Территориальное зонирование понятие и содержание

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Территориальное зонирование понятие и содержание". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Цели и задачи зонирования земель населенных пунктов. Территориальное зонирование

Градостроительный кодекс РФ в ст. 1 определяет зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.

Зонирование осуществляется посредством правового зонирования — деятельности органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.

Правовой режим использования территориальных зон устанавливается градостроительной документацией и градостроительными регламентами.

Градостроительный регламент представляет собой совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при градостроительной деятельности в пределах каждой зоны.

Градостроительная документация — документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Согласно п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса в генеральном плане городского или сельского поселения определяются зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон.

Правила застройки включают в себя также схему зонирования — графический материал (границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы (градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны).

Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ее пределах земельным участкам и иным объектам недвижимости (п. 2, 4 ст. 39).

Сведения о зонировании территорий и о градостроительных регламентах территориальных зон включаются в государственный градостроительный кадастр (п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса).

Зонирование территорий населенных пунктов определяет разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве, т.е. использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом и ограничения на использование указанных объектов, а также сервитуты.

Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака:

  • 1. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью.
  • 2. И во-вторых, в процессе зонирования регулируются сооружение и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены.

Таким образом, территориальное зонирование — деятельность соответствующих органов в сфере планирования градостроительной деятельности по комплексному регулированию создания и использования объектов недвижимости и использования земельных участков путем подразделения территорий населенных пунктов на соответствующие зоны.

В ст. 40—48 Градостроительного кодекса определены виды территориальных зон и основные положения их правового режима.

Так, на территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов, иные зоны режимных территорий. Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости.

Территориальное зонирование является инструментом градостроительного планирования и устанавливает правовой режим недвижимости: зданий и сооружений, находящихся на земельном участке.

Цель выделения зон — определение вида использования территорий и тем самым устанавление ограничений на их использование для градостроительной деятельности.

Зонирование территорий

Зонирование территории — это ее разграничение с выделением особых зон и определением для каждой из них целевого назначения, приоритетных функций и соответствующих режимов использования.

Особое распространение зонирование территории получило в западноевропейских странах, США и Канаде, где зоны определяют основные направления развития землепользования на перспективу.

Зонирование территории осуществляют на основе схем землеустройства, схем использования и охраны земельных ресурсов, природоохранной, землеустроительной, градостроительной и иной документации на уровне субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.

Решения по зонированию территории принимают, исходя из следующих основных принципов в комплексной ее организации:

ориентации на интенсивное использование и рациональную организацию;

установления научно обоснованного баланса земель различного назначения, сохранения особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий и местностей с ценным историко-культурным наследием и создания необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры;

четкого разграничения земель сельскохозяйственного, лесохозяйственного, природоохранного назначения и урбанизированных территорий с закреплением в законодательном порядке соответствующих режимов их функционального использования;

охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;

рационального использования природных ресурсов; обеспечения наиболее благоприятных организационно-территориальных условий для ведения сельского хозяйства.

В состав земель поселений, например, могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым;

инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным;

сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Материалы по зонированию территории изготавливают в составе текстовой и графической частей.

В текстовой части обосновывают условия установления зон, их границы, площади земельных угодий и т. п.

Графическая часть включает схематическую обзорную карту, на которой в цвете показывают расположение каждой из установленных зон.

Масштаб карты зависит от размера территории зонирования и может быть:

для территории субъектов Российской Федерации — 1: 100 ООО. 1:250 ООО;

административных районов — 1: 250 ООО. 1: 50 ООО;

территории муниципальных образований, находящихся в границах административных районов, — 1: 10 ООО. 1: 25 000.

Схемы зонирования поселений в соответствии с градостроительными требованиями в зависимости от размера территории утверждают постановлением соответствующих органов власти или решением органов местного самоуправления.

Размещают объекты промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-гражданского и рекреакционного строительства, объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, устанавливают режимы использования территорий, планируют использование земель в соответствии с установленными зонами.

Изменение форм собственности на землю, куплю, продажу и аренду земельных участков, установление платы за землю осуществляют, соблюдая требования зонирования территорий и режим использования земель.

Зонирование представляет собой деятельность по разделению территории муниципального образования на зоны, с установлением для каждой из них правового режима градостроительного использования — градостроительного регламента; градостроительное зонирование материализуется в правилах землепользования и застройки.

Функциональное зонирование земель, предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации, устанавливает категорию земель, но не регламентирует целевое использование земель и земельных участков, и. поэтому, не позволяет создавать условия для устойчивого развития территорий муниципальных образований, требуя большей детализации. Эта задача решается в процессе территориального зонирования земель муниципальных образований.

Территории муниципальных образований предназначены прежде всего для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности проживающего на этих территориях населения.

Управление территориями муниципальных образований, обеспечение их рационального развития возможно только в случае профессионально выполненного территориального зонирования. Для этого в каждом муниципальном образовании должен быть разработан и утверждён специальный градостроительный документ — правила землепользования и застройки. Этот документ является нормативным актом муниципального уровня, то есть разрабатывается, согласовывается и утверждается под непосредственным контролем органов местного самоуправления, без участия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором расположено данное муниципальное образование. Порядок разработки, согласования и утверждения правил землепользования и застройки, их содержание, устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Читайте так же:  Оплата отопления в нежилых помещениях в мкд

Правила землепользования и застройки обязательно должны содержать: зонирование территория градостроительный землепользование

  • * порядок их применения;
  • * карту градостроительного зонирования, то есть графическое изображение территориальных зон на топографической подоснове соответствующего масштаба;
  • * градостроительные регламенты.

В дальнейшем, помимо урбанистического зонирования (в городских населенных пунктах), стало развиваться сельскохозяйственное и экологическое зонирование.

Но в России, начиная с советского периода, зонирование территорий стало не самостоятельным способом установления правового режима земель, а, как правило, дополнительным по отношению к делению земель на категории. Действующее законодательство предусматривает в основном зонирование территорий для дифференциации правового режима земель отдельных категорий, например: населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и др.; а также для установления специальных правовых режимов определенных территорий в целях выполнения специальных функций (охранных, экологических и др.) в виде зон с особыми условиями использования.

Земельный кодекс РФ устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1).

В настоящее время отсутствует общее правовое регулирование деятельности по зонированию территорий, как и единая законодательная терминология в данной сфере. В разных нормативных правовых актах, прежде всего в федеральных законах и законах субъектов РФ, термин «зонирование» применяется по отношению к разным объектам для достижения различных целей.

  • — в ЗК РФ, как было показано выше, предусмотрено зонирование территорий для уточнения правового режима земель без установления видов, оснований и порядка такого зонирования;
  • — нормы ГрК РФ регулируют деятельность по градостроительному зонированию территорий поселений, в результате которого в границах поселений устанавливаются территориальные зоны с определенными видами разрешенного использования земельных участков.

[1]

В заключение необходимо сказать о том, что острота, сложность и комплексность вопросов зонирования территорий требуют осторожно подходить к правовой регламентации соответствующих отношений. Однако это обстоятельство не должно расцениваться как оправдание «законодательного долгостроя». От того, насколько оперативно и грамотно в РФ будут внедрены современные подходы к определению правового режима земель, прямо зависит проблема формирования цивилизованных механизмов управления земельными ресурсами. Мировая практика показывает, что на современном этапе лучше зонирования территорий нет способа обеспечить рациональное использование и охрану земель.

Список используемой литературы

  • 1. Краков О. И. Земельное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 64.
  • 2. Сулин М.А. «Землеустройство» 2009 г.
  • 3. Подробнее о градостроительном зонировании см. гл. 18 настоящего учебника.
  • 4. Подробнее см.: Галятин М. /О. Зонирование — способ правового регулирования земельных отношений в США // Правоведение. 1983. № 6. С. 86-90.

4) Понятие зонирования территории. Функциональное и экономическое зонирование.

Регулирование застроенной части города с целью оздоровления обстановки и определение относительной стоимости осущ-ся в процессе функционального, экон-ого и кадастрового зонирования.

В условиях рыночной эк-ки зонирование земель- устойчивая форма контроля за использованием территории, средство политической власти. Механизм зонирования направлен на уменьшение вероятности конфликта между различными видами городской деятельности.

Функц-ое зонирование — наиболее полная форма учета разнообразных требований к рациональному землепользованию, включающая комплекс нормативных параметров (целевое назначение участка, его предельные размеры, коэффициент застройки и т. д.). Это установление и выделение на картографическом материале границ территории по назначению: селитебная, промышленная, транспорта и связи, рекреационные земли, земли лесного и водного фонда и т.д. При зонировании рассматривают структуроформирующие и локальные территории градостроительной системы с точки зрения следующих аспектов её функционирования: 1) транспортно-функционального; 2) визуально-пространственного; 3) природно-экологического; 4) историко-культурного; 5) инженерно-технического.

Итогом зонирования является план зонирования земель: графический документ с пояснительной запиской, разработанный в составе генплана города самостоятельно. Определяет состав земель города, объединенных общими признаками перспективного функционального использования с указанием перспективы и степени эффективности их использования.

Экономич. зонирование включает размер платежей за использование земельных участков в черте города. Устанавливается на основе экономической оценки гор. земель. Экономич. оценка городских земель – это один из видов земельно-кадастровых работ, который обеспечивает начисление земельных платежей за пользование земельных участков, не зависимо от видов собственности. В наст. время отсутствует единая методика определения ставок платежей за землю в городах.

Зонирование территории заключается в выделении экономических зон, относительно однородных по социально- градостроительным характеристикам. Основные требования к выделению эконом-х зон — это совмещение границ зон с границами кадастровых учетных единиц и сплошное покрытие территории города без пропусков и перекрытий. Методической основой зонирования служит анализ планировочной и функционально- производственной организации территории города. Экон-е зонирование следует связывать исключительно с кадастровым делением. Проект решения зонирования: для города целесообразно установить 20-30 арендных ставок за использование землей. Каждому кварталу ГорБТИ приписать свою ставку, в зависимости от кадастровой оценки земель данного квартала. Ставки арендных платежей можно устанавливать в условных единицах (баллах). В этом случае в распоряжении мэра указывается только арендная ставка этой категории земель, а в остальных зонах ставка получается автоматически умножением условной оценки данной зоны на утвержденную ставку. Такое экономическое зонирование позволит более детально и полно учитывать кадастровую оценку земель города.

Границы экон-х зон, выделенных на исходной итерации, в последующем корректируются по результатам анализа функционально-пространственной организации города. Анализу подвергается ее связанность территории, качество среды, инфраструктурная обеспеченность. Задача зонирования – установление и выделение на картографическом материале границ территории по назначению: земли с/х назначения; земли промышленности, транспорта, связи; особо охраняемые земли; земли лесного и водного фонда; земли запаса; земли геологии; экономическое зонирование; градостроительное зонирование; земли ограниченные для применения.

Зонирование включает следующие стадии работ: 1) Подготовительный этап. Подготовка и описание Постановление местного органа власти о проведении зонирования. На основе этого постановления: сбор и анализ, изучение, идентификация и анализ действующих законодательных, инструктивно- нормативных, проектно-изыскательских, планово-картографических материалов, содержащих информацию о территории города. На основании собранных материалов устанавливается необходимость проведения полевых обследований и геодезических работ.

2) Изготовление плана зонирования территории (План зонирования- исходным материалом при предоставлении ЗУ определенного функц-ого назначения, а также для установления правового режима использования ЗУ. В качестве планово-картографической основы для составления плана может быть использована копия имеющихся специальных и тематических карт. Если на план нанесены границы ЗУ, то получаются обременения ЗУ). 3) Составление плана обременений- карта функционального зонирования с нанесением на ней границ ЗУ. 4) Согласование и утверждение материалов.

Читайте так же:  Выселение из ипотечной квартиры

Понятие, назначение и роль КЗТ. Особенности ведения КЗТ. Состав подс-м КЗТ

Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, прошедших государственный кадастровый учет, а также сведений об административно-территориальном и кадастровом делении.

ГКН — предназначен для регулирования отношений, возникающих при проведении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, территориальных и функциональных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также порядок и условия проведения кадастровой оценки объектов недвижимости.

КЗТ представляет собой совокупность документированных сведений получаемых в результате проведения гос. кад. учета обо всех объектах расположенных в пределах застроенной территории их границах в виде хоз. использования, правовом статусе и экономической оценки. Основное назначение КЗТ заключается в описании в ЕГРЗ всего недвиж имущества застроенной территории. Принципы ведения КЗТ и его функции идентична принципа ведения ГЗК. К основным функциям КЗТ относится:-юридическая, -техническая, -экономическая

Юридическая функция обеспечивает контроль представл документации заказчиками, кроме того учреждение юстиции осуществляет регистрацию прав на зем. участки и расположенных на них объекты. Зафиксированные в ЕГР права охраняемые гос и могут быть обжалованы только в суде. После проверки подленности предоставляемой документации и их достаточной полноты вступает в силу техническая функция. При этом выполнение работы по установлению границ зем. уч. И их описанию, координированию объектов недвижимости и границ зем. уч. На этом этапе формируется также база описательных данных и осущ все вычислительные операции. Экономическая функция обеспечивает оценку зем. уч. и расположение на них объектов при этом устанавливается величина земельного налога или арендной платы.

Основными назначениями КЗТ являются:

-охрана прав юрид. лиц на объекты недвижимости,

-оценка зем. собственности РФ,

-сбор зем. налога,

-рациональное использование зем. ресурсов.

Последняя задача является в настоящее время приоритетной поскольку размеры налога на прибыль предприятий с вредными выбросами способствуют их вытеснению из жилых квартир.

В целях оперативного формирования информационной базы в РФ в рамках КЗТ выделяется ряд самостоятельных подсистем. Однако эта временная мера. Т.О. все объекты привязываются к конкретной территории с последующим описанием их правовых, хоз. экономических характеристик.

В РФ кадастр существует и интенсивно развивается последние десятилетия. Огромные размеры территории и отсутствие опыта ведения кад. обусловили возникновение ряда кад. как самостоятельных подсистем. Роль КЗТ на современном этапе заключается в необходимости оперативного оформления и накопления различных подсистем кадастра с последующей концентрацией всех информ в единой системе, т.е. в ГЗК.

К основным особеннастям КЗТ относится то, что он обеспечивает комплексное решение задач по развитию территории со сложной инфроструктурой. Если рассматривать зем. уч. как часть территории ограниченной вертикальными плоскостями, то в этих границах можно видеть несколько слоев различного функционального назначения и вида использования. Т.О. зем. уч. обозначен на плане, как территория отведенная под общественные здания, может иметь сложную структуру. При этом на конкретной территории имеет место сложная система прав и ограничений. Это переплетения прав затрудняет процесс их учета и регистрации.

КЗТ – территориальная информационная система. Состав подсистем городского кадастра.

Гор. КЗТ – это единая технологическая межведомственная система учета регистрации и оценки недвижимости имущества, а также единая специализированная система упорядоченных сведений о правах, эком., хоз., пространственно-территориальном положении объектов недвижимости.

КЗТ можно рассматривать не только как гос. систему учета, регистрация и оценка объектов недвижимости на застр. Тер-риях, но и как информационную систему, содержащую сведения обо всех аспектах общественной и производственной, культурной, и др. Деятельности в пределах города.

В наст. время для мун.-х информационных систем обычно выделяют 4 аспекта:

· Метрический (пространственная координатная привязка объектов гор. среды),

· Семантический (связан с функциональным использованием объекта, включает описание качества зем, составгрунтов, и тд),

· Эконом.-й (эконом. Зонирование и установление коэффициентов ставок платежей по зонам),

· Юридический (возникновение и обоснование права на любой объект).

В последние время рассматривается пятый аспект – информационный.

Поскольку на территор населен пункта имеют место различного рода объекты, то в их границах целесообразно выделить ряд подсистем, обеспеч. Изучение отдельной ее составляющей. К основным подсистемам КЗТ относятся кад зданий и сооружений, водный и лесной кад., экологич. кад. и тд. Состав подсист КЗТ может менятся по мере уменьшения потребности в них административ и производственных служб. Основу КЗТ составляет подсистема кад зданий и сооружений, поскольку она обеспечивает простанственную привязку и взаимное расположение всех объектов.

Понятия земельного участка в городе. Обременения и сервитуты, налагаемые на земельные участки.

Земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами;

Земельный участок – обособлен, в правовом отношении часть земной поверхности, имеющий внешние границы в виде замкнутого контура, установленный линейными и площадными размерами и зафиксированным на земельной поверхности положением. Понятие земельного участка — двумерное определение. Для города это понятие должно быть 3-х мерным, т.к. в городе участки могут быть на разных уровнях и перекрывать друг друга

Размер земельного участка характеризуется физической и геодезической площадями.

Физическая площадь земельного участка представляет собой площадь земной поверхности в границах участка с учетом неровностей физической поверхности земли (склонов, оврагов, обрывов и т.д.), т.е. то, что можно обмерить в натуре.

Геодезическая площадь земельного участка определяется по координатам углов поворота границы, как проекция границы участка на плоскость геодезической системы координат. Городской земельный кадастр составляется в городской системе координат, так как в этой системе минимальны поправки в длины измеренных линий за переход на плоскость.

Под обременением понимается право лиц на недвижимость, включающее право на залоги, аренду, сервитуты, ограничения, обязательства по договору, право удержания имущества, решение суда об аресте имущества, передачу прав и другие установленные законодательством права, налагаемые на недвижимость.

Под правом сервитута понимается ограниченное право лиц на использование чужого земельного участка.

Читайте так же:  Выплатили зарплату больше чем начислили что делать

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

[2]

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

6) свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может быть срочным или постоянным.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Видео (кликните для воспроизведения).

Право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога.

Территориальное планирование и зонирование

Регулирование земельных ресурсов и градостроительной деятельности

Тема 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ

Цель территориального планирования и зонирования — гибкое государственное и муниципальное регулирование социально-экономического развития земельных ресурсов с помощью таких вводимых требований рационального землепользования, как целевое назначение участка и его предельные размеры, коэффициент застроенности, доля озелененных и открытых пространств и т.п.

Экономическое зонирование основано на кадастровом делении территории, при котором районирование, как правило, связывается с кадастровыми кварталами. Разделение зон определяется их различиями в удобстве проживания и градостроительной важности аналогичных объектов недвижимости в разных экономических зонах.

Развитие этого подхода предполагает территориально-экономическое зонирование земельных ресурсов в соответствии с их комплексной экономической оценкой. Выделяемые таким образом территориально-экономические оценочные зоны (ТЭОЗ) представляют собой относительно однотипные площади, ограниченные естественными или искусственными преградами, которые имеют определенную качественную, экономическую и социально-экономическую ценность. При установлении границ ТЭОЗ принимают во внимание прохождение крупных дорог, полосы отчуждения железнодорожных путей, линии высоковольтной электропередачи, газопроводы, реки и акватории крупных водоемов, зеленые массивы и т.д.

С учетом территориально-экономического зонирования органами власти разрабатываются дифференцированные ставки земельного налога и арендной платы. В этих условиях девелоперу в первую очередь необходимо проводить оценку привлекательности и стоимости земель через анализ налоговых сборов и платежей.

Наиболее распространенным инструментом административного регулирования земельных ресурсов является функциональное зонирование — их дифференциация по характеру и типу использования []. Такое зонирование предназначено для обеспечения развития территории в соответствии с установленными государственными (муниципальными) органами власти целевыми назначениями земель, которое девелоперу необходимо учитывать при организации и осуществлении деятельности по управлению недвижимостью. Например, земли сельскохозяйственного назначения могут быть задействованы исключительно для растениеводства и животноводства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственной отраслью целей. На полосах отвода автомобильных дорог запрещается строительство жилых зданий, проведение строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательских работе а также устройство наземных сооружений.

С одной стороны, распределение земельного фонда по формам собственности позволяет определить степень государственного (муниципального) регулирования хозяйственного оборота земельных ресурсов и различных категорий земель в отдельности. С другой — структуру региона по видам использования земель рекомендуется проанализировать на предмет ее соответствия декларируемым государственными и муниципальными властями территории целям и задачам. Так, для оценки уровня их поддержки региональной политики по повышению обеспеченности населения жильем целесообразно сопоставить прогнозные показатели общей величины площадей земель поселений под застройкой (и доли находящихся в частной собственности и предназначенных под жилищное, индивидуальное и дачное строительство.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 1268 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья 35. Виды и состав территориальных зон

Статья 35. Виды и состав территориальных зон

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 35 Градостроительного кодекса РФ

1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

2. В состав жилых зон могут включаться:

1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами;

5) зоны жилой застройки иных видов.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.

4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 5 статьи 35 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Читайте так же:  Понятие уголовного проступка в ук рф

5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

6. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

1) коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

2) производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

8. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

9. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Информация об изменениях:

Часть 10 изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

10. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ в часть 11 статьи 35 настоящего Кодекса внесены изменения

11. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

12. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ в часть 13 статьи 35 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

13. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

14. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Зонирование земель населенных пунктов

Зонирование территорий населенных пунктов вызвано установлением порядка использования земель. Поэтому земли населенных пунктов, которые находятся в пределах административных границ, разделены на зоны, с учетом градостроительных требований.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Территориальное зонирование населенных пунктов

Зонирование земель представляет собой разделение территории населенного пункта на участки, которые имеют различное целевое назначение и соответствующий правовой режим использования. Зонирование производится согласно утвержденному плану по развитию населенного пункта.

Положение о проведении зонирования и основные его принципы утверждены Правительством Российской Федерации. Решение о проведении зонирования принимается распорядительным документом территориального органа государственной власти или решением органа местного самоуправления.

В состав жилых зон входят земельные участки, которые предназначены для индивидуальной и общественной жилой застройки, а также возведения объектов культурно-бытового и социального назначения.

Недвижимость, которая располагается в жилой зоне, может быть представлена индивидуальными жилыми домами, малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной застройкой. Кроме жилых домов, по градостроительному плану могут располагаться и другие виды застройки.

Большая часть территорий населенных пунктов отводится под жилищную застройку, что соответствует целевому назначению категории земель населенных пунктов.

Однако населенные пункты не могут существовать без административных зданий, объектов образовательного, культурно-бытового и социального назначения. Поэтому такие объекты также включаются в градостроительные планы по застройке жилых зон населенных пунктов.

Определенная часть земель населенных пунктов отводится под промышленную застройку, объекты коммунально-складского назначения, инженерную и транспортную инфраструктуру. Такие объекты имеют санитарно-защитные зоны, чтобы обеспечить безопасность жителей населенного пункта.

Благоустройством таких территорий занимаются собственники производственных объектов за свой счет.

Правовой режим земель населенных пунктов, который предусматривает градостроительное зонирование, предусмотрен земельным и градостроительным законодательством.

Зонирование территорий представляет собой двусторонний процесс, предусматривающий плановое использование земель населенного пункта путем принятия нормативных документов на уровне органов местной власти.

Планирование застройки территории и установление правил землепользования осуществляется в следующих целях:

  • для создания условий по устойчивому развитию территориального муниципального образования;
  • сохранности окружающей среды и объектов, которые относятся к памятникам культурного наследия;
  • планирования границ административной территории населенного пункта;
  • надлежащего обеспечения прав собственников земельных участков и защиты их интересов по использованию наделов и размещенных на них зданий и сооружений;
  • создание благоприятного инвестиционного климата путем предоставления широкого выбора по использованию выделяемых земель, а также объектов, относящихся к капитальному строительству.

Правила землепользования и застройки.

Об условно-разрешенных видах использования земельных участков читайте тут.

Утвержденные соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления правила землепользования и осуществления застройки территории населенного пункта, предусматривают порядок их применения, внесения в них соответствующих изменений.

Читайте так же:  Обман гражданина администрацией города

Неотъемлемой частью данных нормативов являются:

  • карта по градостроительному зонированию;
  • градостроительные регламенты;
  • положение о регулировании землепользования и застройки со стороны органов местного самоуправления;
  • порядок изменения видов разрешенного пользования земельными участками и объектами капитального строительства;
  • регламент по подготовке документации по планированию территории;
  • порядок проведения общественных и публичных слушаний по вопросам, связанным с порядком землепользования и застройки земельных участков;
  • порядок внесения соответствующих изменений в правила землепользования.

Также могут быть включены и другие вопросы, которые требуют своего рассмотрения. На карту градостроительного зонирования наносятся утвержденные границы согласно территориальным зонам.

При этом каждый земельный участок может принадлежать только к одной территориальной зоне, что и находит свое отображение в соответствующих границах.

Сформировать один земельный участок из нескольких, которые расположены в разных территориальных зонах, невозможно, так как территориальные зоны не устанавливаются для одного участка.

На градостроительной карте обязательно отражаются зоны, границы которых относятся к территориям, на которых расположены объекты культурного наследия.

Состав земель населенных пунктов

В соответствии с положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, относящиеся к населенным пунктам, входят в состав земель всей страны.

В соответствии с законом, земли, которые используются и предназначены для проведения застройки, входят в состав земель населенных пунктов, так как по своему целевому назначению они предназначены для развития населенных пунктов.

В соответствии с положениями статей 85 Земельного кодекса и 35 Градостроительного кодекса, земельные участки, которые составляют земли населенных пунктов, могут относится к таким территориальным зонам, предусмотренным градостроительным регламентом:

  • жилым территориальным зонам;
  • общественно-деловым территориальным зонам;
  • производственным территориальным зонам;
  • предназначенным для инженерных сетей и транспортной инфраструктуры;
  • относящимся к реакреационным зонам;
  • используемых в сельскохозяйственном производстве;
  • имеющих статус зон специального назначения;
  • предназначенных для размещения военных объектов;
  • относящихся к иным территориальным зонам.

В состав жилых зон входят земельные участки, которые предназначены для строительства жилых домов, а также объектов культурно-бытового назначения.

В жилых зонах возможно как индивидуальное, так и промышленное жилое строительство. При этом как в первом, так и во втором случаях, жилая застройка может быть представлена малоэтажными, средней этажности и многоэтажными зданиями.

Градостроительным регламентом могут быть предусмотрены и другие виды застроек, связанных с реализацией жилищной программы.

В общественно-деловых зонах земельные участки используются для возведения административных зданий, объектов, предназначенных для использования в сфере образования, культуры, быта.

Кроме того, на данной категории земель могут быть возведены здания для общественного использования, что также предусматривается градостроительным регламентом.

К производственным зонам относятся земельные участки, на которых проводится застройка зданиями промышленного и коммунального назначения, складскими помещениями, а также другими постройками, которые указаны в градостроительном регламенте.

К зонам инженерной и транспортной инфраструктуры относятся земельные участки, на которых располагаются объекты:

[3]

  • железной дороги;
  • автомобильного, речного, морского и воздушного транспорта;
  • трубопроводного транспорта;
  • связи;
  • инженерной инфраструктуры.

Также могут входить и объекты, которые имеют иное назначение, однако, входящие в градостроительный регламент.

В состав земель, которые входят в рекреационные зоны, относятся земельные участки, на которых находятся городские леса, скверы, парки, городские сады, пруды, озера, водохранилища, а также те, которые используются для отдыха жителей города и туристов.

К земельным участкам, которые расположены в черте населенного пункта, относятся особо охраняемые территории, на которых находятся объекты природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения.

В некоторых населенных пунктах имеются зоны с земельными участками, которые имеют сельскохозяйственное назначение. Такие земли, в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, используются под пашни, многолетние насаждения, здания и сооружения, которые предназначены для сельскохозяйственного производства

Отдельную категорию земель населенных пунктов составляют земельные участки, которые предназначены для использования их в общем пользовании. На них располагаются площади, улицы, проезды, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты, которые не подлежат приватизации.

Границы территориальных зон в населенных пунктах

Все территориальные зоны земель населенного пункта излагаются на градостроительной карте. В регламенте, который является неотъемлемой частью градостроительной карты, указаны все виды разрешенного использования земель, их предельные размеры, а также ограничения, которые установлены в отношении конкретных земельных участков или территориальных зон. В градостроительном регламенте указан правовой режим земельных участков населенного пункта.

Действие правового режима распространяется не на все земли населенного пункта. В поле его действия не входят земли, занятые под объекты культурного наследия, территории мест общего пользования, а также находящиеся под линейными объектами.

При этом соблюдается требование о том, что земельный участок определенной территориальной зоны не может входить в состав другой территориальной зоны.

Согласно правилам землепользования и застройки, для каждой территориальной зоны устанавливается отдельный градостроительный регламент, который разрабатывается с учетом особенностей места расположения земельного участка, а также необходимости сочетать различные виды по использованию земельных участков населенного пункта.

На первоначальном этапе застройки населенного пункта, требования градостроительного регламента могут не соблюдаться, так как на данном этапе практически невозможно выделить отдельные территориальные зоны с однотипным видом использования.

Поэтому в дальнейшем, в границах территориальной зоны могут появиться участки, которые использовались в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако, после проведения зонирования стали не соответствовать предъявляемым требованиям градостроительного регламента.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

Видео (кликните для воспроизведения).

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Источники


  1. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.

  2. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
  4. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
  5. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.
Территориальное зонирование понятие и содержание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here