Юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

(Фокова Е.) («Юрист», N 9, 2002)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Фокова Е., кафедра рекламы факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.

В Федеральном законе «О рекламе» от 18.07.1995, в ред. от 18.06.2001 а также в других федеральных законодательных актах, имеющих отношение к регулированию рекламной деятельности, содержатся нормы ответственности за нарушения в рекламной сфере. Существует гражданско-правовая ответственность, административная и уголовная. Ответственность также дифференцируется по субъектам рекламной деятельности (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель). Так, гражданско-правовая ответственность — это установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные последствия имущественного характера — возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа), возмещение вреда . ——————————— Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А. Я., Крутских В. Е. М., 2000. С. 130.

Административная ответственность — ответственность физических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности . ——————————— Там же. С. 16.

Уголовная ответственность — правовое последствие совершенного преступления — государственное принуждение в форме наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. При наличии достаточных доказательств вины следует привлечение к уголовной ответственности. Совершивший преступление несет уголовную ответственность. В главе 5 ФЗ «О рекламе» содержатся нормы контррекламы и ответственности за ненадлежащую рекламу. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя (ст. 30 ФЗ «О рекламе»). Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы . ——————————— Правовое регулирование рекламной деятельности. Комментарии и законодательство. М.: Спарк, 2001. С. 55 — 56.

Безусловно, международные договоры Российской Федерации применяются к гражданско-правовым отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Резюмируя изложенное, следует прийти к выводу о том, что даже международные нормы права и международные договоры в области рекламных отношений позволяют восполнить пробелы российского законодательства, связанные с регулированием ответственности за нарушения в области рекламной деятельности.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 531-ФЗ

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ в статью 31 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

[1]

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

2. Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

40 процентов — в федеральный бюджет;

60 процентов — в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.

[3]

4. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.

См. комментарий к статье 31 настоящего Федерального закона

О практике рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37

Читайте так же:  Алименты на содержание супругов

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

6. Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 — 8 статьи 5, статьями 6 — 9, частями 4 — 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 — 30.1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2011 N 115-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9, 10, 10.1 и 10.2 статьи 5, статьями 7 — 9, 12, 14 — 18, частями 2 — 4 и 9 статьи 19, частями 2 — 6 статьи 20, частями 2 — 5 статьи 21, частями 7 — 9 статьи 24, статьей 25, частями 1 — 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30.1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

9. Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет — 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, — 60 процентов.

10. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Ответственность за нарушение рекламного законодательства

В. Семеусов, доктор юридических наук, профессор (г. Иркутск).

Развитие рынка рекламных услуг повлекло необходимость правового регулирования данной деятельности. Речь идет, прежде всего, о защите прав и интересов потребителей. Недобросовестная, неэтичная реклама может принести много вреда. Так, посмотрев очередной рекламный ролик о новом чудодейственном медицинском препарате, больной в надежде излечиться не только опустошает кошелек, но и нередко подвергает свою жизнь опасности.

Невероятно, но факт: рынок рекламных услуг в России функционировал какое-то время в юридическом вакууме, поскольку правовых установлений на сей счет не было.

После принятия Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» рекламная деятельность признана предпринимательской. Правоотношения, связанные с ней, регулируются теперь специальным законодательством, которое следует считать частью хозяйственного, а нарушения его — хозяйственными правонарушениями.

Закон вводит понятие ненадлежащей рекламы, дается ее классификация. К таковой относится недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. За нарушение законодательства о рекламе установлена гражданско — правовая, административная и уголовная ответственность. Начнем с последней. В ст. 31 Федерального закона от 18 июля 1995 г. записано: «Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Увы, до сих пор в УК РФ нет данного состава преступления. Стало быть, до сего времени не введена уголовная ответственность за ненадлежащую рекламу при определенных обстоятельствах.

Закон запрещает лживую рекламу под страхом уголовной ответственности. Но какое-то время соответствующей уголовно — правовой нормы не было. Теперь в ст. 182 УК фабула преступления, именуемого «заведомо ложной рекламой», изложена так: использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

Уголовное наказание за заведомо ложную рекламу наступает, если это деяние причинило по Закону от 18 июля 1995 г. «существенный», а по версии ст. 182 УК — «значительный» ущерб. Как это понимать? В законодательстве ответа нет.

Диспозиция ст. 182 УК такова, что неясен также и вопрос о конкретных субъектах уголовной ответственности. Ведь в рекламном деле участвуют рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель. Это, как правило, юридические лица. Но в российском уголовном праве действует принцип — юридическое лицо не может быть субъектом уголовной ответственности, ему нет места на скамье подсудимых.

Видимо, речь идет об уголовной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства. Надо полагать, ответственность, предусмотренную главой 5 Закона от 18 июля 1995 г., несут субъекты данной деятельности в той части, которая к ним относится. Так, рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы; рекламопроизводитель — за нарушения при оформлении, производстве, подготовке рекламы; рекламораспространитель — за нарушения, касающиеся времени, места и средств размещения рекламы.

В соответствии с Законом заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность. Выходит, что интересы юридических лиц, которым ложная реклама может причинить существенный ущерб, в уголовном порядке не охраняются. С этим вряд ли можно согласиться, ибо потребителями рекламы признаются как граждане, так и юридические лица. Заведомо ложная реклама предполагает умышленное введение в заблуждение любых потребителей.

Читайте так же:  Некачественный ремонт телефона что делать

За нарушение законодательства о рекламе антимонопольный орган вправе налагать штраф в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Сумма, конечно, внушительная. Но на поверку получается блеф. Ведь штраф в таком размере может быть взыскан лишь в двух случаях: за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе и за неисполнение решений о контррекламе. Если предписание выполнено, то Закон не дает основания налагать штраф в указанном размере.

Процедура взыскания административного штрафа за ненадлежащую рекламу такова. Он должен быть уплачен добровольно в течение 30 дней с момента вынесения соответствующего постановления. Как быть, если виновник уклоняется от уплаты? Логично предположить, что тогда штраф взыскивается в бесспорном порядке. Но нет. В таком случае надо обратиться в суд (ст. 31 Закона «О рекламе»). Суд обязан проверить факт нарушения и правомерность наложения штрафа. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны экономические споры о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания. Таким образом, антимонопольный орган возбуждает судебное дело, и суд принимает решение о наказании за ненадлежащую рекламу.

На практике нередко возникает необходимость осуществления так называемой «контррекламы».

В соответствии со ст. 29 Закона от 18 июля 1995 г. контрреклама призвана быть эффективным средством воздействия на нарушителей рекламного законодательства, и суть ее — это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Правовым основанием для применения контррекламы является установление факта нарушения законодательства о рекламе и вынесение в связи с этим антимонопольным органом соответствующего решения.

Следовательно, нарушитель рекламного законодательства обязан в срок, установленный антимонопольным органом, осуществить контррекламу. Он несет связанные с этим расходы в полном объеме (а это могут быть крупные суммы). Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его устранении.

В отдельных случаях по решению федерального антимонопольного органа (его территориального органа) допускается замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы. Если решение антимонопольного органа о контррекламе не выполняется, то ставится вопрос о добровольной, а затем и принудительной уплате штрафа в судебном порядке в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как можно уяснить, антимонопольный орган вправе в подобных случаях поступить и иначе, поскольку в соответствии со ст. 31 Закона от 18 июля 1995 г. при отказе от контррекламы или невыполнении предписания об осуществлении контррекламы в определенный срок наступает административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Итак, в указанных случаях применяется административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. Но может быть применена другая санкция. Если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, федеральный антимонопольный орган (его территориальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправе полностью или частично приостановить рекламу нарушителя до дня завершения распространяемой им контррекламы.

Орган, принявший решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Физические и юридические лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд, арбитражный суд с исками: о возмещении убытков, включая упущенную выгоду; о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу; о компенсации морального вреда, если опорочены честь, достоинство или деловая репутация; о публичном опровержении ненадлежащей рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на них функций по контролю за соблюдением законодательства о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

За непредоставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа установлен штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Ответственность за нарушение федерального закона РФ «о рекламе»

Самостоятельно осуществляемая на свой страх и риск предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, имеет различные виды. Одним из них является рекламный бизнес. В Российской Федерации первые шаги по его регулированию были предприняты в 1991 г., когда вступил в действие Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» . В ст. 10 данного нормативного акта среди форм недобросовестной конкуренции называется некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. В свою очередь общие требования к рекламе закреплены в п. 2 ст. 34 Конституции РФ, согласно которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

ВСНД. 1991. N 16. Ст. 499.

В 1992 г. был принят Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» . В нем установлены требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя, а также предусматривалась ответственность за нарушение прав потребителей на информацию. Положения, регулирующие отдельные стороны рекламной деятельности, содержались и в других нормативных актах, таких как Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» , Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» , Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» , Указ Президента РФ «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» и др. Вместе с тем эти меры оказались недостаточными для предотвращения недобросовестной рекламы. Как подчеркивает И.В. Ершова, «фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности — все это отрицательно влияло на данный вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта» .

ВВС. 1992. N 15. Ст. 766.
СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
СЗ РФ. 1998. N 39. Ст. 4857. N 48. Ст. 5853.
ВСНД. 1993. N 26. Ст. 966.
СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.
Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М.: Юриспруденция, 2002. С. 368.

В середине девяностых годов заинтересованными лицами было предложено несколько соответствующих законопроектов. Между различными государственными структурами, депутатами Федерального Собрания и специалистами в области рекламы велись споры о необходимости принятия специального нормативного акта, регулирующего рекламу. Подготовительная работа находилась под непосредственным вниманием средств массовой информации, что отражалось в многочисленных публикациях и комментариях. Это объяснялось тем, что в тот период по стране прокатилась волна банкротств финансовых компаний. Сотни тысяч пострадавших вкладчиков требовали возврата утраченных средств и предъявляли многочисленные претензии государству, в том числе по поводу отсутствия специального законодательства о рекламе в финансовой сфере.

Читайте так же:  Документы для постоянной прописки в квартиру собственника

СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.
Сорк Д.М., Заморенова Н.Г., Белоусов Е.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М.: Мастерство, 2002. С. 155.
Завидова С.В., Крючкова П.В., Павловец Е.В. Российское законодательство о рекламе. М.: Новый Юрист, 1997. С. 19 — 20.

Закон содержит общие требования, предъявляемые к рекламе всех видов, и специальные, которые регламентируют особенности, связанные с отдельными товарами и услугами (алкогольные напитки, табак и табачные изделия, медицинская техника, оружие и т.д.); особенности рекламы в периодических печатных изданиях, наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях.

С учетом опыта прошлых лет в ст. 17 Закона установлен особый порядок рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. В частности, при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг, не допускается: приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам; гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям; рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг; умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора. Любая реклама, не отвечающая положениям Закона, признается ненадлежащей. Под этим понимается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ и его территориальные органы, соответствующие полномочия которых закреплены в ст. 26 Закона. В частности, им предоставлено право предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами; направлять рекламодателям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решений об осуществлении контррекламы; направлять материалы о нарушении законодательства о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на него функций по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. В случае служебной необходимости беспрепятственным доступом к таким документам и другим материалам обладают представители иных властных государственных структур, как, например, прокурор и сотрудники налоговых органов.

Огородов Д.В. Взаимодействие публичного и частного права в охране личных тайн // Административная ответственность. М., 2001. С. 116 — 124.

Следует полагать, что помимо гражданско-правовой сотрудники антимонопольного органа, допустившие утрату документов или разглашение сведений, содержащих коммерческую тайну, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, при определенных условиях должностные лица антимонопольного органа подлежат уголовной ответственности по ст. 285, 286, 293 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность, если их деяния повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

По нашему мнению, во-первых, Федеральный закон РФ «О рекламе» должен содержать собственное, точное и конкретное определение коммерческой тайны; во-вторых, предлагается включить в п. 2 ст. 27 Закона после слов «установленных законодательством» следующее дополнение: «лица, виновные в разглашении коммерческой тайны, привлекаются к ответственности на основании норм законодательства Российской Федерации».

Сорк Д.М., Заморенова Н.Г., Белоусов Е.Н. Указ. соч. С. 167.

Таким образом, контрреклама — это специфическая санкция, направленная на опровержение ненадлежащей рекламы и не относящаяся к какому-либо традиционному виду юридической ответственности. Санкции подобного рода предусмотрены также в ст. 12 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» . Например, антимонопольный орган полномочен возбуждать дела, по результатам которых принимать решения и выдавать предписания о принудительном разделении коммерческой организации или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций; об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок, о заключении договоров с хозяйствующими субъектами, о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.

ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.

В силу изложенного контррекламу и другие вышеназванные санкции следует считать особой формой юридической ответственности, хотя ни в одном нормативно-правовом акте законодатель не говорит об этом конкретно.

В ст. 30 Закона изложены дифференцированные условия привлечения виновных лиц к ответственности. Так, рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя. В свою очередь рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Российская газета. 1995. N 29. 8 февраля.

В первоначальном варианте Закона меры ответственности в виде предупреждения или штрафа содержались в ст. 31, но с принятием нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) они были из него исключены. В КоАП РФ введена ст. 14.3, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Наиболее тяжким противоправным деянием в данной сфере признана заведомо ложная реклама. В ст. 9 Закона говорится, что заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Следует отметить, что в ст. 182 УК РФ аналогичное определение сформулировано конкретнее и понимается как использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. «Что понимается под значительным ущербом Уголовным кодексом применительно к данному составу не определено и, следовательно, является оценочным понятием, зависит от степени причиненного здоровью или имуществу вреда, иных социально-значимых потерь» . Виновный наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Читайте так же:  Все об уведомлении о двойном гражданстве

Ершова И.В. Указ. соч. С. 376 — 377.

По нашему мнению, представляется положительным, что законодатель при подготовке УК РФ отказался от административной преюдиции, что в определенной мере было свойственно советскому законодательству, например в ч. 3 ст. 154, ч. 1 ст. 206 УК РСФСР, предусматривающих уголовную ответственность за повторную мелкую спекуляцию и повторное мелкое хулиганство. Признание некоторых проступков преступными и уголовно наказуемыми деяниями в силу повторности противоречит принципу уголовного права, согласно которому преступлением считается только такое общественно опасное деяние, которое само по себе содержит все признаки состава преступления, независимо от иных обстоятельств, в частности, от того, было ли лицо подвергнуто мерам административного характера за совершенный ранее проступок.

Вместе с тем с общей позицией законодателя не согласуются положения ч. 2 п. 2 ст. 31 Закона, на основании которых ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В УК РФ такой нормы нет. Попытка воздействовать на правоотношения в сфере рекламной деятельности только угрозой уголовного наказания не соответствует требованиям современного демократического правового государства. Поэтому в настоящее время ч. 2 п. 2 ст. 31 Закона не действует, хотя и не отменена, несмотря на то что первоначальная редакция нормативного акта в последние годы подверглась существенным изменениям и дополнениям.

Согласно ст. 12, 15 Налогового кодекса РФ налог на рекламу относится к числу местных налогов и сборов, которые регулируются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В случае выявления фактов нарушения законодательства о налогах и сборах рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители привлекаются к ответственности на основании норм НК РФ как юридические и физические лица.

Таким образом, хотя Федеральный закон РФ «О рекламе» играет важную роль в регулировании правоотношений в конкретной сфере предпринимательской деятельности, он требует глубокой, тщательной доработки и совершенствования ряда положений.

Ответственность за нарушения Федерального закона РФ «О рекламе» имеет комплексный характер, т.к. обеспечивается принудительными мерами воздействия, которые применяются к нарушителям в качестве наказания в порядке, установленном различными отраслями российского законодательства.

17. Ответственность за нарушение законодательства рф о рекламе

Юридические лица и граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданскоправовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию Федерального антимонопольного органа (его территориального органа) влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Задачи Задача 1

Руководствуясь п. 1 ст. 5 и ст. 26 Закона о рекламе, антимонопольный орган 15 июля 2001 г. направил газете «Вести» предписание с требованием прекратить использование в печатной продукции не рекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом и не допускать в дальнейшем публикаций без пометки «на правах рекламы».

[2]

9 сентября в этой газете была опубликована беседа в форме интервью корреспондента с начальником отдела маркетинга коммерческой организации. Содержание статьи сводилось к рассказу об успехах организации и о хорошем качестве производимого ею товара (работ, услуг). Перед текстом статьи выделенным шрифтом разъяснялось, что вынесенная в заголовок фраза часто используется в рекламе организации, должностное лицо которой давало интервью, а в статье пойдет речь о том, что стоит за этой рекламой.

Антимонопольный орган принял постановление о применении к рекламораспространителю штрафа на основании п. 3 ст. 31 Закона, так как статья не сопровождалась пометкой «на правах рекламы».

Штраф добровольно уплачен не был, в связи с чем антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с требованием о его принудительном взыскании.

Суд заявленное требование отклонил, признав, что при опубликовании названного интервью рекламораспространитель не нарушил правило ст. 5 о сопровождении соответствующей информации сообщением о ее рекламном характере.

Правомерно ли решение суда?

Решение суда не правомерно. Так как на основании п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товар либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается. Организациями средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

Также решение суда неправомерно в соответствии со ст. 26 Закона о рекламе, т.к. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.

Читайте так же:  Алименты бухгалтерские проводки

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РЕКЛАМЕ

магистрант, гражданского права и процесса БГУ,

Реклама является своего рода инструментом в конкурентной борьбе за потребителя. Наиболее важной, на наш взгляд, в настоящее время является проблема гражданско-правовой ответственности за ненадлежащую рекламу [4, с. 56].

Анализ природы нарушений рекламного законодательства показывает, что в качестве неправомерного акта должен рассматриваться любой случай распространения ненадлежащей рекламы. Данное правонарушение посягает на общественный порядок, поскольку соблюдение установленных нормативно-правовыми актами предписаний является одной из приоритетных задач правового регулирования, складывающихся в конкретной сфере общественных отношений. Несоблюдение правовых норм является нарушением само по себе, но при этом степень общественной опасности соответствующего деяния зависит от различных факторов, начиная от сферы общественной деятельности, в которой совершено правонарушение, и заканчивая масштабом негативных последствий, с которыми указанное правонарушение имеет причинно-следственную связь [2, с. 119].

Представляется важным обратить внимание на то, что основанием для возбуждения дела о нарушении рекламного законодательства является наличие конкретных признаков, которые определяются территориальным органом ФАС, на территории которого находится (зарегистрировано) физическое или юридическое лицо, деяния которого содержат признаки правонарушения. Данный территориальный орган непосредственно возбуждает и рассматривает дела о правонарушениях, относящихся к указанной выше категории [1].

Анализ возбуждаемых ФАС административных дел по факту нарушений рекламного законодательства показывает, что наибольшее число нарушений наблюдается в отношении общих требований к рекламе, установленных статьей 5 Федерального закона «О рекламе», рекламе лекарственных средств и товаров медицинского назначения, включая оказываемые в этой сфере услуги (статья 24), БАД и продуктов детского питания (статья 25), рекламе финансовых услуг (статья 28) [3].

В 2018 году Бурятским УФАС России возбуждено 15 дел о нарушении рекламного законодательства. Наибольшее количество нарушений допускается в отношении общих требований к рекламе, установленных статьей 5 Закона о рекламе. Среди них дела о нарушении рекламного законодательства, в том числе дела о нарушении общих требований к рекламе (статья 5 закона о рекламе), дела о нарушении требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи (статья 18 Закона о рекламе, СМС-реклама без согласия абонента).

По практике управления данные составы являются наиболее распространенными нарушениями в сфере рекламы. Также хотелось бы обратить внимание на участившиеся случаи незаконной рекламы услуг обналичивания материнского капитала.

Так, Бурятское УФАС России признало рекламу услуг обналичивания материнского капитала, размещенную в газете «Молодежь Бурятии» ненадлежащей, то есть не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации. Законодательством установлено, что средства материнского капитала могут быть направлены лицами, получившими сертификат, на улучшение жилищных условий, получение ребенком образования, формирование накопительной пенсии или на приобретение товаров и услуг для адаптации детей-инвалидов. При этом все операции со средствами материнского капитала осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда по заявлению лиц, имеющих право на материнский капитал, в безналичной форме.

В октябре 2018 года на страницах газеты «Молодежь Бурятии» появилась реклама КПКГ «Сатурн», предлагающего на условиях выплаты комиссии займы под материнский капитал на покупку жилья и строительство дома в короткие сроки. Все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (размер процентной ставки, сумма и срок кредита и так далее) в рекламе потребительского кооператива отсутствовали.

Законом «О рекламе» определено, что реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий и рекламировать товары, производство и реализация которых запрещены законодательством.

Ответственность за указанное нарушение несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель [5].

В октябре 2018 года комиссия Бурятского УФАС России признало индивидуального предпринимателя нарушившим требования пункта 6 части 5 статьи 5, а также пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25, части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе. Дело о нарушении рекламного законодательства было возбуждено по обращению гражданина, пожаловавшегося на рекламу продукции «Фитомакс» в газете «Вестник здоровья», которая распространялась подъездах многоквартирных домов и в частном секторе г. Улан-Удэ.

В результате анализа содержания газеты «Вестник здоровья» установлено, что информация о препаратах «Лородекс», «Алкозамин», «Фитоблокс» и прочие, содержит сведения о том, что применение препаратов способствует восстановлению функций больных органов, что приводит к полному выздоровлению, отзывы физических лиц с выражением благодарности. На последней странице газеты содержится предупреждение: «Не является лекарственным средством. Перед применением проконсультируйтесь с врачом».

Вместе с тем комиссией УФАС было установлено, что площадь предупредительной надписи, которая присутствует только на последней странице газеты «Вестник здоровья», составляет 0,26% площади рекламного поля. Таким образом, индивидуальный предприниматель-рекламодатель признан нарушившим требования Закона о рекламе [7].

Следует принимать во внимание новые, ранее не известные законодателю формы ненадлежащей рекламы, например, спам, который может рассылаться через сеть Интернет, сети мобильной связи и иные средства коммуникации. Так, Бурятское УФАС России привлекло ООО «Эльдорадо» к ответственности в виде штрафа за нарушение рекламного законодательства при рассылке смс-рекламы (статья 18 Закона о рекламе).

Дело в отношении компании было возбуждено по итогам рассмотрения заявления гражданина, которому на мобильный телефон поступило смс-сообщение от «Tehnosila» следующего содержания: «Техносила закрыта. Теперь вас ждут в Эльдорадо, на получение которого он согласия не давал.

Размер штрафа за нарушение требований законодательства о рекламе составил 100 тыс. рублей [6].

Видео (кликните для воспроизведения).

В целях пресечения новых форм нарушений рекламного законодательства должен быть значительно усилен государственный контроль за информационно-коммуникационной деятельностью. Согласно проанализированным материалам гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер, который может выступать в форме возмещения убытков, вреда, уплаты настойки и т.д. Однако все эти формы связаны с созданием и распространением рекламы. В правовом регулировании рекламной деятельности ответственность в сфере гражданского права является разрозненной и негибкой в силу специфики самого гражданского законодательства и законодательства о рекламе. Необходимо данную проблему решить путем внесения изменений в гражданское законодательство, добавив определение ответственности в сфере рекламной деятельности, и по возможности, дополнив дополнительным разделом, посвященным ответственности в сфере рекламной деятельности.

Источники


  1. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

  2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
  4. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
  5. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.
Юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here