Законодательство рф в сфере миграции

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Законодательство рф в сфере миграции". Актуальность информации в 2020 году вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Федеральное законодательство в сфере миграции

В процессе анализа и обобщения результатов исследования федерального законодательства России в сфере миграции установлено, что оно:

Причем в наибольшей степени разработаны действующие с февраля 1993 г. законодательные акты «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», определившие базовые подходы к решению проблем вынужденных мигрантов и к созданию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы приема и обустройства вынужденных мигрантов, предоставления им гарантий социальной защиты и жилищного обустройства и др.

В декабре 1993 г. утверждены: а) указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» 1 , на основе которого и последующих постановлений Правительства РФ были созданы посты иммиграционного контроля (114 ПИК) в пунктах пропуска (149) через государственную границу РФ, а также подразделения по работе с вынужденными мигрантами; б) указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» [11] [12] , в развитие которого приняты постановления Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 [13] и от 25 ноября 1995 г. № 1095 [14] . На основании этих актов осуществлялось лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за рубежом.

Важными направлениями совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей внешнюю трудовую миграцию, являются подготовка и реализация международных договоров России. Это служит инструментом упорядочения процесса привлечения иностранных работников и социальной защиты российских трудящих- ся-мигрантов, осуществляющих на законных основаниях трудовую деятельность за рубежом.

Вместе с тем наиболее урегулированной российским законодателем в сфере миграции является вынужденная миграция. К основным подзаконным актам в правоотношениях с вынужденными мигрантами относятся постановления Правительства РФ:

  • • от 22 января 1997 г. № 53 «Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев»;
  • • от 28 января 1997 г. № 106 «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья»;
  • • от 16 июня 1997 г. № 724 «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем»;
  • • от 16 июня 1997 г. № 725 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства и признании его вынужденным переселенцем, и вынужденному переселенцу в обеспечении проезда, провоза багажа к новому месту пребывания или месту жительства»;
  • • от 22 февраля 1997 г. № 199 «Об утверждении Порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца»;
  • • от 8 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» и др.

Например, только для реализации Закона РФ «О беженцах» в 1998 г. были приняты пять постановлений Правительства РФ:

  • • от 19 января 1998 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации»;
  • • от 30 июня 1998 г. № 679 «Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами»;
  • • от 7 октября 1998 г. № 1162 «О проездном документе беженца»;
  • • от 23 мая 1998 г. № 484 «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу»;
  • • от 23 мая 1998 г. № 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства и признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания».

Вскоре были приняты другие нормативные правовые акты — постановления Правительства РФ: от 9 апреля 2001 г. № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании»; от 7 июня 2001 г. № 448 «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами» и др.

Вследствие глобального характера миграционных правоотношений в области вынужденной миграции потребовалось урегулировать межгосударственные отношения. В этих целях с 1993 г. разработаны, а с 1994 г. ратифицированы Федеральным собранием РФ двусторонние соглашения о регулировании переселений с Таджикистаном, Туркменией, Грузией, Латвией, Эстонией, Кыргызстаном, Межгосударственное соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам и др. Основные идеи таких соглашений заключаются в гармонизации национальных законодательств в области вынужденной миграции, в воспрещении введения односторонних ограничений на свободу передвижения людей в условиях экстренной массовой миграции.

Однако наиболее массовые по количеству участников соответствующих правоотношений — процессы-«миллионники» (ежегодно): иммиграция (13—14 млн лиц, из них 30—35% пересекают рубеж государственной границы неоднократно), расселение (4—5 млн россиян), внешняя трудовая миграция (примерно 4 млн иностранцев и апатридов), противодействия нелегальной миграции (примерно 2 млн лиц) — до сих пор не имеют ни одного их регулирующего законодательного акта за все 20 лет современной России. В то же время зарубежные миграционные системы, как правило, ориентированы на урегулирование именно указанных миграционных процессов.

Миграциология

Региональное законодательство в сфере миграции

Анализ регионального законодательства в сфере миграции показал, что в некоторых субъектах Федерации ранее были приняты законодательные акты, противоречащие нормам Конституции РФ и федеральному законодательству (например. Закону «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»). Эта ситуация была выправлена в начале функционирования терорганов ФМС России с 1 января 2006 г.

Кроме выделенных нами законодательных и иных нормативных правовых актов, органами исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях издаются организационно- методические документы: ведомственные приказы, положения, инструкции, циркулярные письма, разъяснения и т.п. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без их официального опубликования.

Определенные усилия по контролю за соблюдением миграционного законодательства предпринимают органы прокуратуры. Приоритетным направлением в их деятельности является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина министерствами и ведомствами, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления.

Аналогичные ограничения прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев на свободу передвижения и выбор места жительства имелись в Краснодарском крае, Брянской, Вологодской, Самарской, Сахалинской, Томской, Ульяновской и других областях 3 Ограничение прав имело место в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Татарстане, в Краснодарском и Ставропольском краях. Московской и Ростовской областях, в г. Москве. См., например: Мукомель В.И. Правовые основы и практика регулирования миграции в субъектах Федерации // Миграция. 1997. № 35. С. 15—25. . Оно было предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, указавшем, что ограничение прав личности на свободу передвижения и выбор места жительства возможно в соответствии с ч. 3 ст. 55 и 56 Конституции РФ и федеральными законами.

Читайте так же:  Как подать иск в суд на развод

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении федерального центра и субъектов Федерации находятся вопросы: пребывания мигрантов; защиты прав и свобод человека и гражданина; защиты прав национальных меньшинств; обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон и др. Конституция РФ (п. 4 ст. 76) наделила субъекты Федерации правом осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. При этом субъекты Федерации используют предоставленное им Конституцией право и издают акты, регулирующие миграционные процессы, нередко идущие вразрез с нормами федерального законодательства.

Безусловно, регулирование миграционных правоотношений вследствие их многообразия и огромного количества участвующих лиц весьма противоречиво. Возникновение правовых пробелов и коллизий между федеральным и региональным законодательством по вопросам формирования и реализации миграционной политики объективно и неизбежно в современных условиях, ибо миграционное законодательство (как и стадия формирования людьми своих миграционных намерений) очень динамично. Кроме того, важнейшей задачей в сфере миграции является приведение правоприменительной практики и оказания государственных услуг в соответствие с действующим законодательством и административными регламентами.

Современное состояние миграционного законодательства РФ

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Современное состояние миграционного законодательства РФ

The current status of the migration legislation of Russian Federation

Xenia Minakova

graduate student, Baikal State University, Russia, Irkutsk

Аннотация. В статье рассматриваются основополагающие законодательные акты РФ в сфере миграции, особенности регулирования миграционных процессов в России, обозначены проблемы отечественного миграционного законодательства.

Abstract.The article deals with Basic legal acts of Russian Federation in the field of migration, special features governing of migration processes in Russia, outlines the challenges of national migration legislation.

Ключевые слова: миграционная политика; законодательство РФ; миграция; защита прав мигрантов; миграционные процессы; мигранты.

Keywords: migration policy; legislation of the Russian Federation; migration; protection of migrants’ rights; migration processes; migrants.

На сегодняшний день неотъемлемым фактором, влияющим на различные отношения между государствами, являются миграционные процессы. Миграция — естественный процесс для любого государства. Чтобы извлечь из него максимум пользы для страны, контролировать передвижение граждан и иностранцев и обеспечить соблюдение их прав, необходимы прогрессивные нормы. Россия в этом плане не является исключением. Федеральная служба государственной статистики в июле 2017 года опубликовала документ, в котором сказано, что по состоянию на 1 июня 2017 года численность населения в России составила 146,8 миллиона человек. Это на 31,1 тысячу меньше, чем в начале года. Причина этому стал рост естественной убыли населения. Между тем, миграционный прирост в этом году компенсировал на 72% естественную убыль. Исходя из этих данных, можно сказать о том, что проблема миграции в нашей стране становится все актуальней и требует оперативного регулирования. Поэтому все больше уделяется внимание законодательному обеспечению миграционной политики РФ.

Все источники миграционного права РФ условно можно поделить на следующие две группы:

— международно-правовые соглашения в сфере миграции;

— национальное законодательство в сфере миграции.

В первую очередь в систему источников международного миграционного права РФ входят такие общепризнанные международные акты, как Декларация прав человека 1948 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция ООН о сокращении без гражданства 1961 г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. и др. [3, с.34].

В Российском миграционном законодательстве значение имеют следующие нормативно-правовые акты:

1) Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» [8]. Данный Закон обозначает понятие «вынужденный переселенец», его статус, устанавливает их социальные, экономические и правовые гарантии защиты прав и законных интересов на территории РФ. Обозначено международное взаимодействие с иностранными государствами по проблемам вынужденных переселенцев. Нужно отметить, что данный закон можно также применить к гражданам России в странах нового зарубежья и к внутрироссийским беженцам.

2) Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» [7]. Предметом регулирования данного Закона является определение оснований и порядка признания беженцем на территории РФ, а также установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и интересов лиц, признанных беженцами. Закон не касается потока беженцев внутри страны, так как относится только к зарубежным мигрантам и имеет незначительный диапазон действия.

3) Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [9]. В данном нормативно-правовом акте устанавливаются основы регулирования выезда из России и въезда на ее территорию.

4) Федеральный Закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» [10], в котором устанавливаются принципы гражданства; основания, условия и процедура приобретения и прекращения гражданства и т.д.

5) Федеральный закон от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [11], целью данного закона является определение правового положения иностранных граждан в России во время пребывания в России, а также в процессе осуществления трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

6) Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [12]. Закон регулирует отношения, возникающие при учете перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовое регулирование миграции осуществляется также рядом других нормативных актов, в том числе отдельные специальные указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, например Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», принятый 30 декабря 2015 года [13]: изменения предусматривают уточнение порядка предоставления документов, необходимых для признания лица вынужденным переселенцем, а также основания для продления срока действия статуса вынужденного переселенца или утраты либо лишения такого статуса. В связи с достаточно напряженной миграционной ситуацией последние годы, все чаще поправки и изменения в нормативно-правовые акты касаются упрощения различных бюрократических процедур и ужесточения ответственности за нелегальную миграцию. Так, например, в июле 2017 года Государственная Дума упростила получение гражданства украинцам, Закон вступает в силу с 1 сентября 2017 года.

Особое место в системе национального законодательства занимает Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом РФ 13 июня 2012г. Целью утверждения данной Концепции было, прежде всего, обеспечения национальной безопасности, максимальной защищенности и благополучия населения Российской Федерации [5]. Концепцией определены следующие приоритеты:

Читайте так же:  Оформление регистрации собственника доли

а) привлечение в РФ дополнительных трудовых ресурсов по необходимым специальностям для трудоустройства в конкретных регионах;

б) упорядочение миграционных потоков;

в) создание социальных условий для прибывших в страну мигрантов, а также защиты их прав органами государственной власти;

г) активная работа государственных структур, различных общественных организаций по пресечению криминализации и вовлечения мигрантов в преступную деятельность;

д) осуществление программы по переселению русскоязычного населения из стран бывшего СССР, сокращение оттока высококвалифицированных специалистов из России [1, с.293].

На данный момент Концепция проходит второй этап реализации (с 2016 по 2020 год), который предусматривает принятие дополнительных программ для реализации миграционной политики РФ, обобщение и анализ принятых нормативно-правовых актов в рамках реализации данной Концепции и расширение использования инновационных технологий для обработки статистических данных в области внутренней и международной миграции и для анализа миграционной ситуации в РФ. Дополнительно, в 2015 году, было принято распоряжение Правительства РФ №2122-р, которым был утвержден План по реализации второго этапа Концепции. В Плане прописаны сроки подготовки нормативно-правовых актов в связи с принятием федеральных законов, запланированных на первом этапе реализации Концепции, а также законопроектов, предусматривающих совершенствование институтов разрешения на временное проживание, вида на жительство и другие. Также План предусматривает международное сотрудничество, которое основывается на заключение соглашений о временной трудовой деятельности, об организованном наборе граждан для работы в РФ и о взаимном признании медицинских документов. Реализация Плана возложена на ФМС РФ с последующим ежегодным представлением о ходе его выполнения [6].

Миграция, как острая и актуальная проблема настоящего времени, имеющая глобальный характер, требует устранения существующих противоречий между многочисленными международными договорами и национальным законодательством РФ. Несмотря на то, что систематизация нормативно-правовых актов миграционного законодательства может коснуться только тех вопросов, которые в настоящее время уже урегулированы законами, и, соответственно, принятие Миграционного кодекса лишь усилит административно-правовую природу миграционного права, где в методах правового регулирования будут преобладать императивные начала [4, c.103], принятие единого, основополагающего законодательного акта необходимо. На основе единого кодифицированного законодательства будет эффективней привести в систему все миграционное законодательство. И в условиях существующей Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, именно потому что она имеет некую универсальность и основу для законодательного регулирования миграции в РФ, реально создать единый кодифицированный законодательный акт на данном этапе развития миграционного законодательства РФ.

Миграциология

Федеральное законодательство в сфере миграции

В процессе анализа и обобщения результатов исследования федерального законодательства России в сфере миграции установлено, что оно:

а) развивает соответствующие нормы конституционного права (например, Федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» — ст. 27; Федеральный закон «О персональных данных» — ст. 24; указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» и др.);

б) обеспечивает правовое регулирование миграционных процессов — «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии» и др.;

в) направлено на проектирование миграционных намерений — «О миграционном учете иностранных граждан», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

г) регулирует вопросы приживаемости переселенцев в местах их вселения — «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др.

Причем в наибольшей степени разработаны действующие с февраля 1993 г. законодательные акты «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», определившие базовые подходы к решению проблем вынужденных мигрантов и к созданию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы приема и обустройства вынужденных мигрантов, предоставления им гарантий социальной защиты и жилищного обустройства и др.

В декабре 1993 г. утверждены: а) указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля», на основе которого и последующих постановлений Правительства РФ были созданы посты иммиграционного контроля (114 ПИК) в пунктах пропуска (149) через государственную границу РФ, а также подразделения по работе с вынужденными мигрантами; б) указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», в развитие которого приняты постановления Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. №1418 и от 25 ноября 1995 г. №1095. На основании этих актов осуществлялось лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за рубежом.

Важными направлениями совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей внешнюю трудовую миграцию, являются подготовка и реализация международных договоров России. Это служит инструментом упорядочения процесса привлечения иностранных работников и социальной защиты российских трудящихся-мигрантов, осуществляющих на законных основаниях трудовую деятельность за рубежом.

Вместе с тем наиболее урегулированной российским законодателем в сфере миграции является вынужденная миграция. К основным подзаконным актам в правоотношениях с вынужденными мигрантами относятся постановления Правительства РФ:

  • от 22 января 1997 г. № 53 «Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев»;
  • от 28 января 1997 г. № 106 «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) житья»;
  • от 16 июня 1997 г. № 724 «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем»;
  • от 16 июня 1997 г. № 725 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства и признании его вынужденным переселенцем, и вынужденному переселенцу в обеспечении проезда, провоза багажа к новому месту пребывания или месту жительства»;
  • от 22 февраля 1997 г. № 199 «Об утверждении Порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца»;
  • от 8 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» и др.

Например, только для реализации Закона РФ «О беженцах» в 1998 г. были приняты пять постановлений Правительства РФ:

  • от 19 января 1998 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации»;
  • от 30 июня 1998 г. № 679 «Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами»;
  • от 7 октября 1998 г. № 1162 «О проездном документе беженца»;
  • от 23 мая 1998 г. № 484 «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу»;
  • от 23 мая 1998 г. № 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства и признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания».

Вскоре были приняты другие нормативные правовые акты — постановления Правительства РФ: от 9 апреля 2001 г. № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании»; от 7 июня 2001 г. № 448 «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами» и др.

[1]

Вследствие глобального характера миграционных правоотношений в области вынужденной миграции потребовалось урегулировать межгосударственные отношения. В этих целях с 1993 г. разработаны, а с 1994 г. ратифицированы Федеральным собранием РФ двусторонние соглашения о регулировании переселений с Таджикистаном. Туркменией, Грузией, Латвией, Эстонией, Кыргызстаном. Межгосударственное соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам и др. Основные идеи таких соглашений заключаются в гармонизации национальных законодательств в области вынужденной миграции, в воспрещении введения односторонних ограничений на свободу передвижения людей в условиях экстренной массовой миграции.

Читайте так же:  Стимулирующие выплаты медработники суд

Однако наиболее массовые по количеству участников соответствующих правоотношений — процессы-«миллионники» (ежегодно): иммиграция (13—14 млн. лиц, из них 30—35% пересекают рубеж государственной границы неоднократно), расселение (4—5 млн. россиян), внешняя трудовая миграция (примерно 4 млн. иностранцев и апатридов), противодействия нелегальной миграции (примерно 2 млн. лиц) — до сих пор не имеют ни одного их регулирующего законодательного акта за все 20 лет современной России. В то же время зарубежные миграционные системы, как правило, ориентированы на урегулирование именно указанных миграционных процессов.

Какие нововведения в миграционном законодательстве РФ в 2019 году

Перемены, происходящие в мире, стимулируют миграционную активность. Потоки иностранцев, пересекающих государственные границы, требуют ежедневных координационных усилий. Актуальным остаётся вопрос защиты интересов россиян. Законодательство в сфере миграции РФ регулярно обновляется, 2019 год не стал исключением.

Миграционная политика России

Видео (кликните для воспроизведения).

Привлекательность РФ для переселенцев пока остаётся сравнительно невысокой. Государственная миграционная политика РФ направлена на улучшение демографии, экономического процветания страны. Эти вопросы регулируются специальной Концепцией, утвержденной Президентом России 13 июня 2012 года, на срок до 2025 года. Основные положения законодательства РФ в сфере миграции преследуют такие цели:

  • обеспечение прав международных граждан с исключением дискриминации любого типа;
  • развитие рынка труда;
  • создание рабочих мест, развитие процесса приобретения патентов;
  • стимулирование прибытия в РФ людей молодого поколения, специалистов высокой квалификации;
  • совершенствование процесса получения вида на жительство;
  • упрощение норм въезда, оформления документов, процедуры регистрации;
  • оказание содействия вынужденным мигрантам;
  • контроль процессов незаконной миграции;
  • активный мониторинг и информирование населения по данному вопросу.

По итогам реализации этих положений планируется обеспечение широкого притока населения в области Дальнего Востока и Сибири.

Какие существуют виды миграции

Законы о переселенцах формировались ещё со времён Российской империи. Современная политика в этой области обеспечивается рядом российских законов, постоянно обновляющихся и совершенствующихся. Виды миграции:

  • потоки перемещений внутри страны;
  • приезд граждан из других государств.

На уровне отдельного государства процессы обеспечиваются внутренними нормативными актами. Порой законы, нормативные акты, касающиеся прав иностранцев, вступают в противоречие друг с другом. Поэтому возникла необходимость консолидировать их в единый документ. В данное время МВД разрабатывает миграционный кодекс РФ, который будет регулировать вопросы по различным видам перемещений граждан.

Что нового в 2019 году

Требования к пребывающим в РФ лицам постоянно меняются. В рамках упомянутой выше Концепции, последние изменения и некоторые дополнения в законодательной сфере касаются таких вопросов, как:

  • совершенствование миграционного учёта;
  • ежегодное обновление медицинских полисов;
  • повышение цен на патенты;
  • использование дактилоскопии;
  • изменение квот;
  • использование системы Tax free (читается как такс-фри; это компенсации НДС иностранцам).

27.06.18 президентом РФ В.В. Путиным был подписан новый закон для мигрантов № 163-ФЗ, вносящий изменения в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации». Изменения состоят в следующем.

  1. Часть 1 ст. 2, пункт 4. В данном разделе, посвящённом миграционному учёту и расселению, конкретизируется значение понятия «место пребывания». Имеется в виду адрес фактического проживания с регулярным использованием его иммигрантом для отдыха и сна. Чтобы зарегистрировать иностранного рабочего, фирма обязана предоставить спальное место и обеспечить другие, законодательно предписанные условия. Предусмотренные меры способствуют снижению доли теневого сектора, борьбе со случаями регистрации по месту офисов.
  2. Пункт 7 статьи 2. Пригласить в Россию родственников могут теперь иностранные граждане, если они признаны специалистами высокого класса и имеют в России собственное жильё. Это способствует удержанию необходимых узкоспециализированных кадров.
  3. Статья 21. Изменились основания учёта. Он должен производиться по месту:
  • фактического нахождения гражданина;
  • организаций соцобслуживания, медицинской помощи;
  • учреждений по исполнению наказаний.

В любом из этих мест иностранец обязан быть поставлен на учёт. Особое внимание в 2019 году уделяется категории иностранных специалистов высокого класса. Ограничения по найму рабочих в определённые трудовые сферы сохраняются в объёме 2019 года.

С 1.07.2019 вступили в силу изменения по дактилоскопической регистрации согласно № 498-ФЗ. Также в текущем году произошло снижение квот на проживание по сравнению с прошлым (примерно на 20 тыс.) Сохраняется право субъектов устанавливать собственные региональные квоты. С 1.01.2019 граждане многих государств получили право возвращения НДС по совершённым в РФ покупкам.

Постановление правительства РФ о миграционной карте от 2004 г. остаётся актуальным до сих пор. На территории нашей страны установлен определённый порядок её использования. Получить миграционную карту следует при въезде в РФ на пункте погранконтроля. Заполняется бланк прибывающими в Россию иностранцами. В карте делаются отметки о въезде. Документ предъявляется для регистрации и остаётся у иностранца на всё время пребывания. При выезде из РФ миграционная карта сдаётся в пограничном пункте.

Порядок въезда и выезда из страны

Пересечение границы России законодательно регламентировано. Чтобы избежать депортации, так называемый закон о мигрантах нужно знать и соблюдать. Въезд и убытие регулируются № 111-ФЗ от 7 июня 2019 года. Любой иностранец (кроме жителей Украины) обязан иметь заграничный паспорт. Правила въезда:

  • граница пересекается в специально отведённых местах;
  • при её пересечении заполняется миграционная карта;
  • при себе нужно иметь личные документы и визу (не во всех случаях);
  • производится регистрация в миграционной службе в течение 7 дней.

Перемещения граждан бывших советских республик имеют свои нюансы (например, отсутствие необходимости в миграционной карте, визе). Въезд может быть запрещён, если не будет выполнено одно из условий:

  • оформление визы;
  • соблюдение санитарных норм, таможенных правил;
  • исключение предоставления ложных сведений;
  • отсутствие нарушений законодательства в предыдущие визиты в РФ;
  • подтверждение финансовой состоятельности.
Читайте так же:  Как соотносятся понятия обязательство обязанность и долг

Отказ во въезде способствует сохранению безопасности, порядка. Покинуть пределы страны надлежит не позднее назначенного срока.

Тестирование по русскому языку

Въезжая в РФ, иностранный гражданин должен строго соблюдать сроки пребывания. Для их продления, как правило, следует пройти тестирование на определение уровня владения русским языком, знание норм права и истории России. Миграционное законодательство РФ устанавливает исключения для следующих категорий:

  • носители русского языка;
  • несовершеннолетние (недееспособные) люди;
  • высококвалифицированные специалисты;
  • граждане пожилого возраста.

Удовлетворительные результаты такого экзамена способствуют интеграции приезжих в российский социум.

Оформление медицинского полиса

Законы для прибывающих иностранных граждан в 2019 году требуют наличия такого документа при въезде на территорию России. Это установлено от 15.08.1996 N 114-ФЗ. Решение предоставляет мигрантам возможность получения медицинских услуг в посещаемой стране. Полис ДМС, начиная с 2019 года, оформляется до завершения текущего года. В начале каждого следующего года необходимо получать новый.

Основные направления государственной миграционной политики, требования российского миграционного законодательства и ответственность за его нарушения

Рубрикатор

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Законодательство Российской Федерации в сфере миграции

Федеральные законы

Постановления Правительства РФ

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Законодательство

Законы по миграции

Правовая база миграционной политики в России включает в себя:

— федеральное и региональное законодательство;

— подзаконные акты для конкретизации норм законодательства непрямого действия, утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации;

— указы Президента Российской Федерации;

— международные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, регламентирующие взаимоотношения государств в отношении внешней миграции.

Внутреннее законодательство для реализации государственной миграционной политики опирается на нормы общепризнанного международного права в области миграции, к которым государство присоединилось официально и взяло на себя обязательства по их выполнению.

Нормы миграционного законодательства регламентируют:

— правовой режим въезда, переселения и адаптации наиболее проблемных категорий мигрантов;

— права мигрантов на получение поддержки в период адаптации на новом месте жительства;

— меры ограничительного и контрольного характера для обеспечения иммиграционного контроля на территории государства;

— права и обязанности иностранных работников и работодателей, использующих их труд на территории государства.

Региональное законодательство не должно противоречить федеральному. Региональное законодательство направлено лишь на решение специфических региональных миграционных проблем, но исключительно в целях достижения результатов, провозглашенных на федеральном уровне.

Первые законодательные и подзаконные акты, которые заложили правовые основы реализации миграционной политики, были разработаны в начале 1990-х гг., тогда же происходило и формирование структур, призванных их реализовывать. В 1993 г. были приняты законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». С учетом изменения ситуации и появления новых подходов к пониманию регулирования миграционных процессов в дальнейшем в эти законы были внесены серьезные изменения, а также разработаны другие законодательные акты по проблемам миграции.

Изменения и дополнения в Закон «О беженцах», принятые в 1997 г., были продиктованы необходимостью приведения законодательной базы, регулирующей миграцию иностранных граждан в Российскую Федерацию, в соответствие с Конституцией РФ, нормами международного права, с учетом четырехлетней практики применения действующего законодательства. Новая редакция закона регулирует правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в силу объективных причин покинули свои страны и ходатайствуют о признании их беженцами в России. Данный закон не затрагивает правового положения граждан Российской Федерации, вынужденно переселяющихся в Россию из республик бывшего СССР. Их правовой статус, меры государственной поддержки и социальной защиты определены, как упоминалось выше, Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах».

Названные выше законы и нормативные акты по их реализации регламентируют основные направления государственной политики по отношению к двум категориям мигрантов — беженцам и вынужденным переселенцам.

Федеральная миграционная программа стала инструментом реализации государственных обязательств, определенных федеральными законами «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах». В ней были определены те категории вынужденных мигрантов, которым государство должно было обеспечить гарантированную помощь.

Наиболее проработанное законодательство в сфере миграции в России охватывает область вынужденной миграции. Для реализации законов о беженцах и вынужденных мигрантах были приняты специальные постановления Правительства Российской Федерации (часть из которых действует до сих пор). Приведем их краткий перечень.

[2]

Перечень постановлений Правительства Российской Федерации по реализации федеральных законов «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах»

«О вынужденных переселенцах»:

5. от 16.06.1997 г. № 725 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденному переселенцу в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту пребывания или месту жительства» — действующее;

11. от 23.05.1998 г. № 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания» — действующее;

Помимо внутренних нормативных документов, обеспечивающих проведение миграционной политики, необходимо регулирование соответствующих межгосударственных отношений. Для межгосударственного правового регулирования миграционных процессов начиная с 1993 г. были разработаны, заключены, а с 1994 г. — ратифицированы Федеральным собранием Российской Федерации двусторонние соглашения о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев с Таджикистаном, Туркменией, Грузией, Латвией, Эстонией, Киргизией, а также Межгосударственное соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

В последние годы наряду с проблемой вынужденной миграции достаточно остро стоит вопрос о регулировании привлечения иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию.

Проект Федерального закона «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» был разработан в соответствии с планом мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996— 1997 гг. и согласно Федеральной миграционной программе. Практически одновременно МВД России разработало проект Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан».

Читайте так же:  Как составляется долговая расписка

Приток в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства, составляющих различные категории, после распада СССР и образования «прозрачных» границ практически не контролировался и остается нерегулируемым до сих пор. В эту категорию входят лица в основном из неблагополучных стран: африканского континента, Ближнего и Среднего Востока, Азии и других регионов, прибывающие в Россию, как правило, через территории государств нового зарубежья. Большинство иммигрантов не вступают в контакты с органами власти, пока не попадают в поле зрения правоохранительных структур.

Поэтому была начата разработка проекта Федерального закона «Об иммиграции в Российскую Федерацию», который мог бы обеспечить государственный контроль за всеми категориями иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию России, установить единую систему регулирования и ее основные функции, определить перечень органов исполнительной власти, участвующих в регулировании иммиграционных процессов, и их компетенцию. Этот законопроект был внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

В начале XXI в. был принят ряд важных документов, регулирующих миграционные процессы. Среди них — Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики (2002 г.) и утвержденное на его основе «Положение о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних РФ» (2002 г.) и др.

Можно сказать, что среди принятых в этот период документов самым существенным был Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ», в который дважды вносились изменения в 2003 г. (30 июня и 11 ноября).

Проект этого закона после долгих дебатов в Федеральном собрании РФ был одобрен и представлен на подпись президенту еще в 1998 г., но не был подписан и не вступил в силу. По нему продолжалась работа до 2002 г. В целом Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» направлен на борьбу с нелегальной миграцией и усиление роли органов внутренних дел в контроле за въездом и пребыванием иностранцев на территории России. Закон в значительной мере усложняет порядок получения вида на постоянное жительство, при этом не делается существенных различий между гражданами бывшего СССР и дальнего зарубежья. В этом законе даны основные понятия, связанные с правовым положением иностранных граждан в Российской Федерации.

В развитие основных положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ» был принят ряд таких важных документов, как:

14. постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2002 г. № 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

15. постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу»;

16. постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2003 г. № 658 «Об утверждении на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

17. постановление Минтруда России от 29 апреля 2003 г. № 23 «Об утверждении порядка подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

18. приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 29 ноября 2002 г. № 238/1205/397 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2003 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

19. приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 11 июля 2003 г. № 169/588/216 «О внесении изменений в приложение к совместному приказу Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 29 ноября 2002 г. № 238/1205/397 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2003 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельн ости »;

20. приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 21 ноября 2003 г. № 288/917/349 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

21. приказ Минтруда России от 15 июля 2003 г. № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников» и др.

D основе федерального и регионального законодательства по порядку привлечения иностранной рабочей силы лежит принцип ежегодного квитирования иностранной рабочей силы по отраслям и регионам в зависимости от потребностей (заявок работодателей).

Важным моментом было включение в систему федеральных органов исполнительной власти федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, с подчинением Федеральной миграционной службы МВД России Президенту РФ и передачей ей правоприменительных функций, функций по контролю и надзору и функций по оказанию государственных услуг в сфере миграции от МВД (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Источники: Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика. (Приложение к журналу «Миграция в России»). М., 2001. С. 43 — 52. Регент Т.М. Иммиграция в Россию: проблемы регулирования. М.: Гуманитарий, 1997. С. 7-8.

Видео (кликните для воспроизведения).

Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.

Источники


  1. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.

  2. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

  3. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
  4. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
  5. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
Законодательство рф в сфере миграции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here