Развитие института гражданства в российском законодательстве

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Развитие института гражданства в российском законодательстве". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

История развития гражданства РФ

Институт гражданства в РФ имеет свою уникальную историю. В зависимости от конкретной исторической обстановки менялся взгляд на понятие гражданства, его сущность и условия приобретения. В настоящий момент получить статус гражданина РФ стремятся, как правило, выходцы из стран постсоветского пространства. Для успешного прохождения этой процедуры необходимо иметь представление об истории гражданства в России.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Гражданство с того времени начинает выступать и как способ защиты правового положения личности, и как средство защиты интересов самого государства. Если два этих аспекта находятся в равновесии, то в обществе появляется идеальное соотношение и интересов личности, и интересов государства.

С привнесением демократических элементов в процесс составления нового нормативного акта о гражданстве появилось множество правовых норм, отличающих современное законодательство от всех предыдущих:

  1. Отказ от процедуры насильственного лишения гражданства.
  2. Опора на нормы и принципы международного права при регулировании вопросов гражданства.
  3. Возможность гражданина иметь одновременно гражданство иностранного государства, с которым у РФ заключен договор.
  4. Апатриды (лица без гражданства) имеют полное право претендовать на получение российского паспорта.
  5. Существование упрощенного порядка получения гражданства для отдельных категорий.

Что это такое

Гражданство представляет собой один из наиболее важных правовых институтов в развитом демократическом обществе. Конституция РФ содержит ряд статей, где регулируются вопросы предоставления, изменения и лишения гражданства. Оно характеризует Россию как суверенное и независимое государство.

Классическое определение гражданства России связано с установлением устойчивой правовой связи лица с РФ, которая содержит взаимные права и обязанности.

Гражданство – это, прежде всего, правовая категория, а не фактическая. Лицо может проживать на территории другого государства, но при этом оставаться обладателем российского паспорта. Также и иностранцы, проживающие в Российской Федерации, не становятся ее гражданами только на основании этого факта.

Совокупность прав и обязанностей лица находятся в зависимости от того, обладает ли он статусом гражданина или нет. Гражданство выступает в роли некоего гаранта в части признания правосубъектности лица, а также в области защиты в соответствии с законодательством конкретного государства.

На данный момент отсутствует единая точка зрения на начальный этап становления российского гражданства. Одни специалисты считают, что эволюция гражданства как политико-правового института началась именно с приходом к власти большевиков, а другие выделяют и дореволюционный период как отправную точку развития.

В России гражданство как юридическая категория появилось сравнительно недавно.

До начала революционных событий в 20 веке существовало только понятие подданства.

Закон закреплял несколько разновидностей подданства:

  • природное (включало в себя дворянское сословие, духовенство, городских и сельских обывателей);
  • подданство инородцев (включало представителей еврейского и восточных народов);
  • финляндские обыватели.

Принадлежность к тому или иному разряду подданства определяла круг прав и обязанностей, которым обладал человек.

Декреты советской власти ликвидировали прежнюю систему подданства и ввели понятие гражданства. Теперь иностранцам стало намного проще приобрести статус гражданина, особенно при условии их происхождения из рабочего класса или крестьянства.

Далее последовало появления единого союзного гражданства. В последующие годы на конституционном уровне был закреплен принцип, в соответствии с которым обладание гражданством СССР гарантирует защиту и покровительство на территории иностранных государств.

Подданство

Вплоть до начала 18 столетия в российском законодательстве отсутствовали нормы, регламентирующие понятие подданства. В сознании русского человека оно ассоциировалось с православной верой, то есть приверженцы христианства автоматически считались подданными Российской империи.

Натурализация в Российском государстве осуществлялась также путем принесения присяги, означавшей «вечное подданство» императору. Благодаря этой процедуре иностранцы могли владеть поместьями и заключать смешанные браки.

Присяга носила добровольный характер и подразумевала отказ от выезда за рубеж и вступления в иностранную армию.

В 19 веке получение иностранцами подданства Российской империи означало, прежде всего, приобретение торговых прав, которые были доступны купеческим гильдиям. Однако до реформ 60-х годов подданство, приобретенное в результате натурализации, и подданство по факту рождения коренным образом отличались друг от друга.

Иностранец, присягнувший на подданство, рассматривался государством как иноземец с привилегиями.

Реальное уравнение прав натурализовавшихся иностранцев и подданных по рождению было осуществлено с принятием соответствующего закона в 1864 году.

Видео: Счастливая история

Понятие гражданства в советский и постсоветский периоды

Вслед за преобразованием государственного строя в 1917 году был изменен и институт подданства. Он подлежал отмене, и вместо него появилось понятие «гражданство». Подданство означало принадлежность монарху, а гражданство считалось проявлением участия личности в деятельности государства.

Какие документы нужны для гражданства РФ ребенку? Найдете по ссылке.

Декреты советской власти упраздняли всю социальную структуру дореволюционного общества. Вместо титулов, чинов и сословий вводилась новая категория – гражданин Российской Республики.

С 1918 года Советы наделены правом предоставления иностранцам, живущим на территории РСФСР, гражданство России. Списки новоиспеченных граждан публиковались для ознакомления.

Гражданин одной из республик, входящих в состав СССР, автоматически признавался гражданином советского государства.

В 1938 году был разработан закон «О гражданстве СССР», в котором впервые был употреблен термин «советское гражданство». Следующая редакция этого закона, принятая в 1978 году, содержала норму о равенстве всех форм приобретения гражданства СССР.

[3]

После распада страны Советов власти суверенного российского государства разработали закон о гражданстве, который привнес значительные изменения в понимание сущности гражданства. Гражданство стал регулироваться с помощью демократических принципов, что являлось определенным новшеством.

Согласно этому закону все граждане РСФСР при наличии согласия обретали устойчивую правовую связь с РФ.

Конституция 1993 года включила в себя многие установки из принятого закона, а также впервые закрепила понятие двойного гражданства.

С принятием в 2002 году нового, более совершенного закона о гражданстве, стали четко определены процедура приобретения статуса гражданина РФ, порядок выхода и полномочия государственных органов, в компетенции которых находятся вопросы гражданства.

Читайте так же:  Добровольная уплата алиментов

Исторические типы

На основе анализа истории России можно выделить несколько исторических типов гражданства, присущих каждому конкретному периоду ее развития:

Название Временной период Содержание
Российское подданство дореволюционный период до 18 века понятие «подданство» как юридическая категория отсутствовало;

крещение приравнивалось к натурализации;

«вечное подданство» для иностранцев посредством принесения присяги.

Советское гражданство 1917-1991 года советское гражданство выступает в качестве:

· правовой связи лица с социалистическим государством;

· принадлежности лица к социалистическому государству;

· политической связи личности и социалистического общества;

· правоотношения лица с социалистическим государством.

Гражданство РФ в постсоветский период 1991-2002 года гражданство Российской Федерации характеризуется открытостью и добровольностью;

закреплены права на изменение и отказ от гражданства, а также запрет на его лишение.

Тест на получение гражданства РФ по истории

Лица, желающие получить статус гражданина РФ, должны не только знать русский язык, но и иметь общее представление об основных вехах истории России.

Знание ключевых дат, событий и личностей, оказавших влияние на развитие российской государственности, помогает лучше ориентироваться в культуре традициях и законах современной России.

Как выглядит образец заявления на гражданство РФ? Ответ здесь.

Условия прекращения российского гражданства. Узнайте далее.

Взгляд на понятие гражданства с исторической точки зрения позволяет глубже понять особенности и своеобразие этого правового института. Проведя анализ исторических фактов, можно утверждать, что эта политико-правовая категория формировалась под влиянием различных исторических событий, что и определило ее своеобразие.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

История развития законодательства о гражданстве в России

Изучим историю развития законодательства о гражданстве в России, определим этапы развития и их характерные черты.

Необходимым условием качественного изучения действующего законодательства о гражданстве является анализ истории развития законодательства о гражданстве в России. Важно выявить динамику развития правового регламентирования различных аспектов данной сферы.

В царской России было подданство, а не гражданство. При этом законодательство о подданстве имело черты средневековых и феодальных начал. Оно не предполагало юридического равенства подданных.

В Российской империи подданные разделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

природные подданные, в составе которых выделяются: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели;

инородцы (евреи и восточные народы);

Помимо этого, четыре группы природных подданных подразделялись на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) обладали свободой передвижения и бессрочными паспортами для проживания на всей территории империи. Лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали указанными привилегиями. В зависимости от принадлежности подданных к той или иной категории в законодательстве предусматривались существенные различия в их правах и обязанностях.

В истории советской России первым актом советской власти по рассматриваемым вопросам стал Декрет ВЦИК о ликвидации сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 года.

В нём отмечалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.) и титулы отменяются. В результате было установлено одно общее для всего населения России наименование – гражданин Российской Республики.

1 апреля 1918 года ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское подданство иностранцев, которые проживали в РСФСР, было дано местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам проводил регистрацию принятых в гражданство иностранцев и обеспечивал публикацию их списков для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении либо утрате российского подданства и о правах иностранцев на территории страны. Местным советам Конституцией были даны полномочия по предоставлению статуса гражданина России тем иностранцам, которые проживали и трудились в РСФСР, принадлежали к рабочему классу и трудовому крестьянству.

После создания Союза ССР было введено гражданство СССР. В статье 7 Конституции СССР 1924 года устанавливалось единое союзное гражданство для всех граждан союзных республик.

29 октября 1924 года было утверждено Положение о союзном гражданстве. Согласно данному положению правом предоставления статуса гражданина наделялись ЦИК союзных республик. Трудящиеся иностранцы могли быть приняты в подданство исполкомами губернских и областных съездов Советов или ЦИК АССР.

13 июня 1930 года ЦИК и СНК СССР утвердили новое Положение о гражданстве Союза ССР. 23 ноября 1930 года был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него.

Конституция СССР 1936 года (как и более ранние конституции) утвердила принцип единого союзного гражданства. Согласно данной Конституции 19 августа 1938 года Верховным Советом был принят Закон о гражданстве СССР. В нем были сохранены сформировавшиеся принципы, однако присутствовали и новые положения.

В последующие годы принимались разнообразные акты, в которых указывались решения отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и его восстановления.

В Конституции СССР 1977 года получил конституционное отражение один из основных принципов в данной сфере: граждане СССР за границей находятся под защитой и покровительством государства. 1 декабря 1978 года был принят Закон о гражданстве СССР.

Новый этап развития государства (известный как перестройка) способствовал дальнейшему изменению союзного законодательства. 23 мая 1990 года был принят Закон о гражданстве СССР, который сделал более открытым и прозрачным процесс правового регулирования отношений гражданства.

Дальнейшая история развития законодательства о гражданстве в России реализуется в рамках собственного законодательства о гражданстве РФ.

Декларация о государственном суверенитете России предопределила принятие 28 ноября 1991 года нового Закона «О гражданстве Российской Федерации». Данный закон впервые подробно регламентировал все отношения, которые связаны с гражданством России.

31 мая 2002 года был принят новый федеральный закон N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В нём отражены новые подходы государства к регулированию общественных отношений, связанных с вопросами рассматриваемой сферы.

Читайте так же:  Понятие обособленного подразделения юридического лица

Становление и развитие института гражданства Российской Федерации

В России до учреждения республики в 1917 г. гражданства не существовало, а все физические лица обладали статусом подданных. Это определялось монархической формой правления и существованием института подданства. После октябрьского революции 1917 г. был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»[64], который заложил основу советского института гражданства и отменил все существующие прежде сословия и связанные с ними привилегии, преимущества и ограничения. В соответствии с ним для жителей России вводился единый правовой статус — гражданин Российской Республики.

Правовой базой приобретения гражданства стала Конституция РСФСР 1918 г., которая отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия представлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому народу. Следующим этапов развития российского гражданства являлось образование СССР и принятие Конституции (Основного закона) СССР 1924 г., которая установила единое союзное гражданство. 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве, согласно которому правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик.

Положение о гражданстве СССР[65], утвержденное ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. урегулировало все вопросы, связанные с признанием человека гражданином СССР, с порядком принятия гражданства, выходом из него и закрепило упрощенный порядок приема в союзное гражданство и выхода из него. Согласно этому Положению каждое лицо, находившиеся на территории СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку недосказана его принадлежность к гражданству иностранного государства.

В соответствии с Конституцией (Основным законом) СССР 1936 г. и принятым на её основе Законом от 19 августа 1938 г. «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик»[66] прием в советское гражданство иностранца относился к компетенции Президиума Верховного Совета СССР или Президиума Верховного Совета союзной республики, в которой он проживал, выход из гражданства — к компетенции Президиума Верховного Совета СССР.

Советское законодательство о гражданстве, по мнению Л.Д. Воеводина, развивалось по двум основным направлениям. Во-первых, постепенно изымались статьи, предусматривающие дискриминационные требования при принятии в советское гражданство (классовая принадлежность, социальное положение и другие признаки). Так, ст. 5 Закона «О гражданстве СССР» 1938 г. предусматривала запреты браков с иностранцами. Она была отменена лишь 4 февраля 1948 г. Во-вторых, развитие законодательства шло от децентрализации к централизации. По существу, важнейшие полномочия, связанные с выходом лица из советского гражданства, были отнесены к компетенции союзных органов[67].

Конституция (Основной закона) СССР 1977 г. и Закон от 1 декабря 1978 г. «О гражданстве СССР»[68] отнесли к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР вопросы приобретения, прекращения, изменения и восстановления в гражданстве. Восстановление в гражданстве было впервые введено Законом СССР «О гражданстве СССР».

Основаниями прекращения советского гражданства являлись выход и лишение гражданства. При этом лишение гражданства считалось исключительным случаем и применялось в отношении лиц наносящих своими действиями ущерб авторитету государственной безопасности страны.

Во второй половине 1980-х г.г., в связи с переменами в обществе и государстве, право на гражданство в СССР стало рассматриваться как естественное право человека. В развитие этого подхода были приняты Закон СССР 23 мая 1990 г. № 1518-1 «О гражданстве СССР»[69], в котором отсутствовало право государства лишить человека советского гражданства, и Закон Российской Федерации 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации»[70], вступивший в силу 6 февраля 1992 г. российским гражданством признавалась устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека. В соответствии с положениями этого закона каждый приобретал право на изменение своего гражданства и была отменена возможность лишения гражданства.

В 1997 г. Россия подписала Европейскую конвенцию о гражданстве (Страсбург, 1997 г.)[71], в которой некоторые вопросы трактуются иначе, чем в законе от 28 ноября 1991 г., отличающемся либерализмом по сравнению с зарубежным законодательством. В связи с этим. Появилась необходимость разработки и принятия нового закона «О гражданства Российской Федерации».

В пояснительной записке к проекту закона «О гражданстве Российской Федерации», внесенного Президентом Российской Федерации в Государственную Думы отмечалось, что «действующий Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности и не мог учитывать особенностей последующего развития России и ее правовой системы, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами. Кроме того, Российская Федерация в 1997 году подписала Европейскую конвенцию о гражданстве.

Отдельные положения действующего Закона не полностью согласуются с соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, которая была принята в 1993 году, после вступления его в силу.

Так, содержащееся в действующем Законе положение о гражданстве Российской Федерации и гражданстве республик в составе Российской Федерации (пункт 2 статьи 2) не согласуется с положениями Конституции Российской Федерации о суверенитете Российской Федерации и верховенстве федеральных законов (части 1 и 2 статьи 4), о равноправии субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 5), о едином и равном гражданстве независимо от оснований его приобретения (часть 1 статьи 6), об отнесении вопросов гражданства к ведению Российской Федерации (пункт «в» статьи 71).

Сравнительный анализ действующего Закона с зарубежным законодательством в области гражданства выявил его уникальный либерализм. Особенно это касается условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки множественного (двойного) гражданства, а следовательно, и сбалансированности интересов государства и личности»[72]. В настоящее время общественные отношения связанные с гражданством регулируются Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[73].

Становление и развитие института гражданства РФ

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

Читайте так же:  Высший арбитражный суд российской федерации был упразднен

1. природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели;

2. инородцы (евреи и восточные народы);

3. финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК от 11 (24) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждане Российской Республики.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства».

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. Первым правовым актом регулирующим вопросы гражданства СССР стало Положение о союзном гражданстве 1924 года, далее были приняты Положения о гражданстве СССР 1930 и 1931 годов.

В дальнейшем принятие новых Конституций СССР 1936 и 1977 годов, привело к появлению законов СССР о гражданстве 1938 и 1978 годов.

Видео (кликните для воспроизведения).

В разгар перестройки в 1990 году был принят последний закон СССР о гражданстве.

Сущность советской концепции о гражданстве сводилась прежде всего к таким его признакам как распространение на лицо суверенной власти государства внутри страны и за ее пределами, наделение лица государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. Гражданство трактовалось также как принадлежность лица государству. Таким образом, в отношениях гражданства государство и советский гражданин находились в неравноправных условиях, явный перевес был у государства.

Из этой концепции вытекала, например, норма, предусматриваемая советскими законами о гражданстве, которая позволяла лишать человека гражданства вопреки его воли, исключительно по инициативе государства.

Для советского законодательства о гражданстве были также характерны следующие черты:

1. Сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов. Такие отношения регулировались лишь на уровне Союза ССР. Хотя закон СССР 1978 года и упоминал о законодательстве союзных республик, касающемся советского гражданства, но неопределенно. Закон же СССР 1990 года прямо указал на «законы о гражданстве» союзных республик. Однако республиканское законодательство состоялось лишь из указов Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство;

2. Отсутствие юридического оформления республиканского гражданства. Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР без указания на принадлежность к гражданству союзной республики. В законах не были указаны основания, по которым определялась эта принадлежность;

28 ноября 1991 года был принят первый Закон РФ «О гражданстве РФ», который вступил в силу 6 февраля 1992 года.

Его принятие было обусловлено процессом демократизации России, который привел к обретению ее независимости и распаду СССР.

Наиболее сложным вопросом, который решал данный закон, было юридическое оформление корпуса граждан РФ.

В связи с этим норма Закона 1991 г. о том, кто является гражданином Российской Федерации носила общий и отсылочный характер: «гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом». Среди оснований приобретения гражданства первым было указано его признание.

Согласно ст. 13. гражданами Российской Федерации признавались граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение года они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Следовательно, основаниями признания являлись такие признаки, как обладание гражданством СССР и постоянное проживание на территории Российской Федерации. По сути дела, это был «нулевой вариант», так как фактически никому из проживающих в России граждан СССР не пришлось принимать какие-либо меры для подтверждения своего гражданства.

Необычна для законодательства о гражданстве и оговорка о возможности в течение года заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Наличие ее в Законе объясняется тем, что среди лиц, отвечающих условиям для признания их гражданами Российской Федерации, могли быть такие, которые считали себя гражданами других бывших союзных республик, и Закон этому не препятствовал.

Поэтому отсутствие в Законе оговорки о возможности заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации означало бы нарушение прав человека, принудительное зачисление лица в корпус ее граждан вопреки его представлениям о своем гражданстве, не расходящимся с правовыми установлениями по этому вопросу.

В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны, приобрели гражданство Российской Федерации все лица, отвечающие условиям, предусмотренным ч. 1 ст. 13 Закона. Число заявлений о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации со стороны лиц, считавших себя гражданами других республик, было относительно небольшим.

По сравнению с последним законом СССР 1990 г. первый Закон о гражданстве РСФСР 1991 г. ознаменовал значительное расширение демократических начал в законодательстве о гражданстве.

Это нашло выражение в следующих нормативных установлениях, отраженных в Законе:

1. Полное отрицание возможности лишения гражданства и запрета любому гражданину Российской Федерации изменить свое гражданство;

2. Определение в качестве задачи Закона обеспечить осуществление норм и принципов международного права, относящихся к гражданству и правам человека;

3. Допущение возможности по ходатайству гражданина иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. Недопустимость ущемления в правах таких лиц;

4. Введение нормы о том, что Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства;

5. Возможность наряду с Законом прямого применения международных договоров Российской Федерации по вопросам гражданства;

6. Подробная регламентация упрощенного порядка решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации (в порядке регистрации) и об основаниях, препятствующих приобретению гражданства Российской Федерации и выходу из него.

С 1 июня 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, принятый 31 мая 2002 г. Необходимость разработки нового Закона была обусловлена принятием Конституции РФ 1993 года и теми сложностями, которые возникли после распада Союза ССР и были связаны с определением гражданства Российской Федерации лиц, переселяющихся в Россию из других союзных республик, ставших самостоятельных независимыми государствами.

Читайте так же:  Учредитель сменил прописку что делать

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Гражданство Российской Федерации

1. Понятие и сущность гражданства. Характеристика гражданства как правового института, субъективного права и правоотношения. Принципы гражданства как исходные положения, общие правила, лежащие в основе института российского гражданства. Система и взаимосвязь принципов.

Двойное гражданство и безгражданство. Проблемы, порождаемые наличием двойного гражданства. Конвенция Совета Европы 1963 г. об уменьшении случаев многогражданства и о воинской службе лиц, имеющих несколько гражданств. Отрицательные коллизии национальных законов о гражданстве как причина возникновения этих явлений. Международные и внутригосударственные меры по разрешению проблем двойного гражданства и безгражданства.

Проблема совершенствования законодательства России по вопросам гражданства c учетом требований Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г. Дальнейшая либерализация российского законодательства по вопросам гражданства.

Развитие института гражданства в российском законодательстве. Действующие законодательные акты о гражданстве. Формы возникновения российского гражданства. Признание гражданства и его законодательная регламентация.

2. Основания и порядок приобретения российского гражданства: по рождению, в результате приема в гражданство в общем или упрощенном порядке, восстановления в гражданстве, по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором. Условия приема в гражданство РФ. Основания отклонения заявлений о приеме или восстановлении в российском гражданстве.

Прекращение гражданства Российской Федерации. Выход из российского гражданства лиц, проживающих на территории РФ и проживающих на территории иностранного государства. Основания отказа в выходе из гражданства. Отмена решений по вопросам гражданства. Гражданство детей при изменении гражданства родителей и при усыновлении.

3. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве. Полномочия в области гражданства Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти в сферах внутренних и иностранных дел.

4. Особенности правового статуса беженцев, вынужденных переселенцев и иностранных граждан в Российской Федерации. Понятие беженца и вынужденного переселенца. Порядок оформления статусов. Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев. Основания и порядок утраты статуса беженца и вынужденного переселенца.

Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства и законодательное ограничение их прав и свобод. Временное пребывание, временное и постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

научная статья по теме СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ»

СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ

Д.А. ПАРШЕНЦЕВ, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Елецкого госуниверситета имени И.А. Бунина E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право у//////////////////////////^^^^

Аннотация. Статья посвящена анализу становления и развития института гражданства на разных этапах исторического развития России.

Автор рассматривает отдельные этапы развития института гражданства в России и их взаимосвязь между собой.

Ключевые слова и словосочетания: институт гражданства, дореволюционный период, этапы развития, конституция, права и свободы человека, право, закон.

Annotation. Article devoted to the analysis of becoming, as well as analysis of individual stages of the historical development of citizenship in Russia.

This article describes the individual stages of the development of citizenship in Russia and their relationship to each other.

Key words and word combinations: institute of nationality, pre-revolutionary period, the stages of development, the constitution, the rights of human freedom, right, law.

Положительная рецензия предоставлена O.B. Нардиной — доцентом кафедры гражданского права и процесса Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, кандидатом юридических наук

Институт гражданства как самостоятельный конституционно-правовой институт, направленный на реализацию прав и свобод человека и гражданина, выполнение ими обязанностей, является важнейшим элементом правового статуса личности. В процессе развития Российского государства понятие, сущность и проблемы этого института изменялись и постепенно расширялись.

Вопросы гражданства всегда привлекали внимание ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Однако проблематика гражданства и на сегодня далеко не исчерпана, несмотря на многообразие высказанных мнений, точек зрения о сущности и правовой природе гражданства.

Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством.

Государственная власть и население связаны единством территории. В государственно-организо-

ванном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства — наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически — институтом гражданства.

Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, принадлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приобретения, прекращения гражданства и т.д.

Как уже было сказано выше, «гражданство» — юридическое основание правового статуса личности,

взаимоотношений человека и государства. Это связано с тем, что объем нрав, свобод, обязанностей того или иного лица напрямую зависит от гражданства1. Выявление содержания и значения гражданства, его основных особенностей — сложная и важная проблема в науке конституционного права, являющейся базовой наукой о правовом статусе личности, в контексте «гражданства».

Понятие «гражданство» должно включать взаимные права, обязанности, ответственность и гарантии, что подчеркивает его неотъемлемую связь со статусом личности и его характер как базового элемента.

Вместе с тем отмечается, что в науке о гражданстве не сложилось единого мнения в отношении самого понятия «гражданство».

Отметим, что мы согласны с мнениями тех ученых, которые определяют гражданство как устойчивую правовую связь человека со своим государством, обусловливающую взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе2.

Для более правильного понимания термина «гражданство», а также института гражданства в целом, считаем необходимым более детально проанализировать становление и развитие института российского гражданства (подданства), его законодательное регулирование в различные исторические периоды.

Читайте так же:  Как можно быстро развестись — если есть ребенок и без детей

В научной литературе существует несколько мнений относительно этапов развития института гражданства в России. Основные отличия данных мнений касаются в основном «начального» этапа развития гражданства в нашей стране.

В классификациях, предложенных М.В. Варлен-Бевз, А.В. Мещеряковым, В.В. Полянским, каждая из которых за начало первого этапа в развитии законодательства о гражданстве берет октябрь 1917 г., отмечается, что именно с этой даты начинается не только история развития законодательства о гражданстве, но и история нового государства на территории бывшей Российской империи.

Свою позицию ученые обосновывают тем, что в Российской империи понятие гражданства отсутствовало, речь шла лишь о подданстве. Русское право XVI и XVII вв. не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является русским подданным, а кто — иностранцем. И таких норм не могло быть, поскольку само понятие подданства в тот период имело бытовой, а не юридический характер.

С данным мнением нельзя согласится по следующим основаниям.

На наш взгляд, в период до 1917 г. в России также происходили процессы развития и становления института гражданства, зарождался названный институт.

В первой половине XVIII в. в законодательстве начинает применяться юридический способ вступления в русское подданство, именуемый натурализацией и связанный с принесением присяги на подданство. Иными словами, подданство принимает юридический характер.

[2]

Историческое значение подданства как понятия, сложившегося в эпоху абсолютных монархий, явилось причиной исчезновения этого термина из современного публичного права не только России, но и других государств. В последующем мировая практика государственного строительства показала, что термин «подданство», фактически равнозначный гражданству, применялся и применяется только в странах с монархической формой правления. Таким образом, во всеобщее употребление для обозначения подданства входят термины «гражданство» и «гражданин».

«Как известно, — писал В.М. Гессен, — до настоящего времени в истории государственного права понятию гражданства по общему правилу дается весьма специальное или узкое значение. Гражданином называется тот, кто является субъектом определенной категории публичных прав, а именно, прав политических»3.

В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, к основным этапам становления института гражданства в России можно отнести:

1) дореволюционный (до 1917 г.);

2) советский (1917—1991);

3) переходный (1991—2002);

4) современный (с 2002 г. по наст. вр.).

Как уже было сказано, первым этапом становления института гражданства в России является дореволюционный этап (до 1917 г.).

В законодательстве царской России о подданстве не устанавливался принцип равенства всех граждан перед законом. Это было обусловлено тем, что в стране еще сохранялись остатки сословных различий.

Принадлежность лиц к той или иной группе природных подданных законодательно связывалась с серьезными различиями правового статуса. В частности, многое определялось принадлежностью к лицам податного или неподатного состояния.

Следует отметить, что принадлежность к той или иной категории подданных в царской России была связана с различиями в правах и обязанностях. Основные привилегии в правах и обязанностях предоставлялись дворянам. Вопросы подданства регламентировались в основном обычным правом.

[1]

До принятия в России в 1864 г. Закона «О правилах относительно принятия и оставления иностран-

цами русского подданства» вопросы подданства в царской России регулировались постановлениями, которые были обобщены в Своде законов.

Институту гражданства в «дореволюционной» России уделяли большое внимание такие отечественные ученые-юристы, как В.М. Гессен, Д.А. Градовс-кий, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, В.М. Устинов, Б.Н. Чичерин, Л.А. Шаланд и др.

Существенные изменения института гражданства в России связаны с установлением в стране советской власти, период существования которой охватывает второй этап.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство приняло законодательный акт, который имел непосредственное отношение к правовому положению граждан, — постановление от 20 марта 1917 г. «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений»4.

Так, после революции 1917 г. было упразднено понятие «подданный», характерное для государств с монархической формой правления, и заменено понятием «гражданин»5.

Правовому закреплению норм о советском гражданстве способствовал Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г. в ст. 1 провозгласило, что гражданин одной из союзных республик, входящих в состав Союза ССР, является тем самым гражданином Союза ССР и имеет все права и несет все обязанности, установленные для граждан как Конституцией и законодательством Союза ССР, так и Конституцией и законодательством союзной республики, на территории которой он проживает, установив тем самым единое союзное гражданство для граждан союзных республик. Это Положение заложило основу важнейшего института государственного права СССР.

Прежние законы о гражданстве определяли, что каждый, проживающий в СССР, кто не имел таких доказательств или чья принадлежность к гражданству иностранного государства не была доказана, помимо него считался гражданином СССР.

Первый Закон «О гражданстве СССР» 1938 г. внес полную ясность в этот вопрос. Отсутствие доказательства иностранного гражданства не делало человека гражданином СССР.

И наконец, новый Закон был знаменателен еще и тем, что в нем впервые был употреблен термин «советское гражданство», тог

Видео (кликните для воспроизведения).

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

  2. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.

  3. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
  4. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.
  5. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.
Развитие института гражданства в российском законодательстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here