Суд о плате за техобслуживание одпу

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Суд о плате за техобслуживание одпу". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

[1]

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

Читайте так же:  Проверка действительности паспорта гражданина рф

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

  • почтового отправления;
  • электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
  • государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
  • нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
  • через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

В марте в квитанции появилось «Обслуживание теплосчетчика», при этом у меня индивидуальное отопление, и я оплачиваю услугу по показаниям счетчика.

Вы обязаны оплачивать обслуживание теплосчетчика. Вы не являетесь пользователем услуги центрального отопления. Однако вам начисляют оплату не за это. Нужно понимать, что вы, как и все собственники, обязаны нести расходы по содержанию общедомового имущества, к которому отнесен в том числе и ваш общедомовой прибор учета тепла (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Содержание теплосчетчика в надлежащем состоянии обеспечивается посредством его технического обслуживания (пп. «к» п. 10 Правил № 491). Таким образом, вы обязаны оплачивать обслуживание теплосчетчика вне зависимости от того, пользуетесь ли централизованным отоплением или нет.

Тем не менее необходимо разобраться в правомерности начисления вам платы за данную услугу отдельной статьей в квитанции. Так как проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета входят в состав общих работ, выполняемых для надлежащего содержания общедомового имущества (п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290), то и расходы на обслуживание теплосчетчика в вашем доме должны быть учтены при определении платы за содержание и ремонт жилья. Оплачивая квитанцию по статье «Содержание жилья», «Текущий ремонт», вы оплачиваете обслуживание всего общедомового имущества, в том числе и прибора учета тепла.

Рекомендуем вам обратиться в вашу управляющую организацию с требованием разъяснить, на каком основании в квитанцию включена статья «Обслуживание теплосчетчика». Также вы можете обратиться в Роспотребнадзор с заявлением о проведении проверки вашей управляющей организации на предмет законности начисления отдельной платы за обслуживание общедомового прибора учета.

МКД на «прямых договорах»: обязанность ставить общедомовые приборы учета остается за УК

Nomadsoul1 / Depositphotos.com

Если жители МКД перешли на прямые отношения с РСО, то обязанность устанавливать ОДПУ все равно остается за лицом, которое управляет таким МКД. А если ОДПУ нет (но есть техническая возможность для его установки), то РСО вправе установить штрафной повышающий коэффициент за ресурс, потраченный на содержание общего имущества и определенный по нормативу. На это указал Верховный Суд РФ, рассматривая жалобу УК по спору с РСО (Определение Верховного Суда РФ от 1 июля 2019 г. № 306-ЭС19-9233).

Ранее РСО применила повышающий коэффициент к плате за общедомовые нужды по водоснабжению в МКД без ОДПУ:

  • договор между РСО и УК был заключен на отпуск холодной воды в объеме, соответствующем превышению объема холодной воды на ОДН над объемом холодной воды на ОДН, рассчитанным по нормативам потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды,
  • а объем этого сверхнормативного потребления на ОДН – согласно договору – определялся по ОДПУ,
  • при этом у спорного МКД не было ни ОДПУ, ни акта об отсутствии технической возможности его установки.

В ответ УК сослалась на следующие доводы:

  • исполнителем коммунальных услуг жителям – в данном случае – является РСО, вот пусть она и ставит счетчик, если ей нужно;
  • установка ОДПУ – это часть работ, которые проводятся при капитальном ремонте. А УК отвечает только за текущий.

Однако суды всех уровней обратили внимание на следующее:

Верховный Суд РФ, ознакомившись с жалобой УК, оснований для пересмотра дела в СК по экономическим спорам ВС РФ не усмотрел.

Отметим, что свежими поправками в Правила предоставления коммунальных услуг внесена норма, которая обязывает именно УК, а не РСО, ставить ОДПУ в МКД, перешедший на «прямые договоры», однако только в том случае, если собственники помещений в МКД приняли решение о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в плату за содержание жилого помещения.

Суд о плате за техобслуживание ОДПУ

Ежемесячно жильцы домов, в которых установлены общедомовые приборы учёта, платят за их обслуживание. Однако раз в несколько лет (в соответствии с техническим паспортом счётчика) возникает вопрос: за чей счёт должна производиться метрологическая государственная поверка общедомового прибора учета?

По данному вопросу всем собственникам помещений многоквартирных домов разъясняем следующее.

В соответствии с п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491) расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Читайте так же:  Как узнать количество собственников автомобиля

Согласно Правилам, подпункт «к» пункта 11), обеспечение надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учёта (в том числе осмотры, техническое обслуживание, поверка) осуществляется в рамках содержания и ремонта общего имущества.

Следует отметить, что в соответствии с разделом 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения» к минимальному перечню работ, в том числе, относятся поверки исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета.

Частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определен состав общего имущества. Общедомовые прибора учета являются общим имуществом, ответственность за его содержание и эксплуатацию которого несет управляющая компания.

Таким образом, в силу требований действующего законодательства управляющая организация поверку и текущий ремонт общедомовых приборов учета обязана осуществить в рамках установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Системное толкование Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда свидетельствуют о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления в силу содержания МКД и должны осуществляться управляющей организацией независимо от того, имеется ли в перечне работ и услуг вышеуказанные виды работ.

Таким образом, предъявление к оплате собственникам помещений многоквартирных домов платы за ремонт и поверку общедомовых приборов учета сверх установленного тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома или отдельной строкой в платежном документе нарушает требования ч. 1, ч. 2.3 стать и 161 ЖК РФ, подп. «к» п. 11, п. 29 Правил № 491, раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Кроме того, вышеуказанные действия управляющих организаций нарушают требования подп. ж п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 в соответствии с которыми управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Статьей 7.23.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

За вышеуказанные незаконные действия управляющих организаций предусмотрена ответственность по статье 7.23.3 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей).

Прокуратура Талицкого района

Как правильно рассчитать плату за обслуживание ОДПУ по квартирам?

Здравствуйте! Установили общедомовые приборы учета на многоквартирный дом, ежегодно платим за их обслуживание. И каждый год у жильцов возникают вопросы, как распределять плату за обслуживание счетчиков на собственников. Первоначально рассчитывали сумму с каждой квартиры согласно занимаемой площади квартиры. В этой ситуации были возмущены владельцы 2х и 3хкомнатных квартир, т.к. им непонятно, почему обслуживание общедомового счетчика должно зависеть от их жилплощади. На общем собрании решили, что будем делить общую сумму на количество квартир, всех все устраивало. В этом году опять недовольные: почему так решили, платить не будем. Вхожу в состав Совета дома, необходима консультация, чтобы правильно рассчитывать платежи и грамотно объяснить людям, почему именно такие расчеты.Заранее спасибо!

Ответы юристов ( 2 )

По общему правилу общедомовой прибор учета входит в состав общего имущества и порядок оплаты за его обслуживание идентичен порядку расчета платы за содержание и ремонт жилья, в принципе плату за него можно включить в состав этих расходов, а не выставлять отдельно.

ПП № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. »
п. 5. В состав общего
имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и
горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до
первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от
стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета
холодной и горячей воды
, первых запорно-регулировочных кранов на
отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического,
электрического, санитарно-технического и иного оборудования,
расположенного на этих сетях.

Спасибо! насколько я понимаю, этот вариант возможен, если оплата происходит через управляющую компанию. У нас другая ситуация. Создан Совет дома, есть председатель. Счетчики ставили самостоятельно, собирали деньги с жильцов. Председатель работает напрямую с обслуживающей организацией, поэтому и деньги на оплату услуги собираем сами. Именно поэтому и возникают вопросы. Жильцам больших квартир не нравится, что оплата рассчитывается по площади квартиры, хотя это, в общем-то, законно. Пробовали решить вопрос общим собранием, т.к. законом это допускается, но снова появились недовольные. Какой вариант правильнее в нашем случае: собирать оплату по метражу квартир или делить общую сумму оплаты на количество квартир?

Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющими организациями

22 мая мы провели онлайн-семинар, на котором наш постоянный эксперт Елена Шерешовец поделилась своими знаниями о приборах учёта: порядке их установки, обслуживания, начислениях при наличии или отсутствии ПУ. Подробности читайте в сегодняшней статье.

Читайте так же:  Удерживаются ли алименты с премии или нет

Почему управляющая организация должна обслуживать ОДПУ

Общедомовые приборы учёта относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 обеспечивать работоспособность ОДПУ и постоянную готовность для подачи коммунальных ресурсов в МКД должно лицо, ответственное за содержание общего имущества. Таким лицом может быть управляющая организация на основании договора управления МКД или ТСЖ, ЖК, ЖСК на основании устава.

Как и на какие средства ремонтировать ОДПУ

Если общедомовой прибор вышел из строя, починить его нужно в течение двух месяцев с момента поломки (п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ). Источник финансирования – поступающие от собственников помещений в МКД платежи за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).

Бывает так, что управляющие организации включают ремонт общедомового прибора учёта в список неотложных работ и собирают с собственников деньги на выполнение работ в качестве дополнительной оплаты.

Постановление Президиума ВАС РФ № 6464/10 утверждает, что все текущие, обязательные и неотложные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются они в договоре управления или нет. Елена Шерешовец отметила, что, учитывая позицию ВАС РФ, эксплуатацию ОДПУ нельзя считать неотложной работой, которую невозможно было предвидеть при планировании цены договора управления МКД.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, перед заключением договора управления УО стоит тщательно проверить работоспособность установленных в здании общедомовых приборов учёта, сроки их поверки и дату планируемой замены. Если на их содержание и обслуживание нужны будут средства, стоит заранее сообщить об этом собственникам на собрании и включить необходимые суммы в размер платы за содержание общего имущества.

Что делать, если отремонтировать ОДПУ невозможно

Елена Шерешовец отметила, что ОДПУ не всегда можно отремонтировать. Если прибор не подлежит ремонту, управляющая организация должна составить акт о невозможности восстановления ОДПУ, затем провести общее собрание собственников, в повестку дня которого включить вопрос о замене прибора. Собственники согласятся установить прибор учёта за счёт собственных средств или примут решение об отказе ставить новый ОДПУ.

Если общедомовой прибор учёта ставится за счёт средств собственников, управляющей организации нужно организовать процесс установки и выставить собственникам счета. В случае, если собственники отказались оплачивать установку нового ОДПУ, законодательство не предусматривает обязанность для управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК устанавливать общедомовые приборы учёта.

Но здесь не всё так просто, как кажется. Суды не всегда придерживаются позиции, что УО отвечают только за эксплуатацию и ремонт ОДПУ, и не должны их заменять. Примеры постановлений, в которых суд указал, что УО должна производить не только ремонт, но и замену общедомовых приборов учёта:

Суд рассматривал иск администрации города к управляющей организации с требованием установить ОДПУ и пришёл к выводу, что за управляющими организациями закреплена обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учёта в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов.

В этом случае один из собственников помещений в МКД требовал у управляющей организации заменить вышедший из строя общедомовой прибор учёта. Суд решил, что требования истца обоснованы и за управляющими организациями закреплена обязанность по установке, ремонту и замене приборов учёта в МКД, поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов.

Администрация города обратилась в суд с иском на управляющую организацию. В МКД стоял общедомовой прибор учёта тепловой энергии, который УО демонтировала, а начисления собственникам вела по нормативам. Собственники были недовольны такой ситуацией и обратились в администрацию с жалобой.

Суд указал, что управляющая организация должна поддерживать общее имущество МКД в надлежащем состоянии. А в состав ОИ включаются общедомовые приборы учёта тепловой энергии.

Суд обязал УО установить ОДПУ тепла в соответствии с пп. «к» п. 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации.

О чём ещё мы говорили на онлайн-семинаре

За три часа онлайн-семинара Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ, практикующий юрист, успела рассказать много полезной для управляющих организаций информации.

Начала эксперт с нововведений постановления Правительства РФ от 27.03.2018 № 331. Одна из основных тем документа – обновлённые правила работы аварийно-диспетчерских служб в управляющих организациях. Работать по-новому АДС начнут с 1 марта 2019 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

К этому времени управляющие организации должны провести подготовительные работы. Изменится порядок регистрации заявок от жителей, сроки локализации и устранения аварий. Об остальных изменениях, которые вносит в работу УО ПП РФ № 331 вы можете узнать в видеозаписи онлайн-семинара.

Кроме содержания ОДПУ на онлайн-семинаре мы обсудили работу индивидуальных приборов учёта: затронули темы установки, опломбировки, поверки и проверки ИПУ при различных договорных схемах.

Если вы хотите разобраться во всех этих вопросах, посмотрите видеозапись онлайн-семинара.

Обязанность управляющей организации по замене общедомовых приборов учета

Вопрос :

В одном из домов, находящихся в управлении закончился срок поверки общедомовых приборов учета. Есть вероятность, что ОДПУ не пройдут поверку.

Что в таком случае обязана предпринимать управляющая организация?

Обязана ли управляющая организация осуществлять замену общедомовых приборов учета за свой счет?

Ответ :

В случае если коллективный прибор учета не прошел поверку и требуется его замена, управляющая организация должна обеспечить замену общедомового прибора учета.

[2]

Да, управляющая организация обязана осуществить замену общедомовых приборов учета за свой счет.

Читайте так же:  Банкротство застройщика при долевом строительстве что делать

Обязанность по обеспечению оснащенности многоквартирного дома (далее — МКД) общедомовыми приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — ОДПУ), обеспечению их установки и ввода в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в МКД (п.9 ст.11, п.6 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

ОДПУ включены в состав общего имущества МКД (п.п.5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

При управлении МКД управляющей организацией надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пп.»а» п.16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, ч.5 ст.161, ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ)).

Управляющая организация по договору управления МКД обязуется выполнять весь комплекс предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами работ по содержанию общего имущества (ч.2.3 ст.161 ЖК РФ).

Содержание общего имущества МКД включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (пп.»к» п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

На управляющую организацию возложена обязанность по проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности МКД, при этом собственники помещений МКД обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий (п.4 ст.12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

В МКД, в которых собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию ОДПУ, ведение учета потребляемых коммунальных ресурсов, а также осуществление расчетов за коммунальные ресурсы осуществляется исходя из показаний ОДПУ, установленных управляющей организацией и введенным в эксплуатацию в установленном порядке (п.21.2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее — Правила, утвержденные Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124) .

В случае выхода из строя ОДПУ управляющая организация организует их ремонт или замену (п. 5.11 ГОСТ Р 56533-2015. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем холодного водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования»).

Таким образом, на управляющую компанию, которой переданы полномочия по управлению МКД, возложена обязанность по обеспечению замены и ввода в эксплуатацию неисправного коллективного прибора учета. Данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 N 17АП-3529/2017-ГК по делу N 17АП-3529/2017-ГК).

Управление МКД обеспечивается управляющей организацией, в том числе, путем подготовки предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества МКД для их рассмотрения общим собранием, в частности посредством (пп.»в» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416) :

— разработки перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества;

— расчета и обоснования финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества;

— обеспечения ознакомления собственников помещений МКД с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества МКД.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации управляющей организации необходимо вынести на рассмотрение общим собранием собственников вопрос о необходимости замены ОДПУ, об источнике финансирования его замены, и ознакомить собственников помещений с проектом договора на его замену.

Из судебной практики следует, что отсутствие решения общего собрания собственников помещений о замене общедомового прибора учета при его неисправности не является основанием для отказа от проведения работ по его замене (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 N 17АП-3529/2017-ГК по делу N 17АП-3529/2017-ГК, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016 N АКПИ16-375).

Деятельность по замене общедомовых приборов учета осуществляют ресурсоснабжающие организации (далее — РСО) (ч.9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ). При этом РСО не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

РСО обязана заключить договор с обратившейся к ней управляющей организацией на установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета и не должна выполнять обязанность по установке общедомового прибора учета за свой счет без соответствующего обращения управляющей организации о заключении договора на такую установку (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 по делу N А43-16384/2017).

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 г. N 149 (далее — Порядок).

Для заключения договора управляющая организация должна направить РСО письменную заявку, которая должна содержать (п. 5 Порядка) :

— сведения о предмете договора;

— полное и сокращенное наименование заказчика — юридического лица, место нахождения, почтовый адрес, а также телефоны, факс, адрес электронной почты;

— сведения о местонахождении подлежащего замене приборе учета, его технических характеристиках;

— основные требования к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов РФ.

К заявке прилагаются (п. 6 Порядка) :

— копии документов, подтверждающих управляющей организации действовать от имени собственников помещений МКД;

— копии учредительных документов;

— копия свидетельства о государственной регистрации;

— копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах РФ;

— документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

На основании документов, полученных РСО от управляющей организации, РСО в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности, замены прибора учета (п. 10 Порядка).

Читайте так же:  Административная ответственность за уклонение от уплаты алиментов

При наличии технической возможности выполнить замену общедомового прибора учета, РСО в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия (п. 11 Порядка)

Управляющей организации необходимо в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора подписать его и направить один подписанный экземпляр договора РСО (п.12 Порядка).

Таким образом, для замены ОДПУ управляющей организации необходимо :

— поставить вопрос о замене общедомового прибора учета на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, об источниках финансирования работ по замене прибора учета, дать возможность собственникам помещений ознакомиться с заявкой на заключение договора на замену прибора учета. При этом, отрицательное решение собственников помещений не будет являться основанием для отказа от замены общедомового прибора учета.

— направить заявку на заключение договора на замену общедомового прибора учета и приложенные к ней документы в РСО.

— в течение 10 рабочих дней со дня получения РСО заявки обеспечить доступ представителям РСО к месту установки общедомового прибора учета.

— выполнить технические условия, предоставленные РСО.

— в течение 15 рабочих дней со дня получения проекта договора на замену общедомового прибора учета подписать предоставленный проект и направить его в РСО.

— обеспечить ввод ОДПУ в эксплуатацию

Собственники несут расходы по содержанию и ремонту общего имущества МКД путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (п.28 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1 ст.156 ЖК РФ).

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается решением общего собрания МКД на основе предложений управляющей организации сроком на один год (п.30 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения (п.29 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Собственники помещений обязаны компенсировать управляющей организации только расходы на выполнение неотложных работ и услуг, вызванных обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.09.2010 г. N 6464/10).

Полагаем, что расходы по замене общедомового прибора учета, не прошедшего проверку нельзя отнести к расходам, вызванным обстоятельствами, за которые управляющая организация не отвечает.

При отсутствии решения общего собрания о порядке возмещения расходов на замену общедомового прибора учета расходы управляющей организации по замене коллективного прибора учета признаются предпринимательским риском управляющей организации (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 по делу N А62-8286/2017).

Таким образом, управляющая организация обязана осуществить замену неисправного общедомового прибора учета и при отрицательном решении общего собрания собственников в счет установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Обращаем Ваше внимание на то, что неисполнение управляющей организацией обязанности по замене общедомового прибора учета рассматривается судами как основание для уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взимаемой с собственников помещений МКД (Решение Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 16.10.2017 по делу N2-452/2017).

Кроме того, неисполнение управляющей организаций обязанности по установке общедомового прибора учета рассматривается органами государственной жилищной инспекции и судебными органами как нарушение лицензионных требований (Решение Арбитражного суда Костромской области от 29.08.2017 по делу N А31-4568/2017).

За осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований предусмотрена административная ответственность (ч.2 ст.14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) :

— для юридических лиц — в виде штрафа в размере от 250000 до 300000 рублей.

— для должностных лиц — в виде штрафа в размере от 50000 до 100000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

[3]

Суд о плате за техобслуживание ОДПУ

22 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено 22 марта 2018 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Левобережье» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2017 года по делу № А05-11891/2017 (судья Звездина Л.В.),

у с т а н о в и л:

п о с т а н о в и л :

Видео (кликните для воспроизведения).

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2017 года по делу № А05-11891/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Левобережье» — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Источники


  1. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  3. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  4. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
  5. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.
Суд о плате за техобслуживание одпу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here