Тенденции развития законодательства об экологическом лицензировании

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Тенденции развития законодательства об экологическом лицензировании". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Тенденции развития экологического законодательства России в сфере разработки и принятия экологического кодекса Российской Федерации

Аннотация: В статье рассматривается тенденция развития экологического законодательства в сфере разработки Экологического кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: окружающая среда, охрана окружающей среды, экологическое законодательство.

Конституция РФ [1] закрепляет и гарантирует гражданам права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а законодательная система призвана обеспечить каждому защиту данных прав от нарушений. Рост числа актов в области природопользования и природоохранной деятельности оказывает слабое влияние на сложившуюся ситуацию. Более того, данный факт приводит к усилению несогласованности между нормативными правовыми актами, что ведет к появлению пробелов и коллизий в праве и невозможности применение норм на практике. В данном случае необходимо ставить упор не на количество, а на качество принятых законодательных актов. Актуальность проблем развития и совершенствования экологического законодательства на современном этапе развития страны объясняется рядом причин: политических, экономических, социологических, экологических.

На протяжении всей истории нашей страны, начиная от Древней Руси и заканчивая современной РФ, вопросы охраны окружающей среды находились на обочине внимания государства. Первое закрепление экологических норм произошло в Древней Руси в Русской Правде. Но Древнерусское государство в правовом регулировании природопользования руководствовалось, в основном, частнособственническими, военными и другими интересами. К тому же законодательство периода феодального общества действовало преимущественно в рамках существующих промыслов и регламентировало порядок их использования. Впервые общероссийское природоохранное законодательство в наиболее полном виде оформилось в Соборном Уложении 1694г., где были поставлены две важные задачи — защита природных ресурсов от истощения и санитарная функция [3].

Пока эксперты спорят на счет Экологического кодекса РФ, законодателю не следует забывать, что реформирование экологического законодательства должно продолжаться. Общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования с каждым годом усложняются, идет массовая разработка природных ресурсов, в т.ч. и невозобновляемых, антропогенное влияние на окружающую среду увеличивается — и все это регулируется экологическим законодательством, которое должно соответствовать реалиям сегодняшних дней. Экологические проблемы нельзя оставлять на потом, они должны решаться здесь и сейчас.

В заключении можно сделать следующие выводы:

  1. Экологизированный нормативно-правовой акт, являясь структурной частью экологического законодательства, должен отвечать следующим требованиям: а) нормативный правовой акт должен иметь объективно выраженную форму — в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом; б) принятие нормативно-правового акта необходимо производить в установленной процессуальной форме правотворчества.
  2. Процесс развития экологического законодательства определяется различными факторами, среди которых можно выделить: политический, экономический, социологический, экологический. Действующее экологическое законодательство сейчас излишне абстрактно, декларативно. Система экологического законодательства не является целостной и сбалансированной. Отсутствует ряд важнейших актов. Отмечается низкая эффективность экологического законодательства в целом.
  3. Важнейшим направлением совершенствования системы экологического законодательства является создание кодифицированного законодательного акта, объединившего в себе всю нормативную базу в сфере экологических правоотношений.

В целом, по какому бы пути не шло дальнейшее развитие экологического законодательства России, важно помнить, что земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в реальной действительности они образуют единую экологическую систему, находятся в тесной фактической взаимосвязи, следовательно, необходимо обеспечить и юридическую согласованность регулирования общественных отношений в области ООС и природопользования.

Акулина Н.Е., Акулин С.В. Тенденции развития экологического законодательства России в сфере разработки и принятия экологического кодекса Российской Федерации // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2016. С. 264-267.

Понятие, система и тенденции развития экологического законодательства

Источники экологи­ческого права — это норма­тивно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отно­шения в сфере взаимодействия общества и природы.

Для классификации источников экологического права обычно исполь­зуются разные критерии. Например:

1) по юридической силе и форме — Конституция, конституци­онные законы, законы и подзаконные акты (указы Президента и акты губернаторов, мэров, акты Правительства, а также ведом­ственные акты);

2) по территориальному действию — распространяющиеся на все страны, группу стран, территорию РФ в целом и действующие на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ, а также локальные;

3) по предмету регулирования— общие экологические, специ­альные экологические и содержащие отдельные экологические нормы или обеспечивающие реализацию, защиту экологических предписаний, но относящиеся к другим отраслям законодательства нормы (например, Федеральные законы: «Об экологической экс­пертизе» — общий, «О континентальном шельфе РФ» и «Об исключительной экономической зоне РФ» — специальные; УК РФ — обеспечивающий и содер­жащий экологические нормы-запреты акт (в гл. 26);

4) по объекту регулирования — устанавливающие правила:

а) охраны и использования средообразующих элементов (земель, лесов, недр, вод, воздуха, животного мира);

б) осуществления от­дельных видов деятельности (например, биотехнологий и генной инженерии, мелиорации, рекультивации земель, ветеринарии и т.п.);

в) функционирования отдельных групп объектов или отрас­лей народного хозяйства (например, регулирующие промышлен­ную безопасность опасных производственных объектов, безопас­ность гидротехнических сооружений);

г) обращения с отдельными видами материалов, веществ, отходов производства и потребления, пестицидов и агрохимикатов; к этой группе относятся и акты, в которых содержатся обеспечивающие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства (УК РФ, КоАП РФ) и т.д.;

5) по субъекту принятия— принятые парламентом, главой исполнительной власти, правительством, руководителем (или кол­легией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т.п.

В экологическом законодательстве особую роль играетприродоресурсное законодательство, которое является особой законодательной системой и включает в себя признанные отрасли законодательства: земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, животном мире и атмосферном воздухе, обладающие определенной самостоятельностью по отношению к экологическому законодательству.

Необходимым условием успешного развития экологического законодательства является всеобъемлющая экологизация отраслей, обра­зующих обширную систему российского права, а также управленческих решений по реализации правовых предписаний, без чего даже очень хо­рошие (с точки зрения теории) законы в сфере охраны окружающей сре­ды и природопользования окажутся бесполезными.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Общая характеристика источников экологического права. Тенденции развития экологического законодательства;

Под источниками права вообще понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными.

Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются:

1) на федеральном уровне:

o Конституция РФ;

o международные документы;

o федеральные конституционные законы;

o федеральные законы;

o акты Президента РФ (указы, распоряжения);

o акты Правительства РФ (постановления, распоряжения);

Читайте так же:  Обязанности сотрудника полиции при обращении к гражданину

o нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств;

2) на уровне субъектов РФ:

o законодательство субъектов РФ — конституции, уставы субъектов РФ;

o законы субъектов РФ;

o акты глав субъектов РФ;

o акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

3) на муниципальном уровне — акты местного самоуправления.

Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах — земельном, лесном, водном кодексах, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», а также в международных нормативных правовых актах.

Под источниками экологического права понимаются формы его внешнего выражения — нормативные акты, принятые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

7 Экологические правовые отношения (понятие, объекты, субъекты, содержание).

Экологические правоотношения – общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, урегулированные нормами экологического права

Объект экологический правоотношений – природные объекты (земля, вода, леса, заповедники)

Экологические отношения можно классифицировать в зависимости от содержания прав и обязанностей субъектов. Например, правоотношения, возникающие в связи с охраной окружающей природной среды от химического загрязнения; от радиоактивного загрязнения; от вредных физических воздействий

Экологические отношения возникают в результате реализации правовых норм, предусматривающих конкретные права и обязанности субъектов данных правоотношений. Сюда можно отнести правоотношения в сферах:

1. управления охраной окружающей природной среды

2. выполнение экологических требований к созданию и эксплуатации хозяйственных объектов

3. применение мер ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды

Субъекты – участники ЭПО, наделённые правами и обязанностями, обладающие правосубъектностью (правоспос-ть и деесп-ть), т.е. способностью и возможностью вступать в правоотношения и реализовывать права и обязанности.

Классифиация:

1. Индивидуальные – физ.лица, РФ, иностранцы, апатриды.

2. Коллективные – соц.группы, юр.лица, гос. органы РФ, гос. Органы субъектов РФ, органы МСУ, предприятия и учреждения, общественные объединения, религиозные организации, казачьи общества, коренные малочисленные народы.

Содержание экологических правоотношений- Совокупность взаимных прав и обязанностей субъектов ЭПО. Вступая в ЭПО субъекты реализуют установленную для них правовыми нормами права и обязанности в соответствующих формах реализации. При этом право порождает обязанность.

[3]

9. Конституционные основы экологического права. Закон РФ «Об охране окружающей среды» как источник экологического права.

В Конституции Российской Федерации нашли отражение существенные преобразования, затрагивающие экологические отношения в обществе. Впервые на конституционном уровне, в качестве основных прав и свобод человека н гражданина были провозглашены экологические права: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Конституционные нормы закрепили кардинальное изменение отношений собственности на природные ресурсы, отказавшись от исключительной государственной собственности на них, и установив многообразие форм собственности, включая и частную собственность.

Конституционные экологические положения являются фундаментальными для развития отрасли экологического права, направлен на регулирование основ экологических отношений.

Среди относящихся к экологическому праву законов России нужно отметить Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст. 2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Тенденции развития экологического законодательства;

Экологическое законодательство.

Судебная практика.

На деле является. Постановления КСРФ – является источником правом.

ППКС 16.06.1998 №19-П: решения КСРФ от которых НПА утрачивают силу, имеют такую же силу как НПА.

На кафедре ЭП не признают, хотя общепринятая точка зрения – они имеют только правоприменительное значение.

Международные договоры нормативного характера – один из видов источников.

Нормативные договоры утверждаются ФЗ и имеют силу ФЗ.

Юридическое значение нормативно-технических актов.

В науке старый спор – нужны ли оны. Являются ли источником права?

Разрабатываются в установленном порядке, они содержат технические и технологические нормы и нормативы, а также различные количественные и качественные показатели.

Это ТУ, ГОСТ. Например, постановления Правительства о требованиях к топливу, о требованиях к выбросу. И это НПА. Просто технический.

Но первичен НПА, а нормативный технический документ создается в принятие НПА, уточняет НПА.

Оно основывается на КРФ, состоит из ФЗ «Об ООС», а также других законов и актов.

Часто санитарное законодательство путают с природоохранным.

Система экологического законодательства – или права.

Региональное законодательство – это вспомогательный уровень.

«Источники экологического права».

Современная концепция развития экологического законодательства связана с федеративной природой РФ. Следовательно, двухуровневая система.

— сближение с общими принципами международного права.

— Гармонизация с экологическим законодательством зарубежных стран.

Какие тенденции развития?

— Согласованность природоохранного законодательства с природоресурсным.

— Принятие разных экологических мер в рамках развития других отраслей законодательства.

— Экосистемный подход объясняется экосистемной целостностью окружающей среды. То институциональное, что несет в себе экологическое право является субъективным делом законодательства.

Создавая правовое регулирование водных отношений законодатель не мог уйти от вопросов затрагивания смежных правоотношений и в ряде случаев речь идет о том, что меры по охране должны так составляться, Чтобы не нарушалось требование охраны других объектов.

— Признание экологических прав будущих поколений людей и создание механизмов их защиты.

— Урегулирование процедур, процесса. Изначально ЭП было больше материальным правом. Ныне же появились процедуры экологической экспертизы, процедуры общественного контроля. Законотворчество активно развивает данные процедуры.

Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование — деятельность компетентных государственных органов, связанная с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от организационно-правовой формы, а также физическим лицам,осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся окружающей среды.

Лицензия– мера публично-правового регулирования. Формы документов, выполняющих функции лицензирования:

• лицензия (право на пользование недрами, комплексное природопользование);

• разрешение (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов);

ордер (лесорубочный, лесной билеты).

Виды экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуетсялицензия:

непосредственное природопользование и охрана окружающей среды от вредных воздействий (экологическое аудирование, промышленное рыболовство и др.);

• деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая значение для окружающей среды (хранение нефтепродуктов, производство дезинфекционных средств и др.).

Читайте так же:  Какие документы нужны для лишения родительских прав

Виды лицензии:

б) на пользование отдельными природными ресурсами;

• на удаление отходов в объекты окружающей среды.

Виды лицензируемой деятельности в России в сфере охраны окружающей среды:

утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных);

• проведение природоохранных работ на территориях (акваториях), хозяйственных и природных объектах;

• экологическая паспортизация оборудования, производств, предприятий, производственных природных объектов, территорий;

• проведение экологического аудирования производств и предприятий природопользователей и субъектов предпринимательства;

• осуществление деятельности, связанной с оценкой экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов;

Видео (кликните для воспроизведения).

• утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение опасны

х для окружающей природной среды материалов и веществ;

• проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих предприятий, в том числе разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе предпроектной и проектной документации.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тенденции развития экологического законодательства РФ.

На современном этапе развития российского общества реализацию получают новые подходы к развитию права окружающей среды. Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового и социального государства, к установлению правовых норм по природопользованию и охране окружающей среды главным образом в законах, а не в подзаконных актах – это те явления в экологическом праве, которые удостоверяют начало нового этапа в его развитии.

На нынешнем этапе экологическое право развивается с учетом следующих основных факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, в котором много пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства, происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения многообразия форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и права окружающей среды в мире. Главнейшим принципом формирования экологического законодательства на нынешнем этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.

Заключение

1. Булгаков М.Б., Ялбулганов А.А. Природоохранные акты: от «Русской правды» до петровских времен // Государство и право. 2010

2. Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы 2013

3. Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права. 2010

4. Зеленый мир. М. 2013.

5. Российское законодательство Х–XX веков. Т. 1- 5.

6. Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. Изд-во МГУ, 2009.

7. Малышко Н.И. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Киев, 2011.

31. Процесс экологического лицензирования.

Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Начинается процесс экологического лицензирования с направления или представления соискателем лицензии в соответствующий лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии. Следующей стадией процесса лицензирования является проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Наиболее ответственная стадия касается принятия органом решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Специфической стадией процесса экологического лицензирования является приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены государственные органы, выдавшие лицензию.

32. Значение и правовое закрепление экономического механизма в экологическом праве.

Под экономическим механизмом природоохраны понимается совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Роль экономического механизма в экологическом праве определяется выполняемыми им функциями в данной сфере. Прежде всего, он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного выполнения всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

Следующая важнейшая функция экономического механизма — стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них. Стимулирующую роль призваны играть: а) платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду; б) налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.

Правовые требования, касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в ряде законов и подзаконных актов, относящихся к экологическому и к иным отраслям российского законодательства.

Основные требования в данной области предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Он устанавливает как общие правила по осуществлению той или другой экономической меры, так и некоторые конкретные предписания о применении этих мер. В основном правовое регулирование осуществляется применительно к отдельным экономическим мерам и отдельным природным объектам. Соответственно, ряд экономических мер предусматривается природоресурсным законодательством. В частности, достаточно подробно регламентируются платежи за пользование соответствующими природными ресурсами в Федеральном законе «О недрах», Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Федеральном законе «О животном мире» и др.

33. Экологическое лицензирование.

Основные положения об этом изложены в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», а также в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», где приведен перечень видов деятельности, на осуществление которых необходима лицензия, а также органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности. Согласно этим законам, обязательному лицензированию подлежат, например, утилизация, складирование, размещение, захоронение и уничтожение отходов, проведение экологической паспортизации предприятий, сертификации, аудирования.

Читайте так же:  Как начать бизнес с нуля не имея начального капитала

1. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.

2. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Экологическое лицензирование — это выдача разрешений (лицензий или других разрешительных документов) на природопользование или на осуществление других хозяйственных работ специально уполномоченными на то государственными органами.

Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет если иное не предусмотрено ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. (ст. 8 фз о лиц-нии..). Продление лицензии проводится в установленном порядке. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности, не может быть передана другому лицу и не переходит по наследству. Специфической стадией этого государственного института является приостановление лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены только те государственные органы, которые выдали лицензию. Основанием для этого может быть нарушение природоохранного законодательства, нерациональное использование природных ресурсов, неуплата соответствующих платежей.

В зависимости от объекта лицензирования выделяется группа лицензий:

– на природопользование, т. е. определяющих права и обязанности пользователя при эксплуатации природного ресурса, изъятии его из окружающей среды, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса;

– осуществление видов деятельности, связанной с самим фактом существования природного ресурса;

– оказание воздействий на окружающую среду и ее компоненты (негативное или позитивное).

По видам деятельности , осуществляемой на основании разрешения, они делятся на полученные для удовлетворения личных нужд, для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности в целом или ее этапа, на связанные с изъятием и полным использованием предмета лицензии и связанные с извлечением, использованием полезных свойств или части предмета лицензии и т. п.

В зависимости от сферы лицензирования выделяются лицензии (разрешения) на пользование или иную деятельность в отношении недр, земель, вод, атмосферного воздуха и т. п.

По субъектам пользования лицензии разделяются на выдаваемые российским физическим и юридическим лицам и иностранным физическим и юридическим лицам, а также международным организациям и государствам.

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и иметь законные основания, к которым относятся: 1) наличие в представленных документах искаженной или недостоверной информации; 2)отрицательное заключение экологической экспертизы; 3) несоответствие квалификационного состава специалистов, подписавших акт экологической экспертизы.

Современное состояние экологического законодательства РФ.

Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты.

С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерный груз отходов производства и потребления.

Недостаточным оказалось развитие ресурсосберегающих технологий, обеспечение технологических процессов эффективными системами очистки, а также нормативно-правовыми ограничительными мерами, предусмотренными природноресурсным и природоохранным законодательством.

Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стал господствующий в сознании человека потребительский стереотип поведения, и как следствие — безответственное отношение к природе. При этом западный рынок в условиях жесткой конкуренции под разными предлогами требует от России все возрастающего экспорта невосполнимых природных ресурсов и интеллектуального капитала. Полным ходом идет фактическая экспортно-сырьевая специализация страны, точнее — «колонизация» мощными геополитическими конкурентами, угрожающая национальным интересам России.

Рассматривая российские законодательные акты в сфере экологии в рамках мировой системы необходимо отметить, что они во многом влияют на внутреннее законодательство в данной области. С 1993 года образован и действует Комитет Государственной Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды. К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии и картографии”, «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”, “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и потребления”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха”.

Большинство экологических проблем, с которыми сегодня сталкивается Россия, имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат — повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о том, что большинство экологических проблем развиваются по инерции.

Экологическая безопасность — важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

В этой связи необходимо остановиться на следующих проблемах, которые представляются наиболее важными и актуальными.

Первая проблема — ликвидация химического оружия, обусловленная тем фактом, что Россия стала участницей Конвенции “Об уничтожении химического оружия”.

Еще одна очень важная проблема — это катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий — основная причина возникновения техногенных аварий.

Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна всем людям, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом связаны с ухудшением качества питьевой воды.

Далее — радиационное загрязнение территорий. Гонка вооружений и несовершенство технологии явились причиной огромного количества радиоактивных отходов.

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды.

Необходимо остановиться подробнее на рассмотрении Экологической доктрины Российской Федерации. В данном документе довольно детально раскрываются вопросы защиты страны от экологических угроз. В первом разделе дается определение доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция Российской Федерации, законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

[2]

Экологическая доктрина учитывает решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Второй раздел посвящен рассмотрению стратегической цели, задач и принципов в области экологии, которыми является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Третья часть данной доктрины называет основные направления государственной политики в области экологии. Здесь указываются основные задачи в различных сферах:

Читайте так же:  Оспаривание отцовства в судебном порядке - срок и госпошлина

Сфера снижения загрязнения окружающей среды и ресурсоснабжении

Сфера обеспечения устойчивого природопользования

Сфера сохранения и восстановления природной среды и т.д.

Четвертая часть посвящена приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ. Здесь рассматриваются современные угрозы – терроризм, генетически измененные организмы.

Пятая часть данной доктрины видится наиболее важной наряду с остальными ее главами. Здесь рассматриваются пути и средства организации государственной политики в области экологии. Выделяется:

Необходимость государственного регулирования охраны окружающей среды.

Осуществление контроля за сохранением природной среды и экологической безопасности.

Создание эффективного правового механизма, регулирующего сохранение окружающей среды.

Создание экономического, финансового механизмов для природоохранной деятельности.

Особенно важным пунктом является необходимость международного сотрудничества в данной сфере.

[1]

Таким образом, можно выделить как положительные, так и отрицательные аспекты данного документа. Данная доктрина отличается своей всеобъемлемостью. Она довольно широко освещает многие проблемы и современные тенденции в развитии защиты окружающей среды. Весомым плюсом является тот факт, что экологическая ситуация представлена достаточно объективно, без каких-либо попыток ее приукрасить. Достаточно подробно описываются цели и пути их достижения. Четко прослеживается понимание необходимости индивидуального вклада в улучшение ситуации в области экологии посредством образования и воспитания.

Но, необходимо отметить, что данная доктрина была принята в 2000 году, с тех пор в сфере защиты окружающей среды не изменилось ничего в лучшую сторону, скорее только в худшую. Данный факт свидетельствует о том, что реализации данной доктрины на практике не происходит. Об этом также свидетельствует отсутствие специального органа, ответственного за обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный вопрос должен решаться не только на уровне государства, также – на уровне каждого индивида в отдельности.

Обеспечение экологической безопасности России, как одного из ключевых условий выживания государства, предполагает смену существующих экономических приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей и системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде продолжительно по времени и связано с ломкой потребительского стереотипа поведения. Оно должно быть системным, начиная с законодательного уровня, и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры общества как составляющей природноресурсного и природоохранного законодательства и развития принципов ее законодательного обеспечения.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и формируется в процессе жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 1512 . Нарушение авторских прав

Тенденции развития законодательства об экологическом предпринимательстве

Бобкова А.Г., заведующая кафедрой хозяйственного права Донецкого национального университета, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии правовых наук Украины.

Среди всех видов предпринимательства отдельное место занимает экологическое, необходимость развития которого возрастает с каждым годом. Это обусловлено особенностями такого предпринимательства, среди которых: а) производство продукции, выполнение работ или оказание услуг специального (природоохранного) назначения инновационного характера; б) непосредственная связь такого предпринимательства (его результатов) с обеспечением экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды; в) осуществление в соответствии с общими правилами для предпринимательской деятельности и направленность на соблюдение установленных экологическим законодательством требований; г) повышенный риск убыточности из-за длительного периода окупаемости вложенных инвестиций и др.

В настоящее время субъекты предпринимательства чаще, чем раньше, готовы заниматься экологическим предпринимательством, однако его осуществление на общих условиях с учетом перечисленных особенностей сопряжено с рядом проблем, требующих решения на законодательном уровне.

Необходимость такого решения обусловлена тем, что сегодня в Украине и других странах-импортерах сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Так, в Украине отдельные положения об экологическом предпринимательстве имеются в нескольких законах экологического законодательства («Об экологической экспертизе», «Об отходах», «Об объектах повышенной опасности», «Об экологическом аудите» и др.) и хозяйственного законодательства («Об инвестиционной деятельности», «Об энергосбережении», «О нефти и газе», «О теплоснабжении», «Об электроснабжении», «О концессиях», «О трубопроводном транспорте», «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и др.), но целенаправленно ни один нормативно-правовой акт не содержит даже общих принципов относительно экологического предпринимательства.

В научной литературе этому предпринимательству уделяется все больше внимания различными специалистами. Особую активность в этом вопросе следует отметить представителей экономической науки (Е.В. Варенникова, Л.Г. Мельник, Н.П. Казаков, Е.Ю. Какутич, В.Я. Шевчук, Ю.Н. Навроцкий, И.В. Патока, Ю.Н. Саталкин, Л.П. Уразова, Г.И. Шоган и многие другие), которые многократно ставили вопрос о необходимости законодательного обеспечения осуществления такого предпринимательства.

При этом в юридической науке экологическому предпринимательству уделяется незначительное внимание, в частности, вопросам правового регулирования экологического предпринимательства в Российской Федерации посвящена диссертация С.В. Злобина, ряд правовых аспектов осуществления такого предпринимательства (понятие, планирование, контроль, управление, информационное обеспечение и др.), как в рамках хозяйственного, так и экологического права рассмотрены автором этой публикации. В то же время исследования требуют и ряд других правовых аспектов режима экологического предпринимательства, среди которых центральное место должны занять и исследования направлений развития законодательства об этом предпринимательстве.

Вышеизложенное указывает на актуальность заявленной темы статьи, целью которой является обоснование тенденций развития указанного законодательства.

Одним из главных вопросов, требующих решения на законодательном уровне, является определение понятия экологического предпринимательства как специфического вида, для которого целесообразно установить специальный правовой режим.

В настоящее время в различных источниках предлагается несколько таких определений. Один из вариантов закреплен в Модельном законе об основах экологического предпринимательства, согласно которому экологическое предпринимательство — производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, имеющая целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов . Такое определение может быть взято за основу при уточнении нормативного определения, однако в нем не учтено такое целевое назначение рассматриваемого предпринимательства, как экологическая безопасность, что имеет существенное значение.

Модельный закон об основах экологического предпринимательства, принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (Постановление N 15-6 от 13 июня 2002 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts17/txt17321.htm.

Под экологической предпринимательской деятельностью понимается общественно значимая, самостоятельная, инициативная деятельность лиц, связанная с осознанным принятием на себя потенциального риска наступления невыгодных последствий в сфере производства продукции природоохранного назначения, заключающаяся в проведении научно-исследовательской, кредитно-финансовой деятельности, выполнении экологически значимых работ и оказании услуг, направленная на получение прибыли (дохода) . При этом дополнительной конкретизации требует такой элемент определения, как «осознанное принятие на себя» относительно субъекта предпринимательства — юридического лица, а также вопрос о соотношении риска в сфере производства продукции при выполнении экологически значимых работ и оказании услуг.

Злобин С.В. Правовое регулирование экологического предпринимательства в Российской Федерации: Автореф. дис. . к.ю.н.: спец. 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Волгоград, 2011 [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-ekologicheskogo-predprinimatelstva-v-rossiiskoi-federatsii.

Читайте так же:  Получение гражданства по программе переселения

Под экологическим предпринимательством понимается и уставная деятельность независимо от формы собственности — выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг, обеспечивающих соблюдение установленных действующим законодательством природоохранных требований , однако таким определением существенно сужается перечень видов такого предпринимательства, что вряд ли оправданно.

Торопецкий А.И. Методические подходы к экономической оценке рынка экологических товаров, работ и услуг (на примере Московского региона): Дис. . к.э.н.: 08.00.05. М., 2003. 149 с.

Предлагается определение экологического предпринимательства и как инновационной деятельности субъектов хозяйствования по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг специального (природоохранного) назначения, направленной на обеспечение экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов, повышения уровня охраны окружающей среды с целью получения прибыли . При этом важно уточнить, что к продукции, работам, услугам природоохранного назначения относится продукция, работы, услуги, которые прямо или косвенно способствуют улучшению или сохранению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов. Работы природоохранного назначения включают в себя все виды предпринимательской деятельности, связанные с использованием продукции природоохранного назначения. Услуги природоохранного назначения представляют собой деятельность, результаты которой обеспечивают использование продукции природоохранного назначения .

Бобкова А.Г. До питання господарського керiвництва екологiчним пiдприемництвом // Право Украiни. 2010. N 8. С. 26 — 32.
Купалова Г.I. Екологiчне пiдприемництво як невiд’емна складова сталого розвитку Украiни // Вiсник Киiвського нацiонального унiверситету iменi Тараса Шевченка. 2011. N 26. С. 35 — 39.

Вышеуказанное может составить основу для законодательного определения понятия экологического предпринимательства, которым будут предопределяться и другие правовые аспекты его осуществления.

При разработке предложений по совершенствованию правового регулирования экологического предпринимательства целесообразно исходить из того, что основной тенденцией развития законодательства о таком предпринимательстве является обеспечение ему специального правового режима, т.е. закрепленного в законодательстве режима организации и осуществления этого предпринимательства, с использованием поощрений и ограничений для субъектов хозяйствования на условиях экологического партнерства, который вводится для реализации государством целей экологической политики.

В этом направлении среди вопросов, требующих закрепления на законодательном уровне, можно назвать: виды такого предпринимательства и порядок их установления; правовой статус субъектов этого предпринимательства; экономико-правовой механизм его осуществления (финансирование, налогообложение, кредитование, субсидирование, ценообразование, государственный заказ и т.п.); средства и формы государственного и местного регулирования этого предпринимательства, ответственность и др.

Для обеспечения системности правового регулирования указанных отношений целесообразно следующее.

Во-первых, внести изменения в Закон Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники», а именно: закрепить такое направление развития науки и техники, как «экологическое предпринимательство», которое более содержательно будет отражать первоочередные задачи государства на современном этапе и станет основанием для разработки и выполнения Кабинетом министров Украины с привлечением Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук, центральных органов исполнительной власти соответствующей государственной программы, решение вопросов государственного заказа на экологическую продукцию (работы, услуги), информационного и материально-технического обеспечения соответствующих научных исследований и научно-технических разработок.

Во-вторых, целесообразно законом Украины утвердить Национальную программу содействия развитию экологического предпринимательства в Украине, направленную на реализацию государственной политики по решению экологических, экономических и социальных проблем, задачами которой должны быть: 1) совершенствование нормативно-правовой базы по экологически ориентированной предпринимательской деятельности (Хозяйственный кодекс Украины, Закон Украины «Об охране окружающей среды», Налоговый кодекс Украины, Закон Украины «Об инновационной деятельности» и др., принятие Закона Украины «Об экологическом предпринимательстве»); 2) создание финансово-кредитной и инвестиционной поддержки экологического предпринимательства; 3) создание инфраструктуры развития такого предпринимательства (информационного и консультационного обслуживания, организации сбыта природоохранной продукции (товаров, работ), начало подготовки и переподготовки соответствующих специалистов и т.д.).

В-третьих, необходимо внести изменения и дополнения в ряд законов. Так, целесообразно в Хозяйственном кодексе Украины закрепить право государства предоставлять дотации и другие средства государственной поддержки экологическому предпринимательству (часть первая ст. 16) и включить такое предпринимательство в направления инновационной деятельности (часть вторая ст. 327).

Закон Украины «Об охране окружающей среды» необходимо дополнить отдельной статьей (ст. 41-1) «Экологическое предпринимательство», в которой дать определение такого предпринимательства, закрепить право Кабинета министров Украины определять критерии и перечень его видов, предусмотреть возможность поддержки такого предпринимательства государством и органами местного самоуправления и др.

В Законе Украины «Об инновационной деятельности» целесообразно дополнить часть первую ст. 16 относительно признания инновационным предприятия (объединения предприятий) какой-либо формы собственности, если более чем 50% объема его продукции (в денежном эквиваленте) за отчетный налоговый период — инновационные продукты и (или) инновационная продукция природоохранного назначения.

В Законе Украины «О государственно-частном партнерстве» важно определить экологическое предпринимательство сферой применения такого партнерства (часть первая ст. 4) и распространить на этот вид предпринимательства положения указанного Закона относительно использования земельных участков, финансирования, предоставления государственной поддержки, гарантий прав частных партнеров и т.д.

Одновременно целесообразно внести соответствующие изменения и в другие нормативно-правовые акты, среди которых: Налоговый кодекс Украины, Законы «О государственном бюджете», «О местном самоуправлении», «О плате за землю» и др.

Особое внимание необходимо уделить разработке Закона Украины «Об экологическом предпринимательстве», целью которого должно быть определение такого предпринимательства как приоритетного направления экономического развития государства; формирование правовых, организационных, экономических основ экологического предпринимательства как особенной отрасли экономики; обеспечение стабильности условий такого предпринимательства и др. В таком Законе необходимо закрепить основы государственной политики в бюджетной, кредитной, ценовой, страховой, регуляторной и других сферах государственного регулирования относительно стимулирования производства природоохранной продукции и развития экологического рынка, а также обеспечения рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.

При разработке этого Закона за основу целесообразно взять Модельный закон об основах экологического предпринимательства, в частности относительно: определения его понятия, получения статуса субъекта такого предпринимательства, компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в сфере экологического предпринимательства, основных направлений государственной поддержки этого предпринимательства, управления формированием рынка продукции (работ, услуг) природоохранного назначения, основ нормативного регулирования такого предпринимательства и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, вышеприведенные тенденции развития законодательства об экологическом предпринимательстве, разработка и внедрение представленных предложений будут способствовать развитию такого предпринимательства, использованию его потенциальных возможностей, превращению его в действенный механизм решения экологических, экономических и социальных проблем, насыщению отечественного рынка качественными товарами и услугами.

Источники


  1. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.

  3. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  4. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
  5. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.
Тенденции развития законодательства об экологическом лицензировании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here