньше по количеству в населении мира, чем женщин, и этот факт, по его мнению, в некоторой степени обусловил возможность наличия такого брака».

Г.Вамбери, справедливо писал: «Многоженство — это позорное постановление магометанского общества, далеко не так обыкновенно и распространено, как обыкновенно думают у нас. Хотя и сам ужасаюсь моей смелости, но не могу заявить, что во всех известных мне магометанских странах из тысячи семейств вряд ли одно, глава которого пользуется действительно своим законным правом на многоженство».

Что касается форм традиционного брака в раннем исламе, то основными были: гарем султана, временный брак, левират, сорорат, умыкание, обменный брак.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

  2. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
  4. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.
  5. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
Расторжение брака по исламским законам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here