Законодательство об оказании услуги по вывозу тбо

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Законодательство об оказании услуги по вывозу тбо". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Правила вывоза твердых бытовых отходов (ТКО)

Жилищно-коммунальное хозяйство развивается, влечет постоянное совершенствование действующих законов. Законодательство, регулирующее вывоз ТБО, тоже постоянно претерпевает изменения. Статья описывает нормы, касающиеся удаления мусора с территорий населенных пунктов.

Для чего нужен вывоз ТБО?

Горы мусора снижают эстетическую привлекательность населенных пунктов. Однако вред, наносимый разбросанными отходами, гораздо серьезнее. Продукты разложения легко проникают в природные компоненты: водные объекты, почву, атмосферный воздух.

Продукты сельского хозяйства, выращенные в экологически неблагоприятных районах, впитывают вредные вещества. Таким образом, токсины попадают во внутреннюю среду человека.

Ситуация осложняется размножением и питанием на несанкционированных свалках грызунов − переносчиков заразных заболеваний.

Для недопущения негативного влияния ядовитых веществ на здоровье жителей населенных пунктов и окружающую среду, необходимо правильно организовывать качественный вывоз твердых коммунальных отходов.

Услуга вывоза ТБО

В 2016 году ЖК РФ претерпел изменения. В соответствии со статьей 154 кодекса, удаление ТБО относится к коммунальным услугам. Оплата проводится отдельной строкой. Положениями кодекса установлено, что рассчитывается размер оплаты исходя из количества прописанных жильцов отдельного жилого помещения.

В состав услуги по вывозу ТБО входит:

  • Накопление мусора на специально оборудованных контейнерных площадках. Количество контейнеров исходит из доли обслуживаемых домов.
  • Перевозка собранных отходов специализированным транспортом на оборудованные должным образом полигоны.
  • Переработка части мусора.
  • Захоронение отходов, непригодных переработке.

Положениями статьи 36 кодекса установлено, что состав общего имущества включает участок земли, на котором расположен МКД. Таким образом, уборка мусора закреплена за обслуживающей организацией.

Кто регулирует данную услугу?

До 2018 года деятельность по вывозу твердых бытовых отходов находилась в зоне ответственности местных органов власти.

Согласно ФЗ о вывозе ТБО с 2018 года удаление мусора осуществляет единый региональный оператор по вывозу отходов.

Законодательство предоставляет право осуществления подобной деятельности для различных организаций, занимающихся эксплуатацией жилого фонда. Проблему составляют жесткие требования:

  • наличие специализированных мест первичного сбора;
  • принадлежащая на праве собственности спецтехника;
  • возможность законной утилизации.

Выполнить условия трудно. Поэтому регоператоры заняли рассматриваемую нишу.

Органы исполнительной власти субъектов РФ проводят надзор качества удаления ТБО, а также регулируют следующие вопросы:

  • регулирование тарифной политики;
  • надзор за качеством санитарной очистки территории;
  • рассмотрение жалоб местных жителей на действия (бездействие) регионального оператора.

Закон защищает собственника тем, что работа региональных операторов тщательно контролируется надзорными органами.

Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов

Законодателями принят свод нормативов, регулирующих услуги по вывозу ТБО. Перечислим главные нормативные акты:

  1. Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением правительства РФ 12.11.2016 за номером 1156. Регулируют нормы накопления ТКО, алгоритм получения услуги по удалению мусора.
  2. Постановление ПРФ от 30.05.2016 за номером 484. Регламентирует тарифы, порядок образования цен рассматриваемой области, экономическую целесообразность работы региональных операторов.
  3. Приказ антимонопольной службы от 21.11.2016 за номером 1638/16, содержащий разъяснения относительно установления тарифов на удаление ТБО.

Удаление жидких отходов возложено на специализированные организации или органы местного самоуправления.

Порядок определения регионального оператора по вывозу ТБО

Право стать региональным оператором получает организация, выигравшая соответствующий конкурс, проводимый на электронной площадке региональными органами исполнительной власти, контролирующие сферу ЖКХ. Претендентам выдвигает следующие требования:

  • возможность организации утилизации отходов в соответствии с действующим законодательством;
  • наличие специализированной техники для оказания услуги: мусоровозов, погрузчиков;
  • разделение собранного мусора на фракции для дальнейшей переработки или захоронения;
  • дезинфекция объектов, угрожающих санитарному и экологическому благополучию обслуживаемой местности;
  • строительство полигонов захоронения ТБО, надлежащая эксплуатация данных объектов.

Победитель электронного конкурса получает право обслуживать десять лет отдельные населенные пункты, части субъектов, полностью территории субъектов. Обязанности регоператора отображаются специальным соглашением, подписанным с региональными органами исполнительной власти.

Размер и способы начисления платы за услуги вывоза

Тариф на услугу по вывозу, утилизации ТБО в зоне действия одного регионального оператора является единым. Расчет стоимости удаления мусора с территорий жилых застроек производит организация самостоятельно. Предварительный тариф с обоснованиями регоператор направляет в региональную службу по тарифам соответствующего субъекта. Ведомство имеет право утвердить стоимость, или направить расчет на доработку.

Законодателем установлены главные принципы, необходимые для соблюдения при расчете стоимости услуг:

  • прозрачность для потребителя, готовность предоставить обоснование полученных цен;
  • начисления производятся в зависимости от количества прописанных в квартире человек;
  • при наличии госконтракта на вывоз, утилизацию ТБО допускается расчет исходя из занимаемой площади помещения в соответствии с документом на право собственности;
  • запрещено своевольное надуманное завышение тарифа, направленное на обогащение организации.

Сколько стоит вывоз с последующей утилизацией ТБО, должно содержаться в договоре. Информация дополнительно раскрывается на официальном сайте мусоровывозящей организации.

За что отвечает региональный оператор и УК или ТСЖ

Действующее законодательство разграничивает обязанности жилищно-эксплуатационных организаций и регионального оператора по обращению с отходами.

Регоператор несет ответственность за мусор, начиная с погрузки из контейнеров на борт специализированных мусоровозов до момента утилизации. Организация обязана обеспечить отсутствие негативного влияния ТКО на природные объекты.

ЖК, ТСЖ или управляющие компании обязаны оборудовать, содержать в надлежащем санитарном и техническом состоянии места первичного сбора − контейнерные площадки. Организации должны позаботиться об ограждении, освещении площадок, беспрепятственном доступе. Управляющие организации должны дополнительно содержать мусоропроводы, верно производить начисления контролировать оплату. Первоначальные обращения граждан по вопросам предоставления услуги аккумулируются в ЖК, ТСЖ и УК.

Вопросы обращения с ТБО постоянно совершенствуются. Поэтому, чтобы быть в курсе новшеств, потребуется регулярно отслеживать изменения законодательства. В настоящем это легко можно сделать посредством интернета.

Раздельный сбор мусора и отходов по закону: поправки ФЗ-503 с 1 января

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал новый законодательный акт, в котором обозначены правила обращения с отходами, а также закреплен раздельный сбор мусора в России. Итак, рассмотрим этот вопрос более детально.

Законодательная база: поправки к закону

На законодательном уровне установлено, что региональное правительство должно согласовывать с гражданами расположение сортировочных станций, мусоросжигательных предприятий, а также полигонов. Каждый субъект установит самостоятельно, какой объем отходов требуется собирать раздельно.

Читайте так же:  Нежилое помещение свободного назначения что это такое

Согласно изменениям, внесенным в закон, каждый магазин и домохозяйство вправе, не имея лицензии заниматься накоплением отходов. Домохозяйства наделены правом реализации вторсырья напрямую, а владельцы производства получают возможность наладить систему специализированного сбора.

Сумма собранного экологического сбора полностью будет направляться на усиление утилизации. Законодательный акт принят Госдумой 22.12.2018 года, а Совет Федерации одобрил его 26.12.2018 года.

Согласно документу, с 1 января 2019 года вступит в силу статья закона, которая определяет участие организаций в различного рода мероприятиях по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.

Новые понятия: Сбор отходов, Твердые бытовые отходы и Твердые коммунальные отходы

К твердым бытовым отходам (ТБО) относится весь мусор, который накапливается в любой квартире на ежедневной основе. К этому виду отходов относятся пищевые и синтетические остатки. Отходы бывают биологическими и небиологическими (бытовой мусор).

К твердым коммунальным отходам (ТКО) относится весь мусор, который накапливается на жилых объектах в результате деятельности людей, включая товары потребления, которые потеряли со временем свои свойства (ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года).

К ТКО относят бытовые отходы ИП и юридических лиц.

Что представляет собой мусорная реформа в РФ

С наступлением 2019 года в каждом городе и регионе нашей страны приступят к работе операторы, которые возьмут на себя все задачи, связанные с переработкой мусора. Операторы будут производить сбор, организовывать вывоз и утилизировать ТБО.

Каждый оператор будет нести ответственность за отведенную ему территорию согласно законодательству РФ. Отбор операторов будет проводиться на конкурсной основе. В конкурсе будут принимать участие многие предприятия (об этом мы писали ранее — https://мусорная-реформа.рф/operatory/).

Отказаться от вывоза и утилизации мусора невозможно. Услуга является обязательной. Все предприятия, в том числе ИП и юридические лица, а также собственники жилых помещений обязаны заключить договор с местным оператором, который осуществляет вывоз ТБО (статья 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Вывоз мусора в частном хозяйстве

Если ТБО уходят в строящийся фундамент, то каждый владелец загородного дома, дачи коттеджа обязан вносить плату по соответствующим тарифам.

Даже если дом находится за пределами города в деревне или отрезан от мира и построен на берегу реки, в любом случае собственник обязан платить за вывоз и переработку мусора.

Тариф за переработку ТБО будет рассчитан исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении. Для домов, которые находятся за городом, будет установлен один коэффициент, для городских квартир другой, а для коттеджей и дач – третий.

Более того, льготы на оплату мусора будут действовать только для тех лиц, которые получают льготы на оплату других ЖКУ.

Садоводческие общества должны заключить также соглашение с региональным оператором. Плата будет рассчитана исходя из количества членов объединения. Если дачный домик имеет статус жилого строения, то ее владелец вправе самостоятельно решить, заключать ему договор с оператором или договориться с самим садоводческим обществом.

Стоит отметить, что тарифы за вывоз ТБО могут повыситься для граждан в несколько раз (о тарифах мы уже писали ранее — https://мусорная-реформа.рф/tarify/).

В среднем граждане, проживающие одни, будут платить от 200 до 400 рублей, а семьи, состоящие из нескольких человек, отдадут от 600 до 1400 рублей в месяц.

Возраст, с которого граждане обязаны платить за услугу утилизации мусора, пока на законодательном уровне не определен.

Какие бюджетные учреждения переходят на раздельный сбор мусора

До конца 2019 года многим бюджетным организациям поручено перейти на так называемый раздельный сбор отходов. В частности, все бюджетные организации Архангельской области полностью перейдут на систему раздельного сбора мусора в рамках национального проекта «Экология». Министерству природных ресурсов поручено разработать специальную дорожную карту по внедрению системы раздельного сбора мусора. Распоряжение дал губернатор области.

В первую очередь, как сообщил глава региона, на систему раздельного сбора отходов перейдут все предприятия бюджета (школы, детские сады и прочие).

Более того, организации, которые будут работать в системе раздельного сбора, будут получать поддержку от государства. Индивидуальные предприятия получат льготный налог на прибыль. Также глава отметил, что все предложения, которые связаны со льготами налога на прибыль, будут отработаны совместно с другими депутатами, чтобы все изменения соответствовали требованиям и нормам действующего законодательства РФ.

Новая система

В дополнении стоит отметить, что с 1 января в стране начался переход на новую систему обращения с ТКО. Теперь всеми делами, связанными с ТКО, занимаются крупные региональные операторы, которые были отобраны органами власти на конкурсной основе. На выполнение новой реформы и проект «Экология» выделено более четырех триллионов рублей.

Подводя итоги, отметим, что нововведения могут пагубно сказаться на тарифах для граждан. Как было сказано выше, тарифы могут значительно увеличиться.

Вывоз ТБО. «Подводные камни» законодательства.

Вебинар для страховых брокеров. Таксономия 3.2.

Бесплатный вебинар для НФО «Что произошло в ночь с 21 на 22 октября? Узнай важное для себя – новая версия Таксономии 3.2!»

Деловая встреча для страховых брокеров: «Смотри на XBRL проще!»

Одна из наиболее актуальных проблем в России, которая затрагивает многие сферы жизнедеятельности: экономическую, экологическую, а так же жилищно-коммунальную — это вывоз и утилизация мусора, иными словами – твердых бытовых отходов (или ТБО). Под ТБО подразумевают предметы, которые не могут быть утилизированы в быту и уже не имеют свойств, полезных потребителю.

В правительстве уже давно разрабатываются методы, которые будут способны реально разрешить эту проблему, причины которой кроются не только в устаревших технологиях, но и в несовершенствах законодательной базы. Работу с ТБО регламентируют следующие российские нормативно-правовые документы: кодексы, законы, постановления, санитарные, строительные и ведомственные правила и нормы, а также стандарты и технические условия.

Политика государства в сфере вывоза и утилизации ТБО наиболее полно отражена в федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в котором определены:

  • классы опасности отходов;
  • права собственности на отходы;
  • компетенция органов государственной власти;
  • государственный учет и отчетность;
  • экономическое регулирование;
  • надзор;
  • степени ответственности в случаях нарушений;
  • полномочия граждан и власти на местах.

В этом же законе за муниципальной властью закреплено право организовывать работу в сфере вывоза и утилизации, что дополнительно подтверждается и в другом федеральным законом -№ 131-ФЗ от 16.09.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Читайте так же:  Как и где получить свидетельство о разводе после решения суда

Откуда следует, что сбор, сортировка и утилизация ТБО — входит в круг полномочий местных органов власти.

Экологические проблемы также тесно связаны с проблемой утилизации ТБО.

Именно для этого в нормативно-правовой базе есть следующие федеральные законы: №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», который регламентирует соблюдение требований безопасной утилизации.

№96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха», который регламентирует соблюдение правил переработки, обезвреживания и захоронения с учетом нанесения наименьшего вреда атмосфере путем выброса в воздух вредных веществ.

№52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который регулирует порядок, условия, способы сбора и транспортировки ТБО относительно законодательных санитарных норм.

Документы жилищно-коммунальной сферы также выступают важной частью законодательных актов, определяющих деятельность в сфере вывоза ТБО. Из них следует особо отметить следующие нормативно-правовые документы:

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ.

Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

И ряд Постановлений Правительства РФ:

  • от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»,
  • от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов»;
  • от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Например, согласно Жилищному кодексу — плата за оказание таких услуг, как сбор и вывоз ТБО, не входит в плату за коммунальные услуги. Она входит в структуру расчета по содержанию и ремонту жилых территорий в многоквартирных домах. То же самое отражено и в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а также в Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Помимо законодательных актов существует еще множество отраслевых методических рекомендаций, санитарных норм и технических, которые определяют политику государства в сфере ТБО.

Помимо всего – актуален вопрос о необходимости лицензирования деятельности, связанной с обеспечением сбора и вывоза ТБО.

Лицензия не требуется, если работа связана с накоплением отходов І–V категории опасности, а также при работе, связанной со сбором (использованием/обезвреживанием/транспортированием и размещением) отходов V категории опасности. Также нет необходимости в лицензии, если перемещение ТБО происходит с помощью каких-либо транспортных средств. При наличии у компании договора, который заключен с третьим лицом, на размещение отходов на полигоне лицензия тоже не нужна, т.к. сбор и перемещение ТБО освобождены от лицензирования.

У нас в стране практически не сортируется мусор, который образуется в связи с человеческой жизнедеятельностью, и относится этот мусор к ІV–V классу опасности. Часто среди вывозимых ТБО трудно определить их класс. Поэтому в подобных случаях необходима лицензия для сбора, перевозки, хранения, утилизации и обезвреживания.

Лицензии выделяются на следующие виды деятельности:

  • вывоз;
  • транспортировку;
  • утилизацию;
  • сбор;
  • полигон;
  • обеззараживание.

Закон РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требует наличия лицензии, когда осуществляется деятельность по накоплению, утилизации и использованию отходов І–ІV категории опасности. Орган, выдающий лицензии представлен, федеральной службой, которая осуществляет надзор в области природопользования. Лицензия оформляется в течение 2,5–3 месяцев, срок действия — бессрочная. Лицензию получают специализированные предприятия, у которых в наличии соответствующая техническая база, а также соблюдаются санитарно-эпидемиологические, экологические и других нормативные требования. За получением разрешения чаще всего обращаются в компании-посредники, которые занимаются сбором и представлением документов в необходимые инстанции.

Существующие группы потребителей:

  • бюджетные организации;
  • непосредственно население;
  • прочие.

Своя система образования тарифов существует для каждой группы. Например, для отдельно взятого человека тарифы устанавливаются относительно норм накопления ТБО. В органах местного самоуправления разрабатываются тарифы, которые изменяются только после прохождения специальной экспертизы. Безусловно, эта отрасль требует дальнейшего совершенствования. На сегодняшний день существует методика расчета тарифов на один кубометр, которая зависит от расстояния до места обезвреживания отходов и от марки автомобиля на котором их вывозят.

Основными пунктами подсчета затрат являются себестоимость работ и последующая прибыль.

Себестоимость включает в себя:

  • сбор и выгрузку отходов;
  • доставку ТБО до мест обезвреживания;
  • подъезды к домам с целью сбора ТБО;
  • нулевые пробеги.

Расчет нормативной себестоимости сбора и выгрузки отходов производится в расчете на 1 рейс по статьям:

  • основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с начислениями на социальное страхование;
  • амортизация;
  • горюче-смазочные материалы;
  • накладные расходы.

В себестоимость сбора-выгрузки также включается стоимость приема бытовых отходов в местах их обезвреживания.

[3]

По данным статистики: всего один человек за один год может произвести около трехсот килограммов мусора, который по большей части состоит из всевозможных видов пластика и использованной техники. Все это имеет длительный период распада, что, соответственно, наносит огромный вред окружающей среде все это долгое время. На сегодняшний день с утилизацией мусора связано много вопросов, которые затрагивают различные сферы жизни. А проблемы в организации учета часто влекут за собой превышение объемов ТБО, поскольку управляющие организации пытаются минимизировать свои затраты на вывоз ТБО. Результат очевиден — наличие огромного количества несанкционированных свалок по всей стране.

ФЗ № 89 о твердых бытовых отходах (ТБО): основные понятия, что регулирует?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ликвидация бытовых отходов – распространенная проблема, которая затрагивает каждого гражданина. Деятельность в представленной сфере регулируется нормативными актами различной юридической силы.

Федеральный закон о ТКО определяет виды и классы отходов, методы утилизации, экономическое регулирование, учет. Кроме этого, описываются меры наказания, которые понесет региональный оператор по утилизации ТБО при нарушениях.

Полный текст 89 федерального закона

Нормативные акты утилизации ТБО

Главная причина, по которой сбор и вывоз твердых бытовых отходов неэффективен заключается в применении устаревших методов, и из-за неправильной законодательной базы.

Процессы по удалению ТКО, регламентируется многочисленными нормативными документами: законами, кодексами, действующими санитарными нормами, техническими стандартами.

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Данный закон представляет собой главный правовой акт, отражающий государственную политику в отрасли ликвидации ТКО. Акт освещает правовые аспекты всех процессов, связанных с ликвидацией отходов.

Цель закона о вывозе твердых бытовых отходов заключается в создании условий для безопасной утилизации остаточных продуктов жизнедеятельности без нанесения существенного вреда окружающей среде.

Закон содержит 8 глав, в которых отражены:

[1]

  • Главные понятия об отходах (классификация ТКО, группы опасности).
  • Полномочия государства в отношении отходов.
  • Общие правила обращения с ТКО.
  • Принципы нормирования, учета, отчетности в сфере ликвидации отходов, нормативы накопления ТКО.
  • Принципы экономического регулирования.
  • Госнадзор в области ликвидации ТКО.
  • Ответственность за нарушения ФЗ о ТБО в 2018 году.
  • Переходные положения.
Читайте так же:  Регистрация через интернет порядок получения, документы и сроки

ФЗ №89 включает основные сведения об обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Закон, регламентирующий вывоз и утилизацию мусора в РФ

Правила ликвидации мусора промышленного и бытового происхождения описаны в ФЗ о ТКО № 89. Помимо этого, законодательство о сборе и утилизации ТКО и другими нормативными актами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вывоз мусора на мусороперерабатывающий завод

Утилизация твердых бытовых отходов

Нормы и правила ликвидации бытовых и промышленных остатков регулируется многочисленными законами.

К ним относятся:

  • ФЗ №7 “Об охране окружающей среды”.
    Включает обязанность операторов утилизации производить манипуляции с мусором с соблюдением требований безопасности.
  • ФЗ № 96 “Об охране атмосферного воздуха”.
    Включает правила и принципы переработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории полигонов с целью снижения вредного воздействия на атмосферу.
  • ФЗ № 52 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
    Регулируются условия сбора, транспортировки, ликвидации ТКО с учетом действующих санитарных норм.

Вывоз строительного мусора по закону

Вывоз мусора регулируется ФЗ 89 об отходах производства и потребления, а также законом об утверждении правил вывоза твердых и жидких бытовых отходов, в который были внесены изменения с 2017 года.

В число нормативных документов, регулирующих вывоз мусора, включают законы в жилищно-коммунальной области:

  • Жилищный кодекс РФ (ФЗ №188)
  • ФЗ № 210 (отражает основы регулирования коммунальных тарифов)
  • Постановление №155 от 10.02.1997 (утверждает правила вывоза твердых и жидких БО)
  • Постановление № 307 от 23.05.206 (порядок предоставления коммунальных услуг гражданам)

Федеральный закон о региональном операторе ТБО

Согласно федеральному закону о региональном операторе (ФЗ №89 ст. 24.6) сбор, перевозку, утилизацию или захоронение мусора осуществляют 1 или несколько региональных операторов.

Он определяется на основе конкурсного отбора на срок не превышающий 10 лет. При этом, юридическое лицо может быть лишено данного статуса при наличии веских оснований.

Услуги вывоза и утилизации ТКО должны осуществляться с учетом особенностей установленных санитарно-эпидемиологических норм с использованием спецтехники и ресурсов.

Деятельность оператора происходит на строго ограниченной территории, которую указывают при составлении договора-соглашения. В обязанности операторов входит соблюдение основных норм ликвидации ТКО, схем потоков, целесообразное распределение ресурсов и технических средств.

В соответствии с ФЗ № 210 об основах регулирования коммунальных тарифов, оплата вывоза ТКО осуществляется по единому тарифу на услугу регионального оператора, которая определяется исходя из численности, плотности населения, количества частных и многоквартирных зданий, промышленных предприятий, объемов отходов.

Утилизация ТКО регламентируется действующими нормативно-правовыми актами, за нарушение которых несется административная или уголовная ответственность. Поэтому предприятия, занятые в сфере ликвидации мусора, твердых или жидких остаточных продуктов, строительных остатков, опасных бытовых отходов, должны действовать в строгом соответствии с установленными законом нормами.

Новый порядок вывоза мусора из частного сектора

ТКО и частный сектор

В связи с выделением услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) в отдельную коммунальную услугу у собственников ТКО появилась обязанность заключать договор с региональным оператором (далее — РО). При этом отношения между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (МКД) и РО налажены и ясны.

Граждане, проживающие или владеющие собственностью в частном секторе, при применении нововведений в законодательство в «мусорной» сфере сталкиваются с рядом вопросов.

Отметим наиболее существенные:

  • Кто должен заключать договор с РО?
  • Как организовать сбор ТКО?
  • Как рассчитать стоимость услуги?
  • Как уменьшить плату по договору с РО?

Ответим на эти вопросы далее.

Кто должен заключать договор с РО в частном секторе

По правилу п. 8.1 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 договор с РО в жилых домах должна заключать организация, действующая от своего имени в интересах собственника такого жилого дома. Такими организациями могут быть всевозможные виды товариществ: ТСЖ, СНТ, а также коммерческие организации — по выбору собственника.

Однако в случае отсутствия централизованного управления в виде ТСЖ и пр. собственник ТКО обязан заключить договор с РО напрямую. Такая обязанность определена в законе (п. 4 ст. 24.7 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — закон № 89) и ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ). Она обусловлена спецификой требований к обращению с ТКО: о наличии лицензий, помещений, транспорта и пр.

Важно! Незаключение письменного договора с региональным оператором не снимает с собственника ТКО обязанности оплачивать оказываемые услуги.

Договор считается заключенным на 16-й рабочий день после его публикации на официальном сайте РО, а следовательно, обязанность оплачивать услуги возникает у собственника ТКО независимо от фактического подписания экземпляра договора.

Обратите внимание! В случае если собственником ТКО уже заключен договор на оказание услуг по вывозу мусора, он действует до заключения договора с региональным оператором (письмо Минстроя РФ от 22.02.2017 № 5554-АТ/04).

Подтверждением заключения договора, помимо молчания собственника ТКО, также является подписание его экземпляров и совершение конклюдентных действий.

Содержание договора с региональным оператором

Законом предусмотрена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (также утв. постановлением № 1156).

Согласно п. 25 Правил обращения с ТКО, утв. постановлением № 1156 (далее — Правила обращения с ТКО), существенными условиями договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО являются:

[2]

Специфика действия договора на вывоз мусора:

  • его срок не может быть больше срока, на который избран оператор;
  • в случае истечения срока действия договора, если одна или обе стороны не заявят о его расторжении, договор считается заключенным на прежних условиях на новый срок.

Обратите внимание! В отношениях с новыми собственниками или арендаторами жилых домов РО начинает выполнять свои обязанности с момента возникновения права собственности или иного права на пользование указанным жилым помещением (подп. «в» п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, далее — Правила предоставления коммунальных услуг).

Читайте так же:  Как определить рыночную стоимость аренды нежилого помещения

Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают, что договор с владельцем частного дома кроме указанного выше перечня также должен содержать (п. 148 (13)):

Как организовать сбор ТКО в частном секторе

Обращение с ТКО в частном секторе в значительной мере отличается от обращения с ТКО в МКД.

Так, лицом, ответственным за организацию и поддержание порядка в местах накопления ТКО в МКД, является управляющая компания или ТСЖ. В частном секторе вопрос решается несколькими способами:

  1. При наличии централизованного управления в виде ТСЖ и пр. ответственным лицом является управляющая организация, ТСЖ. Собственники ТКО осуществляют складирование ТКО в специально отведенных местах.
  2. При отсутствии ТСЖ или управляющей организации складирование ТКО производится:
  • либо на ближайшей контейнерной площадке, утвержденной органами местной власти совместно с РО в схеме обращения с ТКО;
  • либо в предоставленные РО пакеты или другие емкости (п. 10 Правил обращения с ТКО).

Напомним, что ответственность за ТКО переходит к РО только с момента загрузки ТКО в мусоровоз.

Обязанности собственников ТКО надлежащим образом организовать временное хранение ТКО корреспондирует ответственность:

  • за несоблюдение требований при обращении с ТКО — в виде штрафа на физлиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, далее — КоАП РФ);
  • сжигание отходов без специальных установок — в виде штрафа на физлиц в размере от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. (ст. 8.21 КоАП РФ).
  • специальная ответственность — за нарушение санитарных требований при хранении, вывозе, размещении ТБО (ст. 6.35, введенная в КоАП РФ с 17.06.2019 г.). Например, граждане, накапливающие отходы более 3-х суток (см. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88) могут быть оштрафованы на сумму 2-3 тыс. руб.

Как рассчитать стоимость услуги по вывозу ТКО

В п. 148 (30)) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно определяют порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО:

  • исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;
  • общей площади жилого помещения.

Важно! Если в доме никто не зарегистрирован, как постоянно, так и временно, стоимость оказания услуг РО будет рассчитываться исходя из количества собственников жилого дома (п. 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг).

На формулу расчетов стоимости услуг также влияет, ведется ли сортировка видов ТКО:

  • если раздельное накопление не ведется, расчет производится на основании нормативов накопления ТКО;
  • если собственники сортируют свои ТКО, расчет производится на основании объема вывезенных контейнеров.

При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае:

  • утверждения органом государственной власти субъекта РФ порядка раздельного накопления ТКО;
  • фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом такого субъекта видам отходов;
  • складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

Как уменьшить плату по договору с РО

Перерасчет платы по договору с РО можно произвести, если собственник или члены его семьи временно или постоянно не проживают в жилом помещении, а также длительно, больше 5 полных последовательных календарных дней, не появлялись дома. Для этого необходимо подать заявление на перерасчет и ряд подтверждающих документов, перечень которых есть в п. 93 Правил предоставления коммунальных услуг.

Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются (п. 97 Правил предоставления коммунальных услуг):

  • в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия — в платежных документах, формируемых в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
  • в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.

Законом также предусмотрены льготы по оплате вывоза мусора для семей с низкими доходами (малоимущих). Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Обращение с ТКО в частном секторе имеет ряд особенностей по сравнению с аналогичными отношениями РО и собственников ТКО — жителей многоквартирных домов и их представителей. В остальном же проведенная реформа направлена на улучшение качества оказываемых услуг по вывозу мусора.

Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников

Транспортирование и обработка бытовых отходов теперь самостоятельные коммунальные услуги наравне с отоплением и водоснабжением. Чтобы избежать административной ответственности, владельцы домов должны позаботиться о заключении договора об оказании услуги по обращению с отходами, а собственники квартир – убедиться в его наличии

В этом году в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая строка – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Прежде эта услуга входила в перечень общедомовых нужд, но в связи с так называемой мусорной реформой она была из него исключена. Теперь обращение с ТКО оплачивается отдельно, как вода и электричество (подробнее об этом читайте в публикации «Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить»).

Обязательно ли заключать договор о вывозе мусора?

Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО. По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.

В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.

Кто должен заключать договор?

Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.

При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).

Читайте так же:  Существует ли срок давности по алиментам на детей

Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.

Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.

Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора. В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО. В этом случае к ответственности собственника не привлекут.

Что представляет собой договор?

Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.

Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов 1 . Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).

Региональный оператор вправе отказать в заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО?

Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.

Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.

Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е. он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора. Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.

Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение 2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.

Как собственникам частных домов решить вопрос о вывозе мусора?

У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.

В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.

Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным. Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ). Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.

Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.

1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).

Видео (кликните для воспроизведения).

2 Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. по делу № АКПИ19-128.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

  2. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.

  3. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
  4. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
Законодательство об оказании услуги по вывозу тбо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here